Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №24»
Программа
тимуровского движения
отряда
«РОССИЯНЕ»
Г.Ульяновск, 2022
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Тимуровское движение отряда «Россияне» составлена на основе примерной программы организации внеурочной деятельности. Начальное и основное образование под ред. В.А. Горского, 2-е, М, Просвещение, 2015.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
Детство - время активного социального развития растущего человека и освоения им социокультурных достижений и ценностей, период пробы и самоопределения в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах.
В настоящее время в России рассматривается как стратегический ресурс государственно-общественного развития. Современные модели взаимодействия "Общество-государство" предусматривает, в основном, пассивное участие детей в мероприятиях, организуемых социальными институтами.
В то же время воспитательное значение примера социальной инициативы, глубина ее воздействия на самого инициатора и его ближайшее окружение могут оказывать моральное и духовное влияние, сопоставимое с эффективностью специально организованной воспитательной работы образовательных учреждений, профессиональных педагогов, семьи. В подростковом возрасте складываются способности к свободному мышлению и самостоятельности, а творческая деятельность, в том числе социальная, становится реальной личностной потребностью. Процесс воспитания активности должен строится на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей.
Чисто детских социальных инициатив быть не может. На самом деле детская социальная инициатива -это всегда инициатива взрослых, поддержанная ребятами, увлекшая ребят. В настоящее время необходимо скоординировать усилие школы, внешкольных учреждений, детских объединений, всех тех, кто считает, что в условиях сложного периода нестабильности и социальных конфликтов во многих сферах нашей жизни особенно остро ощущается необходимость восстановления утраченных общечеловеческих ценностей: гуманизма и милосердия, человеколюбия и сострадания, которые должны воспитываться с детства.
Программа развития детского тимуровского движения преследует основную идею - воспитать поколение тех, кто способен помочь. Понимающих, что важны не слова жалости, а отношения на равных и реальная помощь, основанная на уважении к человеку.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Цель программы: создание условий для формирования позитивного отношения школьника к родному Отечеству, к родному краю, природе и культуре, труду, людям через систему интеграции основного и дополнительного образования. Формирование собственного понимания нравственно-патриотической и гражданской позиции, воспитание осознанного участия в тимуровском движении и толерантности. Поддержка социальных инициатив, направленных на распространение гуманизма, милосердия, человеколюбия и сострадания.
Задачи программы:
· создание условий для самоопределения и самореализации;
· формирование личности, ориентированной на культурные ценности;
· воспитание качеств, присущих:
- гражданину: чувство долга перед страной, чувство национальной гордости, уважение к символике государства и законам, ответственность за судьбу страны, бережное отношение к языку, культуре и традициям, общественная активность, бережное отношение к природе, уважение прав и свобод другого человека, толерантность, правосознание;
- работнику: дисциплина и ответственность, работоспособность и организованность, трудолюбие и уважение к людям труда, деловитость и предприимчивость;
- семьянину: трудолюбие, культура общения, умение держаться в обществе, здоровый образ жизни, умение организовать свой досуг, знание норм и законов семейного права, знание психологии и этики, умение воспитывать собственных детей, уважение к родителям, старикам.
-осуществлять тимуровскую деятельность.
МЕСТО ПРОГРАММЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа тимуровского движения создана для учащихся 5 классов. Рассчитана на 34 часа в год. Занятия проводится один раз в неделю. Делится на теоретические и практические занятия.
2.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Тимуровское движение-истоки и продолжение. Учащиеся узнают об истории тимуровского движения в России. Познакомятся с правами и обязанностями тимуровцев. Разработают план работы и определят направления деятельности.
Раздел 2. Познаю себя и других Учащиеся познакомятся с психологическими особенностями людей с ограниченными возможностями и пожилых людей. Тренинги, как интерактивные методы обучения позволяют более глубоко осознать истинные мотивы обращения к тимуровской деятельности, развить уже существующие навыки работы с людьми и такие важные для общения качества, как эмпатия (сопереживание другому), конгруэнтность (искренность). Участие в тренингах поможет обучающимся осознать свою готовность к участию в тимуровской деятельности, подготовиться к её осуществлению. Психологическая подготовка способствует развитию личностного потенциала школьников, помогает разрешить собственные психологические проблемы, закрепить полученные теоретические знания, формирует коммуникативные способности и готовность терпимо относится к окружающим людям.
Раздел 3. Участие в тимуровских акциях Учащиеся проводят намеченные в плане работы акции для круга людей, нуждающихся во внимании и заботе: пожилые люди, ветераны, воспитанники МДОУ. Ребята окажут им адресную помощь, на практике реализуют знания, полученные ими в период подготовки. Они научатся планировать мероприятия, создавать сценарии, различную печатную и видеопродукцию для проведения мероприятий в рамках тимуровской деятельности; научатся оформлять личное портфолио.
Содержание программы составлено в соответствии с Программой воспитания МБОУ «Гимназия №24».
3.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Личностные результаты: входит ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; формирование интереса к осуществлению благотворительных акций; формирование духовно-нравственных качеств, приобретение знаний о принятых в обществе нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.
Метапредметные результаты освоения программы «Тимуровское движение отряда «Россияне» проявляются в: -расширении круга приёмов составления разных типов плана; - расширении круга структурирования материала; - умении работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировать деятельность; - обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.); - умении организовывать деятельность; - способности оценивать результаты деятельности собственной и одноклассников.
Регулятивные результаты: входит постановка учебной задачи, планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата); прогнозирование, контроль, коррекция и оценка;
В блок познавательных УУД входит умение осуществлять поиск необходимой информации, знакомство с деятельностью тимуровских и волонтёрских организаций в России; самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера;
Коммуникативные результаты обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей; умение интегрироваться в группу сверстников и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Разделы и количество часов |
Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся |
Электронные образовательные ресурсы |
Раздел 1. Тимуровское движение-истоки и продолжение |
Первый уровень результатов может быть достигнут посредством этической беседы, встреч, просмотра фильмов, т.е. инициативное участие ребенка в отдельных социальных акциях, организованных взрослыми. Пополнение интересов, учащихся социально значимым содержанием, основанным на опыте поколений. Приобщение к культуре, традициям, общечеловеческим ценностям своего народа.
|
https://sn.ria.ru/20180613/1522388802.html https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2022/04/08/timurovskoe-dvizhenie
|
Раздел 2. Познаю себя и других |
Участие в дискуссиях, диспутах, круглых столах, экскурсиях, походах, т.е. социально-ориентированных КТД. Решение обучающимися проблемы личностного и профессионального самоопределения, формирование индивидуализированного, здоровьесберегающего, обоснованного образа жизни, социально адаптированного к современному образу жизни |
https://infourok.ru/prezentaciya-osobennosti-i-rol-timurovskogo-dvizheniya-v-raznie-istoricheskie-periodi-nashey-strani-717268.html https://infourok.ru/prezentaciya-tvori-dobro-na-vsey-zemleistoriya-timurovskogo-dvizheniya-3340073.html https://znanio.ru/media/prezentatsiya-k-uroku-istorii-timurovskoe-dvizhenie-2717603 https://multiurok.ru/files/priezientatsiia-timurovskogho-dvizhieniia.html https://matrosova73.ru/front/block1/330
|
Раздел 3. Участие в тимуровских акциях |
Приобретение учащимися в результате целенаправленной работы по организации тимуровского движения таких духовно-нравственных качеств как милосердие, терпимость, сострадание, трудолюбие, чувство долга и ответственность. Участие в различных социально ориентированных акциях, оказание помощи на дому, т.е. социальные проекты, волонтерство (постоянное инициативное участие ребенка в деятельности на благо отдельных людей и общества в целом).
|
http://meleuzschool7.ucoz.ru/obrsait/metodichka_po_timurovskomu_dvizheniju.pdf
https://kopilkaurokov.ru/literatura/presentacii/timurovskoe_dvizhenie_v_povesti_a_gaidara_timur_i_ego_komanda_1 https://matrosova73.ru/front/block1/330
|
5.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Наименование темы |
Дата по плану |
Дата фактически |
1 |
Стартовый сбор тимуровцев |
|
|
2 |
Распределение обязанностей |
|
|
3 |
Изготовление тимуровского уголка |
|
|
4 |
Городской конкурс-смотр тимуровских уголков |
|
|
5 |
Большая квест-игра «Мы снова вместе» |
|
|
6 |
«Шаг на встречу» Акция, посвящённая Дню пожилого человека ·Пожелание-поздравление ветеранов ·Тимуровская работа (посильная помощь) |
|
|
7 |
Тимуровская работа. Конкурс сочинений «Милосердие спасёт мир» |
|
|
8 |
Тимуровский десант. Поддержание санитарного порядка в школе, учебных кабинетах, пришкольной территории. |
|
|
9 |
Городская интеллектуальная игра «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» |
|
|
10 |
"Согреем ладони, разгладим морщинки" - рассказы о бабушках и дедушках |
|
|
11 |
Тимуровская работа. |
|
|
12 |
Тимуровский десант. Поддержание санитарного порядка в школе, учебных кабинетах, пришкольной территории. |
|
|
13 |
Тимуровская работа. Выставка рисунков «Доброта спасет мир» |
|
|
14 |
Изготовление кормушек. |
|
|
15 |
Городской конкурс «Зимняя столовая для птиц» по изготовлению кормушек для птиц |
|
|
16 |
Изготовление открыток |
|
|
17 |
Тимуровский десант. Поддержание санитарного порядка в школе, учебных кабинетах, пришкольной территории. |
|
|
18 |
Тимуровская работа |
|
|
19 |
Конкурс агитбригад в рамках празднования дня рождения Ульяновской области «Виват, Ульяновская область!» |
|
|
20 |
Проведение торжественной линейки «Дня юного героя антифашиста». Заочная читательская конференция «Возьми себе в пример героя» посвящённая дню юного героя антифашиста (на базе школы) |
|
|
21 |
Конкурс чтецов, посвящённый ветеранам Афганской и Чеченской войн «Мир твоему дому, солдат!» |
|
|
22 |
Участие в митинге-реквиеме посвященного подвигу А.Матросова |
|
|
23 |
Тимуровский десант. Поддержание санитарного порядка в школе, учебных кабинетах, пришкольной территории. |
|
|
24 |
Городской конкурс по оформлению альбома «Автограф» |
|
|
25 |
Участие в смотре строя и песни |
|
|
26 |
Тимуровская работа. Акция «Подари книгу школе» |
|
|
27 |
Тимуровская работа |
|
|
28 |
Городской военно-исторический конкурс слайдовых презентаций «Наш край в годы войны» |
|
|
29 |
Тимуровская работа |
|
|
30 |
Городской конкурс инсценированной песни «Салют Победы!» |
|
|
31 |
Поздравление ветеранов, тружеников тыла и пожилых людей |
|
|
32 |
Тимуровский десант. Поддержание санитарного порядка в школе, учебных кабинетах, пришкольной территории. |
|
|
33 |
Городская военно-спортивная игра «Тропа к генералу» |
|
|
34 |
Тимуровская работа. Подведение итогов работы. |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.