ПРОГРАММА СПЕЦИАЛЬНОГО КУРСА
по формированию и развитию логического мышления
подростков
Составитель: учитель технологии:
Дворяткина Н. Ю.
ПРОГРАММА КУРСА
«Учимся исследовать. Учимся проектировать»
(курс рассчитан на 34 часа)
Программа спецкурса рассчитана на 34 часа преподавания в 7 классах школы.
Основной целью спецкурса является формирование исследовательких и проектных умений учащихся 7 классов , а именно: содействие формированию таких умений и навыков, как наблюление, выделение признаков предмета (операция - анализ), умение сжато формулировать свои мысли (синтез), умение воспроизводить усвоенное (обобщение), умение рассуждать при решении задач, подводить действие под понятие, классифицировать, делать вывод, выводить следствия.
За основу при создании курса взята монография Н.Ф.Талызиной "Познавательная деятельность младших школьников".
Контроль полученных знаний, умений и навыков будет осуществляться на выходе.
Спецкурс является интегрированным в составе культурологического блока.
Формы проведения занятий
1. Блиц-лекции
2. Практические занятия
3. Самостоятельные работы
4. Тестирование
5. Проведение семинаров, конференции
.
Понятийный ряд
Включает в себя разъяснение таких терминов как: признаки, существенные и несущественные свойства, слова-связки, необходимость, достаточность, понятие, определение, классификация, следствие, причина, язык, слово.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Название темы |
Количество часов |
1. |
Наблюдение и ее структурные составляющие
|
1 |
2. |
Выделение признаков в предметах (анализ)
|
1 |
3. |
Синтез (создание целого, из определенных частей)
|
1 |
4. |
Сравнение. Общие и отличительные признаки предметов Существенные и несущественные свойства предметов
|
1 |
5. |
Обобщение. |
1 |
6. |
Аргументация (действие подведения под понятие) |
1 |
7. |
Выявление причинно-следственных связей |
1 |
8. |
Наблюдение явлений на основе мыслительных операций и мыслительных действий |
1 |
9. |
Введение в проект |
1 |
10. |
Планирование проекта |
1 |
11. |
Работа над проектом (теоретический обзор) |
1 |
12. |
Работа над проектом (сбор статистических данных) |
1 |
13. |
Работа над проектом (обработка статистических данных) |
1 |
14. |
Работа над проектом (практическая часть/проведение исследовательской работы) |
1 |
15. |
Работа над проектом (практическая часть/проведение исследовательской работы) |
1 |
16. |
Работа над проектом (практическая часть/проведение исследовательской работы) |
1 |
17. |
Подготовка заключения (основные выводы проделанной работы) |
1 |
18. |
Подготовка презентации к представлению проекта |
1 |
19. |
Представление проекта |
1 |
20. |
Профессия инженер. Ее иллюстрация. |
1 |
21. |
Инженерное проектирование. |
1 |
22. |
Чертежи и рисунки в инженерном проектировании |
1 |
23. |
Чтение чертежей |
1 |
24. |
Подготовка чертежей под заданную тему |
1 |
25. |
Бизнес-план |
1 |
26. |
Заявка под проект и ее описание |
1 |
27. |
Подготовка проекта в направлении инженерного проектирования (теоретический обзор) |
1 |
28. |
Подготовка проекта в направлении инженерного проектирования (подготовка графиков, чертежей) |
1 |
29. |
Подготовка проекта в направлении инженерного проектирования (подготовка графиков, чертежей) |
1 |
30. |
Подготовка проекта в направлении инженерного проектирования (подготовка графиков, чертежей) |
1 |
31. |
Подготовка проекта в направлении инженерного проектирования (экономическое обоснование инженерного проекта) |
1 |
32. |
Подготовка заключения инженерного проекта |
1 |
33. |
Подготовка презентации |
1 |
34. |
Представление инженерного проекта |
1 |
Литература:
1. Intel® «Технологии и профессия». 2007 .
2. Intel® «Книга для учителя». Рабочая версия для тренинга тьюторов 20-25 апреля 2007 года. 2007.
3. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников :кн. для учителя – М.: Просвещение, 1988. – 175 с.
4. Дендебер И. А. Интеллектуальная адаптация подростков в процессе обучения: теория и практика : монография / И.А. Дендебер. – Воронеж : ВГПУ, 2008. – 124 с.
5. Дендебер И.А. Проблемы интеллектуальной адаптации подростка к развивающей образовательной среде школы : монография / И.А. Дендебер. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2016. – с. 252
Структуру мыслительных операций и мыслительных действий, их использование в учебном процессе представляется возможным рассмотреть на примерах из курса биологии и технологии.
Анализ
Анализ - практическое или мысленное разложение изучаемого объекта на характерные для него составные элементы, выделение в нем отдельных сторон, изучение каждого элемента или стороны объекта или явления в отдельности, как части целого.
Операция анализ проводится тогда, когда задание начинается со слов: “из чего состоит”, “на какие части делится”, “опишите структуру”, “произведите разбор”.
Структура операции анализ:
Схема
Пример: Из каких частей состоит цветок?
Порядок действий: объект - цветок, цветок состоит из цветоножки, цветоложа, чашелистиков, лепестков венчика, тычинок и пестика - т.е. обозначается (осмысливается) морфологическое строение цветка.
На основе операции анализ учащиеся могут строить логико-структурные схемы и опорные конспекты. Принцип их составления - целое условно делится на части. Например, аппликация из бумаги – основной фон и цветные детали, которые различны по строению и значению. Учитель показывает, как условно провести деление. Так как необходимо выяснить, какие же клетки входят в состав крови, то на схеме условно обозначается деление клеток крови на три категории (схема ).
Схема
аппликация |
|
|
клей |
основа |
Цветная бумага |
|
канцелярский |
карандаш |
ПВА |
Овладение приемом составления аналитической схемы помогает пониманию соотношения между частями и уменьшает количество ошибок при определении соподчинения частей.
Синтез
Синтез - мыслительная операция, с помощью которой расчлененные при проведении анализа отдельные части предмета, явления соединяются в целое.
Анализ и синтез - взаимосвязанные операции. Синтез невозможен, если предмет не был проанализирован. Анализ должен производиться на основе предварительного изучения предмета как целого. Мышление состоит столько же в разложении предметов на их элементы, сколько в объединении элементов в единство. Структура операции синтез:
Схема
Мыслительную операцию синтез проводят тогда, когда задание начинается со слов: что (какие части, признаки) составляет (-ют) объект.
Пример: Из каких частей состоит мужской костюм тройка?
Порядок действий: фиксируем части костюма; пиджак; жилет; брюки. Выясняем порядок их расположения на картинке. Затем делаем вывод: совокупность всех трех частей составляет костюм тройка.
Обобщение
Обобщение - мыслительная операция, предусматривающая объединение общих свойств однородных предметов. Структура операции обобщения представлена в схеме .
Мыслительную операцию обобщение проводят тогда, когда задание начинается со слов: “обобщите факты, признаки”. Операция обобщение может быть положена в основу составления таблиц.
Пример: Обобщите материал темы “Волокна растительного происхождения” и отразите материал в таблице.
Схема
Порядок действий:
- выделяем предмет обобщения: волокна растительного происхождения, хлопковые и льняные.
- составляем план, по которому будем производить обобщение: повторяем материал по каждому семейству, строим таблицу, где фиксируем перечень семейств и критерии, по которым будем производить обобщение (строение цветка; вид соцветия; вид опыления; название плода; характеристика листьев и их расположение; вид корневой системы; важнейшие представители; значение для человека);
- в данном случае табличный материал будет представлять собой обобщение отличительных особенностей каждого семейства.
Попутно можно провести и операцию сравнения между семействами по каждому из критериев в устной или письменной форме.
Сравнение
Сравнение - мыслительная операция, с помощью которой устанавливается сходство и различие предметов, явлений объективного мира.
Основные правила сравнения:
1) необходимо сравнивать такие предметы, которые в действительности имеют определенные связи друг с другом. Так, бесполезно сравнивать понятия “корень” и “популяция”;
2) правильность любого сравнения определяется выбором показателя сравнения: при сравнении хлопковой и льняной тканей недостаточно провести сравнение по наличию окраски и сминаемости;
3) сравнение двух или нескольких предметов надо производить по одному и тому же признаку, взятому в одном и том же отношении: сравнение можно проводить по блеску и запаху при горении.
Мыслительную операцию сравнение проводят тогда, когда задача начинается со слов: “сравните”, “определите сходство и различие”, “сопоставьте”. Структура операции сравнения:
Схема
Пример: Сравните два предмета, школьный стул и мягкое кресло.
Порядок действий: выбираем предмет для сравнения – школьный стул и кресло, сравниваем эти два предмета по общим и отличительным признакам; наличию главного – «скелет» предмета; наличие мягкой обивки на кресле, ее отсутствие. Сопоставляя их, делаем вывод: стул имеет основу, сидение и спинку, кресло имеет эти же параметры и еще внутреннюю и внешнюю обивку.
Если учащиеся затрудняются в выяснении сходства-различия, то при обучении сравнению на первой ступени учитель помогает находить одинаковые признаки (свойства) наводящими вопросами или формулировкой признаков сходства-различия.
Например, при сравнении двух тканей выясняется, что объекты будут сходными по переплетению нитей и по характеру их строения. Правило сравнения можно пояснить на примерах сравнения видов тканей в теме: «Волокна растительного происхождения»; сравнение переплетения нитей; сравнение гладкости, сминаемости в носке; сравнение по рисунку и т.д.
Действие подведения под понятие (доказательство)
Доказательство - это факт или довод, подтверждающий (доказывающий) что-либо.
Структура данного мыслительного действия приведена на схеме :
Схема
Действительно, чтобы что-то доказать, мы вначале приводим аксиому (то, что не нуждается в доказательстве), затем сравниваем наш объект с аксиомой и делаем вывод.
Пример: Как определить, относится ли шерсть к тканям из натуральных волокон?
Порядок действий: 1. Шерсть – это волосяной покров животных.
2. Шерсть – это руно, в производстве которое разрыхляют, промывают, сушат и прядут тонкие нити.
3. Вывод – шерсть относится к тканям из натуральных волокон.
Наблюдение явлений
Схема
задания и предварительной психологической готовностью к его выполнению.
На этапе восприятия учащиеся воспринимают информацию, используя все органы чувств. Уяснив для себя необходимость получения информации, учащиеся не просто созерцают, а фиксируют, какие предметы (вещества) участвуют в явлении (действии), что при этом наблюдается (выделяется): тепло, свет, запах и т.д. Анализируя ход явления (действия) учащиеся разрешают противоречие между готовностью воспринять его структуру и осознать ее. Установление взаимосвязи между предметами (веществами), участвующими в действии, и тем, что с ними происходит, - есть этап понимания. То есть, учащиеся уже восприняли информацию, но еще не установили причинно-следственные связи между наличием предметов и действиями, с ними происходящими. Этап восприятия является условием для понимания явления (действия).
Уяснение того, поняли ли учащиеся явление (действие), возможно лишь в том случае, если далее следует объяснение того, как происходило явление (действие). И не только перечисление порядка событий или действий, но и объяснение причинно-следственных связей. То есть, необходим этап объяснения. На этапе объяснения разрешается противоречие между полученным результатом и пока еще не сформированным выводом. Контролируя ход объяснения, сделанного учащимися, можно дополнить его и внести необходимые коррективы.
Этапы понимания и объяснения действий служат условием того, что учащиеся смогут применять усвоенное на практике. На этапе применения предполагается самостоятельное применение умственного опыта на практике. Учащиеся уже осознали структуру мыслительных действий, отработали умение применять ее под руководством учителя, но еще не использовали эти знания и умения на практике самостоятельно. Самостоятельное применение структуры мыслительных действий разрешает противоречие между умением применять структуру мыслительных действий и наличием незнакомой ситуации.
Обучение учащихся структуре мыслительных действий, используемых при разрешении противоречий, с указанием взаимосвязи между этапами и мыслительными действиями - есть один из путей качественного развития мыслительной деятельности учащихся.
Использование данной схемы рассмотрим на конкретном примере. Пронаблюдаем за ходом опыта, показывающего учащимся, что при различных явлениях в природе ничего не исчезает бесследно, а лишь переходит в другое состояние с сохранением массы веществ.
Сообщение о том, что на уроке будет показан опыт и есть формирование предварительной психологической готовности учащихся. "Берет верх" природная любознательность человека.
Разрешая противоречие между предварительной психологической готовностью и осознанием структуры выделения существенного в действии, делаем следующее:
1. Даем установку на то, что необходимо пронаблюдать не только сам опыт, но и подготовку к нему.
Оборудование: весы, закрывающийся сосуд, спички.
Ход опыта:
- спичку кладем в сосуд, взвешиваем, фиксируем вес;
- спичку сжигаем в открытом сосуде, взвешиваем, фиксируем вес. Он уменьшился.
- спичку сжигаем в закрытом сосуде, взвешиваем, фиксируем вес. Он такой же, как и вес спички в первом случае.
2. Для того, что бы понять, почему вес изменился первый раз и не изменился во второй, и тем самым разрешить противоречие между осознанием структуры действия и определением взаимосвязи между этапами действия, обращаем внимание учащихся на то, что выделяется при горении спички. Тем самым мы даем возможность учащимся понять, что переход веса произошел в результате изменения состояния предмета.
3. Насколько прочно учащиеся усвоили структуру выделения существенного в действии покажет объяснение хода опыта и постановка вывода. Тем самым мы разрешим противоречие между полученным результатом и пока еще не сформированным выводом. А именно: при наблюдении данного опыта мы используем весы, закрывающийся сосуд, спички. В результате горения спички в сосуде объем ее уменьшился, но масса осталась преждней вследствие ее перехода в газ и воду.
4. Последующие самостоятельные наблюдения явлений, описание их и постановка вывода позволит дать заключение, сформировался ли у учащихся опыт применения мыслительных действий при наблюдении явлений, и могут ли они применять его в различных сферах деятельности.
Этапы проекта.
Этапы работы над проектом.
Мы ежедневно занимаемся большим количеством дел, постоянно делаем выбор, ищем новые возможности для реализации поставленных задач. В повседневной жизни люди даже не задумываются, что они постоянно занимаются разработкой проектов. Это происходит неосознанно. Однако часто человек, который считает, что он сумел построить настоящий инвестиционный проект, на самом деле проделал ненужную работу. Чтобы сконцентрировать свои усилия на необходимых действиях и получить желаемый результат, нужно знать, что представляет собой процесс проектирования.
Что такое проект.
Нельзя назвать проектом любую задумку или идею, которую невозможно реализовать. Это определенный механизм, цель которого состоит в достижении поставленной цели и внедрении разработки в практическую деятельность. Итак, признаки проекта: Существует определенная дата начала процесса проектирования. Когда заканчиваются этапы разработки проекта, нужно отметить в календаре или документах, если они есть, дату окончания работы или представить конечный результат. Конечный результат проектирования должен быть новым, ранее неизвестным. Не обязательно при этом добиваться полной уникальности. Достаточно того, что результат будет открытием для членов команды, работающей над проектом. Для разработки проекта необходимы определенные ресурсы. Они всегда ограничены. Теперь можно сказать, что проектированием называется стройка квартиры, поиск работы, изучение иностранного языка, переход на другой распорядок дня. Этапы разработки проекта в каждом случае уникальны, но если вы можете реализовать вашу идею, воплотить ее в жизнь, то гораздо проще смотреть на все трудности как на ступени реализации, по которым вы будете подниматься еще выше.
Существует несколько видов исследований. Они различаются между собой по разным характеристикам.
Этапы проекта: общая характеристика.
Хотя видов проектов существует много, каждый из них реализуется по определенной схеме. В целом процесс проектирования проходит так: Анализируется идея, разрабатывается план проекта. Выбирается руководитель проекта. Четко прописываются цели проектирования с учетом всевозможных ограничений. Выявляются участники проектирования. Определяется дата начала работы и планируемый объем проекта. Определяются возможные риски и последствия. Идет работа над поставленной целью. Устраняются проблемы, возникшие в ходе работы. Анализируется конечный результат проекта. Результат представляется руководству. Происходит оценка конечного результата и работы участников. В зависимости от вида проектирования этот план может быть скорректирован под конкретные цели. Могут вноситься новые этапы работы над проектом или же устраняться уже существующие, если они не нужны.
Разработка школьного проекта.
Школьный проект, как правило, не представляет собой долговременную работу. Ученики должны в командной работе проявить себя как способные и целеустремленные люди, умеющие достигать компромисса. Этапы проекта в школе таковы: Подготовка к работе. На этом этапе формулируется задание и разрабатывается план проектирования. Формируются задачи проекта, каждый участник предлагает собственные идеи, которые помогут достичь цели. Определение метода сбора необходимой информации, распределение заданий между всеми участниками проекта. Сбор информации, ее анализ, выполнение задач проектирования. Формулировка соответствующих выводов. Подготовка к защите проектной работы. Представление результата деятельности учителю, защита работы. После защиты проектной работы учитель выставляет соответствующую оценку, которая зависит от степени достижения цели проектирования, работы всех участников исследования, сложности темы, умения представить свои результаты обществу. Школьное исследование – это самая простая форма работы, во время которой ученики только начинают постигать азы работы над собственной идеей. Этапы работы над проектом не представляют собой определенных расчетов, чего нельзя сказать об инвестиционной сфере деятельности.
Существует еще один вид проекта – творческий.
Его разработка также проходит согласно определенным этапам. Разработка творческого проекта Творческий проект является таким же исследованием, как и инвестиционный. Однако есть одно отличие, которое заключается в том, что конечным результатом должно быть готовое изделие. Творческий человек должен уметь воплощать свои мысли и идеи в реальность, чтобы его способности не остались бесполезными. Для этого и нужно осваивать навык проектирования. Этапы творческого проекта таковы:
1. 1.Выбор темы проектирования,
2. постановка цели и соответствующих задач.
3. Установление всевозможных ограничений.
4. Определение необходимых ресурсов.
5. Сбор необходимой информации.
6. Составление плана проектирования.
7. Изготовление изделия с учетом всех вышеперечисленных факторов.
8. Оценка готового изделия.
9. Анализ результатов.
10.Оформление исследования в бумажном виде.
11.Защита проекта.
Эти этапы выполнения проекта каждый творческий человек видит по-своему. Поэтому не обязательно строго следовать инструкции. Достаточно лишь в общих чертах перенять эти требования. Оформление проекта Любой проект необходимо грамотно оформить. Для этого каждый аспект исследования излагается в печатном варианте. Требования к тексту таковы: Наличие заголовков и подразделов. Описание хода исследования. Наличие выводов. Описание результата исследования. Наличие приложений, которыми могут выступать рисунки, фотографии, графики, диаграммы и т. д. После оформления проекта наступает этап защиты.
Защита проекта.
Защита – это завершающий этап проектирования, который включает в себя обоснование результатов исследования заказчику, покупателю или общественности. Обычно для получения одобрения достаточно краткого и грамотного рассказа о ходе исследования, который подкреплен графиками, рисунками и презентацией. Помните, что от этого этапа зависит восприятие вашей работы окружающими.
Выводы.
Таким образом, проектирование представляет собой длительную работу над основной идеей. Если вы чувствуете в себе силы для реализации вашей задумки, приступайте к набору команды и воплощению в жизнь ваших мыслей. Описанные этапы проекта - это ваш ориентир. Упорная работа поможет вам достичь цели.
После защиты проектной работы учитель выставляет соответствующую оценку, которая зависит от степени достижения цели проектирования, работы всех участников исследования, сложности темы, умения представить свои результаты обществу.
Школьное исследование – это самая простая форма работы, во время которой ученики только начинают постигать азы работы над собственной идеей. Этапы работы над проектом не представляют собой определенных расчетов, чего нельзя сказать об инвестиционной сфере деятельности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.