АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ПЕРМИ ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 24» г.ПЕРМИ Репина ул., д.67а, г. Пермь, 614112 тел. (342) 285-29-68, 285-17-38 e-mail: Shkola24@obrazovanie.perm.ru |
Программа развития класса (1- 4) |
«Друзья» |
Автор:
Лазукова Вера Васильевна, учитель МАОУ «СОШ №24»
Пермь
2019 - 2023 г.
Наименование программы |
Программа развития класса «Друзья » |
Разработчик программы |
Лазукова Вера Васильевна, учитель начальных классов |
Участники программы |
Коллектив учащихся 1-4 класс |
Цель программы |
Создание максимально благоприятных условий для раскрытия способностей каждой отдельной личности. |
Задачи программы |
Создавать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей; для поддержания стабильного здоровья обучающихся. Формировать самостоятельность, расширять возможности для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков. Развивать умение общаться и сотрудничать. Развивать эмоциональную и волевую сферы. |
Сроки реализации |
2019– 2023 гг. |
Этапы реализации. |
1 класс «Познай самого себя» 2класс «Учись дружить» 3 класс «Азбука коллективной жизни» 4 класс «Вместе мы сила» |
Основные направления воспитательной системы |
Интеллектуальное, духовно-нравственное, здоровье, патриотическое, профилактика правонарушений , семья. |
Ожидаемые результаты |
Творческая личность, умеющая жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи. |
Участники реализации программы и их функции |
Классный руководитель, библиотекарь, социальный педагог, социальные партнеры, родители |
Психолого-педагогическая характеристика класса
В 1- в классе обучается 26 учащихся, из них 12 девочек и 14 мальчиков. До поступления в школу 24 ребенка воспитывались в детском саду, 16 человек посещали подготовительный класс школы, 2 воспитывались дома. При медицинском осмотре всего лишь трое детей были признаны практически здоровыми. К сожалению, у большинства будущих первоклассников выявлен слабый словарный запас, отмечено недоразвитие связной речи и пятеро детей ****** с низким уровнем подготовленности к школе.
Есть дети, которые уже владеют навыками самообслуживания, умеют помогать друг другу. Некоторые дети не умеют считать, писать цифры, не знают букв; путаются в отношении «право-лево». При прохождении двухнедельного курса «Введение в школьную жизнь» практически все учащиеся адаптировались к новым условиям жизнедеятельности. Но есть и такие дети, которые с трудом адаптируются к школьной жизни, требованиям учителя. Они обладают неустойчивым вниманием, часто отвлекаются, шумят, выкрикивают с места. Но такое поведение свойственно детям этого возраста и в силу того, что они желают быть в центре внимания. Есть и такие дети, которые находятся постоянно в возбужденном состоянии, торопятся быстрее сделать работу, чтобы сообщить всем об этом, но зачастую эта работа оказывается выполненной неправильно, либо небрежно. Такое поведение тоже свойственно детям этого возраста, но это не мешает им все воспринимать и правильно отвечать на вопросы учителя. Тревожит и тот факт, что у 5 детей проявились признаки завышенной самооценки.
Первые недели обучения в школе выявили группу детей, которые внимательны и активны на уроке, имеют достаточно высокий уровень сформированности познавательного интереса. К таким учащимся необходимо отнести *******
В классе есть ученики, которые пока присматриваются, осторожничают, боятся ошибиться. Они не проявляют на уроках высокую активность, хотя, как правило, правильно отвечают на вопросы, справляются с учебным заданием, осознанно воспринимают новый материал.
И, конечно же, в классе есть «молчуны», которые очень редко проявляют себя на уроке, хотя на переменах общительны и иногда даже задиристы.
В классе 22 читающих ребенка.
Процесс обучения учащихся строится на основе деятельностного подхода.
В классе обучается четыре ребенка из многодетной семьи (******). Четверо учащихся воспитываются в неполных семьях (нет отца или в разводе).
Во всех семьях родители занимаются воспитанием детей. В них созданы необходимые условия для выполнения домашних учебных заданий.
Родители заинтересованы школьной жизнью. На собрание некоторые родители ходят вдвоем, оказывают посильную помощь учителю.
В этом году предстоит большая работа по успешной адаптации детей к школьной жизни, а также по формированию коллектива, воспитанию чувства дружбы и товарищества.
1.1 Актуальность и принципы
Воспитание
- великое дело: им решается участь человека.
В.Г. Белинский
Школа призвана посредством воспитания и обучения реализовать заложенные психобиологические задатки, трансформировать их в социально - значимые свойства человеческой личности при самом активном участии ребёнка.
В воспитательном процессе в начальной школе основными средствами воспитания являются: игра, познание, предметно-практическая и трудовая деятельность, развитие духовной культуры. Существующие в воспитании факторы прямого влияния (семья, школа, компания сверстников) и непрямого влияния (планета, государство, система образования, культура) ставят перед педагогом задачи: способствовать развитию организма ребёнка (физическое развитие), индивидуальности (индивидуальное развитие) и личности (развитие личности). Развитие этих качеств начинается с первого шага ребёнка, и непременным условием успешности этого процесса вначале является уверенность воспитателя, родителя, учителя, а затем и ребёнка в том, что всего можно добиться, если проявить настойчивость и упорство.
Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая будет соответствовать современным требованиям общества.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым. Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.
С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания.
Учитывая, что ребёнок, приходя в начальную школу, испытывает большие психологические трудности, основным воспитательным моментом первого года обучения становиться познание самого себя, в собственном взгляде на окружающих.
На втором году воспитания закладываются нравственные понятия «дружба», «забота о близких», « сострадание» и «милосердие».
Третий год воспитания - год становления коллектива., подчинение своих интересов его интересам.
Четвёртый год – посвящен формированию самостоятельности, правильной гражданской позиции, демократичности.
В основе программы заложены принципы:
· ориентация на общечеловеческие ценности (человек, добро, красота, отечество, семья, культура, знания, труд, мир) как основу здоровой жизни;
· ориентация на социально-ценностные отношения (способность обнаружить за словами, событиями, действиями, предметами, поступками внутренний мир человека),- субъективность (содействие педагога развитию способности ребенка быть субъектом собственного поведения, а в итоге и жизни);
· принятие ребенка как данности (т.е. признание права ребенка на данное поведение и производимый им выбор).
1.2. Цели и задачи программы
Цель данной программы - состоит в обеспечении целостного подхода к воспитанию и развитию личности ученика, в создании основы для сознательного, обдуманного управления развитием с учётом возрастных изменений; создание максимально благоприятных условий для раскрытия способностей каждой отдельной личности.
Задачи воспитания:
· Развивать умение общаться и сотрудничать.
· Создавать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей.
· Создавать условия для поддержания стабильного здоровья обучающихся.
· Формировать самостоятельность, расширять возможности для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков.
· Развивать эмоциональную и волевую сферы.
· Изучать личностные качества обучающихся.
· Содействовать формированию классного коллектива и созданию в нём нравственно и эмоционально благоприятной среды для развития.
· Повышение педагогической и психологической культуру родителей через совместную деятельность.
Объект: учебно-воспитательный процесс в начальной школе.
Предмет: содержание и формы организации УВП; процесс формирования личности младшего школьника; технологии обучения и воспитания, способствующие созданию поведенческой модели, отвечающей социальному запросу.
Формы и методы работы
· Классные часы
· Беседы
· Игровые тренинги
· Праздники
· КТД
· Игровые и конкурсные программы
· Викторины, познавательные игры
· Поощрение
· Убеждение (самоубеждение)
· Внушение (самовнушение)
· Метод самореализации
· Требование
· Метод воспитывающих ситуаций
· Метод соревнования
1.3. Приоритетные направления развития воспитания школьников.
· Направление 1. « Здоровье».
· Направление 2. «Интеллектуальное».
· Направление 3. «Духовно - нравственное».
· Направление 4. «Патриотическое»
· Направление 5. «Профилактика правонарушений и преступлений».
· Направление 6 «Семья»
Средствами воспитания являются деятельность, общение и отношения, которые подчинены правилам, обязанностям и правам, закрепленными Уставом школы.
Деятельность любого вида должна привести к личному успеху, должна быть не бесполезной для людей, нравственно и экономически значимой.
В общении педагога с детьми должны реализовываться следующие правила:
· умение выслушивать его до конца;
· не принимать за него решения, а побуждать его сделать это самостоятельно;
· открытость и доступность учащимся.
Отношения педагога и ученика строятся на взаимном уважении, доверии, справедливости и требовательности.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 класс « Познай самого себя»- на первом этапе, где дошкольник уже школьник,- ведущая деятельность- учёба. Происходит узнавание себя в ней, в собственном взгляде на окружающих.
2 класс «Учись дружить» - на втором этапе - главное не ты мне, а я тебе. Результат совместной деятельности – забота не только о себе, но и о сверстниках, близких.
3 класс «Азбука коллективной жизни» - на третьем этапе - умение жить и работать в коллективе, подчинение своих интересов интересам коллектива.
4 класс «Вместе мы сила»- на завершающем этапе - от авторитарности управления к демократичности, приём самостоятельных решений, самостоятельный анализ своей деятельности, поступков.
Содержание программы я разделила на 6 основных направлений:
Направление 1. «Здоровье»
Цель: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека. Воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.
Задачи работы в направлении «Здоровье»:
· Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.
· Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Здоровье»:
· Сотрудничество с медицинским персоналом школы, больницей поселка с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса.
· Сотрудничество с родителями учащихся и учителем-предметником в рамках обозначенной проблемы.
· Сотрудничество с психологической службой школы с целью формирования у учащихся умений саморегуляции и самовоспитания.
· Организация и проведение внутриклассных мероприятий, формирующих правильное отношение учащихся к занятиям физкультурой и спортом.
· Формирование собственной Я-позиции учащихся к проблеме сохранения и защиты собственного здоровья.
Приоритетные понятия «Здоровье» в работе с классным коллективом:
· психическое и физическое здоровье,
· традиции и обычаи нации и семьи по сохранению здоровья,
· культура сохранения собственного здоровья,
· ответственность за здоровье других людей,
· гармония души и тела, режим дня и здоровье,
· самовоспитание и саморегуляция и здоровье.
Формы работы с классным коллективом в направлении «Здоровье»:
· спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами школы, между школами;
· встречи со старшеклассниками, активно занимающимися спортом, победителями спортивных соревнований, курсантами военных учебных заведений, спортсменами, семейными династиями, активно занимающимися спортом;
· походы выходного дня, дни здоровья, туристические походы;
· спортивные викторины, тематические классные часы по спортивной тематике, конкурсы газет, посвященных спортивной тематике, устные журналы;
· беседы и дискуссии на различные темы;
· тематические консультации для родителей;
· обсуждения газетных и журнальных публикаций, просмотр специальных видеосюжетов и художественных фильмов по этой проблеме.
Направление 2. «Интеллект»
Цель: оказание помощи ученикам в развитии в себе способностей мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.
Задачи работы:
· Определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития.
· Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии.
· Формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность.
· Сохранить любопытство и информационную ненасыщаемость.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Интеллект»:
· Педагогический анализ результативности учебной деятельности учащихся класса и организации коррекционной работы.
· Интеллектуальное развитие учащихся класса, формирование культуры умственного труда.
· Организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся.
· Сотрудничество с внешкольными учреждениями для совместной деятельности по развитию интеллектуальных умений.
Основные понятия направления «Интеллект»:
· умственное развитие,
· способности,
· уровни интеллектуального развития,
· умственные способности,
· фантазии в жизни человека,
· способности к творчеству,
· культура умственного труда.
Формы работы с классным коллективом в направлении «Интеллект»:
· внутриклассные конкурсы по развитию внимания, памяти, читательских умений младших школьников;
· интеллектуальные игры внутри класса, параллели, среди школ района, республики;
· интеллектуальные бои;
· спецкурсы для интеллектуального развития.
Направление 3. «Духовно - нравственное»
Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.
Задачи:
· Формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания.
· Формировать у учащихся осознания значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем.
Основные моменты деятельности классного руководителя в данном направлении :
· Развитие у учащихся желания поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
· Знакомство учащихся нравственными позициями людей прошлого и их нравственным подвигом во имя человечества.
· Принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;
· Готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
· Способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремлённость и настойчивость в достижении результата;
· Трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
· Укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.
Основные понятия направления:
· нравственный выбор,
· нравственная позиция,
· нравственное поведение,
· нравственные ценности,
· жизненные ценности,
· самоактуализация и самореализация.
Формы работы с классным коллективом в направлении:
· Тематические классные часы по нравственной тематике.
· Дискуссии по нравственной тематике.
· Читательские конференции.
· Организация циклов бесед «Уроки нравственности».
· Праздники, сюрпризы, конкурсы.
· Экскурсии, поездки, походы по боевым местам.
· Знакомство с историями жизни людей, оставивших след в нравственной истории страны и мира.
Направление 4 «Патриотическое»
Цель:формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторов поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного поведения выбора поведения и ответственности за него.
Задачи:
· Обучение решению задач, связанных с нормами права и проблемами морального саморазвития.
· Формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом.
· Формирование гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и прав других людей, способности к саморазвитию.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении:
· Знакомство с законами и правовыми нормами государства и формирование ответственного отношения учащихся к законам и правовым нормам.
· Сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся.
· Организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения.
· Формирование умений руководствоваться мотивами долга, совести, справедливости в ситуациях нравственно-правового выбора.
Основные понятия направления:
· право, закон,
· права и обязанности,
· правонарушения,
· преступления,
· ответственность,
· долг, честь,
· достоинство,
· личность,
· правовые нормы,
· совесть, справедливость.
Формы работы классного руководителя в направлении:
· Тематические классные часы.
· Встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка.
· Конкурсы, викторины по правовой тематике.
· Праздники, читательские конференции по праву.
Направление 5 «Профилактика правонарушений и преступлений».
Направление 6 ««Семья»
Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.
Задачи:
· Организация и совместное проведение досуга детей родителей.
· Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед.
· Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей.
· Обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с детьми.
Основные моменты деятельности классного руководителя:
· Изучение семей учащихся, ситуации развития ребенка в семье, нравственных ценностей и традиций семей, влияющих на нравственные и личностные развития ребенка.
· Сотрудничество с психологической службой школы, организующей консультативную индивидуальную и групповую работу с родителями и детьми.
· Сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психического и физического здоровья и благополучия ребенка.
· Поощрения родителей, участвующих в жизни класса и школы.
Основные понятия направления «Семья»:
· семья,
· уклад жизни и традиции семей,
· родительский дом,
· родословная,
· семейные корни,
· авторитет отца и матери,
· духовное общение в семье,
· братья и сестры в семье и их взаимоотношения, младшие и старшие дети,
· традиции отношения к старшим в семье,
· положение ребенка в семье.
Формы деятельности классного руководителя в направлении «Семья»:
· Тематические классные часы.
· Праздники семьи, спортивные состязания с участием мам, пап, бабушек и дедушек.
· Праздники, посвященные красным датам календаря (8 Марта, 23 февраля, День Победы) и красным датам школы (1 Сентября, День Учителя, школьные юбилеи).
· Походы выходного дня, экскурсии, викторины.
· Дни творчества, дни открытых дверей.
· Тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей, тематические беседы с детьми и родителями.
· Читательские конференции по проблемам семьи.
2.1. 1 класс « Познай самого себя»
Направление |
Мероприятие |
сентябрь |
|
Сохранение здоровья |
1. Игра «Я - школьник». 2.Месячник безопасности дорожного движения. 3. Проведение инструктажей по ПДД, ППБ. 4. День здоровья. 5.«Волшебные стёкла»- беседа о зрении. |
Интеллектуальное развитие |
1. Диагностическое исследование по изучению интеллектуального уровня детей класса. 2. Игра «Что? Где? Когда?» 3. Экскурсия в природу «Вот и осень пришла» |
Духовно – нравственное |
1.«Я гражданин России» 2. Правила поведения в школе, в столовой. 3. Благотворительная ярмарка. |
Патриотическое |
1.«Государственная символика РФ» 2. Права и обязанности школьника. 3. День солидарности в борьбе с терроризмом. (беседа)
|
Профилактика правонарушений. Защита прав детства |
1. Изучение семей обучающихся, составление социального паспорта. 2. Конкурс рисунков ‘’Безопасный маршрут’’ |
Семья и школа |
1. Игра «Давайте познакомимся» 2.Участие в ярмарке «Дары лета». 3. Родительское собрание «Давайте познакомимся!» 4. Консультирование родителей. |
Направление |
Мероприятие |
ОКТЯБРЬ |
|
Сохранение здоровья |
1. Кл.час по теме «Внимание, грипп». 2. Обеспечение всех обучающихся класса горячим питанием. 3. Кл.час «Огонь - друг и враг человека» |
Интеллектуальное развитие |
1. Экскурсия в библиотеку. 2. Викторина «Знаешь ли ты птиц?» 3. Праздник «Золотая осень. День рождения класса’’ |
Духовно – нравственное |
1. Поздравление учителей с праздником. 2. Участие в акции ко дню пожилых людей «Подари улыбку» 3. Час общения «Моя любимая игрушка». 4. Учебная книга – наш друг.(учебное занятие) 5. Посещение ТЮЗ |
Патриотическое |
1. Месячник гражданской обороны. (беседы) 2. Подготовка к празднику «День народного единства». |
Профилактика правонарушений. Защита прав детства |
1. Беседа о правилах поведения в школе, на прогулке. 2. Индивидуальная работа с детьми, требующими внимания. |
Семья и школа |
1. Весёлые эстафеты. 2. Индивидуальное консультирование родителей. 3.Родит.собрание «Как научить детей учиться» |
Направление |
Мероприятие |
НОЯБРЬ |
|
Сохранение здоровья |
1. Разучивание подвижных игр. 2. Беседа о вредных привычках среди детей. 3. День здоровья. Игры. 4.Беседа по теме «Как правильно пользоваться электроприборами, водой, газом…» |
Интеллектуальное развитие |
1. Посещение кружков по интересам учащихся в школе. 2. Творческие конкурсы по окружающему миру. 3. Кл.час «Мир моих увлечений». |
Духовно – нравственное |
1. Кл.час «Традиции семьи – история России» 2. Поговорим о нравственности. (беседа) 3. Мудрые заповеди предков. (беседа) 4. Ролевые игры «Учимся дружить» 5. Беседа о празднике «День матери». 6. Посещение кукольного театра. |
Патриотическое |
1. Кл.час «Я гражданин России». 2. Беседа «Россия – наш дом». |
Профилактика правонарушений. Защита прав детства |
1. Кл.час «Азбука безопасного поведения» |
Семья и школа |
1. Индивидуальные встречи с родителями. 2. Участие в конкурсе «Внимание,зебра » 3.Конкурс – концерт «Мамочка милая моя» 4.Выставка «Семейный круг» ( родословное древо) |
Направление |
Мероприятия |
ДЕКАБРЬ |
|
Сохранение здоровья |
1. День здоровья «Снежные забавы» 2. Игра «Красный, жёлтый, зелёный». 3.Игра «Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое!» 4. Контроль за посещаемостью. |
Интеллектуальное развитие |
1. Кл.час по теме «Книга рекордов Гиннеса». 2. КВН по русскому языку. 3. Участие в конкурсе на лучшую новогоднюю игрушку. 4. Диагностическое исследование по изучению мотивации учения детей класса. |
Духовно – нравственное |
1. Участие в акции «В защиту хвойных растений». 2. Игра-путешествие «Где живёт Дед Мороз?» 3. Кл.час « Встречают по одёжке, провожают по уму». 4. Акция ‘’Новогодний подарок другу’’ |
Патриотическое |
1. Кл.час по теме «День Конституции РФ» 2. Беседа о дне Героев Отечества. (9 декабря) |
Профилактика правонарушений. Защита прав детства |
1. «Что такое конституция? Какие права и обязанности есть у тебя» (беседа) 2. Игра «Тропинка безопасности» |
Семья и школа |
1. Праздник «Приключения у Новогодней елки» 2. Родительское собрание «Проблемы и трудности периода адаптации первоклассников». 3. Выставка рисунков «Семейные радости». |
Направление |
Мероприятие |
Январь |
|
Сохранение здоровья |
1. Беседа о рациональном правильном питании 2. Подвижные игры на свежем воздухе. 3. Витамины наши друзья (беседа) 4. Школьное троеборье. |
Интеллектуальное развитие |
1. КВН «Лес – наше богатство». 2. Конкурс пословиц о зимних приметах. 3. Мои любимые уроки. (Викторина-игра) |
Духовно – нравственное |
1. Кл.час «История одежды мальчиков и девочек». 2. Путешествие по страницам Красной книги. 3. Птичкам зимой надо помогать. Конкурс кормушек. |
Патриотическое |
1. Семейные праздники.(беседа, рисунки) 2. Участие в конкурсе социальных проектов «Я гражданин России». 3. «Защита хвойных растений». Конкурс рисунков. |
Профилактика правонарушений. Защита прав детства |
1. Мои права и обязанности. (беседа) 2. Встреча с социальным педагогом школы. |
Семья и школа |
1. Конкурс кормушек, рисунков. 2. Беседа- встреча «Мотивы учения младших школьников». 3. Праздник «Семейные секреты вкусной и здоровой пищи» |
Направление |
Мероприятие |
ФЕВРАЛЬ |
|
Сохранение здоровья |
1. «Самые ловкие и смелые»(спортивные соревнования) 2. «Хорошо с горы катиться». Конкурсы и игры на улице. |
Интеллектуальное развитие |
1. Игра-викторина «Что? Где? Когда?» 2. Кл.час «Поговорим о профессиях» 3. Игра-путешествие «Путешествие по сказкам» 4. Конкурс рисунков «Они сражались за Родину» 5. Школьный тур НПК. |
Духовно – нравственное |
1. Искусство делать подарки. (беседа) 2 .Наш родной Пермский край. Игра- путешествие. 3. Ролевая игра «Пойми меня правильно». 4.Экскурсия в ботанический сад. |
Патриотическое |
1. Урок мужества 2. Кл. час «Рыцарский турнир» |
Профилактика правонарушений. Защита прав детства |
1. Кл.час «Где нас подстерегает опасность?» 2. Разговор о взаимоотношениях детей друг с другом. |
Семья и школа |
1. Конкурс рисунков «Профессии моих родителей». 2. «Хорошо с горы катиться». Конкурсы и игры на улице. 3. Индивидуальные встречи с родителями и консультирование. |
Направление |
Мероприятие |
МАРТ |
|
Сохранение здоровья |
1. Лыжная прогулка в парк. 2. «В природе должно быть чисто и красиво!». Прогулка. 3. «Дорожные приключения Бабы-Яги». Игра по ПДД. |
Интеллектуальное развитие
|
1. Конкурс лучших тетрадей, учебников. 2. Кл. час « Путешествие в книжное царство - мудрое государство». |
Духовно – нравственное |
1. Концерт для мам и бабушек. 2. «О наших мамах, бабушках, сестричках». Викторина. 3. Кл.час « Добру путь откроет сердце». |
Патриотическое |
1. Игра «Приятная наука вежливость» 2. Этическая беседа «Не стесняйся доброты своей» 3. Экскурсия по городу. |
Профилактика правонарушений. Защита прав детства |
1.Кл.час «Будь справедливым в словах и поступках». 2.Кл. час «Незнайка на улице» |
Семья и школа |
1. Лыжная прогулка совместно с детьми. 2. Концерт для мам и бабушек. «Спасибо, дорогие мамы». 3. Родительское собрание ‘’ Игра и труд в жизни младшего школьника’’ |
Направление |
Мероприятие |
АПРЕЛЬ |
|
Сохранение здоровья |
1. Игра-соревнование «Дальше, выше, быстрее». 2. Кл.час «Чистота – залог здоровья!» 3.Игры на свежем воздухе |
Интеллектуальное развитие
|
1. Игры на развитие воображения и внимания. 2. Кл. час «День смеха» 3. Конкурс рисунков «Космос и мы» |
Духовно – нравственное |
1. Учебная игра «Что такое правила хорошего тона?» 2. Экскурсия на хлебозавод. |
Патриотическое |
1. Беседа «Любовь к Родине». |
Профилактика правонарушений. Защита прав детства |
1. Методика «Моя семья». 2. Конкурс агитбригад по ПДД. |
Семья и школа |
1. Игра-соревнование «Дальше, выше, быстрее». 2. Проект «Мастер своего дела» ( профессии родителей) 3. Консультирование родителей. |
Направление |
Мероприятие |
МАЙ |
|
Сохранение здоровья |
1. Кл. час «Чтобы гриппа не бояться, надо братцы закаляться». 2. Правила поведения на водоёмах. 3. Конкурс рисунков «Я выбираю спорт». |
Интеллектуальное развитие |
1. Конкурс «Грамотеев». 2. Экскурсия в природу. 3. Конкурс рисунков «9 мая» 4. «Золотой ключ» |
Духовно – нравственное |
1. Кл.час «Будь справедливым в делах и поступках». 2. Беседа «Учимся выигрывать и проигрывать». 3. Поездка в Хохловку. |
Патриотическое |
1.Кл.час «О тех, кто мир нам подарил». 2. Беседа «Будь внимательным к людям». |
Профилактика правонарушений. Защита прав детства |
1. Беседа «Плохо природе, плохо человеку». 2. Будь внимателен на дорогах. |
Семья и школа |
1. Проведение анкетирования родителей по теме «Летние каникулы». 2. Итоговое родительское собрание. 3. Праздник’’ Прощай 1 класс’’ |
Организация самоуправления.
Цели организации ученического самоуправления в
классе:
- повышение активности учащихся в классных делах;
- реализация интересов каждого учащегося;
- привлечение родителей к совместной деятельности.
Задачи организации ученического самоуправления в
классе:
- создать условия для развития организаторских способностей
каждого, формировать лидерские качества;
- дать возможность самореализации и самоутверждения каждого
через конкретные дела;
- создать условия для развития креативности, инициативности,
самостоятельности;
- создать благоприятные условия совместной деятельности детей и
взрослых (учителей и родителей);
- формировать толерантность, умение общаться.
Функции органов самоуправления по видам
деятельности:
Познавательная - организует
внеклассные мероприятия по предметам; контролирует успеваемость; отвечает за
состояние дневников, тетрадей, учебников; организует консультации по предметам;
помогает в проведении предметных олимпиад.
Трудовая – отвечает за озеленение класса; оформляет классный уголок, портфолио
класса; помогает в художественном оформлении праздников, следит за порядком и
чистотой, дежурство по классу.
Культурно-массовая - организует и проводит
коллективно-творческие дела, конкурсы; организует посещения выставок, театров,
музеев; организует и проводит конкурсы рисунков, газет, плакатов.
Спортивная - организует спортивные праздники, соревнования, дни здоровья;
определяет лучших спортсменов.
Социальная - следит за
выполнением творческих поручений; контролирует посещаемость учебных занятий,
дежурство по классу; следит за выполнением правил школьной жизни.
Как хочется научить
каждого ребёнка быть самостоятельным, ответственным, имеющим своё мнение и в то
же время уважающим мнение другого человека. Чтобы добиться этого, я стараюсь
довести до сознания детей, что общий успех, общая радость зависят от личного
участия каждого во всём, чем живёт он сам, его товарищ и класс в целом.
Ученики
начальных классов очень любят выполнять в классе различные поручения. Они
чувствуют себя значимыми, нужными, ждут возможности проявить себя. Детский
коллектив - это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так,
чтобы каждый чувствовал необходимость и нужность другого.
С этой целью и ввожу в
классе самоуправление. В процессе самоуправления у детей воспитывается чувство
коллективизма, ответственности друг за друга. Учащиеся сообща думают, как
сделать свой класс более красивым, как добиться, чтобы все ребята были
аккуратными и трудолюбивыми, как организовать жизнь в классе, чтобы она была
весёлой и интересной. При самоуправлении школьники выступают в качестве
хозяев класса, организаторов своего совместного быта.
В первом классе сначала используется простейшая форма самоуправления - это дежурство. Я разъясняю детям обязанности дежурных по классу, а они довольно разнообразны. Дежурные обеспечивают порядок в классе во время перемен, следят за чистотой парт, доски, готовят класс к урокам труда и рисования, раздают школьникам тетради, ухаживают за комнатными растениями.
Во втором полугодии делим класс на микрогруппы, в каждой выбирается командир и его помощники.
Я рассказываю, какие могут быть поручения, а
ребята выбирают, что подходит для нашего класса. Потом предлагаю названия
поручений на листочках, а командиры выбирают. Напоминаю, что поручения через
неделю будут меняться - значит, каждая микрогруппа ,через неделю будет
выполнять новое поручение.
На уроках можно также давать задания по микрогруппам. Например,
инсценирование эпизода, выполнение проекта или другое творческое задание.
Командиры выбираются на четверть.
Все стараются выполнять распоряжения актива, актив в классе
уважают.
Задачи дальнейшего развития коллектива:
- продолжить работу по сплочению классного коллектива, приучать
обучающихся к самостоятельности, приучать терпеливо и внимательно выслушивать
друг друга (на переменах, при выполнении различных дел).
- содействовать воспитанию осознанной дисциплины, повышению
уровня самопознания, самореализации, самовыражения.
Пути дальнейшего развития коллектива: через актив класса, через
работу классного коллектива.
В течение триместра проводятся несколько мероприятий, к которым
готовится каждая микрогруппа. Больше всего интерес дети проявляют к спортивным
делам и классным часам, которые проходят в виде игр.
Подведение итогов на каждом мероприятии проводится по
микрогруппам.
В конце триместра проводится рейтинг, как индивидуальный, так и
каждой.
микрогруппе.
На протяжении обучения в начальной школе мы с детьми вырабатываем традиции жизни в классе.
С первого класса мы ввели классные традиции:
Цель традиций - способствовать преодолению одиночества и беззащитности учащихся, воспитывать умение быть Человеком.
Такими традициями у нас стали:
- помощь и поддержка тех ребят, которые часто болеют;
- поздравление учащихся класса с днём рождения;
- посещение детской библиотеки, краеведческого музея;
- сезонные экскурсии в парк;
- праздники;
- написание «тёплых писем» друг другу;
- генеральная уборка класса;
- поощрение лучших в учёбе, лучших по поведению и самых
активных учеников.
Диагностика
Мониторинг результатов осуществляется по направлениям ежегодно, проводится анализ и в случае необходимости коррекция. В конце обучения данная работа позволит проследить динамику формирования знаний, умений, навыков, степень развития отношений к предмету по направлениям программы.
· Отслеживание (выявление) уровня интеллектуального развития и тревожности школьников, мотивации, готовности их к обучению и мотивации успешности обучения;
· Изучение межличностных отношений;
· Наблюдение и составление карты здорового образа жизни;
· Изучение стиля семейного воспитания и разработка практических рекомендаций для родителей.
Диагностический блок.
Основные формы изучения
· Наблюдения.
· Беседы с учениками, родителями.
· Изучение высказываний на уроке, классных часах, внеклассных мероприятиях.
· Изучение отношения к проводимым мероприятиям, урокам.
· Анкетирование и тестовый опрос учащихся и родителей.
Аспекты изучения и показатели учебно-воспитательной работы
Аспекты изучения |
Показатели |
1. Создание условий для развития личности воспитанника |
1. Уровень подготовки дошкольника к обучению в школе 2. Образовательный статус родителей и уровень их воспитательной активности 3. Характеристика семьи учащегося 4. Уровень адаптации учащихся 5. Состояние отдельных направлений учебно-воспитательной работы в школе 6. Эффективность учебно-воспитательного мероприятия (урока) 7. Удовлетворенность обучающихся школьной жизнью 8. Удовлетворенность родителей результатами воспитания и обучения своего ребенка |
2. Сформированность познавательного и творческого потенциалов личности |
1. Количество учащихся, занятых в системе дополнительного образования 2. Уровень познавательной мотивации школьников 3. Обученность и качество знаний воспитанников 4. Профориентационные склонности учащихся 5. Результативность участия школьников в конкурсах, конференциях, фестивалях научно-исследовательских и реферативных работ учащихся 6. Результативность участия школьников в предметных олимпиадах 7. Креативные способности учащихся 8. Результативность участия школьников в творческих конкурсах, смотрах и фестивалях 9. Готовность учащихся к переходу в среднее звено |
3. Сформированность нравственного и эстетического потенциалов личности |
1. Уровень воспитанности учащихся 2. Социальная активность учащихся 3. Личностный рост обучающихся 4. Склонность к отклоняющемуся поведению 5. Внешний вид учащихся. Ведение дневников |
4. Сформированность физического потенциала личности 5. Сформированность коммуникативного потенциала личности |
1. Количество учащихся, занимающихся спортом 2. Результативность участие школьников в |
3. спортивных состязаниях и соревнованиях 4. Состояние здоровья учащихся 5. Охват учащихся горячим питанием 6. Количество пропусков уроков по болезни |
|
1. Уровень общительности воспитанников 2. Уровень развития классного коллектива 3. Степень конфликтности и степень сплоченности класса |
Диагностика «Что мне нравится в школе?»
Детям предлагается нарисовать, что ему нравится в школе.
Результаты:
Из 26 человек прошедших тестирование –
15 человек нарисовали школу (урок)
3 человека нарисовали столовую
2 человека – библиотеку
1 человек – перемену
3 человека нарисовали как идут в школу
1 человек изобразил прогулку
1
человек нарисовал новых друзей
По результатам этой диагностики можно сделать вывод о том, что почти всем учащимся нравится статус ученика. Они рисуют урок и себя на этом уроке.
Беседа с родителями.
На первом родительском собрании в сентябре было важно выяснить
как прошли первые дни ребенка в школе, какие были трудности, успехи.
Была предложена для родителей круговая беседа. Все родители высказались, никто не остался в стороне. По результатам беседы все родители были довольны первыми днями ребенка в
школе.
1.5. Предполагаемым результатом данной воспитательной программы является постоянное участие родителей в учебно-воспитательном процессе; осознание норм социального поведения; снижение уровня конфликтности, агрессивности и правонарушений школьников; улучшение состояния здоровья детей; повышение мотивации к обучению; формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления. Это необходимо учащимся при переходе в среднее образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.
Анализ работы классного коллектива за 1 класс в рамках реализации программы развития класса «Друзья».
Цель программы развития класса; создание максимально благоприятных условий для раскрытия способности каждой отдельной личности.
В первом классе пройден первый этап реализации программы; «Познай самого себя».
Классный коллектив работал по 5 направлениям; интеллектуальное,
духовно-нравственное, здоровье, патриотическое, профилактика правонарушений, семья.
В классе функционирует самоуправление. Задачи; продолжить работу по сплочению классного коллектива.
Родители активно помогают классу. Все праздники и поездки проводятся при участии родителей.
В первом классе наш коллектив активно посещал ТЮЗ и участвовал в конкурсе «Наш театральный класс»
В классе сформировались традиции;
- Поздравление учащихся с днем рождения
- Посещение библиотеки
- Экскурсии
- Праздники
- Генеральная уборка класса
- Поощрение успешных
Во втором классе мы продолжим реализовывать программу развития коллектива по всем направлениям. Этап реализации: «Учись дружить».
Наиболее пристальное внимание будем уделять духовно- нравственному и патриотическому воспитанию.
2 класс «Учись дружить»
Направление |
Мероприятие |
сентябрь |
|
Сохранение здоровья |
1. Игра «Я – второклассник» 2.Месячник безопасности дорожного движения. 3. Проведение инструктажей по ПДД . 4. Игра по станциям « Безопасный маршрут» 5. Беседа «Как защитить себя от болезней» |
Интеллектуальное развитие |
1. Диагностическое исследование по изучению интеллектуального уровня детей класса. 2. Игра «Что? Где? Когда?» 3. Экскурсия в природу « Осень» |
Духовно – нравственное |
1.Конкурс рисунков ко дню пожилого человека. 2. Правила поведения в школе, в столовой . |
Патриотическое |
1. классный час «Моя малая Родина». 2. Права и обязанности школьника. |
Профилактика правонарушений. Защита прав детства |
1. Изучение семей обучающихся, составление социального паспорта. 2. Конкурс рисунков «Безопасный маршрут» |
Семья и школа |
1. Участие в школьном турслете. 2. Конкурс бутербродов. 3. Родительское собрание « Семья и школа» 4. Консультирование родителей. |
Направление |
Мероприятие |
ОКТЯБРЬ |
|
Сохранение здоровья |
1. Кл. час «Советы Айболита» 2. Обеспечение всех обучающихся класса горячим питанием. |
Интеллектуальное развитие |
1. Экскурсия в библиотеку. 2. Участие в краевой олимпиаде «Лидер» 3. Посещение планетария. |
Духовно-нравственное |
1. Поздравление учителей с праздником. 2. Участие в акции ко дню пожилых людей «Подари улыбку» 3. Час общения « Поговорим о дружбе и доброте» 4. Осенняя неделя добра. |
Патриотическое |
1. Классный час «Знай свои права». 2. Подготовка к празднику «День народного единства». |
Профилактика правонарушений. Защита прав детства |
1. Беседа о правилах поведения в школе, на прогулке. 2. Индивидуальная работа с детьми, требующими внимания. |
Семья и школа |
1. Индивидуальное консультирование родителей. 2. Родительское собрание « Развитие мыслительных процессов у младших школьников» |
Направление |
Мероприятие |
НОЯБРЬ |
|
Сохранение здоровья |
1. Игровое занятие по ПДД «Красный, желтый, зеленый» 2. Беседа о вредных привычках среди детей. 3.Беседа по теме «Как правильно пользоваться электроприборами, водой, газом…» |
Интеллектуальное развитие |
1. Интеллектуальный ринг. 2. Творческие конкурсы по литературному чтению. |
Духовно-нравственное |
1. Кл.час «Учусь понимать других». 2. Круглый стол «О дружбе и друзьях» 3. Ролевые игры «Учимся дружить» |
Патриотическое |
1. Конкурс рисунков «Флаг и герб России» 2. Беседа «Россия – наш дом». |
Профилактика правонарушений. Защита прав детства |
1. Беседа – диалог « Правила класса» |
Семья и школа |
1. Индивидуальные встречи с родителями. 2. Концерт « Любимой маме» |
ДЕКАБРЬ |
|
Сохранение здоровья |
1. ОБЖ «Правила поведения на улице в снег и лед» 2. Игра «Красный, жёлтый, зелёный». 3.Игра « Почему болят зубы’’ 4. Контроль за посещаемостью. |
Интеллектуальное развитие |
1. Кл.час по теме «История Нового года’’ 2. КВН по математике. 3. Участие в конкурсе на лучшую новогоднюю игрушку. 4. Диагностическое исследование по изучению мотивации учения детей класса. |
Духовно-нравственное |
1. Игра « Можно и не ссориться» 2. Ролевая игра «В театре» 3. Кл.час « Уважаем старших» 4. Акция «Новогодний подарок другу» |
Патриотическое |
1. Познавательная игра «Я – гражданин России» 2. Беседа о дне Героев Отечества. (9 декабря) |
Профилактика правонарушений. Защита прав детства |
1. Игра «Тропинка безопасности»
|
Семья и школа |
1. Праздник « Встреча Нового Года» 2. Родительское собрание «Физическое развитие младшего школьника в школе и дома» |
Январь |
|
Сохранение здоровья |
1. Проект «Режим дня» 2. Подвижные игры на свежем воздухе. 3. Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» «Что такое гигиена?» 4. Школьное троеборье. |
Интеллектуальное развитие |
1. КВН « Зимние праздники» 2.Викторина « Знатоки ПДД» |
Духовно-нравственное |
1. Кл.час «Обман и его последствия» 2. Групповая игра «Школа вежливых наук» 3. Птичкам зимой надо помогать. Конкурс кормушек. |
Патриотическое |
1. КТД «Обычаи и традиции русского народа» 2. Участие в конкурсе социальных проектов «Я гражданин России». |
Профилактика правонарушений. Защита прав детства |
1. Мои права и обязанности. (беседа) 2. Встреча с социальным педагогом школы. |
Семья и школа |
1. Конкурс кормушек, рисунков. 2. Катание на ватрушках ( коньках) |
Направление |
Мероприятие |
ФЕВРАЛЬ |
|
Сохранение здоровья |
1.Беседа «Скелет – наша опора» 2. «Хорошо с горы катиться». Конкурсы и игры на улице |
Интеллектуальное развитие |
1. Игра-викторина «Что? Где? Когда? 2. Игра «Ребусы в картинках». 3. Презентация « История праздника 23 февраля» 4. Конкурс рисунков «Они сражались за Родину» 5. Школьный тур НПК. |
Духовно-нравственное |
1. Искусство делать подарки. (беседа) 2. Классный час «Мои друзья» |
Патриотическое |
1. Урок мужества 2. Кл. час «Рыцарский турнир» |
Профилактика правонарушений. Защита прав детства |
1. Кл.час «ОБЖ Правила поведения при пожаре » 2. Разговор о взаимоотношениях детей друг с другом. |
Семья и школа |
1. Турнир «Наши мальчики самые – самые» 2. «Хорошо с горы катиться». Конкурсы и игры на улице. 3. Индивидуальные встречи с родителями и консультирование. |
Направление |
Мероприятие |
МАРТ |
|
Сохранение здоровья |
1. Лыжная прогулка в парк. 2. «В природе должно быть чисто и красиво!». Прогулка. 3. Беседа «Зачем человеку отдых» |
Интеллектуальное развитие |
1. Конкурс лучших тетрадей, учебников. 2. Олимпиада по математике. |
Духовно-нравственное |
1. Концерт для мам и бабушек. 2. «О наших мамах, бабушках, сестричках». Викторина. 3. Кл.час «Разрешаем конфликты» |
Патриотическое |
1. Экскурсия по городу |
Профилактика правонарушений. Защита прав детства |
1.Кл.час «Будь справедливым в словах и поступках». 2.Кл. час «Незнайка на улице» |
Семья и школа |
1. Лыжная прогулка совместно с детьми. 2. Концерт для мам и бабушек. «Спасибо, дорогие мамы». 3. Родительское собрание «Наказание и поощрение в семье» |
АПРЕЛЬ |
|
Сохранение здоровья |
1. Игра-соревнование «Дальше, выше, быстрее». 2. «Что? Где? Когда?» «Если хочешь быть здоров» 3.Игры на свежем воздухе |
Интеллектуальное развитие |
1. Игры на развитие воображения и внимания. 2. Кл. час «День смеха» 3. Викторина «День птиц» |
Духовно-нравственное |
1.Дидактическая игра « Вежливые слова и поступки» 2.Экскурсия на кондитерскую фабрику. |
Патриотическое |
1. Конкурс рисунков « День космонавтики» |
Профилактика правонарушений. Защита прав детства |
1. Викторина – игра « Знатоки ПДД» 2. Ролевая игра ‘’ Мои права и обязанности ‘’ |
Семья и школа |
1. Игра-соревнование «Дальше, выше, быстрее». 2. Путешествие на работу к родителям « Все работы хороши» 3. Консультирование родителей. |
Направление |
Мероприятие |
МАЙ |
|
Сохранение здоровья |
1.Круглый стол «Спорт- залог здоровья» 2. Правила поведения на водоёмах. 3. Конкурс рисунков «Я выбираю спорт». |
Интеллектуальное развитие |
1. Конкурс рисунков «9 мая» 2. «Золотой ключ» 3. Игра – путешествие «Чудо земли – хлеб» |
Духовно-нравственное |
1. Кл.час « Этот день Победы» 2. Конкурс стихов к дню Победы. |
Патриотическое |
1.Кл.час «О тех, кто мир нам подарил». 2. Беседа «Будь внимательным к людям». |
Профилактика правонарушений. Защита прав детства |
1. Беседа « Я один дома ‘’ 2. Будь внимателен на дорогах. |
Семья и школа |
1. Проведение анкетирования родителей по теме «Летние каникулы». 2. Итоговое родительское собрание. 3. Праздник «Прощай 2 класс» |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.