УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДА МИЧУРИНСКА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА»
Г.МИЧУРИНСКА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ
по виду спорта «СПОРТИВНАЯ ГИМНАСТИКА»
Возраст обучающихся: от 6 лет
Срок реализации программы: 7 лет
Авторы-составители:
Слащева Татьяна Вячеславовна, заместитель директора по МР
Мацнева Екатерина Александровна, методист
Проскуряков Валерий Викторович, тренер-преподаватель
Шмарина Нина Игоревна, тренер-преподаватель
г. Мичуринск, 2024
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. |
Общие положения…………………………………………………………………. |
3 |
|
|
1.1. |
Название дополнительной образовательной программы спортивной подготовки……………………………………………………………………. |
3 |
|
1.2. |
Цели дополнительной образовательной программы спортивной подготовки……………………………………………………………………. |
4 |
2. |
Характеристика дополнительной образовательной программы спортивной подготовки…………………………………………………………... |
5 |
|
|
2.1. |
Сроки реализации этапов спортивной подготовки и возрастные границы лиц, проходящих спортивную подготовку, количество лиц, проходящих спортивную подготовку в группах на этапах спортивной подготовки…... |
6 |
|
2.2. |
Объем дополнительной образовательной программы спортивной подготовки……………………………………………………………………. |
7 |
|
2.3. |
Виды (формы) обучения, применяющиеся при реализации дополнительной образовательной программы спортивной подготовки…. |
8 |
|
2.4. |
Годовой учебно-тренировочный план……………………………………… |
12 |
|
2.5. |
Календарный план воспитательной работы………………………………... |
12 |
|
2.6. |
План мероприятий, направленных на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним………………………………………………………………... |
15 |
|
2.7. |
Планы инструкторской и судейской практики…………………………….. |
16 |
|
2.8. |
Планы медицинских, медико-биологических мероприятий и применения восстановительных средств…………………………………………………. |
17 |
3. |
Система контроля…………………………………………………………………. |
20 |
|
|
3.1. |
Требования к результатам прохождения дополнительной образовательной программы спортивной подготовки, в том числе к участию в спортивных соревнованиях……………………………………... |
20 |
|
3.2. |
Оценка результатов освоения дополнительной образовательной программы спортивной подготовки………………………………………… |
21 |
|
3.3. |
Контрольные и контрольно-переводные нормативы (испытания) по видам спортивной подготовки и уровень спортивной квалификации лиц, проходящих спортивную подготовку, по годам и этапам спортивной подготовки……………………………………………………………………. |
22 |
4. |
Рабочая программа. |
24 |
|
|
4.1. |
Программный материал для учебно-тренировочных занятий по каждому этапу спортивной подготовки……………………………………………….. |
25 |
|
4.2. |
Учебно-тематический план………………………………………………….. |
29 |
5. |
Особенности осуществления спортивной подготовки по отдельным спортивным дисциплинам……………………………………………………….. |
32 |
|
6. |
Условия реализации дополнительной образовательной программы спортивной подготовки…………………………………………………………... |
32 |
|
|
6.1. |
Материально-технические условия…………………………………………. |
32 |
|
6.2. |
Кадровые условия……………………………………………………………. |
34 |
|
6.3. |
Информационно-методические условия……………………………………. |
35 |
|
|
|
|
1. Общие положения
1.1. Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по виду спорта «Спортивная гимнастика» (далее – Программа) предназначена для организации образовательной деятельности по спортивной подготовке спортивным дисциплинам, указанным в таблице 1, с учетом совокупности минимальных требований к спортивной подготовке, определенных федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта «спортивная гимнастика», утвержденным приказом Минспорта России от 09.11.2022 № 953 [1] (далее – ФССП).
Таблица 1
Наименование спортивных дисциплин
в соответствии со Всероссийским реестром видов спорта
номер-код вида спорта «Спортивная гимнастика» - 0160001611Я
Наименование спортивной дисциплины |
Номер-код спортивной дисциплины |
||||||
командные соревнования |
016 |
001 |
1 |
6 |
1 |
1 |
Я |
многоборье |
016 |
002 |
1 |
6 |
1 |
1 |
Я |
вольные упражнения |
016 |
003 |
1 |
6 |
1 |
1 |
Я |
конь |
016 |
004 |
1 |
6 |
1 |
1 |
А |
кольца |
016 |
005 |
1 |
6 |
1 |
1 |
А |
опорный прыжок |
016 |
006 |
1 |
6 |
1 |
1 |
Я |
параллельные брусья |
016 |
007 |
1 |
6 |
1 |
1 |
А |
перекладина |
016 |
008 |
1 |
6 |
1 |
1 |
А |
разновысокие брусья |
016 |
009 |
1 |
6 |
1 |
1 |
Б |
бревно |
016 |
010 |
1 |
6 |
1 |
1 |
Б |
Программа разработана муниципальным бюджетным образовательным учреждением дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа» г.Мичуринска Тамбовской области (далее – Организация) с учетом примерной дополнительной образовательной программы спортивной подготовки по виду спорта «Спортивная гимнастика», утвержденной приказом Минспорта России от 20.12.2022 № 1293, а также следующих нормативных правовых актов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
- Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
- Приказ Минспорта России от 30.10.2015 № 999 «Об утверждении требований к обеспечению подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
- Приказ Минспорта России от 03.08.2022 № 634 «Об особенностях организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки» (с изменениями и дополнениями);
- Приказ Минздрава России от 23.10.2020 № 1144н «Об утверждении порядка организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)» и форм медицинских заключений о допуске к участию физкультурных и спортивных мероприятиях» ( с изменениями и дополнениями);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Реализация программы направлена на физическое воспитание и физическое развитие личности, приобретение обучающимися знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта, физическое совершенствование, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, выявление и отбор наиболее одаренных детей и подростков, создание условий для прохождения спортивной подготовки, совершенствование спортивного мастерства обучающихся посредством организации их систематического участия в спортивных мероприятиях, включая спортивные соревнования, в том числе в целях включения обучающихся в состав спортивных сборных команд, а также на подготовку кадров в области физической культуры и спорта.
Программа определяет содержание следующих этапов спортивной подготовки:
1) этап начальной подготовки (далее – НЭ);
2) учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации) (далее – УТ).
1.2. Целью Программы является достижение спортивных результатов на основе соблюдения спортивных и педагогических принципов в учебно-тренировочном процессе в условиях многолетнего, круглогодичного и поэтапного процесса спортивной подготовки.
Требования к результатам прохождения спортивной подготовки, в том числе по отдельным этапам спортивной подготовки, направлены:
1. На этапе начальной подготовки на:
- формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом;
- получение общих теоретических знаний о физической культуре и спорте, в том числе о виде спорта «спортивная гимнастика»;
- формирование двигательных умений и навыков, в том числе в виде спорта «спортивная гимнастика»;
- повышение уровня физической подготовленности и всестороннее гармоничное развитие физических качеств;
- укрепление здоровья.
2. На учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) на:
- формирование устойчивого интереса к занятиям видом спорта «спортивная гимнастика»;
- формирование разносторонней общей и специальной физической подготовленности, а также теоретической, технической, тактической и психологической подготовленности, соответствующей виду спорта «спортивная гимнастика»;
- обеспечение участия в официальных спортивных соревнованиях и формирование навыков соревновательной деятельности;
- укрепление здоровья.
2. Характеристика дополнительной образовательной программы
спортивной
подготовки
Спортивная гимнастика – это олимпийский вид спорта, который включает в себя соревнования в вольных упражнениях, упражнениях на гимнастических снарядах, а также в опорных прыжках. В программу женского многоборья включены: вольные упражнения, упражнения на брусьях разной высоты, бревне и опорных прыжках. Программа мужского многоборья: вольные упражнения, опорный прыжок, а также упражнения на следующих снарядах: кольцах, коне, перекладине и параллельных брусьях.
Как у мужчин, так и у женщин победители соревнований определяются на отдельных снарядах, в абсолютном первенстве и в командном зачете. Во всех видах, кроме опорного прыжка у женщин, спортсменам предоставляется только по одной попытке. В опорном прыжке у женщин подсчитывается средний балл по результатам двух попыток. Каждый спортсмен сам определяет программу своих выступлений, она должна удовлетворять требованиям относительно типа и сложности упражнений.
Обычно соревнования по спортивной гимнастике проводятся на 7 снарядах.
Упражнения на брусьях.
Мужские упражнения на брусьях сочетают в себе динамичные и статичные элементы. Гимнаст должен использовать всю длину снаряда, выполнять элементы над и под брусьями. Упражнения обязательно должны оканчиваться эффектным соскоком.
Женские упражнения на брусьях включают обороты вокруг верхней и нижней жерди, а также различные технические элементы, исполняемые над и под ними с вращением вокруг продольной и поперечной оси при помощи хвата одной и двумя руками. Правильное название женских гимнастических брусьев – разновысокие.
Вольные упражнения в гимнастике представляют собой комбинацию из отдельных элементов, а также их связок. Это могут быть сальто, кувырки, шпагаты, стойки и другие элементы. Судьи оценивают сложность программы и отдельных ее элементов, а также чистоту и уверенность исполнения. Не менее важна оригинальность представленной композиции и артистизм спортсмена. Время выступления ограничено: 1 минута 10 секунд у мужчин и полторы минуты у женщин.
Упражнения на коне представляют собой комбинацию маховых и вращательных движений, а также стоек на руках, при выполнении которых должны быть задействованы все части снаряда.
Упражнения на кольцах представляют собой комбинацию маховых и силовых элементов на специальном подвижном снаряде в виде двух деревянных колец на специальных тросах. Выполнение упражнений обязательно заканчивается соскоком.
Опорный прыжок выполняется с разбега с использованием дополнительной опоры в виде прыжкового коня. В этом упражнении оценивается высота и дальность прыжка, его сложность, чистота исполнения и приземления.
Упражнения на перекладине представляют собой комбинацию из вращательных элементов вокруг перекладины с поворотами и без, а также элементов с отпусканием рук. Спортсмен не имеет права касаться грифа телом. Выступление обязательно заканчивается соскоком.
Упражнения на бревне представляют собой единую композицию из динамичных и статичных элементов, исполняемых стоя, сидя и лежа на специальном снаряде. Продолжительность выступления не должна превышать полторы минуты.
Выступления гимнастов оценивают главный судья и восемь судей, «обслуживающих» тот или иной снаряд. Двое из судей оценивают сложность упражнений, а другие шесть оценивают технику. Судьи, оценивающие сложность программы и судьи, наблюдающие за техникой исполнения, выносят оценки независимо друг от друга: лучшая и худшая из них не учитываются, а из оставшихся четырех выводится средний балл.
Во время командных соревнований или при розыгрыше абсолютного первенства оценки суммируются. На их основе выводится итоговая оценка. Набравшие наибольшее количество очков, объявляются победителями.
2.1. Сроки реализации этапов спортивной подготовки и возрастные границы лиц, проходящих спортивную подготовку, количество лиц, проходящих спортивную подготовку в группах на этапах спортивной подготовки.
Сроки реализации этапов спортивной подготовки и возрастные границы лиц, проходящих спортивную подготовку, количество лиц, проходящих спортивную подготовку в группах на этапах спортивной подготовки приведены в таблице 2. В таблице 2 определяется минимальный возраст при зачислении или переводе обучающегося с этапа на этап спортивной подготовки и минимальная наполняемость при комплектовании учебно-тренировочных групп.
Таблица 2
Сроки реализации этапов спортивной подготовки и возрастные границы лиц, проходящих спортивную подготовку, по отдельным этапам, количество лиц, проходящих спортивную подготовку в группах на этапах спортивной подготовки
Этапы спортивной подготовки |
Срок реализации этапов спортивной подготовки |
Возрастные границы лиц, проходящих спортивную подготовку (лет) |
Наполняемость (человек) |
|
мальчики |
девочки |
|||
Этап начальной |
2 |
7 |
6 |
10 |
Учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации) |
5 |
9 |
7 |
5 |
При комплектовании учебно-тренировочных групп в Организации
1) Формируются учебно-тренировочные группы по виду спорта (спортивной дисциплине) и этапам спортивной подготовки, с учетом:
- возрастных закономерностей, становления спортивного мастерства (выполнения разрядных нормативов);
- объемов недельной тренировочной нагрузки;
- выполнения нормативов по общей и специальной физической подготовке;
- спортивных результатов;
- возраста обучающихся;
- наличия у обучающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке медицинского заключения о допуске к занятиям видом спорта «Спортивная гимнастика».
2) возможен перевод обучающихся из других организаций.
3) максимальная наполняемость учебно-тренировочных групп на этапах спортивной подготовки не превышает двукратного количества обучающихся, указанных в таблице 2.
2.2. Объем Программы.
Объем Программы указан в таблице 3.
Таблица 3.
Объем Программы
Этапный норматив |
Этапы и годы спортивной подготовки |
|||||||
Этап начальной подготовки |
Учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации) |
|||||||
До года |
Свыше года |
До трех лет |
Свыше трех лет |
|||||
1-й |
2-й |
3-й |
1-й |
2-й |
3-й |
4-й |
5-й |
|
Количество часов в неделю |
4,5 |
6 |
6 |
10 |
10 |
10 |
14 |
14 |
Общее количество часов в год |
234 |
312 |
312 |
520 |
520 |
520 |
728 |
728 |
В зависимости от специфики вида спорта и периода подготовки (переходный, подготовительный, соревновательный), начиная с учебно-тренировочного этапа (этапа спортивной специализации), недельная учебно-тренировочная нагрузка может увеличиться или уменьшиться в пределах годового учебно-тренировочного плана, определенного для данного этапа спортивной подготовки.
2.3. Виды (формы) обучения, применяющиеся при реализации дополнительной образовательной программы спортивной подготовки.
Учебно-тренировочные занятия.
Учебно-тренировочные занятия проводятся со сформированной учебно-тренировочной группой (подгруппой).
Для реализации Программы применяются групповые, индивидуальные, смешанные и иные виды (формы) учебно-тренировочных занятий, в том числе с использованием дистанционных технологий.
Продолжительность одного учебно-тренировочного занятия при реализации Программы устанавливается в часах и не должна превышать:
На этапе начальной подготовки – двух часов;
На учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) – трех часов.
При проведении более одного учебно-тренировочного занятия в один день суммарная продолжительность занятий не должна составлять более восьми часов.
В часовой объем учебно-тренировочного занятия входят теоретические, практические, восстановительные, медико-биологические мероприятия, инструкторская и судейская практика.
Занятия начинаются не ранее 8:00 часов утра и заканчиваются не позднее 20:00 часов. Для обучающихся в возрасте 16-18 лет допускается окончание занятий в 21:00 часов.
Для обеспечения непрерывности учебно-тренировочного процесса в Организации:
1) объединяются (при необходимости) на временной основе учебно-тренировочные группы для проведения учебно-тренировочных занятий в связи с выездом тренера-преподавателя на спортивные соревнования, учебно-тренировочные мероприятия (сборы), его временной нетрудоспособности, болезнью, отпуском;
2) проводятся (при необходимости) учебно-тренировочные занятия одновременно с обучающимися из разных учебно-тренировочных групп при соблюдении следующих условий:
- не превышения разницы в уровне подготовки обучающихся трех спортивных разрядов и (или) спортивных званий;
- не превышения единовременной пропускной способности спортивного сооружения;
- обеспечения требований по соблюдению техники безопасности.
Учебно-тренировочные мероприятия.
Учебно-тренировочные мероприятия – мероприятия, включающие в себя теоретическую и организационную части, и другие мероприятия по подготовке к спортивным соревнованиям.
Учебно-тренировочные мероприятия (сборы) проводятся Организацией в целях качественной подготовки обучающихся и повышения их спортивного мастерства. Направленность, содержание и продолжительность учебно-тренировочных мероприятий (сборов) определяется в зависимости от уровня подготовленности обучающихся, задач и ранга предстоящих или прошедших спортивных соревнований с учетом классификации учебно-тренировочных мероприятий (сборов).
Виды учебно-тренировочных мероприятий и предельная продолжительность учебно-тренировочных мероприятий по этапам спортивной подготовки указаны в таблице 4.
Таблица 4
Учебно-тренировочные мероприятия
№ п/п |
Виды учебно-тренировочных мероприятий |
Предельная
продолжительность учебно-тренировочных мероприятий по этапам спортивной
подготовки (количество суток) |
||
Этап начальной подготовки |
Учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации) |
|||
1. Учебно-тренировочные мероприятия по подготовке к спортивным соревнованиям |
||||
1.1. |
Учебно-тренировочные мероприятия по подготовке к международным спортивным соревнованиям |
- |
- |
|
1.2. |
Учебно-тренировочные мероприятия по подготовке к чемпионатам России, кубкам России, первенствам России |
- |
14 |
|
1.3. |
Учебно-тренировочные мероприятия по подготовке к другим всероссийским спортивным соревнованиям |
- |
14 |
|
1.4. |
Учебно-тренировочные мероприятия по подготовке к официальным спортивным соревнованиям субъекта Российской Федерации |
- |
14 |
|
2. Специальные учебно-тренировочные мероприятия |
||||
2.1. |
Учебно-тренировочные мероприятия по общей и (или) специальной физической подготовке |
- |
14 |
|
2.2. |
Восстановительные мероприятия |
- |
- |
|
2.3. |
Мероприятия для комплексного медицинского обследования |
- |
- |
|
2.4. |
Учебно-тренировочные мероприятия в каникулярный период |
До 21 суток подряд и не более двух учебно-тренировочных мероприятий в год |
||
2.5. |
Просмотровые учебно-тренировочные мероприятия |
- |
До 60 суток |
|
Для обеспечения непрерывности учебно-тренировочного процесса Организация формирует количественный состав обучающихся для участия в учебно-тренировочных мероприятиях (сборах) с учетом планирования участия обучающихся в физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях, включенных в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, а также в календарные планы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в соответствии с положениями (регламентами) об их проведении, но не более 1,5-кратного численного состава команды.
Спортивные соревнования.
Спортивное соревнование – состязание (матч) среди спортсменов или команд спортсменов по различным видам спорта (спортивным дисциплинам) в целях выявления лучшего участник состязания (матча), проводимое по утвержденному его организатором положению (регламенту).
Требования к участию в спортивных соревнованиях обучающихся:
- соответствие возраста, пола и уровня спортивной квалификации обучающихся положениям (регламентам) об официальных спортивных соревнованиях согласно Единой всероссийской спортивной классификации и правилам вида спорта «спортивная гимнастика»;
- наличие медицинского заключения о допуске к участию в спортивных соревнованиях;
- соблюдение общероссийских антидопинговых правил и антидопинговых правил, утвержденных международными антидопинговыми организациями.
Обучающиеся направляются на спортивные соревнования на основании утвержденного плана физкультурных и спортивных мероприятий, формируемого, в том числе в соответствии с Единым календарным планом межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий, и спортивных мероприятий, и соответствующих положений (регламентов) об официальных спортивных соревнованиях.
Объем соревновательной деятельности указан в таблице 5.
Таблица 5
Объем соревновательной деятельности
Виды спортивных соревнований, игр |
Этапы и годы спортивной подготовки |
|||
Этап начальной подготовки |
Учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации) |
|||
До года |
Свыше года |
До трех лет |
Свыше трех лет |
|
Контрольные |
1 |
1 |
2 |
3 |
Основные |
1 |
1 |
2 |
2 |
Контрольные соревнования (игры) позволяют оценить уровень подготовленности каждого обучающегося и команды в целом. В них проверяется степень овладения техникой, тактикой, уровень развития двигательных качеств, психическая готовность к соревновательным нагрузкам. Результаты контрольных соревнований дают возможность корректировать построение процесса подготовки. Контрольными могут быть как специально организованные, так и официальные соревнования различного уровня.
Основными соревнованиями являются те, в которых баскетболисту необходимо показать наивысший уровень подготовленности на данном этапе спортивной подготовки. В данных соревнованиях обучающийся должен проявить полную мобилизацию имеющихся технико-тактических и функциональных возможностей, максимальную нацеленность на достижение наивысшего (для его уровня подготовленности) результата, высочайший уровень психической подготовленности, соответствующий этапу спортивной подготовки.
Обучающиеся, участвующие в спортивных соревнованиях, знакомятся под роспись с нормами, утвержденными общероссийскими спортивными федерациями, правилами соответствующих видов спорта, положениями (регламентами) о спортивных соревнованиях, антидопинговыми правилами, условиями договоров с организаторами спортивных мероприятий в части, касающейся спортсменов в соответствующем соревновании.
Работа по индивидуальным планам.
Работа по
индивидуальным планам спортивной подготовки может осуществляться на этапах
совершенствования спортивного мастерства
и высшего спортивного мастерства, а также на всех этапах спортивной подготовки
в период проведения учебно-тренировочных мероприятий и участия в спортивных
соревнованиях.
Для обеспечения непрерывности учебно-тренировочного процесса Организация составляет и использует индивидуальные учебно-тренировочные планы для обучающихся, включенных в списки кандидатов в спортивные сборные команды субъекта Российской Федерации и (или) в спортивные сборные команды Российской Федерации.
2.4. Годовой учебно-тренировочный план.
Программа рассчитана на 52 недели в год.
Учебно-тренировочный процесс в Организации, ведется в соответствии с годовым учебно-тренировочным планом (включая период самостоятельной подготовки по индивидуальным планам спортивной подготовки для обеспечения непрерывности учебно-тренировочного процесса).
Годовой учебно-тренировочный план определяет объем учебно-тренировочной нагрузки, распределяет учебно-тренировочное время, отводимое на их освоение по этапам спортивной подготовки и по годам обучения.
На основании показателей объема тренировочной нагрузки (Таблица 2) и соотношения видов спортивной подготовки и иных мероприятий в структуре учебно-тренировочного процесса на этапах спортивной подготовки (Таблица 5) составлен примерный годовой учебно-тренировочный план на 52 недели учебно-тренировочной и соревновательной деятельности баскетболистов, из них 46 недель учебно-тренировочных мероприятий в условиях спортивной школы и 6 недель учебно-тренировочных сборов в каникулярный период в спортивно-оздоровительном лагере и (или) самостоятельной подготовки на период активного отдыха (до трех недель летнего периода и до трех недель зимнего периода).
Начало учебно-тренировочных занятий осуществляется с 1 сентября, проводятся в любой день недели, включая выходные дни и каникулярное время общеобразовательных учреждений в соответствии с учебно-тренировочным планом круглогодичной подготовки, рассчитанным из астрономического часа (60 минут).
Годовой учебно-тренировочный план указан в приложении № 1 к Программе.
На основании годового плана спортивной подготовки утверждается расписание учебно-тренировочного процесса для каждой группы. Расписание разрабатывается с учетом чередований учебно-тренировочной работы с отдыхом и восстановительными мероприятиями, согласовывается на педагогическом совете.
Продолжительность самостоятельной подготовки ее составляет не менее 10% и не более 20% от общего количества часов, предусмотренных годовым учебно-тренировочным планом Организации.
2.5. Календарный план воспитательной работы.
Воспитательная работа является неотъемлемой частью реализации образовательной программы и направлена на организацию совместной жизнедеятельности взрослых и детей, осуществляемая педагогическим коллективом либо отдельным педагогом с целью наиболее полного их саморазвития и самореализации.
Воспитательная работа – это специально организуемая педагогами деятельность по формированию у обучающихся определенных качеств личности.
Главной целью воспитательной работы является воспитание личности, развитие физических возможностей человека, приобретение им умений и знаний в области физической культуры и спорта в целях формирования всесторонне развитого и физически здорового человека с высоким уровнем физической культуры, а также воспитание высоких моральных и нравственных качеств, чувства патриотизма, волевых качеств у обучающихся.
Календарный план воспитательной работы приведен в таблице 6.
Таблица 6
Календарный план воспитательной работы
№ п/п |
Направление работы |
Мероприятия |
Сроки проведения |
1. |
Профориентационная деятельность |
||
1.1. |
Судейская практика |
Участие в спортивных соревнованиях различного уровня, в рамках которых предусмотрено: - практическое и теоретическое изучение и применение правил вида спорта и терминологии, принятой в виде спорта; - приобретение навыков судейства и проведения спортивных соревнований в качестве помощника спортивного судьи и (или) помощника секретаря спортивных соревнований; - приобретение навыков самостоятельного судейства спортивных соревнований; - формирование уважительного отношения к решениям спортивных судей |
В течение года |
1.2. |
Инструкторская практика |
Учебно-тренировочные занятия, в рамках которых предусмотрено: - освоение навыков организации и проведения учебно-тренировочных занятий в качестве помощника тренера-преподавателя, инструктора; - составление конспекта учебно-тренировочного занятия в соответствии с поставленной задачей; - формирование
навыков наставничества; - формирование склонности к педагогической работе |
В течение года |
1.3. |
Профориентационные встречи |
Ориентирование на получение профессионального образования в сфере физической культуры и спорта. Знакомство с профессиями в сфере физической культуры и спорта (с привлечением специалистов): валеолог, инструктор ЛФК, инструктор по адаптивной физической культуре, инструктор по спортивному туризму, специалист по антидопинговому обеспечению, спортивный менеджер, спортивный психолог, инструктор-методист по физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе, спортивный обозреватель (журналист) и др. |
В течение года |
2. |
Здоровьесбережение |
||
2.1. |
Организация и проведение мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни
|
Дни здоровья и спорта, в рамках которых предусмотрено: -
формирование знаний и умений - подготовка пропагандистских акций по формированию здорового образа жизни средствами различных видов спорта |
В течение года |
2.2. |
Режим питания и отдыха |
Практическая деятельность и восстановительные процессы обучающихся: - формирование навыков правильного режима дня с учетом спортивного режима (продолжительности учебно-тренировочного процесса, периодов сна, отдыха, восстановительных мероприятий после тренировки, оптимальное питание, профилактика переутомления и травм, поддержка физических кондиций, знание способов закаливания и укрепления иммунитета) |
В течение года |
3. |
Патриотическое воспитание обучающихся |
||
3.1. |
Теоретическая подготовка (воспитание патриотизма, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн), готовность к служению Отечеству, его защите на примере роли, традиций и развития вида спорта в современном обществе, легендарных спортсменов в Российской Федерации, в регионе, культура поведения болельщиков и спортсменов на соревнованиях) |
Беседы, встречи, диспуты, другие мероприятия с приглашением именитых спортсменов, тренеров и ветеранов спорта с обучающимися и иные мероприятия, определяемые организацией, реализующей дополнительную образовательную программу спортивной подготовки
|
В течение года |
3.2. |
Практическая подготовка (участие в физкультурных мероприятиях и спортивных соревнованиях и иных мероприятиях) |
Участие в: - физкультурных и спортивно-массовых мероприятиях, спортивных соревнованиях, в том числе в парадах, церемониях открытия (закрытия), награждения на указанных мероприятиях; - тематических физкультурно-спортивных праздниках, организуемых в том числе МБОУ ДО ДЮСШ |
В течение года |
4. |
Развитие творческого мышления |
||
4.1. |
Практическая подготовка (формирование умений и навыков, способствующих достижению спортивных результатов) |
Семинары, мастер-классы, показательные выступления для обучающихся, направленные на: - формирование умений и навыков, способствующих достижению спортивных результатов; - развитие навыков юных спортсменов и их мотивации к формированию культуры спортивного поведения, воспитания толерантности и взаимоуважения; - правомерное поведение болельщиков; - расширение общего кругозора юных спортсменов |
В течение года |
2.6. План мероприятий, направленный на предотвращение допинга в
спорте и борьбу с ним.
Допингом в спорте признается нарушение антидопингового правила, в том числе использование или попытка использования субстанции и (или) метода, включенных в перечни субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте.
Предотвращение допинга в спорте и борьба с ним осуществляются в соответствии с общероссийскими антидопинговыми правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, и антидопинговыми правилами, утвержденными международными антидопинговыми организациями.
В организации осуществляется реализация мер по предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним, в том числе ежегодно проводятся с обучающимися занятия, на которых до них доводятся сведения о последствиях допинга в спорте для здоровья обучающихся, об ответственности за нарушение антидопинговых правил.
Меры, направленные на предотвращение применения допинга в спорте и борьбе с ним, включают следующие мероприятия:
- проведение ежегодных семинаров/лекций/уроков/викторин для спортсменов и персонала спортсменов, а также родительских собраний;
- ежегодное обучение ответственных за антидопинговое обучение в организациях, осуществляющих спортивную подготовку;
- ежегодная оценка уровня знаний.
План мероприятий, направленный на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним указан в таблице 7.
Таблица 7
План мероприятий, направленный на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним
Этап спортивной подготовки |
Содержание мероприятия и его форма |
Сроки проведения |
Рекомендации по проведению мероприятий |
Этап начальной подготовки |
Теоретическое занятие «Определение допинга и виды нарушений антидопинговых правил» |
1 раз в год |
Обучающимся даются начальные знания по тематике; Согласовать с ответственным за антидопинговое обеспечение в Организации |
Теоретическое занятие «Последствия допинга в спорте для здоровья спортсменов» |
1 раз в год |
Обучающимся даются начальные знания по тематике; Согласовать с ответственным за антидопинговое обеспечение в Организации |
|
Теоретическое занятие «Ответственность за нарушение антидопинговых правил» |
1 раз в год |
Обучающимся даются начальные знания по тематике; Согласовать с ответственным за антидопинговое обеспечение в Организации |
|
Онлайн обучение на сайте РУСАДА |
1 раз в год |
Прохождение онлайн-курса – это неотъемлемая часть системы антидопингового образования. |
|
Участие в региональных антидопинговых мероприятиях |
По назначению |
Согласовать с ответственным за антидопинговое обеспечение в регионе |
|
Учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации) |
Теоретическое занятие «Виды нарушений антидопинговых правил» |
1-2 раза в год |
Обучающимся даются углубленные знания по тематике; Согласовать с ответственным за антидопинговое обеспечение в Организации |
Теоретическое занятие «Последствия допинга в спорте для здоровья спортсменов» |
1 раз в год |
Обучающимся даются углубленные знания по тематике; Согласовать с ответственным за антидопинговое обеспечение в Организации |
|
Теоретическое занятие «Ответственность за нарушение антидопинговых правил» |
1 раз в год |
Обучающимся даются углубленные знания по тематике; Согласовать с ответственным за антидопинговое обеспечение в Организации |
|
Практическое занятие «Проверка лекарственных препаратов (знакомство с международным стандартом «Запрещенный список»)» |
1 раз в год |
Обучающимся даются углубленные знания по тематике; Согласовать с ответственным за антидопинговое обеспечение в Организации |
|
Онлайн обучение на сайте РУСАДА |
1 раз в год |
Прохождение онлайн-курса – это неотъемлемая часть системы антидопингового образования. |
|
Участие в региональных антидопинговых мероприятиях |
По назначению |
Согласовать с ответственным за антидопинговое обеспечение в регионе |
Обучающиеся по Программе знакомятся под роспись с локальными нормативными актами, связанными с антидопинговыми правилами по виду спорта «Спортивная гимнастика».
2.7. Планы инструкторской и судейской практики.
Инструкторская и судейская практика проводится с целью получения обучающимися знаний и навыков инструктора по спорту и судьи по спорту для последующего привлечения к инструкторской и судейской работе.
Учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации).
Обучающиеся должны освоить следующие навыки инструкторской работы:
- уметь построить группу и подать основные команды на месте и в движении;
- уметь составить конспект и провести разминку в группе;
- уметь определить и исправить ошибку в выполнении приемов у товарища по команде;
- уметь провести подготовку команды к соревнованиям.
Для получения звания судьи по спорту каждый должен освоить следующие навыки:
- уметь вести протокол игры;
- участвовать в судействе соревнований совместно с тренером-преподавателем;
- судейство самостоятельно;
- участие в судействе официальных соревнований в составе секретариата;
- уметь судить соревнования в качестве судьи.
План инструкторской и судейской практики указан в таблице 8.
Таблица 8
Этап спортивной подготовки |
Мероприятия |
Сроки проведения |
Рекомендации по проведению мероприятий |
Учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации) |
Инструкторская практика: |
||
Теоретические занятия |
В течение года |
Научить обучающихся начальным знаниям спортивной терминологии, умению составлять конспект отдельных частей занятия. |
|
Практические занятия |
В течение года |
Проведение обучающимися отдельных частей занятия в своей группе с использованием спортивной терминологии, показом технических элементов, умение выявлять ошибки. |
|
Судейская практика: |
|||
Теоретические занятия |
В течение года |
Уделять внимание знаниям правил вида спорта, умению решать ситуативные вопросы. |
|
Практические занятия |
В течение года |
Необходимо постепенное приобретение практических знаний обучающимися начиная с судейства на учебно-тренировочном занятии с последующим участием в судействе внутришкольных и иных спортивных мероприятий. Стремиться получить квалификационную категорию спортивного судьи «юный спортивный судья» |
2.8. Планы медицинских, медико-биологических мероприятий
и применения восстановительных средств.
Медицинское обеспечение спортсменов регулируется положениями федерального закона от 04.12.2007 N2 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», ст.З9. Приказом Министерства здравоохранения РФ от 23.10.2020 г. N2 1144н «О Порядке организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» и форм медицинских заключений о допуске у участию физкультурных и спортивных мероприятиях (зарегистрирован в Минюсте России 03.12.2020 N 61238.
Начиная с тренировочного этапа первого года, спортсмены проходят углубленный медицинский осмотр в врачебно-физкультурном диспансере.
Организация обеспечивает контроль за своевременным прохождением спортсменами медицинского осмотра.
В планы медицинских и медико-биологических мероприятий входит:
- периодические медицинские осмотры;
- углубленное медицинское обследование спортсменов;
- дополнительные медицинские осмотры перед участием в спортивных соревнованиях, после болезни или травмы;
- врачебно-педагогические наблюдения в процессе спортивной подготовки с целью определения индивидуальной реакции спортсменов на тренировочные и соревновательные нагрузки;
- санитарно-гигиенический контроль за режимом дня, местами проведения тренировок и спортивных соревнований, одеждой и обувью;
- медико-фармакологическое сопровождение в период спортивной подготовки и при развитии заболевания или травмы;
- контроль за питанием спортсменов и использованием ими восстановительных средств выполнений рекомендаций медицинских работников.
Медико-восстановительные мероприятия проводятся с целью медико-биологического сопровождения, медицинского обеспечения, осуществления восстановительных и реабилитационных мероприятий, организации спортивного питания (возмещение энергозатрат, фармакологическое обеспечение).
В практике наиболее часто используется деление восстановительных средств на три основные группы, комплексное использование которых и составляет систему восстановления:
- педагогические,
- психологические,
- гигиенические.
Система восстановительных средств имеет комплексный характер, при применении которых нужно учитывать возраст, спортивный стаж, квалификацию и индивидуальные (возрастные) особенности спортсменов.
Педагогические средства восстановления:
- рациональное распределение нагрузок по этапам подготовки;
- рациональное построение тренировочного занятия;
- постепенное возрастание тренировочных нагрузок по объему и интенсивности;
- разнообразие средств и методов тренировки;
- переключение с одного вида спортивной деятельности на другой;
- чередование тренировочных нагрузок различного объема и интенсивности;
- изменение пауз отдыха, их продолжительности;
- оптимальное соотношение нагрузок и отдыха на отдельном тренировочном занятии и в отдельном недельном цикле;
- оптимальное соотношение нагрузок и отдыха на этапах годичного цикла;
- оптимальное соотношение тренировочных и соревновательных нагрузок;
- упражнения для активного отдыха и расслабления;
- дни профилактического отдыха.
Психологические средства восстановления:
- создание положительного эмоционального фона тренировки;
- переключение внимания, мыслей, отвлекающие мероприятия;
- внушение;
- психорегулирующая тренировка.
Гигиенические средства:
- водные процедуры закаливающего характера;
- душ, теплые ванны;
- прогулки на свежем воздухе;
- рациональные режимы дня и сна, питания;
- витаминизация;
- тренировки в благоприятное время суток.
План медицинских, медико-биологических мероприятий и применения восстановительных средств указан в таблице 9.
Таблица 9
План медицинских, медико-биологических мероприятий и применения восстановительных средств
Этап спортивной подготовки |
Мероприятия |
Сроки проведения |
Этап начальной подготовки (по всем годам) |
Врачебно-педагогические наблюдения. |
В течение года |
Предварительные медицинские осмотры. |
При определении допуска к мероприятиям |
|
Периодические медицинские осмотры. |
1 раз в 12 месяцев |
|
Этапные и текущие медицинские обследования. |
В течение года |
|
Применение медико-биологических средств. |
В течение года |
|
Применение педагогических средств. |
В течение года |
|
Применение психологических средств. |
В течение года |
|
Применение гигиенических средств. |
В течение года |
|
Учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации) (по всем годам) |
Врачебно-педагогические наблюдения. |
В течение года |
Предварительные медицинские осмотры. |
При определении допуска к мероприятиям |
|
Периодические медицинские осмотры (в том числе по углубленной программе медицинского обследования). |
1 раз в 12 месяцев |
|
Этапные и текущие медицинские обследования. |
В течение года |
|
Применение медико-биологических средств. |
В течение года |
|
Применение педагогических средств. |
В течение года |
|
Применение психологических средств. |
В течение года |
|
Применение гигиенических средств. |
В течение года |
В Организации осуществляется медицинское обеспечение обучающихся по Программе, в том числе организация систематического медицинского контроля.
Организация осуществляет контроль за прохождением обучающимися медицинского обследования в медицинских организациях, осуществляющих проведение медицинских осмотров лиц, занимающихся физической культурой и спортом на этапах спортивной подготовки.
Правила организации оказания медицинской помощи обучающимся (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра, установлены приказом Минздрава России от 23.10.2020 № 1144н «Об утверждении порядка организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)» и форм медицинских заключений о допуске к участию физкультурных и спортивных мероприятиях».
Систематический контроль за состоянием здоровья обучающихся (в том числе при подготовке и проведении мероприятий), включает предварительные (при определении допуска к мероприятиям) и периодические медицинские осмотры (в том числе по углубленной программе медицинского обследования); этапные и текущие медицинские обследования; врачебно-педагогические наблюдения.
Основанием для допуска обучающегося к учебно-тренировочным занятиям на этапе начальной подготовки является наличие у него медицинского заключения с установленной первой или второй группой здоровья, выданного по результатам профилактического медицинского осмотра или диспансеризации согласно возрастной группе в соответствии с приказом Минздрава России.
Основанием для допуска обучающихся к учебно-тренировочным занятиям начиная с тренировочного этапа спортивной подготовки (этап спортивной специализации) является наличие медицинского заключения о допуске к тренировочным мероприятиям и к участию в спортивных соревнованиях.
3. Система контроля
3.1. По итогам освоения Программы применительно к этапам спортивной подготовки обучающимся, необходимо выполнить следующие требования к результатам прохождения Программы, в том числе, к участию в спортивных соревнованиях:
На этапе начальной подготовки:
- изучить основы безопасного поведения при занятиях спортом;
- повысить уровень физической подготовленности;
- овладеть основами техники вида спорта «спортивная гимнастика»;
- получить общие знания об антидопинговых правилах;
- соблюдать антидопинговые правила;
- принять участие в официальных спортивных соревнованиях;
- ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания) по видам спортивной подготовки;
- получить уровень спортивной квалификации (спортивный разряд), необходимый для зачисления и перевода на учебно-тренировочной этап (этап спортивной специализации).
На учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации):
- повышать уровень физической, технической, тактической, теоретической и психологической подготовленности;
- изучить правила безопасности при занятиях видом спорта «спортивная гимнастика» и успешно применять их в ходе проведения учебно-тренировочных занятий и участия в спортивных соревнованиях;
- соблюдать режим учебно-тренировочных занятий;
- изучить основные методы саморегуляции и самоконтроля;
- овладеть общими теоретическими знаниями о правилах вида спорта «спортивная гимнастика»;
- изучить антидопинговые правила;
- соблюдать антидопинговые правила и не иметь их нарушений;
- ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания) по видам спортивной подготовки;
- принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже уровня спортивных соревнований муниципального образования на первом, втором и третьем году;
- принимать участие в официальных спортивных соревнованиях проведения не ниже уровня спортивных соревнований субъекта Российской Федерации, начиная с четвертого года;
- получить уровень спортивной квалификации (спортивный разряд), необходимый для зачисления и перевода на этап совершенствования спортивного мастерства.
3.2. Оценка результатов освоения Программы сопровождается аттестацией обучающихся, проводимой Организацией, реализующей Программу, на основе разработанных комплексов контрольных упражнений, перечня тестов и (или) вопросов по видам подготовки, не связанным с физическими нагрузками (далее – тесты), а также с учетом результатов участия обучающегося в спортивных соревнованиях и достижения им соответствующего уровня спортивной квалификации.
Промежуточная аттестация проводится не реже одного раза в год.
Перенос сроков проведения промежуточной аттестации на следующий спортивный сезон допускается по решению Организации в случае невозможности ее проведения для обучающегося по причине его болезни (временной нетрудоспособности), травмы.
В случае, если на одном из этапов спортивной подготовки результаты прохождения спортивной подготовки не соответствуют требованиям, установленным Программой, обучающийся отчисляется на данном этапе спортивной подготовки. По заявлению обучающегося или одного из родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося Организация осуществляет перевод такого обучающегося на соответствующую дополнительную общеразвивающую программу в области физической культуры и спорта (при ее реализации).
Итоговая аттестация проводится на учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) в конце второго полугодия последнего года обучения.
3.3. Контрольные и контрольно-переводные нормативы (испытания)
по видам спортивной подготовки и уровень спортивной квалификации.
Нормативы физической подготовки и иные спортивные нормативы обучающихся, на этапах спортивной подготовки, уровень спортивной квалификации (спортивные разряды) учитывают их возраст, пол, а также особенности вида спорта «спортивная гимнастика» и включают нормативы общей физической и специальной физической и уровень спортивной квалификации (спортивные разряды) для зачисления и перевода на следующий и (или) соответствующий этап спортивной подготовки по виду спорта «спортивная гимнастика».
Комплексы контрольных упражнений, тесты и уровень спортивной квалификации указаны в таблицах 10, 11.
Таблица 10
Нормативы общей физической и специальной
физической подготовки
для
зачисления и перевода на этап начальной подготовки
по
виду спорта «спортивная
гимнастика»
№ п/п |
Упражнения |
Единица измерения |
Норматив до года обучения |
Норматив свыше года обучения |
|
||||||
мальчики |
девочки |
мальчики |
девочки |
|
|||||||
1. Нормативы общей физической подготовки |
|||||||||||
1.1. |
Челночный бег 3x10 м |
с |
не более |
не более |
|
||||||
10,3 |
10,6 |
10,0 |
10,4 |
|
|||||||
1.2. |
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу |
количество раз |
не менее |
не менее |
|
||||||
8 |
5 |
10 |
6 |
|
|||||||
1.3. |
Подтягивания из виса хватом сверху на высокой перекладине |
количество раз |
не менее |
не менее |
|
||||||
2 |
– |
3 |
– |
|
|||||||
1.4. |
Подтягивания из виса лежа хватом сверху на низкой перекладине 90 см |
количество раз |
не менее |
не менее |
|
||||||
– |
5 |
– |
6 |
|
|||||||
1.5. |
Наклон вперед из
положения стоя на гимнастической скамье Фиксация положения 3 с |
см |
не менее |
не менее |
|
||||||
+1 |
+3 |
+3 |
+5 |
|
|||||||
1.6. |
Прыжок в длину с места толчком двумя ногами |
см |
не менее |
не менее |
|
||||||
110 |
105 |
120 |
115 |
|
|||||||
2. Нормативы специальной физической подготовки |
|||||||||||
2.1. |
Исходное
положение – вис на гимнастической стенке хватом сверху. Подъем выпрямленных
ног |
количество раз |
не менее |
не менее |
|
||||||
5 |
5 |
6 |
6 |
|
|||||||
2.2. |
Вис «углом» на гимнастической стенке. Фиксация положения. |
с |
не менее |
не менее |
|
||||||
5 |
5 |
6 |
6 |
|
|||||||
2.3. |
Упражнение «мост»
|
с |
не менее |
не менее |
|
||||||
5 |
5 |
6 |
6 |
|
|||||||
Таблица 11
Нормативы
общей физической и специальной физической подготовки
и уровень спортивной квалификации (спортивные разряды) для зачисления
и перевода на учебно-тренировочный
этап (этап спортивной специализации) по виду спорта «спортивная
гимнастика»
№ п/п |
Упражнения |
Единица измерения |
Норматив |
|
|
юноши |
девушки |
|
|||
1. Нормативы общей физической подготовки |
|||||
1.1. |
Челночный бег 3x10 м |
с |
не более |
|
|
9,6 |
10,4 |
|
|||
1.2. |
Бег 20 м с высокого старта |
с |
не более |
|
|
4,5 |
4,8 |
|
|||
1.3. |
Сгибание и
разгибание рук в упоре лежа |
количество раз |
не менее |
|
|
10 |
7 |
|
|||
1.4. |
Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи) Фиксация положения 3 с |
см |
не менее |
|
|
+4 |
+5 |
|
|||
1.5. |
Прыжок в длину с места толчком двумя ногами |
см |
не менее |
|
|
140 |
120 |
|
|||
1.6. |
Поднимание туловища из положения лежа на спине за 1 мин |
количество раз |
не менее |
|
|
27 |
21 |
|
|||
2. Нормативы специальной физической подготовки |
|||||
2.1. |
Лазание по канату с помощью ног 4 м |
- |
без учета времени |
- |
|
2.2. |
Лазание по канату с помощью ног 3 м |
- |
- |
без учета времени |
|
2.3. |
Подъем
переворотом в упор из виса |
количество раз |
не менее |
|
|
5 |
– |
|
|||
2.4. |
Подъем
переворотом в упор из виса |
количество раз |
не менее |
|
|
– |
3 |
|
|||
2.5. |
Сгибание и
разгибание рук в упоре |
количество раз |
не менее |
|
|
5 |
– |
|
|||
2.6. |
Исходное
положение – вис |
количество раз |
не менее |
|
|
– |
10 |
|
|||
2.7. |
Исходное положение – упор стоя согнувшись, ноги врозь на гимнастическом ковре. Силой, подъем в стойку на руках. |
количество раз |
не менее |
|
|
5 |
5 |
|
|||
2.8. |
Упор «углом» на гимнастических стоялках. Фиксация положения. |
с |
не менее |
|
|
10 |
10 |
|
|||
2.9. |
Горизонтальный упор с согнутыми ногами, колени прижаты к груди. Фиксация положения |
с |
не менее |
|
|
10 |
10 |
|
|||
2.10. |
Стойка на руках
на полу, лицом к стене, |
с |
не менее |
|
|
40 |
40 |
|
|||
2.11. |
Стоя на одной
ноге, вторая поднята |
с |
не менее |
|
|
5 |
5 |
|
|||
3. Уровень спортивной квалификации |
|||||
3.1. |
Период обучения на этапе спортивной подготовки (до трех лет) |
Спортивные разряды – «третий юношеский спортивный разряд», «второй юношеский спортивный разряд», «первый юношеский спортивный разряд» |
|
||
3.2. |
Период обучения на этапе спортивной подготовки (свыше трех лет) |
Спортивные разряды – «третий спортивный разряд», «второй спортивный разряд», «первый спортивный разряд» |
|
4. Рабочая программа по виду спорта (спортивной дисциплине)
Рабочая программа по виду спорта (спортивной дисциплине) конкретизирует образовательную программу для конкретной группы обучающихся исходя из их индивидуальных учебных планов, части учебного плана, приходящегося на определенный учебный период в соответствии с учебно-тренировочным планом.
Рабочая программа предназначена для реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки обучающегося по конкретному виду спорта (спортивной дисциплине) учебного плана Организации.
4.1. Программный материал для учебно-тренировочных занятий по каждому этапу спортивной подготовки.
Программный материал для учебно-тренировочных занятий по каждому этапу спортивной подготовки включает в себя следующие разделы:
- теоретическая подготовка;
- физическая подготовка;
- техническая и технико-тактическая подготовка;
- тактическая подготовка.
Теоретическая подготовка – это процесс освоения, приобретения спортсменами специальных знаний необходимых в спортивной деятельности, с направленностью на расширение познавательного интереса спортсмена и необходимого запаса знаний в области общих и специальных основ спортивной тренировки, на осмысление сути спортивной тренировки, непосредственно связанных с ней явлений, процессов и на развитие интеллектуальных способностей, без которых невозможно достижение высоких спортивных результатов.
Физическая подготовка спортсмена - это процесс, направленный на воспитание физических качеств и развитие функциональных возможностей, создающих благоприятные условия для совершенствования всех сторон подготовки. Она подразделяется на общую и специальную. Общая физическая подготовка предполагает разностороннее развитие физических качеств, функциональных возможностей и систем организма спортсмена, слаженность их проявления в процессе мышечной деятельности. Специальная физическая подготовка характеризуется уровнем развития физических способностей, возможностей органов и функциональных систем, непосредственно определяющих достижения в избранном виде спорта.
Техническая подготовка - это процесс обучения спортсмена технике движений, свойственных данному виду спорта и доведение их до совершенства. Чем выше уровень физической подготовленности, тем успешнее идет обучение и совершенствование.
Под технико-тактической подготовкой подразумевается формирование умений и навыков решения тактических задач, возникающих в процессе соревнования, и развитие специальных способностей, определяющих эффективность их решения.
Тактическая подготовка – это процесс, направленный на овладение рациональными способами ведения спортивной борьбы в специфической соревновательной деятельности.
Программный материал для учебно-тренировочных занятий на этапе начальной подготовки
Первый год спортивной подготовки (НП-1)
1.Теоретическая, тактическая, психологическая:
- правила техники безопасности
- гигиена, режим питания
- правила поведения гимнасток на соревнованиях
- концентрация внимания
- влияние зрителей
2.Общая физическая подготовка:
- разновидности ходьбы
- беговые упр.
- строевые упр.
- элементы легкой атлетики
- подвижные игры, эстафеты
3.Специальная физическая подготовка:
- упр. для развития силы
- упр. для развития гибкости
- упр. для развития прыгучести
- упр. для развития ловкости
- упр. для развития быстроты
4. Техническая подготовка:
- брусья: висы, упоры, размахивания
- бревно: ходьба, бег, прыжки
- о/прыжок: вскок на ноги, вскок в упор присев
- акробатика: перекаты, кувырки, стойки на голове, руках, мост
5. Участие в соревнованиях:
- участие в контрольных соревнованиях
6. Восстановительные мероприятия
- педагогические средства восстановления
Второй год спортивной подготовки (НП-2)
1.Теоретическая, тактическая, психологическая подготовка:
- правила техники безопасности
- гигиена, режим питания
- правила поведения гимнасток на соревнованиях
- концентрация внимания
- влияние зрителей
2.Общая физическая подготовка:
- разновидности ходьбы
- беговые упр.
- строевые упр.
- элементы легкой атлетики
- подвижные игры, эстафеты
3.Специальная физическая подготовка:
- упр. для развития силы
- упр. для развития гибкости
- упр. для развития прыгучести
- упр. для развития ловкости
- упр. для развития быстроты
- упр. для развития выносливости
4. Техническая подготовка:
- обязательная программа 3 юн разряда
5. Участие в соревнованиях
- участие в контрольных соревнованиях
6. Восстановительные мероприятия
- педагогические средства восстановления
Программный материал для учебно-тренировочных занятий на учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации)
Первый и второй год спортивной подготовки (УТ-1, УТ-2)
1.Теоретическая, тактическая, психологическая подготовка:
- история развития вида спорта
- гигиена, закаливание, режим питания
- врачебный контроль, предупреждение травматизма
- правила техники безопасности
- формирование вариативного мышления
- условия и модели поведения во время спортивных выступлений
- эмоциональные факторы
- личностные и ситуационные факторы
- факторы межличностного взаимодействия
2.Общая физическая подготовка:
- беговые упр.
- строевые упр.
- элементы легкой атлетики (кроссовый бег)
- подвижные игры
3.Специальная физическая подготовка:
- упр. для развития силы
- упр. для развития гибкости
- упр. для развития прыгучести
- упр. для развития быстроты
- упр. для развития выносливости
4. Техническая подготовка:
- обязательная программа 2 юн разряда
- обязательная программа 1 юн разряда
5. Участие в соревнованиях:
- участие в контрольных соревнованиях
- участие в основных соревнованиях
- тренерская и судейская практика:
- регистрирование спортивных результатов
- правила соревнований
- права, обязанности гимнасток
- методика оценки выполнения упр.
- разбор типичных ошибок при выполнении упр.
6. Восстановительные мероприятия:
- педагогические средства восстановления
-психологические средства восстановления
- гигиенические средства восстановления
Третий, четвертый, пятый год спортивной подготовки
(УТ-3, УТ-4, УТ-5)
1.Теоретическая, тактическая, психологическая подготовка:
- влияние физических упражнений на организм человека
- врачебный контроль, предупреждение травматизма
- правила техники безопасности
- формирование вариативного мышления
- условия и модели поведения во время спортивных выступлений
- эмоциональные факторы
-личностные и ситуационные факторы
- факторы межличностного взаимодействия
2.Общая физическая подготовка:
- беговые упр.
- строевые упр.
- элементы легкой атлетики (кроссовый бег)
- плавание
- подвижные, спортивные игры
3.Специальная физическая подготовка:
- упр. для развития силы
- упр. для развития гибкости
- упр. для развития прыгучести
- упр. для развития быстроты
- упр. для развития выносливости
4. Техническая подготовка:
- обязательная программа 1 юн разряда
- обязательная программа 3, 2, 1 разрядов
- произвольная программа 2, 1 разрядов
5. Участие в соревнованиях:
- участие в контрольных соревнованиях
- участие в основных соревнованиях
- тренерская и судейская практика:
- учет спортивных результатов
- анализ выступления на соревнованиях
- оценка выполнения отдельных упр. в своем отделении
- классификация ошибок, сбавки за технику упр.
- общие положения о гимнастических соревнованиях
- особенности судейства обязательной и произвольной программ
- практика судейства соревнований по ОФП и СФП
6. Восстановительные мероприятия:
- педагогические средства восстановления
-психологические средства восстановления
- гигиенические средства восстановления
- физиотерапевтические средства
4.2. Учебно-тематический план.
В учебно-тематическом плане отражены темы по теоретической подготовке, последовательность их изучения, сроки, объем времени, выделяемого как на изучение всего курса, так и на отдельные темы.
Учебно-тематический план указан в таблице 12.
Таблица 12
Учебно-тематический план
Этап спортивной подготовки |
Темы по теоретической подготовке |
Объем времени в год (минут) |
Сроки проведения |
Краткое содержание |
Этап начальной подготовки |
Всего на этапе начальной подготовки до одного года обучения/ свыше одного года обучения: |
≈ 120/180 |
|
|
История возникновения вида спорта и его развитие |
≈ 13/20 |
сентябрь |
Зарождение и развитие вида спорта. Автобиографии выдающихся спортсменов. Чемпионы и призеры Олимпийских игр. |
|
Физическая культура – важное средство физического развития и укрепления здоровья человека |
≈ 13/20 |
октябрь |
Понятие о физической культуре и спорте. Формы физической культуры. Физическая культура как средство воспитания трудолюбия, организованности, воли, нравственных качеств и жизненно важных умений и навыков. |
|
Гигиенические основы физической культуры и спорта, гигиена обучающихся при занятиях физической культурой и спортом |
≈ 13/20 |
ноябрь |
Понятие о гигиене и санитарии. Уход за телом, полостью рта и зубами. Гигиенические требования к одежде и обуви. Соблюдение гигиены на спортивных объектах. |
|
Закаливание организма |
≈ 13/20 |
декабрь |
Знания и основные правила закаливания. Закаливание воздухом, водой, солнцем. Закаливание на занятиях физической культуры и спортом. |
|
Самоконтроль в процессе занятий физической культуры и спортом |
≈ 13/20 |
январь |
Ознакомление с понятием о самоконтроле при занятиях физической культурой и спортом. Дневник самоконтроля. Его формы и содержание. Понятие о травматизме. |
|
Теоретические основы обучения базовым элементам техники и тактики вида спорта |
≈ 13/20 |
май |
Понятие о технических элементах вида спорта. Теоретические знания по технике их выполнения. |
|
Теоретические основы судейства. Правила вида спорта |
≈ 14/20 |
июнь |
Понятийность. Классификация спортивных соревнований. Команды (жесты) спортивных судей. Положение о спортивном соревновании. Организационная работа по подготовке спортивных соревнований. Состав и обязанности спортивных судейских бригад. Обязанности и права участников спортивных соревнований. Система зачета в спортивных соревнованиях по виду спорта. |
|
Режим дня и питание обучающихся |
≈ 14/20 |
август |
Расписание учебно-тренировочного и учебного процесса. Роль питания в жизнедеятельности. Рациональное, сбалансированное питание. |
|
Оборудование и спортивный инвентарь по виду спорта |
≈ 14/20 |
ноябрь-май |
Правила эксплуатации и безопасного использования оборудования и спортивного инвентаря. |
|
Учебно-трениро-вочный этап (этап спортивной специализа-ции) |
Всего на учебно-тренировочном этапе до трех лет обучения/ свыше трех лет обучения: |
≈ 600/960 |
|
|
Роль и место физической культуры в формировании личностных качеств |
≈ 70/107 |
сентябрь |
Физическая культура и спорт как социальные феномены. Спорт – явление культурной жизни. Роль физической культуры в формировании личностных качеств человека. Воспитание волевых качеств, уверенности в собственных силах. |
|
История возникновения олимпийского движения |
≈ 70/107 |
октябрь |
Зарождение олимпийского движения. Возрождение олимпийской идеи. Международный Олимпийский комитет (МОК). |
|
Режим дня и питание обучающихся |
≈ 70/107 |
ноябрь |
Расписание учебно-тренировочного и учебного процесса. Роль питания в подготовке обучающихся к спортивным соревнованиям. Рациональное, сбалансированное питание. |
|
Физиологические основы физической культуры |
≈ 70/107 |
декабрь |
Спортивная физиология. Классификация различных видов мышечной деятельности. Физиологическая характеристика состояний организма при спортивной деятельности. Физиологические механизмы развития двигательных навыков. |
|
Учет соревновательной деятельности, самоанализ обучающегося |
≈ 70/107 |
январь |
Структура и содержание Дневника обучающегося. Классификация и типы спортивных соревнований. |
|
Теоретические основы технико-тактической подготовки. Основы техники вида спорта |
≈ 70/107 |
май |
Понятийность. Спортивная техника и тактика. Двигательные представления. Методика обучения. Метод использования слова. Значение рациональной техники в достижении высокого спортивного результата. |
|
Психологическая подготовка |
≈ 60/106 |
сентябрь- апрель |
Характеристика психологической подготовки. Общая психологическая подготовка. Базовые волевые качества личности. Системные волевые качества личности |
|
Оборудование, спортивный инвентарь и экипировка по виду спорта |
≈ 60/106 |
декабрь-май |
Классификация спортивного инвентаря и экипировки для вида спорта, подготовка к эксплуатации, уход и хранение. Подготовка инвентаря и экипировки к спортивным соревнованиям. |
|
Правила вида спорта |
≈ 60/106 |
декабрь-май |
Деление участников по возрасту и полу. Права и обязанности участников спортивных соревнований. Правила поведения при участии в спортивных соревнованиях. |
5. Особенности осуществления спортивной подготовки по отдельным спортивным дисциплинам
Особенности осуществления спортивной подготовки по отдельным спортивным дисциплинам вида спорта «спортивная гимнастика» основаны на особенностях вида спорта «спортивная гимнастика» и его спортивных дисциплин. Реализация дополнительных образовательных программ спортивной подготовки проводится с учетом этапа спортивной подготовки и спортивных дисциплин вида спорта «спортивная гимнастика», по которым осуществляется спортивная подготовка.
Особенности осуществления спортивной подготовки по спортивным дисциплинам вида спорта «спортивная гимнастика» учитываются организациями, реализующими дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, при формировании дополнительных образовательных программ спортивной подготовки, в том числе годового учебно-тренировочного плана.
Для зачисления на этап спортивной подготовки лицо, желающее пройти спортивную подготовку, должно достичь установленного возраста в календарный год зачисления на соответствующий этап спортивной подготовки.
Возраст
обучающихся на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего
спортивного мастерства не ограничивается при условии вхождения их в список
кандидатов в спортивную сборную команду субъекта Российской Федерации по виду
спорта «спортивная гимнастика» и участия
в официальных спортивных соревнованиях по виду спорта «спортивная гимнастика» не
ниже уровня всероссийских спортивных соревнований.
В зависимости от
условий и организации учебно-тренировочных занятий,
а также условий проведения спортивных соревнований подготовка обучающихся
осуществляется на основе обязательного соблюдения требований безопасности,
учитывающих особенности осуществления спортивной подготовки по спортивным
дисциплинам вида спорта «спортивная гимнастика».
6. Условия реализации дополнительной образовательной программы спортивной подготовки
Организация обеспечивает соблюдение требований к кадровым и материально-техническим условиям реализации этапов спортивной подготовки и иным условиям.
К иным условиям реализации Программы относятся трудоемкость Программы (объемы время на ее реализацию) с обеспечением непрерывности учебно-тренировочного процесса, а также порядок и сроки формирования учебно-тренировочных групп.
6.1. Материально-технические условия реализации Программы.
Материально-технические условия реализации этапов спортивной подготовки (в том числе на основании договоров, заключенных в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, существенным условием которых является право пользования соответствующей материально-технической базой и (или) объектом инфраструктуры):
- тренировочные спортивные залы со снарядами;
- зал хореографии (для мальчиков и девочек);
- тренажерный зал;
- раздевалки, душевые;
- обеспечение оборудованием и спортивным инвентарем, необходимыми для прохождения спортивной подготовки (таблицы 13);
- обеспечение спортивной экипировкой (приложение № 11 к ФССП);
- обеспечение обучающихся проездом к месту проведения спортивных мероприятий и обратно;
- обеспечение обучающихся питанием и проживанием в период проведения спортивных мероприятий;
- медицинское обеспечение обучающихся, в том числе организацию систематического медицинского контроля.
Медицинское обслуживание, включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях, форм медицинских заключений о допуске к участию в физкультурных и спортивных мероприятиях», осуществляется ТОГБУЗ «ВФД» и медицинским учреждением по месту жительства.
Таблица 13
Обеспечение
оборудованием и спортивным инвентарем, необходимыми
для прохождения спортивной подготовки
№ п/п |
Наименование оборудования и спортивного инвентаря |
Единица измерения |
Количество изделий |
1. |
Батут спортивный со страховочными матами |
штук |
1 |
2. |
Бревно гимнастическое |
штук |
1 |
3. |
Бревно гимнастическое напольное |
штук |
1 |
4. |
Бревно гимнастическое переменной высоты |
штук |
1 |
5. |
Брусья гимнастические женские |
штук |
1 |
6. |
Брусья гимнастические мужские |
штук |
1 |
7. |
Гантели переменной массы (от 2 до 6,5 кг) |
комплект |
1 |
8. |
Грибок гимнастический (600 мм) без ручек на ножке |
штук |
1 |
9. |
Дорожка акробатическая фибергласовая |
комплект |
1 |
10. |
Дорожка для разбега для опорного прыжка |
комплект |
1 |
11. |
Жердь гимнастическая женская на универсальных стойках |
штук |
1 |
12. |
Зеркало настенное (12x2 м) |
штук |
1 |
13. |
Канат для лазания (диаметр 30 мм) |
штук |
2 |
14. |
Ковер для вольных упражнений |
комплект |
1 |
15. |
Конь гимнастический маховый |
штук |
1 |
16. |
Конь гимнастический прыжковый переменной высоты |
штук |
1 |
17. |
Магнезия спортивная |
кг |
на человека |
0,2 |
|||
18. |
Магнезница закрытая |
штук |
6 |
19. |
Мат гимнастический |
штук |
50 |
20. |
Мат поролоновый (200x300x40 см) |
штук |
2 |
21. |
Мостик гимнастический |
штук |
6 |
22. |
Музыкальный центр |
штук |
1 |
23. |
Палка гимнастическая |
штук |
10 |
24. |
Палка для остановки колец |
штук |
1 |
25. |
Перекладина гимнастическая |
штук |
1 |
26. |
Перекладина гимнастическая переменной высоты (универсальная) |
штук |
1 |
27. |
Подвеска блочная с кольцами гимнастическими |
пар |
1 |
28. |
Подставка для страховки |
штук |
2 |
29. |
Поролон для страховочных ям (на 1 м3 ямы) |
кг |
40 |
30. |
Рама с кольцами гимнастическими |
штук |
1 |
31. |
Скакалка гимнастическая |
штук |
20 |
32. |
Скамейка гимнастическая |
штук |
8 |
33. |
Стенка гимнастическая |
штук |
6 |
6.2. Кадровые условия реализации Программы.
Укомплектованность Организации педагогическими, руководящими и иными работниками.
Для проведения учебно-тренировочных занятий и участия в официальных спортивных соревнованиях на учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации), кроме основного тренера-преподавателя, допускается привлечение тренера-преподавателя по видам спортивной подготовки, с учетом специфики вида спорта «спортивная гимнастика», а также на всех этапах спортивной подготовки привлечение иных специалистов (при условии их одновременной работы с обучающимися).
Уровень квалификации тренеров-преподавателей и иных работников Организации.
Уровень квалификации лиц, осуществляющих спортивную подготовку, должен соответствовать требованиям, установленным профессиональным стандартом «Тренер-преподаватель», утвержденным приказом Минтруда России от 24.12.2020 № 952н (зарегистрирован Минюстом России 25.01.2021, регистрационный № 62203), профессиональным стандартом «Тренер», утвержденным приказом Минтруда России от 28.03.2019 № 191н (зарегистрирован Минюстом России 25.04.2019, регистрационный № 54519), профессиональным стандартом «Специалист по инструкторской и методической работе в области физической культуры и спорта», утвержденным приказом Минтруда России от 21.04.2022 № 237н (зарегистрирован Минюстом России 27.05.2022, регистрационный № 68615), или Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта», утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 15.08.2011 № 916н (зарегистрирован Минюстом России 14.10.2011, регистрационный № 22054).
Для проведения
учебно-тренировочных занятий и участия
в официальных спортивных соревнованиях на всех этапах спортивной подготовки
допускается привлечение тренера-преподавателя по видам спортивной подготовки, с
учетом специфики вида спорта «спортивная гимнастика», а также на всех этапах
спортивной подготовки привлечение иных специалистов (при условии их
одновременной работы с обучающимися).
Кроме
тренера-преподавателя (тренеров-преподавателей) к работе
с обучающимися могут привлекаться тренеры-преподаватели по видам спорта
«спортивная акробатика», «прыжки на батуте», а также хореографы,
аккомпаниаторы, звукорежиссеры, концертмейстеры.
Непрерывность профессионального развития тренеров-преподавателей Организации.
Работники направляются Организацией на соответствующую профессиональную переподготовку и повышение квалификации в сроки, определенные в соответствии с утвержденным в Организации планом профессиональной переподготовки, повышения квалификации на основании приказа руководителя Организации.
6.3. Информационно-методические условия реализации Программы.
Список литературы:
1. Ю.К. Гавердовский, Т.С. Лисицкая, Е.Ю. Розин, В.М. Смолевский «Программа спортивная гимнастика» (мужчины, женщины) - М., 2005. Советский спорт.
2. А.Ф. Родионенко, Е.Ю. Розин, А.Б. Юшин «Методика тестирования спортивной подготовленности». Федерация спортивной гимнастики России. - Москва, «Советский спорт», 2017
3. Кузнецов, Б.А. Спортивная гимнастика в СССР / Б.А. Кузнецов. - М.: Книга по Требованию, 2017. - 276 c.
4. Вайцеховский «Книга тренера» М. ФКиС
5. В.М. Волков «Восстановительные процессы в спорте». М. 1977, ФКиС
6. В.Смолевский, Ю. Менхин, В. Силин «Гимнастика в трёх измерениях» М. 1979, ФКиС
7. Т.И.Манина, Н.Е.Водопьянова «Эта многоликая гимнастика» - СП., 1989, Лениздат
8. А.А. Деркач, А.А. Исаев «Педагогическое мастерство тренера» М.1981 ФКиС
9. Ю.В. Менхин «Отбор в спортивной гимнастике» (учебное пособие) Малаховка МОГИФК 1987
10.Смирнов Ю.И. «Комплексная оценка и контроль спортивной подготовленности» (методическое пособие) Малаховка МОГИФК 1986
11. Смирнов Ю.И., Муравьёв П.Б. «Применение методов рейтинга в оценке спортивных достижений» Москва, МОГИФК 1989
Перечень Интернет-ресурсов:
1. www.minsport.gov.ru
2. www.sportgymrus.ru
3. www.sport.cap.ru
4. www.gimnast.cap.ru
Приложение № 1
к дополнительной образовательной программе спортивной подготовки по виду спорта «СПОРТИВНАЯ ГИМНАСТИКА», утвержденной приказом МБОУ ДО ДЮСШ
от «31» августа 2023 г. № 53-од
Годовой учебно-тренировочный план
№ |
Виды подготовки и иные мероприятия |
Этапы и годы подготовки |
|||
Этап начальной подготовки |
Учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации) |
||||
До года |
Свыше года |
До трех лет |
Свыше трех лет |
||
Недельная нагрузка в часах |
|||||
4,5 |
6 |
10 |
14 |
||
Максимальная продолжительность одного учебно-тренировочного занятия в часах |
|||||
2 |
2 |
3 |
3 |
||
Наполняемость групп (человек) |
|||||
10 |
5 |
||||
1. |
Общая физическая подготовка |
70 |
62 |
67 |
50 |
2. |
Специальная физическая подготовка |
42 |
87 |
153 |
218 |
3. |
Участие в спортивных соревнованиях |
2 |
4 |
16 |
58 |
4. |
Техническая подготовка |
112 |
147 |
258 |
342 |
5. |
Тактическая подготовка |
1 |
2 |
4 |
10 |
6. |
Теоретическая подготовка |
2 |
2 |
4 |
10 |
7. |
Психологическая подготовка |
1 |
2 |
4 |
10 |
8. |
Контрольные мероприятия (тестирование и контроль) |
2 |
2 |
2 |
4 |
9. |
Инструкторская практика |
- |
- |
3 |
8 |
10. |
Судейская практика |
- |
- |
3 |
8 |
11. |
Медицинские, медико-биологические мероприятия |
1 |
2 |
2 |
4 |
12. |
Восстановительные мероприятия |
1 |
2 |
4 |
6 |
Общее количество часов в год |
234 |
312 |
520 |
728 |
Скачано с www.znanio.ru
[1] (зарегистрирован Минюстом России 19.12.2022, регистрационный № 71613).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.