Программа профориентационной работы в ГАПОУ СО «Слободотуринский аграрно-экономический техникум»
Актуальность и социально- экономическая значимость программы
В период рыночной экономики, развития конкурентных взаимоотношений чрезвычайно актуальным является создание системы профориенационной работы в образовательном учреждении с учетом направленности профессиональной подготовки, экономических, региональных особенностей.
С целью создания системы профориентационной деятельности, эффективной для формирования активной, социально-ответственной, всесторонне развитой личности специалиста, востребованного на рынке труда, в образовательном учреждении среднего профессионального образования Свердловской области “Слободотуринский аграрно-экономический техникум” (далее – Техникум) разработана Программа профориентационной работы на период с 2019 по 2020 годы.
Цели программы:
-повышение конкурентоспособности Техникума через постоянную и целенаправленную работу с потенциальными потребителями образовательных услуг и обеспечение максимального притока абитуриентов;
-повышение имиджа Техникума через рекламную деятельность, привлечение работодателей к совместным мероприятиям, привлечение к профориентационной работе студентов;
-упрочение системы взаимоотношений между Техникумом, школами, образовательными учреждениями, предприятиями, Центром занятости на основе сочетания интересов всех заинтересованных сторон.
Задачи программы:
-совершенствование системы профориентационной работы Техникума;
-поиск и внедрение активных методов работы с абитуриентами;
-обеспечение качественного набора абитуриентов;
-формирование информационной среды профессиональной ориентации;
-повышение информированности учащихся школ о востребованных специальностях, профессиях;
-осуществление работы по развитию маркетинговых и социологических исследований;
-эффективное использование бюджетных средств на подготовку специалистов
Целевая аудитория:
- учащиеся школ 1-11 классов;
- воспитанники Комплексного центра;
-родители (законные представители);
- выпускники школ, стоящие на учете в Центре занятости населения.
Особенности организации профориентационной работы в Техникуме
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Слободотуринский аграрно-экономический техникум» (далее – Техникум) является образовательным учреждением, реализующим профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с лицензией на право ведения образовательной деятельности.
Техникум реализует такие основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования:
1. Программы профессиональной подготовки слушателей:
o Рабочий зелёного строительства
o Рабочий по комплексному обслуживанию зданий, сооружений (БФ)
o Кухонный рабочий (БФ)
2. Программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих:
o Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства
o Автомеханик
o Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))
o Мастер по обработке цифровой информации
o Социальный работник (БФ)
o Повар, кондитер (БФ)
3. Программы подготовки специалистов среднего звена:
o Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
o Механизация сельского хозяйства
o Электрификация и автоматизация сельского хозяйства
o Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)
o Технология продукции общественного питания
o Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров
o Программирование в компьютерных системах
Профориентационная работа Техникума направлена на организацию устойчивых связей между Техникумом, образовательными учреждениями и предприятиями района, развитие интереса абитуриентов к освоению специальностей и профессий, что в дальнейшем должно способствовать формированию профессиональной компетентности выпускников, повышению качества их подготовки. Профориентационная работа осуществляется на основе разработанной программы освоения рынка образовательных услуг и планомерно ведется по следующим направлениям:
· взаимодействие со школами Слободо-Туринского района и их педагогическими коллективами ;
· общение с родителями, которое осуществляется в Дни открытых дверей, на родительских собраниях;
· выездные студенческие агитбригады в школы района;
· взаимосвязь с общественными организациями;
· анализ спроса регионального рынка образовательных услуг;
· сбор и обобщение сведений о школах близлежащих районов области (руководство, специфика школ, контингент и его социальный состав);
· оценка эффективности проведенных мероприятий по профориентации;
· размещение информации на сайте в системе Интернет.
Эффективной формой профориентации является личное общение преподавателей с потенциальными студентами и их родителями, умение заинтересовать, привлечь внимание и подвести к мысли о необходимости выбора именно этой специальности, профессии. Необходимо аргументировать престижность предлагаемой специальности, профессии, целесообразность дальнейшего продолжения обучения, возможность трудоустройства.
Преподавателями техникума проводятся групповые и индивидуальные консультации, в ходе которых осуществляется диагностика, даются рекомендации по формированию адаптивного поведения на рынке труда и проблемам профессионального обучения.
В течение года в Техникуме планируется провести мероприятия по теме «Выбор профессии – это гарант успеха в жизни» с выпускниками школ с целью повышения мотивации и оказания помощи в выборе рабочей профессии или специальности.
Наряду с общепринятым информированием, посредством наглядного демонстрационного и раздаточного материала (буклеты, листовки, паспорта специальностей, объявления, проспекты, стенды), используются мультимедийные средства (видеофильмы и презентации техникума).
Для повышения информирования абитуриентов в библиотеках школ планируется оформление профориентационных стендов: «Моя будущая специальность».
Создание сайта учебного заведения позволило размещать информационные материалы об образовательных услугах профессиях и специальностях, которые можно получить в техникуме, ознакомиться со списком необходимых для поступления документов, условиях и правилах приема.
Активно входит в практику представление образовательного учреждения через средства массовой информации. Привлечение внимания корреспондентов в дни проведения мероприятий, конкурсов профессионального мастерства и спортивных соревнований значительно повышает имидж учебного заведения.
Осознанному выбору профессии способствуют крупные мероприятия для абитуриентов: «День открытых дверей» с представлением «Мастер – класса».
В течение всего года проводятся ознакомительные экскурсии, посещение общешкольных и классных родительских собраний.
Установление связей с социальными партнерами позволяет Техникуму:
· иметь полную информацию о состоянии и изменениях рынка труда (какие профессии являются наиболее востребованными на рынке труда);
· иметь более широкие возможности для организации практики студентов;
· расширить возможности трудоустройства выпускников;
· проводить совместный мониторинг трудоустройства выпускников; Ежегодное участие в ярмарках вакансий, проводимых Центром занятости населения, значительно повышает интерес к учебному заведению.
Основные направления профориентационной работы
№ |
Основные мероприятия |
Сроки реализации |
Исполнитель |
Ожидаемый результат |
1. |
Разработка плана профориентационной работы |
сентябрь |
Председатели ПЦК |
утверждение плана профориентационной работы |
2. |
Организация и проведение маркетинговых исследований |
сентябрь
|
Методист Первухина И.А. |
аналитические материалы |
3. |
Мониторинг выпускников школ Слободо-Туринского и соседних районов |
Сентябрь-декабрь |
Методист Первухина И.А. |
аналитические материалы |
4. |
Оформление профориентационных стендов |
Один раз в квартал |
преподаватели |
наглядная агитация
|
5. |
Участие в метод. семинарах для ответственных за профориентационную работу в школах |
1 раз в квартал |
Председатели ПЦК, методист |
совершенствование системы профориентации |
6. |
Внедрение инновационных профориентационных технологий: |
|
|
обновление системы профориентационного сопровождения
|
· Внеклассное мероприятие «Занимательная информатика» |
Январь, 5-7 кл |
Жданов В.Г. |
||
· Интегрированный классный час «Окружающий мир и русский язык в профессиях» |
Январь, 3-4 кл |
Устюгова Н.Г., Устюгова И.Н. |
||
· Внеклассное мероприятие «Математика в профессиях» |
Февраль, 8-9 кл.
|
Жилякова Л.Н.
|
||
· Военно-спортивная игра «Орлёнок» |
Февраль, 8-10 кл. |
Никульченков С.О. |
||
7. |
Размещение информации о проводимых мероприятиях в СМИ |
В течение года |
|
информирование социального окружения |
8. |
Подготовка профориентационного ролика, медиа- презентации |
ноябрь |
Социально-психологическая служба, методист, председатели ПЦК |
ролик, медиа-презентация
|
9. |
Разработка и издание буклетов, профориентационных листовок |
ноябрь |
методист, председатели ПЦК |
буклеты
|
10. |
Рассылка рекламной продукции Техникума за пределы района |
ежемесячно |
Преподаватели, обучающиеся |
информирование о Техникуме
|
11. |
Проведение мастер-классов с приглашением школьников |
Февраль-апрель |
Преподаватели |
обеспечение качественного набора |
12. |
Выступления на родительских собраниях |
Согласно графику школ |
Преподаватели |
реклама образовательных услуг |
13. |
Проведение ярмарки вакансий учебных мест с приглашением школьников |
март |
Преподаватели |
показать наличие вакантных мест рабочих профессий |
14. |
Размещение информации об учебном заведении в Центре занятости |
январь |
Методист, председатели ПЦК |
формирование привлекательного имиджа ОО |
15. |
Выезд студенческой агитбригады по школам района |
Март-май |
Преподаватели, обучающиеся |
информирование о Техникуме
|
16. |
Приглашение школьников на внутритехникумовские мероприятия (праздники, развлекательные программы, научные конференции) |
В течение года |
Преподаватели, обучающиеся |
формирование привлекательного имиджа ОО |
Этапы реализации программы
1 этап- планирование по всем направлениям, разработка программы профориентационной работы
2 этап - подготовительный
· Мониторинг выпускников школ района
· Подготовка агитационной наглядности для проведения профоринтационной работы
3 этап - реализация программы
Заключение
В результате всех указанных выше мероприятий, техникум осуществляет набор студентов на 1-ый курс обучения. Многие выпускники техникума добились больших профессиональных успехов и успехов в бизнесе, состоялись как личности, работающие на благо всего нашего общества.
В России, как никогда, востребованы рабочие профессии: создаются хорошие условия труда, предоставляется возможность дополнительного образования и повышения квалификации, сделать профессиональную карьеру.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ РЕСУРСОВ
1. Волина В. Методы адаптации персонала // Управление персоналом, 2003г.
2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону, 2005г.
3. Коханов Е. Ф. Отбор персонала и введение в должность. М., 2002
4. Кудряшова А.Ф. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. Под ред.– Петрозаводск, 2000г.
5. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия. М., 2008г.Стр.169-177.
6. Павлова Э.Ф., Садовникова Н.О. Профориентология: Теория и практика. М., Екатеринбург, 2004.
7. Пряжников Н.С. «Методы активизации профессионального и личностного самоопределения», Москва, Издательство НПО «Модэк» 2002 год, 392 стр.
8. Плешин И.Ю. Управление персоналом. Спб, 2005г. Стр. 74-77
9. Сазонов А. Д., Калугин Н. И., Меньшиков А. П. «Профессиональная ориентация молодежи», М.: Высшая школа 2006год – 272 стр.
10. Собчик Л.Н. Психодиагностика в профориентации и кадровом отборе. СПб., Речь, 2002.
11. Спасенников В.В. Теория и практика профориентации и профконсультирования. Вып.1:Психодиагностические методики в профориентационной работе. Калуга, 2008г.
12. Шекшля С.В. "Управление персоналом современной организации", М-2007г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.