Муниципальное общеобразовательное учреждение
Давыдовская основная общеобразовательная школа
Согласовано Заместитель директора по УР …………Поддувалова Н.В.
|
|
Утверждаю Директор школы ………………….Барашкова Н.А.
Приказ №_________________ от«___»___________ .
|
Рабочая программа
По учебному предмету «Литературное чтение на родном русском языке»
1-4 классы
Составила:
Учитель Русского языка и литературы
МОУ Давыдовская ООШ
Панкова В.В.
2021 - 2022 учебный год
1. Пояснительная записка
Нормативно-правовая основа программы
Нормативно-правовую основу настоящей примерной программы (далее – программа) по учебному предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке» составляют следующие документы:
Федеральный
закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);
Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 31.07.2020 N 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся»;
Указ Президента РФ от 6 декабря 2018 г. № 703 «О внесении изменений в Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666»;
Приказ
Министерства образования и науки РФ
от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России
от 31 декабря 2015 г. № 1576);
Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2017 г. № 1155-р;
Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р.
Программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576) к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке», входящему в образовательную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке».
Примерной программы по учебному предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования, авторы: Александрова О.М. / Беляева Н. В. / Кузнецова М.И
Общая характеристика учебного предмета
«Литературное чтение на родном (русском) языке»
Программа учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» разработана для организаций, реализующих программы начального общего образования. Содержание программы направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в части требований, заданных федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования к предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке».[1] Программа ориентирована на сопровождение и поддержку курса литературного чтения, входящего в образовательную область «Русский язык и литературное чтение», при этом цели курса литературного чтения на родном русском языке в рамках предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным по своему содержанию характером курса, а также особенностями функционирования русского языка и русской литературы в разных регионах Российской Федерации. В Указе Президента РФ от 6 декабря 2018 г. № 703 «О внесении изменений в Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666, отмечается, что «общероссийская гражданская идентичность основана на сохранении русской культурной доминанты, присущей всем народам, населяющим Российскую Федерацию. Современное российское общество объединяет единый культурный (цивилизационный) код, который основан на сохранении и развитии русской культуры и языка, исторического и культурного наследия всех народов Российской Федерации и в котором заключены такие основополагающие общечеловеческие принципы, как уважение самобытных традиций народов, населяющих Российскую Федерацию, и интегрирование их лучших достижений в единую российскую культуру»[2].
В соответствии с требованиями ФГОС НОО к результатам освоения основной образовательной программы по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке» курс направлен на формирование понимания родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций, формирования представлений о мире, национальной истории и культуре, воспитания потребности в систематическом чтении на родном языке для обеспечения культурной самоидентификации.
В основу курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» положена мысль о том, что русская литература включает в себя систему ценностных кодов, единых для национальной культурной традиции. Являясь средством не только их сохранения, но и передачи подрастающему поколению, русская литература устанавливает тем самым преемственную связь прошлого, настоящего и будущего русской национально-культурной традиции в сознании младших школьников.
Целями изучения предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» являются: развитие читательских умений, воспитание ценностного отношения к русской литературе и русскому языку как существенной части родной культуры; включение обучающихся в культурно-языковое пространство своего народа и приобщение к его культурному наследию и современности, к традициям своего народа; осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение русской культуры.
В программе курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» представлено содержание, изучение которого позволит раскрыть национально-культурную специфику русской литературы; взаимосвязь русского языка и русской литературы с историей России, с материальной и духовной культурой русского народа. Эти концептуальные положения определяют особенности курса «Литературное чтение на родном (русском) языке», отличающие его от курса «Литературное чтение», входящего в предметную область «Русский язык и литературное чтение».
Специфика курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» реализована благодаря: а) отбору произведений, в которых отражается русский национальный характер, обычаи, традиции русского народа, духовные основы русской культуры; б) вниманию к тем произведениям русских писателей, в которых отражается мир русского детства: особенности воспитания ребенка в семье, его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, особенности восприятия ребенком окружающего мира; в) расширенному историко-культурному комментарию к произведениям, созданным во времена, отстоящие от современности; такой комментарий позволяет современному младшему школьнику лучше понять особенности истории и культуры народа, а также содержание произведений русской литературы.
Русская литература обладает высочайшей степенью эмоционального воздействия на внутренний мир младшего школьника, возможностями приобщения к гуманистическим ценностям и культурно-историческому опыту своего народа. Обладая гуманистическим потенциалом, русская литература помогает воспитанию школьников в духе уважительного отношения к языку и культуре народов Российской Федерации и мира, овладению культурой межнационального общения.
Курс «Литературное чтение на родном (русском) языке», основанный на тех же принципах, что и основной курс «Литературное чтение», предусматривает знакомство младших школьников с произведениями русской литературы, в которых наиболее ярко отражены духовные основы русской культуры, русский национальный характер, обычаи, традиции русского народа.
Курс «Литературное чтение на родном (русском) языке» направлен на решение следующих задач:
· формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
· воспитание ценностного отношения к историко-культурному опыту русского народа, введение обучающегося в культурно-языковое пространство своего народа; формирование у младшего школьника интереса к русской литературе как источнику историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей;
· формирование представлений об основных нравственно-этических ценностях, значимых для национального русского сознания и отраженных в родной литературе;
· обогащение знаний о художественно-эстетических возможностях русского языка на основе изучения произведений русской литературы;
· формирование потребности в постоянном чтении для развития личности, для речевого самосовершенствования;
· совершенствование читательских умений понимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении;
· развитие всех видов речевой деятельности, приобретение опыта создания устных и письменных высказываний о прочитанном.
Как часть предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке», учебный предмет «Литературное чтение на родном (русском) языке» тесно связан с предметом «Родной язык (русский)». Изучение предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» способствует обогащению речи школьников, развитию их речевой культуры и коммуникативной компетенции. Оба курса объединяет культурно-исторический подход к представлению дидактического материала, на основе которого выстраиваются проблемно-тематические блоки программы. Каждый из проблемно-тематических блоков включает сопряжённые с ним ключевые понятия, отражающие духовную и материальную культуру русского народа в их исторической взаимосвязи. Еще одной общей чертой двух курсов является концентрирование их содержания вокруг интересов и запросов ребенка младшего школьного возраста, что находит отражение в специфике выбранных произведений. Данная программа соотносится с «Примерной программой по учебному предмету «Родной язык (русский)» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования» на уровне: целевые установок, концептуальных основ построения курсов; принципов отбора содержания; координации осваиваемых младшими школьниками ключевых понятий.
Учебный предмет «Литературное чтение на родном (русском) языке» не ущемляет права тех школьников, которые изучают иной родной язык и иную родную литературу, поэтому учебное время, отведённое на изучение данного предмета, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса литературного чтения, входящего в предметную область «Русский язык и литературное чтение».
Содержание курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» не предусматривает дублирования произведений, изучаемых в основном курсе литературного чтения. Курс предназначен для расширения литературного и культурного кругозора младших школьников; произведения фольклора и русской классики, современной русской литературы, входящие в круг актуального чтения младших школьников, позволяют обеспечить знакомство младших школьников с ключевыми для национального сознания и русской культуры понятиями. Предложенные для чтения и изучения младшим школьникам произведения русской литературы отражают разные стороны духовной культуры русского народа, актуализируют вечные ценности (добро, сострадание, великодушие, милосердие, совесть, правда, любовь и др.).
Место учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» в учебном плане
Программа по «Литературному чтению на родном (русском) языке» составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, и рассчитана на общую учебную нагрузку в объеме 67 часов:
1 класс –16 часа (0,5 ч. в неделю, 16 учебные недели).
2 класс – 17 часов (0,5 ч. в неделю, 17 учебные недели).
3 класс – 17 часов (0,5 ч. в неделю, 17 учебные недели).
4 класс – 17 часов (0,5ч. в неделю, 17 учебные недели)
Основные содержательные линии программы учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке»
Курс «Литературное чтение на родном (русском) языке» опирается на содержание основного курса «Литературное чтение», сопровождает и поддерживает его, соотносится с включенным в него содержанием, но при этом не дублирует это содержание.
В содержании программы выделены следующие разделы: «Виды речевой и читательской деятельности», «Круг детского чтения», «Литературоведческая пропедевтика», «Творческая деятельность обучающихся».
При определении содержания курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» в центре внимания находятся:
1. Важные для национального сознания концепты, существующие в культурном пространстве на протяжении длительного времени – вплоть до современности (например, доброта, сострадание, чувство справедливости, совесть и т. д.). Работа с этими ключевыми понятиями происходит на материале доступных для восприятия учащихся начальной школы произведений русских писателей, наиболее ярко воплотивших национальную специфику русской литературы и культуры. Знакомство с этими произведениями помогает младшим школьникам понять ценности национальной культурной традиции, ключевые понятия русской культуры.
2. Интересы ребенка младшего школьного возраста: главными героями значительного количества произведений выступают сверстники младшего школьника, через их восприятие обучающиеся открывают для себя представленные в программе культурно-исторические понятия. В программу включены произведения, которые представляют мир детства в разные эпохи, показывают пути взросления, становления характера, формирования нравственных ориентиров; отбор произведений позволяет ученику глазами сверстника увидеть русскую культуру в разные исторические периоды. В программе представлено значительное количество произведений современных авторов, продолжающих в своем творчестве национальные традиции русской литературы, эти произведения близки и понятны современному школьнику.
3. Произведения, дающие возможность включить в сферу выделяемых национально-специфических явлений образы и мотивы, отраженные средствами других видов искусства, что позволяет представить обучающимся диалог искусств в русской культуре.
В соответствии с целями изучения предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» и принципами построения курса содержание каждого класса включает два основных раздела: «Мир детства» и «Россия – Родина моя». В каждом разделе выделены тематические подразделы, например, в первом разделе: «Я взрослею», «Я и моя семья», «Я и книги» и т. д., во втором: «Люди земли русской», «О родной земле». Произведения каждого раздела находятся друг с другом в отношениях диалога, что позволяет обнаружить существование традиции во времени (традиционность формы произведения, темы или проблемы).
Программа предусматривает выбор произведений из предложенного списка в соответствии с уровнем подготовки обучающихся, а также вариативный компонент содержания курса, разработка которого в рабочих программах предполагает обращение к литературе народов России в целях выявления национально-специфического и общего в произведениях, близких по тематике и проблематике. Произведения региональных авторов учителя могут включать в рабочие программы по своему выбору и с учётом национально-культурной специфики региона.
2. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке»
Результаты изучения литературного чтения на русском родном языке в составе предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» соответствуют требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, сформулированным в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.
Реализация программы обеспечивает достижение следующих личностных результатов:
осознание основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
понимание ценностей многонационального российского общества, осознание важности уважительного отношения к истории и культуре других народов; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
совершенствование навыков сотрудничества со сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Реализация программы обеспечивает достижение следующих метапредметных результатов:
1)
познавательные
универсальные учебные
действия:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
совершенствование умений использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, совершенствование умения готовить свое выступление, соблюдая нормы этики и этикета;
2) коммуникативные универсальные
учебные
действия:
развитие умений слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
совершенствование умений определять общую цель и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
3) регулятивные универсальные учебные
действия:
развитие умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
овладение начальными формами познавательной и личностной рефлексии.
Реализация программы обеспечивает достижение следующих предметных результатов:
понимать родную русскую литературу как национально-культурную ценность народа, как особый способ познания жизни, как явление национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознавать коммуникативно-эстетические возможности русского языка на основе изучения произведений русской литературы;
осознавать значимость чтения родной русской литературы для личного развития; для познания себя, мира, национальной истории и культуры; для культурной самоидентификации; для приобретения потребности в систематическом чтении русской литературы;
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами, определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
владеть элементарными представлениями о национальном своеобразии метафор, олицетворений, эпитетов и видеть в тексте данные средства художественной выразительности;
совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: чтение вслух и про себя, владение элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;
применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: умения участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого); составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов), читать наизусть стихотворные произведения;
самостоятельно выбирать интересующую литературу, формировать и обогащать собственный круг чтения; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
воспринимать художественную литературу как один из видов искусства, соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с впечатлениями от других видов искусства;
создавать серии иллюстраций по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;
пересказывать литературное произведение от имени одного из действующих лиц;
писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;
создавать проекты в виде текста или презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями.
Достижение предметных результатов по годам обучения:
К концу первого года изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» обучающийся научится:
совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух, владеть элементарными приемами интерпретации художественных текстов;
применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста;
читать наизусть стихотворные произведения по собственному выбору.
Обучающийся получит возможность научиться:
создавать серии иллюстраций с короткими устными текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения.
К концу второго года изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» обучающийся научится:
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
владеть элементарными представлениями о национальном своеобразии метафор, олицетворений, эпитетов и видеть в тексте данные средства художественной выразительности;
совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами интерпретации художественных и учебных текстов;
применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст;
обогащать собственный круг чтения.
Обучающийся получит возможность научиться:
соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с впечатлениями от других видов искусства;
пересказывать литературное произведение от имени одного из действующих лиц.
К концу третьего года изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» обучающийся научится:
осознавать коммуникативно-эстетические возможности русского языка на основе изучения произведений русской литературы;
осознавать значимость чтения русской литературы для познания мира, национальной истории и культуры;
давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами интерпретации и анализа художественных, научно-популярных и учебных текстов;
применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого);
пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Обучающийся получит возможность научиться:
воспринимать художественную литературу как один из видов искусства, соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с впечатлениями от других видов искусства;
создавать проекты в виде текста или презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;
К концу четвёртого года изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» обучающийся научится:
осознавать значимость чтения русской литературы для личного развития; для познания себя, для культурной самоидентификации;
определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста;
совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;
применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого); составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов);
самостоятельно выбирать интересующую литературу, формировать и обогащать собственный круг чтения; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Обучающийся получит возможность научиться:
воспринимать художественную литературу как один из видов искусства, соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с впечатлениями от других видов искусства;
писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;
создавать проекты в виде текста или презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;
3. Содержание учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке»
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух и понимание художественных произведений, отражающих национально-культурные ценности, богатство русской речи; умения отвечать на вопросы по воспринятому на слух тексту и задавать вопросы по содержанию воспринятого на слух текста.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения, позволяющим осознать текст). Соблюдение орфоэпических норм чтения. Передача с помощью интонирования смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.
Чтение про себя. Осознание при чтении про себя смысла доступных по объему и жанру произведений. Понимание особенностей разных видов чтения.
Чтение произведений устного народного творчества: русский фольклорный текст как источник познания ценностей и традиций народа.
Чтение текстов художественных произведений, отражающих нравственно-этические ценности и идеалы, значимые для национального сознания и сохраняющиеся в культурном пространстве на протяжении многих эпох: любовь к Родине, вера, справедливость, совесть, сострадание и др. Черты русского национального характера: доброта, бескорыстие, трудолюбие, честность, смелость и др. Русские национальные традиции: единение, взаимопомощь, открытость, гостеприимство и др. Семейные ценности: лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, почитание родителей. Отражение в русской литературе культуры православной семьи.
Мир русского детства: взросление, особенность отношений с окружающим миром, взрослыми и сверстниками; осознание себя как носителя и продолжателя русских традиций. Эмоционально-нравственная оценка поступков героев.
Понимание особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего мира героя, его переживаний; обращение к нравственным проблемам. Поэтические представления русского народа о мире природы (солнце, поле, лесе, реке, тумане, ветре, морозе, грозе и др.), отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Сопоставление состояния окружающего мира с чувствами и настроением человека.
Чтение информационных текстов: историко-культурный комментарий к произведениям, отдельные факты биографии авторов изучаемых текстов.
Говорение (культура речевого общения)
Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном обсуждении прочитанных текстов, доказательство собственной точки зрения с опорой на текст; высказывания, отражающие специфику русской художественной литературы. Пополнение словарного запаса. Воспроизведение услышанного или прочитанного текста с опорой на ключевые слова, иллюстрации к тексту (подробный, краткий, выборочный пересказ текста).
Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов этикетного общения, лежащих в основе национального речевого этикета.
Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору учащихся.
Письмо (культура письменной речи)
Создание небольших по объему письменных высказываний по проблемам, поставленным в изучаемых произведениях.
Библиографическая культура
Выбор книг по обсуждаемой проблематике, в том числе с опорой на список произведений для внеклассного чтения, рекомендованных в учебнике. Использование соответствующих возрасту словарей и энциклопедий, содержащих сведения о русской культуре.
Круг чтения
Произведения русского устного народного творчества; произведения классиков русской литературы XIX–ХХ вв. и современной отечественной литературы, отражающие национально-культурные ценности и традиции русского народа, особенности его мировосприятия. Основные темы детского чтения: художественные произведения о детстве, о становлении характера, о Родине, о выдающихся представителях русского народа (первооткрывателях, писателях, поэтах, художниках, полководцах), о праздниках, значимых для русской культуры, о детских фантазиях и мечтах.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Жанровое разнообразие изучаемых произведений: малые и большие фольклорные формы; литературная сказка; рассказ, притча, стихотворение. Прозаическая и поэтическая речь; художественный вымысел; сюжет; тема; герой произведения; портрет; пейзаж; ритм; рифма. Национальное своеобразие сравнений и метафор; их значение в художественной речи.
Творческая деятельность обучающихся (на основе изученных литературных произведений)
Интерпретация литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование; создание собственного устного и письменного текста на основе художественного произведения с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов); с опорой на серию иллюстраций к произведению, на репродукции картин русских художников.
Перечень произведений, реализующих содержание программы
Первый год обучения (16ч)
1 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. МИР ДЕТСТВА (10ч)
Я и книги
Не красна книга письмом, красна умом
С. А. Баруздин. «Самое простое дело».
Л. В. Куклин. «Как я научился читать» (фрагмент).
Н. Н. Носов. «Тайна на дне колодца» (фрагмент главы «Волшебные сказки»).
М.Ю. Лермонтов. Парус
Т.В. Толстая. Детство Лермонтова
Я взрослею
Без друга в жизни туго
С. Л. Прокофьева. «Самый большой друг».
М.Л. Михайлов. Лесные хоромы
И. А. Мазнин. «Давайте будем дружить друг с другом» (фрагмент).
Н. К. Абрамцева. «Цветы и зеркало».
Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный
Л. Н. Толстой. «Лгун».
Враль. Русская народная сказка
В. А. Осеева. «Почему?»
Я фантазирую и мечтаю
Необычное в обычном
А. С. Пушкин. «…Воротился старик ко старухе…».
Р.С. Сеф. «Чудо»
В. В. Лунин. «Я видела чудо».
С. А. Иванов. «Снежный заповедник» (фрагмент).
М. М. Пришвин. «Осинкам холодно».
М. М. Пришвин. «Закат солнца»
М.С.Харитонов. «Учитель Вранья»
В.Ф. Тендряков. Весенние перевёртши
РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ (6 ч)
Что мы Родиной зовём
С чего начинается Родина?
В.А.Осеева. «Колыбельная Песенка»
П. А. Синявский. «Рисунок».
С.А. Махотин.Этот дом со скрипучим крыльцом
Ф. П. Савинов. «Родное» (фрагмент).
К. Д. Ушинский. «Наше Отечество».
О родной природе
Одним костром весь свет согрет
А. Н. Толстой. «Петушки».
С.В. Сахорнов. «Мезень».
Е.В. Григорьева. «Осенью рыжей…»
В. М. Катанов. «Жар-птица».
Выше облака ходячего
И. А. Бунин. «Серп луны под тучкой длинной…»
В.П. Крапивин «Сказки Севки Глущенко».
Ю.И. Коваль «Поздним вечером ранней весной»
С.В. Востоков «Месяц»
Е.В. Липатова «Луна похожа на ежа….»
Г.М.Кружков. «Звезды»
В синем море белые гуси
Я. П. Полонский «По горам две хмурые тучи…»
Г.В. Сапгир. «Тучи»
С. В. Востоков. «Два яблока».
Г.М. Кружков. «Зеркала»
Д.Шуб. «Обычные великаны
Резерв на вариативную часть программы —1 ч
Второй год обучения (17 ч)
2 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. МИР ДЕТСТВА (7ч)
Я и книги
Не торопись отвечать, торопись слушать
Е. Н. Егорова. «Нянины сказки».
Т. А. Луговская. «Как знаю, как помню, как умею» (фрагмент).
Л.К. Чуковский. Памяти детства. Мой отец Корней Чуковский
Я взрослею
Как аукнется, так и откликнется
Пословицы.
Л. И. Кузьмин. «Дом с колокольчиком».
В. В. Бианки. «Сова».
Воля и труд дивные всходы дают
Е. А. Пермяк. «Маркел-самодел и его дети».
Б. В. Шергин. «Пословицы в рассказах».
Кто идёт вперёд, того страх не берёт
С. П. Алексеев. «Медаль».
В. В. Голявкин. «Этот мальчик».
С.П. Алексеев. Медаль.
Пословицы.
Семья крепка ладом
Л. Н. Толстой. «Отец и сыновья».
М. В. Дружинина. «Очень полезный подарок».
С. Г. Георгиев. «Стрекот кузнечика».
В. В. Голявкин. «Мой добрый папа» (фрагмент).
Пословицы
Я фантазирую и мечтаю
Мечты, зовущие ввысь
Н. К. Абрамцева. «Заветное желание».
Е. В. Григорьева. «Мечта».
Л. Н. Толстой. «Воспоминания» (глава «Фанфаронова гора»).
РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ (10ч)
Люди земли русской
В. А. Бахревский. «Виктор Васнецов» (глава «Рябово»).
М. А. Булатов, В. И. Порудоминский. «Собирал человек слова… Повесть о В. И. Дале» .
М. Л. Яковлев. «Сергий Радонежский приходит на помощь» (фрагмент).
И.К. Языкова. «Преподобный Сергей Радонежский».
Народные праздники, связанные с временами года
Хорош праздник после трудов праведных
И. С. Шмелёв. «Масленица».
Песни-Веснянки
Л. Ф. Воронкова. «Девочка из города» (глава «Праздник весны»).
В. А. Жуковский. «Жаворонок».
А. С. Пушкин. «Птичка».
А.А. Коринфский. «Август-собериха».
А.А. Коринфский. «Спожинки».
О родной природе
Ух ты нива моя, нивушка
Загадка
И.С. Никитин. «В чистом поле тень шагает».
Минутная краса полей
Л.Ф. Воронкова. «Подснежники».
Ю. И. Коваль. «Фарфоровые колокольчики».
М. С. Пляцковский. «Колокольчик».
Поляны муравы одели
В. А. Солоухин. «Трава» (фрагмент).
Е.А. Благина. «Журавушка»
Резерв на вариативную часть программы —1 ч
Третий год обучения (17 ч)
3 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. МИР ДЕТСТВА (10ч)
Я и книги
Пишут не пером, а умом
В. И. Воробьев. «Мой дневник».
И. Краева «Письмописательное искусство».
В. П. Крапивин. «День рождения».
Т.В. Толстая. «Детство Лермантова».
Я взрослею
Жизнь дана на добрые дела
Л. Л. Яхнин. «Последняя рубашка».
Ю. А. Буковский. «О Доброте — злой и доброй».
Живи по совести
П. В. Засодимский. «Гришина милостыня».
Н. Г. Волкова. «Дреби-Дон».
В.Н. Крупин. «Сушеная малина»
Пословицы о доброте.
В дружной семье и в холод тепло
В. М. Шукшин. «Как зайка летал на воздушных шариках».
А. Л. Решетов. «Зернышки спелых яблок» (фрагмент).
О. Ф. Кургузов. «Душа нараспашку».
Я фантазирую и мечтаю
В. П. Крапивин. «Зелёная грива».
Л. К. Чуковская. «Памяти детства. Мой отец- Корней Чуковский».
В. П. Крапивин. «Что такое стихия»
Г.А. Скребицкий. «Чему научила сказка».
РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ (7 ч)
Люди земли русской
Н. М. Коняев. «Правнуки богатырей» (фрагмент).
Л.М. Дёмин. «Рассказывает бывалый человек»
В.А. Бахревский. «Семен Дежнёв»
О. М. Гурьян. «Мальчик из Холмогор» (фрагмент).
М.В. Ломоносов. «Вечернее размышление о божием Величестве
А.Н. Майков. «Ломоносов»
От праздника к празднику
Всякая душа празднику рада
В.А.Никифоров-Волгин. «Серебряная метель»
Е.В. Григорьев. «Радость»
А.А. Коринфский. «Христославы»
А.Н. Майков. «Христос Воскрес!»
А. И. Куприн. «Пасхальные колокола» (фрагмент).
С. Чёрный. «Пасхальный визит» (фрагмент).
К.М. Фофанов. «Под напев молитв пасхальных…»
О родной природе
Неразгаданная тайна — в чащах леса…
И. С. Никитин. «Лес».
К. Г. Паустовский. «Клад».
Течет, течет – не вытечет
Загадки.
М. М. Пришвин. «Река»
В. П. Астафьев. «Ночь темная-темная» (фрагмент).
В.Г. Распутин. «Горные речки»
Шел седой старик туман
И. П. Токмакова. «Туман».
В. П. Астафьев. « Зорькина песня»
Резерв на вариативную часть программы —1 ч
Четвёртый год обучения (17 ч)
4 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. МИР ДЕТСТВА (9)
Я и книги
Испокон века книга растит человека
Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Книжка с картинками».
И.А. Гончаров. Фрегат «Палладин»
С. Т. Аксаков. «Детские годы Багрова-внука»
С. Т. Григорьев. «Детство Суворова» (фрагмент).
Я взрослею
Скромность красит человека
Л.Л. Яхнин. «Храбрец»
И. П. Токмакова. «Разговор татарника и спорыша».
Е. В. Клюев. «Шагом марш».
Любовь всё побеждает
Б. П. Екимов. «Ночь исцеления».
И.А. Мазниню «Летний вечер»
Я и моя семья
Такое разное детство
К. В. Лукашевич. «Моё милое детство» (фрагмент).
М. В. Водопьянов. «Полярный лётчик»
Е. Н. Верейская. «Наталья пишет ночью письмо и затем его сжигает»
Я фантазирую и мечтаю
Придуманные миры и страны
Т. В. Михеева. «Асино лето» (фрагмент).
В. П. Крапивин. «Голубятня на желтой поляне» (фрагменты).
РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ (8 ч)
Люди земли русской
Е. В. Мурашова «Каффа».
К.И. Кунин. «За три моря. Путешествие Афанасия Никитина»
«Афанасий Никитин. Хождение за три моря».
В.А. Гагарин. «Мой брат Юрий»
Ю.А. Гагарин. «Сто восемь минут»
Г.С. Титов. «Наш Гагарин»
Что мы Родиной зовём
Широка страна моя родная
А. Д. Дорофеев. «Веретено».
Сказ о валдайских колокольчиках.
М.Я. Бородицкая. «В гостях у лесника»
Г.Я. Снегирев. «Карликовая березка»
В.Г. Распутин. «Саяны»
О родной природе
Мороз невелик, да стоять не велит…
Загадки и пословицы
Морозко. Отрывок из русской народной сказки
В.Ф. Одоевский. «Мороз Иванович»
Д.Б. Кедрин. «Мороз на стеклах»
Н.Н. Асеев «Такой мороз»
В. Д. Берестов. «Мороз».
На небе стукнет, на земле слышно
Загадки
М.М. Зощенко. «Гроза»
Н.Г. Гарин-Михайловский. «Детство Темы»
А.А. Блок. «Перед грозой»
А.А. Блок. «После грозы»
Ветер, ветер, ты могуч…
Загадки
В.А. Солоухин. «Ветер»
Резерв на вариативную часть программы —1 ч
4. Тематическое планирование по годам обучения
Тематическое планирование первого года обучения (1 класс)
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
Изучаемые произведения |
Дата |
Примечание |
|
План. |
Факт. |
|||||
|
РАЗДЕЛ 1. Мир детства |
10 |
|
- |
- |
|
|
Я и книги |
- |
|
- |
- |
|
1. |
С. А. Баруздин. «Самое простое дело». Л. В. Куклин. «Как я научился читать» (фрагмент). |
1 |
|
|
|
|
2. |
Н. Н. Носов. «Тайна на дне колодца» (фрагмент главы «Волшебные сказки»). |
1 |
|
|
|
|
3. |
М.Ю. Лермонтов. Парус Т.В. Толстая. Детство Лермонтова |
1 |
|
|
|
|
|
Я взрослею |
- |
|
- |
- |
|
4. |
С. Л. Прокофьева. «Самый большой друг». |
1 |
|
- |
- |
|
5. |
М.Л. Михайлов. «Лесные хоромы» |
1 |
|
|
|
|
6. |
И. А. Мазнин. «Давайте будем дружить друг с другом» (фрагмент). Н. К. Абрамцева. «Цветы и зеркало». |
1 |
|
|
|
|
7. |
Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный |
1 |
Л. Н. Толстой. «Лгун». Враль. Русская народная сказка В. А. Осеева. «Почему?» |
|
|
|
|
Я фантазирую и мечтаю |
- |
|
- |
- |
|
8. |
Необычное в обычном |
1 |
А. С. Пушкин. «…Воротился старик ко старухе…». Р.С. Сеф. «Чудо» В. В. Лунин. «Я видела чудо». С. А. Иванов. «Снежный заповедник» (фрагмент). |
|
|
|
9. |
М. М. Пришвин. «Осинкам холодно». М. М. Пришвин. «Закат солнца» |
1 |
|
|
|
|
10. |
М.С.Харитонов. «Учитель Вранья» В.Ф. Тендряков. Весенние перевёртши |
1 |
|
|
|
|
|
РАЗДЕЛ 2. Россия-родина моя
|
6 |
|
- |
- |
|
|
Что мы родиной зовем |
- |
|
- |
- |
|
11. |
В.А.Осеева. «Колыбельная Песенка» П. А. Синявский. «Рисунок».
|
1 |
|
|
|
Д./з. сам.чтение С.А. Махотин. «Этот дом со скрипучим крыльцом» |
12. |
Ф. П. Савинов. «Родное» (фрагмент). В.Ф. Боков. «Откуда начинается Россия?» |
1 |
|
|
|
Д./з. сам.чтение К. Д. Ушинский. «Наше Отечество». |
|
О родной природе |
- |
|
- |
- |
|
13. |
Одним костром весь свет согреет. |
1 |
А. Н. Толстой. «Петушки». С.В. Сахорнов. «Мезень». Е.В. Григорьева. «Осенью рыжей…» В. М. Катанов. «Жар-птица». |
|
|
|
14. |
Одним костром весь свет согреет |
1 |
И. А. Бунин. «Серп луны под тучкой длинной…» В.П. Крапивин «Сказки Севки Глущенко». Ю.И. Коваль «Поздним вечером ранней весной» С.В. Востоков «Месяц»
|
|
|
Д./з. сам.чтение Е.В. Липатова «Луна похожа на ежа….» Г.М.Кружков. «Звезды» |
15. |
В синем море белые гуси Проверочный тест |
1 |
Я. П. Полонский «По горам две хмурые тучи…» Г.В. Сапгир. «Тучи» С. В. Востоков. «Два яблока». Г.М. Кружков. «Зеркала» Д.Шуб. «Обычные великаны |
|
|
|
16. |
Резерв |
1 |
|
|
|
|
Итого 16 |
Тематическое планирование второго года обучения (2 класс)
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
Изучаемые произведения |
Дата |
Примечание |
|
План. |
Факт. |
|||||
|
РАЗДЕЛ 1. Мир детства |
7 |
|
- |
- |
|
|
Я и книги |
- |
|
- |
- |
|
1. |
Вводное занятие. Е.Н.Егорова. «Нянины сказки». |
1 |
|
|
|
|
2. |
Т. А. Луговская. «Как знаю, как помню, как умею» Л.К. Чуковский. Памяти детства. Мой отец Корней Чуковский |
1 |
|
|
|
|
|
Я взрослею |
- |
|
- |
- |
|
3. |
Как аукнется, так и откликнется. Пословицы.
|
1 |
Л. И. Кузьмин. «Дом с колокольчиком». В. В. Бианки. «Сова». Е. А. Пермяк. «Маркел-самодел и его дети». Б. В. Шергин. «Пословицы в рассказах». В.В.Голявкин. «Этот мальчик». С.П. Алексеев. Медль. |
- |
- |
|
|
Семья крепка ладом |
- |
|
- |
- |
|
4. |
Л. Н. Толстой. «Отец и сыновья». М. В. Дружинина. «Очень полезный подарок». |
1 |
|
|
|
|
5. |
С. Г. Георгиев. «Стрекот кузнечика». В. В. Голявкин. «Мой добрый папа» (фрагмент). Пословицы |
1 |
|
|
|
|
|
Я фантазирую и мечтаю |
- |
|
- |
- |
|
6. |
Н. К. Абрамцева. «Заветное желание». Е. В. Григорьева. «Мечта». |
1 |
|
|
|
|
7. |
Л. Н. Толстой. «Воспоминания» |
1 |
|
|
|
|
|
РАЗДЕЛ 2. Россия-родина моя
|
10 |
|
- |
- |
|
|
Люди земли Русской |
- |
|
- |
- |
|
8. |
В. А. Бахревский. «Рябово». |
1 |
|
|
|
|
9. |
М. А. Булатов, В. И. Порудоминский. «Собирал человек слова… |
1 |
|
|
|
|
10. |
М. Л. Яковлев. «Сергий Радонежский приходит на помощь» (фрагмент). И.К. Языкова. «Преподобный Сергей Радонежский». |
1 |
|
|
|
|
|
Народные праздники, связанные с временами года |
- |
|
- |
- |
|
11. |
И. С. Шмелёв. «Масленица». Песни-Веснянки Л. Ф. Воронкова. «Праздник весны». |
1 |
|
|
|
|
12. |
В. А. Жуковский. «Жаворонок». А. С. Пушкин. «Птичка». |
1 |
|
|
|
|
13. |
А.А. Коринфский. «Август-собериха». А.А. Коринфский. «Спожинки». |
1 |
|
|
|
|
|
О родной природе |
- |
|
- |
- |
|
14. |
Ух ты нива моя, нивушка |
1 |
Загадка И.С. Никитин. «В чистом поле тень шагает». |
|
|
|
15. |
Минутная краса полей |
1 |
Л.Ф.Воронкова. «Подснежники». Ю. И. Коваль. «Фарфоровые колокольчики». М.С.Пляцковский. «Колокольчик». В.А.Солоухин.«Трава» (фрагмент). Е.А. Благина. «Журавушка» |
|
|
|
16. |
Итоговое занятие. Защита творческого продукта |
1 |
|
|
|
Защита презентации/книжки малышки/сообщение. |
17. |
Резерв |
1 |
|
|
|
|
Итого 17 |
|
|
|
Тематическое планирование третьего года обучения (3 класс)
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
Изучаемые произведения |
Дата |
Примечание |
|
План. |
Факт. |
|||||
|
РАЗДЕЛ 1. Мир детства |
10 |
|
- |
- |
|
|
Я и книги |
- |
|
- |
- |
|
1. |
Вводное занятие. Я и книги В. И. Воробьев. «Мой дневник». |
1 |
|
|
|
|
2. |
И. Краева «Письмописательное искусство». |
1 |
|
|
|
В. П. Крапивин. «День рождения». |
3. |
Т.В. Толстая. «Детство Лермантова». |
1 |
|
|
|
|
|
Я взрослею |
- |
|
- |
- |
|
4. |
Жизнь дана на добрые дела
|
1 |
Л.Л.Яхнин. «Последняя рубашка». Ю. А. Буковский. «О Доброте — злой и доброй».
|
- |
- |
|
5. |
Живи по совести |
1 |
П. В. Засодимский. «Гришина милостыня». Н. Г. Волкова. «Дреби-Дон». В.Н.Крупин.«Сушеная малина» Пословицы о доброте. |
|
|
|
|
В дружной семье и в холод тепло |
- |
|
- |
- |
|
6. |
В. М. Шукшин. «Как зайка летал на воздушных шариках». |
1 |
|
|
|
|
7. |
А. Л. Решетов. «Зернышки спелых яблок» (фрагмент). |
1 |
|
|
|
Д./з. сам.чтение О.Ф. Кургузов. «Душа нараспашку». |
|
Я фантазирую и мечтаю |
- |
|
- |
- |
|
8. |
В. П. Крапивин. «Зелёная грива». |
1 |
|
|
|
|
9. |
Л. К. Чуковская. «Памяти детства. Мой отец- Корней Чуковский». В. П. Крапивин. «Что такое стихия» |
1 |
|
|
|
|
10. |
Г.А. Скребицкий. «Чему научила сказка». |
1 |
|
|
|
|
|
РАЗДЕЛ 2. Россия-родина моя
|
9 |
|
- |
- |
|
|
Люди земли Русской |
- |
|
- |
- |
|
11. |
Дежнёв-открыватель неведомых земель |
1 |
Н. М. Коняев. «Правнуки богатырей» (фрагмент). Л.М. Дёмин. «Рассказывает бывалый человек» В.А. Бахревский. «Семен Дежнёв» |
|
|
|
12. |
Произведения о русском ученом М.В. Ломоносове
|
1 |
О. М. Гурьян. «Мальчик из Холмогор» (фрагмент). М.В. Ломоносов. «Вечернее размышление о божием Величестве А.Н. Майков. «Ломоносов» |
|
|
|
|
От праздника к празднику |
- |
|
- |
- |
|
13. |
В.А.Никифоров-Волгин. «Серебряная метель» Е.В. Григорьев. «Радость» А.А.Коринфский. «Христославы» |
1 |
|
|
|
|
14. |
Всякая душа празднику рада |
1 |
А.Н.Майков.«Христос Воскрес!» А. И. Куприн. «Пасхальные колокола» (фрагмент). С.Чёрный.«Пасхальный визит» К.М. Фофанов. «Под напев молитв пасхальных…»
|
|
|
|
|
О родной природе |
- |
|
- |
- |
|
15. |
И. С. Никитин. «Лес». К. Г. Паустовский. «Клад». М. М. Пришвин. «Река» В. П. Астафьев. «Ночь темная-темная» (фрагмент). |
1 |
Загадки |
|
|
|
16. |
В.Г. Распутин. «Горные речки» И. П. Токмакова. «Туман». В. П. Астафьев. « Зорькина песня» |
1 |
|
|
|
|
17. |
Итоговое занятие. Защита творческого продукта |
1 |
|
|
|
Защита презентации |
Итого 17 |
|
|
|
Тематическое планирование четвёртого года обучения (4 класс)
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
Изучаемые произведения |
Дата |
Примечание |
|
План. |
Факт. |
|||||
|
РАЗДЕЛ 1. Мир детства |
9 |
|
- |
- |
|
|
Я и книги |
- |
|
- |
- |
|
1. |
Вводное занятие. Я и книги Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Книжка с картинками». |
1 |
|
|
|
Д./з. сам.чтение И.А. Гончаров. Фрегат «Палладин» |
2. |
С. Т. Аксаков. «Детские годы Багрова-внука»
|
1 |
|
|
|
|
3. |
С. Т. Григорьев. «Детство Суворова» |
1 |
|
|
|
|
|
Я взрослею |
- |
|
- |
- |
|
4. |
Скромность красит человека
|
1 |
Л.Л. Яхнин. «Храбрец» И. П. Токмакова. «Разговор татарника и спорыша». Е. В. Клюев. «Шагом марш». |
- |
- |
|
5. |
Любовь всё побеждает |
1 |
Б.П. Екимов. «Ночь исцеления». И.А. Мазниню «Летний вечер» |
|
|
|
|
Я и моя семья |
- |
|
- |
- |
|
6. |
К. В. Лукашевич. «Моё милое детство» (фрагмент). |
1 |
|
|
|
|
7. |
М. В. Водопьянов. «Полярный лётчик» |
1 |
|
|
|
|
8. |
Е. Н. Верейская. «Наталья пишет ночью письмо и затем его сжигает» |
1 |
|
|
|
|
|
Я фантазирую и мечтаю |
- |
|
- |
- |
|
9. |
Т. В. Михеева. «Асино лето» В. П. Крапивин. «Голубятня в Орехове» |
1 |
|
|
|
|
|
РАЗДЕЛ 2. Россия-родина моя
|
9 |
|
- |
- |
|
|
Люди земли Русской |
- |
|
- |
- |
|
10. |
Изучаемые произведения Е.В. Мурашова, К.И. Кунина об Афанасии Никитине. |
1 |
Е. В. Мурашова «Каффа». К.И. Кунин. «За три моря. Путешествие Афанасия Никитина» «Афанасий Никитин. Хождение за три моря».
|
|
|
|
11. |
Изучаемые произведения В.А. Гагарина, Ю.А.Гагарина, Г.С.Титова об Ю.А.Гагарине
|
1 |
В.А. Гагарин. «Мой брат Юрий» Ю.А. Гагарин. «Сто восемь минут» Г.С. Титов. «Наш Гагарин»
|
|
|
|
|
Что мы Родиной зовем |
- |
|
- |
- |
|
12. |
Широка страна моя родная
|
1 |
А. Д. Дорофеев. «Веретено». Сказ о валдайских колокольчиках. М.Я. Бородицкая. «В гостях у лесника» Г.Я. Снегирев. «Карликовая березка» В.Г. Распутин. «Саяны»
|
|
|
|
|
О родной природе |
- |
|
- |
- |
|
13. |
Мороз невелик, да стоять не велит…
|
1 |
Загадки и пословицы Морозко. Отрывок из русской народной сказки В.Ф. Одоевский. «Мороз Иванович» Д.Б. Кедрин. «Мороз на стеклах» Н.Н. Асеев «Такой мороз» В. Д. Берестов. «Мороз». |
|
|
|
14. |
На небе стукнет, на земле слышно
|
1 |
Загадки М.М. Зощенко. «Гроза» Н.Г. Гарин-Михайловский. «Детство Темы» А.А. Блок. «Перед грозой» А.А. Блок. «После грозы» |
|
|
|
15. |
Ветер, ветер, ты могуч… Загадки В.А. Солоухин. «Ветер» |
1 |
|
|
|
|
16. |
Итоговое занятие. Защита творческого продукта |
1 |
|
|
|
Защита презентации |
17. |
Резерв |
1 |
|
|
|
|
Итого 17 |
|
|
|
5. Система условий реализации учебной программы
Нормативные документы
1. Федеральный закон от
29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации».
2. Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
3. Федеральный закон от 31.07.2020 N 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся».
4. Указ Президента РФ от 6 декабря 2018 г. № 703 «О внесении изменений в Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666».
5. Приказ Министерства
образования и науки РФ
от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа
Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576).
6. Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2017 г. № 1155-р.
7. Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р.
9. Бельчиков Ю.А. Практическая стилистика современного русского языка.
10. Большой фразеологический словарь русского языка. Коллектив авторов под ред. В.Н. Телия.
Интернет-ресурсы
14. Академический орфографический словарь. URL: http://gramota.ru/slovari/info/lop (дата обращения: 10.09.2020).
15. Кругосвет – универсальная энциклопедия. URL: http://www.krugosvet.ru (дата обращения: 10.09.2020).
16. Культура письменной речи. URL: http://gramma.ru (дата обращения: 10.09.2020).
17. Мир русского слова. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/mrs (дата обращения: 10.09.2020).
18. Портал «Словари.ру». URL: http://slovari.ru (дата обращения: 10.09.2020).
19. Православная библиотека: справочники, энциклопедии, словари. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki (дата обращения: 10.09.2020).
20. Русская виртуальная библиотека. URL: http://www.rvb.ru Русская речь. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/rr/ (дата обращения: 10.09.2020).
21. Русский филологический портал. URL: http://www.philology.ru (дата обращения: 10.09.2020).
22. Словари и энциклопедии на Академике. URL: https://dic.academic.ru (дата обращения: 10.09.2020).
23. Стихия: классическая русская/советская поэзия. URL: http://litera.ru/stixiya (дата обращения: 10.09.2020).
24. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»: словари, энциклопедии. URL: http://feb-web.ru/feb/feb/dict.htm (дата обращения: 10.09.2020).
Скачано с www.znanio.ru
[1] Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576) URL: https://docs.edu.gov.ru/document/75cb08fb7d6b269e9ecb078bd541567b/
[2] URL: https://base.garant.ru/72120010
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.