Программа творческого объединения "Экология в красках"

Программа творческого объединения "Экология в красках"

Медиа
pdf
03.12.2019
программа творческого объединения экология в формах.pdf

 

Пояснительная записка

Рабочая программа творческого объединения «Экология в формах и красках» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

1.Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 27.12.2012 года №273-ФЗ

2.Федерального государственного стандарта основного общего образования

3.Положения о рабочей программе учителя

4.Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

5.Учебного плана МБОУ Семлевской СОШ №1 на 2016-2017 учебный год Направленность программы: эколого-биологическое.

  Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. Привить бережное отношение  к природе и научить школьников разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека – одна из задач данного кружка.  

Педагогическая целесообразность: Настоящая программа предоставляет возможность педагогу планомерно достигать воспитательных результатов разного уровня в совместной с детьми внеурочной познавательной деятельности. Рассмотрение вопросов экологии родного края - это повод привлечь внимание школьников к гуманитарным проблемам общества. Организация обсуждения школьниками данных проблем дает возможность педагогу влиять на формирование их отношений к Природе и Человеку как к базовым ценностям современного общества, развивать в детях гуманистическое мировоззрение, воспитывать в них чувство уважения к жизни вообще. Это, в свою очередь, создает благоприятную почву для включения школьников в различные социально ориентированные, гуманитарные акции, позволяющие им приобретать важный для своего собственного развития опыт социальной деятельности. 

      Цели программы:

1.      Обеспечение усвоения учащимися основных положений экологической науки на основе изучения явлений природы, растительного мира, животного мира, влияния человека на окружающую среду;

2.      Формирование понятий научной картины мира, материальной сущности и диалектического характера биологических процессов и явлений, роли и места человека в биосфере, активной роли человека как социального существа;

3.      Формирование ответственного отношения к природе и готовности к активным действиям по ее охране на основе знаний об организации и эволюции органического мира.

Задачи кружка: Обучающие:

1.      дать ребёнку системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;

2.      научить применять на практике полученные знания;

3.      формировать представления о краеведческой работе, о воинском долге и верности отечеству. Развивающие:

1.         развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;

2.         формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при  взаимодействии с миром природы;

3.         повышать общий интеллектуальный уровень подростков;

4.         развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге. Воспитательные:

1.      осуществлять индивидуальный подход к учащимся, подобрать такие виды деятельности для каждого, в которых в которых будут созданы ситуации успешности для каждого.

2.      прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;

3.      воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;

4.      воспитывать потребность в общении с природой;

5.      способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности;

6.      способствовать укреплению здоровья ребят посредством общения с природой и проведению

массовых мероприятий на свежем воздухе.

 

Место предмета в учебном плане Курс изучения программы рассчитан на 34 часа

 

«Природа –  единственная книга,  

каждая страница которой полна глубокого содержания». 

И. В. Гете

       Основная задача кружка - не просто дать знания, а скорее научить учиться и воспитать человека, любящего свою Родину, счастливого, умеющего делать счастливыми других.

      На занятиях кружка учащиеся учатся ставить проблемные вопросы и их решать, проявляя при этом творческие способности, умение аналитически мыслить.

 

      Отличительные особенности: Внеклассная работа всегда способствует формированию у учащихся нравственности и духовности, развивает любознательность, интерес к  предметам естественно – научного цикла, самостоятельность.         

                  Учащиеся учатся приобретать новые знания, самостоятельно находя их в дополнительной литературе.

                  В связи с тем, что многие учащиеся в сельской местности знакомятся с алкоголем и никотином довольно рано, то антиалкогольные и противоникотиновые мероприятия помогают пропаганде среди школьников правильного образа жизни.    

                  Во внеклассной работе учащиеся могут лучше проявить свои знания, а также общепринятые человеческие качества.

 

Межпредметные связи:  

1.                 Данная работа связывает экологию  со всеми предметами (литературой, изобразительным искусством, музыкой, русским языком …)

2.                 При защите  исследовательской работы учащиеся учатся делать компьютерные презентации, тем самым знакомятся  с современными  ИКТ.

3.                 Внеклассная работа способствует выявлению одарённых детей, помогает им выбрать буду-

щую профессию, и не стеснена рамкам урока.                                                              

 

УУД: личностные: жизненное, личностное, профессиональное самоопределение, действия смыслообразования и нравственно-эстетического оценивания, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях и др; регулятивные: целеполагание, планирование, составление плана и последовательности дей-

ствий, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция и др; познавательные: самостоятельное определение и формулирование познавательной цели, по-

иск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, анализ, синтез объектов, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование и др; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнёра, владение речью в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка и т.д. 

 

 

Сроки реализации, режим занятий, возраст детей: Реализация программы опирается на полученные знания по природоведению, биологии, географии, краеведению. Программа кружка рассчитана на учащихся 5-8 класса, на 1 год, 1 занятие в неделю.

Формы занятий: Программа предполагает организацию внеурочной деятельности в форме кружковых занятий познавательной направленности. В течение всего курса предусматривается несколько направлений, которые объединяют всю программу: изучение истории и природы родного края, фенологические наблюдения, прослеживание демографической обстановки. Занятия осуществляются как в форме беседы, лекции, практических занятий, игр, индивидуальных занятий, так и  в форме экскурсий, экологических исследований, природоохранных акций, на свежем воздухе для изучения объектов  природы, получения эстетического наслаждения, изучения антропогенного влияния человека на природу, развития физической активности школьников и их оздоровления.

 Одним из основных принципов организации деятельности кружка является принцип занимательности. В течение всего периода на занятиях используются игровые моменты, физкультминутки. Уменьшить негативную эмоциональную и психическую нагрузку позволяет использование театрализованных постановок, сказок, что также даёт возможность быть успешным в центре внимания. 

  Вся деятельность учащихся при выполнении индивидуальных или групповых заданий имеет общественно полезную направленность. К общественно - полезной работе относится изготовление оборудования  для проведения уроков экологии, выполнение исследовательских работ  по изучению природы родного края, проведение акций «Чистое село», «Дорогою добра», «Зеленый листок», «Помоги ближнему» и др. Всё это даёт огромный воспитательный  эффект, так как раскрывает практическое значение получаемых  на  занятиях кружка знаний, способствует их самостоятельному приобретению, вырабатывает умение на основе разрозненных внешних факторов выявлять закономерности. В ходе выполнения общественно полезных заданий у  учащихся воспитывается чувство ответственности, бережное отношение к материальным ценностям и уважение к труду.

Ожидаемый результат:

В ходе реализации программы учащиеся должны проявлять:

                  познавательный интерес к изучению природы и влияния на неё человека;

                  бережное отношение к природе;

                  творческую активность к познанию окружающего мира;

                  духовно-нравственные качества, воспринимать себя как человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества. знать:

                  что такое природа;

                  правила поведения в природе;

                  что такое охрана природы;

                  основные сведения об экологическом состоянии окружающей среды;

                  глобальные экологические проблемы;

                  экологическую ситуацию родного села, района и области;

                  разнообразие комнатных растений, способы их выращивания;

                  съедобные и ядовитые грибы, способы оказания первой помощи при отравлении грибами;

                  особенности растительного и животного мира Саратовской области, Пугачёвского района, редкие и охраняемые растения и животные родного края;

                  основы здорового образа жизни;

                  влияние вредных факторов на здоровье человека;

                  основы безопасности при возникновении опасных жизненных ситуаций; ● способы оказания первой помощи при травмах, ушибах, кровотечениях.  уметь:

                  оценивать экологическую ситуацию;

                  выполнять правила поведения в природе;

                  ухаживать за комнатными растениями;

                  наблюдать за погодой, явлениями природы;

                  составлять температурные графики;

                  составлять карту местности;

                  оказать первую помощь при ушибах, переломах, кровотечениях, отравлениях;

                  правильно вести  себя в ситуациях, опасных для жизни;

                  участвовать в природоохранных акциях;

                  изготовлять поделки из природных материалов;

                  работать с научной литературой;

                  самостоятельно ставить цели, находить пути решения и делать выводы. 

 

Формы подведения итогов реализации программы:

                  выставки поделок из природных материалов;

                  фотовыставки;

                  учебно-исследовательские конференции;

                  демонстрация презентаций, экологических представлений;

                  участие в школьных, муниципальных,  областных, всероссийских,  международных конкурсах, акциях.

 

Содержание курса 

Тема 1. Введение 

Что такое экология? Роль науки в рациональном использовании природных богатств.

Тема 2. Зеленый пояс Земли  

Растения – необходимое условие здоровья человека. Что такое лес? Панорама лесов. Типы лесов. Правовая охрана лесных ресурсов. Заочная экскурсия в лес. Лесные этажи – ярусы лиственного леса. Зеленая аптека - лекарственные растения. Растения под охраной. Практическая работа «Изучение правил сбора, использования и хранения дикорастущих растений»

Тема 3. Жизнь под землей  

Почва – среда жизни растений и организмов. Состав и структура почвы. Плодородие почвы. Деятельность червей, насекомых в процессе почвообразования. Практическая работа «Ознакомление с почвенным составом местности»

Тема 4. Разнообразие цветковых растений  

Группы растений по их хозяйственному значению: дикорастущие и плодовоягодные. Медоносные растения. Значение пчел для нормальной жизни растений. Сорняки и их значение. Роль цветковых растений в природе и жизни человека. «Красная книга Смоленской области». Нормы и правила поведения по отношению к дикорастущим растениям. Создание презентации, проекта «Зачем нужны цветковые растения?» Практическая работа «Определение травянистых, лекарственных, древесных, кустарниковых растений с помощью определителя»

Тема 5. Удивительный мир животных  

Муравьи – друзья леса, санитары леса. Охрана муравейников. Методика их расселения. Хищные насекомые, их роль в природе (жужелицы, божьи коровки, осы и др.) Насекомые – опылители. Пчела медоносная, бортовая, шмели. Действие антропогенного фактора на численность насекомых. Охрана насекомых. Видовой состав и разнообразие птиц района. Причины перелетов птиц. Действие природного и антропогенного факторов на гибель птиц при перелете. Охрана птиц. 1 апреля – Всемирный день птиц. Изучение видового состава зимующих птиц. Наблюдения о наиболее интересных явлениях из жизни птиц. Видовое многообразие млекопитающих района Особенности отношений «Хищник - жертва». Что значит «вредное» и «полезное» животное? Правовая охрана диких животных. Охраняемые виды млекопитающих нашей местности. Практическая работа «По следам животных и птиц». Подкормка животных и птиц, развешивание кормушек для птиц.

 

 

Учебно-тематический план

Раздел, тема

Количество часов

Всего 

Теоретич. занятия

Практич. занятия

1

Введение.

1

1

 

2

Зеленый пояс Земли.

7

5

2

3

Жизнь под землей.

4

2

2

4

Разнообразие цветковых растений

7

5

2

5

Удивительный мир животных.

14

9

5

 

Итоговое занятие 

1

1

 

 

ИТОГО

34

23

11

 

 

 

Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)