Программа "Психокоррекционные занятия" для детей с ОВЗ
Оценка 4.6

Программа "Психокоррекционные занятия" для детей с ОВЗ

Оценка 4.6
DOCX
10.09.2020
Программа "Психокоррекционные занятия" для детей  с ОВЗ
psikhokorrekcionnaja_programma_i_5-7_gotovo.DOCX

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПСИХОКОРРЕКЦИИ

 

(коррекционный модуль)

 

учащихся 5-7 классов с ОВЗ,

 

обучающихся интегрировано

 

(с нарушениями интеллекта)

 

 

 

на 2017-2018 учебные годы

 

 

 

 

Составитель:

Строк К. И.,

педагог-психолог,


ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Не смотря на то, что желание учиться практически одинаково у всех детей, реальная готовность

 

к  обучению различна. Поэтому у ребенка с недостаточным уровнем интеллектуального развития возникают большие трудности в процессе обучения, и усвоения школьной программы. Дети с низким уровнем интеллектуального развития отстают от других в освоении школьной программы. Как правило, это отставание в большей степени касается темпа, что объясняется низким уровнем развития памяти, внимания, логического мышления и общей осведомленности.

 

Между нарастающей слабостью умственных возможностей ребенка и обычной школьной

 

программой возникает дисбаланс: слабые умственные возможности ребенка не способствуют овладению учебным материалом, а общеобразовательная программа не служит такому ребенку базисом для эффективно умственного и личностного развития. Все это приводит ребят к полной или частичной школьной дезадаптации. Мы должны помочь ребенку научиться жить со своими особенностями в социуме.

 

Коррекция имеющихся у подростков недостатков проводится в малой группе, которая формируется из числа учащихся коррекционного класса, либо индивидуально. Коррекционная малая группа для каждого подростка выступает как модель реальной жизни, где он проявляет те же отношения, установки, ценности, эмоциональные и поведенческие реакции.

 

Психокоррекционный процесс рассчитан на 3 учебных года (С 5 по 7 классы) и представляет серию регулярно проходящих встреч.

 

Продолжительность одного занятия 45 минут. Частота занятий -2 раз в неделю.

 

В  работе с учащимися используется Типовая модель коррекции, которая основана на организации конкретных психокоррекционных воздействий с использованием различных методов: игротерапии, АPT - терапии, сказкотерапии, психорегулирующих тренировок и пр. Целенаправленное психокоррекционное воздействие на подростков с особыми возможностями здоровья осуществляется через психокоррекционный комплекс, который состоит из четырех взаимосвязанных этапов:

 

1 ЭТАП:             Диагностический

 

В  диагностический этап входят диагностика психо-эмоционального, интеллектуального развития ребенка с ОВЗ, уровень включенности в обще групповую деятельность.

 

Работа педагога-психолога начинается с обследования, в ходе которого собираются сведения о каждом. Полученная информация помогает психологу наметить направления коррекционно-развивающей работы. На основе данной информации, а также наблюдая подростка в разных ситуациях, педагог-психолог составляет педагогическую характеристику, которая помогает не только в работе с данным учащимся, но и указанием направлений работы для других специалистов.

 

2 ЭТАП:             Коррекционный:

 

Данный этап включает в себя следующие задачи:

 

Ø  формирование и стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов;

Ø  помощь подростку в разрешении психотравмирующих ситуаций;

 

Ø  формирование продуктивных видов взаимоотношений ребенка с окружающими (в семье, в классе);

 

Ø  повышение социального статуса ребенка в коллективе;

 

Ø   развитие у подростка компетентности в вопросах нормативного поведения;

 

Ø  развитие и совершенствование коммуникативных функций, эмоционально-волевой регуляции поведения;.


Групповая психологическая коррекция сфокусирована на трех составляющих:

Ø  Когнитивный блок;

 

Задачей когнитивного блока является: осознание подростком своих интеллектуальных, личностных и эмоциональных ресурсов.

Ø  Эмоциональный блок;

 

Ø  Эмоциональный блок отвечает за формирование у подростка позитивного эмоционального отношения к себе; переживание в группе и осознание подростком прошлого эмоционального опыта: получение новых эмоциональных переживаний.

 

Ø  Поведенческий блок.

 

Ø  Поведенческий блок задействуется в процессе преодоления неадекватных форм поведения; развития и закрепления новых форм поведения.

 

3                  ЭТАП: Диагностический

 

Блок оценки эффективности коррекционных воздействий, направлен на анализ изменений познавательных процессов, психических состояний, личностных реакций у учащихся в результате психокоррекционных воздействий. Критерии оценки эффективности психологической коррекции требуют учета структуры дефекта, механизмов его проявлений, анализа целей коррекции и используемых методов психологического воздействия. Результаты коррекционной работы могут проявляться. У ребенка в процессе работы с ним, к моменту завершения психокоррекциониого процесса и на протяжении длительного времени после окончания занятий.

 

4                  ЭТАП: Прогностический.

 

Прогностический блок психокоррекции направлен на проектирование психофизиологических, психических и социально-психологических функций подростков.

 

ЦЕЛЬ: На основе создания оптимальных условий познания каждого объекта дать ребенку правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации его психического развития и более эффективной социализации в образовательной среде и обществе.

 

ЗАДАЧИ:

v развитие познавательной активности учащихся;

 

v формирование обще интеллектуальных умений: приёмов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;

 

v формирование адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;

v совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;

 

v  обогащение словарного запаса на основе использования соответствующей терминологии;

 

v устной монологической речи в единстве с обогащением знаний и представлений об окружающей действительности;

v психологическая коррекция поведения ребёнка;

 

v  социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения


ПЕРЕЧЕНЬ СРЕДСТВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

 

Аппаратные средства

 

o          Компьютер - универсальное устройство обработки информации; основная

 

конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео -изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.

 

o   Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и

 

изображения большого формата.

 

o   Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).

 

Не аппаратные средства

 

(игры, специализированные приспособления)

 

o          Функционально-ориентированные игрушки и пособия (строительные конструкторы,

 

плоские и объёмные геометрические фигуры, геометрическое лото, логические кубики,

 

пазлы, машинка с эмоциями и т.д.)

 

o          Спортивные пособия и предметы (мячи разной величины)

 

o   Арсенал для техники АРТ-терапии (куклы, сюжетные картинки, журналы, вырезки, альбомные листы формата А 1, А 2, А 3, А 4, А 5, краски, гуашь, цветная бумага, кисти,

баночки для воды, пластилин, восковые карандаши)

 

o          Игрушки разных материалов и размеров (пластмассовые, металлические, мягкие, картон

 

и  т.д.)

 

o          Тетради для творческих работ учащихся

 

o   Записи для релаксации и рисования: звуки природы, цветотерапия, инструментальная музыка, детские песни и т.д.

 

ПРИНЦИПЫ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОИ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ:

 

§  Принцип единства диагностики и коррекции определение методов коррекции с учётом диагностических данных

 

§  Безусловное принятие каждого ребёнка со всеми индивидуальными чертами характера и особенностями личности.

 

§  Принцип компенсации - опора на сохранные, более развитые психические процессы.

 

§  Принцип системности и последовательности в подаче материала -опора на разные уровни организации психических процессов.

 

§  Соблюдение необходимых условий для развития личности учащегося: создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона.

 

 

Общая СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ остаётся такой же, что и для всех коррекционных занятий:

 

1 часть: "Разминка", в которую включены упражнения для профилактики нарушений зрения, дыхательные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики рук, настрой на предстоящую деятельность.

 

2  часть: "Основная", в которую включены упражнения по теме.


3  часть: "Заключительная", в которой подводятся итоги занятия, проводится "рефлексия".

 

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

·         развитие познавательной активности детей;

 

·        развитие общеинтеллектуальных умений: приемов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;

 

·        формирование умения ориентироваться в задании, воспитание самоконтроля и самооценки;

·           психокоррекция поведения ребенка;

 

·         социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения.


ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ.

 

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

 

5 класс

 

"Коррекция и развитие когнитивных процессов и эмоционально-личностной сферы"

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НА УЧЕБНЫЙ ГОД

/Количество часов можно регулировать в зависимости от нагрузки/


 

 

 

 

Темы занятий

 

 

 

 

 

 

1

 

Исследования учащихся

 

Методика "Определения уровня умственного развития " Замбецевичене , 1.1. Методика «Корректурная проба»(Свойства внимания: концентрация,

 

устойчивость, переключаемость, психомоторного темпа, волевой регуляции, динамики работоспособности)

 

Анкета Н.Г. Лускановой «Школьная мотивация и учебная активность», 1.2. самооценка Изучение тревожности с помощью проективных методик

 

(Кактус,Несуществующее животное)

 

1.3.    Методика "Типы Памяти" (Типы памяти и преобладающий тип) Социально-личностное развитие с помощью диагностического лото

 

2

 

Коррекция когнитивных процессов "Я познаю мир"

 

 

 

2.1.   "Коррекция и развитие внимания и его свойств. Развитие произвольности психических процессов".

 

2.2.   "Коррекция и развитие мышления и мыслительных операций. Развитие внутреннего плана действий"

 

2.3.

 

"Коррекция и развитие памяти. Обучение приёмам запоминания".

 

 

 

"Коррекция и развитие восприятия и воображения".

 

 

 

 

2.4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

Развитие эмоционально-личностной сферы ребенка

 

 

 

 

 

3.3.

 

"Учимся видеть друг друга"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.4.

 

"Этот странный взрослый мир"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.5.

 

"Фантазия характеров"

 

 

 

 

 

3.6.

 

"Умение владеть собой"

 

 

 

 

 

3.7 «Культура общения»


 

 

 

 

 

 

 

К-во

 

Даты

 

час

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 ч:

 

 

 

 

 

 

 

2 ч.

 

Сентябрь,

 

 

май

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ч.

 

Сентябрь,

 

 

май

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ч.

 

Сентябрь,

 

 

май

 

 

 

 

 

 

 

 

15ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 ч.

 

Сентябрь-

 

 

октябрь

 

 

 

 

 

 

 

 

4 ч.

 

Октябрь-

 

 

ноябрь

 

 

 

 

 

 

 

 

4 ч.

 

Ноябрь-

 

 

декабрь

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ч.

 

Декабрь-

 

 

январь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15 ч

 

 

 

 

 

 

 

3 ч.

 

Январь -

 

 

февраль

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ч.

 

Февраль-

 

 

март

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ч.

 

Март

 

 

 

 

 

4 ч.

 

Апрель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ч.

 

Май

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1.  Исследование учащихся (4 часа)

 

Направлено на изучение развития когнитивной сферы, личностных особенностей ребенка в сфере мотивации, школьной мотивации, уровня тревожности, отношения к себе и к окружающим, определение социально-личностного и эмоционального развития, а также самооценки.

 

Проводится в начале года и в конце года, с целью последить динамику развития учащегося.

 

2.  Коррекция когнитивных процессов "Я познаю мир"(15 ч)

 

2.1 "Коррекция и развитие внимания и его свойств. Развитие произвольности психических процессов".(4 ч)

 

Внимание - это всегда характеристика какого-то другого психического процесса: восприятия, мышления, памяти, воображения. Поэтому, внимание - это способность выбирать важное для себя и сосредотачивать на нем свое восприятие, мышление, припоминание, воображение.

 

Внимание - сквозной психический процесс, заключающийся в сосредоточении сознания человека на определенных предметах или явлениях при одновременном отвлечении от других.

 

1  занятие

 

Развитие зрительного внимания: «Графический диктант». Развитие произвольного внимания: «Шифровка», «Переплетенные линии». Развитие слухового внимания «Пиши и слушай», «Запрещенное движение», «Что изменилось?»

 

2  занятие

 

Игра на произвольное внимание «4 стихии» «Фраза в цифрах».. Развитие зрительного внимания «Найди различия между картинками», «Найди слова», «Шифровка», «Подбери пару».

3  занятие

Развитие слухового внимания игра «Хлопок». Развитие произвольного внимания

 

«Переплетенные линии», «Склеенные слова», «Подбери пару». Развитие устойчивости внимания «Корректор». Упражнение «Рисунок на слух».

 

4  занятие

 

Упражнение «Графический диктант». Игра «Что изменилось?». Развитие произвольного внимания «Спрятанное слово». Зрительное внимание «Сравни картинки», «Скопируй фигуры», «Корректор», «Зеркало».

 

2.2 "Коррекция и развитие мышления и мыслительных операций. Развитие внутреннего плана действий"(4 ч)

 

Развитие мышления в процессе обучения - это формирование и совершенствование всех видов, форм и операций мышления, выработка умений и навыков по применению законов мышления в познавательной и учебной деятельности, а также умений осуществлять перенос приемов мыслительной деятельности из одной области знаний в другую. С помощью мыслительных операций происходит осмысление, усвоение учебного материала, а также применение знаний учащимися

 

1 занятие Развитие способности обобщать и классифицировать объекты «Классификация». Развитие логического мышления «Задачи с логическим квадратом». Упражнение «Найди лишнее слово». Развитие способности выделять существенные признаки «Главные слова». Упражнение «Смысловые соотнесения» с опорой на зрительный ряд. Развитие логического мышления, аналитической деятельности «Фраза из 3 слов». Развитие гибкости мышления «Анаграммы».

 

2 занятие    Развитие способности систематизации объектов и информации «Подбери заплатку к

коврику», «Определи порядок». Развитие способности выделять существенные признаки

«Главные слова», «Классификация». Развитие абстрактного мышления «Пословицы». Развитие

уровня обобщения и отвлечения «Исключение лишнего», «Продолжи ряд». Развитие гибкости

мышления «Анаграммы», «Ребусы».


3 занятие Упражнение «Закономерности» с опорой на зрительный ряд. Развитие логического мышления «Задачи с логическим квадратом». Развитие способности анализа и синтеза «Сравни слова». Развитие анализа отношения понятий «Аналогии». Развитие способности обобщать и классифицировать объекты «Классификация». Развитие гибкости мышления «Пословицы».

 

4 занятие Упражнение «Смысловые соотнесения» с опорой на зрительный ряд. Развитие логического мышления, аналитической деятельности «Фраза из 3 слов». Развитие гибкости мышления «Анаграммы». Развитие умения действовать по плану. «Выполняй по порядку.

 

Коррекция и развитие памяти ( 4 ч.)

 

Память школьника первостепенный психологический компонент учебно-познавательной деятельности. В школе ученики систематически запоминают большой по объему материал, а потом его воспроизводят. Если память хорошо развита, то мыслительные процессы протекают правильнее и быстрее. Когда информация трудна для запоминания, сложно организована, и ребенок ограничен во времени, на помощь приходят специальные приемы быстрого запоминания.

 

1 занятие Развитие слуховой памяти игра «Какое слово повторяется?», «10 слов». Развитие зрительной памяти « Запомни пары картинок». Игра «Что изменилось?», «Мой путь от дома до школы».

 

2 занятие Развитие зрительной памяти «Запомни картинки». Игра «Пиктограмма». Развитие слуховой памяти «Пары слов». Игра «Запрещенное движение».

 

3 занятие     Развитие зрительной памяти с использованием картинок «Что изменилось?».

Упражнения «Каждому животному свое место». Работа с мнемотаблицами к сказкам .

 

4 занятие Развитие слуховой памяти «Пары слов», Запомни слова и повтори», работа с текстом «Зимняя сказка». Игра «Снежным ком», «Буквы заблудились».

 

"Развитие пространственного восприятия и воображения" (5 ч.)

 

Восприятие - тот познавательный процесс, который обеспечивают человеку непосредственный контакт с окружающим миром. Именно на основе этих образов строится работа более сложных познавательных процессов. Искажение картины мира на уровне восприятия влечет за собой искажение способов и продуктов деятельности памяти, мышления и воображения. От сформированности зрительного восприятия зависит и полноценное развитие устной и письменной речи, процесса чтения, счета.

 

1 занятие Развитие восприятия контура предметов «Контуры». Работа по восприятию целостности предмета «Пазлы». Развитие пространственного восприятия – игра «Право – лево, верх-низ». Развитие воображения «Дорисуй картинку»

 

2 занятие Развитие внимания и зрительного восприятия «Лабиринт» «Найди на картинке фрагменты изображения». Развитие воображения «Соедини точки», «Расскажи историю по картинкам», «Дорисуй животное». Картинки «Нелепицы».

 

3 занятие Развитие пространственной ориентации игра «Правая рука левая нога». Развитие восприятия «Собери картинку». Работа с развивающим конструктором «Воскобовича». Развитие зрительного восприятия «Лабиринт». «Помоги отремонтировать забор»,


Развитие эмоционально-личностной сферы ребенка (15 ч.)

«Как мы видим друг друга» (3 часа)

1  занятие

 

Учимся видеть характер и понимать других людей через игру «разгадай характер» с использованием фотографии друзей, людей других рас, животных.

 

2  занятие

 

Разгадываем характер через игру «Игрушки моим друзьям». Обсуждение кому какую игрушку я бы подарил и почему. Рисуем игрушку себе и другу.

 

3 занятие Формируем понятие о том, что все люди разные и имеют свой характер. Развитие адекватного отношения к другому человеку, усвоение социально-приемлемых норм поведения через стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо, а что такое плохо?»

 

«Этот странный взрослый мир» (2 ч.)

1  занятие

 

Формирование умения видеть и понимать взрослых, которые окружают ребенка через понимание семьи. Упражнение с использованием элементов арт-терапии «Портрет моей семьи» (коллаж).

 

2  занятие

 

Формирование понимания правил поведения в обществе через игру «В магазине, «В автобусе», «Интервью».

 

«Фантазия характеров» (3 ч.)

1  занятие

 

Формируем умение определить личностные черты других людей. Упражнение на передачу внутренних черт характера через выразительные позы («Часовой», Так будет справедливо», «Ябеда», «Кривляка», «Честность», «Доброта»).

 

2  занятие

 

Игры на сопоставление различных черт характера «Два друга», «Три хараткера», «Чертенок», «Мальчик – наоборот»).

 

3  занятие

 

Сочинения фантазии характеров с опорой на строки литературных произведений («Сочини сказку». «Кем и чем я могу быть») Игры-импровизации на передачу характеров персонажей («Игра в другого чкеловека», «Мой двойник», «разговор по телефону»).

 

«Умение владеть собой» (4 ч.)

 

1 занятие Упражнения направленные на снятие напряжения и вхождение в состояние расслабленности: «Пружинки, Солнышко и тучка», «Кулачки». «Поющие коты» Упражнение на дыхание.

 

2 занятие Упражнения направленные на осознание телесных ощущений, связанный с напряжение и расслаблением: «Жарко – холодно», «Мячик», «Запретное движение». «Крюки Дениса» «Дыхательные упражнения»

 

3 занятие Упражнения направленные на умение регулировать и контролировать свое поведение: «нос-пол-потолок», «4 стихии». «Великаны-карлики», «Что слышно?» «Платочек смеха»

 

4 занятие Упражнения направленные на умение регулировать и контролировать свое поведение: «Дыхательная техника», «4 стихии». «мешочек гнева», «Что слышно?» «Запретное движение»

 

Культура общения (3ч.)

 

1 занятие Упражнения, направленные на поведения в различных бытовых ситуациях. «Поздороваемся разными способами. Использование волшебных слов (приветствия, благодарности. Извинения), Правила хорошего тона. Моделирование ситуаций. «За столом», «Я жду гостей» (использование игрушек)

 

2 занятие Как себя вести в кругу друзей, классе. Моделирование ситуаций. Учимся вежливо говорить (умение начать, поддержать и вести разговор ..)


3 занятие. Моделирование ситуаций общения разговора по телефону, правила общения по телефону. Игра «Телефон» Упражнение на развитие навыков письменного общения: «Я вам пишу…», «Письмо другу».

 

 

 

 

 

 

6 класс

 

"Коррекция и развитие когнитивных процессов и эмоционально-волевой сферы"

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НА УЧЕБНЫЙ ГОД

/Количество часов можно регулировать в зависимости от нагрузки:/


 

 

 

Темы занятий

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

Исследования учащихся

 

 

 

 

1.1.

 

Методика "Определения уровня умственного развития "

 

 

 

 

 

Методика "Тулуз Пьерона" (Свойства внимания: концентрация, 1.2. устойчивость, переключаемость, психомоторного темпа, волевой

 

регуляции, динамики работоспособности, наличия )

 

Методика "Типы Памяти" (Типы памяти и преобладающий тип)

1.3.     Методика "Эталоны" (Зрительное восприятие)

 

Методика "Рисунок человека" (Когнитивные проблемы, эмоциональные 1.4 особенности, сфера общения, сфера социальных отношений, сексуальная

 

сфера, признаки возможных психических патологий)

 

2

 

Коррекция когнитивных процессов "Я познаю мир"

 

 

 

2.1.   "Коррекция и развитие внимания и его свойств. Развитие произвольности психических процессов".

 

2.2.   "Коррекция и развитие мышления и мыслительных операций. Развитие внутреннего плана действий"

 

 

2.3.

 

"Коррекция и развитие памяти. Обучение приёмам запоминания".

 

 

 

 

"Коррекция и развитие восприятия и воображения".

 

 

 

 

 

 

2.4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка

 

 

 

 

 

 

 

3.1.

 

"Палитра характеров".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2.

 

"Что такое воля "

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3.

 

"Умение владеть собой "

 

 

 

 

 

 

 

3.4.

 

«Что такое общение .Культура общения.»

 

 

 

 

 

 

3.5 «Умение сотрудничать»


 

 

 

 

 

 

К-во

 

Даты

 

час

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 ч:

 

 

 

 

 

 

 

1 ч.

 

Сентябрь,

 

 

май

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ч.

 

Сентябрь,

 

 

май

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ч.

 

Сентябрь,

 

 

май

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1ч.

 

Сентябрь,

 

 

май

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 ч.

 

Сентябрь-

 

 

октябрь

 

 

 

 

 

 

 

 

4 ч.

 

Октябрь-

 

 

ноябрь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 ч.

 

Ноябрь-

 

 

декабрь

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ч.

 

Декабрь-

 

 

январь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15 ч

 

 

 

 

 

 

 

3 ч.

 

Январь -

 

 

февраль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ч.

 

Февраль-

 

 

март

 

 

 

 

 

 

 

 

4 ч.

 

Март

 

 

 

 

 

4 ч.

 

Апрель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ч

 

Май

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1.  Исследование учащихся (4 часа)

 

Направлено на изучение развития когнитивной сферы, личностных особенностей ребенка в сфере мотивации, школьной мотивации, уровня тревожности, отношения к себе и к окружающим, определение социально-личностного и эмоционального развития, а так же сомооценки.

 

Проводится в начале года и в конце года, с целью последить динамику развития учащегося.

 

 

 

 

 

2.  Коррекция когнитивных процессов "Я познаю мир"( 15 ч)

 

2.1 "Коррекция и развитие внимания и его свойств. Развитие произвольности психических процессов"(4 ч)

 

Внимание - это всегда характеристика какого-то другого психического процесса: восприятия, мышления, памяти, воображения. Поэтому, внимание - это способность выбирать важное для себя и сосредотачивать на нем свое восприятие, мышление, припоминание, воображение.

 

Внимание - сквозной психический процесс, заключающийся в сосредоточении сознания человека на определенных предметах или явлениях при одновременном отвлечении от других.

 

1  занятие

 

Развитие зрительного внимания: «Графический диктант». Развитие произвольного внимания: «Шифровка», «Переплетенные линии». Развитие слухового внимания «1 буква», «Хлопок», «Запрещенное движение», «Что изменилось?»

 

2  занятие

 

Игра на произвольное внимание «4 стихии» «Фраза в цифрах».. Развитие зрительного внимания «Найди различия между картинками», «Найди слова», «Шифровка», «Подбери пару».

3  занятие

Развитие слухового внимания игра «Хлопок». Развитие произвольного внимания

 

«Переплетенные линии», «Склеенные слова», «Подбери пару». Развитие устойчивости внимания «Корректор». Упражнение «Рисунок на слух».

 

4  занятие

 

Упражнение «Графический диктант». Игра «Что изменилось?». Развитие произвольного внимания «Спрятанное слово». Зрительное внимание «Сравни картинки», «Скопируй фигуры», «Корректор».

 

2.2 "Коррекция и развитие мышления и мыслительных операций. Развитие внутреннего плана действий"(4 ч)

 

По мнению психологов, развитие мышления в процессе обучения - это формирование и совершенствование всех видов, форм и операций мышления, выработка умений и навыков по применению законов мышления в познавательной и учебной деятельности, а также умений осуществлять перенос приемов мыслительной деятельности из одной области знаний в другую. С помощью мыслительных операций происходит осмысление, усвоение учебного материала, а также применение знаний учащимися

 

1 занятие Развитие способности обобщать и классифицировать объекты «Классификация». Развитие логического мышления «Задачи с логическим квадратом». Упражнение «Найди лишнее слово». Развитие способности выделять существенные признаки «Главные слова». Упражнение «Смысловые соотнесения» с опорой на зрительный ряд. Развитие логического мышления, аналитической деятельности «Фраза из 3 слов». Развитие гибкости мышления «Анаграммы».

 

2 занятие    Развитие способности систематизации объектов и информации «Подбери заплатку к

коврику», «Определи порядок». Развитие способности выделять существенные признаки

 

«Главные слова», «Классификация».Развитие абстрактного мышления «Пословицы». Развитие

уровня обобщения и отвлечения «Исключение лишнего», «Продолжи ряд». Развитие гибкости

 

мышления «Анаграммы», «Ребусы».


3 занятие Упражнение «Закономерности» с опорой на зрительный ряд. Развитие логического мышления «Задачи с логическим квадратом». Развитие способности анализа и синтеза «Сравни слова». Развитие анализа отношения понятий «Аналогии». Развитие способности обобщать и классифицировать объекты «Классификация». ». Развитие гибкости мышления «Пословицы».

 

4 занятие Упражнение «Смысловые соотнесения» с опорой на зрительный ряд. Развитие логического мышления, аналитической деятельности «Фраза из 3 слов». Развитие гибкости мышления «Анаграммы». Развитие умения действовать по плану. «Выполняй по порядку.

 

 

2.3 Коррекция и развитие памяти (4 ч.)

 

Память школьника первостепенный психологический компонент учебно-познавательной деятельности. В школе ученики систематически запоминают большой по объему материал, а потом его воспроизводят. Если память хорошо развита, то мыслительные процессы протекают правильнее и быстрее. Когда информация трудна для запоминания, сложно организована, и ребенок ограничен во времени, на помощь приходят специальные приемы быстрого запоминания.

 

1 занятие Развитие слуховой памяти игра «Какое слово повторяется?», «10 слов». Развитие зрительной памяти « Запомни пары картинок». Игра «Что изменилось?», «Мой путь от дома до школы». «Запомни и нарисуй»

 

2 занятие Развитие зрительной памяти «Запомни картинки». Игра «Пиктограмма». Развитие слуховой памяти «Пары слов». «10 цифр» Игра «Запрещенное движение».

 

3 занятие     Развитие зрительной памяти с использованием картинок «Что изменилось?».

Упражнения «Каждому животному свое место». Работа с мнемотаблицами к сказкам .

 

4 занятие Развитие слуховой памяти «Пары слов», Запомни слова и повтори», работа с текстом «Зимняя сказка». Игра «Снежным ком», «слова заблудились».

 

2.4 "Развитие пространственного восприятия и воображения" (5 ч.)

 

Восприятие - тот познавательный процесс, который обеспечивают человеку непосредственный контакт с окружающим миром. Именно на основе этих образов строится работа более сложных познавательных процессов. Искажение картины мира на уровне восприятия влечет за собой искажение способов и продуктов деятельности памяти, мышления и воображения. От сформированности зрительного восприятия зависит и полноценное развитие устной и письменной речи, процесса чтения, счета.

 

1 занятие Развитие восприятия контура предметов «Контуры». Работа по восприятию целостности предмета «Пазлы». Развитие пространственного восприятия – игра «Право – лево, верх-низ». Развитие воображения «Дорисуй картинку»

 

2 занятие Развитие внимания и зрительного восприятия «Лабиринт» «Найди на картинке фрагменты изображения». Развитие воображения «Соедини точки», «Расскажи историю по картинкам», «Дорисуй животное». Картинки «Нелепицы».

 

3 занятие Развитие пространственной ориентации игра «Правая рука левая нога». Развитие восприятия «Собери картинку». Работа с развивающим конструктором «Дьенеша». Развитие зрительного восприятия «Лабиринт».


3.  Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка (15 ч)

 

3.1         "Палитра характеров" (4 ч.)

 

1 занятие Формируем понятие о том, что все люди разные и имеют свой характер. Развитие адекватного отношения к другому человеку, усвоение социально-приемлемых норм поведения через обсуждение рассказов. Формируем умение определить личностные черты других людей. Упражнение на передачу внутренних черт характера через выразительные позы («Часовой», Так будет справедливо», «Ябеда», «Кривляка», «Честность», «Доброта»).

 

2 занятие    Игры на сопоставление различных черт характера «Два друга», «Три хараткера»,

 

«Чертенок», «Мальчик – наоборот»). Этюды по изучению поз, походки и других выразительных движений. Игра на развитие умения выражать интерес, внимание, сосредоточенность («Что там происходит?», «Кузнечик», «Раздумье»)

 

3 занятие Сочинения фантазии характеров с опорой на строки литературных произведений («Сочини сказку». «Кем и чем я могу быть»)

 

4 занятие Формируем адекватную самооценку через упражнение «как я выгляжу в глазах моих близких». Определяем кто входит в круг близких людей и почему. Игра «ассоциации». Игры-импровизации на передачу характеров персонажей («Игра в другого чкеловека», «Мой двойник», «разговор по телефону»).

 

3.2 «Что такое воля» (2 ч.)

 

1 занятие Формируем понятие о том, что такое воля какое значение имеет в жизни человека. Упражнения на волевую саморегуляцию «Платочек смеха» «Поддержи друга» «Я прошу у вас прощения» «Гляделки».

 

2 занятие Раскрытие волевых возможностей методами арттерапии «Портрет волевого человека2

 

3.3 «Умение владеть собой» (4 ч.)

 

1 занятие Упражнения направленные на снятие напряжения и вхождение в состояние расслабленности: «Пружинки, Солнышко и тучка», «Кулачки». «Поющие коты» Упражнение на дыхание.

 

2 занятие Упражнения направленные на осознание телесных ощущений, связанный с напряжение и расслаблением: «Жарко – холодно», «Мячик», «Запретное движение». «Крюки Дениса» «Дыхательные упражнения»

 

3 занятие Упражнения направленные на умение регулировать и контролировать свое поведение: «нос-пол-потолок», «4 стихии». «светофор» « «Платочек смеха», Кнопки мозга»

 

4 занятие Упражнения направленные на умение регулировать и контролировать свое поведение: «Дыхательная техника», «мешочек гнева», «Что слышно?» «Запретное движение» «Энергетическая зевота»

 

3.4 «Что такое общение. Культура общения» (4 ч.)

 

1  занятие

 

Формирование понятий общение и его видов. Упражнения, направленные на формирование коммуникативных навыков и поведения в различных бытовых ситуациях. «Как здороваются люди разных профессий» «Угадай кто» «Молекулы» Использование волшебных слов (приветствия, благодарности. Извинения) «Игра снежный ком»


2 занятие Как себя вести в кругу друзей, классе. Моделирование ситуаций. Учимся вежливо говорить (умение начать, поддержать и вести разговор . Упражнения «Репортер» «Интервью со взрослым» «Пойми меня»

 

3 занятие. Моделирование ситуаций общения разговора по телефону, правила общения по телефону. Игра «Телефон» моделирование ситуаций общения с незнакомым человеком « Как пройти в библиотеку» «говорим жестами»

 

4 занятие Упражнение на развитие навыков письменного общения: «Я вам пишу.», «Письмо другу». Правила хорошего тона. Моделирование ситуаций. «За столом», «Я жду гостей

 

3.5 « Умение сотрудничать» (3ч.)

 

1 занятие Формирование понятий сотрудничества. Игры развивающие умение сотрудничать: «Найди путь» «Проводник» «Угадай настроение. Этюды по изучению поз, походки и других выразительных движений. Игра на развитие умения выражать интерес, внимание, сосредоточенность («Что там происходит?», «Кузнечик», «Раздумье»)

 

2 занятие Игры на развитие умения выражать эмоциональные чувства радости, удовольствия. Обсуждение какие бывают эмоции: положительные и отрицательные, как они влияют на общение и сотрудничество. Выбираем цвета для полярных эмоций.

 

3 занятие Трениеруем навыки сотрудничества и эффективного общения .упражнения «Контакт» «Поиск общего» «Иностранец и переводчик» «Доверяющее падение».

 

7 класс

"Коррекция и развитие когнитивных процессов и социальных и коммуникативных

умений

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НА УЧЕБНЫЙ ГОД

 

/Количество часов можно регулировать в зависимости от нагрузки/


 

 

 

 

 

1

 

 

1.1.

 

 

 

 

1.2.

 

 

 

 

 

1.3.

 

 

 

 

1.4.


 

 

 

Темы занятий

 

 

Исследования учащихся

 

 

Методика "Определения уровня умственного развития "

Замбоцевичене

 

 

Методика "Тулуз Пьерона" (Свойства внимания: концентрация, устойчивость, переключаемость, психомоторного темпа, волевой регуляции, динамики работоспособности, наличия ММД)

 

 

Методика "Рисунок человека" (Когнитивные проблемы, эмоциональные особенности, сфера общения, сфера социальных отношений, сексуальная сфера, признаки возможных психических патологий), Мотивация обучения по Лускановой

 

 

Методика "Типы Памяти" (Типы памяти и преобладающий тип) Методика "Эталоны" (Зрительное восприятие).


 

К-во  Даты час

 

 

4 ч:

 

 

1  ч.

 

 

 

 

1  ч.

 

 

 

 

 

1  ч.

 

 

 

 

1  ч.

 


 

 

2

 

Коррекция и развитие когнитивных процессов "Я познаю

 

15 ч:

 

 

 

 

 

 


 

 

 

мир"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1.

 

"Коррекция внимания и его свойства. Развитие произвольности

 

 

 

психических процессов".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.

 

"Коррекция мышления и мыслительных операций. Развитие

 

 

 

внутреннего плана действий"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3.

 

"Коррекция памяти. Обучение приёмам запоминания".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4.

 

"Коррекция восприятия".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.5.

 

"Релаксация - напряжение"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.6.

 

"Развитие рефлексивных навыков"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коррекция и развитие социальных и коммуникативных

 

3

 

умений

 

 

 

 

Психологический тренинг "Среди людей"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1.

 

Освоение приёмов активного общения "Я и другие"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2.

 

Раскрытие качеств, необходимых для активного общения "Какой

 

 

я и какие другие"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3.

 

Знакомство с принципами хорошего слушания "Я слушаю"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.4.

 

Расширение представлений о способах самоанализа "Какое

 

 

решение верно"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.5.

 

Отстаивание своей точки зрения и аргументации "Моё мнение"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.6.

 

Устранение барьеров общения "Я + Ты"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.7.

 

"Стили общения"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.8

 

Навыки совместной работы. Коммуникативная игра

 

 

"Путешествие на воздушном шаре".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.9.

 

"Конфликты и способы их разрешения". Отработка навыков

 

 

неконфликтного поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

3  ч.

 

 

 

3  ч.

 

 

3  ч.

 

 

2  ч.

 

 

2  ч.

 

 

2  ч.

 

 

 

15  ч:

 

 

 

2  ч.

 

 

2  ч.

 

 

1  ч.

 

 

2  ч.

 

 

2  ч.

 

 

2  ч.

 

 

1  ч.

 

 

1  ч.

 

 

 

2  ч.

 


 

1.  Исследование учащихся (4 часа)

 

Направлено на изучение развития когнитивной сферы, личностных особенностей ребенка в сфере мотивации, школьной мотивации, уровня тревожности, отношения к себе и к


окружающим, определение социально-личностного и эмоционального развития, а так же сомооценки.

 

Проводится в начале года и в конце года, с целью последить динамику развития учащегося.

 

2.  Коррекция когнитивных процессов "Я познаю мир"(15 ч)

 

2.1 "Коррекция и развитие внимания и его свойств. Развитие произвольности психических процессов".(3 ч)

 

Внимание - это всегда характеристика какого-то другого психического процесса: восприятия, мышления, памяти, воображения. Поэтому, внимание - это способность выбирать важное для себя и сосредотачивать на нем свое восприятие, мышление, припоминание, воображение.

 

Внимание - сквозной психический процесс, заключающийся в сосредоточении сознания человека на определенных предметах или явлениях при одновременном отвлечении от других.

 

1 занятие    Развитие зрительного внимания: «Графический диктант». Развитие произвольного

внимания: «Шифровка», «Переплетенные линии». Развитие слухового внимания «1 буква»,

 

«Хлопок»,

«Запрещенное движение», «Что изменилось?»

 

2 занятие Игра на произвольное внимание «4 стихии» «Фраза в цифрах».. Развитие зрительного внимания «Найди различия между картинками», «Найди слова», «Шифровка», «Подбери пару».

 

3 занятие Упражнение «Графический диктант». Игра «Что изменилось?». Развитие произвольного внимания «Спрятанное слово Развитие слухового внимания игра «Хлопок». Развитие произвольного внимания «Переплетенные линии», «Склеенные слова», «Подбери пару». Развитие устойчивости внимания «Корректор». Упражнение «Рисунок на слух».

 

2.2 "Коррекция и развитие мышления и мыслительных операций. Развитие внутреннего

плана действий"(3 ч)

По мнению психологов, развитие мышления в процессе обучения - это формирование и

 

совершенствование всех видов, форм и операций мышления, выработка умений и навыков по применению законов мышления в познавательной и учебной деятельности, а также умений осуществлять перенос приемов мыслительной деятельности из одной области знаний в другую. С помощью мыслительных операций происходит осмысление, усвоение учебного материала, а также применение знаний учащимися

 

1 занятие Развитие способности обобщать и классифицировать объекты «Классификация». Развитие логического мышления «Задачи с логическим квадратом». Упражнение «Найди лишнее слово». Развитие способности выделять существенные признаки «Главные слова». Упражнение «Смысловые соотнесения» с опорой на зрительный ряд. Развитие логического мышления, аналитической деятельности «Фраза из 3 слов». Развитие гибкости мышления «Анаграммы».

 

2 занятие    Развитие способности систематизации объектов и информации «Подбери заплатку к

коврику», «Определи порядок». Развитие способности выделять существенные признаки

«Главные слова», «Классификация».Развитие абстрактного мышления «Пословицы». Развитие

уровня обобщения и отвлечения «Исключение лишнего», «Продолжи ряд». Развитие гибкости

мышления «Анаграммы», «Ребусы».

 

3 занятие Упражнение «Закономерности» с опорой на зрительный ряд. Развитие логического мышления «Задачи с логическим квадратом». Развитие способности анализа и синтеза «Сравни слова». Развитие анализа отношения понятий «Аналогии». Развитие способности обобщать и классифицировать объекты «Классификация». Развитие гибкости мышления «Пословицы».


2.3 Коррекция и развитие памяти (3 ч.)

 

Память школьника первостепенный психологический компонент учебно-познавательной деятельности. В школе ученики систематически запоминают большой по объему материал, а потом его воспроизводят. Если память хорошо развита, то мыслительные процессы протекают правильнее и быстрее. Когда информация трудна для запоминания, сложно организована, и ребенок ограничен во времени, на помощь приходят специальные приемы быстрого запоминания. Они позволяют избежать занудной зубрежки.

 

1 занятие Развитие слуховой памяти игра «Какое слово повторяется?», «10 слов». Развитие зрительной памяти « Запомни пары картинок». Игра «Что изменилось?», «Мой путь от дома до школы». «Запомни и нарисуй»

 

2 занятие Развитие зрительной памяти «Запомни картинки». Игра «Пиктограмма». Развитие слуховой памяти «Пары слов». «10 цифр» Игра «Запрещенное движение». Работа с текстом «Зимняя сказка». Игра «Снежным ком», «слова заблудились».

 

3 занятие Развитие зрительной памяти с использованием картинок «Что изменилось?». Упражнения «Каждому животному свое место». Работа с мнемотаблицами к сказкам . Развитие слуховой памяти «Пары слов», Запомни слова и повтори», работа с мнемо таблицами.

 

2.4 "Развитие пространственного восприятия и воображения" (2 ч.)

 

Как известно, восприятие - тот познавательный процесс, который обеспечивают человеку непосредственный контакт с окружающим миром. Именно на основе этих образов строится работа более сложных познавательных процессов. Искажение картины мира на уровне восприятия влечет за собой искажение способов и продуктов деятельности памяти, мышления и воображения. От сформированности зрительного восприятия зависит и полноценное развитие устной и письменной речи, процесса чтения, счета.

 

1 занятие Развитие восприятия контура предметов «Контуры». Работа по восприятию целостности предмета «Пазлы». Развитие пространственного восприятия – игра «Право – лево, верх-низ». Развитие воображения «Дорисуй картинку»

 

2 занятие Развитие внимания и зрительного восприятия «Лабиринт» «Найди на картинке фрагменты изображения». Развитие воображения «Соедини точки», «Расскажи историю по картинкам», «Дорисуй животное». Картинки «Нелепицы». Развитие пространственной ориентации игра «Правая рука – левая нога».

 

2.5 "Релаксация - напряжение" (2 ч.)

 

1 занятие "Я учусь владеть собой". Обучение навыкам саморегуляции Дыхательные упражнения, упражнения на релаксацию «Крюки Денисона» «Пластилин», «Скульптура уверенного человека» техника «Храм тишины»

 

2 занятие Упражнения направленные на осознание телесных ощущений, связанный с напряжение и расслаблением: «Жарко – холодно», «Мячик», «Запретное движение» «Сад моей мечты»

 

2.6. "Развитие рефлексивных навыков" (2 ч.)

 

В  каждом возрасте человекУ должна быть предоставлена возможность овладения опытом организации собственного внутреннего мира, опытом свободного и ответственного выбора ценности, поступка, решения; самооценивания и рефлексии. Цель занятий сформировать рефлексивные навыки у детей старшего дошкольного возраста, способствующие психическому и личностному росту ребенка, на основе совместной деятельности и межличностного взаимодействия педагога и детей.

 

1 занятие


Развитие произвольности «Соедини слово». Развитие внимания и рефлексивных навыков

 

«Корректор». Развитие сформированности действий анализа и осознанность способа решения (выполнения) – «Расставь знаки препинания», «Дорисуй узор».

 

2  занятие

 

Развитие произвольности «Найди слова», «Хлопок на цифру». Формирование внутреннего плана действий «Перепутанный рассказ». Формирование владения разными формами выполнения задания «Составь схему предложений».

 

 

3.  Коррекция и развитие социальных и коммуникативных умений Психологический тренинг "Среди людей"(15 ч )

 

 

3.1. Освоение приёмов активного общения "Я и другие" (2 ч)

 

1 занятие    Осознание самого себя через игру «Что такое Я» - формирование целостного образа я.

 

Определение своего внутреннего мира через игру «Свет мой зеркальце, скажи!»

Как  мы  выглядим  в  глазах  других  людей.  Нравится  нам  этот  образ?  Что  хотели  бы  в  нем

изменить. Используем методику «Мой автопортрет» (можно в коллажной технике).

 

2занятие Формируем умение определить личностные черты других людей. Упражнение на передачу внутренних черт характера через выразительные позы («Часовой», Так будет справедливо», «Ябеда», «Кривляка», «Честность», «Доброта»). Упражнение на развитие мимических движений. Игра на тренировку умений распознавать эмоциональное состояние по мимике с помощью разрезных эмоциональных профилей «Угадай и собери»).упражнения на распознавание выразительности жеста

 

3.2. Раскрытие качеств, необходимых для активного общения (2ч.)

 

1 занятие Учимся видеть характер и понимать других людей через игру «разгадай характер» с использованием фотографии друзей, людей других рас, животных. Упражнение на развитие мимических движений. Игра на тренировку умений распознавать эмоциональное состояние по мимике, с помощью разрезных эмоциональных профилей «Угадай и собери». Упражнения на распознавание выразительности жеста

 

2 занятие Развитие коммуникативных навыков посредством упражнений: «Абориген» (по принципу игры испорченный телефон), «Приглашение и отказ» «Путаница».

 

Игры на развитие умения выражать интерес, внимание, сосредоточенность («Что там происходит?», «Кузнечик», «Раздумье»)

 

 

3.3. Знакомство с принципами хорошего слушания "Я слушаю" (1 ч)

 

1 занятие Формирование навыков активного слушания упражнение « 10 признаков того, что вас внимательно слушают». Формирование умения в беседе использовать Я - высказывания. Упражнение «Интервью»

 

3.4 Расширение представлений о способах самоанализа "Какое решение верно" (2 ч.)

 

1 занятие. Понятие самоанализа. Развитие умений анализировать свои поступки через обсуждение сказки на новый лад «Мальчик-с пальчик. Анализируем многообразие мира вокруг подростка многообразие людей, многообразие животного мира, многообразие мира вещей). Упражнение «Если бы я был …., то я …..».

 

2 занятие Развитие умения на основе самоанализа принять верное решение. Упражнение «Щелчок», игра «Последствия». Пожелание себе – упражнение через арт-терапию (делаем ладошку в технике квиллинга).


3.5 Отстаивание своей точки зрения и аргументации "Моё мнение" (2 ч.)

 

1 занятие развитие умений высказывать свое мнение. Упражнение «Корреспондент», «Зеркало» «Переманивание»

 

2 занятие Развитие умения аргументировать свою точку зрения. Упражнение «Защита» Упражнение «Неоконченные предложения». Игра «Таможня»

 

3.6 Устранение барьеров общения "Я + Ты" (2 ч)

 

1 занятие. Что такое барьеры общения. Работа с таблицей барьеры общения. Упражнения, направленные на преодоление барьеров общения. « Все, Некоторые, только я», «Круг уверенности», «Зеркало»,

 

2 занятие Работа с таблицей «Какой я в общении». Упражнения, направленные на преодоление барьеров общения «Скульптор-глина» «Мусорное ведро» «Слепец и поводырь»

 

3.7         "Стили общения" (1ч)

 

1 занятие. Представление о стилях общения (Минилекция), Заполнение таблицы разные стили общения. Разыгрывание этюдов беседы « С другом» « Школьное сообщение» «беседа на торжественном приеме»

 

3.8         «Навыки совместной работы. (1ч)

 

1 занятие Коммуникативная игра "Путешествие на воздушном шаре".

 

3.9 "Конфликты и способы их разрешения".

Отработка навыков неконфликтного поведения. (2 ч)

 

1 занятие Что такое конфликт. Какие бывают конфликты. Отработка навыков неконфликтного поведения упражнения «Восковая палочка», «Коллективная сказка» «Рисуем молча»

 

2  занятие.

 

Упражнение на развитие мимических движений. Игра на тренировку умений распозновать эмоциональное состояние других людей по мимике с помощью разрезных эмоциональных профилей «Угадай и собери»). Упражнение , направленные на отработку навыков неконфликтного поведения. «Доброе слово» «Я тебя понимаю» Как укреплять свою коммуникабельность (выработка правил.)

 

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

Нормативные документы

 

1.      Закон об образовании РФ.

 

2.      Конвенция о правах ребёнка

 

3.      Федеральная программа развития образования. 2000г.

 

ЛИТЕРАТУРА.

 

1.      Айхингер А., В. Холл "Психодрама в детской групповой терапии". -М: ГЕНЕЗИС, 2003

 

2.      Бабкина Н. В. Радость познания. - М.: 2000 г.

 

3.      Вагапова Д. X. "Риторика в интеллектуальных играх и тренингах". -М.: Цитадель, 1999.

 

4.      Винник М. О. "Задержка психического развития". - Ростов - на -Дону: "ФЕНИКС", 2007.

 

5.      Гунина Е. В. "Диагностика и коррекция мышления неуспевающих школьников". - КЛИО,

 

1997.

 

6.      Зинкевич - Евстигнеева Т. Д., Тихонова Е. А. "Проективная диагностика в сказкотерапии". -

 

СПб "РЕЧЬ", 2003.


7.      Игры - обучение, тренинг, досуг...// Под ред. В. В. Петруссинского. В 4-х томах. - М.: Новая школа, 1994.

 

8.      Ильина М. В. "Чувствуем, познаём, размышляем". - М.: АРКТИ, 2004.

 

9.      Истратова О. Н. "Практикум по детской психокоррекции: Игры, упражнения, техники". - Ростов-на-Дону "Феникс", 2008.

 

10.  Карелина И. О. "Эмоциональное развитие детей". - Ярославль: "Академия развития", 2006.

 

11.  Кипнис М. "128 лучших игр и упражнений для любого тренинга. Как зарядить, оживить, настроить и сплотить группу". - М.: "aCT", СПб: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2009.

 

12.  Козак О. Н. "Путешествие в страну игр". - СПб.: "Союз", 1997.

 

13.  Комплексная методика психомоторной коррекции // Под ред. А. В. Семенович, 1998 г.

 

14.  Кряжева Н. Л. "Мир детских эмоций". - Ярославль: "Академия развития", 2001.

 

15.  Леванова Е. А., Волошина А. Е. "Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия". - ПИЕЕР, 2009 г.

 

16.  Локалова Р. П. "90 уроков психологического развития младших школьников". - М.: 1995.

 

17.  Любимова Т. Е. "Учить не только мыслить, но и чувствовать". -Чебоксары: "КЛИО", 1994.

 

18.  Никольская И. Л., Тигранова Л. И. "Еимнастика для ума" - М.: 1997

 

19.  Практикум по психологическим играм с детьми и подростками //Под ред. Битяновой М. Р. - ПИЕЕР, 2002.

 

20.  Прутченков А. С. "Свет мой, зеркальце, скажи". - М.: Новая школа, 1996

 

21.  Ромашкова Е. И. "Игровые модели интеллектуального досуга в семье и школе". - Владимир,

 

1997.

 

ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ

 

1.    Журнал      "Воспитание  и             обучение           детей   с              нарушениями в             развитии"

 

http://www.schoolpress.ru jornal issues/razvitie/index.php

 

2.      Газета "Школьный психолог"

 

3.      "Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" - http:// festival. I september.ru

 

4.      "Педагогическая библиотека" - http://www.pedlih.rti

 

5.      "Мир Психологии" - http://psychology.net.ru

 

6.      Презентации на сайте: http://www.danilova.ru


 

7.     

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПСИХОКОРРЕКЦИИ (коррекционный модуль) учащихся 5-7 классов с

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПСИХОКОРРЕКЦИИ (коррекционный модуль) учащихся 5-7 классов с

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

Групповая психологическая коррекция сфокусирована на трех составляющих: Ø

Групповая психологическая коррекция сфокусирована на трех составляющих: Ø

ПЕРЕЧЕНЬ СРЕДСТВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ

ПЕРЕЧЕНЬ СРЕДСТВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ

Заключительная" , в которой подводятся итоги занятия, проводится "рефлексия"

Заключительная" , в которой подводятся итоги занятия, проводится "рефлексия"

ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ

ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ

Исследование учащихся (4 часа)

Исследование учащихся (4 часа)

Упражнение «Закономерности» с опорой на зрительный ряд

Упражнение «Закономерности» с опорой на зрительный ряд

Развитие эмоционально-личностной сферы ребенка (15 ч

Развитие эмоционально-личностной сферы ребенка (15 ч

Моделирование ситуаций общения разговора по телефону, правила общения по телефону

Моделирование ситуаций общения разговора по телефону, правила общения по телефону

К-во Даты час 4 ч: 1 ч

К-во Даты час 4 ч: 1 ч

Исследование учащихся (4 часа)

Исследование учащихся (4 часа)

Упражнение «Закономерности» с опорой на зрительный ряд

Упражнение «Закономерности» с опорой на зрительный ряд

Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка (15 ч) 3

Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка (15 ч) 3

Как себя вести в кругу друзей, классе

Как себя вести в кругу друзей, классе

Коррекция внимания и его свойства

Коррекция внимания и его свойства

Проводится в начале года и в конце года, с целью последить динамику развития учащегося

Проводится в начале года и в конце года, с целью последить динамику развития учащегося

Коррекция и развитие памяти (3 ч

Коррекция и развитие памяти (3 ч

Развитие произвольности «Соедини слово»

Развитие произвольности «Соедини слово»

Отстаивание своей точки зрения и аргументации "Моё мнение" (2 ч

Отстаивание своей точки зрения и аргументации "Моё мнение" (2 ч

Игры - обучение, тренинг, досуг

Игры - обучение, тренинг, досуг

Игры - обучение, тренинг, досуг

Игры - обучение, тренинг, досуг

Игры - обучение, тренинг, досуг

Игры - обучение, тренинг, досуг

Игры - обучение, тренинг, досуг

Игры - обучение, тренинг, досуг
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.09.2020