Выступление на педсовете на тему "Формирование духовно-нравственных основ личности"
Оценка 4.9

Выступление на педсовете на тему "Формирование духовно-нравственных основ личности"

Оценка 4.9
Педсоветы
docx
воспитательная работа +2
6 кл—11 кл +1
22.02.2019
Выступление на педсовете на тему "Формирование духовно-нравственных основ личности"
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Это выступление направлено на то, чтобы педагоги уделяли внимание не только предмету , но и нравственно влияли на детей своим внешним видом, поведением и конечно поступками.
Нравственность выступление на педсовет.docx
Вискова А.О. Учитель русского языка и литературы ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО­НРАВСТВЕННЫХ ОСНОВ ЛИЧНОСТИ «Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой учитель знает самые сокровенные  уголки  сердца  своего  воспитанника,  и  слово  в  его  устах  становится  могучим орудием воздействия на молодую, формирующуюся личность. От чуткости учителя к духовному миру воспитанников  как  раз  и  зависит  создание  обстановки,  побуждающей  к  нравственному поведению, нравственным поступкам». Сухомлинский В.А. В   настоящее   время   Россия   переживает   один   из   непростых   исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, ­ не в развале   экономики,   не   в   смене   политической   системы,   а   в   разрушении   личности. Материальные   ценности   доминируют   над   духовными,   поэтому   у   детей   искажены представления   о   доброте,   справедливости, гражданственности   и   патриотизме.   И   сегодня   подрастающее   поколение   часто обвиняют   в   бездуховности,   безверии,   агрессивности,   поэтому   проблема   духовно­ нравственного воспитания так актуальна.    великодушии,   милосердии, В.   А.   Сухомлинский   писал:   «воспитание   ­   это   многогранный   процесс постоянного духовного обогащения и обновления ­ и тех, кто воспитывается, и тех, кто воспитывает». Главной целью воспитательной деятельности  учащихся является формирование   личности,   а   личность   и   культура,   как   каждый   из   нас   понимает, неразрывны. А задачи воспитания можно сформулировать так: 1. Оказание помощи ребенку в его мировоззренческом гражданском  самоопределении 2.  Необходимость вооружить растущего человека средствами самоорганизации, уважения человеческого достоинства, самоутверждения личности; 3. Постановка   ребенка   в   ситуацию   нравственного   выбора,   усвоения   им нравственных категорий в реальных жизненных обстоятельствах Часто наблюдая за поведением учеников на переменах, в столовой, на улице, транспорте мы приходим к размышлениям об их недостойных поступках. Мучаем себя вопросами: Ну почему они такие? Чего им не хватает? Почему они безнравственны? Как   воспитывать   таких   детей?   Назрела   необходимость   пересмотра   основ   духовно­ нравственного воспитания. Нужен новый взгляд на саму сущность этого воспитания. Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс и формируется в мероприятиях, в повседневных отношениях и сложностях жизни, в которых ребенку приходится разбираться, делать выбор, принимать решения, совершать   поступки.   Очень   многое   зависит   и   от   нравственного   пространства,   в котором   формируется   ребенок.  Сложно   ожидать   от   ребёнка   проявления патриотизма, когда дома ведутся «совершенно  не патриотичные разговоры», ожидать милосердия,когда пример родителей   утверждает совершенно обратное. Нравственное   воспитание   молодежи   ­   неоспоримая   и   важнейшая   опора всякого   общества.   Недостатки   и   упущения   в   нравственном   воспитании   наносят обществу непоправимый урон. Интеллектуальное развитие молодежи не представляет сегодня такой проблемы, как ее нравственное становление. Это обуславливается тем, что обучение основам наук в наше время происходит достаточно четко, планово и в обязательном порядке. Однако нравственное воспитание молодого поколения сильно отстает.   А   ведь   именно   нравственность   должна   стоять   впереди   и   за   собой   вести интеллект к созданию личности. Как   сказал   Станислав   Теофилович   Шацкий:  «Надо   не   только   научить считать   ребёнка,   важно   научить   его   не   обсчитывать».  («Научить   ребёнка считать   очень   просто.   Наша   методическая   наука   достигла   в   этом совершенства…   Главное,   чтобы   с   этим   умением   считать   он   не   стал обсчитывать»). Система нравственного воспитания включает в себя: • Во­первых, понимание и учёт в работе всех источников нравственного опыта воспитанников. Такими источниками являются: деятельность (учебная, общественно полезная),   отношения   между   детьми   в   коллективе,   отношения   воспитанников   с педагогами и родителями, эстетика быта, мир природы, искусства. • Во­вторых, правильное  соотношение  форм деятельности  и просвещения  на разных возрастных этапах. • В­третьих, включение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности детей. Все дело в том, что воспитание ­ это всего лишь побочный эффект взаимодействия, глубинного общения людей, только это дает эффект воспитания, все остальное ­ самоадаптация ребенка и его самоопределение. Не педагог, не родители воспитывают ребенка, а ребенок адаптируется   к   поведению   родителей   и   также   адаптируется   к   жизненным ситуациям, из которых складывается его жизненный путь. Основные   источники   нравственного   опыта   ­   это,   прежде   всего,   учебная деятельность. Учитель   русского   языка   и   литературы,   по   мнению Б.М.Неменского, «формирует душу, обогащает узкий личный опыт гигантским опытом человечества». Русский язык и литература – это предметы, позволяющие на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно­нравственного воспитания учащихся. На   уроках   русского   языка,   работая   над   фонетическим,   грамматическим разбором, над правописанием суффиксов и приставок, над усвоением орфограмм и пунктограмм, обращаю внимание учащихся на значение слов, на смысл пословиц и поговорок, на нравоучительную сторону того или иного текста. Также при подготовке к урокам стараюсь подбирать тексты, предложения из текстов, которые помогают развивать нравственные качества учащихся. Эффективно применяется мною на уроках такой прием технологии встречных усилий как «Эпиграф». Я предлагаю учащимся осмыслить текст духовно­нравственного содержания, записанный на доске, и придумать, как он может быть связан с новой, ученикам пока неизвестной, темой занятия. Велика роль и литературы. Литература всегда носила нравственно – православный идеал. Русская литература – основа воспитания. Русская литература всегда была гордостью,   совестью   народа,   потому   что   для   нашей   национальной   психологии характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому и меткому слову, которым можно убить и воскресить, втоптать в землю и вознести до небес.  В   руках   у   учителя   литературы   самое   богатое   наследие   в   мире,   самое влиятельное на душу учение о добре.  Русская классическая (образцовая) литература всегда проповедовала добро. Обратимся к истокам: Русские сказки (побеждает добро в конце) Былины. «ИЛЬЯ МУРОМЕЦ». Странники наставляли Илью Муромца: «Не помысли злом на татарина, не убей в чистом поле христианина». Ведь это здорово! Не сотвори зла, не помысли злом. И родитель дает ему благословление на добрые дела, « а на худые дела благословления нет». Бесценной является русская классика. Здесь все выверено временем, нет ни единого лишнего слова. На основе произведений В.Г. Короленко «В дурном обществе» мы учимся не ставить ярлыки на людях, сказка Паустовского «Теплый хлеб» помогает детям понять, что не нужно обижать ни людей, ни животных.   Главная мысль рассказа Толстого «Кавказский пленник»  заключается в том, что не нужно сдаваться, несмотря не на что. Помогать другим, если даже у тебя нет возможностей выйти из сложной ситуации самому. Но самое главное, любовь к жизни, любовь к прекрасному, любовь к родителям. Рассказ   Тургенева   «Муму»   не   оставляет   равнодушным   ни   одного ребенка.   После  прочтения  этого  произведения   у  детей  возникает  очень  много вопросов, и главный из них : «Почему Герасим не оставил Муму живой, почему не ушел с ней вместе?» А когда дети узнают, что сюжет был взять из жизни, они еще сильнее начинают сопереживать главному герою. Рассказ Распутина   “Уроки французского”   изучается   в   6   классе. Герои рассказа близки современным детям разнообразием характеров и тягой к справедливости.  Основная мысль   рассказа в   том,   что   помогая   другим,   мы помогаем и себе. Оказывая помощь мальчику, поддаваясь, хитря, рискуя работой и   репутацией,   Лидия   Михайловна   поняла,   чего   не   хватало   ей   самой,   чтобы чувствовать себя счастливой. Идея  романа"Дубровский" показать нам своеволие Троекурова продажность судов   того   времени.   Думаю   этот   роман­своеобразный   протест   Пушкина   против устройства   государственного   аппарата   России   того   времени.   Также   здесь   мы видим,что   даже   среди   подлости   и   беззакония   честь   и   достоинство остаются главными качествами некоторых героев романа. В этом романе автор нам дает понять, что главное в жизни­честность,  чувство ответственности и, конечно же, честь. "Чудесный доктор",показывает   нам   что   чудо   присутствует   в   каждом человеке   который   испытывает   сострадание,   чудо   в   милосердии,   что   нужно   всегда оказывать помощь людям. И такие чудеса должны стать для каждого естественными в повседневной жизни. Очень важно не опускать руки и верить, что чудеса случаются. Встреча Мерцалова с профессором Пироговым на скамейке общественного сада, и олицетворяет то самое "чудо", которое может произойти с каждым.   В  произведении  «Маленький  принц»  автор   в   лице Маленького принца показывает   нам   что   является главным и   имеет   смысл   в   жизни.   Как   научиться доверять друг другу, быть добрыми и понимать что мы в ответе за тех кого приручили, о   том   что   мы   должны   помнить   что   мы   все   «родом   из   детства». Ведь Маленький принц сам   проходил   этот   путь,   познавал   мир   который   находится вокруг него, и научился слушать свое сердце. «Любить — это не значит смотреть друг на   друга,   это   значит   смотреть   в   одном   направлении»   —   эта мысль определяет идейный замысел повести­сказки. Классика бессмертна.  ЕЁ высшее назначение по Пушкину ­ бессмертие.  Огромное внимание уделяла русская литература семейному воспитанию. Роман «Евгений Онегин». Разное  воспитание  Онегина  и Татьяны. Русское национальное воспитание в семье Лариных (идея, дух, верность русским традициям, старина и т.д.). « Но я другому отдана, я буду век ему верна», ­ говорит любимая героиня Пушкина. Даем правильное толкование, почему Татьяна не приняла любовь Е. Онегина после замужества? Огромную   возможность   для духовно­нравственного  воспитания учителям­ словесникам   дают пословицы   и   поговорки   русского   народа,   фразеологизмы, крылатые выражения. Нужно только умело их преподносить детям. Для решения духовно­нравственного воспитания на уроках литературы я провожу уроки­исследования, беседы, семинары, дискуссии, которые позволяют в непринужденной беседе рассуждать о настоящих человеческих ценностях: о долге, о чести, об ответственности за свои поступки, о величайшей силе любви, о семье. Но не все при этом бывает легко и просто. Воспитание оказывает и сама личность педагога. Каждый   урок   учитель   реализует   определенные   цели,   и   не   только   те,   что сформулированы   в   плане.   В   сознании   ребенка   откладываются   поведение   учителя, его   ,жесты,   манера   одеваться,   разговаривать;   характер   общения   с   ним,   с   другими учащимися,   при   различных   обстоятельствах;   как   он   держится   с   коллегами,   как реагирует   на   удачи   и   неудачи   его   одноклассников.   Учитель   требует   от   учащихся аккуратности, дисциплины, выполнения ими своих обязанностей. И  от того, насколько требовательным, последовательным окажется учитель,  будет зависеть и результат.  Нравственный облик педагога раскрывается детям в системе его отношений к своей работе, к учащимся и другим людям, к самому себе. Примеры увлечённого, ответственного  отношения   к  своему   делу,  принципиальности,  чуткости   и  заботы  в отношениях   с   коллегами   и   учащимися   укрепляют   в   подростках   веру   в   торжество морали. И, напротив, если учащиеся были свидетелями равнодушного или бестактного отношения   педагога   к   кому­то,   нравственному   развитию   подростков   наносится существенный   урон.   Особенно   важно   не   допускать,   чтобы   слова,   даже   искренние, страстные, расходились с его делами, поступками. Технология развития чувства «педагогической любви»  Постараться понять, что они ­ дети, потому и ведут себя как обычные дети.  Постараться  принять  ребенка  таким,  каков  он  есть  на  самом  деле  ­  с «плюсами» и «минусами».  Возможно, более полно узнать, почему  он  стал "таким", и постараться "выработать" в себе понимание, сострадание и сочувствие к ребенку.  Найти   позитивное   в   личности   ребенка,   выразить   ему   доверие,   постараться включить его в общую деятельность (с заранее прогнозируемой позитивной оценкой).  Установить   личный   контакт   с   помощью   средств   невербального   общения, создавать   "ситуации   успеха",   оказывать   ребенку   позитивную   словесную поддержку.  Не упустить момент словесного или эмоционального отклика с его стороны, принять   действенное   участие   в   проблемах   и   трудностях  ребенка.   Не стесняться   проявлять   свою   любовь   к   детям,   открыто   откликаться   на проявление ответной любви, закреплять дружеский, сердечный, искренний тон в практике повседневного общения. Одним   из   важнейших   принципов   современной   системы   воспитания   является опора   на   инициативу   и   творчество   учащихся.   Этот   принцип   реализуется   в   форме ученического самоуправления. Самоуправление играет важную роль в формировании нравственных качеств личности учащихся. Если ученик чувствует себя причастным к интересному и полезному делу, а не простым исполнителем чужих замыслов, идеи этого   дела   быстрее   захватывают   его,   приобретают   личностный   смысл,   становятся убеждениями. Так, в этом году выяснилось, что ученик 6б Халилов Н. учится с нами последний   год   и   ребята   сами   организуют   мероприятие,   чтобы   проститься   с одноклассником,   каждый   готовит   выступление   с   пожеланиями,   все   вместе   решили рисовать плакат. Обычно и в семье, и в школе на первое место ставится изучение основ наук. А на последующее ­ наука о том, как стать человеком, т.е. как быть благородным и добросердечным. Как показывает жизненный опыт, воспитание дает высокие результаты там, где есть   для   этого   добротная   почва.   Воспитание   –   это   посев   зерна:   чем   лучше природная почва, тем богаче урожай. Можно   сколько   угодно   придумывать   и   организовывать   для   детей грандиозные мероприятия, полагая, что они несут воспитательный эффект, но   так  и  не  добиться  этого  эффекта,  потому  что  ребёнок  не  научился «видеть» и «слышать»  то  доброе,  что  ему  предлагают  другие. Для формирования отношений между детьми, воспитания у них нравственных чувств,   в   школе   проводится   немало   различных   мероприятий:   беседы   на   этические темы,   тематические   классные   часы  (такие   как:   «Я   ­   личность»,   «О   дружбе   и друзьях»,   большое   впечатление   на   детей   произвел   классный   час   «Свет рождества» на которм дети узнали не только о возникновении праздника, но и о добродетелях,   очень   понравился   учащимся   классный   час   на   котором   я рассказывала   истории   о   жизни   людей   в   Великую   Отечественную   войну,к   23 февраля и 8 марта учащиеся готовят классные часы на которых поздравляют друг друга. Стараюсь классные часы проводить не только,как урок, когда детей ругают,   но   и   как   увлекательные   мероприятия.)  обсуждение   положительных   и отрицательных   поступков   детей,   еженедельные   беседы   с   родителями   учащихся, родительские собрания. Патриотическое воспитание является частью  духовного воспитания. В данном направлении   мы   проводим   классные   часы,   конкурсы   стихов   о   войне,   рисунков, праздники посвященные «Дню Победы», возложение цветов к памятнику Неизвестного солдата. Веселые   старты,   соревнования,   игры   и   просто   прогулки   на   свежем   воздухе оказывают неоценимую помощь в оздоровлении не только тела, но и души. Большую работу в данном направлении проводят с нашими учениками учителя физкультуры. Как говорил А.П. Чехов  « В человеке все должно быть прекрасно и лицо, и  одежда, и душа, и мысли». Важнейшим   источником   жизненного   опыта   школьников   являются внутрисемейные отношения, отражающие нравственные установки, духовные ценности родителей.   Возможности   учителя   в   перестройке   неблагоприятных   внутрисемейных отношений ограничены. Однако педагог может восполнить таким детям недостаток эмоционального комфорта особой теплотой, вниманием, заботой в школе. В каждой семье свои устои, своя религия. В каждой семье по­ своему понимают мир, жизнь, людей, вечные ценности. И важно не сравнивать,  кто правильнее живёт… Педагог должен помочь ребёнку осознавать своё место в семье, в школе, в мире. При этом важно соблюдать основные принципы нравственности. Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность   радоваться   жизни   и   умение   мужественно   переносить   трудности закладывается   в   раннем   детстве.   Дети   чутки   и   восприимчивы   ко   всему,   что   их окружает, а достичь им нужно очень многого. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым. На детских рисунках всегда нарисовано большое оранжевое солнце, синее­синее небо, густая зеленая трава. В нашей школе нравственному воспитанию уделяется большое внимание, однако, конечный результат не всегда удовлетворительный.  Как говорил великий классик Л.Н. Толстой, который очень высоко оценивал нравственное воспитание: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра». Хотелось бы завершить свое выступление притчей… Притча. Молодой монах мыл листья салата. К нему подошел другой, более опытный брат и, желая его испытать спросил: ­ Можешь ли ты повторить, о чем говорилось в утренней проповеди? ­ Я не помню, ­ признался молодой монах. ­ Для чего же ты слушал проповедь, если все равно ничего не помнишь? ­ Посмотри, брат: вода моет мой салат, но не остается на листьях, ­ ответил монах. – А салат тем не менее от этого становится чистым. Уважаемые коллеги, мы не можем увидеть результаты от проделанной работы сразу, но не смотря на это мы должны быть уверены, что благодаря нашему труду дети становятся духовно чище.

Выступление на педсовете на тему "Формирование духовно-нравственных основ личности"

Выступление на педсовете на тему "Формирование духовно-нравственных основ личности"

Выступление на педсовете на тему "Формирование духовно-нравственных основ личности"

Выступление на педсовете на тему "Формирование духовно-нравственных основ личности"

Выступление на педсовете на тему "Формирование духовно-нравственных основ личности"

Выступление на педсовете на тему "Формирование духовно-нравственных основ личности"

Выступление на педсовете на тему "Формирование духовно-нравственных основ личности"

Выступление на педсовете на тему "Формирование духовно-нравственных основ личности"

Выступление на педсовете на тему "Формирование духовно-нравственных основ личности"

Выступление на педсовете на тему "Формирование духовно-нравственных основ личности"

Выступление на педсовете на тему "Формирование духовно-нравственных основ личности"

Выступление на педсовете на тему "Формирование духовно-нравственных основ личности"

Выступление на педсовете на тему "Формирование духовно-нравственных основ личности"

Выступление на педсовете на тему "Формирование духовно-нравственных основ личности"

Выступление на педсовете на тему "Формирование духовно-нравственных основ личности"

Выступление на педсовете на тему "Формирование духовно-нравственных основ личности"

Выступление на педсовете на тему "Формирование духовно-нравственных основ личности"

Выступление на педсовете на тему "Формирование духовно-нравственных основ личности"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.02.2019