Программа работы со способными и одаренными детьми.
Гении не падают с неба,
они должны иметь возможность
образоваться и
развиться.
А. Бебель
1. Пояснительная записка
Данная программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.
Цели работы с одаренными детьми:
· выявление одаренных детей и создание условий для их оптимального развития, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии их способностей;
· самореализации данной категории учащихся в соответствии со способностями через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования, а так же развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся;
Задачи программы:
· организация разнообразной творческой и научной деятельности, способствующей самореализации личности школьника, совершенствование практического мышления;
· выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, реализация его склонностей и возможностей;
· интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся;
· организация проектной деятельности;
· забота о сохранении физического и психического здоровья учащихся, сохранение высокой самооценки, формирование умения учиться как базисной способности саморазвития;
· использование инновационных педагогических и информационных технологий на уроках с целью достижения максимального уровня развития детей;
· проведение различных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных игр, и др., позволяющих учащимся проявить свои способности;
· сформировать банк данных «Одарённые дети».
Ожидаемые результаты:
· формирование системы работы с одаренными учащимися;
· формирование положительной мотивации к учению у учащихся;
· творческая самореализация выпускника начальной школы;
· обеспечение преемственности в работе между начальной и средней школами;
· совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;
· призовые места или дипломы в олимпиадах и конкурсах различного уровня;
· развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
· развитие творческого и логического мышления учащихся;
Результаты по формированию УУД
Познавательные УУД:
· самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
· использовать разные средства информационного поиска (книга, словарь, энциклопедия, взрослый человек);
· осуществлять запись(фиксацию) выборочной информации в т.ч. инструментов ИКТ;
· грамотное построение устной и письменной речи;
· выполнять рефлексивный анализ учебной деятельности;
· извлекать информацию из прослушанных и прочитанных текстов;
· самостоятельно создавать алгоритм действий;
· обобщать и выделять общность для целого ряда или класса единичных объектов;
устанавливать аналогии;
· владеть общим рядом приемом решения задач;
выдвигать собственные гипотезы, обосновывать и доказывать правильность своего выбора;
· понимать, читать, преобразовывать знаковую модель, различать символы, замещаемой предметной действительности;
· использовать разные географические средства;
· замечать проблему, формулировать ее в самостоятельной деятельности, намечать способы решения проблем поискового и творческого характера;
Личностные УУД:
· основы гражданской идентичности личности в форме сознания «Я» как гражданина России, любящего свою родину;
· чувство сопричастности и гордости за свою страну, народ и историю, осознающего
ответственность за судьбу России;
· осознание ответственности человека за общее благополучие своей этнической принадлежности;
Умения:
· проводить рефлексивный анализ собственной учебной деятельности,
выявлять проблемы учебной деятельности, переформулировать проблемы в
цели;
· работать в разных учебных позициях: ученик, учитель, критик, оценщик,
оратор и др.
· стремление к самосовершенствованию;
· широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая в себя: социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;
Регулятивные УУД:
· замечать проблему, самостоятельно определять цель, формулировать промежуточные задачи;
· оценивать собственную работу по критериям, самостоятельно разрабатывать критерии оценки, использовать разные системы оценки(шкалы, линейки, баллы, проценты);
· адекватно выполнять рефлексивную и прогностическую самооценку; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
· адекватно воспринимать предложения и оценку учителей и товарищей, родителей и других людей;
· составлять собственную карту знаний на этапе планирования хода изучения нового материала, анализировать продвижение в материале по карте знаний с целью выявления достижений и трудностей;
· прогнозировать результат решения теоретической учебной задачи;
· самостоятельно планировать деятельность, следовать составленному плану;
· понимать значение работы над устранением ошибок;
· находить и исправлять ошибки, выделять причины ошибок;
· подбирать задания на устранение пробелов в знаниях;
· различать способ и результат действия;
Коммуникативные УУД:
· эффективно сотрудничать в паре, группе и классе;
· адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
· допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в т.ч., несовпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
· учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
· уметь формулировать свое мнение и позицию высказываться, убеждать, доказывать, уступать;
· с помощью вопросов выяснять недостающую информацию;
· брать на себя инициативу в осуществлении совместного действия;
· анализировать результаты собственного действия относительно общей схемы деятельности, устанавливать отношения других участников деятельности к собственному действию;
· выполнять рефлексию своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий;
· составлять внутренний план действий;
Принципы работы педагога с одаренными детьми:
· принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
· принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
· принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
· принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества;
· принцип развивающей и воспитывающей среды;
· принцип гуманизации (ориентация учебно-воспитательного процесса на личность ребёнка как центра образовательного процесса, что проявляется в выборе содержания, методов, средств обучения и воспитания.);
· принцип индивидуализации (гибкое приспособление воспитательно-образовательной системы к уровню развития каждого обучающегося; психолого-педагогическая поддержка, разработка индивидуальных образовательных маршрутов, подбор педагогического инструментария для контроля и коррекции хода и результатов процесса обучения и воспитания);
· принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
· принцип сотрудничества, сотворчества обучающихся и педагога при минимальном участии последнего;
· принцип доступности услуг, направленных на выявление и развитие способностей и одарённостей для всех детей независимо от их социального положения и состояния здоровья;
· принцип открытости и информированности образовательного сообщества о системе работы с одарёнными детьми на разных уровнях;
2. Описание модели работы с одаренными детьми
Обучение в начальных классах – это первый этап реализации программы работы с одаренными детьми.
Основные направления реализации программы.
o создание благоприятных условий для работы с одарёнными детьми:
- внедрение передовых образовательных технологий;
- укрепление материально-технической базы;
- нормативно-правовое обеспечение деятельности;
- формирование банков данных по проблеме одарённости.
o методическое обеспечение работы с одарёнными детьми:
- повышение профессионального мастерства педагогов;
- организация обмена опытом учителей, работающих с одарёнными детьми;
- научно-методическое и информационное обеспечение программы.
o мероприятия по работе с одарёнными детьми.
предусматривается участие способных и одарённых детей в мероприятиях различного уровня (олимпиады, конкурсы, фестивали, соревнования, выставки).
Главные принципы реализации программы.
· наличие высококвалифицированных педагогов дополнительного образования и учителей;
· наличие богатой предметно-развивающей среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка;
· создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности;
· наличие личностно-ориентированной воспитательно-образовательной системы, включающей в себя развивающие программы по различным направлениям детской одаренности, учитывающие как личностные, так и возрастные особенности ребенка;
· введение системы психолого-педагогического мониторинга, направленного на выявление особых способностей детей и отслеживания их дальнейшего развития;
· использование в работе педагогов различных нетрадиционных методов и приемов, игровых технологий;
· работа кружков и секции, развивающих творческую направленность ребенка;
· участие детей в различных праздниках, спортивных соревнованиях, сюжетно-ролевых играх, выставках детского творчества;
· тесное сотрудничество с семьей по вопросам развития одаренности их детей;
· участие в конкурсном движении;
· непрерывность и систематичности школьного и внешкольного образования и воспитания; овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением;
· гуманизм в межличностных отношениях;
· научность образования и воспитания;
· индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания;
· применение принципов развивающего обучения;
· интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития;
Направления деятельности:
· организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми на уроках и во внеурочной деятельности;
· подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, муниципального, регионального, всероссийского уровня;
проведение массовых мероприятий внутри объединения;
· обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.
Формы работы с одаренными учащимися.
Методическая работа педагога:
Работа с родителями.
Диагностика
Цель: выявление индивидуальных способностей детей.
№ п/п |
Вид диагностики |
4 класс |
5 класс |
6 класс |
1 |
Анкетирование родителей: социальный паспорт семьи, стиль семейного воспитания. |
+ |
|
|
2 |
Диагностика интересов ребенка (самим ребенком) |
+ |
+ |
+ |
3 |
Диагностика интересов ребенка (родителями) |
+ |
+ |
+ |
4 |
Диагностика одаренности детей (родителями) |
|
+ |
|
5 |
Диагностика общей одаренности (учитель) |
|
+ |
|
· Проведение просветительской работы среди родителей через лектории, родительские собрания, педагогический всеобуч родителей.
· Родительское собрание на тему “Расширение кругозора школьников посредством чтения научно-познавательной литературы”.
· Лекция “Развитие интеллектуальных способностей ребенка”.
Ожидаемые результаты
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:
· сформировать систему работы с одарёнными детьми;
· создать условия для развития одарённости и таланта у детей в современных условиях;
· совершенствовать формы работы с одарёнными и способными детьми;
· сформировать банк данных «Одарённые дети».
· совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;
· призовые места или дипломы в олимпиадах и конкурсах различного уровня;
· развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
· развитие творческого и логического мышления учащихся;
3. Этапы реализации
I этап. Диагностико-прогностический
1. Создание
- банка данных по одарённым детям;
- банка творческих работ учащихся;
- банка заданий повышенной сложности;
- рекомендаций и программ для работы с одарёнными детьми.
2. Организация
- системы дополнительного образования: элективные курсы, творческие мастерские;
- творческих конкурсов, олимпиад, научно-практических конференций;
- внеклассной и внеурочной работы по предмету.
II этап. Деятельностный
- организация активной системы научно-исследовательской деятельности учащихся;
- активное использование в проектной деятельности.
III этап. Констатирующий.
- оформление портфолио;
- внедрение в практику рейтинга учащихся.
4. Содержание программы
1. Методические требования к организации и практической реализации программы «Одарённые дети»
2. Формы и виды организации работы с детьми, склонными к творческому уровню освоения отдельных образовательных областей или предметов.
2.1.
Организация и проведение школьных олимпиад. Участие в городских, краевых
всероссийских олимпиадах.
2.2.Организация и проведение интеллектуальных игр, конкурсов,
научно-практических конференций
3. Наблюдение, контроль за выполнением программы.
3.1. . Проведение контрольных срезов, тестов, анкетирования учащихся творческого уровня.
3.2. Проведение школьных и классных конференций, конкурсов, творческих отчетов.
4. План мероприятий по выполнению программы «Одаренные дети» на 2021-2022 гг.
|
Мероприятия |
Сроки |
Диагностика одаренных детей |
сентябрь
- октябрь |
|
Составление плана работы с одаренными детьми на учебный год |
август, ежегодно |
|
Составление индивидуальной программы обучения: |
постоянно |
|
Подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей |
в течение года |
|
Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми |
постоянно |
|
Создание в учебных кабинетах банка дидактических материалов повышенного уровня сложности. |
в течение года |
|
Составление индивидуальных карт на одаренных детей |
в течение года |
|
Организация и проведение школьных олимпиад. |
ежегодно согласно графика |
|
Участие в муниципальных, краевых, всероссийских олимпиадах |
|
|
Неделя начальных классов |
февраль |
|
Анализ и корректировка результативности и выполнения программы «Одаренные дети» |
май, |
|
Распространение опыта работы с одаренными детьми |
постоянно |
|
Издание сборников творческих работ учащихся по итогам научно-практических конференций, конкурсов |
Постоянно, по возможности. |
|
Размещение на школьном сайте материалов по работе с одаренными детьми. |
Ежегодно |
5. План работы с одаренными детьми на 2021-2024 учебный год
|
Мероприятия |
|
Сентябрь |
Работа по выявлению одарённых детей в 4 б классе (Изучение интересов и склонностей обучающихся. Диагностика родителей и индивидуальные беседы. Формирование списков обучающихся. Анкетирование, собеседование.) Мониторинговая диагностика одарённости (4-7 классы). Участие в заочных олимпиадах и конкурсах. |
|
Октябрь |
Подготовка к школьной олимпиаде по предметам. Практические занятия. Участие в заочных олимпиадах и конкурсах. Неделя математики. |
|
Ноябрь |
Участие в олимпиаде школьного уровня по математике. Участие в заочных олимпиадах и конкурсах. Работа с портфолио (итоги 1 четверти) . |
|
Декабрь |
Участие в заочных олимпиадах и конкурсах. Участие в предметных олимпиадах муниципального уровня по математике. |
|
Январь |
Участие в заочных олимпиадах и конкурсах. Работа с портфолио (итоги 2 четверти). |
|
Февраль |
Участие в заочных олимпиадах и конкурсах. |
|
Март |
Участие в заочных олимпиадах и конкурсах. Работа с портфолио (итоги 3 четверти). |
|
Апрель
|
Результаты, достижения (мониторинг). Участие в заочных олимпиадах и конкурсах. |
|
Май |
Презентация итогов работы с одаренными детьми в течение учебного года. Составление плана. Работа с портфолио (итоги года). |
|
В течение года |
Размещение материалов по работе с одаренными детьми на сайте школы и на личных страничках. |
|
Дополнительные занятия с одаренными детьми на сайтах Интернет он-лайн. |
||
Создание в учебном кабинете материальной базы. |
||
Исследовательская деятельность по предмету, проведение тематических исследований. |
||
Участие в разноуровневых олимпиадах, конкурсах. |
6. Используемая литература
1. Анстази А. Психологическое тестирование. – М.: Педагогика, 1982
2. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М, 1991.
3. Беляева Н., Савенков А. И. Одаренные дети в обычной школе // Народное
образование. – 1999.– № 9.
4. Больных Е. М., Икрин Г. В., Пиянзина О. П. Личностно-ориентированное
образование и развитие одаренности: Научно-методическое пособие.–Екатеринбург:
Объединение «Дворец молодежи», 2002.
5. Вьюжек Т.Логические тесты, игра и упражнения. – М.: Ихд-во ЭКСМО-Пресс, 2001
6. Давыдова Г. А. Дорога в будущее. О современных теориях креативности и
одаренности // Психологический журнал. – 1999.- № 3.
7. Матюшкин А. М. Концепции творческой одаренности // Вопросы психологии –
1989.–№
8. Одаренные дети: Пер с англ./ Общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого
В.М. – М.: «Прогресс», 1991
9. Одаренные дети / Под ред. Г.В.
Бурменской, В.М. Слуцкого. – М., 1991.Психология одаренности детей и
подростков / Под ред. Н.C Лейтеса. – М., 2000.
10. Одаренный ребенок / Под ред. О.М. Дьяченко. - М., 1997.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.