Пояснительная записка
Рабочая программа творческого объединения «Экология в формах и красках» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1.Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 27.12.2012 года №273-ФЗ
2.Федерального государственного стандарта основного общего образования
3.Положения о рабочей программе учителя
4.Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
5.Учебного плана МБОУ Семлевской СОШ №1 на 2016-2017 учебный год Направленность программы: эколого-биологическое.
Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. Привить бережное отношение к природе и научить школьников разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека – одна из задач данного кружка.
Педагогическая целесообразность: Настоящая программа предоставляет возможность педагогу планомерно достигать воспитательных результатов разного уровня в совместной с детьми внеурочной познавательной деятельности. Рассмотрение вопросов экологии родного края - это повод привлечь внимание школьников к гуманитарным проблемам общества. Организация обсуждения школьниками данных проблем дает возможность педагогу влиять на формирование их отношений к Природе и Человеку как к базовым ценностям современного общества, развивать в детях гуманистическое мировоззрение, воспитывать в них чувство уважения к жизни вообще. Это, в свою очередь, создает благоприятную почву для включения школьников в различные социально ориентированные, гуманитарные акции, позволяющие им приобретать важный для своего собственного развития опыт социальной деятельности.
Цели программы:
1. Обеспечение усвоения учащимися основных положений экологической науки на основе изучения явлений природы, растительного мира, животного мира, влияния человека на окружающую среду;
2. Формирование понятий научной картины мира, материальной сущности и диалектического характера биологических процессов и явлений, роли и места человека в биосфере, активной роли человека как социального существа;
3. Формирование ответственного отношения к природе и готовности к активным действиям по ее охране на основе знаний об организации и эволюции органического мира.
Задачи кружка: Обучающие:
1. дать ребёнку системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;
2. научить применять на практике полученные знания;
3. формировать представления о краеведческой работе, о воинском долге и верности отечеству. Развивающие:
1. развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;
2. формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;
3. повышать общий интеллектуальный уровень подростков;
4. развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге. Воспитательные:
1. осуществлять индивидуальный подход к учащимся, подобрать такие виды деятельности для каждого, в которых в которых будут созданы ситуации успешности для каждого.
2. прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;
3. воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;
4. воспитывать потребность в общении с природой;
5. способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности;
6. способствовать укреплению здоровья ребят посредством общения с природой и проведению
массовых мероприятий на свежем воздухе.
Место предмета в учебном плане Курс изучения программы рассчитан на 34 часа
«Природа – единственная книга,
каждая страница которой полна глубокого содержания».
И. В. Гете
Основная задача кружка - не просто дать знания, а скорее научить учиться и воспитать человека, любящего свою Родину, счастливого, умеющего делать счастливыми других.
На занятиях кружка учащиеся учатся ставить проблемные вопросы и их решать, проявляя при этом творческие способности, умение аналитически мыслить.
Отличительные особенности: Внеклассная работа всегда способствует формированию у учащихся нравственности и духовности, развивает любознательность, интерес к предметам естественно – научного цикла, самостоятельность.
● Учащиеся учатся приобретать новые знания, самостоятельно находя их в дополнительной литературе.
● В связи с тем, что многие учащиеся в сельской местности знакомятся с алкоголем и никотином довольно рано, то антиалкогольные и противоникотиновые мероприятия помогают пропаганде среди школьников правильного образа жизни.
● Во внеклассной работе учащиеся могут лучше проявить свои знания, а также общепринятые человеческие качества.
Межпредметные связи:
1. Данная работа связывает экологию со всеми предметами (литературой, изобразительным искусством, музыкой, русским языком …)
2. При защите исследовательской работы учащиеся учатся делать компьютерные презентации, тем самым знакомятся с современными ИКТ.
3. Внеклассная работа способствует выявлению одарённых детей, помогает им выбрать буду-
щую профессию, и не стеснена рамкам урока.
УУД: личностные: жизненное, личностное, профессиональное самоопределение, действия смыслообразования и нравственно-эстетического оценивания, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях и др; регулятивные: целеполагание, планирование, составление плана и последовательности дей-
ствий, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция и др; познавательные: самостоятельное определение и формулирование познавательной цели, по-
иск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, анализ, синтез объектов, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование и др; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнёра, владение речью в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка и т.д.
Сроки реализации, режим занятий, возраст детей: Реализация программы опирается на полученные знания по природоведению, биологии, географии, краеведению. Программа кружка рассчитана на учащихся 5-8 класса, на 1 год, 1 занятие в неделю.
Формы занятий: Программа предполагает организацию внеурочной деятельности в форме кружковых занятий познавательной направленности. В течение всего курса предусматривается несколько направлений, которые объединяют всю программу: изучение истории и природы родного края, фенологические наблюдения, прослеживание демографической обстановки. Занятия осуществляются как в форме беседы, лекции, практических занятий, игр, индивидуальных занятий, так и в форме экскурсий, экологических исследований, природоохранных акций, на свежем воздухе для изучения объектов природы, получения эстетического наслаждения, изучения антропогенного влияния человека на природу, развития физической активности школьников и их оздоровления.
Одним из основных принципов организации деятельности кружка является принцип занимательности. В течение всего периода на занятиях используются игровые моменты, физкультминутки. Уменьшить негативную эмоциональную и психическую нагрузку позволяет использование театрализованных постановок, сказок, что также даёт возможность быть успешным в центре внимания.
Вся деятельность учащихся при выполнении индивидуальных или групповых заданий имеет общественно полезную направленность. К общественно - полезной работе относится изготовление оборудования для проведения уроков экологии, выполнение исследовательских работ по изучению природы родного края, проведение акций «Чистое село», «Дорогою добра», «Зеленый листок», «Помоги ближнему» и др. Всё это даёт огромный воспитательный эффект, так как раскрывает практическое значение получаемых на занятиях кружка знаний, способствует их самостоятельному приобретению, вырабатывает умение на основе разрозненных внешних факторов выявлять закономерности. В ходе выполнения общественно полезных заданий у учащихся воспитывается чувство ответственности, бережное отношение к материальным ценностям и уважение к труду.
Ожидаемый результат:
В ходе реализации программы учащиеся должны проявлять:
● познавательный интерес к изучению природы и влияния на неё человека;
● бережное отношение к природе;
● творческую активность к познанию окружающего мира;
● духовно-нравственные качества, воспринимать себя как человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества. знать:
● что такое природа;
● правила поведения в природе;
● что такое охрана природы;
● основные сведения об экологическом состоянии окружающей среды;
● глобальные экологические проблемы;
● экологическую ситуацию родного села, района и области;
● разнообразие комнатных растений, способы их выращивания;
● съедобные и ядовитые грибы, способы оказания первой помощи при отравлении грибами;
● особенности растительного и животного мира Саратовской области, Пугачёвского района, редкие и охраняемые растения и животные родного края;
● основы здорового образа жизни;
● влияние вредных факторов на здоровье человека;
● основы безопасности при возникновении опасных жизненных ситуаций; ● способы оказания первой помощи при травмах, ушибах, кровотечениях. уметь:
● оценивать экологическую ситуацию;
● выполнять правила поведения в природе;
● ухаживать за комнатными растениями;
● наблюдать за погодой, явлениями природы;
● составлять температурные графики;
● составлять карту местности;
● оказать первую помощь при ушибах, переломах, кровотечениях, отравлениях;
● правильно вести себя в ситуациях, опасных для жизни;
● участвовать в природоохранных акциях;
● изготовлять поделки из природных материалов;
● работать с научной литературой;
● самостоятельно ставить цели, находить пути решения и делать выводы.
Формы подведения итогов реализации программы:
● выставки поделок из природных материалов;
● фотовыставки;
● учебно-исследовательские конференции;
● демонстрация презентаций, экологических представлений;
● участие в школьных, муниципальных, областных, всероссийских, международных конкурсах, акциях.
Тема 1. Введение
Что такое экология? Роль науки в рациональном использовании природных богатств.
Растения – необходимое условие здоровья человека. Что такое лес? Панорама лесов. Типы лесов. Правовая охрана лесных ресурсов. Заочная экскурсия в лес. Лесные этажи – ярусы лиственного леса. Зеленая аптека - лекарственные растения. Растения под охраной. Практическая работа «Изучение правил сбора, использования и хранения дикорастущих растений»
Почва – среда жизни растений и организмов. Состав и структура почвы. Плодородие почвы. Деятельность червей, насекомых в процессе почвообразования. Практическая работа «Ознакомление с почвенным составом местности»
Группы растений по их хозяйственному значению: дикорастущие и плодовоягодные. Медоносные растения. Значение пчел для нормальной жизни растений. Сорняки и их значение. Роль цветковых растений в природе и жизни человека. «Красная книга Смоленской области». Нормы и правила поведения по отношению к дикорастущим растениям. Создание презентации, проекта «Зачем нужны цветковые растения?» Практическая работа «Определение травянистых, лекарственных, древесных, кустарниковых растений с помощью определителя»
Муравьи – друзья леса, санитары леса. Охрана муравейников. Методика их расселения. Хищные насекомые, их роль в природе (жужелицы, божьи коровки, осы и др.) Насекомые – опылители. Пчела медоносная, бортовая, шмели. Действие антропогенного фактора на численность насекомых. Охрана насекомых. Видовой состав и разнообразие птиц района. Причины перелетов птиц. Действие природного и антропогенного факторов на гибель птиц при перелете. Охрана птиц. 1 апреля – Всемирный день птиц. Изучение видового состава зимующих птиц. Наблюдения о наиболее интересных явлениях из жизни птиц. Видовое многообразие млекопитающих района Особенности отношений «Хищник - жертва». Что значит «вредное» и «полезное» животное? Правовая охрана диких животных. Охраняемые виды млекопитающих нашей местности. Практическая работа «По следам животных и птиц». Подкормка животных и птиц, развешивание кормушек для птиц.
№ |
Раздел, тема |
Количество часов |
||
Всего |
Теоретич. занятия |
Практич. занятия |
||
1 |
Введение. |
1 |
1 |
|
2 |
Зеленый пояс Земли. |
7 |
5 |
2 |
3 |
Жизнь под землей. |
4 |
2 |
2 |
4 |
Разнообразие цветковых растений |
7 |
5 |
2 |
5 |
Удивительный мир животных. |
14 |
9 |
5 |
|
Итоговое занятие |
1 |
1 |
|
|
ИТОГО |
34 |
23 |
11 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.