Программа семейного воспитания.
«Азбука семьи».
Пояснительная записка.
По статистике в России из 100% сирот, покинувших стены детского
дома - 90% никогда не адаптируются к нормальной взрослой жизни.
Ситуация такова, что дети, вышедшие из детского дома, сталкиваются с такими
трудностями как получение образования, поиск работы, обращение с деньгами,
принятие самостоятельных решений и т. д.
Дети лишённые воспитания воздействия кровной семьи, оказываются неспособными
создавать свою семью, воспитывать своих детей.
Несформированные практические навыки ведения домашнего хозяйства приводят к
тому, что семейный быт превращается в тяжкий крест, отравляет жизнь, снижает
благосостояние их семей.
Если не научить жить в семье, не сформировать чувство ответственности за своих
будущих детей, он будет лишен возможности иметь нормальную семью. Такой человек
не состоится как личность, его семейная
самореализация будет невозможна!
В связи с этими проблемами возникла необходимость разработки
программы семейного воспитания, которая обеспечит их всестороннее
развитие и подготовку к самостоятельной жизни.
Проблема подготовки воспитанников к семейной жизни.
Опыт работы показывает, что большинство выпускников детского дома
плохо подготовлены к жизни в современном социуме, к выбору будущей профессии ,
образу жизни за стенами детского дома, к созданию собственной семьи.
Дети - сироты привыкли к тому, что о них постоянно заботятся: покупка одежды,
приготовление еды и уборка помещения- все это выполняет персонал учреждения.
Поэтому по выходу из детского дома наши выпускники часто неспособны даже на то,
чтобы просто поухаживать за собой, не приучены к уборкам, приготовлению пищи и
часто не способны что-то для себя купить, так как не знают как правильно взаимодействовать
с деньгами.
Для решения данной проблемы должна проводиться работа, направленная на развитие
умения общаться с другими людьми, на повышение уровня социализации в обществе,
личностное: и духовно- ценностное саморазвитие каждого ребенка.
Цель. Создание условий для подготовки воспитанников к самостоятельной семейной жизни, успешной социализации и самореализации.
Задачи.
1.Сформировать у воспитанников предпосылки осознанного отношения к семейным
ценностям.
2.Сформировать представление о семье, ее функциях и значении в жизни человека.
3. Расширить теоретические знания и совершенствовать навыки воспитанников в
благоустройстве жилища.
4. Воспитывать мотивацию альтруизма и взаимопомощи по отношению к близким
людям.
5.повышение уровня социальной адаптации, коммуникационной культуры
(развитие навыков, формирование потребности в общении, интимно - личностных
отношений).
6. Обеспечение детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
начинающих свою трудовую деятельность по вопросам профессионального
самоопределения, трудоустройства, проблемам молодёжного рынка труда с учётом
наклонностей, интересов и способностей.
7.Расширение кругозора и увеличение информации об отраслях и профессиях, о
требованиях к кадрам.
8.Дифференцированная помощь в профессиональном определении в зависимости от
интересов, состояния здоровья и индивидуальных особенностей.
Данная программа рассчитана на два учебных года, занятия
проводятся 1 раз в неделю по каждому из блоков программы.
Программа включает 6 блоков.
1 блок - «Семья и ее функции»
2 блок - «Духовно-нравственные основы семьи»
3 блок - Домашний труд в семье»
4 блок - «Хозяйство и бюджет семьи»
5 блок - «Самосовершенствование личности»
6 блок - «Профессиональная и трудовая ориентация»
Программа предусматривает использование фронтальной, групповой индивидуальной
форм работы с воспитанниками.
Методы работы.
-опрос, тест :
-беседы;
-рассказы воспитателя;
-разбор ситуации на определенную тему:
-дискуссии, диспуты;
-разговор за семейным столом;
-сочинение детей на заданную тему:
-домашний «Эрмитаж» (рисунки) :
- семейные походы, экскурсии;
-семейные вечера ( игры, конкурсы, викторины, инсценировки сказок и т. д.)
1. Блок. «Семья и её функции»
Цель. Расширить знания и сформировать представление о семье её функциях
и значении в жизни каждого человека.
№ |
Тема занятий |
Дата |
Воспитатель |
1. |
«Семья» |
|
|
2. |
«Роль семьи в жизни человека» |
|
|
3. |
«Этика семейных отношений» |
|
|
4. |
«Урок семьи и семейных ценностей» |
|
|
5. |
«Семья и быт» |
|
|
2. Блок. «Духовно-нравственные нормы семьи»
Цель. Содействовать расширению знаний школьников о семье, о нравственных
нормах и морали, побуждать к анализу собственного поведения.
№ |
Тема занятий |
Дата |
Воспитатель |
1. |
«Нравственные ценности» |
|
|
2. |
«Цветок человеколюбия» |
|
|
3. |
«Дружба и порядочность» |
|
|
4. |
«Нравственная закалка» |
|
|
5. |
«Российская семья» |
|
|
6. |
«Уважение и взаимопомощь» |
|
|
1 Блок. «Семья и ее функции».
Цель. Расширить знания и сформировать представления о семье, ее функциях
и значении в жизни каждого человека.
№ |
Тема занятий |
Дата |
Воспитатель |
1. |
«Семья и семейные ценности» |
|
|
2. |
«Роль отца и матери в семье» |
|
|
3. |
«Этикет взаимоотношений в семье» |
|
|
4. |
«Распределение обязанностей в семье» |
|
|
5. |
«Семейные нравственные нормы» |
|
|
6. |
«Здоровье семьи» |
|
|
7. |
«Разговор за семейным столом» |
|
|
8. |
«Вся семья вместе, так и душа на месте»
(традиции в семье) |
|
|
9. |
Тест «Рисунок семьи» |
|
|
2 Блок. «Духовно- нравственные нормы семьи».
Цель. Содействовать расширению знаний школьников о семье, о нравственных
нормах и морали, побуждать к анализу собственного поведения.
№ |
Тема занятий |
Дата |
Воспитатель |
1. |
«Нравственные ценности» |
|
|
2. |
«Семейное счастье» |
|
|
3. |
«Искусство милосердия» |
|
|
4. |
«Справедливые и не справедливые) поступки» |
|
|
5. |
«Уважение и взаимопомощь» |
|
|
6. |
«Леность и трудолюбие» |
|
|
7. |
«Совесть» |
|
|
8. |
«Правила поведения» |
|
|
3 Блок. «Домашний труд в семье
Цель. Дать теоретические знания и сформировать практические умения и
навыки ведения домашнего хозяйства.
№ |
Тема занятий |
Дата |
Воспитатель |
1. |
«Домашний труд-забота всей семьи» |
|
|
2. |
«Создание уюта в семье, красота самобытность» |
|
|
3. |
«Рациональное ведение домашнего |
|
|
4. |
«Как украсить праздничный стол» |
|
|
Практические занятия. |
|||
1. |
«Уход за одеждой» |
|
|
2. |
«Уход за обувью» |
|
|
3. |
«Ремонт одежды» |
|
|
4. |
«Уборка жилых помещений» |
|
|
5. |
«Готовка блюд, сервировка стола к семейным праздникам» |
|
|
4 Блок. «Хозяйство семьи и бюджет».
Цель. Дать понятие об экономике и бюджете семьи, воспитывать, интерес и
желание заниматься домашней экономикой. Формировать разумные потребности.
№ |
Тема занятий |
Дата |
Воспитатель |
1. |
«Деньги» |
|
|
2. |
«Бюджет семьи. Заработная плата» |
|
|
3. |
«Планирование расходов с учетом бюджета и состава семьи» |
|
|
4. |
«Потребности. Потребитель. |
|
|
5. |
«Хорошо ли мы знаем продукты потребления» |
|
|
6. |
«Продовольственный магазин, порядок приобретения товаров» |
|
|
7. |
«Рациональное потребление одежды» |
|
|
8. |
«Планирование крупных покупок для семьи» |
|
|
5 Блок. «Самосовершенствование личности.
Цель. Способствовать формированию позитивного
отношения к людям.
Создание благоприятного психологического
климата.
№ |
Тема занятий |
Дата |
Воспитатель |
1. |
«Ваше место в обществе» |
|
|
2. |
«Правила делового общения» |
|
|
3. |
«В коллективе, через коллектив и для коллектива» |
|
|
4. |
«Без конфликтов не бывает» |
|
|
5. |
«Как работать над собой» |
|
|
6. |
«Учитесь дружить» |
|
|
7. |
«Ваше здоровье в ваших руках» |
|
|
8. |
«Скажите себе нет!» |
|
|
5 Блок. «Самосовершенствование личности»
Цель. Способствовать формированию позитивного отношения к людям.
Создание благоприятного психологического климата.
№ |
Тема занятий |
Дата |
Воспитатель |
1. |
«Ваше место в обществе» |
|
|
2. |
«Правила делового общения» |
|
|
3. |
«В коллективе, через коллектив и для коллектива» |
|
|
4. |
«Как работать над собой» |
|
|
5. |
«Конфликт в нашей жизни» |
|
|
6. |
«Дружба начинается с улыбки» |
|
|
6. Блок «Профессиональная трудовая ориентация»
Цель. Расширить представление детей о различных
профессиях, о значении труда в жизни общества.
№ |
Тема занятий |
Дата |
Воспитатель |
1. |
«Хочу, могу, надо» |
|
|
2. |
«Дороги, которые мы выбираем» |
|
|
3. |
«Мир профессий и твоё место в нём» |
|
|
4. |
«Человек и профессия» |
|
|
5. |
«Профессия на букву... |
|
|
6. |
«Экскурсия на Хлеб. Завод» |
|
|
7. |
«Экскурсия в техникум» |
|
|
8. |
«Опросник для выявления готовности воспитанников к выбору профессии» |
|
|
Ожидаемый результат:
Рост уровня социализации воспитанников.
Адекватная полоролевая самоидентификация подростков, освоение ими социальных
ролей в семье.
Знание воспитанниками культуры российской семьи.
Готовность к семейной жизнедеятельности.
Знание детьми и подростками норм и правил семейного общежития, общения и
взаимодействия с соседями.
Рост уровня социализации воспитанников.
Литература.
1. Азаров Ю. П. Семейная педагогика.
2. Герасимова Л. П. Семейное право.
3. Гребенников И.В. Основы семейной жизни.
4. Елизаров А.Н. Психологическое консультирование семьи. Учебное пособие.
5. Психология человека от рождения до смерти. Под общей редакцией
А.Реана-Леосква.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.