ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МО «БРАТСКИЙ РАЙОН»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« ПОКОСНИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заседание ШМО учителей Заседание МС Приказ №________
начальных классов МКОУ «Покоснинская от
МКОУ «Покоснинская СОШ» «___» _________2016г.
СОШ» Протокол № _____ Директор МКОУ
Протокол «1 от «___» августа 2016г. «Покоснинская СОШ»
от «__» августа 2016г. Зам.директора по УВР МО «Братский район»
Руководитель МО Кузьмина Г.В. ________ Хрипач Ю.Н._________
Россало Е.Н.__________
Рабочая программа
учебного предмета (курса)
«Русский язык»
Специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
для учащихся 2 класса
на 2016 - 2017 учебный год
Образовательная область: «Филология»
Количество часов 170
Количество контрольных работ 12
Развитие речи 12
Разработала:
учитель начальных классов
1 категории
Ковалева М.И.
2016 г.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по русскому языку для начальных классов общеобразовательного учреждения разработана на «Русский язык. 1 – 4 классы» Э.В.Якубовская, Н.В.Павлова, - М.: Просвещение, 2013.
· Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273.
· Федеральными государственными образовательными стандартами и основной образовательной программой начального общего образования на 2016 -2020 учебные годы ОУ.
· Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2016 -2020 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. №253.
· Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Минобразования России от 05.03.2004 №1089.
· Приказ Министерства образования и науки РФ о введении ФГОС начального общего образования № 373 от 06.10.2009.
· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом от 6 октября 2009 г. № 373» № 1241 от 26 ноября 2010 г.
· Основная образовательная программа МКОУ «Покоснинская СОШ»
· Сборник рабочих программ 1-4 классы «Школа России». Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012. – (Стандарты второго поколения).
· Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч. Ч. 1 / [М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова и др.]; под редакцией Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2012. - (Стандарты второго поколения).
В младших классах детям с ограниченными возможностями здоровья даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка.
Рабочая программа составлена на основании изложения материала в учебнике.
В том случае, когда программой предусмотрен большой объем материала, основная тема в соответствии с материалом учебника, разделена на блоки.
Упражнения в связной устной и письменной речи, словарные слова, обозначенные в программе, изучаются в процессе изучения всего программного материала по русскому языку. Упражнения по чистописанию проводятся на каждом уроке, содержание занятий связывается с материалом урока.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
Цель обучения: обеспечить целостный процесс обучения письму ребёнка с нарушением интеллекта, нуждающегося в комплексной реабилитации.
Задачи:
1. Адаптация учебной программы по чтению и письму для 2 класса к индивидуальным возможностям детей, нуждающихся в комплексной реабилитации.
2. Обеспечение овладения обучающимися конкретными навыками чтения и письма:
- выделение на слух звука в слове при произношении;
- соотнесение звука и буквы;
- слияние звуков в слоги и чтение слоговых структур;
- умение отвечать на вопросы.
3. При обучении письму научить грамотному начертанию букв, соединению их в слоги, в слова.
4. Упражнения в написании элементов букв, букв, слогов и слов на основе звуко-буквенного анализа.
5. На уроках значительное место отводится развитию речи.
Принципы реализации программы:
· индивидуально - личностный подход к каждому ребенку;
· коллективизм;
· креативность (творчество);
· ценностно-смысловое равенство педагога и ребенка;
· научность;
· сознательность и активность учащихся;
· наглядность.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Формы: игры, упражнения, практические задания, тренинги, конструирование ситуаций, развлечения - загадки, задачи-шутки, ребусы, конкурсы и др.
Методы:
наглядность;
· взаимодействие;
· поощрение;
· наблюдение;
· коллективная работа, работа в парах;
· игра.
Приемы:
· анализ и синтез;
· сравнение;
· аналогия;
· обобщение.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Учащиеся должны уметь:
анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, р — л, свистящие и шипящие, аффрикаты, твердые и мягкие на слух, в произношении, написании;
списывать по слогам с рукописного и печатного текста;
писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа;
писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку;
составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста.
знать:
прописные и строчные буквы;
гласные и согласные буквы;
звонкие и глухие согласные;
твердые и мягкие согласные;
знак ударения;
правила переноса слов;
правила правописания имен и фамилий людей, кличек животных;
правила оформления предложения.
Основное содержание учебного предмета.
ПОВТОРЕНИЕ
1. Звуки и буквы
2. Слово.
Предложение.
ЗВУКИ И БУКВЫ
Звуки гласные и согласные, их различение.
Гласные ударные и безударные. Их различение в двусложных словах. Постановка знака ударения.
Слог.
Слова с гласной э.
Слова с буквами и и й, их различение.
Слова с гласными и, е, ю, я в начале слова и после гласных.
Согласные звонкие и глухие, артикулярно - сходные (р — л), свистящие и шипящие, аффрикаты, их различение на слух и в произношении. Написание слов с этими согласными.
Согласные твердые и мягкие, их различение на слух и в произношении. Обозначение мягкости согласных буквами и, е, ю, я.
Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце слова.
Практические упражнения в чтении и написании слов с разделительными ь и ъ.
СЛОВО
Изучение слов, обозначающих предметы:
называние предметов и различение их по вопросам кто? что?;
называние одного предмета и нескольких одинаковых предметов (стол — столы; рама — рамы);
различение основных частей хорошо знакомых предметов (стул — спинка, сиденье, ножки);
сравнение двух предметов и определение признаков различия и сходства (стакан — кружка, кушетка — диван).
Умение различать слова по их отношению к родовым категориям (игрушка, одежда, обувь и др.).
Большая буква в именах, фамилиях людей, в кличках животных.
Изучение слов, обозначающих действия:
называние действий предметов по вопросам что делает? что делают?
группировка действий по признаку их однородности (кто как голос подает, кто как передвигается);
различение предметов по их действиям (птица летает, а рыба плавает);
умение согласовывать слова, обозначающие действия, со словами, обозначающими предметы.
Знакомство с предлогом как отдельным словом (в, из, на, у, с). Раздельное написание предлога со словом, к которому он относится (под руководством учителя).
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне, взятых из словаря.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Практическое знакомство с построением простого предложения:
-составление предложения по вопросу, картинке, на тему, предложенную учителем;
- заканчивание начатого предложения (Собака громко...);
-составление предложения из слов, данных в нужной форме вразбивку;
-выделение предложения из текста.
Написание прописной буквы в начале предложения и точки в конце предложения.
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО ЗА ГОД
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» относится к предметной области «Филология» для 2 класса. Разработана в соответствии с учебным планом общеобразовательного учреждения, реализующего программу начального общего образования на 2016-2017 год. Программа рассчитана на 4 года (1-4 класс), 2 класс - 5 часов в неделю, всего 170 часов (34 учебных недель).
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ЧЕТВЕРТЯМ
1 четверть |
2 четверть |
3 четверть |
4 четверть |
За год |
45ч. |
35ч. |
50ч. |
40ч. |
170ч |
Учебно-методические средства обучения
Учебник:
1. Э.В.Якубовская, Н.В.Павлова, Учебник русского языка для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, - М., .»Просвещение», 2013.
Дополнительная литература:
1. В.В.Воронкова Программы подготовительного и 1 – 4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида, - М., .»Просвещение», 2013.
2. Э.В.Якубовская, Рабочая тетрадь по русскому языку в двух частях. – М., «Просвещение», 2013.
3. В.В.Воронкова, «Уроки русского языка во 2 классе». Пособие для учителей, - М., «ВЛАДОС», 2013.
4. Е.М.Матвеева. Русский язык. 2 класс: конспекты уроков в двух частях, - Волгоград: Учитель, 2013.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
I ЧЕТВЕРТЬ
Основные цели и задачи:
1. Повторить понятия «звук» и «буква». Закреплять умения различать звуки и буквы.
2. Формировать умение проводить звукобуквенный анализ слов. Развивать фонематический слух.
3. Закреплять знания о правиле написания предложений. Упражнять в определении границ предложения.
4. Познакомить учащихся с парными согласными. Дать установку на запоминание пар согласных.
5. Развивать умения дифференцировать свистящие и шипящие звуки.
6. Развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание, память.
7. Воспитывать усидчивость, трудолюбие.
№ урока |
Тема урока |
Дата проведения
|
|
плановая |
фактическая |
||
1. |
Звуки и буквы. Выделение звуков и букв в словах. |
|
|
2. |
Установление количества и последовательности звуков и букв в слове. |
|
|
3. |
Позиция звука в слове. |
|
|
4. |
Дописывание слов. Составление слов из букв разрезной азбуки. |
|
|
5. |
Предложение. |
|
|
6. |
Изменение смысла слова с изменением гласной и согласной букв. |
|
|
7. |
Стечение согласных в начале слова. |
|
|
8. |
Сравнение пар слов, отличающихся одним звуком. |
|
|
9. |
Наращивание слов. |
|
|
10. |
Изменение значения слова с перестановкой букв в словах. |
|
|
11. |
Стечение согласных в начале, середине и конце слова. |
|
|
12. |
Слова со стечением согласных. Составление предложений с данными словами. |
|
|
13. |
Сравнение пары слов типа мост-мосты. |
|
|
14. |
Предложение. Дополнение предложений. |
|
|
15. |
Составление предложений. Схема предложения. |
|
|
16. |
Списывание предложений с различными заданиями. |
|
|
17. |
Заглавная буква в начале предложения. |
|
|
18. |
Р.р. Определение границ предложения. Составление предложений. |
|
|
19. |
Контрольный диктант по теме «Слова со стечением согласных. Предложение» |
|
|
20. |
Работа над ошибками. Закрепление пройденного материала. |
|
|
21. |
Гласные звуки и буквы. Выделение гласных звуков и букв в словах. |
|
|
22. |
Буква «Э» в начале слова. |
|
|
23. |
Р.р. Составление предложений по схемам и картинкам. |
|
|
24. |
Согласные звуки и буквы. |
|
|
25. |
Составление слов на заданную букву. |
|
|
26. |
Контрольное списывание. |
|
|
27. |
Звонкие и глухие согласные. |
|
|
28. |
Парные согласные. |
|
|
29. |
Дифференциация «п – б» |
|
|
30. |
Дифференциация «в - ф» |
|
|
31. |
Дифференциация «т - д» |
|
|
32. |
Изменение смысла слова с заменой согласной. |
|
|
33. |
Дифференциация «г - к» |
|
|
34. |
Дифференциация «з - с» |
|
|
35. |
Парные звонкие и глухие согласные. Дифференциация «з –с» |
|
|
36. |
Дифференциация «ж -ш» |
|
|
37. |
Свистящие и шипящие согласные. Дифференциация «с – ш» |
|
|
38. |
Дифференциация «з», «ш», «ж», «с». |
|
|
39. |
Дифференциация «ж – з» |
|
|
40. |
Р.р. Составление предложений по картинке и вопросам. |
|
|
41. |
Согласная «р» |
|
|
42. |
Согласная «л» |
|
|
43. |
Контрольный диктант за первую четверть. |
|
|
44. |
Работа над ошибками |
|
|
45. |
Закрепление знаний. |
|
|
II четверть
Основные цели и задачи:
1. Дифференцировать звуки и буквы «ч», «ц», «щ», «т», «с».
2. Продолжить работу над развитием навыков звуко-буквенного и слогового анализа слов.
3. Познакомить со способом обозначения мягкости и твердости согласных соответствующими гласными.
4. Уточнить, что «ь» не обозначает звука и является показателем мягкости предшествующего согласного.
5. Продолжить работу над развитием умения дополнять предложения.
6. Развивать фонематический слух.
7. Воспитывать положительную мотивацию к учебе.
№ урока |
Тема урока |
Дата проведения
|
||
плановая |
плановая |
|||
47. |
Согласная «ч» |
|
|
|
48. |
Согласная «щ» |
|
|
|
49. |
Дифференциация «ч», «щ», «ц». |
|
|
|
50. |
Дифференциация «ч», «т», «ш», «с», «ц». |
|
|
|
51. |
Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных гласными «е», «ё», «ю», «я», «и». |
|
|
|
52. |
Выделение твёрдых и мягких согласных в словах. |
|
|
|
53. |
Сравнение произношения и написания твёрдых и мягких согласных. |
|
|
|
54. |
Обозначение мягкости – твёрдости согласных буквами «и», «ы». |
|
|
|
55. |
Обозначение мягкости – твёрдости согласных буквами «ю», «у». |
|
|
|
56. |
Обозначение мягкости – твёрдости согласных буквами «я», «а». |
|
|
|
57. |
Дополнение предложений. Закрепление знаний о твёрдости – мягкости. |
|
|
|
58. |
Написание твёрдых согласных с гласными «а», «о», «у», «ы» и мягких – с «я», «ю», «е», «ё», «и». |
|
|
|
59. |
Диктант по теме «Твёрдые и мягкие согласные» |
|
|
|
60. |
Работа над ошибками. |
|
|
|
61. |
Буква «ь» для обозначения мягкости согласных в конце слова. |
|
|
|
62. |
Сравнение пар слов типа угол – уголь. Правило написания слов с «ь» знаком на конце. |
|
|
|
63. |
Выделение и правописание слов с буквой «ь» на конце. |
|
|
|
64. |
Упражнение в правописании слов с «ь» на конце. |
|
|
|
65. |
Дополнение предложений. Выделение слов с «ь» на конце. |
|
|
|
66. |
Обозначение мягкости согласных буквой «ь» в конце слова. |
|
|
|
67. |
Диктант по теме «Обозначение мягкости согласных буквой «ь» в конце слова». |
|
|
|
68. |
Работа над ошибками. |
|
|
|
69. |
Слова с буквами «е», «ё», «ю», «я» в начале слова и после гласной. |
|
|
|
70. |
Гласная «е» в начале слова и после гласной. |
|
|
|
71. |
Гласная «ё» в начале слова и после гласной. |
|
|
|
72. |
Гласная «ю» в начале слова и после гласной. |
|
|
|
73. |
Гласная «я» в начале слова и после гласной. |
|
|
|
74. |
Упражнения в написании слов с гласными «е», «ё», «ю», «я» в начале слова и после гласной. |
|
|
|
75. |
Контрольное списывание с грамматическим заданием. |
|
|
|
76. |
Работа над ошибками. Выделение гласных «е», «ё», «ю», «я» в начале слова и после гласной. |
|
|
|
77. |
Предложение. Схемы предложений. Выделение гласных «е», «ё», «ю», «я» в начале слова и после гласной. |
|
|
|
78. |
Р.р. Составление рассказа по опорным словам. |
|
|
|
79. |
Контрольный диктант за II четверть. |
|
|
|
80 |
Работа над ошибками. Словарный диктант. |
|
|
|
III четверть
Основные цели и задачи:
1. Продолжить упражнять в звукобуквенном анализе слов. Развивать фонематический слух.
2. Развивать умение правильно переносить слова.
3. Упражнять учащихся в постановке вопросов к словам, обозначающим живые и неживые предметы.
4. Познакомить с вопросами, на которые отвечают слова, обозначающие предметы и действия предметов.
5. Развивать речь учащихся на основе выполнения упражнений по составлению предложений к картинкам.
6. Воспитывать аккуратность при самостоятельной работе в тетрадях.
№ урока |
Тема урока |
Дата проведения
|
|||
плановая |
плановая |
||||
|
|
|
|||
82. |
Слова со звуком и буквой «й» |
|
|
||
83. |
Различение слов с буквами «и –й» |
|
|
||
84. |
Перенос слова. |
|
|
||
85. |
Основное правило переноса слов. |
|
|
||
86. |
Перенос слова по слогам. |
|
|
||
87. |
Перенос слова по слогам. |
|
|
||
88. |
Перенос слова по слогам. |
|
|
||
89. |
Ударение. Ударный слог. Ударная гласная в двусложных словах. |
|
|
||
90. |
Упражнения в постановке ударения в словах. |
|
|
||
91. |
Упражнения в постановке ударения в словах. |
|
|
||
92. |
Проверочный диктант по теме «Перенос слова. Ударение». |
|
|
||
93. |
Работа над ошибками. Закрепление знаний по теме «Перенос слова». |
|
|
||
94. |
Слова, обозначающие предметы. Предмет и его название. |
|
|
||
95. |
Слова, отвечающие на вопрос «Что это?». |
|
|
||
96. |
Слова, отвечающие на вопрос «Кто это?». |
|
|
||
97. |
Различение названий предметов по вопросам «Кто это?», «Что это?» |
|
|
||
98. |
Упражнения в постановке вопросов к словам, обозначающим предметы. |
|
|
||
99. |
Слова, обозначающие один или несколько одинаковых предметов. |
|
|
||
100. |
Слова, обозначающие части предмета. |
|
|
||
101. |
Нахождение общего и различного между двумя предметами. |
|
|
||
102. |
Соотнесение слов, обозначающих родовые и видовые категории. Постановка к ним вопросов. |
|
|
||
103. |
Проверочный диктант по теме «Слова, обозначающие предметы» |
|
|
||
104. |
Работа над ошибками. |
|
|
||
105. |
Заглавная буква в именах людей. |
|
|
||
106. |
Заглавная буква в фамилиях людей. |
|
|
||
107. |
Правописание имён и фамилий людей. Употребление их в речи. |
|
|
||
108. |
Правописание имён и фамилий людей. Употребление их в речи. |
|
|
||
109. |
Заглавная буква в кличках животных. |
|
|
||
110. |
Правописание имён собственных. |
|
|
||
111. |
Р.р. Употребление имён собственных в предложении. Составление предложений по рисункам и вопросам. |
|
|
||
112. |
Опрос по теме «Заглавная буква в именах фамилиях, отчествах людей, в кличках животных» |
|
|
||
113. |
Работа над ошибками. Закрепление пройденного. |
|
|
||
114. |
Слова, обозначающие действия. |
|
|
||
115. |
Слова, обозначающие действие одушевлённых предметов. |
|
|
||
116. |
Дополнение предложений словами, обозначающими действие предметов. |
|
|
||
117. |
Упражнения в постановке вопросов к словам – действиям. |
|
|
||
118. |
Группировка действий по признакам их однородности. |
|
|
||
119. |
Согласование слов, обозначающих названия предметов, и слов – действий. |
|
|
||
120. |
Упражнения в постановке вопросов к словам – действиям. |
|
|
||
121. |
Р.р. Составление предложений по картинкам. |
|
|
||
122. |
Работа с деформированным предложением. |
|
|
||
123. |
Работа с деформированным предложением. |
|
|
||
124. |
Работа с деформированным предложением. |
|
|
||
125. |
Р.р. Составление ответов на вопросы. |
|
|
||
126. |
Р.р. Составление предложений по картинкам с использованием слов – действий. |
|
|
||
127. |
Контрольный диктант. |
|
|
||
128. |
Работа над ошибками. |
|
|
||
129. |
Закрепление пройденного. |
|
|
||
130. |
Закрепление пройденного. |
|
|
||
IV четверть
Основные цели и задачи:
1. Формировать у детей представление о предлоге как слове и его роли в предложении.
2. Продолжить работу над развитием умения составлять предложения из разрозненных слов, а также по опорным словам и вопросам.
3. Отрабатывать навыки анализа предложения.
4. Закрепить умения выделять в предложении слова, обозначающие предметы (действия) и ставить к ним вопросы.
5. Развивать навыки грамотного письма, внимание.
6. Воспитывать положительную мотивацию, трудолюбие.
№ урока |
Тема урока |
Дата проведения
|
|||
плановая |
плановая |
||||
|
|
|
|||
132. |
Знакомство с предлогами «с», «в». |
|
|
||
133. |
Знакомство с предлогами «из», «на», «у». |
|
|
||
134. |
Раздельное написание предлога со словом, к которому оно относится. |
|
|
||
135. |
Упражнения в написании предлогов с другими словами. |
|
|
||
136. |
Составление предложений по схемам. Выделение предлогов. (С исп. ИКТ) |
|
|
||
137. |
Составление предложений из разрозненных слов. Выделение предлогов. |
|
|
||
138. |
Р.р.Составление предложений по опорным словам и вопросам. |
|
|
||
139. |
Проверочный диктант по теме «Предлог» |
|
|
||
140. |
Работа над ошибками. Закрепление знаний о предлогах. |
|
|
||
141. |
Предложение как единица речи. |
|
|
||
142. |
Интонационная законченность предложения. |
|
|
||
143. |
Точка в конце предложения. |
|
|
||
144. |
Заглавная буква в начале предложения. |
|
|
||
145. |
Заглавная буква в начале предложения и точка в конце. |
|
|
||
146. |
Изменение слов в предложении по смыслу. |
|
|
||
147. |
Изменение слов в предложении по смыслу. |
|
|
||
148. |
Дополнение предложений. |
|
|
||
149. |
Дополнение предложений. |
|
|
||
150. |
Р.р. Дополнение предложений подходящими по смыслу словами. |
|
|
||
151. |
Выделение в предложении слов, обозначающих предметы. |
|
|
||
152. |
Выделение в предложении слов, обозначающих действия. |
|
|
||
153. |
Работа над деформированным предложением. |
|
|
||
154. |
Р.р. Подбор предложений к сюжетным картинкам. Составление предложений. |
|
|
||
155. |
Р.р. Работа над деформированным текстом. |
|
|
||
156. |
Составление ответов на вопросы. |
|
|
||
157. |
Условно-графическое обозначение предложений. |
|
|
||
158. |
Выделение главных слов в предложении. |
|
|
||
159. |
Годовой контрольный диктант. |
|
|
||
160. |
Работа над ошибками. Закрепление пройденного. |
|
|
||
161. |
Повторение. Выделение гласных и согласных звуков и букв. |
|
|
||
162. |
Заглавная буква в именах, фамилиях людей. |
|
|
||
163. |
Правописание слов с твёрдыми и мягкими согласными. |
|
|
||
164. |
Выделение слов, обозначающих названия предметов, слов-действий. |
|
|
||
165. |
Правописание слов со стечением согласных. Правописание предлогов. |
|
|
||
166. |
Ударение. Ударный слог. Деление слов на слоги. |
|
|
||
167. |
Обобщение пройденного материала. Словарный диктант. |
|
|
||
168. |
Обобщение и закрепление пройденного материала |
|
|
||
169. |
Обобщение и закрепление пройденного материала |
|
|
||
170. |
Обобщение и закрепление пройденного материала |
|
|
||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.