Выступление на педагогическом совете
Автор: учитель начальных классов,
Афлятунова Кристина Александровна.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Актуальность развития детской одарённости в настоящее время занимает одно из ведущих мест, что связано с потребностью общества в неординарной творческой и интеллектуально развитой личности. В последние годы работа с одарёнными детьми выделяется в разряд приоритетных направлений, однако при работе с одарёнными детьми постоянно возникают педагогические трудности. Всё это обуславливается множеством противоречивых теоретических подходов и методов, вариативностью современного образования, а также чрезвычайно малым числом специалистов, подготовленных к работе с одарёнными детьми. Как следствие, возникает проблема создания целостной системы работы с одарёнными детьми в условиях общеобразовательной школы.
Исследованиями проблемы одарённости занимались Дж. Рензулли, Н.С. Лейтес, А.И.Савенков, Н.И.Панютин и др.
Работа педагога с одарёнными детьми выступает одним из условий реализации права личности на проявление индивидуальности и позволяет решать основные задачи, поставленные Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. Стандарт необходимо требует создания в образовательной среде современной школы комфортных условий для развития школьников, учитывая индивидуальные особенности каждого обучающегося (включая одаренных детей).
Н.И. Панютин выделяет следующие виды одарённости [8; с.145]:
1) в практической деятельности: спортивную, организационную, одарённость в ремеслах;
2) в познавательной деятельности: интеллектуальную одарённость различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности;
3) в художественно-эстетической деятельности: хореографическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одарённость;
4) в коммуникативной деятельности: лидерскую и аттрактивную одарённость;
5) в духовно-ценностной деятельности: одарённость, которая представляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.
Учитель должен знать виды одарённости, чтобы, во-первых, правильно оценить возможности ребёнка и помочь ему в решении его проблем, правильно ориентировать его в отношении будущей профессии. Во-вторых, не зная видов одарённости, некоторые из них можно просто не заметить, принимая своеобразие умственной и творческой деятельности ребенка за его недисциплинированность или даже странности [9, с.84].
Математическую одарённость выделяют как пример академической одарённости, которая проявляется в успешности обучения отдельным учебным предметам. Математическая одарённость рассматривается как системное, развивающееся в течение всей жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных, неординарных результатов в познавательной деятельности, в частности, математике.
Такие исследователи как А.В. Брушлинский, А.Н. Колмагоров, В.В.Давыдов, Н.В.Виноградова и др. отмечают такие специфические особенности мыслительного процесса математически способного ребенка, как [2; с.296]:
1. Гибкость мышления (умение варьировать способы решения познавательной задачи, легкость перехода от одного пути решения к другому, неординарность решения проблемы).
2. Глубина мышления (умение проникать в сущность каждого изучаемого факта и явления, умение видеть их взаимосвязи с другими фактами и явлениями, выявлять скрытые особенности в изучаемом материале).
3. Целенаправленность и широта мышления (способность к формированию обобщенных способов действий, умение охватить проблему целиком, не упуская деталей.
Н.С. Лейтес отмечает, что ненадежным предсказателем будущего оказывается интерес младшего школьника к вычислениям, счету в уме. Успехи такого рода занятия, позволяющие блистать среди сверстников, также могут оказаться лишь эпизодом возрастного развития; действительная одаренность к математике требует других качеств ума, выступающих в более позднем возрасте. А проявятся ли они у данного ребенка - еще неизвестно. Некоторые дети, начиная с младшего школьного возраста, обнаруживают удивительную легкость и изобретательность в оперировании абстрактными понятиями, схемами, условными обозначениями. Но, как правило, в дальнейшем, когда потребуется более конкретный, содержательный анализ, такие дети зачастую испытывают затруднения. Именно тогда становится заметной неполнота их умственных возможностей [5; с.256].
Опытно-экспериментальная работа по выявлению детей с признаками математической одаренности проводилась с октября 2014 г. по март 2015 г. на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №25» г. Нижневартовска. В опытно-экспериментальной работе принимали участие обучающиеся 3 классов (49 человек), психолог школы, классный руководитель и родители этих обучающихся. При определении критериев математической одарённости была применена одна из наиболее известных концепций одарённости – трёхкольцевая модель Джозефа Рензулли, в которой выделяются следующие основные компоненты: мотивация, креативность и интеллектуальные способности.
Выявление математической одарённости у обучающихся 3 класса осуществлялось в два этапа.
На первом этапе диагностика одарённости обучающихся проводилась по результатам диагностирования самих обучающихся. Для этого использовались следующие методики: тест диагностики интеллекта для определения профиля и уровня обучения (Р. Амтхауэр); анкета на определение школьной мотивации учащихся (Н.Г. Лусканова); краткий тест творческого мышления фигурная форма (П. Торренс); методика «Числовые ряды».
На втором этапе диагностика одарённости учащихся проводилась по результатам опроса классного руководителя и родителей. Были использованы следующие методики: «Карта интересов для младших школьников» (А.И.Савенков); методика определения склонностей ребёнка (А.И.Савенков).
Обобщающая таблица 1 результатов всех проведённых диагностик показывает обучающихся, у которых самые высокие показатели по результатам данных методик:
Таблица 1
Обобщающая таблица обучающихся с высокими показателями по диагностикам
Фамилия, имя ученика |
Оценка склонности ребенка классным руководителем |
Оценка склонности ребенка родителями |
Интелл. способности |
Мотивация |
Фигурная форма П. Торренса |
Математ. мышление |
Павел Г. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Егор И. |
+ |
+ |
||||
Вячеслав М. |
+ |
+ |
+ |
|||
Ксения С. |
+ |
|||||
Владислава Л. |
+ |
|||||
Антон К. |
+ |
+ |
||||
Владислав А. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Ситора Т. |
+ |
+ |
+ |
|||
Вика М. |
+ |
+ |
+ |
Обобщая результаты всех диагностик, было выявлено, что к детям с признаками математической одарённости можно отнести двух обучающихся, которые показали высокие результаты по всем использованным диагностикам. К учёбе Паша и Влад тянутся с энтузиазмом, демонстрируют высокий уровень любопытства, способность к прогнозированию, богатый словарный запас, способность к самокритике. Тест, позволяющий определить уровень развития творческого мышления, показал у Павла средний уровень, показатель равен 60, что составляет верхнюю границу уровня и позволяет констатировать, что креативность мальчика находится на границе с высоким уровнем развития.
Основной целью развития обучающихся с признаками одарённости является обеспечение интеллектуального и личностного развития ребёнка. Для формирования всесторонне развитой личности необходимо расширение и углубление рамок изучаемых предметов. Для решения обозначенных выше проблем представляется интересным рассмотрение возможности реализации программы развития обучающихся 3 класса с признаками математической одарённости, которая обеспечивает личностное и интеллектуальное развитие ребёнка. Таким образом, данная программа рассчитана на развитие математической одарённости во внеурочное время и личностное развитие на уроках с помощью групповых форм работы.
Ведущим условием развития одарённого ребёнка выступает индивидуальный подход к организации внеурочной деятельности (индивидуальный подход в организации исследовательской деятельности и знание индивидуальных особенностей математически одарённых детей младшего школьного возраста). Внеурочная работа помогает удовлетворять потребности детей в познавательной сфере и неформальном общении в клубах, любительских объединениях, музеях во время школьных вечеров, праздников, фестивалей и т.п. Основными задачами внеурочной деятельности признаны создание благоприятных условий для проявления творческих и интеллектуальных способностей, наличие реальных дел, доступных для детей и имеющих конкретный результат.
Организация внеурочного пространства при этом, пишет Е.В. Григорьева, рассматривается как организация пространства для дополнительной образовательной деятельности, способной повысить интеллектуальную сферу младших школьников, повысить её уровень [3, с.148]. При этом внеурочная деятельность будет способствовать развитию образования по выбору, а школа будет иметь возможность создать условия для раскрытия особенностей обучающихся, способствующих развитию младших школьников Согласно теории Дж. Рензулли, одарённость есть сочетание трёх основных характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень), креативности и настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу). Кроме того, в его теоретической модели учтены знания (эрудиция) и благоприятная окружающая среда.
В процессе освоения программы происходит развитие обучающихся 3 класса с признаками математической одарённости по трём направлениям:
1) через развитие ребёнка по трём компонентам одарённости: мотивация, интеллектуальные способности, развитие творчества;
2) через интеллектуальное развитие во внеурочное время и личностное развитие на уроках в групповых формах работы;
3) через обогащение содержания учебного курса «Математика».с признаками математической одарённости.
Для каждой задачи предлагаются следующие задания и упражнения, с учётом возрастных особенностей обучающихся:
Данная программа предназначена для работы с детьми 9-10 лет.
В процессе проведения занятий используются различные формы работы. Программа предполагает индивидуальную форму занятий, направленную на развитие интеллектуальных способностей и математической одарённости во внеурочное время. Для личностного развития и повышения мотивации обучающихся используется индивидуально – групповая форма проведения уроков.
Реализация данной программы развития обучающихся 3 класса с признаками математической одарённости позволит детям своевременно развивать свой потенциал в области математики и поможет адаптироваться в современном обществе. Данная программа может быть рекомендована для внедрения в практику в начальной школе детям с признаками математической одарённости, при учёте их индивидуальных особенностей. Данная программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, направлена на обогащение содержания курса «Математика» 3 класса (УМК «Школа России») и личностное развитие одарённого ребёнка.
Литература
1. Асмолов, А. Г., Бурменская, Г. В., Володарская, И. А., Карабанова, О. А., Салмина, Н. Г., Молчанов, С. В. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова.—М.:Просвещение, 2008. - 151 с.
2. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников / А.В. Белошистая.–М.: Владос, 2004.-399с.
3. Григорьева, Е.В. Методика преподавания естествознания: учебное пособие для студентов вузов/ Е.В. Григорьева. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 253 с.
4. Кунаш, М.А. Индивидуальный образовательный маршрут школьника. Методический конструктор. Модели. Анализ / М.А.Кунаш.-Волгоград: Учитель, 2015.-170с.
5. Лейтес, Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: Избранные труды / Н.С.Лейтес.-М.: МПСИ, 2003.-464с.
6. Осипенко, Л.Е., Толокнова, И.А. Развитие математических способностей одарённых младших школьников средствами исследовательской деятельности / Л.Е.Осипенко, И.А.Толокнова // Одарённый ребёнок. – 2014.-№3.–С.28-35.
7. Плешаков, А.А., Анащенкова, С.В., Бантова, М.А. и др. Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / А.А.Плешаков.-М.:Просвещение,2011.-528с.
8. Система работы образовательного учреждения с одарёнными детьми/ авт.-сост. Н.И.Панютин и др.- Волгоград: Учитель, 2007.-204с.
9. Юркевич, В.С. Одарённый ребёнок: Иллюзии и реальность: книга для учителей и родителей / В.С.Юркевич. – М.: Просвещение, 1996. – 136с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.