Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств №57» г. Осинники
ФОРТЕПИАНО
Программа учебного предмета
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы
«Народные инструменты»
Срок реализации – (4) 5 лет
Осинники
2020
«Рассмотрено» Педагогическим советом МБОУДОД «ДШИ №57» «___»___________202 г.
|
Утверждаю: Директор МБОУДОД «ДШИ №57» ________________ В.В. Кузнецова «___»____________202 г. |
Разработчики:
Костюничева Ольга Владимировна, преподаватель
МБОУДОД «Детская школа искусств №57» г. Осинники
Рецензенты:
1. Чалей Елена Константивна, заведующая фортепианным отделением МБОУДОД «Детская школа искусств №57» г. Осинники.
2. Петрова Наталия Николаевна, преподаватель высшей квалификационной категории ОГОАУ СПО «Томский музыкальный колледж имени Е.В. Денисова».
Содержание.
Пояснительная записка …………………………………………………………………..4
Содержание учебного предмета………………………………………….………………6
Первый год обучения……………………………………………………………………….6
Второй год обучения………………………………………………………………………..8
Третий год обучения………………………………………………………………………..10
Четвертый год обучения……………………………………………………………………12
Пятый год обучения……………………………………………………………………...…14
Требования к уровню подготовки обучающихся……………………………...………16
Формы и методы контроля, критерии оценок……………………………………...….17
Методические рекомендации по организации учебного процесса………………..…19
Список музыкальной литературы……………………………………………………….21
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного предмета «Фортепиано» создана в соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты» и «Положения о порядке и формах проведения итоговой аттестации обучающихся по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области искусств (утверждено Министерством культуры Российской Федерации от 09.02.2012 №86).
Программа является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты». Учебный предмет «Фортепиано» относится к обязательной части учебного плана образовательной программы и вводится с четвертого класса.
Срок реализации программы – 4-5 лет.
Программа составлена с учетом возрастных особенностей обучающихся и направлена на:
- знание инструментальных и художественных особенностей и возможностей фортепиано;
-приобретение детьми начальных знаний, умений и навыков игры на фортепиано, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;
- владение основными видами фортепианной техники, использование технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу;
- воспитание у детей культуры сольного и ансамблевого музицирования;
- приобретение навыков творческой деятельности.
Цель программы – развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им базовых знаний, умений и навыков в области фортепианного исполнительства.
Задачи программы:
- развитие общей музыкальной грамотности ученика и расширение его музыкального кругозора, а также воспитание в нем любви к классической музыке и музыкальному творчеству;
- формирование у обучающегося интереса к самостоятельному музицированию на фортепиано;
- формирование у учащихся начальных базовых знаний, умений и навыков игры на фортепиано, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;
- формирование умений исполнения музыкальных произведений сольно и в ансамбле;
- воспитание навыков слухового контроля;
- формирование навыков публичных выступлений.
Программа предполагает индивидуальный подход к обучающимся.
Форма проведения аудиторного учебного занятия – индивидуальный урок. Занятия проводятся в соответствии с учебным планом. Продолжительность занятия – 40 минут.
Объем учебного времени, предусмотренный на реализацию учебного предмета
Индекс, наименование учебного предмета |
Трудоемкость в часах |
Распределение по годам обучения |
||||||||||
4-й класс |
5-й класс |
6-й класс |
7-й класс |
8-й класс |
||||||||
количество недель аудиторных занятий |
||||||||||||
33 |
33 |
33 |
33 |
33 |
||||||||
недельная нагрузка в часах |
||||||||||||
ПО. 01.УП. 02 Общий инструмент фортепиано |
Аудиторные занятия (в часах) |
99 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
1 |
|||||
Самостоятельная работа (в часах) |
330 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
||||||
Максимальная учебная нагрузка по предмету (без учета консультаций) |
429 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
3 |
||||||
Консультации (часов в год) |
10 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
||||||
На освоение предмета «Фортепиано» по учебному плану предлагается 0,5 часа в неделю, в выпускном классе – 1 час в неделю.
|
Народные инструменты (8 лет) |
Народные инструменты (5 лет) |
Срок обучения |
5 лет |
4 года |
Максимальная учебная нагрузка (в часах) |
429 |
346,5 |
Количество часов на аудиторные занятия |
99 |
82,5 |
Количество часов внеаудиторную (самостоятельную) работу |
330 |
264 |
Самостоятельная работа обучающегося включает в себя следующие виды внеаудиторной деятельности: выполнение домашнего задания, посещение концертов, участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительский деятельности школы.
Домашняя работа обучающегося состоит из: самостоятельного разбора музыкальных произведений, выучивания репертуара наизусть, чтения нот с листа и других творческих видов работ. Увеличение количества часов в восьмом классе связано с усложнением репертуара, необходимостью более тщательной работы над техническими приемами.
Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным прослушиваниям (техническим зачетам, контрольным урокам, зачетам, академическим концертам, экзаменам и другим мероприятиям). Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени. Если консультации проводятся рассредоточено, то резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающегося.
Необходимое техническое оснащение занятий
- учебная аудитория для индивидуальных занятий;
- два инструмента (рояли пианино);
- два стула (для преподавателя и ученика);
- подставки на стул;
- нотная литература.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа учебного предмета «Фортепиано» обеспечивает целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения образовательной программы начальных музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков в области исполнительства на фортепиано:
- знания художественно-эстетических, технических особенностей, характерных для сольного исполнительства;
- умения грамотно исполнять музыкальные произведения соло и в ансамбле;
- умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения;
- умения создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения на фортепиано;
- навыков публичных выступлений.
Первый год обучения
Ознакомление с инструментом «фортепиано», основными приемами игры, знакомство со штрихами non legato, legato, staccato. Знакомство с нотной грамотой (скрипичный, басовый ключ), музыкальными терминами. Упражнения на постановку рук, развитие пальцевой техники, приемов звукоизвлечения, владения основными видами штрихов.
В течении года ученик должен освоить:
· 8-12 музыкальных произведений: этюды, разнохарактерные пьесы, ансамбли.
· Гаммы: 2-3 мажорные гаммы в одну-две октавы каждой рукой отдельно, в противоположном движении – двумя руками от одного звука при симметричной аппликатуре. Хроматическая гамма каждой рукой отдельно в одну-две октавы, аккорды и короткие арпеджио по 3 звука отдельно каждой рукой на одну-две октавы.
Примерный репертуарный список
Этюды
· Бабаев И. Этюд e-moll
· Барахтина Ю.В. Этюды № 1-16
· Беркович И. Этюд C-dur
· Гумберт А. Этюд C-dur
· Любарский Н. Этюд
· Николаев А. Этюд a-moll
· Николаев Этюд d-moll
· Шитте Л. Этюд соч.160
Пьесы
Ансамбль
Примерная программа контрольного урока
1 вариант:
Украинская народная песня Курочка
2 вариант:
Савельева Б. Неприятность эту мы переживем (анс.)
3 вариант:
Шаинский В. Веселая карусель (анс.)
Второй год обучения
Работа над: совершенствованием технических приемов игры на фортепиано, звукоизвлечением (музыкальными штрихами, динамическими оттенками); упражнениями, формирующими правильные игровые навыки. Знакомство с: элементами полифонии (подголосочной, имитационной); педализацией.
В течении года ученик должен освоить:
· 7-10 музыкальных произведений: 1-2 произведения с элементами полифонии, 2-3 разнохарактерные пьесы, 2-3 этюда, 2 ансамбля.
· Гаммы: диезные мажорные гаммы до трех знаков двумя руками на две октавы в прямом и противоположном движении; минорные: a-moll, e-moll на две октавы отдельно каждой рукой. Аккорды и арпеджио по три звука на две октавы отдельно каждой рукой. Хроматическая гамма двумя руками.
Примерный репертуарный список
Этюды
· Беркович И. Этюд F-dur
· Беркович И. Этюд C-dur
· Гумберт А. Этюд C-dur
· Гедике А. Этюд C-dur
· А. Жилинский Этюд C-dur
· Николаев А. Этюд
· Черни К. Этюд F-dur
· Черни К. Этюд C-dur
· Шитте Л. Этюд C-dur
Пьесы
· Александров Ан. Новогодняя полька
· Австрийская народная песня Насмешливая кукушка
· Бачинская Н. Украинская народная песня
· Беркович И. Ой, лопнув обруч
· Берлин П. Маршируюшие поросята
· Галынин Г. Медведь
· Книппер Л. Степная кавалерийская
· Кореневская И. Дождик
· Куртиди В. Сулико
· Лонгшамп-Друшкевичова К. Народная песенка
· Лукомский Л. Полька
· Назарова Т. Марш
· Рюигрок А. Горе куклы
· Сараджли Г. Грустная песенка
· Слонов Ю. Полька
· Украинская народная песня
· Штейбельт Д. Адажио
Полифония
· Кепитис Я. Песенка
· Корнеа-Ионеску А. Венгерская народная песня
· Кригер И. Менуэт
· Леденев Р. Маленький канон
· Любррский Н. По дороге жук, жук
· Моцарт Л. Менуэт
· Салютринская Т. Русская песня
Ансамбли
· Бетховен Л. Сурок
· Кабалевский Н. Наш край
· Калинников В. Киска
· Кикта В. Солдатик оловянный
· Красева М. Елочка
· Кочурбина М. (обработка И. Кочуговой) Мишка с куклой
· Островский А. Тик-так
· Русская народная песня Здравствуй, гостья-зима
· Туманян Е. Все спортом занимаются
· Украинская народная песня Птичка
· Французская народная песня-игра Большой олень
· Шаинский В. Песенка крокодила Гены
Примерная программа контрольного урока
1 вариант:
Слонов Ю. Полька
2 вариант:
Берлин П. Марширующие поросята
3 вариант:
Кабалевский Н. Наш край (анс.)
Третий год обучения
Работа над формированием навыков: самостоятельного разбора нотного текста, самостоятельного прочтения основных средств музыкальной выразительности, владения педализацией. Знакомство с произведениями крупной формы.
В течении года ученик должен освоить:
· 7-9 музыкальных произведений: 1 полифоническое произведение, 1 произведение крупной формы, 2-3 разнохарактерные пьесы, 1-2 этюда, 2 ансамбля.
· Гаммы: все диезные гаммы от белых клавиш (прямое и противоположное движения) двумя руками на две октавы. Аккорды по три звука и арпеджио по четыре звука отдельно каждой рукой на две октавы. Хроматическая гамма на две октавы двумя руками.
Примерный репертуарный список
Этюды
· Бейер Этюд C-dur
· Беркович И. Тема паганини
· Гедике А. Этюд C-dur
· Гедике А. Этюд
· Жилинский А. Этюд С-dur
· Жилинский А. Этюд G-dur
· Зелини И. Этюд
· Кехлер Л. Этюд C-dur
· Кехлер Л. Этюд G-dur
· Сорокин К. Этюд
· Черни К. Этюд
Пьесы
· Бетховен Л. К Элизе (фрагмент)
· Вольфарт Г. Moderato
· Вольфарт Г. Шалунья
· Гедике А. Танец
· Дамм Г. Песня
· Кехлер Л. В саду
· Кехлер Л. Веселый танец
· Майкапар С. Мотылек
· Роули А. В стране гномов
· Рыбицкий Ф. Кот и мышь
· Шаинский В. Песенка Чебурашки
· Шаинский В. Антошка
· Шаинский В. Веселая карусель
· Шостакович Д. Марш
· Штейбельт Д. Адажио
Полифония
· Беркович И. Ах ты, зимушка-зима
· Глинка М. Полифоническая пьеса
· Кригер И. Менуэт
· Лиците П. Латышская народная песня
· Моцарт Л. Менуэт
· Руднев Н. Щебетала пташечка
· Хаслер И.В. Менуэт
Крупная форма
· Барахтина Ю.В. Вариации на тему русской народной песни «Ах вы, сени»
· Барахтина Ю.В. Вариации на тему русской народной песни «Как у наших у ворот»
· Барахтина Ю.В. Вариации на тему песни В. Калинникова «Тень-тень»
· Беркович И. Вариации
· Красева М. Вариации «Елочка»
· Литкова И. Вариации «Савка и Гришка»
Ансамбли
· Бетховен Л. Отрывок из симфонии №5
· Глинка М. Хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин»
· Гладков Г. Песенка друзей
· Дога Е. Вальс
· Крылатов Е. Песенка о лете
· Кехлер Л. Детские игры
· Кехлер Л. Детские забавы
· Островский А. Спят усталые игрушки
· Островский А. Тик-так
· Савельев Б. Песенка кота Леопольда
· Хиллс М.и П. С днем рождения
· Шаинский В. Песенка крокодила Гены
· Юманс Ю. Джазовая мелодия
Примерная программа контрольного урока
1 вариант:
Беркович И. Тема паганини
2 вариант:
Гедике А. Танец
3 вариант:
Гладков Г. Песенка друзей (анс.)
Четвертый год обучения
Продолжить работу над формированием навыков: самостоятельного, осмысленного и качественного прочтения фортепианной фактуры; владения техническими приемами (мелкая, крупная техника); интонирования; слухового контроля; педализации. Знакомство с гаммами от черных клавиш (диезные минорные, бемольные мажорные)
В течении года ученик должен освоить:
· 6-8 музыкальных произведений: 1 полифоническое произведение, 1 произведение крупной формы, 2 разнохарактерные пьесы, 1-2 этюда, 1-2 ансамбля.
· Гаммы: диезные мажорные от всех белых клавиш двумя руками в 2 октавы, диезные минорные гаммы (e-moll, h-moll, fis-moll, cis-moll), бемольные мажорные гаммы (F-dur, B-dur, Es-dur) отдельно каждой рукой на две октавы в прямом движении. Аккорды по три звука и арпеджио по четыре звука отдельно каждой рукой две октавы. Хроматическая гамма на две октавы двумя руками.
Примерный репертуарный список
Этюды
· Гедике А. Этюд G-dur
· Гурлит К. Этюд C-dur
· Кехлер Л. Этюд C-dur
· Лемуан А. Этюд a-moll
· Лешгорн А. Этюд d-moll
· Черни К. Этюды ор. 777 №2,7,10
· Шитте Л. Этюд
Пьесы
· Берлин Б. Игра в «классики»
· Вальс-шутка
· Варум Ю. Городок
· Градески Э. Задиристые буги
· Градески Э. Счастливые буги
· Гладков Г. Песенка друзей
· Джоплин С. (облегченное изложение Дж. Де Бенедетти») Артист эстрады
· Кабалевский Д. Клоуны
· Кабалевский Д. Маленький жонглер
· Корнелюк И. Город, которого нет
· Петерсен Р. Старый автомобиль
· Хилл М. и П. Доброе утро всем
· Чайковский П. Танец маленьких лебедей
· Шуман Р. Солдатский марш
· Штейбельт Д. Адажио
Полифония
· Бах И.С. Менуэт d-moll
· Бах И.С. Волынка
· Гайдн Ф.Й. Менуэт
· Глинка М. Полифоническая пьеса
· Пасквини Б. Ария
· Перселл Г. Ария
Крупная форма
· Вольфарт Г. Тема с двумя вариациями
· Гедике А. Сонатина
· Красева М. Вариации «Елочка»
· Кехлер Л. Тема и вариации
· Хаслингер Т. Сонатина
Ансамбли
· Бетховен Л. Марш из музыки к пьесе «Афинские развалины»
· Вебер К. Вальс из оперы «Волшебный стрелок»
· Дога Е. Вальс
· Доницетти Г. Баркарола из оперы «Любовный напиток»
· Лей Ф. Мелодия из кинофильма «История любви»
· Планкет Р. Корневильские колокола
· Соловьев-Седой В. Подмосковные вечера
Примерная программа контрольного урока
1 вариант:
Красева М. Вариации «Елочка»
2 вариант:
Корнелюк И. Город, которого нет
3 вариант:
Дога Е. Вальс (анс.)
Пятый год обучения
Закрепление основных навыков самостоятельного, осмысленного и качественного прочтения фортепианной фактуры; владения техническими приемами; интонирования; слухового контроля; педализации. Работа над формированием умения пользоваться акустическими, тембральными, регистровыми красками инструмента.
В течении года обучающийся должен освоить:
· 6-8 музыкальных произведений: 1 полифоническое произведение, 1 произведение крупной формы, 2 разнохарактерные пьесы, 1-2 этюда, 2 ансамбля.
· Гаммы: диезные гаммы от всех белых клавиш, бемольные - до двух знаков (прямое и противоположное движения) двумя руками на две октавы. Аккорды по три звука, арпеджио по четыре звука двумя руками на две октавы в умеренном темпе. Хроматическая гамма на две октавы двумя руками.
Примерный репертуарный список
Этюды
· Голубовская Н. Этюд
· Гурлитт К. Этюд
· Кехлер Л. Этюд C-dur
· Лемуан А. Этюд D-dur
· Лешгорн А. Этюд d-moll
· Лешгорн А. Этюд соч. 65
· Стрэббог Л. Этюд «Приятное утро»
Пьесы
· Бетховен Л. Сурок
· Бизе Ж. Марш Тореадора из оперы «Кармен»
· Бургмюллер И. Арабеска
· Верди Дж. Триумфальный марш из оперы «Аида»
· Градески Э. Мороженое
· Дварионас Б. Прелюдия
· Жилинский А. Мышки
· Итальянская народная песня Санта-Лючия
· Кабалевский Д. Клоуны
· Кабалевский Д. Медленный вальс
· Лехтинен Р. Летка-енька
· Моцарт В.А. Турецкий марш
· Петерсен Р. Старый автомобиль
· Чайковский П. Вступление к балету «Лебединое озеро»
· Шостакович Д. Шарманка
· Уорнер Дж. Мелодия из кинофильма Титаник
Полифония
· Бах И.С. Менуэт d-moll
· Бах И.С. Маленькая прелюдия C-dur
· Гендель Г. Сарабанда
· Моцарт В. Менуэт
· Павлюченко С. Фугетта a-moll
· Перселл Г. Ария
· Тюрк Г. Канон
Крупная форма
· Вольфарт Г. Тема и две вариации
· Вольфарт Г. Тема с тремя вариациями
· Кабалевский Д. Легкие вариации
· Клементи М. Сонатина C-dur
· Линес Ф. Сонатина
· Штейбельт Д. Сонатина C-dur
Ансамбли
· Диабелли А. Мелодическая пьеса
· Дювернуа Ж.Б. Швейцарская песенка
· Моцарт В. Отрывок из первой части симфонии g-moll
· Металлиди Ж. Веселое шествие
· Русская народная песня Светит месяц
· Рэм Б., Рэнд Э. Только ты
· Чайковский П. Вальс из балета «Спящая красавица»
· Штраус И. Вальс
· Энке Г. Венгерский танец
Примерная программа контрольного урока
1 вариант:
Моцарт В.А. Турецкий марш (I часть)
Чайковский П. Вступление к балету «лебединое озеро»
2 вариант:
Перселл Г. Ария
Энке Г. Венгерский танец (анс.)
3 вариант:
Петерсен Р. Старый автомобиль
Штраус И. Вальс (анс.)
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного предмета «Фортепиано» и включает следующие знания, умения, навыки:
· знание инструментальных и художественных особенностей и возможностей фортепиано;
· владение основными видами фортепианной техники, использование технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу;
· знания музыкальной терминологии;
· умения технически грамотно исполнять произведения разной степени трудности на фортепиано;
· умения самостоятельного разбора и разучивания на фортепиано несложного музыкального произведения;
· навыки публичных выступлений на концертах, академических вечерах, открытых уроках и т.п.;
· первоначальные навыки игры в фортепианном инструментальном ансамбле.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Виды контроля и учета успеваемости: текущий контроль, промежуточная аттестация, итоговая аттестация.
Текущий контроль знаний и умений осуществляется в рамках урока в целях контроля за качеством освоения программы.
Промежуточная аттестация является основной формой контроля учебной работы обучающихся по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области искусств и проводится с целью определения:
-качества реализации образовательного процесса;
- качества теоретической и практической подготовки по учебному предмету;
- уровня умений и навыков, сформированных у обучающихся на определенном этапе обучения.
В соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ промежуточная аттестация проходит в виде выступлений на академических концертах.
Контрольные прослушивания проводятся в соответствии с графиком.
Выступления учащихся оцениваются характеристикой, в которой отражаются достигнутые успехи и имеющиеся недостатки, а также оценкой по пятибалльной системе, с использованием плюсов и минусов, которая выставляется коллегиально.
Итоговая аттестация выпускников представляет собой форму контроля (оценки) освоения выпускниками дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств в соответствии с федеральными государственными требованиями, установленными к минимуму содержания, структуре и условиям реализации указанных образовательных программ, а также срокам их реализации.
Итоговая аттестация по предмету проводится в форме академического концерта, по его итогам выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Итоговая оценка по предмету заносится в свидетельство об окончании школы.
График промежуточной и итоговой аттестации
класс |
Вид контрольного прослушивания |
Месяц проведения |
Программные требования |
Четвертый (первый год обучения) |
Контрольный урок |
Май |
Пьеса или ансамбль (по выбору) |
Пятый (второй год обучения) |
Контрольный урок |
Май |
Пьеса или ансамбль (по выбору) |
Шестой (третий год обучения) |
Контрольный урок |
Май |
Пьеса/ансамбль/ полифоническое произведение (по выбору 1 произведение) |
Седьмой (четвертый год обучения) |
Контрольный урок |
Май |
Пьеса/ крупная форма/ ансамбль (по выбору 1 произведение) |
Восьмой (пятый год обучения) |
Контрольный урок |
Май |
2 произведения (по выбору: разнохарактерные пьесы, ансамбли, полифоническое произведение, крупная форма) |
Критерии оценок текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся
Оценка «5» («отлично»):
- исполнение программы наизусть;
- яркое динамическое разнообразие;
- владение техническими приемами, штрихами;
- увлеченность и выразительность исполнения;
- единство темпа.
Оценка «4» («хорошо»)
- стабильное воспроизведение нотного текста (наизусть);
- попытка передачи динамического разнообразия;
- попытка передачи музыкальных штрихов;
- небольшое несоответствие темпа.
Оценка «3» («удовлетворительно»)
- не стабильное воспроизведение нотного текста (с ошибками);
- однообразие динамики;
- не выполнение музыкальных штрихов.
Оценка «2» («неудовлетворенно»):
- программа исполняется по нотам, с ошибками;
- слабое владение навыками игры на инструменте, подразумевающее плохую посещаемость занятий и слабую самостоятельную работу.
Для аттестации учащихся применяется дифференцированная пятибалльная система оценивания с использованием плюсов (+) и минусов (-).
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Учебный предмет «Фортепиано» имеет огромное значение в общем процессе воспитания музыканта. Курс фортепиано служит основой для изучения практически всех музыкальных предметов, т.к. позволяет воспитывать навыки сольного и ансамблевого музицирования, чтения нот с листа, транспонирования и т.д.
Должное внимание в программе уделено «формирующему» значению курса фортепиано, способствующему выработке эстетических вкусов, расширению общего культурного кругозора обучающегося народного отделения, приобщение обучающихся к мировой музыкальной культуре. Не менее важной целью является подготовка наиболее талантливых детей к продолжению музыкального образования в средних специальных учебных заведениях.
В работе с учащимися используется основная форма учебной и воспитательной работы – индивидуальный урок с преподавателем. Он включает совместную работу педагога и ученика над музыкальным материалом, проверку домашнего задания, рекомендации по проведению дальнейшей самостоятельной работы с целью достижения учащимся наилучших результатов в освоении учебного предмета. Содержание урока зависит от конкретных творческих задач, от индивидуальности ученика и преподавателя.
Работа в классе должна сочетать словесное объяснение материала с показом на инструменте фрагментов изучаемого музыкального произведения. Преподаватель должен вести постоянную работу над качеством звука, развитием чувства ритма, средствами выразительности.
Работа с учащимся включает:
· решение технических учебных задач: координация рук, пальцев, наработка аппликатурных и позиционных навыков, освоение приемов педализации;
· работа над приемами звукоизвлечения (штрихами);
· тренировка художественно-исполнительских навыков: работа над фразировкой, динамикой, нюансировкой;
· формирование теоретических знаний: знакомство с тональностью, гармонией, интервалами и др.;
· разъяснение учащемуся принципов оптимально продуктивной самостоятельной работы над музыкальным произведением.
В работе с учащимися преподавателю необходимо придерживаться основных принципов обучения: последовательности, постепенности, доступности, наглядности в изучении предмета. В процессе обучения нужно учитывать индивидуальные особенности учащегося, степень его музыкальных способностей и уровень его подготовки на данном этапе.
Важнейшим фактором, способствующим правильной организации учебного процесса, повышению эффективности воспитательной работы и успешному развитию музыкально-исполнительских данных учащегося является планирование учебной работы и продуманный подбор репертуара. Основная форма планирования – составление преподавателем индивидуального плана на каждого ученика в начале учебного года и в начале второго полугодия. В индивидуальный план включаются разнохарактерные по форме и содержанию произведения русской и зарубежной классической и современной музыки с учетом специфики преподавания предмета фортепиано для учащихся оркестровых отделений.
В работе педагогу необходимо использовать произведения различных эпох, форм, жанров, направлений для расширения музыкального кругозора ученика и воспитания в нем интереса к музыкальному творчеству. Основной принцип работы: сложность изучаемых произведений не должна превышать возможности ученика.
Важно сочетать изучение небольшого количества относительно сложных произведений, включающих в себя новые, более трудные технические приемы и исполнительские задачи, с прохождением большего числа довольно легких произведений, доступных для быстрого разучивания, закрепляющих усвоенные навыки и доставляющие удовольствие в процессе музицирования.
Учебный репертуар обучающихся по предмету «Фортепиано» включает в себя сочинения различных жанров: этюды, полифонические произведения, произведения крупной формы, пьесы классических, советских и современных композиторов, которые вводятся постепенно с первого года обучения. Общим требованием программы является воспитание навыков совместного музицирования (ансамбль), который следует вводить с первого года обучения на фортепиано. Репертуар ансамблей должен быть органично связан с основной специальностью обучающегося. Допустимы и даже желательны репертуарные совпадения ансамблей с программой по специальности: исполняя одно и тоже произведение в классе фортепиано и по специальности, обучающийся комплексно осваивает сольную партию основного инструмента и партию фортепиано. Подобные формы работы вызывают большую заинтересованность у обучающихся, повышают их работоспособность, делают более разнообразным содержание урока, пробуждают творческую активность, дисциплинируют обучающихся, повышают их ответственность. Все это связано с необходимостью комплексного подхода к процессу музыкально-предпрофессионального образования, направленного на всесторонне подготовленного обучающегося.
За время обучения в школе искусств обучающийся накапливает и приобретает определенный багаж навыков игры на инструменте, умение самостоятельно разучивать и исполнять произведения, играть в ансамбле. Знания, полученные в школе, подкрепляются исполнительскими навыками, предполагающих возможность воспроизведения на фортепиано музыки разных направлений, эпох и стилей.
С первого года обучения учебного предмета «Фортепиано» необходимо начинать работу над гаммами и арпеджио и проводить эту работу до (четвертого) пятого класса включительно. К окончанию школы обучающий должен знать все мажорные и минорные гаммы от белых клавиш и арпеджио к ним, а также познакомиться с аппликатурными принципами игры гамм от черных клавиш.
Большая часть программы разучивается на аудиторных занятиях под контролем педагога.
Домашние занятия должны быть построены таким образом, чтобы при наименьших затратах времени и усилий, достичь поставленных задач и быть осознанными и результативными. Для организации домашних занятий обязательным условием является наличие дома у ученика музыкального инструмента, а также наличие у него нотного материала.
Самостоятельные домашние занятия учащегося предполагают продолжение работы над освоением произведения, которая была начата в классе под руководством педагога. Выполнение домашнего задания - это работа над деталями исполнения (звуком, техническими трудностями, педализацией, динамикой, нюансировкой, артикуляцией), а также запоминание и исполнение произведений наизусть. Для плодотворной и результативной самостоятельной работы ученику необходимо получить точную формулировку посильного для него домашнего задания, которое будет записано педагогом в дневник учащегося.
Результаты домашней работы проверяются, корректируются и оцениваются преподавателем на уроке.
СПИСОК МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Адажио: хрестоматия для фортепиано: 3 класс ДМШ: учебно-методическое пособие / сост. С.А. Барсукова. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 104 с.
2. Адажио: сборник ансамблей, этюдов, пьес для фортепиано 2 класс ДМШ: учебно-методическое пособие / сост. С.А. Барсукова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2014. – 75 с.
3. Адажио: сборник ансамблей, этюдов, пьес для фортепиано 1 класс ДМШ: учебно-методическое пособие / сост. С.А. Барсукова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2014. – 103 с.
4. Артоболевская, А. Хрестоматия маленького пианиста: учебное пособие для младших и средних классов ДМШ. / А. Артоболевская. – М.: Российское музыкальное издательство, 1996. – 142 с.
5. Артоболевская, А. Первая встреча с музыкой: учебное пособие из опыта работы педагога-пианиста с детьми дошкольного и младшегошкольного возраста. / А. Артоболевская. – М.: Российской музыкальное издательство, 1996. – 63 с.
6. Бабичева, Т.А. Нотки-клавиши: альбом для начинающих пианистов, II выпускю / Т.А. Бабичева. – Новосибирск: Окарина, 2008.
7. Бабичева, Т.А. Нотки-клавиши. Альбом для начинающих пианистов:песенки, упражнения, ансамбли. / Т.А. Бабичева. – Новосибирск: Окарина, 2007. – 46 с.
8. Барахтина, Ю.В. Ступеньки юного пианиста. Пособие для начинающих, обучение игре на фортепиано. / Ю.В. Барахтина. – Новосибирск: Окарина, 2007.
9. Барахтина, Ю.В. Музицирование для детей и взрослых, вып. I. / Ю.В. Барахтина. – Новосибирск: Окарина, 2007. – 77 с.
10. Барахтина, Ю.В. Музицирование для детей и взрослых, вып. II. / Ю.В. Барахтина. – Новосибирск: Окарина, 2008. – 82 с.
11. Барахтина, Ю.В. Музицирование для детей и взрослых, вып. III. / Ю.В. Барахтина. – Новосибирск: Окарина, 2008. – 78 с.
12. Барсукова, С.А. Хочу играть: сборник пьес для фортепиано:1-2 класс ДМШ: учебно-методическое пособие. / С.А. Барсукова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2012. – 83с.
13. Барсукова, С.А. Хочу играть: сборник пьес для фортепиано: 2-3 класс ДМШ: учебно-методическое пособие. / С.А. Барсукова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2012. – 74с.
14. Барсукова, С.А. Хочу играть: сборник пьес для фортепиано: 3-4 класс ДМШ: учебно-методическое пособие. / С.А. Барсукова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2012. – 89с.
15. Милич, Б. Фортепиано 1 класс. / Б. Милич. – М.:Кифара, 1996. – 137 с.
16. Милич, Б. Фортепиано 2 класс. / Б. Милич. – М.:Кифара, 1996. – 149 с.
17. Милич, Б. Фортепиано 3 класс. / Б. Милич. – М.:Кифара, 1996. – 142 с.
18. Сборник пьес для фортепиано: «Лучшее из хорошего»: 85 новых пьес для фортепиано: для учащихся 3и4 классов ДМШ: учебно-методическое пособие. / сост. Б.А. Поливода, В.Е. Сластененко. – Ростов н/Д.:Феникс, 2011. – 141 с.
19. Сборник пьес для фортепиано: «Лучшее из хорошего»: 80 новых пьес для фортепиано: для учащихся 4и5 классов ДМШ: учебно-методическое пособие. / сост. Б.А. Поливода, В.Е. Сластененко. – Ростов н/Д.:Феникс, 2011. – 149 с.
20. Симонова, В.И. Чудо-песенки. / В.И. Симонова. – Новосибирск:Окарина, 2007. – 71с.
21. Сотникова, О. Я учусь играть: учебное пособие для начинающих пианистов. / О. Сотникова. – С-Птб:Союз художников, 2001. – 50 с.
22. Черни, К. По лесенке к мастерству: первый учитель и первый урок. Этюды для начинающего пианиста №1-41. / К.Черни. – М.: Композитор, 1992. – 32 с.
23. Юному пианисту. Учебное пособие для 1-4 классов ДМШ. / Сост. С.В. Митина, В.Т. Митин. – Новосибирск, 1997. – 208 с.
24.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.