ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА
Актуальность
Ранняя помощь детям и семьям стала одной из приоритетных областей образования. В России, как и во всем мире, побудительными причинами для осознания необходимости ранней помощи детям и семьям, стали следующие факторы:
• Рост числа детей, имеющих нарушения развития уже при рождении;
• Увеличение количества социальных сирот из числа детей с проблемами здоровья и нарушением развития;
· Рост числа социально не благополучных семей (семьи с одним родителем, семьи с крайне низким уровнем дохода, семьи, не обеспеченные жильем и проч.)
В центральных регионах нашей страны в течении 20 лет создаются службы ранней помощи, направленные на работу с семьями, имеющими детей с нарушениями развития. Все чаще поднимается вопрос о максимальной эффективности коррекционных и развивающих мероприятий именно в раннем возрасте. Так как ни в какой другой период добиться такой эффективности практически невозможно.
Цель программы: развитие речи и мышления детей от 2-х до 3,5 лет, имеющих отставание в развитии речи, моторном или интеллектуальном развитии, имеющих проблемы в поведении, в следствие повышенной или, наоборот, сниженной двигательной активности из проблем, с которой сталкиваются и родители, и педагоги при поступлении ребёнка в дошкольное учреждение - его адаптация к новой среде.
Задачи программы:
1. Развитие слухового и зрительного внимания.
2. Развитие экспрессивной и импрессивной речи.
3. Развитие речевого общения.
4. Сенсорное развитие.
5. Развитие мелкой моторики и конструктивного праксиса.
6.Формирование взаимоотношений со сверстниками и детско-родительских взаимоотношений.
Адресная группа: дети от 2-х до 3,5 лет и их родители (законные представители)
Срок реализации: в течение учебного года
Периодичность мероприятий:1-2 раза в неделю, по 35 минут
Продолжительность мероприятий: 10 обучающих занятий
Методические материалы:
- Наглядно-дидактические пособия по разделам;
- Игровое оборудование «Монтессори»;
- Материал для формирование мелкой и общей моторики;
- Тематические предметные картины и игрушки.
Цель и задачи работы учителя-дефектолога:
• Помощь в нормализации жизни ребенка, развивая его познавательные способности, что позволяет сделать доступным для ребенка познание окружающего мира.
• Определение уровня актуального развития ребенка в познавательной и речевой сферах;
• Определение доступного способа получения знаний для ребенка. Как ребенок может получать знания;
• Оценка динамики развития ребенка.
Цель и задачи работы учителя-логопеда:
· Развитие коммуникативных способностей ребенка
• Становление вербальных и невербальных средств общения
• Помощь в освоении альтернативных средств коммуникации
• Научить близких людей видеть, понимать и использовать коммуникативные сигналы, которые использует ребенок
• Помочь ребенку наладить общение с окружающими
Цель и задачи работы педагога-психолога:
· Помощь родителям в понимании причин эмоциональных трудностей ребенка
• Поиск вместе с семьей оптимального пути для преодоления эмоциональных трудностей ребенка
• Помощь родителям в решении проблем посредством занятий с парой «родитель-ребенок»
• Психологическая помощь родителям, чтобы они, в свою очередь, могли более качественно помочь ребенку.
Структура комплексных занятий:
1 этап - речевой: задания по ознакомлению с окружающим и развитию речи;
2 этап - сенсорный: задания по ознакомлению с сенсорными эталонами и предметную деятельность;
3 этап - художественно-продуктивная и совместная деятельность.
Диагностика нервно-психического развития:
Двигательная активность, эмоциональное состояние, как вступает в контакт, игра, концентрация внимания, активная речь (при общении со взрослыми пользуется трехсловными предложениями), понимание речи, сенсорное развитие: цвет, форма, восприятие, память, взаимодействие с родителями.
Ожидаемые результаты:
Активная речь- говорение многословными предложениями (более 3-х слов); появление вопросов «Где…?», «Куда?».
Сенсорное развитие - подбирание по образцу основных геометрических фигур в разнообразном материале; нахождение по образцу разнообразных предметов четырёх основных цветов (синий, зелёный, красный, жёлтый).
Игра, конструктивная деятельность - игра сюжетного характера, отражающего взаимосвязь и последовательность действий из жизни окружающих; самостоятельность простых сюжетных построек и называние их.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА
Ф.И.О. ребенка_________________________________________________________________________
Дата рождения__________________________________________________________________________
Ф.И.О. родителя, конт/телефон____________________________________________________________
Дата поступления в ДОУ_________________________________________________________________
Адаптация_____________________________________________________________________________
1.Психолого-педагогическая диагностика
|
Дата |
Начала учебного года |
Конец учебного года |
||
Диагностика психических процессов |
Диагностика особенностей личности и поведения |
Диагностика психических процессов |
Диагностика особенностей личности и поведения |
||
2021/2022 уч год |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Использованные методики: _______________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации: (отразить все целевые группы: ребенок, родитель, педагог)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Коррекционно - развивающая работа (индивидуальная/групповая)
Название программы
Автор
Направление коррекционно-развивающей работы
Дата |
Форма работы |
№, тема занятия |
Содержание занятия
|
Наблюдение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Планируемый результат коррекционно-развивающих занятий: _________________________________
_______________________________________________________________________________________
Отслеживание динамики:
Входная диагностика |
Итоговая диагностика |
|
|
Наблюдение |
Наблюдение
|
Выводы:
Рекомендации: |
Выводы:
Рекомендации: |
3. Индивидуальная консультация родителей/законных представителей, специалистов
№ |
Индивидуальные консультации с родителем |
Индивидуальные консультации для педагогов |
||
|
Дата |
Запрос |
Дата |
Запрос |
1 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
Групповая работа: Дата. Тема
4.Информационно – просветительская работа
№ |
Дата |
Тема |
Ответственные/ведущие |
Примечание |
1 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
Используемая литература
1. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада. – Воронеж: Учитель, 2001.
2. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., 1991
3. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006.
4. Печора К.Л. Развиваем детей раннего возраста: Современные проблемы и их решение в ДОУ и семье. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
5. Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Учимся видеть и называть. ПИК ВИНИТИ, НАУКА, 2014.
6. Развитие сенсорной сферы детей /Л.А.Метиева, Э.Я.Удалова. М.: Просвещение, 2009.
7. Хомякова Е.Е. Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста. – СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС », 2013.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.