Программа учебной дисциплины "Физика"

  • Образовательные программы
  • doc
  • 04.03.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы и является вариативной компонентой учебного плана СПО по специальности 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям), входящей в укрупненную группу направлений специальностей 15.00.00 Машиностроение.
Иконка файла материала ПРОГРАММА Физика 2019-2020.doc

Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым

 

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Республики Крым

«Симферопольский политехнический колледж»

 

 

        УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по учебной работе

___________   __Н.Н. Париш__________

            подпись                                            инициалы, фамилия

 

 «_____» ______________20_____г.

 

 

ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

ЕН 03   Физика

 

15.02.01  Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)

 

 

 

 

ОПОП-ППССЗ начала реализации   1 сентября 2018 года

 

 

 

 

 

 

 

г. Симферополь ‑ 2019


 

Программа учебной дисциплины разработана по специальности среднего профессионального образования 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям), входящей в укрупненную группу направлений специальностей 15.00.00 Машиностроение за счет часов, отведенных на вариативную часть в Федеральном государственном образовательном стандарте по данной специальности.

 

 

Организация-разработчик: ГБПОУ РК «Симферопольский политехнический колледж».

 

Разработчики:

Н.В. Денисенко, преподаватель специальных дисциплин ГБПОУ РК «Симферопольский политехнический колледж»

 

 

 

 

РАССМОТРЕНА И ОДОБРЕНА

цикловой методической комиссией 

технических дисциплин

 

(протокол от  «___»_________20____г.  №___)

Председатель ЦМК  ____________  __И.И.Золотарев___

                                                                                  подпись                         инициалы, фамилия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

©Н.В.Денисенко

СОДЕРЖАНИЕ

 

стр.

1.  ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2.  СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

3.  условия реализации программы учебной дисциплины

11

4.  Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

12

 

 

1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Физика

1.1. Область применения программы

            Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы и является вариативной компонентой учебного плана СПО по специальности 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям), входящей в укрупненную группу направлений специальностей 15.00.00 Машиностроение.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы-программы подготовки специалистов среднего звена: дисциплина относится к профессиональной подготовке математического и общего естественнонаучного цикла.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

-        описывать и объяснять физические явления и свойства тел;

-        делать выводы на основе экспериментальных данных;

-        приводить примеры практического использования физических знаний;

-        воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

-        применять полученные знания для решения физических задач;

-        измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей;

-         применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни, для безопасного использования бытовых технических устройств, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

-        смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, сила тока ,напряжение, сопротивление;

-        смысл физических законов классической механики, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

-        смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, поле, волна.

-        вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен освоить общие и профессиональные компетенций:

OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

ПК 1.1. Руководить работами, связанными с применением грузоподъемных механизмов, при монтаже и ремонте промышленного оборудования

ПК 1.2. Проводить контроль работ по монтажу и ремонту промышленного оборудования с использованием контрольно-измерительных приборов

ПК 1.3. Участвовать в пусконаладочных работах и испытаниях промышленного оборудования после ремонта и монтажа

ПК 1.4. Выбирать методы восстановления деталей и участвовать в процессе их изготовления

ПК 1.5. Составлять документацию для проведения работ по монтажу и ремонту промышленного оборудования

ПК 2.1. Выбирать эскплуатационно-смазочные материалы при обслуживании оборудования

ПК 2.2. Выбирать методы регулировки и наладки промышленного оборудования в зависимости от внешних факторов

ПК 2.3. Участвовать в работах по устранению недостатков, выявленных в процессе эксплуатации промышленного оборудования

ПК 2.4. Составлять документацию для проведения работ по эксплуатации промышленного оборудования

ПК 3.1. Участвовать в планировании работы структурного подразделения

ПК 3.2. Участвовать в организации работы структурного подразделения

ПК 3.3.Участвовать в руководстве работой структурного подразделения

ПК 3.4.Участвовать в анализе процесса и результатов работы подразделения, оценке экономической эффективности производственной деятельности

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

Общий объем учебной нагрузки обучающегося 144 часа, в том числе:

      во взаимодействии с преподавателем/мастером ПО 96 часов;

     самостоятельной учебной работы обучающегося 48 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

1. Общий объем учебной нагрузки (всего):

144

1.1. во взаимодействии с преподавателем/мастером ПО,

        в том числе:

96

     лекции

48

     практические занятия (если предусмотрено)

30

     лабораторные занятия (если предусмотрено)

16

     семинары

-

     курсовое проектирование (работа над индивидуальным проектом)

-

     консультации

-

     промежуточная  аттестация:

дифференцированный зачет (3 семестр)

2(всего)

2

        1.2. Самостоятельная учебная работа обучающегося (всего),

               в том числе:

48

   самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)

-


2.2. Календарно-тематический план учебной дисциплины Физика

 

Наименование разделов и тем

Тема и форма аудиторного занятия/тема самостоятельной работы обучающихся

Задание для студентов

Объем часов

Уровень освоения

Раздел 1. Механика

38

 

Тема 1.1. Основы кинематики

Содержание учебного материала

12

 

1

Механическое движение. Характеристики механического движения:.

0(1) §7,8,11 Д(1)§1-2

2

1

2

Виды движения и их графическое описание.

Выполнить СР.№1

2

1

3

СР №1 .Основной закон динамики твердого тела.

2

1,2

4

Пр. з. №1.Решение задачи по теме: «Основы кинематики».

Выполнить СР№2

2

1,2

5

СР №2 .Центр масс и тяжести твердого тела.

4

1,2

Тема 1.2. Основы динамики

Содержание учебного материала

14

 

6

Первый и второй закон Ньютона.

0(1)§3,9

2

1

7

Третий закон Ньютона. Силы трения.

Выполнить СР№3

2

1

8

СР№3 .Внешнее и внутреннее трение

2

1,2

9

Силы в природе. Виды деформации.

0(1)§13,31

2

1

10

Пр. з. №2. Решение задач по теме: «Основы динамики».

Выполнить СР№4

2

1,2

11

СР№4. Явление износа, остановка движения.

2

1,2

12

Лаб.з. №1 . Измерение линейных размеров тел с помощью штангенциркуля

Оформить отчет по ЛР.№1

2

1,2

Тема 1.3. Законы сохранения в механике

Содержание учебного материала

12

 

13

Импульс Закон сохранения импульса

0(1)§ 14,15

2

1

14

Закон сохранения энергии в механике.

Выполнить СР№5

2

1

15

СР №5 .Равновесие тел

2

1,2

16

Пр. з. №3. Решение задач по теме: «Законы сохранения в механике».

0(1) §9,16

2

1,2

17

Пр. з. №4. Решение задач по теме: «Законы сохранения в механике».

Выполнить СР№6

2

1,2

18

СР№6 .Элементы гидродинамики

2

1,2

Раздел 2. Молекулярная физика. Термодинамика.

28

 

Тема 2.1 Молекулярно ¬ кинетическая теория идеального газа

Содержание учебного материала

8

 

19

Уравнение Менделеева - Клапейрона. Изопроцессы.

0(1)§21-25

Выполнить СР №7

2

1

20

СР №7. Частные случаи уравнения Клапейрона-Менделеева.

2

1,2

21

Пр. з. №5 .Решение задач по теме: «Уравнение Менделеева - Клапейрона.».

Выполнить СР№8

2

1,2

22

СР №8. Распределение молекул по скоростям .

2

1,2

Тема 2.2. Взаимные превращения жидкостей и газов

Содержание учебного материала

8

 

23

Свойства жидкостей. Влажность воздуха.

0(1)§26-29

Выполнить СР№9

2

1,2

24

СР №9 .Влияние влажности воздуха на работу механизмов.

2

1,2

25

Лаб.з № 2 .Измерение влажности воздуха.

ВыполнитьСР№10

2

1,2

26

СР№10. Перегретый пар и жидкость.

2

1,2

Тема 2.3. Основы термодинамики

Содержание учебного материала

12

 

27

1 закон термодинамики.

ВыполнитьСР№11

2

1

28

СР№11.Работа газа при изопроцессах.

2

1,2

29

Тепловой двигатель. Охрана окружающей среды.

ВыполнитьСР№12

2

1

30

СР №12.Обратный цикл Карно.

2

1,2

32

Пр. з. №6. Решение задач по теме: «Основы термодинамики».

0(1)§34-37

2

1,2

33

Пр. з. №7 .Решение задач по теме: «Основы термодинамики».

0(1) §39-43

2

1,2

Раздел 3. Электродинамика.

78

 

Тема 3.1. Электростатика

Содержание учебного материала

14

 

34

Электрическое поле.Свойства поля.

0(1)§46-48

ВыполнитьСР№13

2

1

35

СР№13. Проводники и диэлектрики в электростатическом поле.

4

1,2

36

Конденсатор. Энергия электростатического поля.

0(1 )§50-52 ВыполнитьСР№14

2

1

37

СР №14.Распределение зарядов. Диэлектрическая проницаемость среды.

2

1,2

38

Пр. з. №8. Решение задач по теме: «Электростатика».

ВыполнитьСР№15

2

1,2

39

СР№15. Работа по перемещению заряда в электрическом поле.

2

1,2

Тема 3.2. Законы постоянного тока

Содержание учебного материала

24

 

40

Постоянный электрический ток. Закон Ома

ВыполнитьСР№16

2

1

41

СР №16 .Электрический ток в жидкости.

2

1,2

42

Лаб. з.№3. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.

Оформить отчет ЛР№3

2

1,2

43

Тепловое действие электрического тока. Полупроводники.

ВыполнитьСР№17

2

1

44

СР№17 . Контакт проводника и полупроводника.

2

1,2

45

Лаб. з. №4 .Изучение электроизмерительных приборов

Оформить отчет ЛР№4

2

1,2

46

Распределение напряжения и токав цепях

0(1)§57,58

2

1

47

Короткое замыкание. Пробой диэлектрика.

0(1)§53

2

1

48

Лаб. з. №5. Изучение последовательного и параллельного соединения проводников.

Оформить отчет ЛР№5

2

1,2

49

Лаб. з. №6. Изучение последовательного и параллельного соединения проводников.

0(1)§54,56

2

1,2

50

Пр. з. №9 .Решение задач по теме: «Законы постоянного тока».

0(1)§54-56

2

1,2

51

Пр. з. №10. Решение задач по теме: «Законы постоянного тока».

0(1)§55

2

1,2

Тема 3.3. Магнитное поле

Содержание учебного материала

8

 

52

Магнитное поле

О(1)§59,60

2

1

53

Сила Ампера. Сила Лоренца.

0(1)§61-64

2

1

54

Пр. з. №11. Решение задач по теме: «Магнитное поле».

ВыполнитьСР№18

2

1,2

55

СР№18. Магнитные свойства вещества.

2

1,2

Тема 3.4. Электромагнитная индукция

Содержание учебного материала

12

 

56

Явление электромагнитной индукции .

ВыполнитьСР№19

2

1

57

СР №19. Электрические машины постоянного тока.

2

1,2

58

Самоиндукция. Трансформатор.

ВыполнитьСР№20

2

1

59

СР №20. Виды трансформаторов

2

1,2

60

Пр. з№12. Решение задач по теме: «Электромагнитная индукция».

0(1)§65-66

2

1,2

61

Пр. з.№13. Решение задач по теме: «Электромагнитная индукция».

0(1) §67-69

2

1,2

Тема 3.5. Механические колебания и волны

Содержание учебного материала

8

 

62

Механические колебания.

0(1 )§ 17

2

1

63

Механические волны. Свойства механических волн.

0(1) §18

2

1

64

Пр. з. №14. Решение задач по теме: «Механические колебания и волны».

ВыполнитьСР№21

2

1,2

65

СР №21. Резонанс.

2

1,2

Тема 3.6. Электромагнитные колебания

Содержание учебного материала

10

 

66

Конденсатор и катушка в цепи переменного тока

О(2)§4-10

2

1

67

Лаб. з. №7. Изучение катушки и конденсатора в цепях переменного тока

Д(2) §9,10

2

1,2

68

Лаб. з. №8. Изучение катушки и конденсатора в цепях переменного тока

Оформить отчет ЛР№6

2

1,2

69

Пр. з. №15. Решение задач по теме: «Электромагнитные колебания».

ВыполнитьСР№22

2

1,2

70

СР №22 Ток смещения.

2

1,2

Тема 3.7. Электромагнитные волны

Содержание учебного материала

4

 

71

Электромагнитное поле и электромагнитные волны.

ВыполнитьСР№23

2

1

72

СР №23 .Еффект Холла.

2

1,2

Промежуточная аттестация

73

Зачетное занятие

2

3

Всего:

144

 

 

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Материально-техническое обеспечение

Реализация программы дисциплины требует наличия

учебного кабинета __«Физика»____________________;

                                                                  указывается наименование

мастерских ________нет________________________________;

                                                                  указываются при наличии                       

лабораторий________нет________________________________.

                                                        указываются при наличии

Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя;

Технические средства обучения: наглядные пособия, учебники, раздаточный материал, комплекты описания лабораторных работ.

 

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

 

Основные источники:

1.     Пинский А.А., Кабардин О.Ф. Физика. 10 класс (углубленный уровень) М.: Просвещение, 2014 г

2.     Пинский А.А., Кабардин О.Ф. Физика. 11 класс (углубленный уровень) М.: Просвещение, 2014 г

 

Дополнительные источники:

1.     В.Ф. Дмитриева : Физика для профессий и специальностей технического профиля. Учебник - ОИЦ «Академия»,2013 г.

2.     В.Ф. Дмитриева : Физика для профессий и специальностей технического профиля. Сборник задач. Учебное пособие - ОИЦ «Академия»,2013 г……………..

 

Заведующая библиотекой                    _____________     ___Е.В. Ващенко____

                                                                                                       подпись                          инициалы, фамилия

 


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических, лабораторных занятий.

Результаты обучения

Критерии оценки

Формы и методы оценки

ЗНАТЬ:

Смысл физических величин:

-     скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа,

-     механическая энергия,

-     внутренняя энергия,

-     абсолютная температура, средняя кинетическая

-     энергия частиц вещества,

-     количество теплоты,

-     сила тока, напряжение, сопротивление;

Систематизировать основные понятия физики в соответствии с поставленными задачами и целями.

Оценка результатов деятельности обучающегося при:

-     выполнении и защите результатов практических работ,

-     тестировании

-     проведении устного опроса,

-     сдаче зачета.

 

Смысл физических законов классической механики, Сохранения энергии, импульса ,термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

Использовать интеллектуальные операции в систематизации, сравнении, установлении причинно-следственных связей, различных сторон физических объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

Смысл понятий:

Физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество ,поле, волна.

Применять основные понятия (физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, поле, волна) для изучения различных сторон окружающей действительности;

Вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики.

Исследовать достижения отечественной и зарубежной науки;

УМЕТЬ:

Описывать и объяснять физические явления и свойства тел;

Характеризовать применение физических явлений и свойств тел в области профессиональной деятельности

Оценка результатов деятельности обучающегося при:

-     выполнении и защите результатов практических работ,

-     тестировании

-     проведении устного опроса,

-     сдаче зачета.

Делать выводы на основе экспериментальных данных;

Обосновывать выбор метода и хода физического анализа, в соответствии с задачами и целями проводимого анализа.

Приводить примеры практического использования физических знаний;

Обнаруживать зависимость между физическими величинами, работать над выводами полученных результатов при решении практическихзадач;

Воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно         оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях   СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

Демонстрировать собственную позицию по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.

Применять полученные знания для решения физических задач;

Демонстрировать применение полученных знаний при решении задач

Измерять ряд физических величин,        представляя результаты измерений с учетом их погрешностей;

Выполнять физические опыты и проводить измерения в соответствии с правилами техники безопасности при работе в физической лаборатории, показывать расчеты с учетом погрешностей;

Применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни, для безопасного использования бытовых технических устройств, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Использовать полученные знания при объяснении условий протекания физических явлений в природе, профессиональной сфере и решении практических задач в повседневной жизни, при работе с техническими устройствами.