Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Талдинская средняя общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДАЮ
Директор____________Д.Ч.Комдошева
Приказ № 182
от 28 июля 2019г.
Комдошева Дьергелей Чагашевна, директор
Шаманаева Елена Анатольевна, заместитель директора по УР
Тел.8-388-48-26436
e-mailscl21talda@yandex.ru
c.Талда 2019 г.
Паспорт программы
1. |
Полное наименование программы |
Программа работы с молодыми педагогами «Школа молодого педагога» |
2. |
Название учреждения |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Талдинская средняя общеобразовательная школа»
|
3. |
Руководитель |
КомдошеваДьергелейЧагашевна- директор |
4. |
Адрес учреждения |
649483, Республика Алтай, Усть–Коксинский район, с. Талда, ул. Центральная, 38
|
5. |
Телефон, факс, электронный адрес |
Телефон: (8-388)48-26436 Электронный адрес:scl21talda@yandex.ru |
6. |
Сроки реализации программы |
2019 - 2021 гг. |
7. |
Этапы реализации программы |
1 этап - диагностический 2 этап - самостоятельный творческий поиск 3 этап - оценочно-рефлексивный |
8. |
Цель программы |
Созданиеусловий для самореализации молодых специалистов, приобретения ими практических навыков, необходимых для педагогической деятельности, закрепления молодых специалистов в коллективе.
|
9. |
Задачи программы |
1. Создать условия для профессиональной адаптации молодого педагога в коллективе. 2. Оказывать помощь молодому педагогу в осуществлении учебно-воспитательного процесса. 3.Формировать и воспитывать у молодых специалистов потребность в непрерывном самообразовании.
|
|
|
|
10. |
Ожидаемые результаты |
1. Адаптация молодых педагогов в педагогическом коллективе. 2. Развитие личностно ориентированных отношений между коллегами-учителями, способствующих эффективному оказанию помощи и поддержки в педагогической практике школы. 3. Повышение уровня профессиональных компетенций начинающего педагога, повышение качества преподавания предмета. |
Пояснительная записка
Общая характеристика программы.
Ежегодно в школы страны поступают на работу молодые специалисты-педагоги. Молодым специалистом считается лицо: в возрасте до 28 лет включительно; получившее среднее профессиональное или высшее образование, отвечающее квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам, принятым на работу на должности педагогических работников, в срок не позднее 15 сентября, непосредственно после завершения полного курса обучения в образовательных организациях среднего профессионального или высшего образования или после окончания срочной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации. Лицо является молодым специалистом при наличии одновременно всех вышеперечисленных условий, и считается им в течение трех лет со дня заключения трудового договора с образовательной организацией.
Часто это специалисты, только закончившие учебные заведения, без опыта работы. Как же помочь вновь прибывшим педагогам быстрее адаптироваться в новом коллективе? Организация работы Школы молодого педагога призвана выполнить эту функцию.
В МБОУ «Талдинская СОШ» работает стабильный педагогический коллектив, большая часть педагогов имеет педагогический стаж более двадцати лет. Средний возраст педагогов школы – 40 лет. За последние два года в школу пришли четверо молодых специалистов: Афанасьева Анна Алексеевна, учитель надомного обучения; Бордунова Екатерина Евгеньевна, учитель английского языка; Сыдыкова Кристина Валерьевна, учитель русского языка и литературы; Сабулова Елена Сергеевна, учитель начальных классов.
Перед администрацией школы встала проблема поиска путей адаптации и введения в педагогическую деятельность молодых специалистов, которые требуют к себе особого внимания со стороны руководства и коллег.Для успешного формирования профессиональной компетентности молодых педагогов программой Школы молодого педагога предусмотрен план работы, комплекс семинаров, круглых столов, практикумов. Это теоретические и практические занятия по психологии, педагогике, тренинги, тесты, открытые уроки, выставки педагогических находок. Итогом учебного года является самопрезентация молодых специалистов, где они могут представить результаты своей профессиональной деятельности. Работа Школы молодого педагога направлена на ликвидацию трудностей, возникающих в области:
- правовой грамотности;
- организации учебно-воспитательного процесса;
- методики преподаваемых предметов;
- организации работы с классным коллективом и родителями обучающихся;
- самопрезентации, раскрытия творческого потенциала, психологической адаптации молодого педагога.
Также с целью развития и совершенствования профессиональной компетентности за молодыми педагогами закрепляются опытные педагоги - наставники, обладающие высоким уровнем профессиональной подготовки и коммуникативных навыков, гибкостью в общении, имеющие богатый жизненный опыт, опыт воспитательной и методической работы, стабильные высокие показатели в педагогической деятельности, обладающие способностью и готовностью делиться профессиональным опытом, системным представлением о педагогической деятельности и работе школе: Тюлентина Сылай Александровна, учитель алтайского языка и литературы; Комдошева Дьергелей Чагашевна, учитель английского языка; Шаманаева Елена Анатольевна, учитель русского языка и литературы; Понамарева Галина Ивановна, учитель начальных классов.
№ п/п |
Молодой специалист |
Наставник |
||||
Ф. И. О. |
Класс/ предмет |
Образование |
Ф. И. О. |
Стаж |
Квалификационная категория |
|
1 |
Афанасьева Анна Алексеевна |
учитель надомного обучения, 6 класс |
высшее |
Тюлентина Сылай Александровна |
28 |
Высшая |
2 |
Бордунова Екатерина Евгеньевна |
учитель английского языка, 5, 8-11 классы |
высшее |
Комдошева Дьергелей Чагашевна |
25 |
Высшая |
3 |
Сыдыкова Кристина Валерьевна |
учитель русского языка и литературы, 5, 7, 8 , 10 классы
|
высшее |
Шаманаева Елена Анатольевна |
32 |
Высшая |
4 |
Сабулова Елена Сергеевна |
учитель начальных классов, 4 класс |
среднее профессиональное |
Понамарева Галина Ивановна |
32 |
Первая |
Актуальность программы:
Актуальность программы.
Актуальность продиктована требованиями модернизации Российского образования, которые отражены в следующих нормативных документах: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Указ В.В. Путина от 07. 05. 2018 № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";Федеральные государственные образовательные стандарты, Национальный проект «Образование» утверждён президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 3 сентября 2018 г. №10.
Национальный проект «Образование» предполагает реализацию 4 основных направлений развития системы образования: обновление его содержания, создание необходимой современной инфраструктуры, подготовка соответствующих профессиональных кадров, их переподготовка и повышение квалификации, а также создание наиболее эффективных механизмов управления этой сферой.
Федеральный проект «Учитель будущего», входящий в национальный проект «Образование» ставит задачу внедрения национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50% учителей общеобразовательных организаций, повышение уровня профессионального мастерства 50% педагогических работников, создание сети центров непрерывного повышения квалификации во всех субъектах России, участие 70% учителей в возрасте до 35 лет в различных формах поддержки и сопровождения обучающихся в первые 3 года работы.
Современная школа остро нуждается в молодых, талантливых, высококвалифицированных учителях, способных адекватно реагировать на изменение образовательной ситуации в стране, специфику педагогических систем, новые условия профессиональной деятельности. Необходимо, чтобы учитель был информирован о последних достижениях науки, держал руку на пульсе современности, постоянно совершенствовал средства и методы, используемые в учебном процессе, что позволит ускорить процесс внедрения стандартов второго поколения, современных информационных, коммуникативных, здоровьесберегающих технологий и других педагогических инноваций в систему общего образования
В условиях перехода школы на ФГОС эта проблема становится особенно актуальной, так как требования к повышению профессиональной компетентности каждого специалиста возрастают. С точки зрения науки, главные элементы, составляющие личность учителя, профессионализм, компетентность, продуктивность, творчество, социально направленные личностные качества – залог успешной педагогической деятельности. Для достижения этого успеха молодому педагогу на первом этапе нужна действенная помощь. Необходимо создать ситуацию успешности работы молодого учителя, способствовать развитию его личности на основе диагностической информации о динамике роста его профессионализма, способствовать формированию индивидуального стиля его деятельности. Актуальность программы определяется:
- возросшими потребностями школ Республики Алтай в молодых учителях, способных эффективно работать в изменяющихся условиях;
- современными тенденциями в образовании, связанными с необходимостью поддержки молодых учителей;
- необходимостью координации действий по сохранению контингента молодых педагогов.
Цель:
Создание условий для самореализации молодых специалистов, приобретения ими практических навыков, необходимых для педагогической деятельности, закрепления молодых специалистов в коллективе.
Задачи:
1.Создать условия для профессиональной адаптации молодого педагога в коллективе.
2.Оказывать помощь молодому педагогу в осуществлении учебно-воспитательного процесса.
3.Формировать и воспитывать у молодых специалистов потребность в непрерывном самообразовании.
Этапы реализации Программы
- 1 этап – диагностический;
- 2 этап - самостоятельный творческий поиск;
- 3 этап - оценочно-рефлексивный.
План Работы «Школы молодого педагога» на 2019 – 2020 уч.г.
№ п/п |
Содержание |
Сроки |
Ответственный |
Результат |
1 |
Консультации по вопросу оформления классной документации (личных дел, классных журналов) Собеседование по планированию. |
сентябрь |
Зам.директора по УР
|
Правильность оформления школьной документации
|
2 |
Анкетирование молодых учителей по самообразованию |
сентябрь |
Рук. МО |
Выявление проблем и трудностей в работе молодых учителей
|
3 |
Занятие №1 школы молодого учителя. Тема: «Компоненты процесса обучения» |
октябрь |
Зам.директора по УР |
Практические рекомендации по планированию, диагностированию и контролю учебной деятельности
|
4 |
Практикум 2. Посещение слушателями ШМП уроков и внеклассных мероприятий наставников (в соответствии с индивидуальными графиками) |
октябрь-ноябрь
|
Зам.директора по УР |
Становление профессионального мастерства
|
5 |
Занятие №2 школы молодого учителя Тема: «Типы и структура урока по ФГОС» |
декабрь |
Зам.директора по УР |
Грамотное, последовательное планирование уроков
|
6 |
Практикум 1. Посещение открытых уроков и внеклассных мероприятий в рамках тематических дней МО молодыми педагогами |
январь-февраль |
Рук. МО |
Оказание методической помощи
|
7 |
Занятие №3 «Организация повторения и контроля знаний учащихся».
|
март |
Зам.директора по УР |
Оказание методической помощи |
8 |
Консультации: «Организация образовательного процесса в условиях реализации стандартов». Видеоматериалы и презентация по теме занятия. Обучение составлению отчетности по окончании четверти.
|
апрель |
Зам.директора по УР |
Оказание методической помощи |
9 |
Брифинг «Подведение итогов учебного года» |
май |
директор |
Оказание методической помощи |
Планируемые результаты Программы
1. Будут созданы условия для профессиональной адаптации молодого педагога в коллективе.
2. Молодой педагог научится эффективно организовывать учебно-воспитательный процесс, применяя современные образовательные технологии.
3. У молодых специалистов сформируется потребность в непрерывном самообразовании.
Методическое и материально-техническое обеспечение
1. Нормативно-правовая база МБОУ «Талдинская СОШ»
2. Анкеты, диагностики и т.п.
3. Материалы для обучения:
· методические рекомендации по разработке рабочей программы по предметам.
· программно-методическое обеспечение педагога
· учебно-методический комплекты
· портфолио педагога
· презентации
1. Раздаточные материалы:
· памятки
· рекомендации
· анкеты
1. Разработки сценариев внеклассных мероприятий
2. Разработка технологических карт уроков.
Компьютер в комплекте -4 штуки
Телевизор LEDStarwin 31.5 черный – 4 штуки.
Интернет-ресурсы
http://nsportal.ru
http://www.uchportal.ru
http://school-colection.ru
http://www.uroki.net
http://fcior.edu.ru
http://www.edu.ru
http://www.school.edu.ru
http://ege.edu.ru
Список литературы
1.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2.Указ В.В. Путина от 07. 05. 2018 № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
3.Национальный проект «Образование» утверждён президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 3 сентября 2018 г. №10.
4.Федеральные государственные образовательные стандарты.
Скарлыгина М. М, учитель русского языка и литературы ОБОШИ «Лицей-интернат №1» г. Курск.
7.Адаптпация молодых учителей в сельской школе. Щипунова Н.Н. , 2015г.
Приложение 1
АНКЕТА
для изучения трудностей в работе молодого специалиста
№ п\п |
Аспект педагогической деятельности |
Степень затруднения |
|||
Очень сильная |
Сильна |
Средняя |
Нет затруднений |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Тематическое планирование
|
|
|
|
|
2. |
Поурочное планирование |
|
|
|
|
3. |
Овладение содержанием новых программ и учебников |
|
|
|
|
4. |
Умение поставить цели урока |
|
|
|
|
5. |
Умение отобрать материал к уроку в соответствии с поставленной целью. |
|
|
|
|
6. |
Использование разнообразных эффективных форм обучения |
|
|
|
|
7. |
Использование элементов современных педагогических технологий |
|
|
|
|
8. |
Проведение практических работ, предусмотренных программой |
|
|
|
|
9. |
Выявление типичных ошибок и затруднений школьников в учении |
|
|
|
|
10. |
Организация разноуровневой и индивидуальной работы с учащимися |
|
|
|
|
11. |
Использование межпредметных связей |
|
|
|
|
12. |
Владение диагностическими методами и инструментарием |
|
|
|
|
13. |
Учет и оценка учебных достижений |
|
|
|
|
14. |
Работа с одаренными детьми |
|
|
|
|
15. |
Работа снеуспевающими |
|
|
|
|
16. |
Обеспечение дисциплины и активного внимания на уроке |
|
|
|
|
17. |
Умение провести самоанализ |
|
|
|
|
|
урока |
|
|
|
|
18. |
Умение провести анализ урока другого учителя |
|
|
|
|
19. |
Организация внеклассной работы по предмету |
|
|
|
|
20. |
Развитие интереса к предмету, потребностей к знаниям |
|
|
|
|
21. |
Планирование самообразования и повышение педагогического мастерства о мастерства |
|
|
|
|
22. |
Описание собственного опыта работы |
|
|
|
|
Приложение 2
ПАМЯТКА МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ И НАСТАВНИКУ
МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ:
1. Приходите в кабинет немного раньше звонка, убедитесь, всё ли готово к уроку, хорошо ли расставлена мебель, чиста ли доска, подготовлены ли ТСО, наглядные пособия. Входите в класс последним. Добивайтесь, чтобы все учащиеся приветствовали Вас организованно. Осмотрите класс, особенно - недисциплинированных ребят. Старайтесь показать учащимся красоту и привлекательность организованного начала урока, стремитесь к тому, чтобы на это уходило каждый раз все меньше и меньше времени.
2. Не тратьте времена на поиски страницы Вашего предмета в классном журнале, ее можно приготовить на перемене. Не приучайте дежурных оставлять на столе учителя записку с фамилиями отсутствующих.
3. Начинайте урок энергично. Не задавайте вопрос: "Кто не выполнил домашнее задание?" - это приучает учащихся к мысли, будто невыполнение домашнего задания - дело неизбежное. Ведите урок так, чтобы каждый ученик постоянно был занят делом, помните: паузы, медлительность, безделье - бич дисциплины.
4. Увлекайте учащихся интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, умственным напряжением. Контролируйте темп урока, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчивое, кто отвлекается. Предотвращайте попытки нарушить рабочий порядок.
5. Обращайтесь с просьбами, вопросами несколько чаще к тем учащимся, которые могут заниматься на уроке посторонними делами.
6. Комментируя оценки знаний, придайте своим словам деловой, заинтересованный характер. Укажите ученику над чем ему следует поработать, чтобы заслужить более высокую оценку.
7. Заканчивайте урок общей оценкой класса и отдельных учащихся. Пусть они испытывают удовлетворение от результатов своего труда. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но не делайте это слишком часто и за небольшие усилия.
8. Прекращайте урок со звонком. Напомните об обязанностях дежурного.
9. Удерживайтесь от излишних замечаний.
10. При недисциплинированности учащихся старайтесь обходиться без помощи других. Помните: налаживание дисциплины при помощи чужого авторитета не дает вам пользы, а скорее вредит. Лучше обратитесь за поддержкой к классу.
НАСТАВНИКУ:
1. Вместе с начинающим учителем глубоко проанализируйте учебные программы и объяснительные записки к ним.
2. Помочь составить тематический план, обратив особое внимание на подбор материала для систематического повторения, практических и лабораторных работ, экскурсий.
3. Оказывать помощь в подготовке к урокам, особенно к первым, к первой встрече с учащимися. Наиболее трудные темы разрабатывать вместе. В своем классе постараться изучать материал с опережением на 2-3 урока, с тем, чтобы дать молодому учителю возможность методике раскрытия наиболее сложных тем.
4. Вместе готовить и подбирать дидактический материал, наглядные пособия, тексты задач, упражнений, контрольных работ.
5. Посещать уроки молодого учителя с последующим тщательным анализом, приглашать его на свои уроки, совместно их обсуждать.
6. Помочь в подборе методической литературы для самообразования и в его организации.
7. Делиться опытом без назидания, а путем доброжелательного показа образцов работы.
8. Помогать своевременно, терпеливо, настойчиво. Никогда не забывать отмечать положительное в работе.
1) 9. Учить не копировать, не надеяться на готовые разработки, а вырабатывать собственный педагогический почерк.
Семь золотых правил для учителя.
1. Надо любить то, что делаешь и идти вперёд шаг за шагом (И. Павлов).
2. Интеллигентом нельзя притвориться (Д. Лихачев).
3. Вежливость воспитывается только вежливостью (В. Джемс).
4. «Магическая десятка»: посчитай до десяти прежде, чем дать волю своему гневу. И он покажется вам противным. (В. Джемс).
5. Мудрец ищет всё в самом себе, а глупец - в другом человеке (Конфуций).
6. Никакая большая победа не возможна без маленькой победой над самим собой (Л. Леонов).
7. Первые шаги всегда самые трудные (Р. Тагор).
Заповеди молодому учителю.
1. Окунись в свою работу и тогда ничто не помешает тебе плодотворно работать.
2. Будь приветливым - и будешь смелым.
3. Не будь самонадеянным и сможешь стать лидером.
4. Умей требовать и прощать.
5. Верь в уникальные способности каждого ученика.
6. Будь компетентен и будь уверенным.
7. Верь, что каждого ученика можно научить, только для этого необходимо время.
8. Претворяй процесс обучения в радость.
9. Будь для ученика не руководителем, а соперником, тогда он сможет превзойти тебя.
Памятка начинающему учителю.
1. Тщательно готовься к урокам. Обязательно пользуйся поурочным планом и придерживайся всех его пунктов. Возьми себе за правило наличие поурочного плана является для тебя допуском на урок.
2. Идя на урок, ты должен досконально знать, куда пришёл, для чего, что будешь делать, будет ли это эффективно.
3. Приходи в класс до звонка, чтобы приготовить все необходимое для проведения урока.
4. Огляди класс, особенно недисциплинированных учеников. Старайся показать красоту и привлекательность организованного начала урока, стремись к тому, чтобы на это с каждым разом уходило всё меньше и меньше времени.
5. Энергично начинай урок. Не спрашивай: «Кто не подготовил домашнее задание?» - это приучает школьников к мысли, что домашнее задание можно не выполнять. Веди урок так, чтоб каждый ученик был постоянно занят делом. Помни: паузы, медлительность, бездеятельность - враги дисциплины.
6. Увлекайте учеников интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, мозговым штурмом. Контролируйте темп урока, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно наблюдайте за теми, у кого неустойчивое внимание. Предупреждайте попытки нарушить рабочий порядок.
7. Чаще обращайтесь с просьбами, вопросами к тем учащимся, которые отвлекаются на уроке, занимаются посторонними делами.
8. Комментируя оценки знаний старайтесь быть деловым, заинтересованным. Укажите ученику, над чем ему необходимо поработать, чтобы получить лучшую оценку.
9. В конце урока дай общую оценку классу и отдельным ученикам. Пусть дети почувствуют удовлетворенность от результатов своего труда. Старайся замечать позитивное в работе недисциплинированных учеников, но не делай это часто и незаслуженно, за незначительные усилия.
10. В случае недисциплинированности учащихся старайся обходиться без помощи других. Помни: наведение дисциплины с помощью чужого авторитета не даст пользы, а только навредит. За поддержкой лучше обратиться к классу.
Советы опытных коллег молодому учителю.
1. Перед уроком проверьте все ли на месте, нет ли лишних предметов у доски, на столе, чисто ли в классе.
2. Рационально используйте каждую минуту урока.
3. Объясните ученикам цель, задачи, урока.
4. Объясняя новый материал, старайтесь выделить проблемы, предлагайте ученикам решать их самостоятельно.
5. Не спешите исправлять ошибку ученика, лучше если её исправят учащиеся.
6. Старайтесь организовать самостоятельную работу на уроке - предлагайте учащимся больше писать, решать примеры, творить.
7. На уроке каждый ученик должен быть на виду, к каждому ищите индивидуальный подход.
8. Используйте все возможности для реализации принципов развивающего обучения.
9. Обращайте внимание на воспитательные аспекты урока: трудолюбие, бережливость, способности, дружелюбие.
10. Домашнее задание давайте дифференцированно, с подробным объяснением, до звонка. Не задерживайте учеников после звонка.
11. Помните: каждый урок особенный, не должен быть похож на предыдущие .
12. Посещайте уроки старших учителей. Применяйте у себя их позитивный опыт.
13. Помните, что наивысший педагогический успех - это улыбка на лице ученика.
Приложение 3
ФОРМЫ РАБОТЫ С МОЛОДЫМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ
Желательно, чтобы в профессиональном становлении молодых учителей принимал участие весь педагогический коллектив школы, а не только закрепленные за ними учителя-наставники. Для этого необходимо использовать все многообразие форм организации учебной деятельности. Рассмотрим некоторые из них.
1. КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА
Коллективная работа, направленная на оказание педагогической помощи молодым специалистам, к сожалению, редко используется в практике образовательных учреждений. Считается, что реально помочь молодому учителю можно только в индивидуальной работе с ним, не афишируя его профессиональные трудности.
Однако у выпускников педвуза, впервые приступивших к работе по специальности, существуют проблемы общего порядка, решить которые педагог-наставник не в состоянии. Это - трудности адаптации в педагогическом коллективе. Поиск путей разрешения этих проблем является основной задачей коллективной работы с молодыми специалистами.
2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ
Участие в педагогическом совете является обязательным для всех членов педагогического коллектива образовательного учреждения. Как правило, первый для вновь прибывших молодых учителей педагогический совет проводится в конце августа, перед началом нового учебного года. Именно здесь выпускники вуза впервые видят своих новых коллег. Растерянность молодых педагогов от обилия незнакомых лиц усугубляется тем, что все окружающие обращают внимание на новичков.
Для администрации должно быть важно как можно скорее стереть барьеры между «вновь прибывшими» и «старожилами». Можно заранее придумать и организовать небольшое театрализованное приветствие для молодых специалистов с кратким рассказом о традициях школы, о педагогах, их достижениях и т. п.
Также можно предоставить слово учителям, пришедшим на работу в школу год-два назад, чтобы они рассказали о своих профессиональных трудностях на тот момент (желательно, чтобы рассказ получился юмористический или даже с легкой долей иронии) и поделились опытом их разрешения. Такая форма общения поможет новичкам осознать, что их трудности не единичны и решаемы, их волнение - нормальное состояние для всех людей, начинающих работу на новом месте.
В дальнейшем педагогические советы можно использовать для выявления в скрытой форме психологических особенностей молодых учителей (что необходимо знать при подборе пары «наставник - подопечный»). Для этого можно организовать с помощью психолога тестирование педагогического коллектива.
Также на педагогических советах можно организовывать мини-лекции, на которых своим опытом могли бы делиться опытные учителя, классные руководители, психологи, социальные педагоги и др. Такая форма работы позволит молодым учителям получать новые знания, умения и навыки профессиональной деятельности, не задавая лишних вопросов своим наставникам.
3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЕМИНАР
Основной задачей этой формы работы является расширение знаний молодых учителей обо всех сферах педагогической деятельности, о педагогических приемах взаимодействия с детьми, с родителями учащихся; изменение отношения к самому процессу образования. На семинарах учителя вовлекаются в обсуждение и осмысление своих профессиональных проблем, обмениваются опытом, рассказывают о своих «педагогических находках», самостоятельно в ходе групповых дискуссий вырабатывают пути разрешения внутришкольных конфликтов.
Наглядная педагогическая пропаганда. Осуществляя педагогическую пропаганду, можно использовать сочетания различных видов наглядности. Это позволяет не только знакомить молодых учителей с вопросами организации учебного процесса через материалы стендов, тематических выставок и др., но и непосредственно показать им воспитательно- образовательный процесс, передовые методы работы, доступно и убедительно донести до новичков необходимую педагогическую информацию. Можно организовать для них посещения родительских собраний, внеклассных мероприятий, уроков опытных педагогов, после чего обменяться мнениями об увиденном, отметить плюсы и минусы работы.
Можно составить и постоянно обновлять стенды типа «Для вас, молодые педагоги», «Учителям - о детях», содержащие информацию о повседневной жизни школы, ее традициях и текущей воспитательной работе.
1. ВЕЧЕРА ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ
Вечера вопросов и ответов представляют собой сбор и анализ педагогической информации по самым разнообразным проблемам. Они организуются администрацией и педагогами-наставниками. Как правило, молодым учителям заранее предлагается составить список вопросов к администрации школы, к опытным учителям и т.п. Значимость этого мероприятия зависит от того, насколько актуальными и существенными будут заданные вопросы и насколько правдивыми и откровенными будут полученные ответы. Ответы на вопросы зачастую носят дискуссионный характер и нередко переходят в заинтересованное обсуждение. Такие вечера
должны проходить как непринужденное, равноправное общение молодых учителей и опытных педагогов.
6. «КРУГЛЫЙ СТОЛ»
Встречи за «круглым столом» расширяют профессиональный кругозор не только педагогов-новичков, но и самих наставников. Как правило, выбирается одна, наиболее общая, проблема профессиональной адаптации учителя, которая и становится темой для обсуждения. Это может быть проблема поддержания дисциплины, организации эффективного взаимодействия с родителями, выбора форм и методов организации учебного процесса, прав и обязанностей педагогов и т. п. Правом выступить обладает каждый присутствующий за «круглым столом».
7. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
Эта форма работы специально предназначена для обмена опытом между наставниками и молодыми учителями. Мысли, высказанные на конференции педагогами и подкреплённые их же опытом, приобретают особую убедительность и оказывают большое влияние на новичков. Конференции проводятся как по проблемам, затрагивающим широкий круг психологопедагогических вопросов, так и по конкретным вопросам организации учебного процесса воспитания.
8. «ДЕНЬ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ»
Это название объединяет целый комплекс мероприятий, проводимых в масштабе всей школы в специально отведенный для этого день. В школах обычно существует негласное правило: в первые два месяца работы молодому специалисту предоставляется свобода действий, в этот период он знакомится со своим классом, завоевывает авторитет, формирует «дисциплинарное пространство». В эти два месяца за его деятельностью наблюдает педагог-наставник, а уже затем, в ноябре, его уроки, классные часы, внеурочные мероприятия начинает проверять администрация.
«День молодого учителя» может стать эффективной формой контроля работы начинающего педагога. Желательно, чтобы был разработан специальный ритуал посвящения новичков в учителя. Каждому из молодых учителей предлагается провести открытый урок, внеклассное мероприятие, рассказать о своих успехах и поделиться неудачами.
На эти уроки приглашаются не только представители администрации школы и педагоги-наставники, но и другие молодые специалисты. Открытые просмотры очень много дают новичкам: они получают возможность наблюдать за действиями других учителей в схожих ситуациях; сравнивать свои педагогические умения и поведение с умениями и поведением других педагогов; перенимать у других приемы воспитательных воздействий.
Приложение 4
Диагностика уровня профессиональной компетентности молодого специалиста
Параметры |
Критерии |
Показатели |
Инструментарий |
Мотивационно- ценностный (личностный) |
Отношение молодого педагога к усвоению новых знаний, готовность к непрерывному профессиональному развитию. |
· ценностное отношение к выбранной профессии; · ценностное отношение к событиям, к окружающим, к себе, к участникам образовательного процесса; · структура профессиональной мотивации; · готовность к проявлению личной инициативы и развития профессиональной компетентности. |
· анкетирование; · беседа; · интервьюирование; · педагогический эксперимент. |
Гносеологический |
Осознание молодым педагогом значения педагогической науки, её логической структуры, системно- структурных отношений, системы общезначимых норм, теорий, методов и схем деятельности. |
· знание теоретических и методологических основ области образования, в которой работает молодой педагог; · знание психолого- педагогических основ современного образования (в том числе, нормативно- правовой базы, основных направлений модернизации образования); · сформированность современных профессиональных компетенций; · широта и глубина кругозора. |
· анкетирование; · наблюдение; · изучение и обобщение опыта. |
Когнитивно- деятельностный |
Результативность деятельности молодого специалиста. Наличие у него осознанных критериев оценки собственных результатов деятельности, умение применять их на |
· наличие устойчивых результатов, высокая эффективность профессиональной деятельности; · глубина и обоснованность анализа результативности деятельности молодого педагога. Уровень подготовки обучающихся |
· индивидуальные и групповые собеседования; · самоанализ; · ранжирование; · сравнительный анализ. |
|
практике. |
(воспитанников); · глубина, логичность, обоснованность выводов о направлениях повышения профессиональной компетентности; · степень самокритичности молодого специалиста. |
|
Уровень теоретических знаний и ключевых компетенций в области базовой науки и методики преподавания предмета, проведения занятия, готовность и способность соотнести с ними свою практику, совершенствовать на их основе профессиональную деятельность. |
· владение традиционными методами решения профессиональных задач; · новизна методических приёмов, инновационная деятельность молодого специалиста; · владение знаниями в области новинок педагогической литературы, цифровых образовательных ресурсов; владение знаниями в области методики; · умение анализировать полученную информацию в области профессиональной деятельности; · умение понять методическую идею и дать ей квалифицированную оценку. |
· наблюдение; · анкетирование; · сравнительный анализ; · тренинги. |
|
|
Уровень включённости в инновационные решения и их обоснованность. |
· глубина, научная обоснованность, практическая значимость собственных инновационных методических разработок, последовательность изложения материала; · уровень осмысления проблемы (понимание значимости интеграции, знание её основных типов и направлений, решение проблемы на практическом уровне); · качество практических решений актуальных |
· изучение продуктов профессиональной деятельности; · изучение исследовательской деятельности; · беседа; · самоанализ. |
|
|
методических проблем (точность в выборе проблемы, глубина, научная обоснованность, практическая значимость). |
|
Умение профессионально грамотно анализировать свой инновационный опыт и опыт коллег. |
· уровень ориентации в опыте коллег; · умение изучить и сопоставить опыт по точно выбранной проблеме; · умение выделить общие и специфические элементы деятельности; · умение убедительно аргументировать выводы. |
· изучение и обобщение опыта; · экспертная оценка; · внешняя оценка; · самоанализ; · сравнительный анализ. |
|
|
Владение методами педагогического исследования. |
· уровень владения комплексом исследовательских компетенций (понимание, использование в профессиональной деятельности, обоснованность суждений); · качество исследовательской деятельности (актуальность выдвинутой проблемы, научная обоснованность, самостоятельность в её разработке, новизна, практическая значимость). |
· анализ процесса и продукта профессиональной деятельности; · анкетирование; · интервьюирование; · педагогический эксперимент. |
|
Владение профессионально- речевой культурой, включённость в другие области духовной культуры как показатель богатства личности педагога. |
· разносторонность интересов; · речевая грамотность. |
· анкетирование; · наблюдение; · беседа; · тренинги. |
Уровни проявления критериев
профессиональной компетентности молодого специалиста
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
Мотивационно-ценностный (личностный) компонент Показатели: · ценностное отношение к выбранной профессии; · ценностное отношение к событиям, к окружающим, к себе, к участникам образовательного процесса; · структура профессиональной мотивации; · готовность к проявлению личной инициативы и развития профессиональной компетентности. |
||
ü ценностное отношение к профессии ярко выражено; ü осознаёт значимость проявления собственной личности как профессионала и исследователя, а также значимость других людей, участников образовательного процесса и происходящих событий; ü в высокой степени готов к проявлению личной инициативы и дальнейшему профессиональному развитию. |
ü ценностное отношение выражено не ярко; ü интерес к проявлению собственной личности как профессионала и исследователя, а также к другим людям, участникам образовательного процесса и событиям носит непостоянный характер; ü в средней степени готов к проявлению личной инициативы и дальнейшему профессиональному развитию. |
ü ценностное отношение к профессии выражено слабо или не выражено; ü интерес к проявлению собственной личности как профессионала и исследователя, а также к другим людям, участникам образовательного процесса, событиям выражен слабо; ü в низкой степени готов к проявлению личной инициативы и дальнейшему профессиональному развитию. |
Гносеологический компонент Показатели: · знание теоретических и методологических основ области образования, в которой работает молодой педагог; · знание психолого-педагогических основ современного образования (в том числе, нормативно-правовой базы, основных направлений модернизации образования); · сформированность современных профессиональных компетенций; · широта и глубина кругозора. |
||
ü обладает знаниями теоретических и методологических основ своей области образования в полном объёме; ü хорошо осведомлён о психолого-педагогических способах решения проблем в образовательной деятельности; ü обладает чётко соформированными профессиональными компетенциями; ü проявляет ярко выраженную потребность в непрерывном профессиональном |
ü обладает знаниями теоретических и методологических основ своей области образования не в полном объёме; ü недостаточно хорошо осведомлён о психолого- педагогических способах решения проблем в образовательной деятельности; ü обладает недостаточно чётко соформированными профессиональными компетенциями; ü потребность в непрерывном профессиональном образовании выражена |
ü обладает знаниями теоретических и методологических основ своей области образования слабо; ü слабо осведомлён о психолого-педагогических способах решения проблем в образовательной деятельности; ü профессиональные компетенции не сформированы или сформированы слабо; ü потребность в непрерывном профессиональном образовании не выражена; ü обладает достаточно узким |
образовании; ü обладает достаточно широким и глубоким кругозором. |
недостаточно; ü обладает средним кругозором. |
кругозором. |
Когнитивно-деятельностный компонент Показатели: · наличие устойчивых результатов, высокая эффективность профессиональной деятельности; · глубина и обоснованность анализа результативности деятельности молодого педагога. Уровень подготовки обучающихся (воспитанников); · глубина, логичность, обоснованность выводов о направлениях повышения профессиональной компетентности; · степень самокритичности молодого специалиста; · владение традиционными методами решения профессиональных задач; · новизна методических приёмов, инновационная деятельность молодого специалиста; · владение знаниями в области новинок педагогической литературы, цифровых образовательных ресурсов; владение знаниями в области методики; · умение анализировать полученную информацию в области профессиональной деятельности; · умение понять методическую идею и дать ей квалифицированную оценку; · глубина, научная обоснованность, практическая значимость собственных инновационных методических разработок,последовательностьизложенияматериала; · уровеньосмысления проблемы(пониманиезначимостиинтеграции, знание её основныхтипови направлений, решениепроблемы напрактическом уровне); · качество практических решений актуальных методических проблем (точность в выборе проблемы, глубина, научная обоснованность, практическая значимость); · уровень ориентации в опыте коллег; · умение изучить и сопоставить опыт по точно выбранной проблеме; · умение выделить общие и специфические элементы деятельности; · умение убедительно аргументировать выводы; · уровень владения комплексом исследовательских компетенций (понимание, использование впрофессиональной деятельности, обоснованность суждений); |
||
· качество исследовательской деятельности (актуальность выдвинутой проблемы, научная обоснованность, самостоятельность в её разработке, новизна, практическая значимость); · разносторонность интересов; · речевая грамотность. |
||
ü полностью осознаёт значимость владения коммуникативными компетенциями, интеллектуальными качествами; ü осуществляет анализ профессионального поведения, ярко выражена потребность в постоянном повышении эффективности профессиональной деятельности; ü владеет проектной деятельностью, методами педагогического исследования. |
ü осознаёт значимость совершенствования коммуникативных компетенций, однако они сформированы недостаточно, все коммуникативные компетенции требуют доработки и совершенствования; ü необходимо совершенствовать профессиональную и проектную деятельность, изучать методы педагогического исследования. |
ü слабо сформированы коммуникативные компетенции, отсутствует потребность в их развитии; ü не владеет методами убеждения, доказательства, чёткого выражения своей точки зрения; ü не стремится к проектной деятельности и овладению методами педагогического исследования. |
Приложение 5
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.