Программа "Родной язык" (русский).
Оценка 5

Программа "Родной язык" (русский).

Оценка 5
docx
06.07.2020
Программа "Родной язык" (русский).
программа Родной язык.docx

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Сычёвская основная общеобразовательная школа имени заслуженного учителя РСФСР Притчиной Г.Г.»

 

 

                                                                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

 

 

по Родному языку (русский)

 

Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы).

 

Количество часов: 34

 

 

Программа разработана на основе авторской   программы В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, М.В.Бойкиной, М.Н.Дементьевой, Н.А.Стефаненко «Русский язык».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: Наумова Т.Г., учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В связи с вступлением в силу 14 августа 2018 г. Федерального закона №317-ФЗ от 3 августа 2018 г. «О внесении изменений в статьи 11 и 14 федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”» Департамент государственной политики в сфере общего образования разработал рекомендации по применению норм законодательства в части обеспечения возможности получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского как родного для использования в работе. Родной язык – язык из числа языков народов России, в том числе это и русский язык. Выбор языка – право родителей (п. 1 ч. З ст. 44 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). На основании ФЗ-273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» и в соответствии с письмом Департамента государственной политики в сфере общего образования от 20.12.2018 г. № 03-510 образовательная программа ОО разрабатывается в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом примерных основных образовательных программ (в части, не противоречащей нормам соответствующего ФГОС). Следовательно, учебные планы начального общего образования, разрабатываемые общеобразовательными организациями, должны включать предметную область «Родной язык и родная литература на родном языке».

Нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя по предметам «Родной язык (русский)» и «Родная литература (русская)»

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 317- ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации»): часть 5.1 статьи 11 «Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты»; части 4 и 6 статьи 14 «Язык образования».

3. «Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16).

4. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» с изменениями и дополнениями от 31.12.2015 № 1576 (п.п. 12.1, 12.2; п. 19.3).

5. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего  образования».

6. Приказ Минобрнауки России от 30.03.2016 № 336 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания».

7. Приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

8. Приказ Минпросвещения России от 08.05.2019 № 233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345».

9. «Примерная основная образовательная программа начального общего образования» http://fgosreestr.ru/.

10. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

 11. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 № 81 «О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях».

 12. Распоряжение Правительства РФ от 09.04.2016 № 637-р «Об утверждении Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации».

 13. Письмо Минобрнауки России от 09.10.2017 № ТС-945/08 «О реализации прав граждан на получение образования на родном языке».

14. Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования от 6 декабря 2017 года № 08-2595 «Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования по вопросу изучения государственных языков республик, находящихся в составе Российской Федерации».

15. Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования от 20 декабря 2018 года № 03-510 «Рекомендации по применению норм законодательства в части обеспечения возможности получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского как родного».

 16. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 20.06.2018 №05-192 «Об изучении родных языков из числа языков народов Российской Федерации». Информация о федеральных нормативных документах на сайтах: http://mon.gov.ru/ (Министерство Образования РФ); http://www.ed.gov.ru/ (Образовательный портал); http://www.edu.ru/ (Единый государственный экзамен); http://fipi.ru/ (ФИПИ). Согласно нормам статей 12 и 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация наделена полномочиями по разработке и утверждению образовательных программ в соответствии с ФГОС ОО и с учетом примерных основных образовательных программ.

 

 

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Настоящая примерная рабочая программа по учебному предмету «Родной язык (русский)» для 1-4 -х классов разработана на основе:

-требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

 -примерной образовательной программы начального общего образования по учебному предмету «Русский родной язык», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература».

 Программа включает пояснительную записку, в которой описывается статус документа,  раскрываются цели изучения русского родного языка, даётся общая характеристика курса, раскрываются основные подходы к отбору содержания курса, характеризуются его основные содержательные линии.

 

Статус документа

Программа  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования                               на основе авторской программы «Русский язык» авторов В.П.Канакиной,  В.Г.Горецкого,  М.В.Бойкиной, М.Н.Дементьевой,  Н.А.Стефаненко, основной общеобразовательной программы начального общего образования МКОУ «Сычёвская основная общеобразовательная школа имени заслуженного учителя РСФСР Притчиной Г.Г.»

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

На изучение родного (русского) языка в начальной школе выделяется 34 ч. В 1 классе8 ч,

во 2 классе – 8 часов, в 34 классах на уроки родного (русского) языка отводится по 9 ч.

Цели изучения предмета «Родной язык»:

•качественное повышение уровня речевой культуры;

•формирование коммуникативной компетенции, умения организовать свою речевую деятельность в соответствии с ситуациями общения;

 •повышение культурного уровня, обогащение представлений о языке как важнейшей составляющей духовного богатства народа;

•формирование умения оценивать речевое поведение в разных сферах общения.

Цели рабочей программы соотносится с главными задачами реализации основной образовательной программы начального  общего образования:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

 

Общая характеристика учебного предмета

Родной (русский) язык – национальный язык русского народа и государственный язык Российской Федерации, являющийся также средством межнационального общения. Изучение предмета «Родной язык (русский)» на уровне начального общего образования нацелено на личностное развитие

обучающихся, так как формирует представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о родном русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа.

Задачи изучения родного языка (русского) в школе:

• формирование у учащихся ценностного отношения к языку как хранителю культуры, как государственному языку Российской Федерации, как языку межнационального общения;

• усвоение знаний о русском языке как развивающейся системе, их углубление и систематизация; освоение базовых лингвистических понятий и их использование при анализе и оценке языковых фактов;

• овладение функциональной грамотностью и принципами нормативного использования языковых средств;

• овладение основными видами речевой деятельности, использование возможностей языка как средства коммуникации и средства познания.

 Родной язык (русский) является основой развития мышления и средством обучения в школе, поэтому его изучение неразрывно связано со всем процессом обучения на уровне начального общего образования и формированием у школьников различных видов компетенций.

Коммуникативная компетенция – владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся начальной школы.

Лингвистическая (языковедческая) компетенция – способность получать и использовать знания о языке как знаковой системе и общественном явлении, о его устройстве, развитии и функционировании; общие сведения о лингвистике как науке и ученых-русистах; об основных нормах русского литературного языка; способность обогащать свой словарный запас; формировать навыки анализа и оценки языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными словарями. Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения. Владение родным языком (русским), умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения обучающихся практически во всех областях жизни, способствуют их социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Методической основой изучения курса русского языка в основной школе является системно-деятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности школьников.

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета к концу 1 класса

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

         понимание важности нового социального статуса «ученик»;

         внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и принятие образа «хорошего ученика», как активного участника процесса обучения;

         понимание нравственных норм, закреплённых в языке народа (на уровне, соответствующем возрасту);

         адекватное восприятие содержательной оценки своей работы учителем;

         осознание языка как основного средства общения людей.

Учащиеся получат возможность для формирования:

         восприятия русского языка как основной, главной части культуры русского народа, культуры России;

         осознания своей принадлежности народу, стране, чувства уважения к  традициям, истории своего народа, своей семьи;

         познавательной мотивации, интереса к русскому языку как к родному;

         осознания слова, как средства языка, богатства и разнообразия слов и их  значений в русском языке; внимания к мелодичности народной звучащей речи;

         понимания здоровьесберегающих аспектов жизни (режим дня, зарядка физическая и умственная, добрые отношения с природой, с людьми).

ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

         различать устную и письменную речь, а также основные языковые средства (слова, предложения, текст);

         интонировать различные по эмоциональной окрашенности предложения;

         различать звуки и буквы, различать гласные и согласные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие звуки;

       использовать при письме все способы буквенного обозначения мягких и твёрдых согласных;

       узнавать и называть все буквы русского алфавита, использовать знание алфавита для упорядочивания слов;

       различать произношение и написание слов (простейшие случаи);

       производить слогоударный и звукобуквенный анализы слов простой конструкции;

       применять на письме изученные правила: о переносе слов, о написании большой буквы в именах собственных (термин не используется), о правописании буквосочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу, чк, чн, об оформлении предложений на письме;

       запоминать правописание словарных слов и правильно их воспроизводить;

       грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку тексты (объемом в 15–20 слов);

       выполнять основные гигиенические требования при письме.

Учащиеся получат возможность научиться:

       соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;

       определять последовательность предложений в деформированном тексте, начало и конец предложений в непунктированном тексте, озаглавливать тексты;

       составлять устные рассказы по картинке с ярко выраженной темой (3–5 предложений);

       различать слова–названия предметов, слова–признаки предметов и слова–действия предметов;

       различать синонимы и антонимы, слова в прямом и переносном значении, понимать значение многозначных слов в контексте (на доступном языковом материале);

       находить родственные слова в группе предложенных слов.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся на доступном уровне:

       организовывать своё рабочее место под руководством учителя;

       осуществлять контроль, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном;

       вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом), находить и исправлять ошибки, допущенные в словах (в специальных заданиях);

       в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».

Учащиеся получат возможность научиться:

       понимать цель выполняемых действий;

       оценивать правильность выполнения задания;

       в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно.

Познавательные

Учащиеся научатся:

       ориентироваться в учебнике (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание);

       понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;

       осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя);

      моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);

      использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение) на языковом материале.

Учащиеся получат возможность научиться:

    самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;

    использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач;

    выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

      отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;

      выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;

      участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

      соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

Учащиеся  получать возможность научиться:

      выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;

      быть терпимыми к другим мнениям, учитывать

к концу 2 класса

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

    внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учёбе как интеллектуальному труду, принятие ценности познавательной деятельности;

    понимание ценности нравственных норм, закреплённых в языке народа, для жизни и здоровья человека, умение соотносить эти нормы с поступками как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);

Учащиеся получат возможность для формирования:

     чувства сопричастности к языку своего народа (я — носитель языка), чувств эстетической красоты и точности русского слова;

    осознания русского языка как основного средства общения народов России;

    осознания предложения и текста как средств для выражения мыслей и чувств, понимание разнообразия и богатства языковых средств для выражения мыслей и чувств;

    восприятия русского языка как основной, главной части культуры русского народа, понимания того, что изменения в культуре народа находят своё отражение в языке;

    понимания богатства и разнообразия слов в русском языке, внимания к особенностям народной речи, познавательного интереса к значению слова и к его истокам, положительная мотивация к решению различных коммуникативных задач (передавать информацию, просить, доказывать и т. д.).

ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

    осознавать слово как главное средство языка;

    осознавать взаимосвязь в слове значения и формы его выражения (звуковой, буквенной);

    различать и характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, звонкие/глухие);

    использовать правила обозначения гласных и согласных звуков на письме;

    использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочения слов и поиска нужной информации (в словарях и др.)

    производить звукобуквенный анализ слов простой слоговой структуры;

    соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объёме представленного в учебнике материала);

    различать родственные (однокоренные) слова;

    осознавать критерии (общее значение) объединения слов в группы по частям речи (существительное, прилагательное, глагол, предлоги);

    осознавать признаки предложения как коммуникативного средства языка (выражение мысли, связь слов, интонационная законченность);

    применять правила правописания (в объеме содержания курса 2 класса);

    определять (уточнять) правописание слова по орфографическому словарю учебника;

    осознавать признаки текста как более объёмного высказывания (несколько предложений, объединённых одной темой и связанных друг с другом);

  каллиграфически и орфографически правильно, без искажений, замены, пропусков, вставок букв списывать тексты (с печатного и письменного шрифта) объёмом в 40–45 слов, писать под диктовку тексты в 35–40 слов.

Учащиеся получат возможность научиться:

  осознавать свойства значений слов: однозначные, многозначные, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением;

  оценивать уместность использования слов в тексте;

  использовать осознанно употребление частей речи в предложении;

  устанавливать морфемную структуру (значимые части) слов с однозначно выделяемыми морфемами;

  осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  самостоятельно организовывать своё рабочее место;

  понимать цель выполняемых действий;

  в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу;

  понимать важность планирования работы;

  осмысленно выбирать способ действия при решении орфографической задачи (орфограммы в корне слов);

  выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами и в соответствии с выбранным алгоритмом или инструкциями учителя;

  осуществлять само и взаимопроверку, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном;

  вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом), находить и исправлять орфографические ошибки, допущенные при списывании, письме по памяти.

Учащиеся получат возможность научиться:

  оценивать правильность выполнения своих учебных действий;

   в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу;

  намечать действия при работе в паре, составлять простой план действий при написании творческой работы, создании проектов;

  объяснять, какой способ действий был использован для выполнения задания, как работали;

  осуществлять само и взаимопроверку работ, корректировать выполнение задания;

  оценивать выполнение задания по следующим параметрам: выполнено с ошибками или без ошибок, в чём проявилась сложность выполнения.

Познавательные

Учащиеся научатся:

  осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;

  ориентироваться в учебнике, в справочном бюро учебника;

  использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач;

  выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов;

  строить модели слова (звуковые и буквенные), схему предложения;

  находить, сравнивать, группировать: звуки, буквы, слова;

  осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов);

  владеть общим способом проверки орфограмм в корне слова.

Учащиеся получат возможность научиться:

  осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя различные справочные материалы: толковые словари, детские энциклопедии и др.;

  свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;

  прогнозировать содержание текста по ориентировочным основам (заголовку, пунктам плана);

  находить, сравнивать, классифицировать: орфограммы в корне слова, части речи;

  осуществлять синтез как составление целого из частей (составление предложений);

  владеть способом проверки «труднопроверяемых» орфограмм (словом с историческим корнем).

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

    • выражать свои мысли с полнотой и точностью, соответствующими возрасту;

  уметь слышать, точно реагировать на реплики;

  понимать тему высказывания (текста) по содержанию, по заголовку;

  быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

  договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.

Учащиеся получат возможность научиться:

  соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова);

  озаглавливать текст;

  задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте;

  адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (обратиться с просьбой, поздравить);

  строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

К концу 3 класса

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы

    внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учебной деятельности, принятие образа «хорошего» ученика как ученика, обладающего познавательной активностью, инициативностью;

    понимание ценности нравственных норм, закреплённых в языке народа, для жизни и здоровья человека, умение соотносить эти нормы с поступками как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);

    понимание сопричастности к языку своего народа (я — носитель языка), восприятие русского языка как основной, главной части культуры русского народа, понимание того, что изменения в культуре народа находят своё отражение в языке, внимание к особенностям народной устной речи (ритмический рисунок, мелодика текста) и изобразительным средствам русского языка (синонимы, антонимы, переносное значение слов);

    осознание предложения и текста как средств для выражения мыслей и чувств, понимание разнообразия и богатства языковых средств для выражения мыслей и чувств;

     адекватное восприятие  оценки собственной деятельности, данной одноклассниками, учителем.

Учащиеся получат возможность для формирования:

     осознания русского языка как основного средства мышления и общения;

    восприятия русского языка как явления культуры русского народа, понимание связи развития языка с развитием культуры и общества;

    понимания богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств, внимание к синонимическим средствам языка при выражении одной и той же мысли;

    стремления к соблюдению языковых норм как условию взаимопонимания собеседников;

    положительной мотивации к созданию собственных текстов;

    положительной мотивации к изучению русского языка как средства общения,  к решению различных коммуникативных задач (передавать информацию, просить, доказывать и т. д.);

    способности  к адекватной самооценке.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

    осознавать слово, предложение как главные средства языка;

    использовать правила обозначения гласных и согласных звуков на письме;

    использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочивания слов и поиска нужной информации (в словарях и др.);

    различать родственные (однокоренные) слова и формы слов;

    осознавать свойства значений слов: однозначные, многозначные, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением;

    осознавать основания (общее значение) для объединения слов в группы по частям речи (существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлоги, союзы);

    осознанно использовать для отрицания частицу НЕ;

    осознавать роль изучения словосочетаний в курсе русского языка, их общность со словом в назначении — назвать предмет, явление;

    вставок букв списывать тексты (с печатного и письменного шрифта) объёмом в 65–70 слов, писать под диктовку тексты в 60–65 слов; излагать содержание исходных текстов в 60–75 слов.

Учащиеся получат возможность научиться:

    производить звукобуквенный, морфемный, морфологический анализы слов;

    соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объёме представленного в учебнике материала);

    использовать свойства значений слов (однозначность, многозначность, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением) при создании собственных высказываний;

    при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;

    распознавать типы текстов по их назначению: повествование, описание, рассуждение;

    создавать тексты /сочинения/ в 8–12 предложений, правильно оформляя начало и конец предложений.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

    самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий;

    осознавать цели и задачи  урока,  темы;

    в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу;

    следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника);

    адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий;

    участвовать в работе группы (в том числе в ходе проектной деятельности), учитывая конечную цель, намечать действия при работе в паре, распределять роли и действовать в соответствии с ними;

Учащиеся получат возможность научиться:

    • осознавать цели и задачи изучения курса, раздела;

    планировать свои действия для реализации задач урока в групповой и парной работе;

    осознавать способы и приёмы действий при решении языковых задач.

Познавательные

Учащиеся научатся:

    осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя различные справочные материалы: толковые словари, детские энциклопедии и др.;

    выделять существенную информацию из читаемых текстов;

    строить модели слов (звукобуквенные, морфемные), словосочетаний, предложений;

    находить, сравнивать, классифицировать: орфограммы в значимых частях слова, словосочетания, части речи;

Учащиеся получат возможность научиться:

    осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочниках, словарях, таблицах, детских энциклопедиях);

    по маршрутному листу прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела; определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий под определённую задачу;

    преобразовывать слова, словосочетания, предложения в условные модели и наоборот;

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

    соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова);

    озаглавливать текст;

    задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте;

    адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (обратиться с просьбой, поздравить);

Учащиеся получат возможность научиться:

    участвовать в диалоге (относиться к мнению других,  задавать вопросы, уточнять, высказывать свою точку зрения);

    соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умения слышать, точно реагировать на реплики) при диалоговой форме общения;

    понимать тему и основную мысль высказывания (текста) по содержанию, по заголовку; озаглавливать текст по основной мысли текста;

к концу 4 класса

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

    осознание своей гражданской и национальной принадлежности;

    восприятие русского языка как явления национальной культуры, понимание связи развития языка с развитием культуры русского народа, понимание ценности традиций своего народа, семейных отношений;

    осознание языка как основного средства мышления и общения людей, понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств, особенностей народной русской речи;

    положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка;

    способность к самооценке успешности в овладении языковыми средствами в устной и письменной речи; способность ориентироваться в понимании причин успешности и неуспешности в учёбе;

    эмоционально ценностное отношение к конкретным поступкам.

Учащиеся получат возможность для формирования:

    чувства сопричастности к развитию, сохранению самобытности языка родного народа;

    эстетических чувств на основе выбора языковых средств при общении;

    личностного смысла учения, для определения дальнейшего образовательного маршрута;

    способности регулировать своё поведение в соответствии с изученными моральными нормами и этическими требованиями;

    способности понимать чувства других людей и сопереживать им;

    ответственного отношения к собственному здоровью, к окружающей среде.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

    различать основные языковые средства: слова, словосочетания, предложения, текста;

    различать и называть: а) значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание); б) части речи, включая личные местоимения; в) основные типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окрашенности: вопросительные, повествовательные, побудительные, восклицательные;

    применять при письме правила орфографические (правописание падежных окончаний имён существительных, имён прилагательных, местоимений, личных окончаний глаголов, употребление мягкого знака после шипящих в глаголах), пунктуационные (употребление знаков препинания в конце предложения, запятой в предложениях с однородными  второстепенными  членами предложения);

    определять грамматические признаки имён существительных, имён прилагательных, глаголов;

    находить в тексте личные местоимения, предлоги, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;

    различать произношение и написание слов, находить способ проверки написания слова и выбирать нужную букву для обозначения звуков;

    грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку тексты (в 70–90 слов, 75–80 слов), включающие изученные орфограммы и пунктограммы;

    соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);

    ориентироваться в заголовке, оглавлении, ключевых словах с целью извлечения информации (уметь читать);

    осознанно  передавать содержание прочитанного текста, строить высказывание в устной и письменной формах;

    выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения.

Учащиеся получат возможность научиться:

    производить элементарные языковые анализы слов (звукобуквенный, по составу, как часть речи) в целях решения орфографических задач, синтаксический анализ предложений для выбора знаков препинания;

    соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);

    проверять правильность постановки ударения или произношения слова по словарю учебника (самостоятельно) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.);

    подбирать синонимы для  устранения повторов в тексте и более точного и успешного решения коммуникативной задачи;

    подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

    различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);

    оценивать уместность и точность использования слов в тексте;

    определять назначение второстепенных членов предложения: обозначать признак предмета, место, причину, время, образ действия и пр.;

    использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обмена мыслями, чувствами в устной и письменной речи (уметь слушать, читать и создавать небольшие тексты/высказывания) в учебных и бытовых ситуациях.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся на доступном уровне:

    осознавать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы;

    самостоятельно  формулировать задание: определять его цель,  планировать свои действия для реализации задач, прогнозировать результаты выполнения задания;

    осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении языковых задач, корректировать работу по ходу выполнения;

    руководствоваться правилом при создании речевого высказывания, следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника);

    адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками;

    ставить цель собственной познавательной деятельности (в рамках учебной и проектной деятельности) и удерживать ее.

 Учащиеся получат возможность научиться:

    осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату изучения темы;

    вносить необходимые коррективы в процесс решения языковых задач, редактировать устные и письменные высказывания;

    планировать собственную внеурочную деятельность (в рамках проектной деятельности) с опорой на учебники, рабочие тетради и деятельность, связанную с бытовыми жизненными ситуациями: отправление письма, телеграммы, поздравление с праздником и др.;

    регулировать своё поведение в соответствии с изученными моральными нормами и этическими требованиями.

Познавательные

Учащиеся научатся:

    ориентироваться по маршрутным листам учебников: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий, основываясь на своё целеполагание;

    предполагать, какая  дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочных материалах учебника, в детских энциклопедиях), выделять существенную информацию из читаемых текстов, сопоставлять информацию, полученную из  различных источников;

    строить речевое высказывание с позиций передачи информации, доступной для понимания слушателем;

    строить модели слов (звукобуквенные, морфемные), словосочетаний, предложений (в том числе, с однородными  членами предложения);

    находить, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать единицы языка: звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;

    осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений, текстов);

Учащиеся получат возможность научиться:

 • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;   

    осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

    строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; самостоятельно делать выводы;

    приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

    понимать тексты учебников, других художественных и научно популярных книг, определять главную мысль, озаглавливать тексты;

    передавать содержание в сжатом, выборочном, развёрнутом виде, в виде презентаций;

    владеть диалоговой формой речи;

Учащиеся получат возможность научиться:

• с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

    аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений;

    при работе группы задавать вопросы, уточнять план действий и конечную цель;

    адекватно использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач;

 

Содержание учебного предмета

1 класс

Речь. Предложение. Слово. Речь — способ общения людей. Значение языка и речи в жизни людей. Несловесные средства устного общения (интонация, мимика, жесты, позы). Диалог.

Выделение из потока речи высказываний в объёме предложений. Смысловое единство слов в предложении.

Развитие речи. Составление текста по рисунку и опорным словам. Составление развёрнутого ответа на вопрос. Упражнения по отработке чёткости произнесения слов. Составление устного рассказа по рисунку и опорным словам. Составление сборника «Весёлые скороговорки».

Слово и предложение.

Слова однозначные и многозначные (общее представление). Русский алфавит, или Азбука.

 

Выделение из потока речи высказываний в объёме предложений. Смысловое единство слов в предложении.

Орфография.

Большая буква в начале, знаки препинания в конце предложения.

2 класс

РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ 

Высказывание. Текст. Восстановление деформированного текста. Составление текста-повествования на предложенную тему.

Слово как часть речи (морфология) Число глагола. Изменение глагола по числамУпотребление глагола в речи. Правописание частицы НЕ  глаголами. Связь имён существительных с именами прилагательными в предложении, в словосочетании.

3 класс

РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ 

Речь . Наш язык. Речь как способ общения с помощью языко­вых средств. Речевое общение как мыслительно-речевая деятельность

Высказывание. Текст .  Тема  и основная мысль текста. Отражение темы в заголовке. Главная часть текста в раскрытии темы. Основная мысль (идея) текста.  Жанровое разнообразие текстов.

Развитие речи.  Сочинение по репродукции картины А.А.Рылова «В голубом просторе». Обучающее изложение «Клесты». Сочинение по репродукции картины И.Я. Билибина  «Иван-царевич и лягушка-квакушка». Подробное изложение повествовательного текста

(упр.101 с.56)

Слово и его значение (лексика)  Устойчивые словосочетания слов (фразеологизмы)

в словах.

Слово как часть речи (морфология) . Связь имен прилагательных с именами существительными.

Орфография  и пунктуация В каких значимых частях слова есть орфограммы? Повторение изу­ченных орфограмм.

4 класс

Высказывание. Текст . Текст и иго план. Признаки текста: смысл, заголовок текста, тема текста, основная мысль текста.  Типы текстов.

Развитие речи. Написание изложения по коллективно составленному плану. Изложение деформированного текста. Сочинение по картине.

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Сычёвская основная общеобразовательная школа имени заслуженного учителя

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Сычёвская основная общеобразовательная школа имени заслуженного учителя

Введение В связи с вступлением в силу 14 августа 2018 г

Введение В связи с вступлением в силу 14 августа 2018 г

Приказ Минпросвещения России от 08

Приказ Минпросвещения России от 08

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Родной язык (русский) является основой развития мышления и средством обучения в школе, поэтому его изучение неразрывно связано со всем процессом обучения на уровне начального общего…

Родной язык (русский) является основой развития мышления и средством обучения в школе, поэтому его изучение неразрывно связано со всем процессом обучения на уровне начального общего…

Учащиеся получат возможность научиться: • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения; • определять последовательность предложений в деформированном тексте, начало и…

Учащиеся получат возможность научиться: • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения; • определять последовательность предложений в деформированном тексте, начало и…

Коммуникативные Учащиеся научатся: • отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного; • выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре; • участвовать в коллективном обсуждении…

Коммуникативные Учащиеся научатся: • отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного; • выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре; • участвовать в коллективном обсуждении…

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Регулятивные

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Регулятивные

Учащиеся получат возможность научиться: • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова); • озаглавливать текст; • задавать вопросы,…

Учащиеся получат возможность научиться: • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова); • озаглавливать текст; • задавать вопросы,…

НЕ; • осознавать роль изучения словосочетаний в курсе русского языка, их общность со словом в назначении — назвать предмет, явление; • вставок букв списывать тексты…

НЕ; • осознавать роль изучения словосочетаний в курсе русского языка, их общность со словом в назначении — назвать предмет, явление; • вставок букв списывать тексты…

Учащиеся получат возможность научиться: • участвовать в диалоге (относиться к мнению других, задавать вопросы, уточнять, высказывать свою точку зрения); • соблюдать в повседневной жизни нормы…

Учащиеся получат возможность научиться: • участвовать в диалоге (относиться к мнению других, задавать вопросы, уточнять, высказывать свою точку зрения); • соблюдать в повседневной жизни нормы…

Учащиеся получат возможность научиться: • производить элементарные языковые анализы слов (звукобуквенный, по составу, как часть речи) в целях решения орфографических задач, синтаксический анализ предложений для…

Учащиеся получат возможность научиться: • производить элементарные языковые анализы слов (звукобуквенный, по составу, как часть речи) в целях решения орфографических задач, синтаксический анализ предложений для…

Познавательные Учащиеся научатся: • ориентироваться по маршрутным листам учебников: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания, осуществлять выбор…

Познавательные Учащиеся научатся: • ориентироваться по маршрутным листам учебников: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания, осуществлять выбор…

Выделение из потока речи высказываний в объёме предложений

Выделение из потока речи высказываний в объёме предложений
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.07.2020