РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ
Класс: 5-9 класс
Составитель: Смирнова Ю.А.
Новосибирск, 2021
Пояснительная записка
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно следить, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. Именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и выделить свое «Я» среди других людей.
По мнению Л.С.Выготского, физический или психический дефект у ребенка создает почву для возникновения препятствий в развитии его общения с окружающими, в установлении широких социальных связей, что является неблагоприятным фактором, прежде всего, личностного развития. Поэтому работа по социальному развитию должна быть нацелена на формирование у детей с ОВЗ навыков продуктивного взаимодействия с окружающими людьми, а в конечном итоге – на адаптацию к жизни в обществе, в быстро изменяющемся и нестабильном мире.
Данная программа разработана на основе документов, регламентирующих работу с детьми ОВЗ:
1. Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
3. Федеральный закон РФ от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
4. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26).
5. Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в ред. от 17 июля 2015 г.).
6. Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Рабочая программа представляет систему индивидуальных занятий для обучающихся с ОВЗ 1-9 классов в форме бесед и рассчитана на 9 лет обучения, которая включает 305 занятий: одно занятие в неделю, 33 занятий в 1 классе и по 34 занятий в 2-9 классах с продолжительностью - 30 минут.
Цель программы: обеспечение непрерывности индивидуального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных педагогических условий обучения, воспитания; коррекции, развития и социализации обучающихся.
Задачи:
1. Повышать уровень познавательной активности и расширять объем имеющихся знаний и представлений об окружающем мире.
2. Развить у обучающихся способность к профессиональной адаптации, умения, навыки необходимые для общения и взаимодействия с другими людьми.
3. Сохранять и укреплять здоровье обучающихся и формировать мотивацию у них на здоровый образ жизни.
4. Формировать навыки и умения необходимые для успешного вхождения в общество в процессе трудового, социально бытового обучения.
Содержание программы
№ |
Наименование модуля |
Задачи модуля |
1 |
Модуль «Права и обязанности» |
Формирование представлений о поведении в школе, школьном укладе жизни. Формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самопознания Знание Конституции РФ и Конвенции о правах ребёнка |
2 |
Модуль «Безопасность» |
Формирование ответственного и безопасного поведения на улице. Формирование навыков самозащиты, избегания ситуаций риска Формирование навыков отстаивания позиции, конструктивное решение конфликтов |
3 |
Модуль «Я и мы» |
Способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребёнке благородного человека путём раскрытия его личностных качеств. Обрести уверенность в себе, навыки продуктивного взаимодействия с окружающими людьми, успешно адаптироваться к жизни в социуме. Формирование навыков культурного поведения, правил хорошего тона. |
4 |
Модуль «Здоровье» |
Формирование представлений о своем физическом «Я» Формирование у обучающихся навыков культуры питания, здорового образа жизни |
Прогнозируемые результаты
Критерии |
Показатели |
Повышать уровень познавательной активности и расширять объем имеющихся знаний и представлений об окружающем мире |
Должны уметь ориентироваться в окружающем мире, знать мир профессий. |
Развить у обучающихся способность к профессиональной адаптации, умения, навыки необходимые для общения и взаимодействия с другими людьми |
Должны уметь культурно вести себя в обществе и различных жизненных ситуациях, конструктивно взаимодействовать с окружающими. |
Сохранять и укреплять здоровье обучающихся и формировать мотивацию у них на здоровый образ жизни |
Иметь представления о позитивных факторах, влияющих на здоровье, умение самостоятельно поддерживать свое здоровье. |
Формировать навыки и умения необходимые для успешного вхождения в общество в процессе трудового, социально бытового обучения |
Должны уметь применять полученные знания в практической жизнедеятельности, знать доступные приемы труда и правила безопасной работы и гигиены труда. |
Календарно-тематическое планирование
5 класс
№ |
Тема занятия |
Количество часов |
|
1 |
Модуль «Права и обязанности» |
8 |
|
1 |
Конвенция о правах ребенка |
1 |
|
2 |
Имею право, но обязан |
1 |
|
3 |
Чему нас учат в школе. |
1 |
|
4 |
Отношения с одноклассниками. Правила поведение в школе |
1 |
|
5 |
Телефон доверия |
1 |
|
6 |
Мы в ответе за свои поступки |
1 |
|
7 |
Последствия самовольного ухода из школы |
1 |
|
8 |
Ответственность за нарушение правил ПДД |
1 |
|
2 |
Модуль «Безопасность» |
8 |
|
1 |
Безопасность движения |
1 |
|
2 |
Движение во дворе на роликовых коньках, самокатах, велосипедах |
1 |
|
3 |
Осторожно, огонь! Правила противопожарной безопасности |
1 |
|
4 |
Почему костёр опасен? |
1 |
|
5 |
Правила обращения с электричеством в быту |
1 |
|
6 |
Телефонный терроризм и его опасность |
1 |
|
7 |
Безопасное движение во время гололеда |
1 |
|
8 |
Петарды и безопасность |
1 |
|
3 |
Модуль «Я и мы» |
10 |
|
1 |
В человеке все должно быть прекрасно |
1 |
|
2 |
Вежливость слов и поступков |
1 |
|
3 |
Школа хороших манер. В чём секрет волшебных слов? |
1 |
|
4 |
Культура речи. Как написать письмо, поздравление на открытке, приглашение? |
1 |
|
5 |
Поведение в общественном месте |
1 |
|
6 |
Способы урегулирования конфликта |
1 |
|
7 |
Твои успехи и неудачи |
1 |
|
8 |
Уверенность в себе |
1 |
|
9 |
Я и мои родные |
1 |
|
10 |
Досуг семьи |
1 |
|
4 |
Модуль «Здоровье» |
8 |
|
1 |
Гигиена подростка |
1 |
|
2 |
Береги здоровье смолоду |
1 |
|
3 |
Спорт – это жизнь |
1 |
|
4 |
Рациональное питание |
1 |
|
5 |
Золотые правила питания и приготовление пищи |
1 |
|
6 |
Заваривание чая. Лесные чаи |
1 |
|
7 |
Твое отношение к вредным привычкам |
1 |
|
8 |
Можно ли дожить до ста лет? Что нужно для этого? |
1 |
|
|
Итого |
34 |
Календарно-тематическое планирование
6 класс
№ |
Тема занятия |
Количество часов |
|
1 |
Модуль «Права и обязанности» |
8 |
|
1 |
О правах и обязанностях |
1 |
|
2 |
Ответственность за проступки |
1 |
|
3 |
Шутки или хулиганство |
1 |
|
4 |
Ответственность за порчу имущества школы |
1 |
|
5 |
Конституция РФ |
1 |
|
6 |
Семья – это… (о правах и обязанностях членов семьи) |
1 |
|
7 |
Деньги на карманные расходы |
1 |
|
8 |
О защите братьев наших меньших |
1 |
|
2 |
Модуль «Безопасность» |
8 |
|
1 |
Правила поведения на улице, воде, общественном транспорте |
1 |
|
2 |
Пожар. Правила эвакуации во время пожара |
1 |
|
3 |
Безопасность в интернете. Персональные данные |
1 |
|
4 |
Чрезвычайные ситуации |
1 |
|
5 |
Чужие люди |
1 |
|
6 |
Безопасность в местах массового скопления людей |
1 |
|
7 |
Как вести себя в опасных для жизни ситуациях |
1 |
|
8 |
Как избежать травматизма зимой |
1 |
|
3 |
Модуль «Я и мы» |
10 |
|
1 |
Культура общения юноши и девушки |
1 |
|
2 |
Чистота разговорной речи. «Слова – сорняки |
1 |
|
3 |
Как вести себя в незнакомом обществе |
1 |
|
4 |
Стрессовые ситуации, пути выхода из них |
1 |
|
5 |
Услышать сердце человека (о милосердии) |
1 |
|
6 |
Коллективная помощь и сочувствие |
1 |
|
7 |
Какой он – настоящий друг? |
1 |
|
8 |
Особенности поведения девочек и мальчиков |
1 |
|
9 |
Самоконтроль и требовательность к себе |
1 |
|
10 |
Доверие в семье |
1 |
|
4 |
Модуль «Здоровье» |
8 |
|
1 |
Определение ЗОЖ |
1 |
|
2 |
Мой любимый вид спорта |
1 |
|
3 |
Эти вредные привычки |
1 |
|
4 |
Здоровая пища для всей семьи |
1 |
|
5 |
Энергетические напитки – новые наркотики |
1 |
|
6 |
Вред токсикомании |
1 |
|
7 |
Умей сказать - НЕТ |
1 |
|
8 |
Возникновение и развитие уродств как следствие вредных привычек |
1 |
|
|
Итого |
34 |
Календарно-тематическое планирование
7 класс
№ |
Тема занятия |
Количество часов |
|
1 |
Модуль «Права и обязанности» |
8 |
|
1 |
Устав школы, правила поведения учащегося |
1 |
|
2 |
Школьная форма |
1 |
|
3 |
Права и обязанности подростка |
1 |
|
4 |
Хулиганство - это социальное зло |
1 |
|
5 |
Преступление и наказание |
1 |
|
6 |
Общество прав потребителей (о том, куда можно обратиться при обмане или не правильном обслуживании) |
1 |
|
7 |
За что ставят на ВШУ? |
1 |
|
8 |
За что ставят на учет в КДН? |
1 |
|
2 |
Модуль «Безопасность» |
8 |
|
1 |
Правила безопасного поведения в определенных жизненных ситуациях |
1 |
|
2 |
Профилактика пожаров в повседневной жизни. |
1 |
|
3 |
Пожарная опасность газа и газовых приборов |
1 |
|
4 |
Электротравматизм |
1 |
|
5 |
Оказания первой помощи при поражении электрическим током |
1 |
|
6 |
Безопасное обращение со средствами бытовой химии |
1 |
|
7 |
Профилактика экстремизма |
1 |
|
8 |
Профилактика употребления неизвестных веществ |
1 |
|
3 |
Модуль «Я и мы» |
10 |
|
1 |
Основы современного этикета. |
1 |
|
2 |
Правила гостеприимства. Подарки |
1 |
|
3 |
Культура речи. Словарный запас. Чувство юмора. |
1 |
|
4 |
Вербальные и невербальные формы поведения |
1 |
|
5 |
Мода - зеркало прошлого, настоящего, будущего (история моды) |
1 |
|
6 |
Отдых на природе (как нужно себя вести в пути, общение и поведение) |
1 |
|
7 |
Наши планы – наши дела (рассуждение о дальнейших планах на жизнь) |
1 |
|
8 |
Микроклимат семьи. Быт и семейный бюджет. |
1 |
|
9 |
Взаимоотношения с родителями. |
1 |
|
10 |
Самооценка. Ответственность за себя. |
1 |
|
4 |
Модуль «Здоровье» |
8 |
|
1 |
Красота – это здоровье |
1 |
|
2 |
Значение кожи для здоровья человека |
1 |
|
3 |
Питание, энергозатраты и здоровье человека |
1 |
|
4 |
Профилактика инфекционных заболеваний |
1 |
|
5 |
Первая помощь до прихода врача |
1 |
|
6 |
Профилактика вредных привычек |
1 |
|
7 |
Методы психоэмоциональной разгрузки |
1 |
|
8 |
Компьютер, телевизор, сотовый телефон, их влияние на здоровье человека |
1 |
|
|
Итого |
34 |
Календарно-тематическое планирование
8 класс
№ |
Тема занятия |
Количество часов |
|
1 |
Модуль «Права и обязанности» |
8 |
|
1 |
Права и обязанности несовершеннолетнего |
1 |
|
2 |
Труд – право или обязанность. Трудовые права несовершеннолетних |
1 |
|
3 |
Где и кто должен трудиться (о важности образования при трудоустройстве) |
1 |
|
4 |
Семейный Кодекс РФ |
1 |
|
5 |
Административная и уголовная ответственность |
1 |
|
6 |
Ответственность за ложные сообщения о терроризме |
1 |
|
7 |
Обязанности подростка в семье |
1 |
|
8 |
Виды занятости подростка. Формы отдыха и оздоровления |
1 |
|
2 |
Модуль «Безопасность» |
8 |
|
1 |
Предупреждение бытового и школьного травматизма |
1 |
|
2 |
О правилах безопасного поведения при обнаружении взрывчатых, отравляющих или ядовитых веществ. О запрещении приноса в школу таких веществ. |
1 |
|
3 |
Телефонные злоумышленники |
1 |
|
4 |
Такси. Вызов такси по телефону |
1 |
|
5 |
Суицид среди подростков |
1 |
|
6 |
Я и моя уличная компания |
1 |
|
7 |
Опасные ситуации на дороге и водоеме зимой |
1 |
|
8 |
Осторожно, пиротехника! Безопасный праздник Новый год! |
1 |
|
3 |
Модуль «Я и мы» |
10 |
|
1 |
Как справиться с плохим настроением, раздражением, обидой |
1 |
|
2 |
Я и другие. Общение и конфликт |
1 |
|
3 |
Кем быть |
1 |
|
4 |
Менеджер своей жизни |
1 |
|
5 |
Сила воли и характер |
1 |
|
6 |
Чувство собственного достоинства |
1 |
|
7 |
Культура речи. Ненормативная лексика |
1 |
|
8 |
О честности и умении держать слово |
1 |
|
9 |
Для чего нужна семья |
1 |
|
10 |
Жизнь дана для добрых дел |
1 |
|
4 |
Модуль «Здоровье» |
8 |
|
1 |
Роль чистоты кожи, регулярной смены белья |
1 |
|
2 |
Не будь врагом себе! Выбирай здоровый образ жизни |
1 |
|
3 |
Как победить простуду? Предупреждение простудных заболеваний и гриппа. Домашняя аптечка. Термометр. |
1 |
|
4 |
Утомления и их предупреждение |
1 |
|
5 |
Как не заболеть. Профилактика туберкулеза |
1 |
|
6 |
Первая медицинская помощь при несчастных случаях |
1 |
|
7 |
Алкоголь и его пагубное влияние на организм |
1 |
|
8 |
Наркотики и их последствия для здоровья |
1 |
|
|
Итого |
34 |
Календарно-тематическое планирование
9 класс
№ |
Тема занятия |
Количество часов |
|
1 |
Модуль «Права и обязанности» |
8 |
|
1 |
Подросток и Закон |
1 |
|
2 |
Правонарушение и юридическая ответственность |
1 |
|
3 |
Виды наказания несовершеннолетних |
1 |
|
4 |
Что делать, если ты попал в полицию |
1 |
|
5 |
Голосование – это право или обязанность |
1 |
|
6 |
Ответственность за деяния, связанные с оборотом наркотиков |
1 |
|
7 |
Твоя воинская обязанность |
1 |
|
8 |
Интеллектуальная собственность. Закон о защите интеллектуальной собственности |
1 |
|
2 |
Модуль «Безопасность» |
8 |
|
1 |
Правила личной безопасности |
1 |
|
2 |
Безопасное движение на скутере |
1 |
|
3 |
Куда обращаться в случае потери документов |
1 |
|
4 |
Соцсети в моей жизни |
1 |
|
5 |
Кибербуллинг. Деструктивные сайты, группы и игры. Будь в себе уверен |
1 |
|
6 |
Моя сетевая безопасность. Мошенничество в Интернет-сети |
1 |
|
7 |
Как не стать соучастником преступлений |
1 |
|
8 |
Нетрадиционные религиозные объединения. Чем они опасны? |
1 |
|
3 |
Модуль «Я и мы» |
10 |
|
1 |
Человек – творец своей судьбы |
1 |
|
2 |
Конфликты в нашей жизни и способы их преодоления |
1 |
|
3 |
Будь нетерпим к грубости и черствости, не будь равнодушным |
1 |
|
4 |
Настоящая любовь |
1 |
|
5 |
Умение контролировать свои эмоции |
1 |
|
6 |
Депрессия |
1 |
|
7 |
Тот, кто будет человеком, - уже человек! |
1 |
|
8 |
Юный бизнесмен (разговор о том, как можно открыть свое дело) |
1 |
|
9 |
Как избежать попадания в экстремальную ситуацию. |
1 |
|
10 |
Как преодолеть страх перед экзаменами |
1 |
|
4 |
Модуль «Здоровье» |
8 |
|
1 |
Режим дня во время подготовки к экзаменам |
1 |
|
2 |
Значение иммунитета для здоровья человека |
1 |
|
3 |
Оказание первой медицинской помощи при прекращении сердечной деятельности |
1 |
|
4 |
Алкоголь и алкогольная зависимость. Алкоголь в компании |
1 |
|
5 |
Об опасности наркомании и токсикомании |
1 |
|
6 |
Мы против СПИДА |
1 |
|
7 |
Цена жизни — сама жизнь |
1 |
|
8 |
Жизнь – главная ценность человека |
1 |
|
|
Итого |
34 |
Используемая литература.
1. Альбом «Ваши права». – Тамбов, 2001.
2. Бездна: Пьянство. Наркомания. СПИД. – М.: Айрис-Пресс, 2004.
3. Безмалый В.Ф. Обеспечение безопасности детей при работе в Интернет. http://vladbez. spaces.live.com
4. Безмалый В.Ф. Современные угрозы в цифровом мире. http:/BEZMALY.WORDPRESS. COM
5. Бенюмов В. М., Костенко О. Р., Флоренсова К. М. Вред алкоголя, никотина, наркотиков. – Киев: Радзяньска школа, 1999.
6. Буянов М. И. Размышления о наркомании. – М.: Просвещение, 1999.
7. Велигородная В.А. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию. – М., 2006.
8. Дик Н.Ф. Правовые классные часы в 7-9 классах, Ростов на Дону, 2006.
9. Журнал «Дети в информационном обществе» http://detionline.com
10. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности.// Воспитание школьников, 2004-2007. - № 1-9.
11. Колесов Д. В. Не допустить беды. – М.: Педагогика, 2001.
12. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России – М.: Просвещение, 2011.
13. Левин Б. М., Левин М. Б. Наркомания и наркоманы. – М.: Просвещение, 2001.
14. Макеева А. Г. Педагогическая профилактика наркотизма школьников. – М.: Просвещение, 2005.
15. Наркомания в России: состояние, тенденции, пути преодоления: Пособие для родителей/Под общей редакцией доктора социологических наук, проф. А.Н. Гаранского. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003 – 352с.
16. Правовое воспитание школьников 5 – 9 классы. – Волгоград, 2005.
17. Прутченков А. С. Шаг за шагом, или Технология подготовки и реализации социального проекта. – М.: Юкос, 1999.
18. Сайт «Безопасность детей» Онлайн-Энциклопедия http://bezopasnost-detej.ru/
19. Сайт «Фонд развития Интернет» http://www.fid.su/
20. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. – М., 2000.
21. Суслов В.Н. Этикет: учусь правилам поведения. 1- 4 классы. Тесты и практические задания. М.: Просвещение, 2010.
22. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей. – М.: Просвещение, 2008.
23. Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах. – М.: Школа-Пресс, 2004.
24. Кулинич Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей: 8-11 классы.- М.: ВАКО, 2008.
25. Методические рекомендации: Методика организации недели «Безопасность Интернет»./ Авторы составители: Селиванова О. В., Иванова И. Ю., Примакова Е. А., Кривопалова И. В. - Тамбов, ИПКРО 2012.
26. Методические рекомендации по организации и проведению Единого урока для исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственную политику в сфере общего образования, органов управления образованием муниципальных образований и образовательных организаций в 2019 году. https:// www.xn--d1abkefqip0a2f.xn--p1ai/index.php/proekty/urok
27. Методические рекомендации по основам информационной безопасности для обучающихся общеобразовательных организаций с учётом информационных, потребительских, технических и коммуникативных аспектов информационной безопасности направлены на организацию преподавания основ информационной безопасности в общеобразовательных организациях Российской Федерации. https://www.xn--d1abkefqip0a2f.xn--p1ai/index.php/ proekty/urok
28. Фалькович Т.А. Подростки 21 века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях. – М., 2006.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.