Сценарий классного часа на тему : "Мораль и закон"
Оценка 4.6

Сценарий классного часа на тему : "Мораль и закон"

Оценка 4.6
docx
31.03.2023
Сценарий классного часа на тему : "Мораль и закон"
Сценарий кл. часа Мораль и Закон.docx

                                           Частное учреждение

                     Профессиональная образовательная организация

                            ТЕХНИКУМ «БИЗНЕС И ПРАВО»

 

 

 

 

 

 

         Методическая разработка к проведению внеурочного  

                                          мероприятия

                                    «Мораль и право»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                       Разработал куратор ПД2А:

                                                                                       Скрыльников А.А.                

 

 

 

 

 

 

                                                 г. Белореченск, 2022г.

Цель: формирование гражданской позиции, правовой и нравственной культуры у обучающихся техникума.

Задачи:

  • Способствовать развитию критического осмысления своих и чужих поступков.
  • Формировать активную жизненную гражданскую позицию, умение говорить “нет” в ситуации нравственного выбора.

Оформление: компьютерные презентации <Приложение1>, цитаты, выставка книг.

Раздаточный материал: кроссворд, пример, «Моральное» лото.

Оборудование: компьютер, медиапроектор,

Предварительная подготовка:

  • Изучение Конституции РФ.
  • Изучение статей административного и уголовного кодекса.
  • Подготовка примеров, кроссворда, лото.
  • Подготовка компьютерных презентаций.

Эпиграф, цитаты на доске:

Истинный показатель цивилизации –
не уровень богатства и образования,
не величина городов, не обилие урожаев,
а облик человека, воспитанного страной.

 

                                                             Р. Эмерсон

Есть две морали: одна пассивная, запрещающая делать зло, другая – активная, которая повелевает делать добро.

Д. Льюи

Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан.

Н. Некрасов

План классного часа:

1. Решение кроссворда <Приложение 2>

2. Права и обязанности дееспособного человека. Нормы жизни в обществе. (<Приложение 3>)

3. Групповая работа:

-Постарайтесь определить нормы морали, которые нарушил Анатолий в примере <Приложение 4>.

-Укажите на примере <Приложение 5> какие поступки регулируются моралью, а какие – правом.

-“Моральное” лото <Приложение 6> – проверка знания определений нравственных понятий.

4. Самооценка нравственных качеств.

5.   «Есть ли отличия в нормах права и морали?»

Ход классного часа

1. Решение кроссворда

< Приложение 2>

ПО ВЕРТИКАЛИ:

10. человек, который равнодушен к судьбе Отечества; обыкновенный, обычный, не гражданин.

ПО ГОРИЗОНТАЛИ:

1. Боязнь всего; черта, противоположная мужеству. 2. Мужа, который все без разбора тащит в дом, хозяйственные жены уважительно называют … 3. Повседневный, серый, неинтересный. 4. Незаинтересованное отношение ко всему, чужим бедам, страданиям. 5. Бездействие, склонность ничего не делать, не предпринимать. 6. Человек, ожидающий свою “отвертку” 7. Измена. 8. Человек, в “ком нет любви к стране родной” (Т.Г. Шевченко). 9. Выгода, преимущество перед другими.

2. Нормы жизни в обществе.

Наступил 2023 год, год в котором большинство из вас станет совершеннолетним (дееспособным) человеком, обладающим всеми правами, прописанными Конституцией РФ. Знаете ли вы свои права? Можете ли назвать их?

Вы, обучающиеся техникума, уже должны знать, по каким нормам живет человек в обществе. Есть две нормы жизни: мораль и право. Рассмотрим их отличия.

 

мораль

право

определение

Мораль – совокупность норм и правил, принятых в обществе, регулирующих поступки человека.

В широком смысле 

Право – это обоснованная свобода и возможность поведения, принятые в обществе. 

Юридическое Право – это система общеобязательных норм (правил), установленных или санкционированных государством, направленных на урегулирование общественных отношений и обеспечиваемых мерами государственного принуждения.

источник

Эти нормы нигде не записаны.

Конституция, законы.

кто

придумал

Люди знают, что такое добро, что такое зло, что такое справедливость. Зная это, они определили для себя, что можно делать в обществе, а чего нельзя.

Государство

ответственность

За их нарушение наступает моральная ответственность (моральное порицание, неодобрение) в виде осуждения со стороны тех, кто с ним не согласен.

Государство следит за тем, чтобы эти нормы обязательно соблюдает. Если же этого не происходит, государство принуждает их соблюдать. Тогда наступает его правовая (юридическая) ответственность.

 

3. Групповая работа.

Постарайтесь определить нормы морали, которые нарушил Анатолий:

Мама разбудила Толика в 9 часов утра и попросила сходить в магазин. Он пролежал в постели, уставившись в телевизор, до 11 часов. После завтрака, прихватив пару яблок, вышел погулять с собакой. Тут же пнул ее ногой (лаяла от радости). Мама просила быть дома в 13 часов – к обеду. Встретил одноклассника. Тот напомнил, что по математике задали трудную задачку. Во время разговора Толик начал грызть второе яблоко. Вернулся домой в 14 часов. После обеда мама сказала, что пора делать уроки. “А нам не задали”, – сказал Толик. В 16 часов он пошел в парк играть в футбол. Мяч застрял на дереве. Толик выломал из куста длинную ветку и сбил мяч. Возвращаясь домой, увидел на земле кошелек. Озабоченная женщина, глядя в землю, ходила рядом. Толик незаметно поднял кошелек и побежал покупать мороженое. У перехода через улицу стояла слабовидящая старушка. Толик рванулся через улицу прямо к магазину.

2) Какие поступки регулируются моралью, а какие – правом:

Распивать алкогольные напитки

Ловить рыбу

Угрожать расправой

Бить стекла

Завидовать

Лгать

Не дружить со слабыми

Разводить костры

Не платить налоги

Брать чужие вещи

Ломать деревья

Перебегать улицу

Какие из этих поступков регулируются одновременно и моралью и правом?

3) “Моральное” лото.

Разделиться на группы. Каждая группа получает карточки с полем лото. Зачитываются номер вопроса и определение нравственного понятия. Происходит обсуждение, к какому понятию относится определение. По угаданному номеру закрывают поле лото. У кого первым заполнится ряд? Зачитывают все определения до конца.

Приготовить несколько карточек с полем для лото, пример:

5

13

17

19

3

14

6

1

11

9

18

20

7

2

12

4

16

10

8

15

Вопросы для лото:

1.     Вежливость – качество, характеризующее поведение человека. Оно основывается на внимании, доброжелательности, уважении к людям.

2.     Выдержанность – умение человека контролировать свои поступки, действовать сообразно своим целям, несмотря на трудности и препятствия.

3.     Верность – качество, характеризующее отношение человека к другим людям в повседневном поведении.

4.     Гордость – это нравственное чувство, которое отражает внутреннее достоинство человека, самодостаточность и независимость личности.

5.     Грубость – качество личности человека, которое характеризуется следующими признаками: отсутствие доброжелательности к людям, раздражительность, бестактность, невнимание к интересам других людей.

6.     Доверие – это отношение к человеку или группе людей, основанное на убежденности в их правоте.

7.     Заносчивость – негативное отношение человека к людям, которое проявляется в высокомерии, неоправданной переоценке своих личных качеств.

8.     Искренность – качество, характеризующее человека и его действия. Искренний человек честен с собой и другими людьми.

9.     Любовь – чувство глубокой привязанности к кому-либо или чему-либо.

10. Нравственная культура – показатель того, насколько требования нравственных законов жизни воплотились в поступках человека.

11. Милосердие – принцип поведения человека, основанный на сочувствии, сострадании и готовности делать добрые дела.

12. Патриотизм – нравственный принцип, которым руководствуется человек, уважающий историческое прошлое своего народа, гордится его достижениями, небезучастен к интересам своего народа, считает независимость и свободу своей страны и личности главной ценностью.

13. Правдивость – это качество характера человека, которое проявляется в адекватной оценке людей и явлений окружающей действительности.

14. Способность к прощению – это качество характера человека, проявляющееся в умении забыть обиду и не ставить человеку в вину дурную мысль или плохой поступок.

15. Скромность – это качество характера человека, проявляющееся в умении адекватно оценивать свои личностные качества и не выпячивать их перед другими людьми.

16. Совесть – способность человека к осуществлению нравственного самоконтроля.

17. Сострадание – это умение проникнуться чужим страданием и горем, соединенное с желанием помочь в его преодолении.

18. Трудолюбие – это качество личности, которое проявляется в отношении к трудовой деятельности. Оно характеризуется степенью проявляемого усердия, старания человека.

19. Тактичность – это степень проявления вежливости человека по отношению к другим людям.

20. Честь – качество личности человека, требующее от него проявления принципиальности, правдивости, верности принятым обязательствам, искренности.

4. Самооценка нравственных качеств.

Перед вами лежат карточки с записанными на них качествами личности. Предлагаю:

1.     проранжировать эти качества по степени их наличия и проявления у себя.

2.     назовите то качество и нравственную категорию, которую вы считаете самыми важными в жизни, с помощью которых вы можете состояться, будучи взрослыми.

5.   «Есть ли отличия в нормах права и морали?»

 

Куратор:

     - Мораль — это неписаные правила, которые обычно сформулированы в абстрактной форме. Например, библейский принцип «не убий» учит нас признавать ценность жизни каждого человека, призывает к гуманному отношению к людям. Это общий принцип, распространяющийся на все человечество в целом.

     - Нормы права, в отличие от норм морали, всегда записываются, закрепляются и существуют только в письменной форме. Нормы права всегда конкретны, они содержат четкие формулировки и определяют обязательное правило поведения.

    - Наряду с общими чертами существуют и отличительные особенности морали и права. Мораль появилась еще до разделения общества на классы и становления государства. Право же состоит из законов, установленных в определенном порядке компетентными государственными органами и зафиксированных в юридических актах. Оно выражает волю государства, правосознание народа, социальных групп, стоящих у кормила государственной власти. Нормы морали складываются в общественном мнении.

         - Различие между правом и моралью проявляется в оценке мотивов поведения человека. Право предписывает необходимость всесторонней оценки поведения человека, совершившего правонарушение или преступление. Но с правовой точки зрения безразлично, какими мотивами руководствовался человек в конкретном случае, если его поведение по своим результатам было правомерным, законным. С точки зрения морали важно выявить стимулы, мотивы человека, его намерения в выборе определенного поведения, являющегося правомерным.

        -Задание. Объясните кратко отличия норм морали от норм права,  (ответы студентов)

 

«Есть ли противоречия между правом и моралью?»

Куратор: Подумайте и выскажите свое мнение:

Право зарождается:

— в среде бизнесменов;

— в группе лиц;

— в самом обществе;

— в среде политиков;

— в органах власти.

Право должно отражать интересы:

— только группы лиц;

— правительства;

— представителей власти;

— всего населения страны.

Право обязательно:

— только для граждан;

— только для государства;

— только для предприятий и организаций;

— для граждан, организаций, государства.

Мораль — это:

— норма общественного бытия;

— уловка для жуликов;

— правовая норма бытия;

— совокупность обычаев и права.

К правовой или моральной норме общества можно отнести следующие молодежные проявления:

— пользование мобильным телефоном в общественном транспорте и в общественных местах;

— свободное ношение одежды в специализированных учреждениях (магазин, больница, учебное заведение и т. д.);

— пользование не принятой обществом лексикой (молодежным сленгом) в общественных местах;

— курение на улице, в людном месте;

— порой нетактичное обращение (поведение) по отношению к старшим.

 

Выберите для себя наиболее приемлемые варианты ответов и обоснуйте свой выбор.

(Варианты ответов студентов.)

 Куратор: Бывают ситуации, при которых право и мораль вступают в противоречие.

Кроме того, в каждой стране есть единая система права, действующая на всей территории государства. Моральные принципы не имеют такой системы, более того, они могут различаться в разных социальных группах, в разных местностях, у людей разного возраста.

Таковы основные различия права и морали. Несмотря на них, эти две группы социальных норм трудно представить друг без друга, и в этом — как сила морали, так и мощь права.

Тест: Самооценка нравственных качеств.

Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список из 10 желаний. Выбрать можно любые пять. Сделайте свой выбор.

Список желаний:

1.Быть человеком, которого любят

2.Иметь много денег

3.     Иметь самый современный компьютер

4.     Иметь верного друга

5.     Мне важно здоровье родителей

6.     Иметь возможность командовать другими

7.     Иметь много слуг и ими распоряжаться

8.     Иметь доброе сердце

9.     Уметь сочувствовать и помогать другим людям

10. Иметь то, чего у других никогда не будет

 

Интерпретация:

-Номера отрицательных ответов: 2,3,6,7,10

5 положительных ответов - высокий уровень;

4-3 положительных ответа – средний уровень;

2 положительных ответа – ниже среднего уровня;

1 положительный ответ – низкий уровень.

 

«Каков же вывод, мы можем сделать по нашему классному часу - дискуссии?» (ответы обучающихся)

 

(Куратор подводит итог)

 

Каждый из вас уникальный человек. Невозможно найти одинаковых людей. Всегда будьте самими собой, потому что вы все являетесь особенными и интересными личностями. Никогда не стоит пробовать быть кем-то еще, потому что окружающие любят вас такими, какие вы есть.


 

Скачано с www.znanio.ru

Частное учреждение

Частное учреждение

Цель: формирование гражданской позиции, правовой и нравственной культуры у обучающихся техникума

Цель: формирование гражданской позиции, правовой и нравственной культуры у обучающихся техникума

Укажите на примере <Приложение 5> какие поступки регулируются моралью, а какие – правом

Укажите на примере <Приложение 5> какие поступки регулируются моралью, а какие – правом

Мораль – совокупность норм и правил, принятых в обществе, регулирующих поступки человека

Мораль – совокупность норм и правил, принятых в обществе, регулирующих поступки человека

Толик рванулся через улицу прямо к магазину

Толик рванулся через улицу прямо к магазину

Грубость – качество личности человека, которое характеризуется следующими признаками: отсутствие доброжелательности к людям, раздражительность, бестактность, невнимание к интересам других людей

Грубость – качество личности человека, которое характеризуется следующими признаками: отсутствие доброжелательности к людям, раздражительность, бестактность, невнимание к интересам других людей

Есть ли отличия в нормах права и морали?»

Есть ли отличия в нормах права и морали?»

Право должно отражать интересы: — только группы лиц; — правительства; — представителей власти; — всего населения страны

Право должно отражать интересы: — только группы лиц; — правительства; — представителей власти; — всего населения страны

Список желаний: 1.Быть человеком, которого любят 2

Список желаний: 1.Быть человеком, которого любят 2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2023