Под проектом понимается комплекс взаимосвязанных действий, предназначенных для достижения определенной цели в течение заданного периода времени в рамках имеющихся возможностей. Под проектной деятельностью понимаются разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков:
Цель работы над проектами в начальной школе: Реализация детьми своих способностей и потенциала личности.
Задачи:
Работа над проектом предваряется необходимым этапом – работой над темой, в процессе которого детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом дети сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников по теме. Предлагаемый порядок действий:
Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть опыт учителя с работой по этой теме, богатство разнообразных источников информации по конкретной теме, желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.
При выборе под темы учителю следует не только самому предложить большое число под тем, но и подсказать ученикам, как их можно сформулировать самим.
Классические источники информации – энциклопедии и другие книги, в том числе и из школьной библиотеки. Кроме того – это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.
Итог работы над темой – собранная и систематизированная картотека по теме. Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат.
Занятия над проектами проводятся в форме кружковой работы, 1 час в неделю, достоинствами такой формы занятий являются, прежде всего, достаточный объем, 34 часа в год, регулярность, систематичность и целенаправленность.
Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям 21 века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире постиндустриального общества.
№ п/п |
Оцениваемые параметры |
Оценка в баллах |
1. |
Актуальность поставленной задачи: |
3 |
- носит вспомогательный характер; |
2 |
|
- степень актуальности определить сложно; |
1 |
|
- не актуальна; |
0 |
|
2. |
Умение автора выделить и сформулировать проблему, цели и
задачи исследования: |
2 |
- недостаточный уровень проработанности проблемы, цели и задач исследования; |
1 |
|
- проблемы, цели и задачи исследования не выделены и не сформулированы. |
0 |
|
3. |
Оригинальность методов решения задачи исследования: |
3 |
- имеет новый подход к решению, использованы новые идеи; |
2 |
|
- используются традиционные методы решения. |
1 |
|
4. |
Новизна полученных результатов: |
4 |
- разработан и выполнен оригинальный эксперимент; |
3 |
|
- имеется новый подход к решению известной проблемы; |
2 |
|
- имеются элементы новизны; |
1 |
|
- ничего нового нет. |
0 |
|
5. |
Практическая значимость работы: |
3 |
- можно использовать в научной работе школьников; |
2 |
|
- можно использовать в учебном процессе; |
1 |
|
- не заслуживает внимания. |
0 |
|
6. |
Уровень проработанности исследования, решения задач: |
2 |
- недостаточный уровень проработанности решения; |
1 |
|
- решение не может рассматриваться как удовлетворительное. |
0 |
|
7. |
Эрудированность автора в рассматриваемой области: |
1 |
- использование учебного материала школьного курса, доказательство уже установленного факта, нарушена логика изложения. |
0 |
|
8. |
Качество оформления работы: |
2 |
|
- есть замечания по оформлению работы; |
1 |
- не соответствует требованиям оформления. |
0 |
|
Итого: |
20 баллов |
№ п/п |
Оцениваемые параметры |
Оценка в баллах |
1. |
Качество доклада: |
3 |
- четко выстроен; |
2 |
|
- рассказывается, но не объясняется суть работы; |
1 |
|
- зачитывается. |
0 |
|
2. |
Использование демонстрационного материала: |
2 |
- использовался в докладе, хорошо оформлен, но есть неточности; |
1 |
|
- представленный демонстрационный материал не использовался докладчиком или был оформлен плохо, неграмотно. |
0 |
|
3. |
Качество ответов на вопросы: |
3 |
- не может ответить на большинство вопросов; |
2 |
|
- не может четко ответить на вопросы. |
1 |
|
4. |
Владение научным и специальным аппаратом: |
3 |
- использованы общенаучные и специальные термины; |
2 |
|
- показано владение базовым аппаратом. |
1 |
|
5. |
Четкость выводов: |
3 |
- нечетки; |
2 |
|
- имеются, но не доказаны. |
1 |
|
Итого: |
14 баллов |
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Общее количество учебных часов |
Теория / Практика |
Формы контроля |
1. |
Раздел 1. Введение в исследовательскую деятельность. |
4 ч |
|
|
1.1. |
Виды исследовательских работ. |
|
1/ 1 |
|
1.2. |
Основные понятия исследовательской работы |
|
1/ 1 |
|
2. |
Раздел 2. Этапы работы в процессе исследования. |
14 ч |
|
Отчет о проведенном эксперименте. |
2.1. |
Выбор темы. Постановка цели и задач. |
|
1/ 2 |
|
2.2. |
Сбор информации по проблеме исследования по разным источникам. |
|
2/ 2 |
|
2.3. |
Способы обработки полученной информации. |
|
2/ 2 |
|
2.4. |
Организация и методика исследования. |
|
1/ 2 |
|
3. |
Раздел 3. Оформление работы. |
5 ч |
|
Учебно-исследовательская работа. |
3.1. |
Структура учебно – исследовательской работы. |
|
1/ 1 |
|
3.2. |
Правила оформления учебно – исследовательской работы. |
|
1/ 2 |
|
4. |
Раздел 4. Подготовка к защите учебно – исследовательской работы. |
11 ч |
|
Доклад по учебно-исследовательской работе. |
4.1. |
Требования к докладу. |
|
1/ 1 |
|
4.2. |
Составление текста доклада. |
|
1/ 1 |
|
4.3. |
Культура выступления. |
|
1/ 1 |
|
4.4. |
Упражнения. Развитие дикции. |
|
1/ 1 |
|
4.5. |
Зачетная работа. |
|
1/ 1 |
|
Всего: |
34 ч |
15/ 18 |
|
Раздел 1. Введение в исследовательскую деятельность (4 часа)
Виды исследовательских работ: доклад, стендовый доклад, проект, научно – исследовательская работа. Конкурсы школьников.
Раздел 2. Этапы работы в процессе исследования (14 часов)
Раздел 3. Оформление работы (5 часов)
Раздел 4. Подготовка к защите учебно-исследовательской работы (11 часов).
Программное обеспечение образовательного назначения
Плакаты, презентации, дидактический материал
Список используемой литературы для педагогов:
Список используемой литературы для родителей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.