Программа развития младших школьников

  • Документация
  • docx
  • 04.04.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Психологическое сопровождение ребенка дошкольного возраста, направленное на становление его полноценного личностного и интеллектуального развития для формирования адаптивных способностей на этапе обучения в начальной школы.
Иконка файла материала программа развития младших школьников.docx

Программа развития младших школьников

ЦЕЛЬ программы: психологическое сопровождение ребенка дошкольного возраста, направленное на становление его полноценного личностного и интеллектуального развития для формирования адаптивных способностей на этапе обучения в начальной школы.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

РАЗВИВАЮЩИЕ:

  • развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой, речевой и личностной сфер;
  • развитие памяти, внимания, мышления;
  • развитие произвольности поведения;
  • развитие навыков общения в коллективе;
  • развитие самоконтроля
  • развитие творческого воображения;

ОБУЧАЮЩИЕ:

  • формирование общеучебных навыков
  • закрепление знаний, полученных в детском саду

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  • формирование коммуникативных навыков

·         формирование личностных качеств ребёнка

·         поддержка благоприятного психологического климата, обеспечивающего возможность полноценного личностного развития ребенка.

  • снижение уровня тревожных переживаний;

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД:

  1. Сравнение и  оценивание выполнения своей работы,
  2. устойчивый познавательный интерес к новым видам деятельности,
  3. адекватного понимания причин успешности/неуспешности в ходе выполнения заданий.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД:

  1. Учиться работать по предложенному учителем плану,
  2. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом,
  3. Составление плана  решения проблемы совместно с учителем,
  4. В диалоге с учителем  вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД:

  1. Ориентация на  листе в клеточку
  2. Продолжение узора по приведённому образцу
  3. Деление слов на группы, нахождение лишнего

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД:

  1. Умение работать в паре, малых группах, выполнять различные роли (лидера, исполнителя)
  2. Умение договариваться, приходить  к общему решению в совместной деятельности,
  3. Задавать вопросы
  4. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владение монологической, диалогической формами речи.

ПРЕДМЕТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ изучения курса   являются формирование следующих умений.

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.  

УЧЕБНЫЙ ПЛАН                                                                                                                                              

№ п/п

Тема

Количество часов

контроль

Всего

теория

практика

 

Математика

 

24

12

12

В игре

 

Развитие    речи    и    фонематического слуха

 

24

12

12

Игровые тесты

 

Развитие мелкой моторики

 

24

2

22

Практические задания

 

 

 

 

     Содержание учебного плана

 В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.

Задания на развитие внимания.

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения. Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.

Задания, развивающие память.

В программу  включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.

Задания на развитие и совершенствование воображения.

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;

-        дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;

-        выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;

-        вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);

-        выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;

-        выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;

-        деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;

             - складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

     Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).

 Задания, развивающие мышление.

 Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в комплексе приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения  самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).

Задания «Найди лишнее», «Найди общее название», «Найди отличия» направлены на развитие вербально-логического мышления, т.е. таких качеств, как способность к классификации, абстрагированию.

Задания «Вставь слово(число)» направлены на развитие вербально-логического мышления – умения устанавливать связи между понятиями.

Задание «Шифровальщик» направлено на развитие внимания, ассоциативной памяти. Каждой цифре соответствует определённая буква (ключ  дан в задании). Дети вместо цифр записывают соответствующие буквы и получают слово.

Задание «Нарисуй такую же фигуру», «Нарисуй по точкам» направлены на развитие зрительно-моторной координации, развитие пространственного воображения, образного мышления, внимания, памяти. Учит ориентироваться на листе в клеточку.

Задание «Обведи по точкам» направлено на развитие внимания,  наблюдательности, развивает навыки устного счёта.

Задания «Разгадай ребус», «Отгадай загадку» направлены на развитие речи, обогащение словарного запаса, развитие логического мышления.