Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя школа пгт Нижнеивкино Куменского района
УТВЕРЖДЕНО
Директор школы_______ И.М. Чеснокова
Приказ№ ___ от _________
Программа
«Развитие волонтерского движения»
Возраст обучающихся, на которых
рассчитана программа- 7-11 кл.
Срок реализации программы- 3 года
Вязникова Елена Николаевна
Педагог организатор
пгт. Нижнеивкино 2018
ПАСПОРТ программы
«Развитие волонтерского движения»
Название: |
«Развитие волонтерского движения» |
Автор-составитель: |
Вязникова Елена Николаевна |
Сроки реализации программы: |
2018-2021 г. |
Учреждение: |
КОГОБУ СШ пгт.Нижнеивкино Куменского района |
Юридический адрес: |
Кировская обл. Куменский район пгт. Нижнеивкино пер.Октябрьский,7 |
Цель программы: |
развитие у обучающихся
высоких нравственных качеств путём пропаганды идей добровольного труда на
благо общества и привлечения их к решению социально значимых проблем (через
участие в социальных, экологических, гуманитарных,
культурно-образовательных, просветительских и др. проектах и
программах). |
Задачи программы: |
* Подготовка лидеров для работы в среде сверстников * Развитие волонтерского движения в школе, формирование позитивных установок обучающихся на добровольческую деятельность * Создание в учебном заведении условий, позволяющих подросткам своими силами вести работу, направленную на формирование здорового образа жизни. |
Социальные партнеры: |
1. КГАУСО «Куменский комплексный центр социального обслуживания населения» 2. КОГБУЗ «Центр медицинской реабилитации» 3. Церковь Рождества Богородицы пгт. Нижнеивкино 4. КОМОО по развитию социальной активности молодежи «Юкона» 5.КОГКБУЗ» Центр Онкологии и медицинской радиологии» и КООО «Ассоциация медицинских сестер» 6.Детский сад «Сказка» |
Направления деятельности волонтерского отряда: |
* поддержка различных социальных категорий населения; * экологическое воспитание; * пропаганда здорового образа жизни. |
Ожидаемый результат: |
Активная работа волонтерского движения в школе, формирование позитивных установок обучающихся на добровольческую деятельность. Основной результат работы – формирование в ходе деятельности ответственной, адаптированной к современным условиям, здоровой личности. |
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ВОЛОНТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ
в КОГОБУ СШ пгт Нижнеивкино на 2018-2021 г.
«Тот, кто делает добро другому,
делает больше всего добра самому себе – не в том смысле,
что ему будет за это награда, а тем,
что сознание сделанного добра дает уже большую радость»
Сенека Младший
Пояснительная записка
Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса в средней школе, так и к содержанию образования.
В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилья рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.
В общенациональной программе развития воспитания детей в РФ до 2020 года важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности.
Целью развития системы профилактики асоциального поведения и детской безнадзорности является усиление сопротивляемости личности негативным влияниям среды. Важнейшей задачей названо формирование у подростков навыков социальной и личностной компетентности, позволяющих им противостоять приобщению к употреблению психоактивных веществ, алкоголизму, курению в условиях давления социального окружения: умения общаться, понимать других людей, а также собственного достоинства и уважения к другим, умения отстаивать свое мнение, считаться с мнением окружающих, противостоять внешнему давлению.
« Стратегия модернизации содержания общего образования» определят основную конечную цель образования – как приобретение учащимся определенного набора компетенций, владение которыми позволит
выпускнику средней школы успешно социализироваться в будущей жизни и профессии. В Концепции модернизации российского образования на
период до 2020 года указывается, что “ Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество содержания образования ”.
Именно первую группу и составляют политические и социальные компетенции. Компетенции, владение которыми позволит молодым людям брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путём, участвовать в функционировании и улучшении демократических институтов.
В отечественной педагогике накоплен большой опыт социализации подростков. Пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты – далеко не полный перечень разных форм, направленных на формирование и развитие социальных и, главным образом, политических взглядов подростков. Вот только лишены они были одного, и самого главного – собственного желания и возможности выбора.
Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране, требовало появления новых подходов и методов активизации подростков. Именно поэтому появления новых форм вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения.
Волонтеры (от англ.Volunteer – доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению.
Волонтерские или добровольческие организации – это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием.
В России сегодня действует много молодежных волонтерских объединений, которые занимаются пропагандой здорового образа жизни. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности.
Волонтерское движение в школе охватывает детей разных возрастов. Программа волонтерства в школе предусматривает для ребят выполнение посильной, общественно-полезной деятельности. Школьники добровольцы могут заниматься сбором вещей или организацией праздничных концертов для детей сирот, пожилых людей, раздачей подарков ветеранам войны, оказанием помощи по дому. Кроме того волонтерское движение в школе предполагает участие школьников в социально-значимых проектах и акциях, например, посвященных здоровому образу жизни, в экологических митингах, проводят среди сверстников работу( под руководством медработника) профилактике курения, алкоголизма, наркомании, пропаганде здорового образа жизни.
Цель программы: развитие у обучающихся высоких нравственных качеств путём пропаганды идей добровольного труда на благо общества и привлечения их к решению социально значимых проблем (через участие в социальных, экологических, гуманитарных, культурно-образовательных, просветительских и др. проектах и программах).
Задачи программы:
* Подготовка лидеров для работы в среде сверстников
* Развитие волонтерского движения в школе, формирование позитивных установок обучающихся на добровольческую деятельность
* Создание в учебном заведении условий, позволяющих подросткам своими силами вести работу, направленную на формирование здорового образа жизни.
Направления деятельности волонтерского отряда:
* поддержка различных социальных категорий населения;
* экологическое направление;
* пропаганда здорового образа жизни.
Миссия волонтерского отряда – внести вклад в физическое и нравственное оздоровление общества, сделать жизнь окружающих светлее и ярче.
Мы понимаем, что невозможно заставить человека жить здоровой и гармоничной жизнью, если он этого не хочет. Но мы можем помочь ему осознать ответственность за свою жизнь и поставить его в ситуацию свободного выбора. Иначе говоря, сформировать его социальную компетенцию.
Первые волонтеры отряда, те, которые начнут все с нуля, им необходимо пропустить идею волонтерства через себя и тогда узнают, что эта деятельность не просто развлечение и способ покрасоваться. Главное здесь – активная жизненная позиция, ответственность и высокая цель – желание изменить этот мир к лучшему.
Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать и включаться в проект, умение получать и передавать информацию – это то, чем должен обладать волонтер для успешной работы. Все это будет формироваться в процессе подготовки волонтеров – на профилактических и обучающих занятиях, на тренинговых занятиях, учебах и сборах. Благо, что волонтеры просто вынуждены применять все свои умения на практике. По принципу “равный-равному” волонтеры будут передавать сверстникам информацию на днях профилактики, в выступлениях на сцене, на занятиях с элементами тренинга, в ролевых и интерактивных играх. Обучая других, будут обучаться сами.
Работа в волонтерском отряде поможет ребятам поменяться внутренне, и даже внешне. Взгляд из равнодушного превратится в горящий и заинтересованный. Сам подросток обретет самоуважение, станет уверенным и привлекательным для окружающих. В дальнейшей жизни им проще будет общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность, они будут уметь оказывать положительное влияние на людей, легко занимать лидерские позиции, проявлять в то же время толерантность и уважение к окружающим.
В процессе деятельности волонтеры будут взаимодействовать с внешним миром, во-первых, получая воздействие извне, получая информацию, знания, обучаясь и развивая личностные качества (подготовка волонтеров, психологическое сопровождение (тренинговые и профилактические занятия с волонтерами, обучающие и развивающие лагеря, сборы, работа с тематической литературой)). Во-вторых, взаимодействуя между собой в процессе деятельности, приобретают умения работать в команде, учатся разрешать конфликты, включаться в проект, несут ответственность (сама волонтерская деятельность (подготовка выступлений, проведение акций, игр, участие в конкурсах, проведение соц.опросов, анкетирования)), в-третьих, передавая информацию вовне, своим сверстникам, по принципу “равный – равному”, проводя Дни профилактики с тематическими информационными выходами в классы, профилактические занятия, занятия с элементами тренинга, профилактические сказки для младших, театрализованные конкурсы, агитационные выступления, интерактивные игры, акции, оформление информационных листовок, тематического уголка, написание статей в газету. Все это будет способствовать формированию социальной компетентности. Наша школа решает проблему пропаганды ЗОЖ, профилактики возникновения вредных зависимостей всеми доступными способами:
-Беседы со специалистами.
-Групповые занятия волонтеров для учащихся
-Изготовление плакатов, видео.
-Выпуск газеты.
-Оформление информационного стенда.
-Акции волонтеров.
-Листовки.
-Игры.
-Викторины.
-Спортивные мероприятия.
Ожидаемые результаты:
Активная работа волонтерского движения в школе, формирование позитивных установок обучающихся на добровольческую деятельность.
Основной результат работы – формирование в ходе деятельности ответственной, адаптированной к современным условиям, здоровой личности.
Условия для организации волонтерского движения
Взаимодействие специалистов различных областей при обучении волонтеров и подготовке мероприятий.
Использование разнообразных форм организации деятельности (акции, классные часы, концертные программы, театрализованные представления).
Информационное обеспечение опыта работы (школьная газета, фотоальбом, и т.п.).
В дальнейшем находит место методическое обеспечение: организация выставок, выпуск методических пособий. И, конечно исходя из направлений деятельности, участие в диспутах, праздниках, встречах, соревнованиях.
Волонтерская деятельность руководствуется следующими законодательными актами:
• Закон РФ «Об образовании»;
• Конституция РФ; Конвенция ООН о правах ребенка; Гражданский кодекс РФ;
• Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 28.06.1995 г. №98-ФЗ;
• Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ;
• ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ;
• Приказ Министерства образования РФ «О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде» от 28.02.2000 г. № 619; • Федеральный Закон «Об ограничении курения табака» от 10.07.2003 г. 87-ФЗ;
• Федеральный закон «Об ограничении розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе» от07.03.2005 г. № 11-ФЗ; • Семейный кодекс РФ; Уголовный кодекс РФ;
• Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.98 № 124-ФЗ;
• Устав школы
Календарный
план
работы волонтерского отряда «Горячие сердца»
№ |
Мероприятия |
Сроки |
1. |
Организационное заседание волонтерской команды. Распределение поручений. |
Сентябрь |
2. |
Составление плана работы на год |
сентябрь |
3. |
Презентация отряда |
сентябрь |
4. |
День трезвости Акция «Дорога к здоровью» флешмоб для 1-8 кл. |
сентябрь |
5. |
Акция « К дню пожилых людей» поздравительная открытка |
октябрь |
6. |
Акция «Книжкина больница» |
октябрь |
7. |
День призывника |
октябрь |
8. |
Акция «Письмо маме» |
ноябрь |
9. |
Участие в районном конкурсе «Я волонтер» |
декабрь |
10. |
Акция «Мастерская Деда Мороза», изготовление новогодних открыток для ветеранов |
ноябрь-декабрь |
11. |
Проведение минуток здоровья для учащихся начальных классов «Здоровое сердце» |
декабрь |
12. |
Акция «Спорт и здоровье», конкурс плакатов |
январь |
13 . |
Конкурс рисунков , викторина «500 лет Кремлю» |
январь |
14. |
Областной конкурс на лучший буклет «Мы выбираем жизнь» о профилактике онкологических заболеваний. |
февраль |
15. |
Минутки здоровья для учащихся начальной школы «Береги зрение смолоду» |
март |
16. |
Выставка рисунков ко Дню космонавтики . |
апрель |
17. |
Весенние работы по оформлению клумб на пришкольной территории |
май |
18. |
Акция «Сады Победы» |
май |
19. |
Статьи на сайт школы |
систематически |
20. |
Благоустройство территории около храма в пгт Нижнеивкино. |
По особому графику |
21. |
Оказание прямой практической помощи одиноким пенсионером, детям-инвалидам |
По особому графику |
22. |
Подведение итогов работы |
Ежемесячно |
23. |
Защита проекта ««Доброе сердце -добрые дела» |
май |
Приложение1
Права и ответственность волонтёров (добровольцев)
Волонтер (доброволец) имеет право:
1. осуществлять деятельность, исходя из своих устремлений, способностей и потребностей, если она не противоречит Законодательству Российской федерации, Конвенции по правам человека, Конвенции по правам ребенка, интересам образовательной организации;
2.вносить предложения при обсуждении форм и методов осуществления волонтерской деятельности в отряде;
3. пользоваться атрибутикой и символикой отряда;
4. на создание ему необходимых условий труда, обеспечения ему безопасности, защиты законных прав и интересов во время работы;
5. прекратить деятельность в отряде, уведомив о прекращении своей волонтерской (добровольческой) деятельности, руководителя волонтерского (добровольческого) отряда письменным заявлением;
6. получать регулярную оценку результатов своей деятельности и быть поощряемым;
7. посещать общие организационные собрания волонтерского (добровольческого) отряда;
8. добровольно участвовать в мероприятиях, проводимых волонтёрским (добровольческим) отрядом.
Волонтёр (доброволец) несёт ответственность:
1. за соблюдение норм этики и поддержку имиджа волонтерского (добровольческого) отряда;
2. за поддержку благоприятного психологического климата в коллективе;
3. за добросовестное выполнение своей работы;
4. за эффективное использование предоставленных ресурсов;
5. за соблюдение правил техники безопасности.
Приложение2
Права и обязанности руководителя волонтерского (добровольческого) отряда образовательной организации
Руководитель волонтерского (добровольческого) отряда имеет право:
1. привлекать к волонтерской (добровольческой) деятельности учащихся и педагогов, вести разъяснительную работу;
2. создавать профильные (творческие, рабочие) группы (не менее 3 волонтеров) по направлениям волонтерской (добровольческой) деятельности;
3. отказаться от услуг волонтера (добровольца) в случае невыполнения им своих обязанностей;
4. вносить в Индивидуальную маршрутную книжку волонтёра (добровольца) сведения о выполненных видах деятельности.
Руководитель волонтерского (добровольческого) отряда обязан:
1. организовать обучение волонтера (добровольца) в соответствии с выбранным направлением деятельности;
2. разъяснить волонтеру (добровольцу) его права и обязанности;
3. организовать практическую деятельность волонтера (добровольца);
4. осуществлять контроль и нести ответственность за деятельностью волонтера (добровольца);
5. вести документацию, отражающую учет волонтеров (добровольцев) и их деятельность, своевременно информировать областной Штаб об участии волонтёрского (добровольческого) отряда в различных социальных практиках;
6. распределять роли и обязанности обучающихся внутри отряда;
7. проводить опросы общественного мнения, коллективный анализ деятельности волонтёрского (добровольческого) отряда.
Приложение 3
Фотоотчет о результатах деятельности волонтерского отряда «Горячие сердца»
Помощь одинокой бабушке
(складывание дров)
Благоустройство территории (уборка срезанных деревьев, листьев и мусора около Церкви Рождества Богородицы в поселке Нижнеивкино)
Танцевальная программа «Вместе с нами танцуй» в КОГБУЗ «Центр медицинской реабилитации»
Игра «Форд Боярд» для детей в КОГБУЗ «Центр медицинской реабилитации»
Игровая программа в детском садике «Сказка»
Приложение 4
Приложение 5
Отзыв о волонтерской деятельности
Волонтёрские движения в Нижнеивкинской школе набирает популярность, уже не первый год учащиеся оказывают посильную помощь пожилым людям. В ходе волонтёрского движения под руководством Е.Н.Вязниковой, был оказана помощь ветеранам.
Данная акция свидетельствует о заинтересованности современного поколения в созидательном труде, милосердии и помощи тем, кто в ней нуждается. Одни из первостепенных задач волонтёрского движения – бескорыстная помощь и проявление заботы к старшему поколению, которую наша школа с радостью выполняет.
Приглашаю всех неравнодушных присоединиться к нашему движению, ведь чем больше мы помогаем, тем светлее и добрее становится мир, в котором мы живём.
Волонтер Астанин Андрей 10 класс
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.