Программа: "Труд" 5-6 лет
Оценка 4.6

Программа: "Труд" 5-6 лет

Оценка 4.6
pdf
02.01.2023
Программа: "Труд" 5-6 лет
труд.pdf

 

 

 

Пояснительная записка

 

Данная программа составлена на базе основной образовательной программы «Детство» под руководством Т.И Бабаевой, и на основе ФГТ. Эта программа обогащенного развития дошкольников, обеспечивающая единый процесс социализации - индивидуальной личности через осознание ребенка своих потребностей, возможностей и способностей.

Учитывая положения Конвенции ООН о правах ребенка, ориентируясь на государственные стандарты и базисную программу развития ребенка – дошкольника «Детство», а также исходя из специфики работы дошкольного учреждения, педагогический коллектив основной целью своей работы считает обеспечение воспитания, обучения и оздоровления детей.

-      Содержание психолого-педагогической работы по освоению 

-      образовательной области  «Труд» Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: а) охрана жизни и здоровья детей,

б) обеспечить интеллектуальное, личностное и физическое развитие ребенка,

в) осуществлять необходимое коррекционное развитие ребенка,

г) приобщить детей к общечеловеческим ценностям,

д) взаимодействовать с семьей для обеспечения полноценного развития личности.

-  развить трудовую деятельность;

-  воспитать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам;

-  формировать первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

 

Цель: формирование положительного отношения к труду.

 

-     Цели дошкольного образования, связанные с всесторонним и гармоничным развитием воспитанников, не могут быть достигнуты вне решения задачи трудового воспитания, так как труд является одним из универсальных средств приобщения к  человеческой культуре, социализации  и формирования личности ребенка.

-     Основные задачи психолого-педагогической работы:

-     - развитие трудовой деятельности (обеспечение освоения детьми разных видов детской трудовой деятельности, адекватных их возрастным и гендерным возможностям); 

-     - воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей  и его результатам;

-     - формирование первичных представлений о труде взрослых (целях, видах, содержании, результатах), его роли в обществе и жизни каждого человека.

 

Особенности развития детей старшей группы

 

Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых, педагоги дошкольного учреждения обеспечивают условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества.

 

 Ребенок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества (ближайшего социума), постепенно

начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В 5-6 лет дошкольники совершают положительный нравственный выбор (преимущественно в воображаемом плане).

 Несмотря на то, что, как и в 4-5 лет, дети в большинстве случаев используют в речи слова-оценки «хороший» - «плохой», «добрый» - «злой», значительно чаще начинают употреблять и более точный словарь для обозначения  моральных понятий – «вежливый», «честный», «заботливый» и др.

Качественные изменения в этом возрасте происходят в поведении дошкольников – формируется возможность саморегуляции, т.е.  дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так, они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т.п.).  Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения. Ребенок  эмоционально переживает не только оценку его поведения другими, но и соблюдение им самим норм и правил, соответствие его поведения своим морально-нравственным представлениям. Однако соблюдение норм (дружно играть, делиться игрушками, контролировать агрессию и т.д.), как правило, в этом возрасте возможно лишь во взаимодействии с теми, кто наиболее симпатичен, с друзьями.

В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребенка о себе. Эти представления начинают включать не

только характеристики, которыми ребенок наделяет себя настоящего, в данный отрезок времени, но и качества, которыми он хотел бы или, наоборот, не хотел бы обладать в будущем. Эти представления пока существуют как образы реальных людей или сказочных персонажей («Я хочу быть таким, как Человек-Паук», «Я буду как принцесса» и т.д.). В них проявляются усваиваемые детьми этические нормы. В этом возрасте дети в значительной степени ориентированы на сверстников, большую часть времени проводят с ними в совместных играх и беседах, оценки и мнение товарищей становятся существенными для них. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребенка в игре («с ним интересно играть» и т.п.) или его положительными качествами («она хорошая», «он не дерется» и пр.).

В 5-6 лет у ребенка формируется система  первичнойгендерной идентичности, поэтому после 6 лет воспитательные воздействия 

на формирование ее отдельных сторон уже гораздо  менее эффективны. В этом возрасте дети имеют дифференцированное представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления  чувств, эмоций, специфика гендерного поведения). Дети оценивают свои поступки в соответствии с гендерной принадлежностью, прогнозируют возможные варианты разрешения различных ситуаций  общения с детьми своего и противоположного пола, осознают необходимость и целесообразность выполнения правил поведения во взаимоотношениях с детьми разного пола, замечают проявления женских и мужских  качеств в  поведении  окружающих взрослых, ориентируются на социально  одобряемые образцы женских и мужских проявлений людей, литературных героев и с удовольствием принимают роли достойных мужчин и женщин в игровой, театрализованной и др. видах деятельности.  При обосновании  выбора  сверстников противоположного пола мальчики опираются  на  такие качества девочек, как красота, нежность, ласковость, а девочки – на такие, как сила, способность заступиться за другого.  При этом, если мальчики  обладают  ярко  выраженными  женскими качествами, то они отвергаются  «мальчишеским» обществом, девочки же принимают  в свою компанию таких  мальчиков.  В 5-6 лет  дети имеют представление о внешней и внутренней красоте  мужчин и женщин. Устанавливают связи между профессиями мужчин и женщин  и их   полом. 

Трудовая деятельность. В старшем дошкольном возрасте (5-6 и 6-7 лет) активно развиваются планирование и самооценивание

трудовой деятельности (при условии сформированности всех других компонентов детского труда). Освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно. Становится возможным освоение детьми разных видов ручного труда. 

Основные принципы построения и реализации Программы:

-      сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости; 

-      соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»); 

-      обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

-      строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

-      основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

-      предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; 

-      предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, где основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

 

Сроки реализации программы-1год.

 

Определение результатов освоения Программы в конкретном возрастном периоде  осуществляется с учетом особенностей развития детей соответствующей возрастной группы, а также планируемых результатов освоения программы в предыдущих возрастных периодах дошкольного детства. 

Комплексно-тематическое планирование по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Детство». 

(старшая группа)

 

Срок

 

реализации

Тема 

Содержание работы

Образователь ные области

Форма организации детской деятельности

Итоговые

мероприяти

я

 

Сентябрь 

 

I неделя

День знаний

 

1.Здравствуй

школа

 

2.Первый

звонок

 

3. Дружба

 

4.Ученые

 

5.Школь ные принадлежно сти

 

Развивать у детей познавательную мотивацию, интерес к школе, книгам.

Воспитывать дружеские, доброжелательные отношения между детьми. Продолжать знакомить с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка (обратить внимание на произошедшие изменения.

 

Коммуникаци

я, познание, чтение художественн ой литературы, Художественн

ое творчество, социализация, музыка

Сюжетно-ролевая игра «Школа». 

Беседы по теме. Экскурсия в школу. Чтение художественной литературы, разучивание стихов, отгадывание и составление загадок по теме.

Проектная деятельность(выкладывание здания школы из мелких предметов).

 

Праздник «День знаний».

II неделя

Неделя красоты.  День

Республики (тематическ ий день)

Формировать представления о красоте, взаимосвязи красоты и здоровья, красоты и доброты человека, внутренней и внешней красоте человека.

 

Коммуникаци

я, познание, чтение художественн ой литературы,

Сюжетно-ролевая игра «Ателье мод», «Салон красоты».

Рассматривание пейзажных картин, портретов, красивых предметов окружающего мира, произведений народного,  декоративно-прикладного

Выставка «Красота в жизни, природе, искусстве»

 

 

 

1.Знаменитые

художники

 

2.

Мастерская скульпторов 3.Моя

Республика

 

4.Достопимеч ательности

Мордовии

 

5.Деятели культуры Мордовии

 

социализация, Художественн

ое творчество, музыка

искусства, журналов мод, составление описательных рассказов.

Беседа «Красота родной речи» (о средствах языковой выразительности).

Игры-драматизации.

Экспериментирование с цветом.

Мастерская    по        декорированию предметов быта, изготовлению атрибутов для сюжетно-ролевых игр.

Чтение художественных произведений социально-нравственного содержания (о внутренней красоте человека), беседы о нравственных качествах человека, правилах этикета.

Создание        коллекций      красивых предметов.

 

 

III неделя

Азбука

безопасности

 

1.                  Улица

 

2.                  Городской

транспорт

 

3.                  Дорожные знаки 4.Светофор

 

5. Юные велосипедист ы

Учить детей  правилам дорожного движения. Формировать осознанное поведение в дорожно-транспортных ситуациях.

Уточнять и расширять представления о транспортных средствах, об улице (виды перекрестков), о правилах перехода проезжей части.

Познакомить с правилами езды на велосипеде, с предупреждающими, запрещающими, информационноуказательными знаками и знаками сервиса.

Закреплять навыки поведения в общественном транспорте.

Расширять       знания       о       городском

Безопасность, Коммуникаци

я, познание, чтение художественн ой литературы, Художественн

ое творчество, музыка, физическая культура

Создание игровых и практических проблемных ситуаций  «Что делать?», «Как поступить?».  Совместно с воспитателем создают «Энциклопедию безопасных ситуаций», книгу полезных советов «Как правильно вести себя на улице, в лесу, у водоема». Беседы о безопасности на дорогах. Игрыпутешествия. Чтение литературных произведений по соответствующей тематике.

Выставка детского творчества

 

 

 

транспорте.

Продолжать знакомить с дорожными знаками.

Познакомить с правилами поведения на железной дороге.

Совершенствовать культуру поведения детей на улице и в транспорте.

 

 

 

IV неделя

День дошкольног

о работника

 

1. Наш

детский сад (прилегающа

я

территория:х оздвор, овощехранил

ище, огород)

 

2.Мед.кабине

т

 

3.Воспитател

и.

 

4. Повар

детского сада

 

5.Хизнь в детском саду (пультовая, прачка)

Формировать представления о профессиях дошкольных работников, детском саде как ближайшем социуме и положительного отношения к ним. 

 

Коммуникаци

я, познание, чтение художественн ой литературы, Художественн

ое творчество, музыка, физическая культура

Сюжетно-ролевая игра «Детский сад». Проектная деятельность (выкладывание здания детского сада из мелких предметов).

Музыкальные импровизации на темы детского сада.

Тематические экскурсии по зданию детского сада, наблюдение за трудом дошкольных работников.

Мастерская (продуктивная изобразительная деятельность) на тему «Мой любимый детский сад», создание коллективных работ, изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры.)

Игры-имитации        на        определение профессий.

отгадывание и сочинение загадок о профессиях в детском саду.

 

День открытых дверей Выставка рисунков «Мой любимый детский сад»,   «Моя любимая воспитатель ница»

 

Октябрь

I неделя

Осень. (В мире растений) 1.Приметы

осени

 

2.Овощи

 

3.Фрукты

 

4. Растения

Мордовии

 

5.Сельскохоз яйственныеп рофессии

 

Расширять    знания     детей    об    осени. 

Продолжать знакомить с сельскохозяйственными профессиями.

Закреплять знания о правилах безопасного поведения в природе.

Формировать обобщенные представления об осени как времени года, приспособленности растений и животных к изменениям в природе, явлениях природы.

Дать первичные представления об экосистемах, природных зонах.

Расширять представления о неживой природе.

 

Коммуникаци

я, познание, чтение художественн ой литературы, Художественн

ое творчество, музыка, труд, социализация

Сюжетно-ролевые игры по темам. Проектная деятельность (создание плаката в защиту исчезающих растений. Мастерская (продуктивная деятельность) по теме. Создание коллекций «Растения Мордовии», «Красная книга растений». Чтение художественной, научнопознавательной литературы по теме. Отгадывание и составление загадок по теме.

 

Праздник «Осень». Выставка детского творчества

II неделя

Осень. (В мире животных)

 

1.Домашние

животные

 

2.Дикие

животные

 

3. Птицы

 

4.Животные

России

 

5. Животные

Развивать интерес к природе, желание активно познавать природные объекты.

Обогащать представления о многообразии животных, обитающих  в разных  климатических условиях. Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир.

Коммуникаци

я, познание, чтение художественн ой литературы, Художественн

ое творчество, музыка, физическая культура, труд, социализация

Сюжетно-ролевые игры по темам мультфильмов, кинофильмов с участием животных-персонажей.

Двигательные           импровизации             «Угадай животное».

Проектная деятельность (создание плаката в защиту животных, выкладывание из мелких предметов какого-либо животного).

Мастерская (продуктивная деятельность) по теме.

Создание         коллекций         «Животные

России», «Животные Мордовии».

Организация выставки произведений книжной графики «Художники – анималисты  - детям» (Е. Чарушин, В.

Конкурс рисунков животных

 

 

Мордовии

 

 

Ватагин, В. Чижиков и др.)

Чтение           художественной,             научнопознавательной литературы по теме. Отгадывание и составление загадок по теме.

Рассказы о домашних животных (из личного          опыта),           творческое рассказывание («Животное, о котором я мечтаю»).

 

 

III неделя

Моя

республика.  1. История

Мордовии

 

2.Герб

Мордовии

 

3.Флаг

Мордовии

 

4.Гимн

Мордовии

 

5.Знаменитые люди Мордовии

Расширять представление детей о родной стране, о государственных праздниках; вызвать интерес к истории своей республики, страны; воспитывать чувство гордости за свою страну, любви к ней. Знакомить с историей Мордовии, гербом и флагом, мелодией гимна. 

 

Коммуникаци

я, познание, чтение художественн ой литературы, Художественн

ое творчество, музыка

Чтение художественной литературы, рассматривание картин, иллюстраций, видеоматериалов, рисование по теме. Игры «Найди флаг и герб Мордовии», «Кто больше назовет?» (реки, озера, праздники, известных писателей)

Выставка детского творчества

IV неделя

Моя страна.

1.

Руководители нашей

страны

 

Знакомить с историей России, гербом и флагом, мелодией гимна. Рассказывать о людях, прославивших Мордовию, Россию, о том, что Российская

Федерация – огромная многонациональная страна; Москва –

Коммуникаци

я, познание, чтение художественн ой литературы,

Беседы с детьми по темам. «Как работают президент и правительство России». Игра-беседа «Если бы я был президентом…», «Для чего нужен флаг и герб России».  Рассматривание государственной символики, картин,

Просмотр видеофильм а «Прогулка по Москве»

 

 

2.                          Герб

России

 

3.                          Флаг

России

 

4.Гимн

России

 

5.

Знаменитые люди России

главный город, столица нашей Родины.

 

Художественн

ое творчество, музыка, физическая культура

фотографий, макетов, отражающих жизнь людей в разное время. 

 

Ноябрь

 

I неделя

День народного единства.

 

1.Многонаци ональная

Россия

 

2. История

России

 

3.Русские

богатыри

 

4.Народные

игры

 

5.Дружба народов

Расширение представлений детей о родной стране, о государственных праздниках. Сообщение детям элементарных сведений об истории России. Формирование представлений о том, что Российская Федерация (Россия) - огромная многонациональная страна. Воспитание уважения к людям разных национальностей и их обычаям. Формирование представлений ребенка о его месте в обществе. 

Воспитывать любовь и уважение к русским национальным героям.

 

Коммуникаци

я, познание, чтение художественн ой литературы, Художественн

ое творчество, музыка, физическая культура

Беседы с детьми об истории праздника: «День народного единства».Рассмотреть фото, репродукции картин, иллюстрации.  Чтение, обсуждение, заучивание стихов, слушание музыки, рисование: «Открытка к празднику», «Русский воин».

Спортивный праздник «День народного единства».

II неделя

Расту здоровым.

Расширять представления о здоровье и здоровом образе жизни. Воспитывать

здоровье, безопасность,

Сюжетно-ролевые игры «Больница», «поликлиника», «Аптека».

Развлечение «День

 

 

1.

«Здоровые

зубки»

 

2.« Береги

зрение»

 

3.«Наша

кожа»

 

4.«Вредная  и полезная  

еда» 

 

5.День здоровья

стремление вести здоровый образ жизни.

Формировать положительную самооценку. Ситуативные беседы об отдельных профессиональных действиях врача, об отношениях врача и пациента.

 

Коммуникаци

я, познание, чтение художественн ой литературы, Художественн

ое творчество, музыка, физическая культура

Чтение художественной литературы, разучивание стихов, рассматривание предметных и сюжетных картинок по теме.

Игры-экспериментирования (с водой, зубной щеткой и пастой, мылом и т.д.).

Подвижные  и развивающие игры.

 

здоровья»

III неделя

Моя  семья

 

1. Семья

 

2.Генеологич

еское древо

 

3.                  Профессии

взрослых

 

4.                  Члены семьи (животные)

 

5.Отдыхаем всей семьей

Расширять представления детей о своей семье. Формировать первоначальные представления о родственных отношениях в семье (сын, дочь, мама, папа и т.д.). Закреплять знание детьми своих имени, фамилии и возраста, имен родителей. Знакомить детей с профессиями родителей. Воспитывать уважение к труду взрослых.

Познакомить с          праздником   «День матери».

 

здоровье, безопасность, Коммуникаци

я, познание, чтение художественн ой литературы, Художественн

ое творчество, музыка, физическая культура

Сюжетно – ролевые игры. Чтение художественной литературы по теме. Слушание и пение песен о маме и семье. Рассматривание и обсуждение семейных фотографий.

 

Спортивное развлечение «Веселые семейные старты» Выставка рисунков «Моя семья»

IV неделя

День матери

Расширять знания о роли мамы в жизни

Коммуникаци

Рассматривание иллюстраций.  Игры

Оформление

 

 

 

1.  Я и моя

мама

 

 

2.  Профессия

мамы

 

3.  Как я маме

помогаю

 

4.Поэты и писатели о

маме

 

5. Самые модные мамы

детей и семьи, закреплять представления детей о важности внимательного, доброжелательного отношения к маме и между близкими людьми в семье, учить детей заботиться о маме, помогать ей во всем.

 

я, познание, чтение художественн ой литературы, Художественн

ое творчество, музыка,

«Моя мама»,«Моя семья», «Профессия мамы» (где и кем работают мамы).Рассматривание фотоальбомов «Я и моя мама».

Ситуативные беседы о том, как мама заботится о здоровье детей: питание, чистота, отдых,  заботливое отношение.

                                              Профессии наших мам.

Создание ситуаций педагогического и морального    выбора,          беседы             о взаимоотношениях с мамой. Рассказ воспитателя о своей маме.

Ситуативные беседы: Чем любит мама заниматься дома. Вкусное блюдо, которое готовит моя мама. Как я маме помогаю. 

 Загадывание загадок о семье.         

Рассматривание репродукций  картин,иллюстраций в

книгах,чтениехуд.литературы. Слушание  песен о маме.

 

подарков – рисунков «Моя мамочка» Фотоконкур с «Как мы играем дома»

Декабрь 

 

 

I неделя

Зима

1.Природа

зимой

 

2.Свойства воды, снега и льда

 

3.Деятельнос

ть людей

 

Продолжать знакомить с зимой как временем года, с зимними видами спорта. Формировать первичный исследовательский и познавательный интерес через экспериментирование с водой и льдом. Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры), особенностях деятельности людей в городе, на селе; о безопасном поведении зимой.

Безопасность, Коммуникаци

я, познание, чтение художественн ой

литературы,

 

Сюжетно-ролевые игры по темам.

Экологические игры «Узнай по следу», «Спасатели». Создание и использование календаря      природы,                     погоды. Экспериментирование с водой, снегом, льдом.

Выставка детских рисунков «Зимушказима»

 

 

4.Безопасное поведение

зимой

 

5.Зимующие птицы

 

 

 

 

 

II неделя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.  Зимние

забавы

 

2.  Зимний лес

 

3.Неживая природа 4.Животные

зимой

 

5. Стихи и песни о зиме

Обогащать представления детей о многообразии признаков животных, растений в зимний период. Знакомство  с зимними забавами. Учить безопасному поведению на улице зимой.

 

Коммуникаци

я, познание, чтение художественн ой литературы, физическая культура

Чтение художественной литературы по темам. Подвижные игры.

Самостоятельные наблюдения детей в природе. Создание проблемных ситуаций «Что будет, если…». Беседы по темам.

Зимние забавы и эстафеты с родителями

III неделя

В гостях у сказки.

 

1.Присказки

 

2.Сказки

 

3.Былины

 

4. Виды

театров

 

5.Любимые герои сказок

Знакомить с различными видами сказочных произведений, учить узнавать персонажи сказок, знать название и автора, пересказывать содержание, высказывать свое отношение к героям сказки. Закреплять умение использовать средства выразительности (позы, жесты, мимику, интонации, движения) и разные виды театров (бибабо, пальчиковый, театр картинок, кукольный). Совершенствовать навыки самостоятельно выбирать сказку для постановки, драматизации, готовить необходимые атрибуты и декорации для

Коммуникаци

я, познание, чтение художественн ой литературы, Художественн

ое творчество, музыка,

Сюжетно-ролевые игры по мотивам сказок, мультфильмов.

Педагогические ситуации, беседы, о нормах и правилах поведения, отражающих противоположные понятия, о соответствующих примерах из жизни, книг, мультфильмов, кино, произведений изобразительного искусства. Чтение и рассказывание сказок, былин.

Театрализов анное представлен ие

 

 

 

будущего спектакля, распределять между собой обязанности и роли. 

 Развивать творческую самостоятельность и эстетический вкус дошкольников в организации театрализованных игр, в создании и передаче образов, отчетливость произношения, традиции семейного чтения. 

 Воспитывать партнерские отношения между детьми, коммуникативные качества, создавать радостный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу.

 

 

 

 

IV неделя

Новый год.

Фабрика

Деда Мороза 

 

1.Украшаем елку

 

2.Фабрика новогодних

игрушек

 

3.Пригласиит ель билет на елку

 

4. Письмо

Деду Морозу

 

Привлекать к активному разнообразному участию в подготовке к празднику и его проведению. Воспитывать чувство удовлетворения от участия в коллективной предпраздничной деятельности. Закладывать основы праздничной культуры. Вызвать эмоционально положительное отношение к предстоящему празднику, желание активно участвовать в его подготовке. Вызвать стремление поздравить близких с праздником, преподнести подарки, сделанные своими руками. Познакомить с традициями празднования Нового года в различных странах.

 

Коммуникаци

я, познание, чтение художественн ой литературы, Художественн

ое творчество, музыка, физическая культура

Организация всех видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой,

познавательно-исследовательской,

продуктивной,                         музыкально-

художественной, чтения) вокруг темы Нового года и новогоднего утренника.

 

Новогодний утренник Конкурс

«Фабрика

Деда

Мороза»

 

 

5.Здравствуй

Дедушка

Мороз

 

 

 

 

Январь

 

I неделя

Каникулы.

 

 

 

 

 

 

 

Зимние игры и забавы, развлечения. Художественное творчество по впечатлениям от праздника. Чтение библейских историй о Рождестве.

 

 

 

II неделя

1.Рождествен

ская звезда

 

2. Рождество

Христово

 

3.Калядки

 

4.Рождествен

ский подарок

 

5.

Крещенские морозы

 

физическая культура, 

Коммуникаци

я, познание, чтение художественн ой литературы, Художественн

ое творчество, музыка, труд

Развлечение

«Рождество

»

 

III неделя

 

Зимние забавы.

 

1. Зимние олимпийс

кие игры

 

2.

Спортсмены

 

3.Хоккей и

хоккеисты

 

Формирование интереса и любви к спорту, к физическим упражнениям. Расширение представлений о закаливании. Формирование представлений об активном отдыхе. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физическая культура, 

Коммуникаци

я, познание, чтение художественн ой литературы, Художественн

ое творчество, музыка

 

Спортивные игры, эстафеты на прогулке.  Изготовление тематических альбомов «Олимпийские чемпионы». 

Рассказ воспитателя об истории олимпийских игр, о родине хоккея.

 

 

 

 

 

 

 

 

Развлечение «Веселые старты»             с участием родителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Фигурное катание и

фигуристы

 

5.Катание на лыжах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV неделя

1.  Делаем

кормушку

 

2.  Народные

зимние игры

 

3.Мороз – красный нос (русская – народная

игра)

 

4.Катание на

санках

 

5. Снежные художники

 

Труд, физическая культура, коммуникация

, познание, чтение художественн ой литературы, Художественн

ое творчество, музыка

 

 

Конкурс на лучшую кормушку

Февраль 

 

I неделя

Неделя добрых дел.

 

1.Положител ьные герои сказок,

рассказов, мультфильмо в, кино.

Формирование первичных ценностных представлений о добре и зле. 

Закрепить правила вежливого  и доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым.

 

 

Коммуникаци

я, познание, чтение художественн ой литературы, Художественн

ое творчество, музыка

Сюжетно-ролевые игры по мотивам сказок, мультфильмов.

Педагогические ситуации, беседы, о нормах и правилах поведения, отражающих противоположные понятия, о соответствующих примерах из жизни, книг, мультфильмов, кино, произведений изобразительного искусства, о причинах нечаянного совершения недобрых

Конкурс «Самый вежливый и добрый».

 

 

 

2.Люди разных профессий, делающие

добро

 

3.                  Настоящая

дружба

 

4.                  Мои друзья в

группе

 

5.Стихи и песни о добре

 

 

поступков, о людях разных профессий, делающих добро. 

Составление альбома «Наши добрые дела» (фото, рисунки).

Разыгрывание сценок по сюжетам литературных произведений.

Викторины по теме.

Создание коллекции «Положительные герои книг, мультфильмов,

кинофильмов»

 

II неделя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лекторий

«Защитники

Отечества»

 

1.Мой папа – солдат

 

2.Наша

Армия

 

3.Военная

техника

 

4.Военные

профессии

 

5.Подарок

Продолжать расширять представления детей о Российской армии. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность.

Воспитывать в духе патриотизма, любви к Родине. Знакомить с разными родами войск (пехота, морские, воздушные, танковые войска), боевой техникой.

Расширять гендерные представления, формировать в мальчиках стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины; воспитывать в девочках уважение к мальчикам как будущим защитникам Родины. 

 

Коммуникаци

я, познание, чтение художественн ой литературы, Художественн

ое творчество, музыка, физическая культура, безопасность

 

Сюжетно-ролевые игры («Пограничники и др.»). 

Слушание и исполнение патриотических и военных песен, исполнение танцев. Проектная деятельность (выкладывание из мелких предметов военной техники). Рассказы, основанные на личном опыте («Мой папа (дедушка) – военный»). Отгадывание и составление загадок по теме.

Мастерская (изготовление сувениров для пап и дедушек, оформление музыкального зала, изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр).

 

Выставка детского

творчества

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

для папы и дедушки

 

 

 

 

 

 

 

III неделя

1. Праздник пап

 

2.Юные

моряки

 

3.                  Граница на замке

 

4.                  Смелые

танкисты

 

5.                  Стихи и песни об

Армии

Спортивный  праздник, посвященны

й 23 февраля.

IV неделя

Народные праздники и обычаи.

 

1.Праздник

Масленицы

 

2.Мордовски е подвижные игры

 

3. Обрядовые праздники

Продолжать знакомить детей с мордовскими народными традициями и обычаями. Расширять представления о предметах быта, одежде, пище мордовского народа. Продолжать знакомить с мордовскими подвижными играми, с мордовскими языками, мордовскими народными сказками, с художественными произведениями писателей республики, с народной музыкой и произведениями мордовских композиторов. Расширять представления о календарно-обрядовых праздниках

Коммуникаци

я, познание, чтение художественн ой литературы, Художественн

ое творчество, музыка, физическая культура, здоровье

 

Мордовские подвижные игры. Чтение художественной       литературы, разучивание стихов,           отгадывание загадок. Рассматривание портретов и репродукций мордовских художников. Знакомство с мордовскими сказками, героями. 

Рассказ воспитателя о праздниках мордовского народа.

Фольклорны й праздник.

 

 

мордвы

 

4.Сказки

мордвы

 

5.Художники

,

композиторы, поэты и писатели Мордовии

мордвы, приучать к участию в них.

 

 

 

Март 

 

I неделя

Мамы

всякие нужны, мамы всякие важны.

 

1. Моя мама

 

2.Моя

бабушка

 

3.Профессии

наших мам

 

4.Стихи и

песни о маме

 

5.Подарок для мамы

Воспитывать уважение к воспитателям. Расширять гендерные представления, воспитывать в мальчиках представление о том, что мужчины должны внимательно и уважительно относиться к женщинам. 

Воспитывать бережное и чуткое отношение к самым близким людям, потребность радовать близких добрыми делами.

Привлекать детей к изготовлению подарков маме, бабушке, воспитателям.

 

Коммуникаци

я, познание, чтение художественн ой литературы, Художественн

ое творчество, музыка

Организация всех видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой,

познавательно-исследовательской,

продуктивной,                         музыкально-

художественной, чтения) вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке.

Мамин

праздник, чаепитие. Выставка поделок «Мамина шкатулка»

II неделя

Народная культура

Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, 

Коммуникаци

я, познание,

Рассказы воспитателя о быте и обычаях мордовского народа. Рассказать о

Выставка детского

 

 

 

1.Мордовская

изба

 

2.

Мордовский национальны

й костюм

 

3.Народные

игры

 

4.Народные

игрушки

 

5.Народное декоративноприкладное искусство(Го родец, ПолховМайдан, Гжель).

снародным декоративно-прикладным искусством (Городец, Полхов-Майдан, Гжель).

Расширять представления о народных игрушках (матрешка – городецкая,  богородская; бирюльки и др.). 

Продолжать знакомить с мордовским национальным декоративно-прикладным искусством. 

чтение художественн ой литературы, Художественн

ое творчество, музыка, физическая культура

русской избе и других строениях, их внутреннем убранстве, предметах быта, одежды. 

Использовать фольклор при организации всех видов детской деятельности.

Рассматривание декоративно-прикладное искусство разных народов (Городец, Полхов-Майдан, Гжель).

Создать альбом «Народные игрушки России».

 

творчества

III неделя

Неделя театра.

 

1.Театр (правила поведения, декорации,

сцена и т д.)

 

2.

Приобщение к театральному искусству и формирование положительного отношения к нему. 

Экскурсия в театр, знакомство с театром (помещения, сцена, реквизит, декорации, программки, театральный буфет.)

 

Коммуникаци

я, познание, чтение художественн ой литературы, Художественн

ое творчество, музыка

Сюжетно-ролевая игра «Театр».

Чтение художественной литературы по теме. Составление ролевых диалогов по иллюстрациям. Музыкальные, словесные импровизации.

Игры-драматизации знакомых сказок.

Мастерская    (изготовление             афиши, билетов,       элементов             декораций, реквизита, костюмов).

Режиссерские игры, игры-превращения,

Театрализов анное представлен ие

 

 

Пальчиковый театр

 

3.Теневой

театр

 

4.Марионетк

и

 

5.Театральны е маски

 

 

театральные этюды.

Проектная деятельность (выкладывание из мелких предметов театральной маски и т.п.)

 

 

IV неделя

Книжки- на неделя

 

1.Детские

писатели

 

2.Экскурссия 

в библиотеку

 

3.Книжкина

больница

 

4.Умные

книжки

 

5.Книжки - малышки

Обогащать «читательский» опыт детей за счет разнообразных жанров фольклора, литературной прозы, поэзии.

Развивать литературно-художественный вкус, способность понимать настроение произведения, чувствовать музыкальность поэтических текстов.

Воспитание желания и потребности читать книги, бережного отношения к ним.

 

 

Коммуникаци

я, познание, чтение художественн ой литературы, Художественн

ое творчество, музыка

Сюжетно-ролевые игры («Книжный магазин», «Библиотека», по сюжетам любимых детских книг). 

Знакомство с букварями, азбуками.

Экскурсия в библиотеку.

Беседы, решение проблемных ситуаций, игровые ситуации («Отгадай, кто я?», «Подбери правильно атрибуты для любимых героев» и др.)

Проектная деятельность (организация выставки работ детей по теме).

Создание коллекции «Герои любимых детских книг».

Труд в книжном уголке (ремонт книг).

Слушание музыкальных произведений по мотивам литературных сюжетов.

 

Литературна я викторина

Апрель 

 

I неделя

Весна. 

День смеха (тематическ ий день).

 

Формировать у детей обобщенные представления о весне как времени года, приспособленности растений и животных к изменениям в природе. 

Создать радостное настроение у детей.

Коммуникаци

я, познание, чтение художественн ой

Рассказать детям о необычных и веселых традициях в разных странах, необычные факты из жизни животных и растений. Изготовление игрушек - дергунчиков для малышей. Чтение веселых

Досуг «Звонкий смех»

 

 

1.День смеха

 

2. Перемены

в природе

 

3.Весенняя

капель

 

4.Первые ручьи

5.Воздух - невидимка

Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой,

познавательно-исследовательской,

продуктивной,                    музыкально-

художественной, чтения) вокруг темы юмора.

 

литературы, Художественн

ое творчество, музыка, физическая культура, безопасность

художественных произведений.

 

 

II неделя

Неделя космоса. 1.Планета

Земля

 

2.Первые животныекосмонавты

 

3.Первый

космонавт

 

4.

Изобретатели космических

кораблей

 

5.Поэты, писатели и музыканты о космосе

Формирование          первичных представлений о выдающихся людях и достижениях России, интереса и чувства гордости за успехи страны и отдельных людей.

 

Коммуникаци

я, познание, чтение художественн ой литературы, Художественн

ое творчество, музыка, физическая культура, безопасность

Сюжетно-ролевая игра «Космический корабль», «Космонавты».

Проектная деятельность (выкладывание ракеты, космического корабля из мелких предметов).

Слушание песен о космосе и космонавтах, слушание  «космической» музыки.

Мастерская                       (продуктивная

(изобразительная) деятельность по теме). Беседы, рассказы воспитателя о первом космонавте планеты, о создателях космических кораблей, о названиях улиц и площадей в каждом российском городе, связанных с темой Космоса.

Рассматривание        фотографий, иллюстраций по теме.

 

Спортивное развлечение «Подготовка

космонавтов

»

 

III неделя

Зеленая планета.

 

1.Мир

растений

 

2.Правила поведения в лесу, парке, у

водоема

 

3.Красная

книга

 

4.Лекарствен

ные растения

 

5.Охрана природы

 

Формировать у детей осознанноположительное отношение к природным явлениям и объектам, развивать естественно - научные представления об окружающем мире. Углублять и конкретизировать знания детей об условиях жизни растений и животных.

Формировать умение заботиться об окружающей среде.

 

Коммуникаци

я, познание, чтение художественн ой литературы, Художественн

ое творчество, музыка, безопасность, здоровье

Сюжетно-ролевая игра «Юные экологи». Беседы по теме. Экскурсия экологической тропе. Чтение художественной литературы,

разучивание стихов, отгадывание составление загадок по теме.

Рассматривание гербария.

Составление с детьми книги правил поведения в лесу парке, у водоема. Художественное творчество детей.

 

 по

и

Выставка детского творчества

IV неделя

Они защищали Родину.

 

1.Никто не забыт и ничто не

забыто

 

2. Битва за

Москву

 

3.Дети войны

Осуществлять патриотическое воспитание. Воспитывать любовь к Родине. Формировать представления о празднике, посвященном Дню Победы. Воспитывать уважение к ветеранам войны.

 

Коммуникаци

я, познание, чтение художественн ой литературы, Художественн

ое творчество, музыка, физическая культура

Рассказы воспитателя о празднике.

 

Рассматривание иллюстраций и фотографий военных лет.

 

 Творческое рисование на тему «Великий день Победы!», «Салют Победы».

 

Чтение художественных произведений о Великой Отечественной войне, вспомнить песни военных лет. 

 

Организовать выставку «Герои Великой

Лекторий

«Защитники

Родины»

 

 

 

4.Партизаны

 

5.Стихи и песни о войне

 

 

 

Отечественной войны».

 

Сюжетно-ролевые («Разведчики»).

 

 

 

 

игры

по

теме

 

Май 

 

I неделя

День Победы.

 

1.Герои

Великой Отечественно

й войны

 

2.Памятники героям Великой Отечественно й войны.

 

3.Вечный

огонь

 

4.Герои

Мордовии

 

5.Салют

Победы!

Воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине. Расширять знания о героях Великой Отечественной войны, о победе нашей страны в войне. Знакомить с памятниками героям Великой

Отечественной войны.

 

Коммуникаци

я, познание, чтение художественн ой литературы, Художественн

ое творчество, музыка, физическая культура

Праздник «День Победы».

 

II неделя

Весна – красна!

1.Перемены в

природе

 

Расширять знания о характерных признаках весны, о прилете птиц, о связи между явлениями живой и неживой природы и сезонными видами труда, о весенних изменениях в природе.

Коммуникаци

я, познание, чтение художественн ой

Сюжетно-ролевые игры по темам мультфильмов, кинофильмов с участием птиц-персонажей.

Проектная деятельность (выкладывание из мелких предметов какой-либо птицы).

Праздник «Веснакрасна». 

 

 

 

2.Птицы

 

3.Звери

 

4.Труд

взрослых

 

5.Стихи и песни о весне

Формирование первичных ценностных представлений о птицах. 

 

литературы, Художественн

ое творчество, музыка, физическая культура, безопасность

Мастерская (продуктивная деятельность) по теме.

Чтение           художественной,             научнопознавательной литературы по теме. Отгадывание и составление загадок по теме.

Рассказы о домашних птицах (из личного опыта).

 

 

III неделя

Неделя

безопасности

.

 

1.Осторожно, Огонь!

 

2.Безопаснос

ть на воде

 

3.Безопаснос

ть в доме

 

4.

Безопасность на улицах

города

 

5. Службы спасения

«01», «02», «03».

 

Закрепить основы безопасности жизнедеятельности человека. Уточнить знания о работе пожарных, о причинах возникновения пожаров, о правилах поведения во время пожара. Знакомить с работой службы спасения - МЧС. Закрепить знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам «01», «02», «03». Закрепить умения называть свой домашний адрес.

 

Безопасность, коммуникация

, познание, чтение художественн ой литературы, Художественн

ое творчество, музыка, физическая культура

Чтение стихов, пословиц, поговорок (Пожар в лесу).

Игры «Откуда берется мусор?», «Съедобный грибок положи в кузовок», «Отыщи опасные растения».

Беседы с детьми «Почему надо охранять и беречь природу?», «Чем опасны шалости на воде?», «Службы спасения». Рассматривание репродукций картин К.

Маковского «Дети, бегущие от грозы», И. Айвазовского  «Гроза».

 

Викторина «Вниматель ный пешеход», Выставка детских рисунков.

IV неделя

Скоро лето.

Формировать     у     детей     обобщенных

Безопасность,

Беседы и наблюдения за изменениями в

Спортивный

 

1.  Перемены

в природе

 

2.  Ягоды и

фрукты

 

3.Съедобные и ядовитые

грибы

 

4.Жизнь

животных

 

5.Отдых летом

представлений о лете как времени года; признаках лета. Расширять и обогащать представления о влиянии тепла, солнечного света на жизнь людей, животных и растений. Природа «расцветает», созревает много ягод, фруктов, овощей.Много корма для зверей, птиц и их детенышей). Расширять представленияо съедобных и несъедобных грибах.

коммуникация

, познание, чтение художественн ой литературы, Художественн

ое творчество, музыка, физическая культура

природе.

Подвижные игры на свежем воздухе. Мастерская (продуктивная деятельность) по теме.

Создание         коллекций          «Животные

России», «Животные Мордовии».

Совместно с воспитателем создают «Энциклопедию безопасных ситуаций», книгу полезных советов «Как правильно вести себя на улице, в лесу, у водоема». Беседы о безопасности на дорогах. Игрыпутешествия. Чтение литературных произведений по соответствующей тематике.

праздник «Здравствуй

, лето!» 

 

 

 

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ТРУД».

Старший дошкольный возраст

 

 

Тема, литература

Программное содержание

Материалы и оборудование

Методы и приёмы

Совместная деятельность  с детьми 

Совместная деятельность с родителями

09

 

1

«Кто нас воспитывает?» Волчкова В.Н. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие»

Воспитывать уважение к сотрудникам детского сада, желание помогать им, доставлять радость; уточнить знания о профессиях: воспитатель, помощник

Произвольное.

Экскурсия по детскому саду, обыгрывание ситуаций.

Беседа: « Кто заботится  о нас в детском саду?» Чтение художественной литературы.

Рассматривание иллюстраций. Беседа «О вежливых словах».

 

 

с.22

воспитателя, медсестра, повар, музыкальный руководитель, инструктор физической культуры, логопед, дворник.

 

 

 

 

10

 

1

«Откуда хлеб»

Комплексные занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста по разделу «Социальный мир» О.Ф.

Горбатенко, с 62.

 

Формировать представление о процессе выращивания и изготовления хлебобулочных изделий, их разнообразии, о труде хлебороба, сельскохозяйственной технике, облегчающий его труд, взаимосвязи села и города; обучать навыкам  составления рассказа с помощью схемы-модели; воспитывать уважение к труду взрослых (хлеборобов, пекарей, водителей и др.), бережное отношение к хлебу.

Сюжетная картина, предметные картинки, иллюстрации.

Беседа, составление описательных рассказов.

 

1.Д/ игра  «Собери урожай» (Артемова Л.В. «Окр. Мир в дид.Играх»

с.63).

2.Беседа: «Хлеб

– всему голова». 3.Чтение произведения «Агроном»

(Рыбалова И.  Д/В. № 6-2003

,с.7).

4.Чтение пословиц, поговорок, загадывание загадок о хлебе.

Беседа : «Цена хлеба». Чтение пословиц, поговорок, загадывание загадок о хлебе.

11

 

1

«Кто нас лечит?» Комплексные занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста по разделу

«Социальный мир» О.Ф.

Горбатенко с.90

Формировать представление

о профессии врача, медсестры, санитарки, о помощи , которую оказывают аптеке,

поликлинике, в больнице, на

«скорой

помощи»,воспитывать

Сюжетные картины,

медицинские атрибуты, предметные картинки

С/р                       игра

«Больница», обыгрывание ситуаций.

1.Игровая ситуация «Письмо больному друга».

2.Чтение произведений : «Медсестра»,

Рассказать детям о профессии. Чтение художественной литературы

 

 

 

уважение к труду врачей, умение сотрудничать ( на примере названных профессий), благодарить за внимание и заботу.

 

 

 

«Врач».

(Рыбалова И. 

Д/В. № 6-2003

,с.113, 43)

 

12

 

 

1

Кем быть?, Кто важнее?» Комплексные занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста по разделу

«Социальный мир» О.Ф. Горбатенко с.100

Формировать представления об особенностях труда рабочих по производству сельскохозяйственной техники, бытовой химии, судов, обуви и др. в родном городе; воспитывать интерес к рабочим профессиям, уважение к труду взрослых

Картины, иллюстрации

Рассматривание картин, иллюстраций, обыгрывание ситуаций,  рассматривание альбома

«Промышленность

Мордовии

Д/игры :

«Ателье», « Кем быть?»

(Артемова Л.В. Окр. мир в дид.

мграх

с.69,57,53). Чтение произведений «Банкир»,

«Бизнесмен»,

«Ветеринар»,

«Менеджер», «Президент» (Рыбалова И. 

Д/В. № 6-2003

,с.25,34,114,151).

Просмотр иллюстраций. Чтение художественной литературы

01

 

1

 

«Человек трудился всегда»

О.Ф. Горбатенко «Комплексные занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста по разделу «Социальный мир», с.109

Формировать представления детей о том, что труд существовал всегда, но его

средства и формы изменялись в связи с техническим прогрессом; поддерживать у детей интерес к разным профессиям, их взаимосвязи; развивать способность к

Рассматривание картинок по профессиям, загадывание загадок.

Беседа о труде человека, о значимости продуктов его труда

Чтение художественных произведений о разных профессиях; дидактические игры («Кто, где работает?», «Догадайся, кто меня сделал»

Рассказы родителей о своей профессии; помощь в изготовление наглядного материала по данной теме ; консультация

 

 

 

умозаключениям, суждениям

 

 

«Где такая профессия нужна»); составление рассказов на тему «Все профессии нужны…».

«Трудовое воспитание детей дошкольного возраста».

02

 

1

«Военные профессии». Комплексные занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста по разделу

«Социальный мир» О.Ф. Горбатенко с.87

Формировать представление о профессии военных различных видов войск; развивать познавательный интерес к профессиям пап, желание быть похожим на папу, воспитывать уважение к профессии военного как защитника нашей Родины.

Сюжетные картины, иллюстрации.

Чтение произведений «Военный», «Пограничник», А.Н. Алешиной. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью», беседы о прочитанном. Чтение произведений «Военный», 

«пограничник».

1.Беседа : « Мы- защитники». 2.Чтение жудожественной литературы « Былины»;

«Спасатель», «Пограничнмк» (Сорокина А.И. Дид.игры в детском саду).

Делимся впечатлениями о празднике «Дне защитника Отечества».

03

 

1

«Весенние превращения» перспективное планирование воспитательнообразовательго процесса в дошкольном учреждении.

Стр.10 

Выполнять поручения по уходу за комнатными растениями

Сюжетные картины, предметные картинки, 

Рассматривание карти,иллюстраций.

Работа в уголке природы: уход за комнатными растениями.

 

04

 

1

«Все работы хороши».

Н.В.Алешина Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной

действительностью,стр.138

Закреплять знания о разнообразных профессиях: их названии и роде деятельности; воспитывать уважение к труду взрослых, желание выбрать профессию и стремление учиться.

Сюжетные картинки, рассматривания альбомов о профессиях.

Рассматривание картин, иллюстраций, обыгрывание ситуаций,       чтение стихотворений.

Рассматривание иллюстраций, загадывание загадок. Д/игра :  « Кем быть?»

(Артемова Л.В. Окр. мир в дид.

играх

с.69,57,53). Чтение

произведений о Дне космонавтики.

Рассматривание иллюстраций о Дне космонавтики. Принести в группу подбор материала по данной теме.

05

 

1

«Кем ты будешь, когда станешь взрослым.» Волчкова В.Н. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие» с.39.

Расширение и закрепление представлений о профессиях людей, их своеобразие; то, что каждая профессия предполагает определенные действия, атрибуты, результаты деятельности, способности человека;

демонстрационный:

иллюстрации с профессиями людей, кроссворд, кукла “Незнайка”, атрибуты для разных профессий, мяч; раздаточный: предметные картинки с видами профессий, карточки с названиями профессий, карточки и карандаши на каждого ребенка

Беседа о профессиях

Чтение энциклопедии о профессиях, беседа с детьми “Кем я хочу стать”

Рассматривание картинок по теме

“профессии”,

 

Организация жизнедеятельности и режим дня старшей группы

(теплый период)

1

Прием и осмотр, игры, дежурства

07.00-08.15

2

Утренняя гимнастика

08.15-08.30

3

Подготовка к завтраку, завтрак

08.35-08.55

4

 

Игры, подготовка к прогулке, прогулка: игры, наблюдения, труд на прогулке, воздушные и солнечные процедуры на прогулке

09.00-11.55

6

Возвращение с прогулки, водные процедуры, игры

12.00-12.10

7

Подготовка к обеду, обед

12.15-12.55

8

Подготовка ко сну, дневной сон

13.00-15.00

9

Постепенный подъем

15.00 -15.10

10

Подготовка к полднику, полдник

15.10 -15.20

11

Игры, подготовка к прогулке, прогулка, игры, труд на участке

15.30 -16.15

12

Возвращение с прогулки

16.20-16.30

13

Подготовка к ужину, ужин

16.35 -17.00

14

Игры, прогулка, уход домой

17.05 -19.00

 

Организация жизнедеятельности и режим дня старшей группы (холодный период)

1

Прием и осмотр, игры, дежурства

07.00-08.24

2

Утренняя гимнастика

08.24-08.45

3

Подготовка к завтраку, завтрак

08.45-09.00

4

НОД

09.00-10.35

5

Подготовка ко второму завтраку. Второй завтрак 

10.00 -10.10

6

Подготовка и выход на прогулку

10.45-12.25

7

Возвращение с прогулки, водные процедуры. Игры

12.25-12.40

8

Подготовка ко обеду. Обед

12.40-13.10

9

Подготовка к дневному сну. Сон

13.00-15.00

10

Постепенный подъем. Игры

15.00-15.40

11

Подготовка к полднику. Полдник

15.40-16.00

12

Подготовка к НОД. Игры

16.00-16.10

13

НОД

16.10-16.35

14

Подготовка к         прогулке,       прогулка.             Самостоятельная игровая деятельность

16.35-18.50

15

Возвращение с прогулки. Водные процедуры. Игры. Уход детей домой.

18.50-19.00

 

 

Виды труда

Самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей)

Дидактические игры по обучению детей культуре поведения, культурно-гигиеническим навыкам  -1 раз в неделю

Хозяйственнобытовой труд (уборка группы, участка)

1 раз в неделю Формы: 

поручения, дежурства, коллективный труд.

Труд в природе (в уголке природы, на участке и т.д.)

1 раз в неделю Формы: 

поручения, дежурства, коллективный труд.

Ручной труд  (работа с бумагой,

картоном, тканью, с природным материалом)

Ежедневно,  по желанию детей.

 

 

 

 

 

 

Виды  интеграции области «Труд»

 

 

 

 

 

 

По         задачам       и       содержанию

психолого-

По

 

средствам

организации

и

педагогической работы

оптимизации образовательного процесса

«Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе трудовой

деятельности, знакомства с трудом взрослых)

«Познание» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части

представлений о труде взрослых, детей)

«Безопасность» (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в процессе трудовой деятельности)

«Социализация» (формирование первичных представлений о себе, гендерных особенностях,  семье,  социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в контексте развития детского труда и представлений о труде взрослых) «Физическая культура» (развитие физических качеств ребенка в процессе освоения разных видов труда)

«Чтение художественной литературы» (использование художественных произведений для формирования ценностных представлений, связанных с трудовой деятельностью взрослых и детей) «Музыка», «Художественное творчество» (использование музыкальных произведений, средств продуктивной деятельности детей 

для           обогащениясодержания          области

«Труд»)

 

Формы образовательной деятельности.  Образовательная область «Труд»

 

Старший дошкольный возраст

             

Направление работы

Формы работы с детьми

Режимные моменты

Совместная деятельность с педагогом

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с семьей

 

1. Самообслуживание

 

 

 

Первая половина дня

Учить правильно чистить зубы. Учить самостоятельно и своевременно готовить материалы и пособия к занятиям, без напоминания убирать свое рабочее место. Закреплять умение одеваться и раздеваться, ухаживать за обувью. Формировать привычку бережно относиться к  личным вещам.

 

 

 

 

 

 

 

 

Развивать желание помогать друг другу.

Объяснение, обучение,

напоминани

е

Чтение художественной литературы

Дидактические игры, рассматривание иллюстраций

Личный пример

 

Вторая половина дня

Дидактические и развивающие игры

самообслуж ивание

Поручения, игровые ситуации, досуг

Дидактические игры, сюжетноролевые игры, чтение художественной литературы

Личный пример, беседа

2. Хозяйст-веннобытовой труд

Первая половина дня

Формирование трудолюбия (порядок на участке и вгруппе) и  первичных представлений о труде взрослых. Приучать сервировать стол, приводить его в порядок после еды. Учить самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий, убирать их. Продолжать расширять представления детей о труде взрослых.

Обучение, показ, объяснение

Обучение, совместный труд, поручения, дидактические игры, продуктивная деятельность, экскурсии

Творческие задания, дежурство, задания, поручения

Личный пример, беседа, совместный труд детей и взрослых

Вторая половина дня

Трудовые поручения, участие в совместной со взрослым в уборке игровых уголков,  участие в ремонте атрибутов для игр детей и книг. Приучать убирать постель после сна.

Обучение, показ,

Обучение, совместный труд,

Творческие задания,

Личный пример, беседа,

 

 

объяснение

поручения, продуктивная деятельность

дежурство, задания, поручения

совместный труд детей и взрослых

Труд в природе

 

Первая половина дня

Формирование заботливого отношения к растениям, животным, птицам, рыбам и уходу за ними. Наблюдение за изменениями, произошедшими со знакомыми растениями и животными. Приучать самостоятельно выполнять обязанности дежурного в уголке природы..

Показ, объяснение, обучение

Обучение, совместный труд детей и взрослых, беседы, чтение художественной литературы, дидактическая игра

Продуктивная деятельность, ведение календаря природы, тематические досуги

Личный пример, напоминание, объяснение

Вторая половина дня

Привлечение к совместной деятельности. Дежурство в уголке природы. Дидактические и развивающие игры. Трудовые поручения, участие в совместной работе со взрослым в уходе за растениями и животными,  уголка природы

Показ, объяснение,

напоминани

я

Просмотр видеофильмов, диафильмов, совместный труд детей и взрослых, беседы, чтение художественной литературы, дидактическая игра, целевые прогулки

Продуктивная деятельность, игра, поручения

Личный пример, напоминание, объяснение

4. Ручной труд

Первая половина дня

Совершенствовать умение работать с природным материалом, бумагой, тканью. Продолжать учить делать  игры и игрушки своими руками,

 

привлекать к изготовлению пособий для занятий. Учить экономно и рационально расходовать материалы.

Показ, объяснение, обучение,

напоминани

е

Совместная деятельность детей  и взрослых, продуктивная деятельность

Продуктивная деятельность

Творческие задания, выставки, конкурсы

Вторая половина дня

Дидактические и развивающие игры. Трудовые поручения, участие со взрослым по ремонту атрибутов для игр детей, подклейке книг, изготовление пособий для занятий, самостоятельное планирование трудовой деятельности

Показ, объяснение, обучение,

напоминани

е

Совместная деятельность детей  и взрослых, продуктивная деятельность

Продуктивная деятельность

Творческие задания, выставки, конкурсы

 

 

Образовательная деятельность при проведении режимных моментов

социально личностное развитие: ситуативные беседы при проведении режимных моментов, подчеркивание их пользы; развитие трудовых навыков через поручения и задания, дежурства, навыки самообслуживания; помощь взрослым; участие детей в расстановке и уборке инвентаря и оборудования для занятий, в построении конструкций для подвижных игр и упражнений (из мягких блоков, спортивного оборудования); формирование навыков безопасного поведения при проведении режимных моментов;

Модели организации образовательного процесса в ДОУ с использованием разнообразных форм во всех возрастных группах дошкольного возраста: трудовая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, чтение худ.литературы, двигательная.

 

Перечень программ, технологий и пособий: 

Ÿ     Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для работы с детьми 2-7 лет ./ Т.С.Комарова, Л.В.Куцакова, Л.Ю.Павлова. – М.2005.

Ÿ     Занятия с дошкольниками по конструированию и ручному труду. Авторская программа. / Л.В. Куцакова. – М.: Совершенство,1999.

              Комплексные занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста по разделу «Социальный мир» О.Ф. Горбатенко Ÿ      Волчкова В.Н. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие»

 

Приложение

Формы трудовой образовательной деятельности

1.1. Наблюдение за трудом взрослых

Цель: способствовать расширению знаний о разнообразии профессий и их особенностях.

Задачи:

1)  Познакомить с профессией учителя, продавца магазинов овощей, хлебо-булочных изделий, семян.

2)  Учить наблюдать по заранее составленному плану.

3)  Воспитывать уважение к людям разных профессий.

Целевые экскурсии в кабинет заведующего, на кухню детского сада, беседы с заведующей, поваром, к магазину «Хлеб». Цель: познакомить с содержанием работы повара, заведующего (оборудование, личные качества, продавца магазина Эпизодические наблюдения за трудом взрослых на клумбах, на огороде осенью.

Задачи: 1) продолжать учить дифференцировать труд взрослых в соответствии с особенностями сезона; 2) уточнить представления о подготовке к весенним посадкам; 3) воспитывать желание оказывать посильную помощь.

Содержание:

-  наблюдение за трудом дворника ;

-  беседа о садовниках: как ухаживать за деревьями осенью (обрезка, вскапывание) ; - беседа о труде полеводов.

Беседа «Кто нам помогает? », «Чем я помогаю взрослым? »

Рассматривание иллюстраций, фотографий, стенда о сотрудниках детского сада.

1.2.  Д. игры

«Кто где работает? », «Кому, что нужно для работы», «Кто что делает», «Профессии», «Что нужно повару (продавцу? ».

Цель: закрепить знания о профессиях.

1.3.  Чтение художественной литературы: А. Барто «Помощница», Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться».

1.4.  Творческая деятельность

Игровое упражнение «Кто нам печет хлеб», «Кто нас лечит? », «Школа» Творческая игра «Магазин семян», «Семья», «Детский сад»

Продуктивная деятельность : Портреты сотрудников детского сада.

Цель: развивать творчество детей, внимание, память, умение играть дружно.

• Расширение знаний о предметном мире

Цель: способствовать устойчивому интересу детей к окружающему предметному миру.

Задачи: 1) Закрепить знания о материалах, из которых изготовлены различные предметы.

2)  Познакомить с рукотворным миром.

3)  Развивать любознательность, познавательную активность.

НОД «Что такое рукотворный мир»

Дидактическая игра «Собери рюкзак в дорогу», «Что нужно для путешествия».

Цель: закрепление знаний о названии материалов, из которых сделаны предметы.

Творческая игра «Путешествие».

Цель: закрепить знания детей о предметах рукотворного и природного мира.

  Информация о стране, родном городе.

Цель: поддерживать интерес к изучению исторического прошлого родного города, страны; достопримечательностях и историей города. Беседа «Родному городу -73».

Ситуация «Мы приехали в город Губкин».

Общение «Что ты покажешь гостям в нашем городе? ».

Рассматривание иллюстраций с видами достопримечательностей города Губкина.

Целевая прогулка по городу «Скоро день рождение города». Дидактическая игра «Зарисуй карту нашего района»

Цель: закрепить знание детьми формы, цвета и величины геометрических фигур. Сформировать навык ориентировки на листе бумаги. Приобщение к труду

  Дежурство по столовой, по занятиям, по уголку природы.

Задачи: закрепить умение накрывать на стол, правильно раскладывать столовые приборы.

учить детей знать и выполнять обязанности дежурного, пользоваться необходимым инвентарем; учить распределять трудовые обязанности по времени. Закрепить навыки подготовки материала к занятиям, помогать сверстникам готовить материал для занятий. • Труд по самообслуживанию.

Задачи: учить проявлять полную самостоятельность в самообслуживании, привычно заботиться о своем здоровье, чистоте тела и одежды, уметь привести одежду в порядок; развивать умение проявлять заботу, помощь товарищам, осуществлять самоконтроль воспитывать уважительное отношение к людям, обслуживающим их.

  Хозяйственно-бытовой труд.

Задачи: 1) продолжать учить расчленять трудовой процесс на компоненты, планировать работу;

2)  учить доводить начатое дело до конца;

3)  учить договариваться о распределении обязанностей в небольшой подгруппе сверстников, распределяя работу по способу общего и совместного труда;

4)  учить соблюдать технику безопасности при обращении с трудовым инвентарем;

5)  воспитывать трудолюбие, стремление стать умелым, понимать личную значимость посильного труда.

• Труд в природе, на участке.

Задачи: 1) продолжать учить выполнять сезонные трудовые процессы;

2)  учить ухаживать за рассадой на огороде на окне;

3)  закреплять умения ухаживать за растениями и животными уголка природы, учитывая их особенности и потребности;

4)  воспитывать умение наблюдать, стремиться создать благоприятные условия для живых существ, выполнять правила поведения в природе. Содержание труда на участке:

Уборка листьев, рыхление земли у плодородных деревьев. Сбор семян в цветнике.

Перенос растений с участка в группу (Герань) .

Заготовка и сушка листьев. Обрезка кустарника.

Очистка клумбы на участке, вскапывание земли. Сбор урожая в огороде, саду.

Уборка веранды.

Содержание труда в уголке природы:

Подкормка комнатных растений;

Подготовка инвентаря для пересадки растений.

2.  Блок СДД.

2.1.  Организация предметно-развивающей среды.

Подобрать коллекцию разных видов бумаги, иллюстрации «Откуда хлеб пришел», хлебобулочных изделий, пословицы и поговорки о хлебе Подобрать стихи о чистоте, изображение лучины, свечи, керосиновой лампы, электролампочки Внести иллюстрации, слайды о городе.

2.2.  СДД -приучать самостоятельно, выполнять обязанности дежурства ведения календаря. Наблюдения за изменениями, произошедшими со знакомыми растениями. Участие в работе за уходом растений. Уборка влажная и сухая центрах.

2.3.  Творческая дея-ть. «Семья», «Детский сад», «Магазин».

Цель : формировать представления о профессии на основе ознакомления с конкретными видами труда.

2.4.  Д. игры

«Кто где работает? », «Кому что нужно для работы», «Кто что делает», «Профессии», «Что нужно повару (продавцу? ». Цель: закрепить знания о профессиях.

2.5.  Игровые ситуации

«Кто нам печет хлеб», «Кто нас лечит? », «Школа», «Наведем порядок».

Цель: в игровой ситуации приучать и знакомить с трудовой деятельности.

 

Программа: "Труд" 5-6 лет

Программа: "Труд" 5-6 лет

Пояснительная записка Данная программа составлена на базе основной образовательной программы «Детство» под руководством

Пояснительная записка Данная программа составлена на базе основной образовательной программы «Детство» под руководством

Особенности развития детей старшей группы

Особенности развития детей старшей группы

В 5-6 лет у ребенка формируется система первичнойгендерной идентичности, поэтому после 6 лет воспитательные воздействия на формирование ее отдельных сторон уже гораздо менее эффективны

В 5-6 лет у ребенка формируется система первичнойгендерной идентичности, поэтому после 6 лет воспитательные воздействия на формирование ее отдельных сторон уже гораздо менее эффективны

Сроки реализации программы-1год

Сроки реализации программы-1год

II неделя Неделя красоты

II неделя Неделя красоты

III неделя Азбука безопасности 1

III неделя Азбука безопасности 1

IV неделя День дошкольног о работника 1

IV неделя День дошкольног о работника 1

Октябрь I неделя Осень. (В мире растений) 1

Октябрь I неделя Осень. (В мире растений) 1

Животные Развивать интерес к природе, желание активно познавать природные объекты

Животные Развивать интерес к природе, желание активно познавать природные объекты

III неделя Моя республика

III неделя Моя республика

Герб России 3.

Герб России 3.

II неделя Расту здоровым

II неделя Расту здоровым

III неделя Моя семья 1

III неделя Моя семья 1

Я и моя мама 2

Я и моя мама 2

Декабрь I неделя

Декабрь I неделя

III неделя В гостях у сказки

III неделя В гостях у сказки

IV неделя Новый год.

IV неделя Новый год.

Январь I неделя Каникулы

Январь I неделя Каникулы

Фигурное катание и фигуристы 5

Фигурное катание и фигуристы 5

Февраль I неделя

Февраль I неделя

II неделя

II неделя

III неделя 1. Праздник пап 2

III неделя 1. Праздник пап 2

Сказки мордвы 5.Художники , композиторы, поэты и писатели

Сказки мордвы 5.Художники , композиторы, поэты и писатели

II неделя Народная культура

II неделя Народная культура

III неделя Неделя театра

III неделя Неделя театра

IV неделя Книжки- на неделя 1

IV неделя Книжки- на неделя 1

День смеха 2. Перемены в природе 3

День смеха 2. Перемены в природе 3

III неделя Зеленая планета

III неделя Зеленая планета

IV неделя Они защищали Родину

IV неделя Они защищали Родину

Партизаны 5.Стихи и песни о войне

Партизаны 5.Стихи и песни о войне

Птицы 3.Звери 4.Труд взрослых 5

Птицы 3.Звери 4.Труд взрослых 5

IV неделя Скоро лето.

IV неделя Скоро лето.

Кто нас воспитывает?» Волчкова

Кто нас воспитывает?» Волчкова

Кто нас лечит?» Комплексные занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста по разделу «Социальный мир»

Кто нас лечит?» Комплексные занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста по разделу «Социальный мир»

Человек трудился всегда» О.Ф

Человек трудился всегда» О.Ф

Военные профессии». Комплексные занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста по разделу «Социальный мир»

Военные профессии». Комплексные занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста по разделу «Социальный мир»

Все работы хороши». Н.В.Алешина

Все работы хороши». Н.В.Алешина

Организация жизнедеятельности и режим дня старшей группы (теплый период) 1

Организация жизнедеятельности и режим дня старшей группы (теплый период) 1

Постепенный подъем. Игры 15

Постепенный подъем. Игры 15

Виды интеграции области «Труд»

Виды интеграции области «Труд»

Виды интеграции области «Труд»

Виды интеграции области «Труд»

Режимные моменты Совместная деятельность с педагогом

Режимные моменты Совместная деятельность с педагогом

Обучение, показ, объяснение

Обучение, показ, объяснение

Привлечение к совместной деятельности

Привлечение к совместной деятельности

Целевые экскурсии в кабинет заведующего, на кухню детского сада, беседы с заведующей, поваром, к магазину «Хлеб»

Целевые экскурсии в кабинет заведующего, на кухню детского сада, беседы с заведующей, поваром, к магазину «Хлеб»

Цель: поддерживать интерес к изучению исторического прошлого родного города, страны; достопримечательностях и историей города

Цель: поддерживать интерес к изучению исторического прошлого родного города, страны; достопримечательностях и историей города

Заготовка и сушка листьев. Обрезка кустарника

Заготовка и сушка листьев. Обрезка кустарника
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.