ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Развитие слухового восприятия и формирование устной речи у слабослышащих детей тесно связаны между собой. Формирование устной речи происходит на слуховой и слухо-зрительной основе. В свою очередь, навыки восприятия речи на слух совершенствуются в процессе формирования произношения учащихся.
Данная программа состоит из двух разделов:
1. Развитие слухового восприятия;
2. Обучение произношению.
Цели, решаемые при реализации рабочей программы:
· формирование навыков восприятия и воспроизведение речи, осуществляемое в условиях широкого использования развивающегося остаточного слуха слабослышащих школьников в ходе все учебно-воспитательного процесса;
· практическое овладение речевыми навыками;
· воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
· совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию.
Задачи программы:
· формирование внятной, интонированной, грамматически правильной речи;
· развитие остаточного слуха, создание на базе развивающегося слуха слухо-зрительной основы для восприятия ими устной речи и ее коммуникативной функции.
· обогащение, пополнение, расширение словарного запаса учащихся и его активизация.
· развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;
Рабочая программа разработана на основании следующих нормативных документов:
№ п/п |
Нормативные документы |
1. |
Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. |
2. |
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. |
3. |
Обязательный минимум содержания основного общего образования по развитию слухового восприятия |
4. |
Программы для общеобразовательных учреждений: |
5. |
Региональный компонент стандарта общего образования. |
6. |
Школьный компонент стандарта общего образования. |
Формой организации учебного процесса является индивидуальное занятие
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Развитие слухового восприятия и формирование устной речи у слабослышащих детей тесно связаны между собой. Формирование устной речи происходит на слуховой и слухо-зрительной основе. В свою очередь, навыки восприятия речи на слух совершенствуются в процессе формирования произношения учащихся.
Данная программа состоит из двух разделов:
1. Развитие слухового восприятия;
2. Обучение произношению.
Развитие слухового восприятия
Во II классе продолжается работа по обучению слабослышащих школьников восприятию на слух устной речи с ЗУА и без нее, а так же над произношением. Программные требование по развитию слухового восприятия школьников составлено с учетом снижения слуха, уровня речевого развития, а так же года обучения учащихся. В программе определено примерное оптимальное расстояние, на котором ученики с разной степенью снижения слуха должны уметь воспринимать речевой материал на слух без аппарата и с индивидуальными слуховыми аппаратами.
В процессе тренировки должно измеряться оптимальное расстояние, на котором учащиеся воспринимают на слух предлагаемый речевой материал. Следует отметить, что развитие восприятия речи на слух без слуховых аппаратов имеет ограниченные пределы, особенно у учащихся с III степенью тугоухости.
Речевой материал для слуховой тренировки, который учитель использует с учетом индивидуальных особенностей ученика, его речевого развития и состояния слуха, должен отвечать задачам формирования устной речи, служить средством развития речевого слуха и содержать тексты, слова, словосочетания, фразы обиходно-разговорного характера, относящиеся к организации учебной деятельности, а так же связанные с изучением общеобразовательных дисциплин, но все более усложняющейся конструкции и смысловой нагрузки. В связи с коррекцией произношения и грамматического оформления речи в случае необходимости могут предъявляться для восприятия на слух такие элементы, как слоги и фонемы (с последующим восприятием целого слова).
Особое внимание учитель уделяет обучению восприятия на слух текстов, незнакомых учащимся, определению их основного содержания или основной мысли. В программе указан примерный объем предлагаемых для восприятия на слух текстов. В связи с постепенным усложнением структуры предложений указанный объем и в старших классах на превышает 20-25 предложений. Тексты, как и другой речевой материал должны предъявляться учащимся сразу на слух (целиком и по фразам). Они воспринимаются учениками целиком с помощью индивидуальных слуховых аппаратов и без них. Кроме того, необходимо проводить занятия по обучению восприятия речи по телефону и с различных информационных носителей.
Условий, в которых учащиеся воспринимают речевой материал на слух, должны каждым годом приближаться к естественным. Поэтому учителя должны проводить занятия не только в помещении, изолированном от посторонних шумов, но и в обычных условиях. Восприятие речевого материала на слух должно проходить вне ситуативности.
Обучение восприятию речи разговорной громкости без индивидуальных слуховых аппаратов отводится на более одной трети времени, выделяемого на занятии на слуховую тренировку. Наряду с этим учащиеся, которым доступно восприятие шепотной речи, на занятии в течение 2-3 мин. тренируются в восприятии речевого материала, произносимого шепотом.
Обучение произношению
Обучение произношению во II классе предполагает дальнейшее совершенствование произносительных навыков на специальных занятиях по коррекции произношения, на общеобразовательных уроках, на внеклассных мероприятиях с воспитателями. В ходе учебно-воспитательного процесса произношение корригируется на основе слухо-зрительного восприятия образца речи педагога и подражания ему.
Особое внимание во II классе следует обратить на дифференциацию часто смешиваемых в произношении слабослышащих учащихся носовых и ротовых звуков (м-п, м-б, н-т, н-д), свистящих, шипящих и аффрикатов (с-ш, з-ж, с-ц, ш-щ), звонких и глухих (б-п, д-т, г-к, з-с, ж-ш, в-ф), слитных и щелевых (ц-с, ч-ш), слитных и смычных (ц-е, ч-т). Наряду с этим проводится работа по закреплению навыков правильного воспроизведения ритмико-интонационной стороны устной речи.
При работе над произношение учащихся VIII класса, наибольшее значение приобретает работа над выразительностью речи (правильно членение фразы на смысловые синтагмы, интонационная окраска при помощи модуляции голоса и т. д.).
Форма занятия индивидуальная совмещенная с занятиями по развитию слухового восприятия, так же в случае необходимости (при грубых нарушения произношения) в течение 4-5 мин. Проводится работа по автоматизации произношения на речевом материале, подобранном по фонетическому принципу.
Программное содержание
Восприятие на слух с индивидуальными слуховыми аппаратами и без них речевого материала:
· Связанного с учебной деятельностью учащихся.
· Восприятие на слух фраз обиходно-разговорного характера.
· Восприятие на слух текстов по темам: «Здравствуй, школа!», «Уроки Экологии», «Уроки Ушинского», «Грамматические сказки», и т. д.
· Восприятие на слух речевого материала, произносимого разными дикторами на одинаковом расстоянии.
· Восприятие на слух (с индивидуальными аппаратами) речевой информации, содержащейся в аудиозаписи.
· Слухо-зрительное восприятие речевого материла популярных детских и молодежных передач по телевидению.
Содержание программного обучения
Первое полугодие
Восприятие на слух речевого материала:
· обиходно-разговорного характера и связанного с учебной деятельностью;
· связанного с изучением общеобразовательных предметов Восприятие на слух текстов (до 15-=17 предложений) и заданий к ним.
Второе полугодие
Восприятие на слух речевого материала:
· обиходно-разговорного характера и связанного с учебной деятельностью;
· связанного с изучением общеобразовательных предметов.
Восприятие на слух текстов (до 15-20 предложений):
Основные требования к умениям учащихся Учащиеся к концу II класса должны уметь:
· воспринимать на слух с индивидуальными слуховыми аппаратами речевой материал независимо от того, какой диктор его произносит, на одинаковом расстоянии: не менее 12 м (I степень тугоухости), 9-12 м (II степень тугоухости) 6,5-7 м (III степень тугоухости) – в условиях относительной изоляции от шума;
· воспринимать на слух без аппарата речь учителя и товарищей разговорной громкости на одинаковом расстоянии не менее 7 м (I степень тугоухости), 4 м (II степень тугоухости), 0,4-0,5 м (III степень тугоухости);
· воспринимать шепотную речь (I, II степень тугоухости) на оптимальном расстоянии;
· воспринимать слухо-зрительно с индивидуальными аппаратами ревой материал популярных детских программ и молодежных передач.
Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия
во 2 специальном (коррекционном) классе II вида II отделения
№ недели |
Лексическая тема |
Тема урока |
Кол-во часов |
Произношение |
Содержание работы |
Сроки проведения |
||
Тема |
Кол-во часов |
|||||||
I четверть |
||||||||
I неделя |
|
Диагностика |
2 |
Диагностика |
1 |
1. Проверка произношения (составление профиля произношения на начало года) 2. Проверка внятности речи (по Нейману) – x=100xh/mxn 3. Проверка слухового восприятия. |
|
|
II неделя |
Школа |
Правила поведения в школе |
Звуки А, О |
1. Опознавание, различение слов, фраз из теста 2. Совершенствование произношения. a) Постановка звука b) Автоматизация c) Дифференциация звуков. 3. Работа над речевым дыханием. Воспроизведение пауз при выделении синтагм при чтении и воспроизведении текста 4. Автоматизация звуков М, Н |
|
|||
III неделя |
Правила успеваемости и режим дня школьника |
2 |
Звуки У, Э |
1 |
|
|
||
IV неделя |
Природа осенью |
2 |
Звуки И, П |
1 |
|
|
||
V неделя |
Осень |
Деревья |
2 |
Звуки Т, К |
1 |
|
|
|
VI неделя |
Осень в городе, в саду, в лесу |
2 |
Звуки М, Н |
1 |
5. Опознавание, различение слов, фраз из теста 6. Совершенствование произношения. d) Постановка звука e) Автоматизация f) Дифференциация звуков. 7. Работа над речевым дыханием. Воспроизведение пауз при выделении синтагм при чтении и воспроизведении текста 8. Автоматизация звуков М, Н |
|
||
VII неделя |
Труд людей осенью |
2 |
Звуки Л, Ф |
1 |
1. Восприятие текста 2. Совершенствование произношения a) Постановка звука b) Автоматизация c) Дифференциация
|
|
||
VIII неделя |
Птицы |
2 |
Звуки В Й |
1 |
|
|
||
IX неделя |
Мой город |
2 |
Звуки Я, Ё |
1 |
|
|
||
X неделя |
Мой дом |
2 |
Звуки Ю, Е |
1 |
1. Опознавание, различение речевых единиц из текста 2. Работа над деформированным текстом 3. Совершенствование произношения:
|
|
||
XI неделя |
Моя семья |
2 |
Звуки С, Ш |
1 |
a) постановка звуков b) автоматизация звуков в разнообразных позициях c) дифференциация звуков
|
|
||
XII неделя |
Русские народные промыслы |
2 |
Звуки Х, З |
1 |
1. Восприятие речевых единиц из «Слухового словаря» 2. Работа над деформированным текстом 3. Совершенствование произношения: a) Постановка звуков b) Автоматизация звуков c) Дифференциация звуков 4. Работа над силой голоса. 5. Постановка и автоматизация звуков Х, З |
|
||
XIII неделя |
Природа зимой |
2 |
Звуки Ж, Р |
1 |
|
|
||
XIV неделя |
Зима |
Природа зимой |
2 |
Звуки Б, Д |
1 |
1. Восприятие текста. 2. Опознавание, различение слов, фраз из теста
|
|
|
XV неделя |
Зима в городе, в лесу |
2 |
|
1 |
2. Совершенствование произношения:
|
|
||
XVI неделя |
Новый год |
2 |
|
1 |
2. Совершенствование произношения: a) Автоматизация звуков b) Дифференциация звуков в разных позициях. 3. Работа над силой и высотой голоса. 4. Слуховой диктант |
|
||
II полугодие |
||||||||
XVII неделя |
Зима |
Зимние забавы |
2 |
|
1 |
a) автоматизация звуков в разнообразных позициях b) дифференциация звуков
|
|
|
XVIII неделя |
Звери наших лесов |
2 |
|
1 |
2. Работа над деформированным текстом 3. Совершенствование произношения: a) автоматизация звуков b) дифференциация звуков
|
|
||
XIX неделя |
Зимующие птицы |
2 |
|
1 |
2. Совершенствование произношения: a) Автоматизация звуков b) Дифференциация звуков в разных позициях.
|
|
||
XX неделя |
Животные Севера |
2 |
|
1 |
2. Совершенствование произношения:
|
|
||
XXI неделя |
Зима |
Животные жарких стран |
2 |
|
1 |
2. Совершенствование произношения: a) Автоматизация звуков в речи b) Дифференциация звуков
|
|
|
XXII неделя |
Профессии |
2 |
|
1 |
a) Автоматизация звуков b) Дифференциация в разных позициях.
|
|
||
XXIII неделя |
Весна |
2 |
|
1 |
2. Опознавание, различение слов, фраз из текста. 3. Совершенствование произношения. a) Дифференциация звуков
|
|
||
XXIV неделя |
Природа весной. |
2 |
|
1 |
3. Совершенствование произношения
|
|
||
XXV неделя |
Весна |
Весна в городе, в саду, в лесу |
2 |
|
1 |
2. Совершенствование произношения: a) Постановка звука b) Автоматизация звуков c) Дифференциация звуков в разных позициях. |
|
|
XXVI неделя |
Труд людей весной |
2 |
|
1 |
2. Воспроизведение, опознавание, различение слов, фраз из теста 3. Совершенствование произношения. a) Постановка звука b) Автоматизации звуков в речи c) Дифференциация звуков
|
|
||
XXVII неделя |
Жизнь животные весной |
2 |
|
1 |
a) Постановка звука b) Автоматизация звуков. c) Дифференциация звуков в разных позициях.
|
|
||
XXVIII неделя |
День космонавтики |
2 |
|
1 |
3. Совершенствование произношения: a) Постановка звуков b) Автоматизация звуков в речи c) Дифференциация звуков в разных позициях.
Соблюдение логического ударения |
|
||
XXIX неделя |
Цветы |
2 |
|
1 |
3. Совершенствование произношения
|
|
||
XXX неделя |
Весна |
Транспорт. Правила дорожного |
2 |
|
1 |
2. Совершенствование произношения: a) Постановка звука b) Автоматизация звуков c) Дифференциация звуков в разных позициях.
|
|
|
XXXI неделя |
День Победы |
2 |
|
1 |
1. постановка звуков 2. автоматизация звуков в разнообразных позициях 3. дифференциация звуков
|
|
||
XXXII неделя |
Мои права и обязанности |
2 |
|
1 |
2. Опознавание, различение речевых единиц из текста. 3. Совершенствование произношения: a) Постановка звуков b) Автоматизация звуков c) Дифференциация звуков
|
|
||
XXXIII неделя |
Насекомые |
|
4. постановка звуков 5. автоматизация звуков в разнообразных позициях 6. дифференциация звуков 3. Работа над силой голоса, логическим ударением. |
|
||||
XXXIV неделя |
Диагностика |
Диагностика |
2 |
|
1 |
1. Проверка произношения (составление профиля произношения на конец года) 2. Проверка внятности речи (по Нейману) – x=100xh/mxn 3. Проверка слухового восприятия. |
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.