Программа психологического сопровождения учащихся группы риска по ЕГЭ, ГИА "Развитие саморегуляции и стрессоустойчивости"
Оценка 4.7

Программа психологического сопровождения учащихся группы риска по ЕГЭ, ГИА "Развитие саморегуляции и стрессоустойчивости"

Оценка 4.7
docx
19.10.2021
Программа психологического сопровождения учащихся группы риска по ЕГЭ, ГИА "Развитие саморегуляции и стрессоустойчивости"
программа ЕГЭ для группы риска (1).docx

         Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кадетская средняя общеобразовательная школа №2 имени Героя

Советского Союза Матвея Степановича Батракова»

 

 

Утверждаю:

Директор МБОУ КСОШ2

им. М.С. Батракова

____________ Мерс Г.Н.

Приказ №30/4 от 07.04.2021г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа психологического сопровождения учащихся «группы риска»

по ЕГЭ, ГИА

«Развитие саморегуляции и стрессоустойчивости»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Рубцовск

Своеобразие учебной деятельности каждого ребенка связано с целым рядом его индивидуальных особенностей: спецификой мышления, памяти, внимания, темпом деятельности, личностными особенностями, учебной мотивацией и т.д.

Ранняя диагностика  позволяет выявить учащихся «группы риска» при подготовке к ЕГЭ, ГИА и эффективно организовать их психологическое  сопровождение.

Коррекционно-развивающая работа психолога по психологической подготовке к ЕГЭ, ГИА заключается в составлении системы работы с учащимися «групп риска», испытывающими трудности обучения.

Цель программы «Развитие саморегуляции и стрессоустойчивости»: обучение приемам саморегуляции в стрессовой ситуации.

Задачи:

-заложить основы для поддержания хорошего психического здоровья;

-сформировать адаптивный тип взаимодействий с внешнейсредой за счет умения найти требуемое равновесие между необходимым уровнем возбуждения и релаксации в стрессовой ситуации;

-сформировать у обучающихся осознание личной ответственности за свое собственное физическое и психическое здоровье.

Формы работы:

- индивидуальное консультирование;

- практикум.

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематический план

Характер  занятий

Количество занятий

Цель  занятий

1.

Индивидуальное консультирование

     1

Дать общую информацию о связи психики и тела, о стрессе, об основах саморегуляции, о принципах биологической обратной связи и технологии биоуправления.

2.

Практикум

     1

Обучить упражнениям, способствующим снятию избыточного напряжения, способам мышечной релаксации, диафрагмально-релаксационному дыханию.

3.

Практикум

     1

Выработка навыков саморегуляции.

 

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ  РЕЗУЛЬТАТ

-повышение эмоциональной устойчивости;

-улучшение самочувствия;

-формирование позитивного социального опыта преодоления стрессовых ситуаций;

 

ЗАНЯТИЕ   1   (теоретическое)

 

ТЕМА: «ПСИХИКА И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В  ЖИЗНИ  ЧЕЛОВЕКА»

 

ЦЕЛЬ: сообщение о связи психики и тела.

 

СОДЕРЖАНИЕ  ЗАНЯТИЯ:

 

     В жизни каждого человека бывают минуты радости, восторга или напротив, отчаяния, разочарования, равнодушия ко всему.

     Наверно, и вы иногда испытываете подобные негативные чувства. В каких ситуациях? Приведите примеры.

     А как вы думаете, в вашем плохом самочувствии виноваты были вы сами или другие люди и события?

     Чаще всего мы виним других в своих бедах и несчастьях, но давайте посмотрим на жизнь несколько иначе.

Рассказ. «Спасающийся бегством от тигра человек, срывается с крутого обрыва. Ему удается схватиться за корень дерева, и он повисает между жизнью и смертью. Наверху рычит тигр - преследователь, а внизу на дне пропасти висящий человек видит разъяренного льва. Человек понимает, что даже если он не погибнет, то скорее всего, стане жертвой льва.

     При этом он видит двух мышек, деловито грызущих ствол корня дерева. Одновременно ему на глаза попадается ягода земляники, растущей на краю обрыва. Человек срывает их ртом и думает : «Какая сладкая земляника!»

Вопрос: 1. Бывали ли вы когда-нибудь в такой ситуации, когда с одной стороны «тигр», с другой «лев», а рядом «мышка», помогающая вам окунуться в неприятности: например, школа - дом. Что вы при этом чувствовали?

2.   Пытались ли вы увидеть в этой ситуации что-нибудь хорошее, что могло бы вас успокоить? (солнце на небе, улыбка друга...)

Обладать способностью в сложной ситуации находить что-то хорошее, успокаивающее. Сохранять достоинство - это потрясающее качество, за которое вас будет  уважать любой человек.

      Для этого, в первую очередь, надо лучше узнать себя, свои сильные и слабые стороны, т.е. свой внутренний мир, в котором живут наши страхи, слабости и сомнения.

     В науке внутренний мир называется психикой. Ее невозможно потрогать руками или взвесить на весах. Это свойство нашего мозга. Значение психики в жизни человека очень велико.

1.   Умение воспринимать все, что происходит вокруг и соответственно регулировать свое поведение. Например: вы видите кипящую воду на плите и не сунете туда руку. Вам неприятен человек и вы стараетесь с ним не общаться.

2.   Запомните события прошлого и формирование опыта. Например: вчера вас укусила собака и завтра вы уже пойдете другой дорогой.

3.   Способность «заглядывать в будущее». Благодаря этому можно прогнозировать события, делать открытия, изобретать.

     Но все это возможно только при условии сохранения спокойствия, умения «взять себя в руки», сосредоточиться, т.е. при здоровой психике. Если человек испытывает страх, тревогу, сомнения, то достичь желаемого очень трудно. При частых неудачах и разочарованиях может возникнуть болезненное состояние психики, что приводит к плохому настроению, а так же к возникновению многочисленных заболеваний сердца, желудка, кишечника и др.

     Бывают случаи, когда из-за боязни школы или обидчика во дворе, всякий раз при выходе из дома поднимается температура или тошнота, или портится настроение.

     Проверим с помощью небольшой анкеты «Как ты себя сейчас чувствуешь?»

ИНСТРУКЦИЯ. Отметить характерные для тебя в настоящее время ощущения.

У меня часто бывает:

1.   Повышенная утомляемость.

2.   Рассеянность

3.   Плохое настроение

4.   Слабость

5.   Раздражительность

6.   Слезливость

7.   Головные боли

8.   Плохой сон

9.   Плохой аппетит

10. Обострение болезней

     Чем больше пунктов вы отметили, тем хуже ваше самочувствие, тем больше твое психическое состояние влияет на твой организм. Необходимо изменить свое состояние, но для этого  необходимо поподробнее изучить причины плохого самочувствия и настроения.

Вспомнить уже прошедшие неприятные события или столкнувшись сновыми, постараться найти что-нибудь хорошее, что могло бы вас успокоить в этот тяжелый для вас момент. Зачем необходимо видеть приятные стороны в своих проблемах?

            Неприятности бывают разного характера, но тем не менее частое их повторение или большая значимость могут нарушить ритм нашей жизни.  Вспомним строки из хорошо известных нам детских сказок:

«Полюбил Иванушка царевну, та, что ни есть, ни пить не может»

«Встретил Волк Зайца и говорит: «Ага! Попался! Теперь я тебя съем! А заяц задрожал, как осиновый листочек, побелел, как в зимнюю пору, слова вымолвить не может, с места не сдвинется.»

 

     Были ли в вашей жизни подобные ситуации, в которых пережитые чувства нарушали ваш покой? Что вы при этом чувствовали?(Сердце стало биться чаще, похолодели руки, кружится голова.)

     Это состояние говорит о том, что у вас не просто неприятность, вы уже находитесь в состоянии СТРЕССА. Как вы понимаете слово «стресс»? (СТРЕСС - это ответ организма на те события, которые с нами происходят.)

     Стресс появился вместе с человеком. Первобытные люди, охотясь на мамонтов, испытывали огромный страх, т.е. стресс. Реагировали на это они по - разному: одни в ярости бросались в бой, другие в страхе цепенели, прятались. Стресс и сегодня по- разному влияет на людей: одних побуждает к действиям, других «парализует».

Стресс бывает эмоциональный и физический.

Причиной эмоционального стресса может быть ссора с другом или родителями, «2» на уроке и любое другое неприятное для вашего эмоционального состояния событие.

     Приведите примеры своих эмоциональных стрессов.

     Причиной физического стресса может быть полученная травма и любое другое явление, не позволяющее организму полноценно работать. Например, недосыпание, недоедание, чрезмерно шумные соседи - все это вместе или в отдельности могут довести ваш организм до состояния физического стресса.

     Бывает часто и так, что мы сами без особой на то причины доводим себя до состояния стресса: нервничаем перед контрольной работой или у кабинета стоматолога, одеваемся не по погоде (мода требует жертв), объявляем голодовки и т.д.

     Как вы считаете, полезен ли стресс для человека? Как он влияет на его настроение, самочувствие?(Ребята часто испытывающие стресс хуже себя ведут и на уроках и в общении со сверстниками и взрослыми. Плохо это отражается и на учебе, т.к. во время уроков они часто заняты своими переживаниями. У них нарушается сон: их мучают ночные кошмары или бессонница, чаще чем остальные простывают, болит сердце, появляется масса незнакомых ранее заболеваний)

     Испытывали ли вы что-то подобное? Как вы с этим боролись? Насколько удачно?

     Считаете ли вы себя устойчивым к стрессу?

Проверим ваши предположения при помощи теста

 

                «КАК  СИЛЬНО ТЫ ПОДВЕРЖЕН СТРЕССУ» анкета Э. Ховарда.

ИНСТРУКЦИЯ: Прослушай каждое утверждение и проставь баллы, которые более точно отражают твое состояние.

1 - обычно

2 - иногда

3 - редко.

 

 

.

Обычно

Иногда

Редко

1.

Я легко раздражаюсь и обижаюсь

    3

    2

    1

2.

Я терпеть не могу проигрывать.

    3

    2

    1

3.

Если кто-то нападает на меня или критикует, я злюсь, но не показываю своих чувств.

    3

    2

    1

4.

Я страдаю от нетерпения, когда приходится стоять в очереди.

    3

    2

    1

5.

Я могу взять на себя больше ответственности, хотя знаю, что буду чувствовать себя дискомфортно.

    3

    2

    1

6.

Мне трудно обратиться за помощью, когда она мне требуется.

    3

    2

    1

7.

Я прибегаю к лекарственным препаратам, чтобы снять стресс.

    3

    2

    1

8.

Я обсуждаю проблемы с людьми, которым доверяю.

    1

    2

    3

9.

Мне трудно извиниться, если я сделал ошибку.

    3

    2

    1

10.

Я сильно переживаю и виню себя, если совершаю ошибку.

    3

    2

    1

11.

Если другие задевают мои чувства, я даю им понять это.

    1

    2

    3

12.

Я считаю, что отдаю друзьям больше, чем получаю от них.

    3

    2

    1

13.

Я отвожу себе время для отдыха и получаю удовольствие от развлечений.

    1

    2

    3

14.

Я нахожу время для ежедневных или почти ежедневных занятий физкультурой.

    1

    2

    3

15.

Я часто смеюсь и улыбаюсь.

    1

    2

     3

 

     Теперь сложите свои ответы и посмотрите, к какой группе вы относитесь:

15 - 25 баллов: вы слабо подвержены стрессу;

26 - 35 баллов: вы умеренно подвержены стрессу;

36 - 45 баллов: вы сильно подвержены стрессу.

     Совпадают ли ваши предположения с результатами теста?

     Испытываете ли вы необходимость  научиться лучше справляться со своими неприятностями?

Представьте, что стресс - это маленький, худой, горбатый, черный человечек, который появляется рядом с вами всякий раз, когда вы начинаете переживать, нервничать, злиться и т.д. Он в восторге от того, что сумел довести вас до такого состояния. Его радость - это ваши слезы и плохое настроение. Как лишить его этого удовольствия?

     Вот несколько самых простых способов:

1.   Заведите «смешной альбом». Записывайте в него юмористические истории, веселые анекдоты, смешные высказывания и читайте его, когда плохо на душе.

2.   Прочтите очень громко или прокричите несколько раз вслух какое-нибудь стихотворение или отрывок из него.

3.   Поиграйте на каком-нибудь  музыкальном инструменте (даже, если не умеете на нем играть).

4.   Спойте какую - нибудь мелодичную песню (даже если нет слуха).

5.   Посмотрите любимый фильм или фотографии.

6.   Погуляйте в парке или повеселитесь с друзьями.

7.   Нарисуйте своего обидчика на большом листе, прикрепите его к стене и бросайте в него всем, что попадется вам под руку...

     Закройте глаза и попытайтесь прислушаться к своему настроению, чувствам. С каким животным вы можете сравнить себя сейчас? Поменялся ли ваш образ по сравнению с началом занятия?  Как вы считаете, о  чем это говорит?

Домашнее задание.

     Понаблюдать за своим поведением и поведением окружающих в стрессовых ситуациях. Стараться определять вид  и источник стресса.

     Использовать в сложных ситуациях  советы по преодолению стресса.

 

 

 

 

 

Занятие 2

(Практикум)

 

Тема: «Диафрагмально - релаксационное дыхание и

визуализация образа»

Цель:научить участников диафрагмально - релаксационному дыханию, обучить упражнениям, способствующим снятию избыточного напряжения, способам мышечной релаксации.                 

Наблюдая и анализируя поведение свое и других людей, мы делаем выводы, извлекаем крупицы мудрости, секреты человеческой силы и спокойствия. Этому очень трудно научиться и мы с вами делаем первые шаги познания.

Упражнение: «Творец, живущий внутри нас».

(Включается медленная приятная музыка, на фоне которой проводится упражнение)

1.         Глубоко вдохните и выдохните.

2.         Скажите себе «расслабься».

3.         Если чувствуешь, что нервничаешь или напрягаешься, еще раз глубоко вдохни и выдохни.

4.         Если в голове тревожные мысли, не обращай на них внимания, они исчезнут, пусть улетают, как птица, стремящаяся к облакам.

Теперь мы можем перенестись в другой мир - мир удивительной сказачной страны - и послушать одну из ее историй.

Давным-давно это было. Жил на свете удивительный человек. Был он красив и добр. Сложно сказать, сколько ему было лет. У него так задорно блестели глаза, что многие думали: «Он очень молод». Но глядя на его длинную седую бороду и волосы, другие говорили: «Он стар и мудр». Люди называли его Волшебником. Никто не знал, откуда он пришел, но говорил, что раньше он был обыкновенным человеком, таким, как все.Менялись поколения, а Волшебник все жил среди людей, и они чувствовали, что находятся под его защитой.

Как - то раз Волшебник сказал людям:

-Я долго жил среди вас. Чувствую, что пришло время мне отправляться в путь.

-Зачем же ты оставляешь нас, - грустно сказали люди. - Нам будет нелегко без твоей защиты и доброго совета. Передай нам хотя бы частичку твоей мудрости.

-Посмотрите вокруг, - сказал волшебник, - вы живете в прекрасном мире. Каждый день вы можете встречать и провожать солнце, слушать, как шумят деревья и плещется вода, потрескивают поленья в костре и дышит земля. Давайте на минуту замрем и прислушаемся. Чувствуете, все, что нас окружает, живет в своем ритме. И свой ритм у каждого из нас.

Люди замерли, закрыли глаза и услышали, КАК дышит земля - ровно и спокойно, КАК плещутся о берег волны - то быстро, то не торопясь. И главное, каждый из них услышал собственный ритм: спокойное биение сердца, свободное дыхание... И вдруг людей охватило чувство, что с ними происходит что-то новое и необыкновенное.

-Удивительное и Волшебное растет внутри нас, - с восторгом сказали они Волшебнику.

-Похоже, вы открыли самый главный мой секрет, - улыбнулся волшебник. -ведь волшебство - это умение слушать и вувствовать ритм природы и жить в соответствии с ним, совершая удивительные преобразования вокруг, созидая окружающийй мир. надо только услышать свой ритм и разбудить творца, живущего внутри каждого, - и тогда начнется волшебство.

-А как мы будем им пользоваться? - спросили люди.

 

- можно представить себя здоровым и красивым человеком, рассмотреть свой образ и запечатлеть его в своем сердце, - ответил Волшебник, - и постепенно, даже незаметно для себя, вы начнете меняться. Можно научиться слышать внутренний ритм другого человека, находить соответствие со своим ритмом, и тогда каждый день будет дарить радость взаимопонимания. Можно научиться видеть в каждом событии урок для себя, и тогда на смену тревогам и волнениям придут покой и ясность...И отправился Волшебник в путь. А люди остались. Они хорошо запомнили слова Волшебника. Жили, слушая свой внутренний ритм, и очень скоро в каждом из них проснулся творец. Спокойно и с любовью они каждый день создавали свою жизнь, случая вокруг добро и радость.

И сейчас, если мы приложим руку к груди, то услышим спокойное биение своего сердца, ритм дыхания. И творец, живущий внутри нас, напомнит о себе теплой волной радости.

А мы сделаем глубокий вдох и выдох и потихоньку будем возвращаться обратно.

Вопросы для обсуждения:

1.         Какой секрет волшебника открыли люди? Как вы его понимаете?

2.         Как можно воспользоваться этим секретом и для чего?

3.         Можем ли мы с вами воспользоваться советами волшебника?

Если да, то в каких ситуациях?

Согласитесь, трудно воспользоваться советами Волшебника, если в возникшей сложной ситуации вы очень расстроены. В таком состоянии, трудно извлечь урок из случившегося или понять чувства другого человека. Первое, что нужно сделать в таком состоянии - это успокоиться. Один из подходящих для этого способов - это правильное, глубокое дыхание.

Закройте глаза и попытайтесь мысленно вернуться в ситуацию, которая, по вашему мнению, была для вас крайне неприятной. Постарайтесь вернуться в чувства, которые вы тогда испытывали.

Упражнение «Лифт»

1.         Сделав вдох носом, мы начинаем поездку на лифте. Выдыхая воздух через рот тонкой струйкой, почувствуйте, как воздух начинает свой путь снизу (от живота).

2.         Снова вдохните воздух. Он поднимается на этаж выше - к желудку. Выдохните.

3.         Вдохните еще раз и поднимите лифт на следующий этаж - грудь. Выдохните.

4.         А сейчас можно отправиться на чердак. Вверх по горлу, к щекам, лбу. Почувствуйте. Как воздух наполняет голову.

5.         Когда выдохните, почувствуйте, что все напряжение и волнение вышло из вашего тела, словно из двери лифта.

Что произошло с тем чувством, в котором вы начинали упражнение?

Помогло ли это упражнение? Если да, то чем?

В некоторых ситуациях подобные упражнения могут оказать большую помощь.

Выполним еще одно упражнение из этой же серии.

Упражнение «Воздушный шарик»

1.         Представь, что в твоей груди воздушный шарик. Выдыхая через нос, заполни легкие воздухом. Выдыхая ртом, почувствуй, как он выходит из легких.

2.         Не торопясь, повтори. Дыши и представляй, как шарик заполняется воздухом и становится все больше и больше.

3.         Медленно выдохни ртом, как будто воздух тихонько выходит из шарика.

4.         Сделай паузу и сосчитай до пяти.

5.         Снова вдохни и наполни легкие воздухом. Задержи его, считая до трех.

6.         Выдохни. Почувствуй, как теплый воздух проходит через легкие, горло, рот.

7.         Повтори три раза, выдыхая и вдыхая, представляя, что каждое легкое - надутый воздушный шарик.

8.         Остановись и почувствуй, что ты полон энергии, а все напряжение пропало.

Домашнее задание:

Использовать упражнения, изученные на занятии в сложных ситуациях. Пронаблюдайте, как вы при этом себя чувствуете и ведете.

Умение расслаблять свое тело - это еще один способ избежать необдуманных поступков и неприятностей. Не зря вы часто слышите такую фразу: «Сядь, успокойся, расслабься и расскажи, что произошло». 

Упражнение «Надувная фигура»

Вообрази, что ты лежишь на кровати и твое тело состоит из надувных резиновых баллонов. Сначала мысленно открой вентили на пятках - воздух начинает уходить из ног. Постепенно от них остаются лишь резиновые формы, плоско лежащие на кровати. Затем открывай вентили последовательно на груди, руках, голове, шее, пока все твое тело не расслабится и не превратится в сдутый силуэт.

Упражнение «Растягивание»

1.      Встань прямо. Представь, что ты тянешься вверх, как стебель с цветком к солнцу.

2.      Глубоко вдохни, сосредоточь внимание на точке перед собой.

3.      Закинь сомкнутые руки за голову. Затем разъедини их и вытяни к потолку. Сосредоточься на дыхании.

4.      Представь, что хочешь дотянуться пальцами до звезд.

5.      Плавно опусти руки.

6.      Дотянись до пола пальцами, не сгибая колен. Если не можешь этого сделать, наклоняйся не так низко.

7.      Выпрямись и сделай несколько наклонов в стороны. Руки в это время в сторону и за голову. Почувствуй приятную свободу в руках и плечах.

Упражнение «Жираф»

1.         Сделай вдох и расслабься.

2.         Положи подбородок на грудь. Поверни подбородок и шею направо, затем на лево. Повтори три раза, затем подними каждое плечо несколько раз.

3.         Снова сядь прямо и удобно. Почувствуй, как расслабилась шея.

Если не слышишь и не понимаешь своих чувств, то трудно разобраться в причинах своего плохого или хорошего самочувствия, а значит и не знаешь как себе помочь.

Упражнение «Карта чувств»

На листе бумаги в центре написать название того чувства, которое для вас сейчас является самым главным и значимым. Написать, какие чувства располагаются по краям карты - менее значимые, но ощутимые. Каких чувств больше: приятных или неприятных?
Каждый день и даже по нескольку раз в день эта карта чувств человека может меняться. Возникает ли иногда желание изменить свое самочувствие («карту чувств»?) Это можно сделать при помощи знакомых нам упражнений на расслабление мышц и дыхания. Существует еще один способ. Воспользуемся им и проверим изменилась ли «карта чувств», с которой вы пришли на занятие. 

Упражнение «Сад чувств»
Сядьте поудобнее и закройте глаза.

Представь, что ты заходишь в заброшенный сад и становишься его садовником.

Тебе хочется очистить его от мокрых листьев и веток. Ты заглядываешь в каждый уголок сада и везде наводишь порядок. Сажаешь новые цветы и кустарники, самые разные. Представь как они выглядят.

Сад наполняется прекрасными звуками: ты слушаешь жужание пчел, пение птиц, отдаленный шум водопада, потаенный звук глубокого покоя. Этот покой обновляет твои чувства.

Ты ощущаешь свежий запах сосны, чистого воздуха, благоухание розы, и множества других цветов; сильный, как крепкий кофе, запах земли. Воздух отдает дымком. Кто-то разжег костер. Представь что-нибудь вкусненькое, чтобы у тебя потекут слюнки.

Представляя это, опусти руки с края бревна, на котором ты сидишь, коснись прохладной влажной земли.

Ты можешь навсегда остаться в этом саду, он так много дарит тебе в благодарность за заботу. Ты можешь прийти в него в любое время. Он цветет в твоем воображении, и каждый день там появляются новые ростки и цветки.

Несколько раз глубоко вдохни и выдохни, ощущая аромат воздуха. Медленно открой глаза.

Поделитесь своими чувствами, настроением...
Упражнение «Экран»

1.      Сделайте глубокий вдох носом и выдохните воздух тонкой струйкой через рот.

2.      Представь, что ты находишься в кинотеатре. Ты смотришь на экран. Какие бы мысли не приходили к тебе в голову, просто наблюдайте за ними на экране, и они медленно растворятся. Не сосредотачивайся на них. Просто смотри, как они появляются и исчезают.

3.      Фильм заканчивается. Все неприятные кадры оставьте в кинотеатре. А с собой заберите только приятные и радостные.

4.      Сеанс просмотра заканчивается. Откройте глаза и прислушайтесь к своему телу. Что-то изменилось?

Упражнение «Ковер - самолет»

1.      Закройте глаза. Устройтесь поудобнее.

2.      Представьте, что вы садитесь на ковер-самолет и медленно поднимаетесь в небо.

Вы поднимаетесь над домами, деревьями, мимо проплывают облака. Теплый ветер гладит ваши руки, лицо, все тело. Вы протягиваете руки ему навстречу и чувствуете, как теплые струйки воздуха проходят через ваши пальцы. Вы ощущаете покой.

3.      А теперь посмотрите вниз. Там все такое маленькое, крошечное. А вот ваш дом. Рядом стоят родители, немного дальше играют друзья. Чем они занимаются? А вот и школа. Кто там? Найдите глазами людей, которых вам было бы приятно увидеть.
Это мир, в котором вы живете. Вспомните все то хорошее, что вас с ним связывает. Мысленно скажите им все, что бы вы хотели сказать своим знакомым и близким.

4.      Глубоко вдохните и выдохните. Вы возвращаетесь на землю. Откройте глаза.
Вы можете пользоваться ковром-самолетем всегда, когда неприятные чувства овладевают вами. Не предпринимайте поспешных необдуманных действий. Сядьте на ковер самолет и посмотрите на все происшедшее «сверху». Может , глядя с высоты облаков ваша проблема уже не покажется вам столь тяжелой и безысходной или вы увидете что-то новое в ней.

5.      Рефлексия состояний на данный момент.
Составьте карту чувств на данный момент.
Есть ли изменения?
Используйте изученные сегодня упражнения в сложных ситуациях. Составляйте свою карту чувств в конце каждого дня, наблюдая, какие же чувства мешают вам обрести состояние покоя и уверенности в себе.

 

Занятие 3

Цель: выработка навыков саморегуляции.

Упражнение «Телеграмма».

Закройте глаза и вспомните, что для вас сейчас является самым сложным или неприятным, и может, напротив, приятным и радостным событием. (1 мин.)
А сейчас представьте, что вы хотите поделиться своей радостью или огорчением с близким вам человеком, который живет далеко от сюда. Вы можете послать ему телеграмму. В телеграмме, как вы знаете, информация излагается очень кратко. Составьтесвою телеграмму из 5 -7 слов.Данное упражнение помогает конкретизировать свою проблему, определить характер своих чувств и состояния.
Часто ли в вашей душе появляются подобные «телеграммы»?Как вы при этом себя ведете? Приводят ли ваши действия к желаемому результату?Самый распространенный вариант - как можно быстрее что-то предпринять.Однако начинать надо ни с этого!
Во - первых, оказавшись в неприятной ситуации постарайтесь вернуться в то состояние внутреннего покоя и равновесия.

Добившись этого состояния, вы можете оценить случившееся совершенно иначе. В этот момент вы будите слышать не только свои чувства, но и голос разума.

В такие моменты можно использовать следующие способы:

Упражнение «Шаги к успеху»

Возникшую у вас проблему можно представить в виде лестницы, на которую надо взобраться. Нарисуйте эту лестницу на бумаге (например из пяти ступенек). На каждой ступеньке напишите действие, которое приведет вас к успеху (на вершину лестницы).
К примеру, если твоя цель - исправление «2», то пять шагов будут такими:...
1...
2...
3...
4...
5...
Закройте глаза и постарайтесь отчетливо представить себе каждый шаг. Не открывай глаз, пока отчетливо не увидишь все пять шагов.Составь список всего, что тебе мешает или отвлекает.

Упражнение «Итоги дня».
В конце дня (перед сном) «прокрути в памяти» (лучше в обратном порядке) события прошедшего дня. Вспомни, с кем ты взаимодействовал и общался. Постарайся спокойно, как беспристрастный сторонний наблюдатель, просмотреть «фильм» сегодняшнего дня. Со стороны происходящие события оцениваются несколько иначе. Сделай выводы для себя: как изменить свое отношение к людям или свое поведение, как помочь другим стать добрее и лучше...

Постарайтесь выразить свои чувства на данный момент, заканчивая фразу: «Я чувствую себя, как...» (использование метафоры).

Повлияли ли на ваши чувства выполненные упражнения?

Готовы ли вы в этом состоянии решать свои проблемы?
Упражнение «Мыльные пузыри»

1.      Сядьте, взяв карандаш и бумагу. Проанализируйте свои мысли о том, что вас беспокоит. Если вы скажете: «Я плохо себя чувствую», вы действительно будите плохо себя чувствовать. Скажите себе: «Я вздремну и буду чувствовать себя лучше».

2.      На чистом листе бумаги нарисуйте голову, из которой вылетают мыльные пузыри ваших мыслей вправо и влево. На пузырях слева напишите ваши негативные («тяжелые») мысли, а на пузырях справа - позитивные.
(В ходе обсуждения они преобразовываются в позитивные).


Негативные мысли


Позитивные мысли


Я не могу это сделать


Я это сделаю или выучу еще раз!


Я не буду, это слишком сложно


Я попробую это сделать


Я никогда не сделаю этого хорошо, зачем пытаться.


Я все понимаю, поэтому попытаюсь сделать как можно лучше.


Я не могу сделать домашнее задание, когда вокруг шум.


Я надену наушники или уйду в другую комнату, когда буду делать домашнее задание.



Когда вы переформулировали негативную мысль в позитивную, изменилось ли как-то ваше отношение к данной проблеме?Для того чтобы не видеть свою проблему только в «черном» цвете, а постараться найти что-то положительное в происходящем и тем самым приободрить себя, можно после достижения внутреннего эмоционального равновесия использовать упражнение 

«Как ты это воспринимаешь»

1.      Вспомни последнюю трудную ситуацию.

2.      Обдумай три варианта, как она могла бы ухудшиться.

3.      Рассматривая пути ухудшения ситуации, можно представить перспективу ее развития.

4.      Обдумай три варианта ее улучшения.

5.      Рассматривая пути улучшения спланируй программу действий. (возможно использование упражнения «лестница успеха»)
(По заданному алгоритму рассматривается предложенная детьми ситуация)

Рефлексия эмоционального состояния на момент окончания занятия.

Закройте глаза, прислушайтесь к себе: своим чувствам и ощущениям. Представьте, что вы оказались в парке, гуляете по его аллеям, слушаете пение птиц, полной грудью вдыхаете аромат цветов и деревьев. Солнце греет вас своими лучами, ветер играет с вашими волосами, одеждой. И на одной из тропинок вы встречаете себя из недавнего прошлого («Я» месяц назад). Настроение у этого «Я» скверное, дела - хуже некуда. Что вы об этом думаете? Мысленно дайте совет своему «Я» из прошлого, помогите избавиться от плохого настроения.

Домашнее задание.

Использовать приемы саморегуляции и способы выхода из сложных и конфликтных ситуаций, изученные на предыдущих занятиях.

Литература:

Программа коррекционно-развивающих занятий  «ИБИС» (Игровое биоуправление и саморегуляция).



 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кадетская средняя общеобразовательная школа №2 имени

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кадетская средняя общеобразовательная школа №2 имени

Своеобразие учебной деятельности каждого ребенка связано с целым рядом его индивидуальных особенностей: спецификой мышления, памяти, внимания, темпом деятельности, личностными особенностями, учебной мотивацией и т

Своеобразие учебной деятельности каждого ребенка связано с целым рядом его индивидуальных особенностей: спецификой мышления, памяти, внимания, темпом деятельности, личностными особенностями, учебной мотивацией и т

Тематический план №

Тематический план №

Обладать способностью в сложной ситуации находить что-то хорошее, успокаивающее

Обладать способностью в сложной ситуации находить что-то хорошее, успокаивающее

Были ли в вашей жизни подобные ситуации, в которых пережитые чувства нарушали ваш покой?

Были ли в вашей жизни подобные ситуации, в которых пережитые чувства нарушали ваш покой?

Я прибегаю к лекарственным препаратам, чтобы снять стресс

Я прибегаю к лекарственным препаратам, чтобы снять стресс

Занятие 2 (Практикум) Тема: «Диафрагмально - релаксационное дыхание и визуализация образа»

Занятие 2 (Практикум) Тема: «Диафрагмально - релаксационное дыхание и визуализация образа»

Волшебник, - и постепенно, даже незаметно для себя, вы начнете меняться

Волшебник, - и постепенно, даже незаметно для себя, вы начнете меняться

Остановись и почувствуй, что ты полон энергии, а все напряжение пропало

Остановись и почувствуй, что ты полон энергии, а все напряжение пропало

Кто-то разжег костер. Представь что-нибудь вкусненькое, чтобы у тебя потекут слюнки

Кто-то разжег костер. Представь что-нибудь вкусненькое, чтобы у тебя потекут слюнки

Составьтесвою телеграмму из 5 -7 слов

Составьтесвою телеграмму из 5 -7 слов

Я никогда не сделаю этого хорошо, зачем пытаться

Я никогда не сделаю этого хорошо, зачем пытаться
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.10.2021