ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ по теме: «Современный урок физической культуры как основа здоровьесбережения школьника»
Оценка 4.6

ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ по теме: «Современный урок физической культуры как основа здоровьесбережения школьника»

Оценка 4.6
docx
31.03.2023
ПРОГРАММА  САМООБРАЗОВАНИЯ по теме: «Современный урок физической культуры  как основа здоровьесбережения школьника»
моя САМООБРАЗ.docx

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Садовская средняя общеобразовательная школа»                                                                                                                   

 

 

«Рассмотрено»                                                                                          «Утверждено»

на заседании методического                                                                     директор школы

обьединения                                                                                                ------------Ю.В.Степанова

протокол №                                                                                               приказ №

дата: __.___._____года                                                                               дата:___.___._____года

Руководитель МО

_________/___________

 

 

 

ПРОГРАММА

САМООБРАЗОВАНИЯ

по теме: «Современный урок физической культуры

 как основа здоровьесбережения школьника»

 

 

 

 

 

 

УЧИТЕЛЯ  ФИЗИЧЕСКОЙ  КУЛЬТУРЫ

 

ЦЫМБАЛЕНКО ОКСАНЫ ИВАНОВНЫ

 

 

 

 

2020-2023 гг

 

                  

Девять десятых нашего счастья

                                                                                                  зависит от здоровья.

 Артур Шопенгауэр

 

ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ:

 «Современный урок физической культуры как основа здоровьесбережения школьника»

 

Актуальность  темы:

Как известно, хорошее здоровье способствует успешному обучению, а успешное обучение – улучшению здоровья. Образование и здоровье неразделимы. В последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся.  

Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несет система образования. Мы все острее понимаем свою ответственность за благополучие новых поколений. На первый план выступает воспитание у детей потребности в здоровье как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни.

 Современный урок физической культуры должен способствовать здоровьесбережению школьника. Необходимо обеспечить здоровьесберегающие условия обучения детей: нагрузка на уроке должна быть индивидуализирована, рациональна, должна приводить к успеху без переутомления и утраты здоровья. Важно, чтобы на уроках физической культуры происходило реальное воспитание культуры здоровья, формирование потребности вести здоровой образ жизни, противостоять вредным привычкам.

 Для повышения мотивации к занятиям физической культуры необходимо создание здорового психологического климата на уроке, использование ИКТ, учет мнения учеников при оценивании (самооценка, взаимооценка), индивидуальный подход с учетом физических способностей каждого ученика.

Совершенствование качества обучения ~ воспитания в средней школе напрямую зависит от личности учителя.  Неоспоримо, необходимо повышать свой профессиональный уровень, работать и использованием на уроках современных педагогических технологий, заниматься самообразованием.

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда  предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие  требования. Для   того, чтобы учить других,  нужно знать больше, чем все остальные.

 

 

 

 

 

 

1.      ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Программа самообразования

Основание для разработки программы

Образовательная программа школы.

«Совершенствование качества образования , обновление содержания и педагогических технологий в условиях реализации ФГОС».

Цель программы

Повышение интереса к занятиям физической культурой   посредством создания здоровьесберегающих условий обучения школьников.

Задачи программы

- творчески применять профессионально-педагогические знания в решении конкретных учебных и воспитательных задач с учетом возрастных, индивидуальных, социально-психологических особенностей учащихся;

- формировать интерес учащихся к занятиям физической культурой;

- организовать учебно-воспитательную работу с учащимися на уровне современных психолого-педагогических, медико-биологических, дидактических и методических требований;

- выбирать и творчески применять методы, средства и организационные формы учебной, воспитательной, физкультурно-оздоровительной и других видов деятельности учащихся в соответствии с решаемыми задачами;

- формировать знания, умения и навыки, необходимые учащимся для самостоятельного использования средств физической культуры в процессе своего самосовершенствования.

- учитывать и оценивать результаты   работы  с целью определения новых задач

 

 

Срок реализации

2020 -2023г

Основные разделы программы

1.Паспорт программы.

2.Информационная справка об учителе.

3.Цель и задачи программы.

4.Этапы работы.

5. Направления и формы реализации программы.

6.Перспективный план работы.

7.Предполагаемые результаты.

 

 

2. ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА ОБ УЧИТЕЛЕ

1. ФИО: Цымбаленко Оксана Ивановна

2. Число, месяц, год рождения:  09.06.1971 г.

3. Образование: высшее

4. Должность: учитель физической культуры

5. Стаж педагогической деятельности: 29 лет

6. Срок работы в МКОУ «Садовская СОШ» 29 лет

7. Квалификационная категория: высшая

8. Повышение курсов повышения квалификации: 2018 – 2019г.

 

 

3. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РОГРАММЫ

   Цели: Повышение интереса к занятиям физической культурой   посредством создания здоровьесберегающих условий обучения школьников.

   Задачи:

- творчески применять профессионально-педагогические знания в решении конкретных учебных и воспитательных задач с учетом возрастных, индивидуальных, социально-психологических особенностей учащихся;

- формировать интерес учащихся к занятиям физической культурой;

- организовать учебно-воспитательную работу с учащимися на уровне современных психолого-педагогических, медико-биологических, дидактических и методических требований;

- выбирать и творчески применять методы, средства и организационные формы учебной, воспитательной, физкультурно-оздоровительной и других видов деятельности учащихся в соответствии с решаемыми задачами;

- формировать знания, умения и навыки, необходимые учащимся для самостоятельного использования средств физической культуры в процессе своего самосовершенствования.

- учитывать и оценивать результаты   работы  с целью определения новых задач

 

4. ЭТАПЫ РАБОТЫ

 

                 Этапы работы

 

Вид деятельности

Диагностический

 

2020-2021 г.г.

1. Анализ профессиональных затруднений.

2. Определение целей и задач темы.

3. Составление плана работы по выбранной теме самообразования.

4.Курсы повышения  квалификации учителей.

5.Изучение методической, педагогической и психологической  литературы.

Прогностический

 

2020-2021 г.г.

1. Выступление с отчетом по итогам реализации практического этапа на МО учителей  начальных классов.

2.  Изучение опыта работы педагогов по выбранной теме.

3. Систематизация  материалов методической, педагогической и психологической литературы по теме.

4.Корректировка работы.

Практический,

обобщающий

 

2021-2023 г.г.

2021-2023 г.г.

1.Открытые уроки на школьном  уровне.

2.Участие на олимпиадах, конкурсах, конференциях.

3. Посещение семинаров.

4.Самоанализ и самооценка своих уроков.

5. Выступление на заседании МО учителей  начальных классов по теме самообразование.

6.Оформление результатов работы. Размещение на пед.сайтах.

 

 

 

5. НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

Основные  направления

Действия  и  мероприятия

 

Профессиональное

1. Постоянно  знакомиться  с  современными  исследованиями  ученых  в  области  преподавания  предмета  «Физическая  культура».

2. Знакомиться  с  новыми  примерными  и  авторскими  программами  по  физической  культуре, концепциями  обучения, их  оценками.

3. Изучать  новую  литературу  по  физической  культуре  и  методике  преподавания.

4. Своевременно  повышать  квалификацию  на  курсах  для  учителей  физической  культуры,

5. Принимать  активное  участие  в  работе  районного  методического объединения  учителей  физической  культуры.

6. Посещать  уроки  коллег  и  участвовать  в  обмене  опытом.

7. Периодически  проводить  самоанализ  своей  профессиональной  деятельности.

8.  Проводить  открытые  уроки  для  анализа  со  стороны  коллег.

9. Организовывать     внеклассную  деятельность  по  предмету.

10. Систематически  просматривать  спортивные  телепередачи.

11. Посещать  семинары, конференции, организованные  на  разных  уровнях.

12. . Участвовать  на  соревнованиях  различных  уровней

 

 

 

 

 

Психолого-педагогическое

 

1. Совершенствовать  свои  знания  в  области  классической  и  современной  психологии  и  педагогики.

2. Изучать  современные  психологические  методики.

3. Создание  пакета  психолого-педагогических  материалов  для  учителя.

 

 

Методическое

 

1. Знакомиться  с  новыми  педагогическими  технологиями, формами, методами  и  приемами  обучения  через  предметные  издания

- Физическая  культура  в  школе

- Спорт  в  школе

- Теория  и  практика  физической  культуры.

2. Изучать  прогрессивный  опыт  коллег  по  организации  различных  форм  уроков  физической  культуры.

3. Посещать  библиотеки, изучать  научно-методическую  и  учебную  литературу.

4. Проводить  мастер-классы  для  коллег  по  работе, учителей  района.

5. Разрабатывать  разные  формы  уроков, внеклассных  мероприятий, учебных  материалов.

6. Внедрять  в  учебный  процесс  новые  формы  оценивания  физического  состояния  учащихся:

- оценка  физической  подготовленности  2  раза  в  течение  учебного  года;

- «Президентские тесты».

7. Создавать  комплект  дидактики  по  предмету (индивидуальные  планы  тренировок, оптимально-минимальный  уровень (стандарт)  физической  подготовленности  учащихся, контрольные  тесты-упражнения).

8.Создавать  пакет  материалов  по  педагогическим  технологиям.

10. Создавать  пакет  сценариев  уроков  с  применением  информационных  технологий.

ИКТ

1. Обзор  в  Интернете  информации  по  преподаваемому  предмету, психологии, педагогике, педагогических  технологий.

2. Изучать  информационно-компьютерные  технологии  и  внедрять  их  в  учебный  процесс.

Охрана  здоровья

1. Своевременно  обновлять  инструкции  по  ТБ  на  уроках  физической  культуры, на  занятиях  секции.

2. Внедрять  в  образовательный  процесс  здоровьесберегающие  технологии.

3. Вести  здоровый  образ  жизни, заниматься  спортом, физическими  упражнениями.

 

 

6. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ

 

Раздел плана

Форма работы

Практические выходы

Отчет о выполнении/

сроки

Сентябрь

Работа с детьми

Проведение Дня Здоровья.

Организация подвижных игр

Проведение физкультурных занятий День здоровья.

Учить детей охранять и укреплять свое здоровье

Развивать эмоциональную сферу. Формировать гармоничную личность.

Формировать потребность в двигательной активности, навыки здоровьесбережения.

Фотоотчет

 

Фотоотчет

(ежедневно)

(в течение года).

Работа с родителями

Индивидуальные беседы с родителями по темам.

Предоставление родителям педагогической информации по данной теме

Конспект

(в течение года).

Самореализация

Изучение программы по образовательной области «здоровье»

Повышение знаний, сбор материала

Октябрь

Работа с детьми

Проведение динамических пауз во время уроков

 

Проведение релаксации

 

Проведение утренней гимнастики

В качестве профилактики утомления

 

В качестве профилактики непропорциональной нагрузки на мышцы.

 

В целях укрепления организма

 

Фотоотчет

(в течение года)

 

(в течение года)

 

(каждый день)

Работа с родителями

Консультация для родителей «Берегите глазки»

Предоставление родителям педагогической информации по данной теме

Конспект

Самореализация

Работа с книгой Ткаченко Т.А. «Развиваем мелкую моторику»

Повышение знаний, сбор материала

Ноябрь 

Работа с детьми

Проведение мероприятия

 

День рекордов

Развивать эмоционально- волевую сферу и игровую деятельность

Фотоотчет

(по плану).

Работа с родителями

Консультация для родителей «Агрессивные дети»

Предоставление родителям педагогической информации по данной теме

Конспект

Самореализация

Обновление уголка здоровья.

 

Продолжение работы с книгой Ткаченко Т.А. «Развиваем мелкую моторику»

Создание условий для сохранения здоровья

Повышение знаний, сбор материала

(в течение года)

Декабрь

Работа с детьми

Проведение новогоднего

Спортивного праздника.

Развивать эмоционально- волевую сферу и игровую деятельность

Фотоотчет

(по плану)

Самореализация

Анализ заболеваемости в зимний период

Сбор аналитической информации

Декабрь-февраль

Январь

Работа с детьми

Проведение мероприятия

(по плану).

 

День здоровья.

Формировать потребность в двигательной активности, развивать умение сознательно вырабатывать полезные привычки.

( в течение года)

 

(по плану)

Работа с родителями

Консультация для родителей « Что мы знаем о здоровье?»

Предоставление родителям педагогической информации по данной теме

Конспект

Самореализация

Продолжение изучение программы по образовательной области «Физическая культура»»

Повышение знаний, сбор материала

Февраль

Работа с детьми

Проведение утренника к Дню Защитника Отечества.

 

День здоровья.

Развивать эмоционально- волевую сферу и игровую деятельность

Фотоотчет

февраль

Работа с родителями

Консультация

 «Отец как воспитатель»

Предоставление родителям педагогической информации по данной теме

Конспект

март

Самореализация

Работа с книгой Т. А. Шорыгиной «Беседы о здоровье»

Повышение знаний, сбор материала

 

По плану

Март 

Работа с детьми

Проведение утренника к 8 Марта.

День здоровья.

 

Развивать эмоционально- волевую сферу и игровую деятельность

Фотоотчет

Самореализация

Работа с методической литературой

по здоровьесбере-

жению

Повышение знаний, сбор материала

Апрель

Работа с детьми

Игры на свежем воздухе.

 

День здоровья.

 

 

Мониторинг

Развивать эмоционально- волевую сферу и игровую деятельность

Подведение итогов эффективности использования современных здоровьесбере-гающих технологий

Фотоотчет

(в течение года)

 

 

 

(по плану)

Работа с родителями

Консультация «Готовность к 5 классу»

Предоставление родителям педагогической информации по данной теме

Конспект

 

май

Самореализация

Продолжение изучения основной примерной программы «Мир открытий» по образовательной области «Здоровье»

Повышение знаний, сбор материала

(в течение года)

Май

Работа с детьми

Проведение праздника «День Победы»

День здоровья.

Развивать эмоционально- волевую сферу и игровую деятельность

Фотоотчет

(по плану)

Работа с родителями

Консультация «Что такое ЗОЖ?»

 

Предоставление родителям педагогической информации по данной теме

Подведение итогов работы. Анализ результатов совместной деятельности

конспект

Самореализация

Продолжение изучения основной примерной программы «Мир открытий» по образовательной области «Физическая культура»

Сбор информации

Повышение знаний, сбор материала

Пополнение методической копилки

 

 

7. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.

 

1. Повышение  качества  преподаваемого предмета (средний  балл  по  предмету  не  ниже  4,8, отсутствие  неуспевающих).

2. Проведенные  открытые  уроки  перед  учителями  физической  культуры  района.

3. Проведенные  мастер-классы  перед  учителями  физической  культуры  района.

4. Доклады  и  выступления.

5. Разработка  дидактических  материалов.

6. Разработка  и  проведение  уроков  по  инновационным  технологиям.

7. Создание  комплектов  педагогических  разработок  уроков  и  внеклассных  мероприятий.

8. Организация  работы  спортивных  кружков  и  секций.

9. Пакет  психолого-педагогических  материалов  для  учителя.

10. Пакет  материалов  по  различным  педагогическим  технологиям.

11. Пакет  бланков  и  образцов  документов  для  педагогической  деятельности.

12. Личные достижения как участника   спортивных  соревнований  различных  уровней

Способ  демонстрации  результата  проделанной  работы

Презентация  результатов  работы  перед  педагогическим  коллективом,  на  заседаниях  методического объединения  учителей  физической  культуры  района

Форма  отчета  по  проделанной  работе

 Обобщение опыта  работы  на  уровне  школы.

Представление  администрации  школы  отчета  с  анализом, выводами  и  рекомендациями  для  других  учителей.

 

ЛИТЕРАТУРА

 Коваленко Н.В. Школа здоровья и развития: монография Н.В.Коваленко.-Новокузнецк: МОУ ДПО ИПК, 2007.

  Менчинская, Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе : Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся - М.: Вентана-Граф, 2008.

  Симкина, П.Л. Азбука здоровья : Физкультминутки здоровьесберегающей направленности / П.Л.Симкина, Л.В.Титаровский. – М.: Амрита-Русь, 2006.

Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004.

 Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н. Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, 2009.

 Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002.

  Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. –Ростов н/Дону: Феникс, 2007.

http://www.shkolnymir.info/. О. А. Соколова. Здоровьесберегающие образовательные технологии.

Смирнов Н. К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школы» ,2007 г.

Назаренко Д. Д. «Оздоровительные основы физических упражнений» (2008 г), Лях В. И. «Комплексная программа физического воспитания учащихся  1-4 класса», 2010 г.

 Дереклеева Н. И. «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья».Волгоград, 2011 г.

 Кузнецов Н. И. «Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей»,2011 г.

 Сергиенко Т. Е. «Работа с педагогами по повышению их компетентности в области здорового образа жизни».М.:Амрита-Русь,2012.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отчет по теме самообразования

за 2020 – 2021 учебный год.

Состояния здоровья детей.

Уже в 1 класс приходят дети с отклонениями в физическом развитии: нарушением координации движений, нарушением речи, с хроническими заболеваниями.

На сегодняшний день в школе остро стоит проблема сохранения здоровья учащихся. И хотя образовательная функция школы по-прежнему остается ведущим аспектом ее деятельности, важным фактором в оценке степени и качества обученности становится состояние здоровья школьника.

Проблема здоровья детей стоит сегодня настолько остро, что и передо мной стал вопрос: «Что важнее - физическое состояние или обучение?». На этот вопрос я нашла ответ в дополнительных источниках по теме. Смирнов Н. К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школы» (2007 г.) Назаренко Д. Д. «Оздоровительные основы физических упражнений» (2008 г), Лях В. И. «Комплексная программа физического воспитания учащихся  1-4 класса» (2010 г.), Дереклеева Н. И. «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья» (2011 г.) Кузнецов Н. И. «Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей» (2011 г.) Сергиенко Т. Е. «Работа с педагогами по повышению их компетентности в области здорового образа жизни».

В сентябре 2018 года я начала работать над темой «Современный урок физической культуры

 как основа здоровьесбережения школьника»

Этапы работы по теме самообразования

Учебный год

Работа по теме самообразования

 

2020– 2021

учебный год

  • Подбор литературы по теме самообразования;
  • Изучение литературы по теме самообразования;
  • Прохождение курсов повышения квалификации;

 

2020 –2021учебный год

  • Применение рекомендаций этой литературы в учебно-воспитательном процессе;
  • Изучение передового опыта работы по здоровьесбережению;
  • Анализ своих наблюдений уже имеющегося в данном направлении;
  • Знакомство с оформлением паспортов здоровья;
  • Индивидуальная работа с учащимися, имеющими отклонения в здоровье;
  • Разработка рекомендаций по охране здоровья учащихся;
  • Оформление наглядных агитаций по ЗОЖ;
  • Прохождение аттестации учителем;
  • Открытый урок по физической культуре с использованием здоровьесберегающих технологий;

 

 

 

Основные этапы работы над темой самообразования:

  • Развитие двигательных способностей; (Учитель физкультуры).
  • Расширение кругозора о ЗОЖ. (Учитель физкультуры , родители).
  • Проведение спортивных секций (Учитель физкультуры).
  • Консультации для родителей по вопросам здоровья их детей. (Школьный врач).



Формы внеклассной работы в рамках реализации здоровьесберегающих технологий:

  1. Беседы с учащимися на темы: «Чистота – залог здоровья», «Если хочешь быть здоров, закаляйся!».
  2. Праздники Здоровья.
  3. Соревнования («Перестрелка», «Осенний кросс», «Весёлые старты», «Малая Спортландия», «Папа, мама, я – спортивная семья!», Праздник Масленицы,  «День рекордов», «Баскетбол», «Пионербол» , «Волейбол»и т. д.
  4. Устные журналы: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Почему надо беречь своё здоровье?».
  5. Оформление наглядных агитаций по ЗОЖ;
  6. Оформление уголка здоровья.

 

Воспитание привычки к здоровому образу жизни предусматривает два компонента:

  1. Формирование у учащихся теоретических представлений о культуре здоровья, физической культуре как виде культуры человека. Уроки проводились с целью ознакомления и закрепления правил личной гигиены, безопасности жизнедеятельности, сохранения слуха, зрения, предупреждение заболеваний, вредных привычек.
  2. Физкультурно-оздоровительная деятельность в режиме учебного дня (подвижные игры на переменах, физкультминутки на уроках) и во внеурочное время (дни здоровья, массовые спортивные мероприятия).

 

Использование здоровьесберегающих технологий во внеклассной работе

 

  1. Провожу разновозрастные спортивные секции для учащихся школы;( Волейбол, Баскетбол)
  2. Провожу спортивные соревнования согласно графика общешкольных мероприятий;
  3. Вовлекаю в участие в спортивных мероприятиях родителей;
  4. Веду контроль за физическим состоянием учащихся на уроках физической культуры и спортивных секциях.
  5. Создание положительного  эмоционального  настроя во время учебного процесса.
  6. Создание обстановки доверия;
  7. Обеспечение уверенности в успехе;
  8. Коллективно – групповые формы обучения;

 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Садовская средняя общеобразовательная школа» «Рассмотрено» «Утверждено» на заседании методического директор школы обьединения ------------Ю

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Садовская средняя общеобразовательная школа» «Рассмотрено» «Утверждено» на заседании методического директор школы обьединения ------------Ю

Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья

Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Наименование программы

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Наименование программы

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РОГРАММЫ Цели:

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РОГРАММЫ Цели:

НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ

НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ

Создавать пакет сценариев уроков с применением информационных технологий

Создавать пакет сценариев уроков с применением информационных технологий

Ноябрь Работа с детьмиПроведение мероприятия

Ноябрь Работа с детьмиПроведение мероприятия

Самореализация Работа с методической литературой по здоровьесбере- жению

Самореализация Работа с методической литературой по здоровьесбере- жению

Пакет материалов по различным педагогическим технологиям

Пакет материалов по различным педагогическим технологиям

Отчет по теме самообразования за 2020 – 2021 учебный год

Отчет по теме самообразования за 2020 – 2021 учебный год

Основные этапы работы над темой самообразования:

Основные этапы работы над темой самообразования:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2023