Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания
Московской области Клинский центр социальной помощи семье и детям
«Семья»
ОТДЕЛЕНИЕ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ
Программа развития, повышения и поддержания школьной мотивации детей младшего и среднего школьного возраста
«Я учусь учиться!»
Автор тренинга:
психолог высшей квалификационной категории Е.А.Новоторцева
2021 год
Мотивация – это искусство заставлять людей
делать то, что вы хотите, так, как будто
они сами хотят это сделать.
Содержание:
Занятие 1. Диагностическое
Занятие 2. Вводно-ознакомительное «Поговорим о школе…»
Занятие 3. «Что я жду от встречи со школой»
Занятие 4 «Школьные страхи, или как не бояться учиться»
Занятие 5 «Я и мой учитель»
Занятие 6 «Я и мои одноклассники»
Занятие 7 «Конфликты в классе»
Занятие 8 «Существо по имени Лень»
Занятие 9 «Я справляюсь с трудностями!»
Занятие 10. Итоговое.
ЗАНЯТИЕ 1. ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ.
Методика выявления уровня учебной мотивации Н.Г.Лускановой
Цель: Выявление уровня школьной мотивации учащихся начальных классов и развития познавательного интереса младших школьников.
Описание: Для исследования необходима анкета Н.Г. Лускановой, которая содержит десять вопросов и по три варианта ответов на них. Ребенок выбирает тот ответ, который для него наиболее подходит.
Вопросы анкеты:
1. Тебе нравится в школе или не очень?
- не очень - 1
- нравится - 3
-не нравится - 0
2. Утром, когда ты просыпаешься ты всегда идешь с радостью в школу или тебе часто хочется остаться дома?
- чаще хочется остаться дома – 0
- бывает по-разному - 1
- иду с радостью - 3
3. Если бы учитель сказал, что завтра необязательно приходить всем ученикам и желающие могут остаться дома, ты бы пошел в школу или остался дома?
- не знаю - 1
-остался бы дома - 0
- пошел бы в школу - 3
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-либо уроки?
- не нравится - 3
- бывает по-разному - 1
- нравится - 0
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
- хотел бы - 0
- не хотел бы - 3
- не знаю - 1
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
- не знаю - 1
- не хотел бы - 3
- хотел бы - 1
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
- часто - 3
- редко -1
- не рассказываю - 0
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
- точно не знаю -1
- хотел бы - 0
- не хотел бы - 3
9. У тебя в классе много друзей?
- мало - 1
- много - 3
- нет друзей - 0
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
- нравятся - 3
- не очень - 1
- не нравятся - 0
Оценка результатов.
Общая сумма баллов делит мотивацию к обучению на уровни:
Высокий уровень - 25 - 30 баллов.
Хорошая школьная мотивация (средний уровень)- 20 – 24 балла.
Положительное отношение к школе, но школа привлекает больше вне учебными сторонами - 15 – 19 баллов.
Низкая школьная мотивация - 10 – 14 баллов.
Негативное отношение к школе - 10 и меньше.
Проективный рисунок «Что мне нравится в школе»
(по Н. Г. Лускановой)
Цель: методика определяет, как дети относятся к школе, взаимоотношение с учителем и сверстниками, а также мотивационную готовность к учебе в школе.
Инструкция: «Изобразите на листочках, что вам больше всего нравится делать в школе. Рисовать можете все, что захотите»
Оборудование: лист формата А 4, карандаши
Схема оценки детских рисунков.
При анализе рисунков оценивались следующие показатели:
1. Соответствие заданной теме (если рисунок был на свободную тему)
2. Сюжет (что именно изображено)
3. Размеры рисунка и отдельных деталей
4. Цветовое изображение
5. Динамика изображения
6. Правильность рисунка
7. Законченность рисунка
Примерная схема оценки рисунка на тему « Что мне нравится в школе?»
Анализ рисунка.
1. Несоответствие с заданной темой показывает, что:
а) отсутствует школьная мотивация, и превалируют другие мотивы, чаще всего игровые. В данном случае дети изображают автомобили, игрушки, военные события, узоры. Все это говорит о мотивационной инфантильности;
б) детский негативизм. Отказ ребенка рисовать на заданную тему, рисует то, что больше всего получается или то, что нравится, хочет рисовать. Данное поведение характерно ученикам, которые имеют трудности к приспособлению к ясному пониманию выполнения школьных заданий;
в) неправильная интерпретация поставленной задачи, ее осмысление. Ребенок либо ничего не рисует, либо срисовывает сюжет у сверстников. Чаще всего это характерно детям с ЗПР.
2. Соответствие рисунка с темой свидетельствует о положительном отношении к школе, учебе, но здесь нужно анализировать и сюжет рисунка:
а) учебная обстановка — учитель, объясняющий у доски, ученики, которые сидят за партами, школьная доска с заданиями и т.д. Такие рисунки говорят о высокой учебной мотивации, инициативности ребенка, присутствии у него познавательных учебных мотивов;
б) сюжеты неучебного характера - школьники на перемене или с ранцами - характерны ученикам с позитивным отношением к учебе, но их внимание больше направлено на внешние школьные атрибуты;
в) рисунки с игровыми ситуациями — качели во дворе, игровой уголок, игрушки и другие атрибуты, находящиеся в классе (например, телевизор, цветы на подоконнике и т. д.) – характерны ученикам с позитивным отношением к учебе, но с доминированием игровой мотивации.
Для большей верности в оценке школьных рисунков стоит осведомиться у ученика, что он нарисовал, почему именно эти предметы или сюжет.
Как правило, данная методика позволяет говорить не только о положительной или отрицательной учебной мотивации, но позволяет выявить, какие отношения сложились с учителем и сверстниками, успешно ли прошел период адаптации.
Анализ результатов.
· 10 баллов - игровая ситуация (качели на школьном дворе, игровая комната, игрушки, другие предметы, телевизор и т.д.). Свойственны детям с положительным отношением к школе, но преобладанием игровой мотивации.
· 20 баллов - ситуации не учебного характера (школьное здание, ученики на перемене). Свидетельствуют о высокой школьной мотивации и учебной активности ребенка, наличии у него познавательных учебных интересов.
· 30 баллов - учебная ситуация (учитель с указкой, ученики за партами, доска с заданиями). Свидетельствуют о высокой школьной мотивации и учебной активности ребенка, наличии у него познавательных учебных интересов.
10 баллов – низкий уровень мотивационной готовности, преобладание игровых мотивов учебной деятельности;
20 баллов - средний уровень мотивационной готовности.
30 баллов - высокий уровень мотивационной готовности.
Методика «Домики»
(проективный тест личностных отношений, социальных эмоций
и ценностных ориентаций).
Методической основой теста является цвето-ассоциативный эксперимент, известный по тесту отношений А.Эткинда. Тест разработан О.А.Ореховой [3] и позволяет провести диагностику эмоциональной сферы ребенка в части высших эмоций социального генеза, личностных предпочтений и деятельностных ориентаций, что делает его особенно ценным с точки зрения анализа эмоционального отношения ребенка к школе.
Для проведения методики необходимы следующие материалы:
1. Лист ответов.
2. Восемь цветных карандашей: синий, красный, желтый, зеленый, фиолетовый, серый, коричневый, черный. Карандаши должны быть одинаковыми, окрашены в цвета, соответствующие грифелю.
Процедура исследования состоит из трех заданий по раскрашиванию и занимает около 20 минут.
Инструкция: сегодня мы будем заниматься раскрашиванием. Найдите в своем листочке задание №1. Это дорожка из восьми прямоугольников. Выберите тот карандаш, который вам приятен больше всего и раскрасьте первый прямоугольник. Отложите этот карандаш в сторону. Посмотрите на оставшиеся карандаши. Какой из них вам больше нравится? Раскрасьте им второй прямоугольник. Отложите карандаш в сторону. И так далее.
Найдите задание №2. Перед вами домики, их целая улица. В них живут наши чувства. Я буду называть чувства, а вы подберите к ним подходящий цвет и раскрасьте. Карандаши откладывать не надо. Можно раскрашивать тем цветом, который по-вашему подходит. Домиков много, их хозяева могут отличаться и могут быть похожими, а значит, и цвет может быть похожим.
Список слов: счастье, горе, справедливость, обида, дружба, ссора, доброта, злоба, скука, восхищение.
Если детям непонятно, что обозначает слово, нужно его объяснить, используя глагольные предикаты и наречия.
Найдите задание №3. В этих домиках мы делаем что-то особенное, и жильцы в них – необычные. В первом домике живет твоя душа. Какой цвет ей подходит? Раскрасьте.
Обозначения домиков:
№2 – твое настроение, когда ты идешь в школу,
№3 – твое настроение на уроке чтения,
№4 – твое настроение на уроке письма,
№5 – твое настроение на уроке математики
№6 – твое настроение, когда ты разговариваешь с учителем,
№7 – твое настроение, когда ты общаешься со своими одноклассниками,
№8 – твое настроение, когда ты находишься дома,
№9 – твое настроение, когда ты делаешь уроки,
№10 – придумайте сами, кто живет и что делает в этом домике. Когда вы закончите его раскрашивать, тихонько на ушко скажите мне, кто там живет и что он делает (на ответном листе делается соответствующая пометка).
Методика дает психотерапевтический эффект, который достигается самим использованием цвета, возможностью отреагирования негативных и позитивных эмоций, кроме того эмоциональный ряд заканчивается в мажорном тоне (восхищение, собственный выбор).
Процедура обработки начинается с задания №1. Вычисляется вегетативный коэффициент [5] по формуле:
ВК= (18 – место красного цвета – место синего цвета) / (18 – место синего цвета – место зеленого цвета)
Вегетативный коэффициент характеризует энергетический баланс организма: его способность к энергозатратам или тенденцию к энергосбережению. Его значение изменяется от 0,2 до 5 баллов. Энергетический показатель интерпретируется следующим образом:
0 – 0,5 – хроническое переутомление, истощение, низкая работоспособность. Нагрузки непосильны для ребенка
0,51 – 0,91 – компенсируемое состояние усталости. Самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счет периодического снижения активности. Необходима оптимизация рабочего ритма, режима труда и отдыха.
0,92 – 1,9 – оптимальная работоспособность. Ребенок отличается бодростью, здоровой активностью, готовностью к энергозатратам. Нагрузки соответствуют возможностям. Образ жизни позволяет ребенку восстанавливать затраченную энергию.
Свыше 2,0 – перевозбуждение. Чаще является результатом работы ребенка на пределе своих возможностей, что приводит к быстрому истощению. Требуется нормализация темпа деятельности, режима труда и отдыха, а иногда и снижение нагрузки.
Задания №2 и №3 по сути расшифровывают эмоциональную сферу первоклассника и ориентируют исследователя в вероятных проблемах адаптации.
Задание №2 характеризует сферу социальных эмоций. Здесь надо оценить степень дифференциации эмоций – в норме позитивные чувства ребенок раскрашивает основными цветами, негативные – коричневым и черным.
В задании №3 отражено эмоциональное отношение ребенка к себе, школьной деятельности, учителю и одноклассникам. Понятно, что при наличии проблем в какой-то сфере, первоклассник раскрашивает именно эти домики коричневым или черным цветом. Целесообразно выделить ряды объектов, которые ребенок обозначил одинаковым цветом. Например, школа-счастье-восхищение или домашние задания – горе–скука. Цепочки ассоциаций достаточно прозрачны для понимания эмоционального отношения ребенка к школе.
По результатам задания №3 можно выделить три группы детей:
с положительным отношением к школе;
с амбивалентным отношением;
с негативным отношением.
Фамилия, имя класс дата
1 задание
|
|
|
|
|
|
|
|
1 2 3 4 5 6 7 8
2 задание
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
3 задание
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Методика выявления мотивов учебной деятельности
(применяется только для обследования первоклассников)
Цель: выявить мотивы учебной деятельности ребенка, поступающего в первый класс.
Ведущий говорит: «Сейчас я расскажу тебе одну историю. Однажды мальчики разговаривали про школу.
Первый мальчик сказал: «Я хожу в школу, потому, что меня мама заставляет. А если бы не заставляла, я бы не ходил. (Карточка №1, внешний мотив).
Второй мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что мне нравится учиться, нравится уроки делать. Даже если бы школы не было, я все равно бы учился (Карточка №2, учебный мотив).
Третий мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть» (Карточка №3, игровой мотив).
Четвертый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленький» (Карточка №4, позиционный мотив).
Пятый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь. А если учиться, то сможешь стать, кем захочешь – доктором, учителем, мастером и даже космонавтом» (Карточка №5, широкий сознательный мотив).
Шестой мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что получаю там 5, и мне это очень нравится» (Карточка №6, внешний по отношению к учебе мотив).
После рассказа ведущий спрашивает: «Как ты думаешь, кто из них прав? Почему? С кем из них ты хотел бы учиться? А как ты сам считаешь?»
(Для закрепления выбора мотива ребенка выбранную карточку предлагается раскрасить).
Опросник «Направленность на приобретение знаний»
Методика предложена Е. П. Ильиным и Н. А. Курдюковой.
Инструкция. Дается ряд утверждений-вопросов с парными ответами. Из двух ответов нужно выбрать один и рядом с позицией вопроса написать букву (а или б), соответствующую выбранному ответу.
Текст опросника
1. Получив плохую отметку, ты, придя домой:
а) сразу садишься за уроки, повторяя и то, что плохо ответил;
б) садишься смотреть телевизор или играть на компьютере, думая, что урок по этому предмету будет еще через день.
2. После получения хорошей отметки ты:
а) продолжаешь добросовестно готовиться к следующему уроку;
б) не готовишься тщательно, так как знаешь, что все равно не спросят.
3. Бывает ли, что ты остаешься недоволен ответом, а не отметкой:
а) да;
б) нет.
4. Что для тебя учеба:
а) познание нового;
б) обременительное занятие.
5. Зависят ли твои отметки от тщательности подготовки к уроку:
а) да;
б) нет.
6. Анализируешь ли ты после получения низкой отметки, что ты сделал неправильно:
а) да;
б) нет.
7. Зависит ли твое желание готовить домашнее задание от того, выставляют ли за него отметки:
а) да;
б) нет.
8. Легко ли ты втягиваешься в учебу после каникул:
а) да;
б) нет.
9. Жалеешь ли ты, что не бывает уроков из-за болезни учителя:
а) да;
б) нет.
10. Когда ты, перейдя в следующий класс, получаешь новые учебники, тебя интересует, о чем в них идет речь:
а) да;
б) нет.
11. Что, по-твоему, лучше — учиться или болеть:
а) учиться;
б) болеть.
12. Что для тебя важнее — отметки или знания:
а) отметки;
б) знания.
Обработка результатов
За каждый ответ в соответствии с ключом начисляется 1 балл.
Ключ к опроснику
О мотивации на приобретение знаний свидетельствуют ответы "а" на вопросы 1–6, 8-11 и ответы "б" на вопросы 7 и 12.
Выводы
Сумма баллов (от 0 до 12) свидетельствует о степени выраженности мотивации на приобретение знаний.
Опросник «Направленность на оценку»
Цель: выявить наличие у учащихся направленности на оценку («отметочной мотивации»).
Инструкция испытуемому: «Вам предлагается ряд вопросов. Ответьте на
них, поставив в соответствующей клетке знаки «+» («да») или «–» («нет»)».
Вопросы:
1. Помнишь ли ты, когда получил первую в жизни двойку?
2. Беспокоит ли тебя, что твои отметки несколько хуже, чем у других учеников?
3. Бывает ли, что перед контрольной работой сердце у тебя начинает учащенно биться?
4. Краснеешь ли ты при объявлении тебе плохой отметки?
5. Если в конце недели ты получил плохую отметку, у тебя в выходной день будет плохое настроение?
6. Если тебя долго не вызывают, это тебя заботит?
7. Волнует ли тебя реакция сверстников на полученную тобой отметку?
8. После получения хорошей отметки готовишься ли ты к следующему уроку как следует, хотя знаешь, что все равно скоро не спросят?
9. Тревожит ли тебя ожидание вопроса?
10 Было бы тебе интересно учиться, если бы отметок вообще не было?
11. Захочешь ли ты, чтобы тебя спросили, если будешь знать, что отметку все равно не поставят?
12. После получения отметки на уроке ты продолжаешь активно работать?
Обработка данных
Начисляется по одному баллу за ответы «да» на вопросы по позициям 1-9 и за ответы «нет» по позициям 10-12. Подсчитывается общая сумма
баллов.
Чем больше набрана сумма баллов, тем в большей степени у учащегося выражена направленность на отметку.
ЗАНЯТИЕ 2. Поговорим о школе…
Анкета ученика «Поговорим о школе»…
Участникам тренинга предлагается ответить на следующие вопросы о школе:
1. Я учусь в школе № …
2. Мой любимый предмет…
3. Мой самый нелюбимый предмет (или тот, который дается сложнее всех)…
4. Что мне нравится в школе …
5. Что мне не нравится в школе…
6. Если бы мне пришлось выбирать, чтобы бы я хотел (а) изучать в школе?
7. Мои любимые учителя…
8. Мои нелюбимые учителя…
9. Мои одноклассники…
10. Школа – это …
Упражнение «Реклама моей школы». Участникам тренинга предлагается представить, что им нужно рассказать о своей школе (например, иностранцу или пришельцу с соседней планеты). Ведущий обращает внимание на то, какая в итоге получается реклама: положительная и привлекательная либо преобладают отрицательные отзывы (антиреклама).
Анкета «Хорошо ли ребенку в школе?»
1. В школе я чувствую себя совершенно свободно.
2. Ребята в нашем классе радуются, когда другие
получают плохие отметки.
3. Я очень волнуюсь, потому что часто не понимаю объяснения учителя.
4. Я думаю, что на уроках смогу выполнять больше заданий, если потребуется.
5. Очень хочется отдохнуть.
6. Если бы разрешалось, я бы пропускал уроки.
7. Ребята в классе раздражительны и обидчивы, ссорятся и дерутся.
8. Я всегда боюсь отвечать у доски.
9. Мои одноклассники с уважением относятся ко мне,
10. Часто па уроках я чувствую, что устал,
11. Когда я иду в школу, обычно мне грустно, у меня плохое настроение.
12. В классе ребята любят посмеяться над недостатками других,
13. Когда учитель собирается дать задание классу, я чувствую страх, думая, что не справлюсь.
14. Я точно знаю, что мои родители любят меня.
15. Мне часто кажется, что я болен.
16. Почти все свободное время я трачу на выполнение домашнего задания.
17. Когда я сравниваю ребят нашего класса с другими, мне кажется, что самые плохие учатся в нашем классе.
18. Когда я вечером ложусь в постель, с тревогой думаю о том:, что ждет меня завтра в школе.
19. Мне кажется, что учитель постоянно недоволен мной.
20. Я думаю, что плохо вижу.
21. Мне интересно в школе.
22. Мне очень нравятся ребята в моем классе.
23. Я стараюсь как можно лучше выполнить задание, но обычно у меня ничего не получается.
24. Я сильно переживаю, когда сравниваю себя, с другими.
25. Обычно я спокоен и полон сил.
Ключ к анкете:
Шкала 1 |
1+ |
6- |
11- |
16- |
21+ |
Шкала 2 |
2- |
7- |
12- |
17- |
22+ |
Шкала 3 |
3- |
8- |
13- |
18- |
23- |
Шкала 4 |
4+ |
9+ |
14+ |
19- |
24- |
Шкала 5 |
5- |
10- |
15- |
20- |
25+ |
Мозговой штурм «Рецепт удачного дня в школе». Участникам тренинга предлагается придумать составляющие хорошего школьного дня и пояснить, почему они выбрали именно их. Как этот рецепт работает в их случае?
Упражнение с использованием психологической игры «Неправильная страна» (блок карточек «Неправильная школа»).
Участникам тренинга предлагается закончить описание самых разных ситуаций, с которыми можно столкнуться в школе. Главное – представить, что речь идет о неправильной школе и закончить фразу максимально «неправильно».
- «Ты сегодня плохо ответил на уроке», - сказала учительница Сереже. А он…
- Учительница рассадила Сашу и его друга. А Саша…
- «Ты плохо читаешь», - сказала учительница Руслану. А он…
- Когда отвечала Лена, Петя ей подсказывал. А наказали Юру. И Юра…
- Учительница сказала, что Наташа хуже других. А Наташа…
- Учительница сделала Маше замечание при всем классе. А маша…
- «Надо рассказать твоей маме о том, как ты себя ведешь», - сказала учительница Юле. А Юля…
- Учительница поставила Мише несправедливую оценку. А он…
- «Ты вертишься и болтаешь на уроках», - сказала учительница Кате. А Катя…
- Учительница вызвала Катю к доске. А Катя…
- На празднике Леше не дали роли, а ему хотелось выступать. И он…
- На физкультуре Петю не пустили на урок, потому что он забыл кеды. А Петя…
- «Ты написал контрольную хуже всех» - сказала учительница Саше. А он..
- «Петя, ты плохо пишешь», - сказала учительница. А Петя…
- «Стройтесь на завтрак», - сказала учительница. А Маша.
- Учительница обещала рассказать родителям о поступке Светы. А Света…
-«Ты совсем не стараешься, Коля», - сказала учительница. А Коля…
- «В туалет с урока ходят по одному» - сказала учительница. А Вася…
Терапевтический рисунок «Школа наоборот» (задание по программе О.В.Хухлаевой «Тропинка к своему Я»). Дается следующая инструкция: «Самое трудное задание на сегодня – это придумать и нарисовать школу на планете «Наоборот». Представь себе, что есть такая планета, где все происходит наоборот – машины ездят задом наперед, на обед дают только сладости, сем руководят дети, а взрослые им подчиняются. Как ты думаешь, какой может быть школа на этой планете? Как в ней учатся дети? Каким их учат предметам? Какие там учителя? Придумай пожелание для ребят, которые учатся в школе наоборот, и запиши его под своим рисунком.
ЗАНЯТИЕ 3 «Что я жду от встречи со школой».
Упражнение «Мои качества». Участникам тренинга предлагается нарисовать круг и разделить его на три одинаковые части. В первой части нужно указать качества, помогающие в обучении (как правило, положительные качества личности ученика); во второй части – качества, мешающие учиться; в третьей части записываются те качества, которые есть у обучающегося, но не используются им либо работают не в полную силу.
Например, примерами качеств, помогающих учиться, могут быть: решительность, настойчивость, самостоятельность, упорство, целенаправленность, инициативность, мотивация, дисциплина. К качествам, мешающим учиться, можно отнести лень, страх, невнимательность, нерешительность, негативизм и пр. В качестве пограничных можно отметить те качества, которые ученик использует не всегда либо не в полную силу, например, он может проявлять настойчивость и силу воли, когда нужна оценка, однако сразу же начинает лениться и готовить задания, как только ее получит.
«Мои цели» (упражнение из программы занятий О.В.Хухлаевой «Тропинка к своему Я»).
- Как бы ты хотел измениться в учебе? Выбери нужно или допиши свое.
а) Я хотел бы стать более внимательным;
б) Я хотел бы стать более аккуратным;
в) Я хотел бы стать менее забывчивым
г)______________________________________________________________
- Как бы ты хотел измениться в отношениях со сверстниками?
а) Я хотел бы научиться отстаивать собственную позицию;
б) Я хотел бы научиться не обижать других;
в) Я хотел бы помогать тем, кого обижают;
г)______________________________________________________________
- Что бы хотел изменить в своем классе?
а) Я хотел бы уменьшить количество ссор;
б) научить всех интересно играть;
в) улучшить успеваемость всех ребят;
г)______________________________________________________________
Представь себе волшебную подзорную трубу, в которую можно разглядеть близкое будущее. Что ты ждешь от новой встречи со школой? Каковы твои желания? Что тебя пугает, беспокоит в новом учебном году? Что нового ты хотел бы узнать? Что изменить? Раскрась картинку и рядом с ней напиши об этом.
Упражнение «Мой верный спутник – стремление все делать отлично» (упражнение из программы занятий О.В.Хухлаевой «Тропинка к своему Я»). Каждому школьнику хочется хорошо учиться, но некоторые стремятся все задания выполнять только отлично, никогда не допуская ошибок. Давай посмотрим, насколько стремление все делать отлично есть у тебя. Поставь галочку рядом с тем утверждением, которое тебе подходит.
- Я сильно переживаю на контрольных работах;
- я очень волнуюсь, отвечая у доски;
- я опасаюсь того, что ребята будут смеяться над моими ответами;
- мне хочется быть первым на всех предметах;
- когда меня неожиданно спрашивают на уроке, я смущаюсь;
- мне кажется, что окружающие считают меня недостаточно умным;
- если я получаю оценку ниже той, которую хочу, сильно то расстраиваюсь.
Стремление делать все отлично может вызвать страх ошибки. Закончи предложения:
- Когда я ошибаюсь … ___________________________________________
- Когда я очень боюсь ошибиться… ________________________________
- Больше всего я боюсь ошибок в … ________________________________
Мозговой штурм: стоит ли на самом деле бояться ошибок? есть ли люди, которые не ошибаются?
Работа с терапевтической сказкой «О трех братьях и силе воли».
Направленность: трудности самоконтроля, нарушения произвольности, неумение управлять поведением.
Ключевая фраза: "Я не могу себя заставить".
Давным-давно в одной далекой стране жили-были два брата. Они жили очень дружно и все делали вместе. Оба брата хотели стать героями.
Один брат сказал: "Герой должен быть сильным и смелым" и стал тренировать силу и ловкость. Он поднимал тяжелые камни, лазал по горам, плавал по бурной реке. А другой брат сказал, что герой должен быть упорным и настойчивым, и стал тренировать силу воли: ему хотелось бросить работу, но он доводил ее до конца, ему хотелось съесть на завтрак пирог, но он оставлял его на ужин; он научился говорить "нет" своим желаниям.
Шло время, братья выросли. Один из них стал самым сильным человеком в стране, а другой - самым настойчивым и упорным, он стал человеком с сильной волей. Но однажды случилась беда: на страну напал страшный Черный Дракон. Он уносил скот, жег дома, похищал людей
Братья решили спасти свой народ. "Я пойду и убью Дракона",- сказал первый брат. "Сначала надо узнать, в чем его слабость",- ответил другой брат. "Мне не нужно знать, в чем его слабость,- сказал силач,- Главное, что я сильный". И он отправился к высокой горе, на которой стоял замок Черного Дракона. "Эй, Дракон! Я пришел победить тебя! Выходи на бой! - закричал силач. Ворота замка распахнулись и навстречу ему вышел страшный Черный Дракон. Его черные крылья заслоняли небо, его глаза горели, как факелы, а из пасти вырывался огонь. Увидев это чудовище, силач почувствовал, как страх входит в его сердце, он начал медленно отступать от Дракона, а Дракон стал расти, расти и вдруг он щелкнул хвостом, и сильный брат превратился в камень.
Узнав о том, что случилось с силачом, его брат решил, что пришел и его черед сразиться с Драконом. Но как его победить? И он решил спросить совета у Мудрой Черепахи, которая жила на другом конце земли.
Путь к этой черепахе лежал через три очень опасных королевства. Первым было королевство хочукалок. У человека, который попадал в это королевство, сразу появлялось множество желаний: ему хотелось получить красивую одежду, дорогие украшения, игрушки и лакомства, но стоило ему сказать "хочу", как он тут же превращался в хочукалку и навсегда оставался в этом королевстве. У нашего героя тоже появилось множество желаний, но он собрал всю свою волю, и сказал им "нет". Поэтому ему удалось уйти из этой страны.
Вторым было на его пути королевство тыкалок, жители которого все время друг друга дергали и отвлекали от дел, поэтому в этом королевстве никто ничего не мог делать: ни работать, ни отдыхать, ни играть. Нашему герою тоже захотелось начать дергать других за руки и приставать к прохожим, но он снова вспомнил о своей воле и не стал этого делать. И хорошо поступил, потому что иначе он бы тоже стал тыкалкой и остался бы в этом королевстве.
И наконец, третьим на его пути было самое страшное королевство - королевство якалок. Как только он вошел в это королевство, ему сразу захотелось закричать: "Я самый умный", "Я самый смелый", "Я самый красивый", "Я самый-самый...". И здесь ему понадобилась вся сила воли, которую он тренировал много лет. Он молча миновал и это королевство и оказался у дома Мудрой Черепахи.
- Здравствуй, Мудрая Черепаха,- сказал он.- Я пришел к тебе за советом. Пожалуйста, научи меня, как победить Черного Дракона.
- Победить Дракона может только человек с сильной волей,- ответила Черепаха.- Ты прошел три страшных королевства, значит, ты можешь сделать это. Чем сильнее воля человека, тем слабее страшный Дракон. Иди, ты победишь.
И Черепаха закрыла глаза, а наш герой поклонился ей и отправился обратно в свою страну.
Он подошел к воротам замка, в котором жил Черный Дракон, и вызвал его на бой. Дракон вышел из замка, расправил свои черные крылья и пошел навстречу смельчаку. Герою стало страшно при виде чудовища, но он собрал свою волю и поборол страх, он стоял на месте и не отступал ни на шаг. И вдруг... страшный Дракон начал уменьшаться, он становился все меньше и меньше, пока совсем не исчез! Черепаха сказала правду: чем сильнее воля человека, тем слабее злой Дракон.
Как только Дракон исчез, рассыпался и его черный замок, а навстречу герою выбежали живые и невредимые жители страны, среди которых был и его брат. С тех пор они жили счастливо. Так сильная воля помогла герою победить зло.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
Почему первый брат потерпел поражение?
Что такое сила воли, как ее тренировал второй брат?
Какие испытания проходил второй брат? Как они связаны с силой воли?
Чем может тебе помочь сильная воля? Как ты ее мог бы тренировать?
Терапевтический рисунок «Школа моей мечты». Нарисуй школу своей мечты. Как она должна выглядеть? Чем в ней занимаются? Какие там учителя? Как проходят уроки?
Занятие 4 «Школьные страхи, или как не бояться учиться».
Тест школьной тревожности Филлипса позволяет подробно изучать уровень и характер тревожности, связанной со школой, у детей младшего и среднего школьного возраста, оценить эмоциональные особенности отношений ребенка со сверстниками и учителями. Показатели этого теста дают представление как об общей тревожности — эмоциональном состоянии ребенка, связанном с различными формами его включения в жизнь школы, так и о частных видах проявления школьной тревожности.
Тест состоит из 58 вопросов, которые можно зачитывать школьникам, а можно предлагать в письменном виде. На каждый вопрос требуется ответить однозначно: «да» или «нет».
«Ребята, сейчас вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, не может быть верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.
На листе для ответов вверху запишите свое имя, фамилию и класс. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ: "+", если Вы согласны с ним, или "—", если не согласны».
При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил «да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует «—», то есть ответ «нет». Ответы, не совпадающие с ключом, — это проявления тревожности. При обработке подсчитывается:
1. Общее число несовпадений по всему тесту. Если оно больше 50% от общего числа вопросов, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75% — о высокой тревожности.
2. Число совпадений по каждому из 8 видов тревожности. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.
Факторы |
№ вопросов |
1. Общая тревожность в школе |
2,4,7,12,16,21,23,26,28,46,47,48,49,50,51,52,53,54,55,56,57,58 ∑=22 |
2. Переживание социального стресса |
5,10,15,20,24,30,33,36,39,42,44 ∑=11 |
3. Фрустрация потребности в дос-тижении успеха |
1,3,6,11,17,19,25,29,32,35,38,41,43 ∑=13 |
4. Страх самовыражения |
27,31,34,37,40,45 ∑=6 |
5. Страх ситуации проверки знаний |
2,7,12,16,21,26 ∑=6 |
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих |
3,8,13,17,22 ∑=5 |
7. Низкая физиологическая сопротив-ляемость стрессу |
9,14,18,23,28 ∑=5 |
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями |
2,6,11,32,35,41,44,47 ∑=8 |
1. Общая тревожность в школе — общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
2. Переживание социального стресса — эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего — со сверстниками).
3. Фрустрация потребности в достижении успеха — неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т.д.
4. Страх самовыражения — негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
5. Страх ситуации проверки знаний — негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно — публичной) знаний, достижений, возможностей.
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих — ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями — общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.
1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне знаний со всем классом?
2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?
3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?
4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?
5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?
6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?
7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?
8. Случается ли с тобой, что ты опасаешься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?
9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?
10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?
11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?
12. Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?
13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?
14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?
15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, что хочешь ты?
16. Сильно ли ты волнуешься перед тем как начать выполнять задание?
17. Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?
18. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?
19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты сделаешь ошибку при ответе?
20. Похож ли ты на своих одноклассников?
21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?
22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?
23. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?
24. Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?
25. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?
26. Часто ли мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?
27. Боишься ли ты временами вступать в спор?
28. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?
29. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?
30. Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?
31. Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?
32. Как ты думаешь, теряют ли расположение остальных те ученики, которые не справляются с учебой?
33. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимания?
34. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?
35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?
36. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?
37. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?
38. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?
39. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?
40. Часто ли, отвечая на уроке, ты задумываешься о том, что думают о тебе в это время другие?
41. Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?
42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?
43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?
44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?
45. Высмеивают ли временами одноклассники твою внешность и поведение?
46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?
47. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?
48. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?
49. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?
50. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?
51. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?
52. Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?
53. Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?
54. Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, что не можешь ты?
55. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?
56. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?
57. Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?
58. Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?
Фамилия, имя _________________________________________________________________
59. Класс __________________ Дата проведения _______________________________________
1 |
|
|
11 |
|
|
21 |
|
|
31 |
|
|
41 |
|
|
51 |
|
|
2 |
|
|
12 |
|
|
22 |
|
|
32 |
|
|
42 |
|
|
52 |
|
|
3 |
|
|
13 |
|
|
23 |
|
|
33 |
|
|
43 |
|
|
53 |
|
|
4 |
|
|
14 |
|
|
24 |
|
|
34 |
|
|
44 |
|
|
54 |
|
|
5 |
|
|
15 |
|
|
25 |
|
|
35 |
|
|
45 |
|
|
55 |
|
|
6 |
|
|
16 |
|
|
26 |
|
|
36 |
|
|
46 |
|
|
56 |
|
|
7 |
|
|
17 |
|
|
27 |
|
|
37 |
|
|
47 |
|
|
57 |
|
|
8 |
|
|
18 |
|
|
28 |
|
|
38 |
|
|
48 |
|
|
58 |
|
|
9 |
|
|
19 |
|
|
29 |
|
|
39 |
|
|
49 |
|
|
|
|
|
10 |
|
|
20 |
|
|
30 |
|
|
40 |
|
|
50 |
|
|
|
|
|
Работа с терапевтической сказкой «О Котенке, или чего мне волноваться»
Рассматривает проблему: страх сделать что-либо неправильно, боязнь школы, ошибок, оценок; общая боязливость.
Жил-был в одном сказочном городе маленький Котенок. У него были мама и папа, а еще он ходил в школу. Да-да, даже в сказочном городе маленькие котята тоже ходят в школу.
Но наш Котенок не любил ходить в школу. Он всегда капризничал, когда собирался туда по утрам. Потом он долго беспокоился, пока ехал в школу в автобусе. Дальше – больше: почти все уроки Котенок чуть не плакал от страха, прячась за книжкой, чтоб его ненароком не заметил учитель… Обратно домой он пробирался по дворам, не дожидаясь своих друзей.
Мама Котенка очень огорчалась, когда узнавала об этом. И однажды, укладывая сыночка спать, мама-кошка подоткнула ему одеяло потеплее, погладила по шерстке и спросила: “Малыш, я вижу, ты не хочешь ходить в школу? Почему?” – “Я все время боюсь, мама,- признался котенок,- боюсь ехать в автобусе, боюсь сидеть на уроке и боюсь идти по улице со зверятами из нашего класса”. “Чего тут бояться?” – удивилась мама.
— Ах, мама ты ничего не понимаешь. Я все время беспокоюсь, что я что-нибудь сделаю не так: в автобусе я боюсь, что на повороте шлепнусь на пол, и все будут смеяться. В школе, я боюсь, что неправильно отвечу и учительница поставит мне двойку. А на улице я боюсь, что все зверята начнут бегать наперегонки или кидать шишки – кто дальше, и вдруг у меня не получится и никто не будет со мной дружить?” – сказал Котенок и чуть не расплакался – так ему стало себя жалко.
— Ну ладно, не горюй, малыш,- ласково сказала мама-кошка.- Я тебе помогу. Но это завтра, а сейчас пора спать.
Обрадовался Котенок и заснул довольный. А мама задумалась: “Чем же помочь моему малышу?” Думала-думала и придумала.
Наутро мама дала Котенку коробочку с леденцами и сказала так: “Это не простые конфеты, а волшебные. Как только начнешь бояться что-то сделать не так, достань одну конфетку, съешь и скажи три раза волшебные слова: Чего мне волноваться?- и все пройдет”.
Вечером Котенок прибежал из школы радостный и закричал: “Ура! Мамочка, я сегодня ничего не боялся, и в школе получил пятерку, и прибежал быстрее всех! Какие замечательные волшебные конфеты!” Мама-кошка улыбнулась и сказала: “Малыш, я хочу раскрыть тебе один секрет. Дело в том, что я дала тебе не волшебные, а самые обыкновенные конфеты”.- “Как, обычные? – не поверил котенок.- А почему же я не боялся, почему пятерку получил и бежал быстрее всех? Ты меня, наверное, обманываешь?”.- “Не обманываю,- сказала мама.- Я на самом деле положила в коробочку самые обычные леденцы. А раз они не волшебные, то помочь тебе они никак не могли. Значит, ты сам себе помог. Ты поверил в свои силы и победил страх. Значит, ты прогнал его навсегда, мой маленький герой”.
Как здорово, что я больше не буду беспокоиться! – закричал котенок.- Это замечательно, что я победил свой страх сам! Я, наверное, сейчас даже сам бы засмеялся, если бы шлепнулся на пол. Это же совсем не так обидно. Ну-ка!- сказал Котенок и немедленно шлепнулся на пол, растянувшись наподобие морской звезды.- Ха-ха! Как забавно! Это скорее весело, чем обидно. Пожалуй, нужно попробовать еще получить двойку.
— Ну-ну, что еще за фокусы? – заволновалась мама-кошка.- Зачем тебе двойка! Перестань, пожалуйста, баловаться.
— Ну что ты, мама, про двойку это я пошутил, просто пошутил. А если ты начинаешь за меня беспокоиться – съешь конфетку и скажи три раза “Чего мне волноваться?” и все пройдет. Проверенное средство!
Обсуждение:
Почему Котенок не хотел ходить в школу? Чего и почему он боялся?
Чем волшебные слова помогли Котенку?
Придумай сам новые, более сильные волшебные слова.
Мозговой штурм «Способы борьбы со школьными страхами». После того, как собрана «копилка» страхов участников тренинга, ребятам предлагается подумать и предложить способы борьбы с ними (можно озвучивать как привычные методы, так и самые фантастические). Далее обсуждается, какие из перечисленных способов участники могли бы использовать в своей школьной жизни.
Упражнение «Я верю в себя». Участникам предлагается нарисовать свой собственный предмет либо условный знак, помогающий в преодолении трудностей. При затруднениях используется готовая заготовка знака «Я верю в себя» из программы О.В.Хухлаевой. «Тропинка к своему Я».
Занятие 5 «Я и мой учитель».
1. Ты становишься взрослее и начинаешь оценивать качества людей, которые находятся вокруг тебя. Какие качества ты знаешь? В школе для тебя важны качества твоих учителей. Какие качества учителей тебе нравятся? Запиши три наиболее важных для тебя:
1. ________________________________________________________
2. ________________________________________________________
3. ________________________________________________________
2. Подумай, с каким учителем тебе легче общаться. С тем, у кого характер похож на твой, или с тем, у кого он другой?
- Мне легче общаться с учителем, если наши характеры похожи.
- Мне легче общаться с учителем, если наши характеры различаются.
- Мне легче общаться с учителем, если… ______________________________
3. Какие чувства у тебя возникают при общении с учителем? Варианты: спокойствие, обида, интерес, страх, удовольствие, гнев, удивление и др. (можно добавить свои).
4. У какого учителя ты стал бы учиться лучше? Выбери вариант или добавь свой:
- у учителя, который повышает голос, делает замечания и жалуется родителям;
- у учителя, который интересно ведет урок;
- у учителя, который разговаривает со мной как со взрослым.
5. Упражнение «Незаконченные предложения».
- Учитель должен быть…
- Учитель не должен быть…
- Я люблю учителя, когда он…
- Мне не нравится, когда учитель …
- Я слушаю учителя…
- Я не слушаю учителя…
6. Упражнение «Родительское собрание». Участникам тренинга предлагается представить себя в роли учителя, который ведет родительское собрание, и рассказать о себе как об одном из учеников. Рассказывать нужно обо всем: о качествах личности, поведении, успехах и проблемах.
7. Работа с терапевтической сказкой «О девочке и строгой учительнице» (из программы О.В.Хухлаевой «Тропинка к своему Я»).
Направленность: для детей, которые страдают из-за непонимания между ними и учителем.
Далеко-далеко, за горами, за морями жила одна девочка. Так же, как и все вы, по утрам она чистила зубы, завтракала и отправлялась в школу. Она мечтала о пятерках, но часто получала тройки. Хотела быть хорошей, но не могла на уроках сидеть спокойно: то подскочит, то выкрикнет что-нибудь, то вертится во все стороны.
– Знаешь, мама, – жаловалась девочка дома, – как трудно быть всегда послушной! Целых пять или шесть уроков терпеть, конечно, на перемене захочется прыгать, валяться по полу, кого-нибудь стукнуть, плохие слова кричать. Так немного веселее становится.
Если вы думаете, что это была какая-нибудь непослушная девочка, гадкая девочка, то вы ошибаетесь. Девочка была обычная – веселая, добрая, неглупая, вот только ей трудно было высидеть пять уроков подряд. Да еще красиво писать в тетради, да еще примеры решать без ошибок.
А какая была у нее учительница? Тоже самая обычная. Строгая и справедливая. И она, конечно, часто сердилась на девочку.
– Устала я с тобой. Не знаю, что и делать, – жаловалась она.
А девочке хотелось сгореть от стыда. Она даже вся сжималась в комочек, слушая эти слова. Как же так - любимая учительница недовольна ею! И она старалась не шуметь, не падать со стула, не делать ошибок. . . и все равно шумела, падала и делала ошибки. Тогда в ее душе поселился страх. Она стала ужасно бояться замечаний и двоек. Она стала бояться свою учительницу. И чем больше она ее боялась, тем чаще она пропускала буквы в словах, тем больше дралась на переменах. И ничего не могла с собой поделать!
Дошло до того, что на уроках она чувствовала себя маленькой мышкой, которую вот-вот съест кровожадный Змей Горыныч.
А однажды ей приснился сон. В этом сне она сражалась со Змеем Горынычем, лупила его кулаками:
– Вот тебе за тройку по русскому! Вот тебе за замечание в дневнике! Вот тебе за звонок маме! Вот тебе! Вот тебе!
А потом остановилась передохнуть и вдруг видит: Змей Горыныч плачет! Да так жалобно!
– Не плачь! Я хотела проучить тебя! Я хотела как лучше! – шептала она, поглаживая Змея Горыныча по всем трем головам. Девочке стало жалко его, и она вдруг поняла, что совсем его не боится. Проснулась она и рассмеялась:
– Какая же я была глупая ! – сказала она самой себе.
Учительница строгая, но она любит меня, хочет как лучше. Просто она не всегда меня понимает... А я ее больше не боюсь и никогда уже не буду бояться.
Что же было дальше? Девочка выросла, научилась спокойно сидеть на уроках. Она больше не падала со стула и не выкрикивала что попало. Училась все лучше и лучше. Она ведь была очень неглупой! А когда стала совсем взрослой и закончила школу, то однажды пришла в гости к своей строгой учительнице, которая к тому времени стала совсем старенькой, и принесла ей большой букет цветов. Они вместе пили чай, а на прощание учительница сказала:
– Я всегда знала, что из тебя выйдет толк, и ты вырастешь хорошим человеком!
(Во время прослушивания сказки ребята, как обычно, выполняют рисунки к ней).
Занятие 6 «Я и мои одноклассники».
Каждый ученик хочет гордиться своим классом. Чем тебе нравится твой класс? Подчеркни нужное и / или допиши свой вариант.
- У меня в классе много друзей.
- У нас много веселых ребят, с ними интересно.
- Наши ребята помогают друг другу.
- _____________________________________________________________
Опиши свой класс:
- Если бы мой класс был цветком, то …
- Если бы мой класс животным, то …
- Если бы мой класс птицей, то…
- Если бы мой класс насекомым, то…
- Если бы мой класс деревом, то …
- Если бы мой класс был мебелью, то…
- Если бы мой класс был музыкальным инструментом, то …
- Если бы мой класс зданием (домом), то …
- Если бы мой класс был транспортом, то …
- Если бы мой класс был дорогой, то …
- Если бы мой класс был страной, то …
- Если бы мой класс был игрушкой, то …
- Если бы мой класс был чем-то съедобным, то …
- Если бы мой класс был цветом, то …
- Если бы мой класс был одеждой, то …
- Если бы мой класс был частью тела, то …
- Если бы мой класс был временем года, то …
- Если бы мой класс был числом, то …
- Если бы мой класс был днем недели, то …
- Если был мой класс был каким-то словом, то …
Упражнение «Эмоциональный портрет класса». Подбираются смайлики: веселый, грустный (обиженный), злой, спокойный, виноватый. Участникам тренинга предлагается раскрасить смайлики и подписать на их обратной стороне, когда (в какой ситуации) общее настроение класса может быть таким же.
Проективная методика «Школа зверей». Участникам тренинга предлагается изобразить свой класс в образах животных (нарисовать или используя заготовки, которые делаются предварительно). Ребенок должен обозначить столько животных, сколько одноклассников с ним учится, при этом ему необходимо выбрать и свой образ, а также образ учителя.
Упражнение «Копилка одноклассников». Участникам тренинга предлагается распределить своих одноклассников по следующим группам:
- самые веселые ребята в классе (не менее трех имен);
- самые отзывчивые ребята в классе (не менее трех имен);
- самые способные (умные) ребята в классе (не менее трех имен);
- самые непослушные ребята в классе (не менее трех имен);
- самые веселые ребята в классе (не менее трех имен);
- самые дружелюбные ребята в классе (не менее трех имен);
- ребята, которые часто конфликтуют с другими (в том числе и с тобой);
- ребята – любимчики учителей;
- ребята, с кем я хотел бы дружить;
- ребята, которых я избегаю (боюсь, не знаю, как общаться и пр.).
Как ты относишься к ребятам, которые учатся лучше тебя?
- Стремлюсь быть похожими на них;
- завидую им;
- мне кажется, что им ставят несправедливо высокие оценки;
- радуюсь за них.
Как ты относишься к ребятам, которые учатся хуже тебя?
- считаю их ни на что не способными (тупыми, ленивыми);
- считаю, что учителя занижают им оценки и не дают им возможности проявить себя;
- считаю, что они виноваты сами, раз не пытаются учиться лучше;
- их оценки не влияют на мое к ним отношение, я все равно буду общаться.
Занятие 7. Конфликты в классе.
В любом классе случаются конфликты. Вспомни, что такое конфликт. По каким причинам конфликты случаются в твоем классе?
Какие признаки начинающегося конфликты ты знаешь? Как ты ведешь себя в такой ситуации: будешь активно участвовать в конфликте или постараешься его избежать?
Как можно избежать конфликтов? Как обычно поступаешь ты? Выбери предложенные варианты или предложи свой:
- нужно позвонить родителям и попросить забрать меня из школы;
- пожаловаться учителю;
- рассказать другу и попросить поддержки;
- начать распускать слухи и говорить всем гадости о том человеке, с кем ты конфликтуешь, высмеивать его, травить, нападать исподтишка
- предпочтешь заняться другими делами и сделать вид, что ничего не происходит.
Упражнение «Изобрази ситуацию».
- Мальчик разозлился;
- девочка замахивается на кого-то кулаком;
- двое детей обзывают друг друга;
- девочка плачет, ее обидели.
(Можно придумать и изобразить свои ситуации).
Ты, наверное, знаешь о том, что все предметы в мире состоят из атомов – маленьких частиц, которые могут объединяться между собой и образовывать молекулы. У атомов есть два противоположных свойства – они и притягиваются, и отталкиваются друг от друга.
Я расскажу тебе сказку о том очень давнем времени, когда атомы могли только отталкиваться и конфликтовать друг с другом и совершенно не умели объединяться. Да они и не хотели этого.
Тогда в мире не было еще абсолютно ничего. Только отдельные атомы свободно летали в бесконечном пространстве, и если случайно сближались, между ними вспыхивали ссоры и они, как мячики, разлетались в разные стороны. Атомы были независимы и свободны, каждый из них гордился только собой и ни с кем другим не хотел иметь дела.
И вот однажды из неизведанных просторов космоса явилась Черная Громадина – ужасное существо, состоящее из поглощенных и расщепленных ею частиц. Во Вселенной, имеющей только не связанные друг с другом атомы, это было не видано! Туманообразная Черная Громадина пожирала атомы на миллиардах километров космического пространства и объединяла их в себе в виде расщепленных частиц. Страшна была судьба съеденных атомов!
Позади этой Черной Громадины оставалась только пустота, и пространство сворачивалась, как горящая бумага, его становилось все меньше, а Черная Громадина объедала края Вселенной, вращаясь по сжимающейся спирали.
Многочисленные атомы, у которых никогда не было никаких забот и проблем, запаниковали. Близился момент, когда весь космос должен был исчезнуть в ненасытной пасти Черной Громадины.
Видя, что происходит, многие стремились бежать куда-нибудь сломя голову. Но куда было бежать из Вселенной? Ведь невозможно вырваться из пространства! И не было способа остановить прожорливую Громадину.
В отчаянии метались атомы, натыкались друг на друга, и еще острее вспыхивали конфликты. И вдруг закричал один из атомов (звали его Альф) – да так, что слышно его было очень далеко вокруг:
– Послушайте, братья-атомы! Черная Громадина пожирает нас поодиночке! Ни большие, ни маленькие атомы не в силах противостоять ей. Значит, есть только одна возможность, которой еще никто не пытался воспользоваться!
– Какая? Какая возможность? – заволновались атомы и начали слетаться поближе к Альфу.
– Мы никогда еще не пробовали делать этого. Может статься, что нас не спасет и такой способ. Но другого выхода просто нет.
– Да что за способ? Говори! Не тяни!
– А способ мой вот в чем: нам надо объединиться, нам надо научиться преодолевать силу взаимного отталкивания и собраться в единое целое. Авось уж тогда-то эта обжора подавится!
Возмущенные крики были ответом дерзкому оратору:
– Лишиться независимости? Ни за что!
– Объединиться с какими-то чумазыми частицами? С чего бы это?
– Уподобиться этой ужасной Громадине? Самим избрать форму зла?
– Быть скованным и не иметь всех возможных степеней свободы? Нет уж!
Альф пытался переубедить соплеменников:
– Лучше уж лишиться абсолютной независимости, чем быть съеденным и расщепленным. А объединение не есть зло само по себе. Объединившись и можно противостоять злу!
Но его уже не слушали. Особенно агрессивные атомы обрушились на Альфа и поколотили его. Он еле спасся от разбушевавшейся толпы.
Шло время, Вселенная таяла на глазах, и все уже становились круги, которые описывала Черная Громадина. Отдельные храбрецы-атомы, бросавшиеся на нее в атаку, бесславно погибали, а большинство атомов стремилось к центру Вселенной подальше от страшного чудовища.
Не раз обращался Альф со своей идеей к товарищам по несчастью, но никак не решались атомы переступить через свой страх перед объединением. Хотя сомнения уже терзали многих из них.
Наступил момент, когда Вселенная совсем сжалась в комок, и атомы столпились так тесно, что едва преодолевали силу взаимного отталкивания, а Черная Громадина уже подъедала тех, кто оказался с краю.
– У нас последний шанс, друзья! – вскричал в ту минуту Альф. – Если мы не используем его, то все погибнем и исчезнет наша Вселенная. Я сумел преодолеть в себе силу отталкивания. Кто хочет спастись, объединяйтесь со мной, мы создадим новые структуры – молекулы, а из них – тела, предметы. И мы будем жить по-новому!
Только тогда атомы вняли призыву Альфа и отбросили последние сомнения. Объединились они, построив между собой неизвестные доселе связи, и это было первым в нашей Вселенной успешным контактом.
Разинуло чудовище свою огромную пасть, и исчезло в ее черноте возникшее объединение атомов. Однако не смогла Черная Громадина переварить этот новый продукт. Сжавшаяся до размеров точки Вселенная в ее животе вдруг взорвалась, разметав поглощенные чудовищем атомы по бесконечному пространству. И появились в этом пространстве звезды и планеты, астероиды, кометы, туманности, а позже возникли на планетах живые существа и растения, потом люди, которые научились создавать новые предметы.
И все это состояло из атомов. Атомы были объединены по-разному, но они уцелели, не расщепились и обрели умение не только отталкиваться, но и притягиваться.
С тех пор, с момента взрыва Вселенной, атомы, живущие внутри каждого из нас, хорошо помнят и иногда нашептывают нам о том, что нужно не только ценить свободу и независимость, но и уметь общаться, контактировать, налаживать связи. Именно так, притягиваясь и отталкиваясь, в одиночку и объединившись с другими, можно преодолеть все трудности и опасности.
Упражнение «Учимся понимать друг друга» (задание из программы Н.В.Пилипко «Приглашение в мир общения). Однажды Петя заболел, и учительница попросила Машу занести ему домой тетради с заданиями. Маша позвонила Пете, и он так объяснил ей дорогу к своему дому: «От школы проедь на автобусе одну остановку. Пройди вперед до ближайшего магазина «Продукты», поверни за угол, дойди до детской площадки. Там ты увидишь мой дом – пятиэтажный, кирпичный, с зелеными балконами. Я живу в квартире 56».
Каково же было Машино удивление, когда, следуя этому объяснению, она оказалась не перед домом с зелеными балконами, а на пустыре, заросшем лопухами!»
Как ты думаешь, почему так случилось?
Какие неточности были в объяснении Пети?
Заполни таблицу:
Понимать другу друга помогает: |
Понимать другу друга мешает: |
|
|
|
|
|
|
|
|
Возможные варианты ответов: давать списывать домашние задания и контрольные работы; защищать друг друга; уметь посочувствовать, поддержать; придумывать интересные игры; угощать сладостями; уметь уступать; уметь сказать друг другу правду, даже если она не очень приятна; ходить друг к другу в гости; говорить друг другу приятные слова; помогать друг другу; делиться.
Памятка для ученика «Правила хороших отношений»
1. Будь вежливым и приветливым, говори «волшебные» слова – пожалуйста, спасибо, извините.
2. Называй своих одноклассников по имени, не обзывай их и не придумывай прозвищ.
3. Помоги товарищу, если у него сто-то не получается и он попросил о помощи.
4. Если выиграл – не задавайся.
5. Не злорадствуй, когда у кого-то из ребят что-то не получается.
6. Не перебивай, когда кто-то говорит.
7. Не ссорься по пустякам, не ябедничай.
8. Защищай того, кого обижают.
9. Соблюдай правила игры, не пытайся выиграть нечестным путем.
10. Останови товарища, если он поступает плохо, объясни, почему так делать нельзя.
11. Распределяй общую работу поровну, по силам каждого.
12. Делись с другими ребятами игрушками, книгами, знаниями - не жадничай.
(Подчеркни правила, которые ты готов выполнять).
Занятие 8. Существо по имени Лень.
Каждый ученик знаком с таким состоянием, когда ничего не хочется делать. Оно называется лень. В каких ситуациях ты ленишься? - Когда нужно делать уроки; - когда нужно вставать утром; - когда надо идти в школу; - _________________________________________________________________ Что ты обычно делаешь, когда к тебе приходит лень? Выбери предложение, которое тебе подходит: - У меня взрывная лень, поэтому я кричу, бурно настаиваю на своем; - У меня спокойная лень, поэтому я просто тихо не делаю то, что не хочу; - У меня эмоциональная лень, поэтому я переживаю, огорчаюсь, кричу или плачу, чтобы что-то не делать; - У меня рассудительная лень, поэтому я начинаю доказывать окружающим, почему мне ничего не надо делать; - У меня осторожная лень, поэтому я начинаю размышлять о последствиях своих поступков, чтобы не делать что-нибудь; - У меня демонстративная лень, поэтому я выкрикиваю, мешаю другим, привлекаю к себе внимание, чтобы ничего не делать. Закончи предложения: - Моя лень мне мешает … __________________________________________ - Моя лень мне помогает… __________________________________________ Как выглядит твоя лень? Нарисуй ее. Можешь ли ты с ней справляться? Как? Работа с терапевтической сказкой «О ленивой звёздочке» (из программы О.В.Хухлаевой «Тропинка к своему Я»).В далёком тёмно-фиолетовом небе жили две звёздочки-подружки. Они жили совсем рядышком, в соседних созвездиях. Одна из них была очень старательной и светила ярко-ярко, изо всех сил. Другая Звёздочка, о которой я и хочу вам рассказать, была совсем другой. Она совсем не старалась ярко светить, была маленькой и тусклой и спала не только днём, но частенько даже и ночью.- Зачем мне стараться? — говорила она. — Зачем тратить силы? Все звёзды одинаковые, к тому же нас так много! За меня посветят другие, этого будет достаточно, чтобы на земле стало чуточку светлее. От меня одной всё равно пользы немного. Пойду-ка я лучше посплю. — И Звёздочка, зевнув, засыпала, сложив тонкие бледные лучики. Однажды её разбудил сильный ветер. Она открыла глаза и увидела ослепительное сияние. Присев на облачке, служившем ей постелью, она свесила ножки и огляделась вокруг. По небу летела сияющая комета. Она была огромной и прекрасной. У Звёздочки даже дух захватило: - Ах, как ты красива! Я знаю, ты быстро сгораешь, твоё сиянье недолговечно, но я бы всё отдала, лишь бы хоть ненадолго стать такой же яркой, как ты. Комета приостановилась, слушая Звёздочку, и ответила: — Милая Звёздочка! У каждого существа во Вселенной — своё предназначение. У меня короткая жизнь, и я должна успеть показать всё, на что я способна, успеть отдать всё своё тепло и свет. Но и ты не теряй времени даром! А то можно проспать всю жизнь. Спать и лениться можно и днём. Отдыхай, набирайся сил, чтобы ночью работать. И тогда ты сможешь стать очень яркой, и кто-нибудь обязательно назовёт тебя «своей звездой». И с этими словами, взмахнув огненным хвостом, комета скрылась из виду, а звёздочка так и осталась сидеть на облачке, задумчиво склонив головку набок. «Да, не хотелось бы всю жизнь оставаться такой маленькой и тусклой. Время проходит, и надо успеть многому научиться!» — решила она. Тем временем приближалось утро, на небе появились первые проблески зари. Звёзды укладывались спать. «Что ж, и я высплюсь как следует, зато ночью буду сиять ярче всех», — решила Звёздочка и накрылась облаком. День прошёл, и заходящее солнце подарило Звёздочке один из своих золотых лучиков. А с наступлением ночи Звёздочка тщательно начистила свои острые кончики и засияла изо всех сил. Её подружки сначала даже не узнали её. Она затмила всех! Мама Луна и Папа Месяц гордились ею, а в родном Созвездии все ликовали. На далёкой Земле была прекрасная звёздная ночь. В парке пахло жасмином. На скамейке сидели парень и девушка и смотрели в небо. — Смотри, какая красивая звезда! — воскликнула девушка. Звёздочка нечаянно услышала этот разговор и засияла ещё ярче. Теперь она точно знала: если очень стараться и не лениться, обязательно добьёшься всего, чего хочешь. Обсуждение сказки: - Почему Звездочка не хотела светить ярко? - Как ты понимаешь слова «У каждого есть свое предназначение»? - Объясни слова: «Я должна показать все, на что способна». - Как вы поняли смысл сказки? |
Раскрашивание по теме сказки.
|
Занятие 9. Я справляюсь с трудностями!
Что значит выражение «Преодолевать трудности»? Исключи лишние слова или добавь свои: терпеть, исправлять ошибки, стараться быть лучше всех, трудиться.
Как ты думаешь, зачем нужны трудности? Выбери из предложенного или напиши свой вариант:
- трудности делают сильнее;
- трудности делают умнее;
- трудности помогают учиться на ошибках;
- _________________________________________________________________
Как ты думаешь, какие качества помогают преодолевать трудности? Напиши.
Вспомни ситуацию, которая была трудной для тебя. Как ты ее преодолел?
Упражнение «Копилка школьных трудностей». Что тебе трудно делать в школе? Нарисуй копилку и внутри нее запиши свои ответы. (Возможные варианты: аккуратно писать, старательно выполнять домашние задания, самостоятельно собирать портфель в школу, внимательно слушать учителя на уроке, содержать в порядке тетради и учебники, соблюдать правила поведения в школе, задавать вопросы учителю, если что-то непонятно, не опаздывать на уроки и т.д.
Задание «Я справляюсь с трудностями!» Вспомни два или три дела, которые тебе не нравится делать, или может быть, они у тебя не очень получаются, а может быть, просто нет желания их выполнять. Запиши их в таблицу.
А теперь подумай, что полезного может быть для тебя в этих делах. Подумай, как ты сам можешь сделать это более привлекательным для тебя. Может быть, это маленькие награды, которые поддержат твои силы на пути к победе. Например, если стихотворение большое, можно разбить его на части и за каждую выученную часть угостить себя чем-то вкусным. Или украсить рабочее место плакатом «Я молодец!»
А еще представь, что бы будешь чувствовать, когда эти дела будут сделаны, да еще силой твоих стараний сделаны хорошо! Запиши свои ответы в таблицу.
Трудное дело для меня |
Чем оно полезно для меня |
Как я могу его сделать для себя более привлекательным |
Мои чувства, когда трудное дело будет завершено |
|
|
|
|
|
|
|
|
Работа с терапевтической сказкой «Про Кораблик, который не хотел учиться».
Направленность: нежелание учиться, негативное, отрицательное отношение к учебе, непонимание смысла учебы.
Жил-был маленький глупенький Кораблик. Он все время стоял в гавани и никогда не выходил в море. Кораблик лишь наблюдал за другими кораблями, как они покидали гавань и уходили в бескрайнюю даль, туда, где сливается небо с горизонтом. У каждого корабля был свой путь, они много знали и хорошо умели ориентироваться в бескрайних просторах. А потом, когда странники возвращались, их радостно приветствовали люди, а наш маленький Кораблик лишь с грустью наблюдал за ними.
Хотя он и был смелым и не боялся бури, но он страшно не хотел учиться. Поэтому он мог заблудиться в далеком море. И вот однажды, насмотревшись на другие корабли, Кораблик решил: “Подумаешь, зачем мне много знать, ведь я смелый, и этого хватит, чтобы выйти в море”. И отправился он в путешествие. Его сразу подхватило волной и понесло в открытое море. Так плавал Кораблик несколько дней. Ему уже захотелось вернуться в гавань, он представил, как радостно его будут встречать после путешествия. Но вдруг он понял, что не знает обратного пути. Он стал искать знакомый маяк, по которому ориентировались другие корабли, но его не было видно.
Тут стали надвигаться тучи, все вокруг стало серым, море сердитым – надвигалась буря. Кораблику стало страшно и он начал звать на помощь, но рядом не было никого. Тогда Кораблик загрустил и начал жалеть о том, что не хотел учиться, так бы он давно уже вернулся в свою гавань.
И вдруг вдали он увидел слабый огонек. Кораблик решил плыть к нему и, чем ближе он подплывал, тем яснее видел огромный Корабль, который плыл домой. Он понял, что маленький Кораблик потерялся и ему нужна помощь.
Большой Корабль взял его с собой и, пока они плыли, рассказывал кораблику все, что знает сам, а Кораблик все старался запомнить, ничего не упустить. Он понял, какую ошибку допустил, когда не хотел учиться. Ему захотелось стать очень ученым и помогать другим Кораблям. Пока Кораблик плыл с Кораблем — они сдружились, и он очень много узнал. Так они скоро вошли в гавань. Тучи развеялись, море стало спокойным, небо чистым, ярко светило солнышко.
И тут вдруг Кораблик увидел, как на причале уже собрались люди, встречающие Корабли. Играла музыка, у Кораблика поднялось настроение, и он даже стал гордиться собой, ведь он столько всего преодолел и узнал.
С тех пор Кораблик стал много путешествовать, и каждый раз приобретал новые знания, а когда возвращался – его радостно встречали люди и другие корабли, его не считали уже маленьким и глупеньким Корабликом.
Обсуждение:
Почему Кораблик не хотел учиться?
Почему Кораблик потерялся?
Что понял Кораблик в результате своего приключения?
Раскрашивание по теме сказки.
Занятие 10. Итоговое.
Повторение и закрепление материала, пройденного ранее (наиболее понравившихся упражнений либо сказок).
При необходимости – повторная диагностика.
Индивидуальные рекомендации для законных представителей (родителей) либо педагогов ребенка, прошедшего тренинг.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.