Программа развития и воспитания классного коллектива "Ступеньки успеха"

  • docx
  • 18.11.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ступеньки успеха.docx

 

 

ПРОГРАММА

РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ      КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА

 

1-4 «В» класса

МОУ СШ с кадетскими классами № 22

 

«СТУПЕНЬКИ УСПЕХА»

 

 

Классный руководитель:

Косокина О. Г.

 

 

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

1.                 Пояснительная записка

§  актуальность программы для данного классного коллектива

2.                 Цели и задачи программы

3.                 Принципы реализации программы

4.                 Содержание программы

§  направления деятельности

§  внутреннее и внешнее взаимодействие

5.                 Этапы и формы реализации программы

6.                 Условия реализации программы

7.                 Кадровое обеспечение программы

8.                 Ожидаемые результаты

9.                 Перспективный план мероприятий

10.            Список используемой литературы

11.            ПРИЛОЖЕНИЯ


Пояснительная записка

 

Актуальность программы

развития и воспитания классного коллектива

В отличие от дошкольника жизнь младшего школьника коренным образом меняется, он вынужден быть более самостоятельным, ответственным, должен уметь управлять собой. Со всей остротой в начальной школе встает вопрос об активизации внутренних возможностей личности. Кроме того, этот период социального становления связан у детей с осознанием своего места в системе общественных отношений, появлением у них творческого отношения к дейст- вительности. Происходит формирование внутреннего плана действия, рефлек- сии собственного поведения, что обеспечивает к концу обучения в начальной школе развитие потребностей ребёнка в получении признания другими людь- ми, в развёртывании системы взаимоотношений с ними, новой социально значимой деятельностью.

Взаимодействие между учащимися является основой для успешного разви- тия классного коллектива, в процессе создания которого формируется личность каждого ребенка. Степень успешности определяет самочувствие обучающего- ся, его отношение к миру, желание участвовать в выполняемой работе, стиму- лирует творчество и сотрудничество.

Обучающимся необходимо стать одной большой семьей, члены которой в любой момент готовы протянуть руку помощи, вместе обдумывать и решать коллективные вопросы, вместе организовывать классные мероприятия. Взаи- модействие между учащимися является основой для успешного развития классного коллектива, в процессе создания которого формируется самодоста- точная личность каждого ребенка.

Программа «Ступеньки успеха» - это осуществление «своих собственных надежд и мечтаний», движение по восходящей лестнице личностного развития и успеха ребёнка. Данная программа рассчитана на обучающихся 1-4 классов. Она не противоречит воспитательной программе школы, перекликается с основными направлениями, целями и задачами школьной программы духовно- нравственного воспитания и составлена для обучающихся 1-в класса, с учетом


их индивидуальных особенностей. Педагогическая деятельность нацелена на включение воспитанника в ситуацию успеха, которую должен пережить личностно каждый обучающийся. Ситуация успеха – это субъективное пережи- вание достижений, внутренняя удовлетворенность ребенка самим участием в деятельности, собственными действиями и полученным результатом.

Предполагается, что в ходе реализации данной программы обучающиеся получат возможность участвовать в подготовке классных и школьных меро- приятий, реализовывать свой творческий потенциал, развивать интеллектуаль- ные и творческие способности; научатся соотносить культурные социальные нормы с собственным поведением во всех видах деятельности: общении, учебной, трудовой, художественной, спортивной, духовной, общественной.


ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель программы – моделирование и построение воспитательной системы классного коллектива, направленной на формирование разносторонне развитой личности, обладающей интеллектуальными, гражданскими, нравственными качествами, культурой сохранения собственного здоровья.

Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

§     создать благоприятные условия для формирования классного кол- лектива, в котором для каждого обучающегося будет создана атмосфера эмоционального комфорта;

§     интегрировать различные виды деятельности, предоставляя возмож- ность для физического, интеллектуального, нравственного и духовного разви- тия личности каждого обучающегося;

§     содействовать развитию активности и инициативности, организатор- ских навыков обучающихся, устойчивой потребности в постоянном саморазви- тии и самореализации;

§     способствовать формированию здорового образа жизни и безопасной жизнедеятельности.


ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Принцип научности

Предполагает построение воспитательного процесса с учетом психологи- ческих и половозрастных особенностей обучающихся и достижений педагоги- ческой, психологической и других наук о человеке.

Принцип открытости

Классный руководитель планирует жизнь в классе совместно с учениче- ским коллективом, оптимально сочетая различные воспитательные модели с жизненным опытом обучающихся. При этом педагог содействует развитию способности обучающегося осознавать свое «Я» в связях с другими людьми и миром, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия. Границы принятия личности обучающегося отражены в двух запретах – «нельзя посягать на другого человека» и «нельзя не работать, не развивать себя».

Принцип привлекательности

Классный руководитель должен увлекать учащихся конечным результатом выполняемого дела. Это активизирует мыслительный процесс, стимулирует интерес к процессу творчества.

Принцип деятельности

Предполагает, что воспитание личности плодотворно только в процессе включения ее в активную, полезную и значимую деятельность, развитие обучающегося происходит только благодаря "присвоению" им общественного опыта в самых различных его проявлениях.

Принцип свободы выбора

Классный руководитель предоставляет каждому обучающемуся возмож- ность выбора заданий, учитывает его мнение, интересы, личные качества и возможности. Такой подход формирует у обучающегося ответственность за выполнение порученного дела и соизмерение своих сегодняшних возможностей с прошлыми возможностями.


Принцип обратной связи

Каждое внеклассное мероприятие должно заканчиваться рефлексией. Со- вместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось, и что не получи- лось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу участия в будущих делах класса. Педагог должен участвовать сам в проводимом меро- приятии. Это изменяет отношение учащихся к роли взрослого в выполненном деле, позволяет увидеть его значимость и необходимость в жизни классного коллектива.

Принцип сотворчества

В этом принципе объединяются два понятия: сотрудничество и творчество. Педагог предоставляет обучающимся право выбора партнера по выполняемому делу. Это повышает результативность выполняемой работы, стимулирует ее успешность. Стимулом творчества учащихся может служить возможность внесения корректив в сценарий внеклассного мероприятия, проявления само- стоятельности и инициативы в порученном деле.

Принцип успешности

Степень успешности обучающегося определяет его отношение к окру- жающим людям, окружающему миру. Классный руководитель отмечает участие каждого ребенка во внеклассной работе и по достоинству его оценива- ет. Если обучающийся будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.

Принцип гуманизации

Гуманное отношение к личности обучающегося, уважение его прав и сво- бод, предъявление посильных и разумно сформулированных требований; уважения права быть самим собой; ненасильственное формирование требуемых качеств. Только в условиях любви и защищенности ребенок свободно и вольно выражает свои отношения, благоприятно развивается.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1- й год реализации программы (1-й класс)

Воспитательная работа в первом классе, основной целью которой является формирование качеств личности, строится с учетом тех потребностей и вопро- сов, с которыми ребенок приходит в школу:

·     обеспечение успешной адаптации обучающихся на первом этапе образо- вания;

·     обеспечение положительного эмоционального настроя обучающихся к активной коллективной деятельности через проведение интеллектуаль- ных и творческих конкурсов, игр, спортивных мероприятий;

·     создание психолого-педагогических условий для общения и коллектив- ной творческой деятельности обучающихся класса, для развития лично- сти и самоутверждение каждого обучающегося, сохранения неповтори- мости и раскрытия потенциальных способностей;

·     нацеливание обучающихся на успех через сотрудничество, настойчи- вость, личное старание и трудолюбие;

·     формирование у обучающихся способности стремиться к здоровому об- разу жизни, соблюдению правил безопасной жизнедеятельности;

·     использование разнообразных форм организации воспитательной рабо- ты;

·     привлечение родителей к реализации данной программы.

2- й год реализации программы (2 класс):

Во втором классе уделяется внимание обучению коллективной деятельно-


сти:


 

·     создание психолого-педагогических условий для общения и коллектив- ной творческой деятельности обучающихся класса, для развития лично- сти, самоутверждение каждого ребенка, сохранения неповторимости и раскрытия потенциальных способностей;

·     формирование коммуникативной культуры обучающихся – умения ра- ботать в паре, группе, коллективе;


·     нацеливание обучающихся на успех через сотрудничество, настойчи- вость, личное старание и трудолюбие;

·     формирование у обучающихся способности стремиться к здоровому об- разу жизни и безопасной жизнедеятельности;

·     использование разнообразных форм организации работы с детьми.

3- й год реализации программы (3-й класс):

После заложенного начала формирования качеств личности и обучения коллективной деятельности основной целью работы в третьем классе является формирование культуры личности:

·        совершенствование познавательной активности обучающихся;

·        нацеливание обучающихся на успех через сотрудничество, настойчи- вость, личное старание и трудолюбие;

·        формирование у обучающихся потребности к расширению своего куль- турного кругозора;

·        создание условий для общения и коллективной творческой деятельно- сти обучающихся класса;

·        формирование организаторских умений обучающихся;

·        формирование устойчивой потребности вести здоровый образ жизни;

·        использование разнообразных форм организации работы с детьми.

4- й год реализации программы (4 класс):

При условии доверительного отношения к классу и каждому обучающему- ся в отдельности, основной целью воспитательной работы в 4-м классе стано- вится формирование самосознания:

·          обеспечение устойчивой потребности у обучающихся к совершенство- ванию своих способностей;

·          формирование активной жизненной позиции через проведение вне- урочных дел, участие класса в общешкольных и городских мероприя- тиях;

·          ведение здорового образа жизни и соблюдение правил безопасной жизнедеятельности.


Реализация программы развития и воспитания классного коллектива осу- ществляется по следующим направлениям:

1.  Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

·          формирование у обучающихся знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между лич- ностью и государством, требующих самостоятельного осознанного вы- бора и ответственности за него;

·          формирование правовой культуры, свободного и ответственного само- определения в сферах правовых отношений;

·          формирование гуманистического мировоззрения, осознание своих прав и прав других людей;

·          формирование чувства любви к Родине, семье, школе;

·          формирование чувства собственного национального достоинства и уважения к другим нациям и народам;

·          формирование позитивного отношения к обычаям и традициям своей семьи, своего народа;

·          формирование целостного восприятия мира при разнообразии культур, национальностей, религий, уважение истории и культуры каждого на- рода;

·          воспитание гражданско-патриотического и духовно-нравственного сознания на основе сохранения культурно-исторического наследия, отечественных традиций через привлечение к изучению истории род- ного края, города.

2.  Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

·          формирование нравственных чувств и навыков нравственного поведе- ния;

·          формирование правил хорошего тона, культуры поведения и отноше- ний;


·          ориентации в нравственном содержании и смысле поступков, как соб- ственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

3.  Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

·          воспитание сознательного отношения к учению, развитие познаватель- ной активности и культуры умственного и физического труда;

·          развитие широких познавательных интересов, инициативы и любозна- тельности, мотивов познания и творчества;

·          формирование умения учиться и способности к организации своей дея- тельности (планированию, контролю, оценке).

4.  Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.

- организация и совместное проведение досуга детей и родителей;

·          организация психолого-педагогического просвещения родителей;

·          воспитание культуры здорового образа жизни, нетерпимого отношения к вредным привычкам;

·          знакомство с опытом и традициями людей по сохранению и укрепле- нию здоровья;

·          формирование навыков безопасного поведения;

·           формирование нетерпимости и умения противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей;

·          участие в спортивных мероприятиях, посещение спортивных секций.

5.   Воспитание   ценностного отношения к природе, окружающей сре-


де.


·          расширение представлений о природе и окружающей среде;

·          формирование эстетического, нравственного и практического отноше- ния к окружающей среде;


·          формирование у обучающихся представлений о взаимосвязи природы, явлений окружающего мира с человеком и обществом;

·          формирование умения понимать природу, чувствовать её красоту, чи- тать её язык, беречь её богатства, заботиться о зимующих птицах и зве- рях, мастерить птичьи домики, кормушки, замечать недостойные слу- чаи обращения человека с живой и неживой природой;

·          формирование навыков природоохранительного поведения в окру- жающем мире, экологического сознания школьников.

6.  Воспитание ценностного отношения к  прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

·          формирования чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

·          развитие творческих задатков, способностей и склонностей обучаю- щихся, эстетического вкуса, воображения;

·          развитие эстетического восприятия окружающего мира и способности ценить и создавать прекрасное;

·          участие в творческих конкурсах;

·          организация совместной творческой деятельности обучающихся и ро- дителей.

7.  Интеллектуально-познавательная деятельность.

·          развитие умения учиться как первого шага к самообразованию;

·          формирование ценностного отношения к знаниям;

·          создание условий для продвижения обучающихся в интеллектуальном развитии: участие в викторинах, олимпиадах, конкурсах, научно-

практических конференциях;

·          проектная и исследовательская деятельность;

·          развитие способности   действовать целесообразно,   мыслить рацио- нально и эффективно, проявлять свои интеллектуальные умения;

·            максимальное сближение интересов обучающихся, родителей и пе- дагогов по формированию интеллектуально развитой личности.


ЭТАПЫ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Срок реализации программы: 4 года (2016-2020 учебный год)

1   этап – проектный – изучение классного коллектива, подготовка условий создания системы развития и воспитания классного коллектива, проектирова- ние деятельности (сентябрь-декабрь 2019 учебного года).

1.  Изучение нормативно-правовой базы.

2.  Изучение личности обучающихся:

§     изучение медицинских карт обучающихся, особенностей их физиче- ского и психического развития;

§     наблюдение за обучающимися на учебных занятиях, во время пере- мен, прогулок и внеурочной деятельности, внеклассных мероприятий;

§     углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся, вы- явление индивидуальных особенностей развития и самооценки обучающихся (анкетирование, диагностики);

3.      Изучение межличностных отношений, психологического климата в классном коллективе:

§     анкетирование;

§     социометрия;

§     экспресс – методика по изучению социально – психологического климата в коллективе;

§     беседы;

§     наблюдение.

2   этап – практический – формирование и развитие классного коллектива (январь 2020 - март 2023 учебного года).

1.    Обеспечение реализации программы развития и воспитания классного коллектива «Ступеньки успеха».

2.     Регулярный промежуточный мониторинг эффективности программы, внесение корректировки по необходимости.


3    этап – обобщающий (аналитический) – осуществление мониторинга эффективности программы, анализ итогов реализации программы, обобщение опыта, разработка методических рекомендаций (апрель, май 2023 учебного года).

Формы организации деятельности:

§     классные часы, классные собрания, беседы, обсуждения;

§     конкурсы, викторины, игры, праздники, фестивали, экскурсии, со- ревнования;

§     творческие и интеллектуальные конкурсы, олимпиады, марафоны;

§     индивидуальные и групповые занятия, беседы, консультации;

§     проектная и исследовательская деятельность;

§     встречи с интересными людьми;

§     заочные путешествия;

§     родительские собрания, консультации.


УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Нормативно-правовые условия.

§     Работа по организации развития и воспитания классного коллектива строится в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов.

Психолого-педагогические условия:

§     обеспечение педагогической целостности воспитательного процесса;

§     осуществление научно обоснованной педагогической позиции общей цели и конкретных частных задач воспитательного процесса;

§     обязательный постоянный контроль, оценка и по необходимости коррекция результатов.

Организационные условия:

§     создание условий для самореализации каждого обучающегося;

§     актуализация   демократических   установок   в   жизнедеятельности школьного сообщества;

§     развитие лидерских качеств и привлечение членов классного коллек- тива к решению социально значимых проблем;

§     сотрудничество с социумом, учреждениями культуры и дополни- тельного образования города;

§     включение обучающихся в реальные социально значимые дела;

Кадровые условия:

§     развитие профессиональной компетентности учителя, целью которой является позитивное преобразование профессиональной позиции педагога как воспитателя в области развития и воспитания классного коллектива;

§     обеспечение педагогами комфортных условий для обучающихся в воспитательной деятельности;

§     создание условий для развития способностей педагога, его профес- сиональной деятельности, самосовершенствования.

Методическое обеспечение:

§     повышение уровня теоретической (предметной) и психолого- педагогической подготовки учителей в области воспитания;


§     обогащение новыми педагогическими технологиями, формами и ме- тодами воспитания;

§     работа по изучению новых нормативных документов, инструктивно- методических материалов по развитию и воспитанию обучающихся.

Материально-технические условия:

§     учебное пространство (учебный кабинет, кабинеты для занятий вне- урочной деятельности);

§     спортивное пространство (2 спортивных зала);

§     компьютерные места для обучающихся (компьютерный кабинет);

§     здоровьесберегающее пространство (спортивная площадка во дворе школы);

§     ИКТ-ресурсы:

§     аудиозаписи в соответствии с программой;

§     мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы;

§     электронные учебники;

§     интерактивные ресурсы;

§     тематические презентации.


КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

В реализации программы участвуют:

§     классный руководитель;

§     родители обучающихся класса;

§     учителя-предметники;

§     преподаватели внеурочной деятельности;

§     педагог-психолог;

§     социальный педагог;

§     преподаватель ОБЖ;

§     медицинский персонал школы;

§     библиотекарь

§     инспекторы ГИБДД;


ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

§     Образование сплоченного, организованного, самоуправляющегося, с демократично сформированными органами самоуправления, содружества педагогов, обучающихся и родителей, создание положительной репутации классного коллектива.

§     Вовлечение всех обучающихся в активную деятельность.

§     Формирование у обучающихся сознательной дисциплины, навыков культурного поведения.

§     Раскрытие и развитие способностей каждого обучающегося, повы- шение учебной мотивации.

§     Обучающиеся обладают настойчивостью в достижении поставлен- ных целей, стремятся преодолевать затруднения в учебе и внеклассной работе, в личном поведении, умеют проявлять собранность, организованность.

§     Стабильный положительный настрой учащихся к активной познава- тельной и творческой деятельности.

§     Осознание обучающимися ценности межличностных отношений и необходимости их расширения;

§     Заинтересованность и активное участие родителей по развитию спо- собностей своих детей, организации их досуга.

§     Увлечённость обучающихся занятиями внеурочной деятельности.

§     Овладение навыками самостоятельной организации учебной и вне- урочной деятельности.


 

 

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

1-4 класс

Воспитание граж- данственности, пат-

риотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям че- ловека

 

Воспитание нрав- ственных чувств и этического соз- нания

 

Воспитание тру- долюбия, творче- ского отношения к учению, труду, жизни

 

Формирование ценно- стного отношения к семье, здоровью и здо- ровому образу жизни

 

Воспитание цен- ностного отноше- ния к природе, ок- ружающей среде

Воспитание ценност- ного отношения к прекрасному, форми- рование представле- ний об эстетических идеалах и ценностях

 

 

Интеллекту- ально- познаватель- ная деятель- ность

§ встречи   с инте- ресными людьми;

§ поздравления ве- теранов;

§ концерт  для             ве- теранов;

§ классные                часы:

«Мой город»,

«Я – гражданин России», «Мои права и обязанно- сти», «Край, в ко- тором я живу»;

§ цикл классных часов, посвящен- ных Дням Воин- ской славы;

§ беседы;

§ инсценировки;

§ художественные выставки,

§ уроки этики;

§ классные часы;

§ просмотр и об- суждение мультфильмов;

§ коллективные игры;

§ акции благотво- рительности;

§ творческие про- екты, презента- ции

§ экскурсии, встречи с пред- ставителями разных профес- сий;

§ беседы;

§ просмотр и об- суждение пре- зентаций;

§ сюжетно- ролевые игры;

§ конкурсы;

§ проектная дея- тельность

§ беседы, просмотр и обсуждение фильмов;

§ чтение и обсуждение произведений;

§ прогулки;

§ посещение спортив- ных секций;

§ подвижные игры;

§ спортивные соревно- вания;

§ «Папа, мама, я – спортивная семья»

§ тематические празд- ники и образователь- ные события с уча- стием родителей;

§ оформление Уголка Безопасности по ПДД и ОБЖ.

§ предметные уро- ки;

§ классные часы;

§ экскурсии;

§ опыты и практи- ческие работы;

беседы, просмотр учебных фильмов экскурсии, про- гулки;

§ экологические акции «Помоги птицам»;

§ коллективный природоохранный проект «Спаси

деревце»;

§ акция «Сохраним жизнь книги»;

§ проектная дея- тельность.

§ предметные уроки;

§ беседы, просмотр учебных фильмов;

§ экскурсия в художе- ственную школу;

§ посещение конкур- сов детского творче- ства;

§ проведение выста- вок семейного ху- дожественного творчества;

§ участие в художест- венном оформлении помещений школы (класс, фойе)

§ конкурсы;

§ тематиче- ские викто- рины;

§ олимпиады;

§ проектная деятель- ность;

§ библиотеч- ные уроки;

§ интеллекту- альные ма- рафоны


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.   Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности граж- данина России. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.- М.: Просвеще- ние, 2011.

2.   Воспитательная система класса: теория и практика. Методические реко- мендации/Под ред. Е. Н. Степанова. - М.,ТЦ Сфера, 2005.

3.   Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя (1-4 классы) / Под ред. И. С. Артюховой. – М., ВАКО, 2005.

4.   Рожков М. И. Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе. – М.:ГИЦ Владос, 2001.

5.   Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические реко- мендации. / Под ред. Е.Н.Степанова. - М., 2000 г.

6.   Ресурсы Интернет: http://nsportal.ru http://festival.1september.ru/ http://standart.edu.ru/ http://www.doinhmao.ru/


 

7.   Скачано с www.znanio.ru