Программа тьюторского сопровождения
Оценка 4.6

Программа тьюторского сопровождения

Оценка 4.6
docx
29.10.2020
Программа тьюторского сопровождения
программа тьюторского сопровождения.docx

           

 

         Программа

     тьюторского        

   сопровождения

 

 

 

 

                                                                                                                           Магарамова Т.Э.


  1. Пояснительная записка

 

Разработка и принятие программы обусловлено рядом нормативных документов развития образования: «Концепция модернизации российского образования», «Федеральный государственный образовательный стандарт » и «Федеральная программа «Развитие образования» до 2030 года».

В школе необходимо создать условия для индивидуальной образовательной активности каждого учащегося в процессе становления его способностей к самоопределению, самоорганизации, осмыслению своих образовательных перспектив. Это возможно сделать, если в образовательном пространстве школы будет обеспечено тьюторское сопровождение учащихся. Сопровождение позволит выстроить связь индивидуальной образовательной потребности учащегося и поля возможностей ее достижения.

В целях объединения усилий школы в данном направлении, а также в выработке единых подходов в организации тьюторского сопровождения учащихся разработана данная программа.

1.       Концептуальные положения программы

Данная программа создает такие условия взаимодействия педагогов и учащегося, в ходе которых решается широкий круг задач, связанных с самоопределением учащегося в  окружающем образовательном пространстве, обеспечением понимания учащимися возможностей использования собственных ресурсов, ресурсов школы и других образовательных учреждения для достижения образовательных целей, выстраиванием вместе с ним его индивидуальной образовательной траектории. Тьютор выступает в роли сопровождающего и наставника, который может помочь поставить цель, организовать внутренние и внешние ресурсы для ее достижения, при условии, что весь процесс сопровождения будет основан на активности самого учащегося, совершающего реальные действия, регулируемые им самим.

Сопровождение необходимо рассматривать как особую сферу деятельности тьютора, ориентированную на взаимодействие с учениками по поддержке его в становлении личностного роста, социальной адаптации, принятии решения об избираемой профессиональной деятельности.

Главное условие реализации программы – обеспечение самостоятельного выбора учащимися внеурочной деятельности, выбора дополнительных образовательных услуг, самостоятельного определения тем и направлений творческой, исследовательской и проектной деятельности и оформление этого в виде индивидуального учебного плана.

Главное средство, положенное в основу реализации программы – тьюторское сопровождение учащихся, обеспечивающее связь индивидуальной образовательной потребности учащегося и поля возможностей ее достижения.

Основные технологии, применяемые при тьюторском сопровождении учащихся: технологии консультирования, тренинговые технологии, технологии профильных и профессиональных проб, активизирующие методики, технологии работы с портфолио, проектные технологии, информационные технологии.

Успешность реализации будет достигнута при соблюдении следующих принципов:

·                     признание   объективности    существования   индивидуальных   целей                   учащихся     в воспитательном процессе;

·                     индивидуализации воспитательного процесса;

·                     максимального разнообразия представленных возможностей для развития личности;

·                       «не навреди», психологический контакт с подопечным и атмосфера доверия;

·                     взаимодополняемости (психологической, педагогической, информационной и др. тьюторской составляющих);

·                     свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Цель  программы: создать  условия  для   формирования  индивидуальной                                                                                                                                   воспитательной траектории учащихся, удовлетворения их личного образовательного интереса.

 Задачи:

·                     Разработать       нормативно-правовую     базу     необходимую     для                   осуществления тьюторского сопровождения;


·                     Разработать механизм индивидуального сопровождения учащихся с целью формирования индивидуальной образовательной траектории;

·                     Осуществить мероприятия по сбору данных о планах, намерениях учащихся, их интересах, склонностях, мотивах, готовности к социально - профессиональному самоопределению.

Реализация программы предусматривает несколько этапов:

1.  Диагностико-мотивационный этап.

На этом этапе происходит первая встреча тьютора со своим подопечным.

Тьюторант фактически представляет тьютору свой познавательный интерес, рассказывая о себе, об истории возникновения своего интереса. Тьютор фиксирует первичный образовательный запрос учащегося, его интересы, склонности, показывает значимость данного интереса и перспективы совместной работы в этом направлении. Выясняет планы учащегося и образ желаемого будущего (естественно, в зависимости от той возрастной ступени, на которой разворачивается тьюторское сопровождение).

На данной начальной ступени тьюторского сопровождения особенно значимо создание ситуации «позитивной атмосферы», психологического комфорта, который способствует вхождению учащегося в тьюторское взаимодействие, готовности продолжать сотрудничество. В целом же работа на данном этапе направлена, прежде всего, на развитие и стимулирование у тьюторанта мотивации к дальнейшей образовательной деятельности.

2.  Проектировочный этап.

Следующий этап – проектирование предстоящей работы. Основным содержанием этого этапа является организация сбора информации относительно зафиксированного познавательного интереса.

Тьюторант собирает тематический портфолио, посвященный данной теме; по содержанию он представляет собой, прежде всего информационный портфолио. Там собираются материалы, предназначенные для дальнейшего совместного анализа тьютором и школьником.

На этом этапе тьютор, прежде всего, помогает школьнику составить так называемую

«карту» познавательного интереса, проводит консультации, оказывает необходимую помощь в формулировании вопросов, касающихся сужения или расширения темы предстоящего проекта или исследования. Основными задачами тьютора здесь является поддержка самостоятельности и активности, стремления тьюторантов отыскать собственный оригинальный способ заполнения карты познавательных интересов.

3.  Реализационный этап.

На этом этапе тьюторант осуществляет реальный поиск (проект, исследование) и затем представляет полученные им результаты этого поиска (проекта, исследования).

Оформляется новый тип портфолио – презентационный. Он создается на основе тематического, но служит для размещения отобранной тьюторантом специально для представления наиболее значимой информации, наглядно свидельствующей о полученных им результатах в процессе поиска (проекта, исследования).

Эти материалы могут быть, затем продемонстрированы во время самой презентации или защиты работы.

4.  Аналитический этап.

На этом этапе организуется тьюторская консультация по итогам презентации, на которой были представлены результаты работы тьюторанта.

Анализируются трудности, возникшие во время доклада, проводится групповая рефлексия с целью получения каждым выступающим обратной связи от аудиторий. По возможности устраивается индивидуальное, а при желании учащегося и групповое, обсуждение видеозаписи самого выступления (предварительно тьютор совместно со школьником разрабатывают критерии удачного выступления).

Завершается аналитический этап планированием будущей работы, фиксацией пожеланий в выборе темы, характера материала, групповой или индивидуальной работы и своей роли в ней.


3. Содержание и организационные условия реализации программы

 

Программа тьюторского сопровождения имеет статус услуги, которая  оказывается учащимся ежедневно в течение всего учебного года. График оказания услуги педагога- тьютора предполагает время после уроков.

Часовая нагрузка по видам тьюторской деятельности может варьироваться в связи с календарно-тематическим планированием.

Личностно-ориентированное (тьюторское) сопровождение складывается в четырех основных группах:

1.Группа слабоуспевающих учащихся. Тьютор создает условия для реализации индивидуальных особенностей и возможностей личности; помогает выстроить ребенку индивидуальный путь развития.

2 . Группа одаренных учащихся. Создание благоприятных условий для развития одаренных детей в интересах личности, общества и государства. Удовлетворение потребности в новой информации. Помощь одаренным учащимся в самораскрытии.

3.   Группа детей с ограниченными возможностями. Тьютор совместно с учителем осуществляет работу по адаптации воспитательной программы для ребенка и помогает выявлять возникающие проблемы школьной жизни.

4.   Предпрофильная группа. Изучение социальных запросов.

4.       Механизм реализации программы

Программа разрабатывается тьютором и согласуется с годовым планом работы школы, который утверждается директором.

Она предусматривает развитие творческих способностей, самоопределение учащихся и овладение самостоятельной образовательной деятельностью.

Осуществляется тьютором в рамках своих должностных обязанностей.

Технологии сопровождения и организационные формы определяются на каждой ступени образования.

 

Технология

сопровождения

Организационные

формы

Ступени

образования

Функции

сопровождения

Технология индивидуальных и групповых консультаций

Групповые и индивидуальные

занятия. Ролевые игры

Начальная школа (4-е классы)

Диагностическая, консультационная Определение уровня интеллектуального развития при переходе в среднее звено

 

Диагностические и коррекционное – развивающие занятия

Основная школа (5- 7 классы)

Диагностическая, коррекционная.

Как протекает

адаптационный период Создание условий для рефлексии успеха.

 

Групповые и индивидуальные

занятия. Тестирование, Карта интересов.

Основная школа (8- 9 классы)

Аналитическая.

Определение готовности школьников к принятию решения о выборе профессии.


Информационные технологии

Групповые занятия

Начальная школа (4-е классы)

Консультационная, проектировочная

Работа с программами

 

Групповые занятия

Основная школа (5- 7 классы)

Аналитическая. Освоение

программ по внеурочной деятельности.

 

Групповые занятия

(8- 9 классы)

Аналитическая, проектировочная Углубленное изучение

программ по внеурочной деятельности

Информационные технологии

Родительские собрания

Начальная школа

Консультационная, диагностическая Определение уровня

адаптации

 

Родительские собрания

Основная школа (5- 7 классы)

Консультационная, диагностическая.

 

Родительские собрания

(8-9 классы)

Аналитическая, диагностическая

Материалы по состоянию личностного профессионального плана старшеклассников

Тренинговые технологии

Ролевые игры

Начальная школа (4-е классы)

Проектировочная. Измерение индивидуальных

психологических свойств личности

 

Коррекционно- развивающие занятия

Основная школа (5- 7 классы)

Коррекционная, аналитическая. Составление на основе наблюдений и

исследований прогноза ситуации развития личности. Снятие эмоционально- психологической напряженности


 

Мини - тренинги

(8- 9 классы)

Аналитическая, диагностическая. Реализационная.

Выявление запросов, потребностей и разработка рекомендаций в выборе образовательной траектории

Проектная технология

Мини - проекты

Начальная школа (4-е классы)

Диагностическая, аналитическая.

Формирование и развитие

интеллектуальных умений творческого мышления

 

Конкурсы, олимпиады

Основная школа (5- 7 классы)

Диагностическая, аналитическая.

Определение индивидуальных образовательных целей и построение индивидуального пути

 

Клуб деловых игр

(8- 9 классы)

Проектировочная Расширение горизонтов профессионального, социального

самоопределения школьника.

5.       Ожидаемые результаты:

1.       Решение индивидуальных задач (осознанное формирование (или коррекция) индивидуального стиля мышления, познавательной и творческой деятельности);

2.       Повышение эмоциональной устойчивости, развитие настойчивости и терпимости как черт характера; появление новых творческих инициатив; коррекция коммуникативной сферы;

3.       социализация, успешность (в публичных выступлениях, конкурсах, олимпиадах и т.п.)

4.       Развитие у учащихся навыков самостоятельной образовательной деятельности;

5.       Создание условий для презентации, анализа достижений учащихся;

6.       Осуществление социально-профессионального самоопределения старшеклассников.

5. Календарный план работы

 

Сроки

Вид деятельности

Сентябрь

-Встреча с учащимися и их родителями;

-Составление банка данных учащихся, охваченных тьюторским сопровождением;

-Проведение диагностик, наблюдение;

-Посещение занятий внеурочной деятельности;

-Индивидуальные консультации;

-Консультации с руководителями кружковой работы;

-Консультации с родителями

Октябрь

-Проведение диагностик, наблюдение;

-Составление индивидуальных карт на учащихся, охваченных тьюторским сопровождением;


 

-Составление маршрутных листов на учащихся, охваченных тьюторским сопровождением;

-Посещение занятий кружков и спортивных секций;

-Проверка посещаемости учащихся, охваченных тьюторским сопровождением;

-Индивидуальные консультации;

-Консультации с руководителями кружковой работы;

Ноябрь

- Наблюдение;

-Индивидуальное сопровождение учащихся;

-Групповые занятия;

-Заполнение маршрутных листов на учащихся, охваченных тьюторским сопровождением;

-Составление портфолио на учащихся, охваченных тьюторским сопровождением;

-Проведение тьюторских часов;

-Участие в конкурсах;

-Проверка посещаемости учащихся, кружков и секций охваченных тьюторским сопровождением;

-Консультации с руководителями кружковой работы;

-Консультации с родителями;

-Организация встреч с психологом

Декабрь

- Наблюдение;

-Индивидуальное сопровождение учащихся;

-Проведение тьюторских часов;

-Пополнение портфолио на учащихся, охваченных тьюторским сопровождением;

-Участие в конкурсах;

-Проверка посещаемости учащихся, охваченных тьюторским сопровождением;

-Консультации с руководителями кружковой работы;

-Консультации с родителями

-Организация встреч с психологом

-Организация родительского собрания

Январь

- Наблюдение;

-Индивидуальное сопровождение учащихся;

-Групповые занятия;

-Заполнение маршрутных листов на учащихся, охваченных тьюторским сопровождением;

-Пополнение портфолио на учащихся, охваченных тьюторским сопровождением;

-Проведение тьюторских часов;

-Участие в конкурсах;

-Проверка посещаемости учащихся, охваченных тьюторским сопровождением;

-Консультации с руководителями кружковой работы;

Февраль

- Наблюдение;

-Индивидуальное сопровождение учащихся;

-Пополнение портфолио на учащихся, охваченных тьюторским сопровождением;

-Проведение тьюторских часов;

-Участие в конкурсах;

-Проверка посещаемости учащихся кружков и спортивных


 

секций, охваченных тьюторским сопровождением;

-Консультации с руководителями кружковой работы;

-Организация экскурсий

Март

- Наблюдение;

-Индивидуальное сопровождение учащихся;

-Пополнение портфолио на учащихся, охваченных тьюторским сопровождением;

-Участие в конкурсах;

-Проведение тьюторских часов;

-Проверка посещаемости учащихся кружков и спортивных секций, охваченных тьюторским сопровождением;

-Консультации с руководителями кружковой работы;

- Организация экскурсий

Апрель

Наблюдение;

-Индивидуальное сопровождение учащихся;

-Пополнение портфолио на учащихся, охваченных тьюторским сопровождением;

-Проведение тьюторских часов;

-Участие в конкурсах;

-Проверка посещаемости учащихся кружков и спортивных секций, охваченных тьюторским сопровождением;

-Консультации с учителями;

-Организация экскурсий

Май

Наблюдение;

-Индивидуальное сопровождение учащихся;

-Заполнение маршрутных листов на учащихся, охваченных тьюторским сопровождением;

-Проверка посещаемости учащихся, охваченных тьюторским сопровождением;

-Родительское собрание

-Организация встреч с преподавателями высших учебных заведений

-Организация экскурсий

-Анализ работы;

-Оформление и представление результатов работы


Индивидуальный образовательный маршрут учащегося Индивидуальные  образовательные  маршруты  –   это технология будущего, которая   способствует   самореализации   обучающихся   и    направлена   на формирование  и  развитие   в учреждении широко образованной, социально адаптивной, творческой личности.

Индивидуальные образовательные маршруты незаменимы в организации проектной, исследовательской и творческой деятельности, когда следует предоставлять детям возможность выбора. Проектирование ИОМ в системе образования – это жизненная необходимость, позволяющая детям в полной мере реализовать свои потребности, удовлетворить интересы.

В документах, посвященных модернизации российского образования, ясно выражена мысль о необходимости смены ориентиров образования с получения знаний и реализации абстрактных воспитательных задач - к формированию универсальных способностей личности, основанных на новых социальных потребностях и ценностях.

Достижение этой цели прямо связано с индивидуализацией образовательного процесса, что вполне осуществимо при обучении и воспитании школьников по индивидуальным образовательным маршрутам.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется учеными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации (С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская, А.П. Тряпицына, Ю.Ф. Тимофеева и др.))[1]

ИОМ – специфический метод индивидуального обучения, помогающий ликвидировать пробелы в знаниях, умениях, навыках учащихся, овладеть ключевыми образовательными технологиями, осуществить психолого- педагогическую поддержку ребѐнка, а значит повысить уровень учебной мотивации.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.

Обеспечение в школе реализации индивидуально-образовательных маршрутов учащихся – это попытка решения проблемы развития личности, еѐ готовности к выбору, определению цели и смысла жизни через содержание образования.

 

Модель индивидуального маршрута учащегося, представляет собой открытую систему, включающую следующие системные компоненты:

·         Концептуальный, который рассматривается в качестве системообразующего и представляет собой совокупность целей, ценностей и принципов на которые опирается деятельность, осуществляемая в рамках индивидуального маршрута.

·         Содержательный, который включает в себя содержание образования, которое осваивается в процессе реализации маршрута.


·         Процессуально-технологический, представляющий собой совокупность методических и технологических приемов, способов организации воспитательной и учебной деятельности, которые используются в процессе освоения содержания образования.

Тьюторское осмысление понятия индивидуальный маршрут учащегося позволяет определить его, как персональную траекторию освоения содержания образования на избранном уровне, через осуществление различных видов деятельности, выбор которых обусловлен индивидуальными особенностями учащегося.

Тьюторский алгоритм реализации индивидуального маршрута учащегося представляет собой последовательность учебных и воспитательных действий участников образовательного процесса и обеспечивает достижение каждым учащимся поставленных учебных целей через использование форм и способов организации работы в наибольшей степени соответствующих индивидуальному стилю учебной и воспитательной деятельности, возможностям и потребностям каждого учащегося.

Необходимыми тьюторскими условиями эффективной реализации индивидуальных маршрутов учащихся, являются:

·         сопровождение учащихся в процессе реализации индивидуального маршрута на основе непрерывного мониторинга учебных и личностных достижений.

·         методическое сопровождение тьютора, в процессе решения конкретных учебных и профессиональных затруднений участников образовательного процесса, через систему индивидуального консультирования.

Процесс движения учащихся по индивидуальному маршруту обеспечивает становление и развитие образовательных компетенций на уровне каждого учащегося при условии использования в процессе реализации маршрута:

·         возможностей   для   выбора   учащимися   уровня   освоения учебного содержания в соответствии с особенностями и потребностями учащихся;

·         образовательных   технологий,   обеспечивающих   активную позицию ученика при взаимодействии с информацией и окружающим миром;

·         аутентичной системы оценивания результатов обучения.

При  выстраивании   ИОМ для каждого ребенка с проблемами в развитии необходимо учитывать следующие принципы:

1)  систематическая диагностика;

2)  индивидуальный подбор педагогических технологий;

3)  контроль и корректировка;

4)  систематические наблюдения;

5)  пошаговая фиксация.

Развитие школьника может осуществляться по нескольким образовательным маршрутам, которые реализуются одновременно или последовательно. Отсюда вытекает основная задача тьютора - предложить учащемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор.


 

Скачано с www.znanio.ru

Программа тьюторского сопровождения

Программа тьюторского сопровождения

Пояснительная записка Разработка и принятие программы обусловлено рядом нормативных документов развития образования: «Концепция модернизации российского образования», «Федеральный государственный образовательный стандарт » и «Федеральная программа «Развитие…

Пояснительная записка Разработка и принятие программы обусловлено рядом нормативных документов развития образования: «Концепция модернизации российского образования», «Федеральный государственный образовательный стандарт » и «Федеральная программа «Развитие…

Разработать механизм индивидуального сопровождения учащихся с целью формирования индивидуальной образовательной траектории; ·

Разработать механизм индивидуального сопровождения учащихся с целью формирования индивидуальной образовательной траектории; ·

Содержание и организационные условия реализации программы

Содержание и организационные условия реализации программы

Информационные технологии

Информационные технологии

Мини - тренинги (8- 9 классы)

Мини - тренинги (8- 9 классы)

Составление маршрутных листов на учащихся, охваченных тьюторским сопровождением; -Посещение занятий кружков и спортивных секций; -Проверка посещаемости учащихся, охваченных тьюторским сопровождением; -Индивидуальные консультации; -Консультации с руководителями…

Составление маршрутных листов на учащихся, охваченных тьюторским сопровождением; -Посещение занятий кружков и спортивных секций; -Проверка посещаемости учащихся, охваченных тьюторским сопровождением; -Индивидуальные консультации; -Консультации с руководителями…

Консультации с руководителями кружковой работы; -Организация экскурсий

Консультации с руководителями кружковой работы; -Организация экскурсий

Индивидуальный образовательный маршрут учащегося

Индивидуальный образовательный маршрут учащегося

Процессуально-технологический, представляющий собой совокупность методических и технологических приемов, способов организации воспитательной и учебной деятельности, которые используются в процессе освоения содержания образования

Процессуально-технологический, представляющий собой совокупность методических и технологических приемов, способов организации воспитательной и учебной деятельности, которые используются в процессе освоения содержания образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.10.2020