Программа работы со способными и одаренными детьми
Оценка 4.8

Программа работы со способными и одаренными детьми

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
математика
4 кл—7 кл
04.07.2022
Программа  работы со способными и  одаренными детьми
Данная программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества
Программа Способные дети. - копия.docx

Программа работы со способными и  одаренными детьми.

 

Гении не падают с неба,

они должны иметь возможность

образоваться и развиться.
А. Бебель

1.     Пояснительная записка

Данная программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.

 

Цели работы с одаренными детьми:

·         выявление одаренных детей и создание условий для их оптимального развития, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии их способностей;

·         самореализации данной категории учащихся в соответствии со способностями через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования, а так же развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся;

Задачи программы:

·         организация разнообразной творческой и научной деятельности, способствующей самореализации личности школьника, совершенствование практического мышления;

·         выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, реализация его склонностей и возможностей;

·         интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся;

·         организация проектной деятельности;

·         забота о сохранении физического и психического здоровья учащихся, сохранение высокой самооценки, формирование умения учиться как базисной способности саморазвития;

·         использование инновационных педагогических и информационных технологий на уроках с целью достижения максимального уровня развития детей;

·         проведение различных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных игр, и др., позволяющих учащимся проявить свои способности;

·         сформировать банк данных «Одарённые дети».

Ожидаемые результаты:

·         формирование системы работы с одаренными учащимися;

·         формирование положительной мотивации к учению у учащихся;

·         творческая самореализация выпускника начальной школы;

·         обеспечение преемственности в работе между начальной и средней школами;

·         совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;

·         призовые места или дипломы в олимпиадах и конкурсах различного уровня;

·         развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;

·         развитие творческого и логического мышления учащихся;

Результаты по формированию УУД

Познавательные УУД:

·         самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

·         использовать разные средства информационного поиска (книга, словарь, энциклопедия, взрослый человек);

·         осуществлять запись(фиксацию) выборочной информации в т.ч. инструментов ИКТ;

·         грамотное построение устной и письменной речи;

·         выполнять рефлексивный анализ учебной деятельности;

·         извлекать информацию из прослушанных и прочитанных текстов;

·         самостоятельно создавать алгоритм действий;

·         обобщать и выделять общность для целого ряда или класса единичных объектов;

устанавливать аналогии;

·         владеть общим рядом приемом решения задач;

выдвигать собственные гипотезы, обосновывать и доказывать правильность своего выбора;

·         понимать, читать, преобразовывать знаковую модель, различать символы, замещаемой предметной действительности;

·         использовать разные географические средства;

·         замечать проблему, формулировать ее в самостоятельной деятельности, намечать способы решения проблем поискового и творческого характера;

Личностные УУД:

·         основы гражданской идентичности личности в форме сознания «Я» как гражданина России, любящего свою родину;

·         чувство сопричастности и гордости за свою страну, народ и историю, осознающего

ответственность за судьбу России;

·         осознание ответственности человека за общее благополучие своей этнической принадлежности;

Умения:

·         проводить рефлексивный анализ собственной учебной деятельности,

выявлять проблемы учебной деятельности, переформулировать проблемы в

цели;

·         работать в разных учебных позициях: ученик, учитель, критик, оценщик,

оратор и др.

·         стремление к самосовершенствованию;

·         широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая в себя: социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;

Регулятивные УУД:

·         замечать проблему, самостоятельно определять цель, формулировать промежуточные задачи;

·         оценивать собственную работу по критериям, самостоятельно разрабатывать критерии оценки, использовать разные системы оценки(шкалы, линейки, баллы, проценты);

·         адекватно выполнять рефлексивную и прогностическую самооценку; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

·         адекватно воспринимать предложения и оценку учителей и товарищей, родителей и других людей;

·         составлять собственную карту знаний на этапе планирования хода изучения нового материала, анализировать продвижение в материале по карте знаний с целью выявления достижений и трудностей;

·         прогнозировать результат решения теоретической учебной задачи;

·         самостоятельно планировать деятельность, следовать составленному плану;

·         понимать значение работы над устранением ошибок;

·         находить и исправлять ошибки, выделять причины ошибок;

·         подбирать задания на устранение пробелов в знаниях;

·         различать способ и результат действия;

Коммуникативные УУД:

·         эффективно сотрудничать в паре, группе и классе;

·         адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

·         допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в т.ч., несовпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

·         учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

·         уметь формулировать свое мнение и позицию высказываться, убеждать, доказывать, уступать;

·         с помощью вопросов выяснять недостающую информацию;

·         брать на себя инициативу в осуществлении совместного действия;

·         анализировать результаты собственного действия относительно общей схемы деятельности, устанавливать отношения других участников деятельности к собственному действию;

·         выполнять рефлексию своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий;

·         составлять внутренний план действий;

Принципы работы педагога с одаренными детьми:

·         принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

·         принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

·         принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

·         принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества;

·         принцип развивающей и воспитывающей среды;

  • принцип обучения и воспитания  на диагностичной основе;
  • принцип возрастания роли досугово-развивающей познавательной  деятельности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения (учитывается различие обучающихся; применяется как внутренняя, так и внешняя дифференциация; используются адаптивные разноуровневые формы обучения и контроля);
  • принцип интеграции  интеллектуального, морального, эстетического и физического развития;
  • принцип  научности;

·         принцип гуманизации (ориентация учебно-воспитательного процесса на личность ребёнка как центра образовательного процесса, что проявляется в выборе содержания, методов, средств обучения и воспитания.);

·         принцип индивидуализации (гибкое приспособление воспитательно-образовательной системы к уровню развития каждого обучающегося; психолого-педагогическая поддержка, разработка индивидуальных образовательных маршрутов, подбор педагогического инструментария для контроля и коррекции хода и результатов процесса обучения и воспитания);

·         принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

  • принцип вариативности реализации содержания, форм, методов  образовательного процесса;

·         принцип сотрудничества, сотворчества обучающихся и педагога при минимальном участии последнего;

  • принцип самопознания и самореализации одаренной личности;

·         принцип доступности услуг, направленных на выявление и развитие способностей и одарённостей для всех детей независимо от их социального положения и состояния здоровья;

·         принцип открытости и информированности образовательного сообщества о системе работы с одарёнными детьми на разных уровнях;

2.     Описание модели работы с одаренными детьми

Обучение в начальных классах – это первый этап реализации программы работы с одаренными детьми.

Основные направления реализации программы.

o    создание благоприятных условий для работы с одарёнными детьми:

- внедрение передовых образовательных технологий;

- укрепление материально-технической базы;

- нормативно-правовое обеспечение деятельности;

- формирование банков данных по проблеме одарённости.

o    методическое обеспечение работы с одарёнными детьми:

- повышение профессионального мастерства педагогов;

- организация обмена опытом учителей, работающих с одарёнными детьми;

- научно-методическое и информационное обеспечение программы.

o    мероприятия по работе с одарёнными детьми.

предусматривается участие способных и одарённых детей в мероприятиях различного уровня (олимпиады, конкурсы, фестивали, соревнования, выставки).

Главные принципы реализации программы.

·         наличие высококвалифицированных педагогов дополнительного образования и учителей;

·         наличие богатой предметно-развивающей среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка;

·         создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности;

·         наличие личностно-ориентированной воспитательно-образовательной системы, включающей в себя развивающие программы по различным направлениям детской одаренности, учитывающие как личностные, так и возрастные особенности ребенка;

·         введение системы психолого-педагогического мониторинга, направленного на выявление особых способностей детей и отслеживания их дальнейшего развития;

·         использование в работе педагогов различных нетрадиционных методов и приемов, игровых технологий;

·         работа кружков и секции, развивающих творческую направленность ребенка;

·         участие детей в различных праздниках, спортивных соревнованиях, сюжетно-ролевых играх, выставках детского творчества;

·         тесное сотрудничество с семьей по вопросам развития одаренности их детей;

·         участие в конкурсном движении;

·         непрерывность и систематичности школьного и внешкольного образования и воспитания; овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением;

·         гуманизм в межличностных отношениях;

·         научность образования и воспитания;

·         индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания;

·         применение принципов развивающего обучения;

·         интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития;

Направления деятельности:

·         организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми на уроках и во внеурочной деятельности;

·         подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, муниципального, регионального, всероссийского  уровня;

проведение массовых мероприятий внутри объединения;

·         обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.

Формы работы с одаренными учащимися.

  • объединения дополнительного образования;
  • внеурочная деятельность;
  • конкурсы и конференции;
  • интеллектуальный марафон;
  • участие в олимпиадах;
  • индивидуальный подход на занятиях, задания повышенного уровня;
  • дополнительные занятия с одарёнными детьми в совместной деятельности;
  • проектная деятельность;
  • посещение интеллектуальных и  творческих кружков;
  • интеллектуальные игры, викторины;
  • ведение детских портфолио;

Методическая работа педагога:

  • самообразование;
  • повышение профессионального мастерства;
  • взаимопосещение занятий;
  • участие в педагогических чтениях, семинарах, педсоветах, конференциях, заседаниях МО педагогов дополнительного образования;
  • проведение открытых занятий;
  • подготовка материалов и заданий к проведению школьных олимпиад;
  •  занимательно-познавательные мероприятия с учащимися объединения.

 

Работа с родителями.

Диагностика

 

Цель: выявление индивидуальных способностей детей.

 

№ п/п

Вид диагностики

4 класс

5 класс

6 класс

1

Анкетирование родителей: социальный паспорт семьи, стиль семейного воспитания.

+

 

 

2

Диагностика интересов ребенка (самим ребенком)

+

+

+

3

Диагностика интересов ребенка (родителями)

+

+

+

4

Диагностика одаренности детей (родителями)

 

+

 

5

Диагностика общей одаренности (учитель)

 

+

 

 

·         Проведение просветительской работы среди родителей через лектории, родительские собрания, педагогический всеобуч родителей.

·         Родительское собрание на тему “Расширение кругозора школьников посредством чтения научно-познавательной литературы”.

·         Лекция “Развитие интеллектуальных способностей ребенка”.

Ожидаемые результаты

Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:

·         сформировать систему работы с одарёнными детьми;

·         создать условия для развития одарённости и таланта у детей в современных    условиях;

·         совершенствовать формы работы с одарёнными и способными детьми;

·         сформировать банк данных «Одарённые дети».

·         совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;

·         призовые места или дипломы в олимпиадах и конкурсах различного уровня;

·         развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;

·         развитие творческого и логического мышления учащихся;

 

3.     Этапы реализации

 

I этап. Диагностико-прогностический

 

1. Создание

- банка данных по одарённым детям;

- банка творческих работ учащихся;

- банка заданий повышенной сложности;

- рекомендаций и программ для работы с одарёнными детьми.

2. Организация

- системы дополнительного образования: элективные курсы, творческие мастерские;

- творческих конкурсов, олимпиад, научно-практических конференций;

- внеклассной и внеурочной  работы по предмету.

 

II этап. Деятельностный

- организация активной системы научно-исследовательской деятельности учащихся;

- активное использование в проектной деятельности.

 

III этап. Констатирующий.

- оформление портфолио;

- внедрение в практику рейтинга учащихся.

 

4. Содержание программы

1. Методические требования к организации и практической реализации программы «Одарённые дети»

1.1. Актуальность данного направления подчеркивается в таких документах федерального уровня, как Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 (распоряжение Правительства РФ -р), Национальная образовательная стратегия-инициатива "Наша новая школа", постановление от 01.01.01 г. № 000 о федеральной целевой программе "Дети России" на 2007 - 2010 годы, Федеральная целевая программа «Дети России» (подпрограмма «Одарённые дети»).
1.2. Организация необходимой психолого-педагогической работы среди родителей способных учащихся.
1.3. Ежегодный анализ состояния и результатов работы с талантливыми учащимися.
1.4. Обогащение и распространение опыта работы с одаренными детьми.
1.5. Создание банка педагогической информации по работе с одаренными детьми.

 

2. Формы и виды организации работы с детьми, склонными к творческому уровню освоения отдельных образовательных областей или предметов.

2.1. Организация и проведение школьных олимпиад. Участие в городских, краевых всероссийских  олимпиадах.
2.2.Организация и проведение интеллектуальных игр, конкурсов, научно-практических конференций

 

3. Наблюдение, контроль за выполнением программы.

3.1. . Проведение контрольных срезов, тестов, анкетирования учащихся творческого уровня.

3.2.  Проведение школьных и классных конференций, конкурсов, творческих отчетов.

 

 

4.     План мероприятий по выполнению программы «Одаренные дети» на  2021-2022 гг.


Мероприятия

Сроки

Диагностика одаренных детей

сентябрь - октябрь
ежегодно

Составление плана работы с одаренными детьми на учебный год

август, ежегодно

Составление  индивидуальной программы обучения:
- разработка планов индивидуальной работы с детьми;
- проведения занятий с детьми;
- отработка форм, методов, приёмов работы;
- создание мониторинга результативности работы с одарёнными детьми;

постоянно

Подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей

в течение года

Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми

постоянно

Создание в учебных кабинетах банка дидактических материалов повышенного уровня сложности.

в течение года

Составление индивидуальных  карт на одаренных детей

в течение года

Организация и проведение школьных олимпиад.

ежегодно согласно графика

Участие в муниципальных, краевых, всероссийских  олимпиадах

  
ежегодно

Неделя начальных классов

февраль

Анализ и корректировка результативности и выполнения программы «Одаренные дети»

май,
ежегодно

Распространение опыта работы с одаренными детьми

постоянно

Издание сборников  творческих работ учащихся по итогам научно-практических конференций,  конкурсов

Постоянно, по возможности.

Размещение на школьном сайте материалов по работе с одаренными детьми.

Ежегодно

 

5.     План работы с одаренными детьми на 2021-2024 учебный год


Сроки

Мероприятия

 

Сентябрь

 Работа по выявлению одарённых детей в 4 б классе (Изучение интересов и склонностей обучающихся. Диагностика родителей и индивидуальные беседы. Формирование списков обучающихся. Анкетирование, собеседование.)

Мониторинговая диагностика одарённости (4-7 классы).

 Участие в заочных олимпиадах и конкурсах.

Октябрь

Подготовка к школьной олимпиаде по предметам. Практические занятия. 

Участие в заочных олимпиадах и конкурсах.

Неделя математики.

Ноябрь

Участие в олимпиаде  школьного уровня по  математике.   

Участие в заочных олимпиадах и конкурсах.

Работа с портфолио (итоги 1 четверти) .

Декабрь

Участие в заочных олимпиадах и конкурсах.

Участие в предметных олимпиадах муниципального уровня  по математике.

Январь

Участие в заочных олимпиадах и конкурсах. Работа с портфолио (итоги 2 четверти).

Февраль

Участие в заочных олимпиадах и конкурсах.

Март

Участие в заочных олимпиадах и конкурсах. Работа с портфолио (итоги 3 четверти).

Апрель

 

Результаты, достижения (мониторинг).  Участие в заочных олимпиадах и конкурсах.

Май

Презентация итогов работы с одаренными детьми в течение учебного года. Составление плана. Работа с портфолио (итоги года).

В течение года

Размещение материалов по работе с одаренными детьми на сайте школы и на личных страничках.

Дополнительные занятия с одаренными детьми на сайтах Интернет   он-лайн.

Создание в учебном кабинете материальной базы.

Исследовательская деятельность по предмету, проведение тематических исследований.

Участие в разноуровневых олимпиадах, конкурсах.

 

 

6.     Используемая литература


1. Анстази А. Психологическое тестирование. – М.: Педагогика, 1982
2. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М, 1991.
3. Беляева Н., Савенков А. И. Одаренные дети в обычной школе // Народное образование. – 1999.– № 9.
4. Больных Е. М., Икрин Г. В., Пиянзина О. П. Личностно-ориентированное образование и развитие одаренности: Научно-методическое пособие.–Екатеринбург: Объединение «Дворец молодежи», 2002.
5. Вьюжек Т.Логические тесты, игра и упражнения. – М.: Ихд-во ЭКСМО-Пресс, 2001
6. Давыдова Г. А. Дорога в будущее. О современных теориях креативности и одаренности // Психологический журнал. – 1999.- № 3.
7. Матюшкин А. М. Концепции творческой одаренности // Вопросы психологии – 1989.–№
8. Одаренные дети: Пер с англ./ Общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого В.М. – М.: «Прогресс», 1991
9. Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. – М., 1991.Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.C Лейтеса. – М., 2000.
10. Одаренный ребенок / Под ред. О.М. Дьяченко. - М., 1997.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Программа работы со способными и одаренными детьми

Программа работы со способными и одаренными детьми

Познавательные УУД: · самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; · использовать разные средства информационного поиска (книга, словарь, энциклопедия, взрослый человек); · осуществлять запись(фиксацию) выборочной информации…

Познавательные УУД: · самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; · использовать разные средства информационного поиска (книга, словарь, энциклопедия, взрослый человек); · осуществлять запись(фиксацию) выборочной информации…

Коммуникативные УУД: · эффективно сотрудничать в паре, группе и классе; · адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое…

Коммуникативные УУД: · эффективно сотрудничать в паре, группе и классе; · адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое…

Описание модели работы с одаренными детьми

Описание модели работы с одаренными детьми

Направления деятельности: · организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми на уроках и во внеурочной деятельности; · подготовка учащихся…

Направления деятельности: · организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми на уроках и во внеурочной деятельности; · подготовка учащихся…

Анкетирование родителей: социальный паспорт семьи, стиль семейного воспитания

Анкетирование родителей: социальный паспорт семьи, стиль семейного воспитания

Содержание программы 1. Методические требования к организации и практической реализации программы «Одарённые дети» 1

Содержание программы 1. Методические требования к организации и практической реализации программы «Одарённые дети» 1

Подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей в течение года

Подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей в течение года

Ноябрь Участие в олимпиаде школьного уровня по математике

Ноябрь Участие в олимпиаде школьного уровня по математике

Одаренные дети / Под ред. Г.В.

Одаренные дети / Под ред. Г.В.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.07.2022