Программа психологического сопровождения "Я - пятиклассник"
Оценка 5

Программа психологического сопровождения "Я - пятиклассник"

Оценка 5
doc
10.11.2021
Программа психологического сопровождения "Я - пятиклассник"
Программа психологического сопровождения 5 классы.doc

ПРОГРАММА  « Я – ПЯТИКЛАССНИК»

 

Пояснительная записка

Актуальность программы

Переход из начальной школы в среднюю школу   — важный шаг в жизни школьника. В пятом классе для детей многое оказывается новым: учителя, форма обучения, которая в средней школе становится предметной, а иногда и одноклассники. Очень   важно, чтобы этот шаг он совершил во всеоружии, поскольку от уровня сформированности готовности к школьному обучению зависит весь процесс учения.

В этот период происходит:

  • снижение показателей обученности;
  • снижение интереса к учебе;
  • напряженные отношения между собой;
  • повышенная тревожность;
  • непредсказуемые реакции;
  • отстранение от взрослых.

Независимо от того, каким образом начинается учебный год в школе, процесс адаптации, так или иначе, идет. Вопрос только в том, сколько времени уйдет у ребенка и учителя на него и насколько этот процесс будет эффективен. Поэтому смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы сделать естественный процесс более интенсивным.

Адаптация детей – это длительный процесс. Организм ребенка должен приспосабливаться к новым условиям школьной жизни, а педагогический коллектив обязан ему в этом помочь. Психолого-педагогическое сопровождение пятиклассников  и их родителей в ходе обучения помогает обеспечить процесс адаптации.

Но для некоторых детей, школьные требования оказываются слишком трудны, а распорядок слишком строг. Для них период адаптации к средней  школе может быть травмирующим.

Исходя из этого, проблема диагностики, коррекционная работа по адаптации пятиклассников  заслуживает особого внимания,  так как  трудности в адаптации приведут к дезадоптации детей, к неврозам и психосоматическим заболеваниям.

Поэтому для школы стало актуальным создание программы по психолого-педагогическому сопровождению и развитию адаптации детей пятых классов.

Цель программы: оказание психолого-педагогической поддержки учащимся 5 классов в период их адаптации к условиям обучения в средней школе.

Задачи:

1. Формирование у учащихся:

- представлений об умениях, навыках обучения в среднем звене;

- навыков взаимодействия с другими людьми на основе самопринятия, самораскрытия и принятия других;

- адекватного отношения к своим успехам и неудачам в какой-либо деятельности, развитие навыка уверенного поведения;

- представления о себе как о человеке с большими возможностями развития.

2. Ознакомление учащихся:

- с системой самоорганизации для оптимального выполнения домашних заданий и других учебных требований;

- с разными формами коммуникации;

- с нормами и правилами поведения на новом этапе школьной жизни;

3. Создание условий:

- снижения тревожности;

- выполнения упражнений в игровой форме, проведения дискуссий;

- развития навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, адекватно и разносторонне сравнивать сои результаты с успешностью других;

- выработки на основе собственного опыта норм поведения и общения.

Этапы реализации программы.

Программа рассчитана на 10 часов(3 месяца).

Предварительный этап (сентябрь) включает фронтальную диагностику учащихся 5 классов на психологическую готовность к школьному обучению в среднем звене, а так же углубленную индивидуальную диагностику причин низкого уровня готовности некоторых учащихся, а так же комплектацию групп для предстоящей развивающей работы.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК

Методика

Направленность диагностики

Диагностика уровня школьной тревожности Филипса

Изучение школьной тревожности и причин ее возникновения

Беседа о школе. Т. А. Нежнова

Определение школьной мотивации

Н. Лусканова

Диагностика психологической готовности детей к обучению в школе (мотивационная, эмоционально-волевая, интеллектуальные сферы)

Рисунок несуществующего животного.

Рисунок семьи. М. З. Дукаревич

Личностные особенности, уровень умственного развития, особенности семейных взаимоотношений в восприятии ребенка.

Лесенка Н. Шкуричева

Изучение самооцнки

 

Основной этап (октябрь – декабрь) включает проведение развивающих занятий 1 раза в неделю.

Этапы каждого занятия:

1. Приветствие.

2. Разминка(10 мин) психологические игры на установление контакта, развитие внимания, памяти, мышления, воображения.

           3. Обсуждение домашнего задания(10 мин).

4. Работа по теме занятия(15 мин).

5. Рефлексия(5 мин).

6.  Домашнее задание(5 мин).

 

Заключительный этап (декабрь) включает повторную диагностику для отслеживания динамики развития.

Методы и техники:

1. Психологические игры и упражнения.

2. Арт-терапия.

3. Дискуссии, обсуждение вопросов, связанных с основной темой занятия.

4. Проективные методы «репетиции поведения» и элементов психогимнастики.

5. Слушание сказок-метафор.

Планируемые результаты работы:

- снижение тревожности;

- повышение самооценки;

- овладение способами взаимодействия со сверстниками;

- формирование представления о себе, о своих внутренних резервах;

- овладение нормами, правилами поведения и общения на новом школьном этапе;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно тематический план программы «Я - ПЯТИКЛАССНИК»

п/п

Название раздела и темы

Количество часов

Дата проведения

Всего

Теория

Практика

1

Зачем человеку нужна психология

1

0.5

0.5

 

2

Что такое 5 класс

1

0.5

0.5

 

3

Какой я и чем отличаюсь от других

1

0.5

0.5

 

4

Я могу

1

0.5

0.5

 

5

Я – это мои цели

1

0.5

0.5

 

6

Мир эмоций

1

0.5

0.5

 

7

Понимаем ли мы друг друга

1

0.5

0.5

 

8

Я и мои друзья

1

0.5

0.5

 

9

Трудные ситуации могут научить меня

1

0.5

0.5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы

 

Данная программа составлена на основе практического пособия для педагогов-психологов, классных руководителей по адаптации учащихся С. А. Коробкиной «Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах», издательство «Учитель», 2011 г.

 

Занятие 1. Зачем человеку необходима психология – 1 час.

1. Знакомство. Упражнение «Имя цветок».

2. Работа по теме.

3. Рефлексия.

Занятие 2. Что такое 5 класс – 1 час.

1. Принятие правил.

2. Работа по теме

Упражнения  «Продолжи фразу»

                        « Те кто…»

                        «Школьный путь»

                        « Что важно для меня?»

3. Рефлексия.

4. Домашнее задание.

Занятие 3. Какой я и чем отличаюсь от других – 1 час.

1. Разминка «Угадай, чей голосок».

2. Обсуждение домашнего задания.

3. Работа по теме

Самоанализ «Кто я? Какой я?»

Упражнение «Вот я какой! Угадали?»

4. Рефлексия.

5. Домашнее задание.

Занятие 4. Я могу – 1 час.

1. Разминка. Упражнение «Догадайся», «Ладонь».

2. Работа по теме. Игра «Я могу».

Слушание сказки  О. Горьковой «Фламинго».

3. Обсуждение сказки и выполнение иллюстраций к ней.

4. Рефлексия.

Занятие 5. Я – это мои эмоции - 1 час.

1. Разминка. Упражнение «Животные», «Волшебник».

2. Работа по теме. Слушание сказки О. Колосовой « Сказка о славном Учмаге, учителе его Магуче и бедном, но вылеченном аэроплане.

3. Обсуждение сказки, выполнение иллюстраций к ней.

4. Рефлексия.

Занятие 6. Мир эмоций – 1 час.

1. Разминка. Упражнение «Что ты услышал?»

2. Работа по теме.

Игра «Угадай эмоцию»

Упражнение «Фигуры эмоций»

Игра «Назови эмоцию»

Игра «Изобрази эмоцию»

Упражнение «Поставь балл эмоции».

3. Рефлексия.

4. Домашнее задание.

Занятие 7. Понимаем ли мы друг друга – 1 час.

1. Разминка. Упражнение «Мне в тебе нравится».

2. Работа по теме. Упражнение «Рисунок по инструкции»

Упражнение «Кораблик успехов»

Игра «Гомеостат»

Игра «Пойми меня»

Игра – шутка «Пойми меня».

3. Рефлексия.

Занятие 8. Я и мои друзья – 1 час.

1. Разминка. Игра «Что ты видел сегодня красивого?»

2. Работа по теме.

Упражнения.

Слушание сказки А. Безотосова «Светлячок».

3. Обсуждение сказки, иллюстрирование.

4. Рефлексия.

Занятие 9. Трудные ситуации могут научить меня – 1 час.

1. Разминка. Игра «Дружные обезьянки».

2. Работа по теме.

Слушание сказки, придумывание ее окончания.

3. Рефлексия

 

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Требования к уровню подготовки учащихся по данной программе

 

После реализации программы дети должны приобрести следующие знания, умения и навыки:

·        умение осознавать требования учителя и соответствовать им;

·        умение устанавливать межличностные отношения с педагогами;

·        умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы;

·        навыки общения и достойного поведения с одноклассниками;

·        навыки уверенного поведения;

·        навыки совместной (коллективной) деятельности;

·        навыки самоподдержки;

·        навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перечень учебно-методического обеспечения

 

Для обеспечения данной программы необходимо:

 

- Лекции, диагностический материал;

- Учебно-наглядные пособия;

-  Раздаточный диагностический материал;

-  Материал для арт-терапии, оригами и т.д;

-  Технические средства: аудио – видео техника;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1.     Андрияхина Н. Как помочь пятикласснику?// Школьный психолог, 2003.-№.31

2.     Битиянова М.Р. Адаптация ребенка к школе:диагностика, коррекция, педагогическая поддержка.-М.: Генезис,1998

3.     Владимирова Ю. Новичок в средней школе.//Школьный психолог,2004.-№9

4.     Коблик Е. Г. Первый раз в пятый класс. Программа адаптации детей к средней школе. - М.: Генезис, 2003

5.     Коробкина С. А. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах.- Волгоград: Учитель, 2011

 


ПРОГРАММА « Я – ПЯТИКЛАССНИК»

ПРОГРАММА « Я – ПЯТИКЛАССНИК»

Исходя из этого, проблема диагностики, коррекционная работа по адаптации пятиклассников заслуживает особого внимания, так как трудности в адаптации приведут к дезадоптации детей, к неврозам и…

Исходя из этого, проблема диагностики, коррекционная работа по адаптации пятиклассников заслуживает особого внимания, так как трудности в адаптации приведут к дезадоптации детей, к неврозам и…

Этапы реализации программы. Программа рассчитана на 10 часов(3 месяца)

Этапы реализации программы. Программа рассчитана на 10 часов(3 месяца)

Заключительный этап (декабрь) включает повторную диагностику для отслеживания динамики развития

Заключительный этап (декабрь) включает повторную диагностику для отслеживания динамики развития

Календарно тематический план программы «Я -

Календарно тематический план программы «Я -

Содержание программы Данная программа составлена на основе практического пособия для педагогов-психологов, классных руководителей по адаптации учащихся

Содержание программы Данная программа составлена на основе практического пособия для педагогов-психологов, классных руководителей по адаптации учащихся

Слушание сказки О. Горьковой «Фламинго»

Слушание сказки О. Горьковой «Фламинго»

Упражнения. Слушание сказки А

Упражнения. Слушание сказки А

Требования к уровню подготовки учащихся по данной программе

Требования к уровню подготовки учащихся по данной программе

Перечень учебно-методического обеспечения

Перечень учебно-методического обеспечения

Литература 1. Андрияхина

Литература 1. Андрияхина
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.11.2021