Программа урока "Музыка Чувашии"
Оценка 4.8

Программа урока "Музыка Чувашии"

Оценка 4.8
Документация
doc
музыка
3 кл—4 кл
22.02.2023
Программа урока "Музыка Чувашии"
Урок представлен в учебной программе, как этнокультурный компонент содержания предмета «Музыка».
Программа урока МУЗЫКА ЧУВАШИИ.doc

Программа урока

с использованием  информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)

Предмет: музыка, урок-обобщение.

Тема: «Музыка моего народа. Музыка Чувашии».

Продолжительность: 1 урок (45 минут).

Класс: 4 классы.

Технологии. ИКТ используются на протяжении всего урока в виде объяснения и изучения нового материала, наглядности, создания музыкального образа, закрепления знаний и умений, проверки пройденного материала.

 Аннотация. Урок представлен в учебной программе, как этнокультурный компонент содержания предмета «Музыка». Обуславливает задачу развития в личности духовно-нравственных качеств. На уроке происходит освоение истоков музыкальной культуры родного дома, края, в котором человек живет. Реализовывается принцип – от освоения музыкальной культуры своего народа к освоению музыки совместно проживающих народов, на этой основе – к постижению ценностей мировой музыкальной культуры.

Урок органично входит в учебно-воспитательный процесс, способствует положительному устойчивому отношению ко всему чувашскому искусству, воспитывает чувство гордости за свой народ, тем самым формирует личность – человека культуры.

Музыкальный материал подобран по принципу связи чувашской музыки с жизнью современной Чувашии, и поэтому используются образы, как народной музыки, так и композиторской, выросшей из народной.

На уроке представлены разнообразные виды музыкальной деятельности: пение, музыкально-ритмические движения, слушание инструментальной и вокальной музыки.

В целом урок направлен на познание музыки в ее жизненных связях.

   Ход урока:

I. Организация учащихся на урок.

Вход под чувашскую народную музыку. Музыкальное приветствие.

II. Изучение нового материала.

Ребята, сегодня наш урок посвящен музыке нашего родного края, музыке Чувашии. Давайте, это знакомство с музыкой сравним с путешествием на корабле по неизвестным океанам знаний. Каждый из вас будет капитаном своего корабля. А учитель пусть будет штурманом, который проложит дорогу вашему кораблю.

Посмотрите, на дворе зима. Пасмурно и холодно, а как хочется вернуться в лето. Давайте его вспомним.

Сделаем упражнение, вдохнем аромат сирени. Руку положим на нижнее ребро, надуваем внутри себя шарик, плечи не поднимаем, а выдуваем на ладошку тонкой струей воздуха, как дует летний ветерок, как можно дольше.

Ребята делают упражнение.

После упражнения  распевы на звуке я е ё ю я, на двух звуках «я-ли»,…,  «е-ли», на трех звуках «я-ли-я», …, на дикцию вир вир   кукамай

А сейчас я вас познакомлю с чувашской народной песней «Çемерт çеçки çуралать» - «Цвет черемухи».

Учитель поет три куплета, переводит, затем песню исполняют ребята вместе с учителем с фоно мелодией, затем по командам по руке a cappella.

Ребята, вы знаете, что Родина, как мать, вскормила, вспоила и вырастила каждого из нас.

           Мамина музыка всюду со мной –

               Помню, как песенку мне напевала,

               Тихие сладкие сны навевала

               Нежность светилась в улыбке родной.

Замечательный современный чувашский композитор Валентина Салихова написала много песен для детей о Родине и о матери. Мы с вами уже знакомы с одной из песен этого автора, которая называется «Анне». Споем ее следующим образом: вы поете «про себя» 2 куплет, а я наиграю вам мелодию на синтезаторе.

Ребята поют.

А теперь, ребята, каждый из вас подумает о своей любимой и дорогой мамочке и споет эту песню для неё.

Исполнение песни «Анне» под синтезатор

Все это время мы с вами знакомились только с вокальной музыкой. Но Чувашия богата и другой музыкой – инструментальной. И сейчас мы отправимся с ней знакомиться.

Музыкально-ритмические движения  под музыку Сентти

Послушайте первое произведение чувашской симфонической музыки в переложении для фортепиано классика чувашской музыки Федора Павловича Павлова.

А называется это произведение «Сарнай и палнай», но пока звучит музыка, вы должны будете, определить характер каждой пьесы и ответить на вопрос: «Какого характера пьесы «Сарнай» и «Палнай»? Закрываем глаза и слушаем.

Учитель играет на фортепиано «Сарнай» и «Палнай». По окончании музыки дети открывают глаза.

Что можно сказать о первой пьесе «Сарнай»?

Стремительная

А о второй пьесе?

Нежная, добрая, мягкая

Правильно ребята. А как вы думаете, что же означают эти два названия, ведь это же не русские слова? Я открою вам секрет этих слов – это названия чувашских народных инструментов. Вот так выглядит сарнай. Послушайте, как он звучит.

Дети слушают в исполнении фольклорного ансамбля «Сарнай»

сюиту на чувашскую народную тему - пузырь

А так выглядит палнай. Послушайте, как звучит палнай.

 

Дети слушают в исполнении Николая и Олега Ивановых «Вайара»

У чувашского народа существуют не только эти два инструмента, их около 50 – ти. И все эти инструменты можно объединить в 3 группы: духовые, ударные и струнные.

К духовым инструментам относятся жалейка, глиняная свистулька, дудка, шапар и другие.

 

       

К струнным инструментам относятся гусли и другие.

     

К ударным инструментам относятся колокольчики, чанкалти, трещотка, колотушки, барабан и другие.

    

А теперь послушайте, как эти инструменты в сочетании образуют музыку. Исполняет фольклорный ансамбль.

Дети слушают в исполнении фольклорного ансамбля «Сарнай»

инструментальную музыку к песне «Кай, кай Ивана»

Ребята, мы живем не отдельно от других народов, а среди людей разных национальностей и культур. Так давайте же объединим все эти народы в один большой хоровод и споем песню «Большой хоровод».

.             Дети исполняют песню «Большой хоровод» под синтезатор.

III. Итог урока.

Сегодня вы много узнали о музыке Чувашии, а теперь закрепим ваши знания. Предлагаю вам принять участие в викторине:

·        Музыку какого народа мы слушали и пели на уроке?

·        Какой из перечисленных инструментов не относится к чувашским?

·        Кто изображен на портрете?

·        К какой группе инструментов относится колокольчик?

·        Какой из перечисленных инструментов встречается у русского народа?

Ребята отвечают на вопросы викторины. Затем  меняются тетрадями и проверяют работу соседа  по парте.

Я надеюсь, что полученные знания вам пригодятся в будущем и любовь к чувашской музыке останется с вами на всю жизнь. Спасибо. Урок окончен.

Под музыку ученики покидают класс.

Литература

     Голос детворы: Чувашские народные песни для детей /Сост. С.Г. Лаврентьева. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2002.

     Чувашская музыка в 1-4 классах общеобразовательной школы: Хрестоматия /Сост. Ю. Д. Кудаков, Л. В. Кузнецова, Г. Н. Никифорова. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2001.

     Чувашская музыка в 5-8 классах общеобразовательной школы: Хрестоматия / Сост. И. И. Ильина, Ю. Д. Кудаков, Л. В. Кузнецова, Г. Н. Никифорова. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2002.

 

Выражаю благодарность композитору, заслуженному работнику культуры Чувашской Республики Н. Л. Эриванову, хореографу, заслуженному работнику культуры Чувашской республики И. В. Львову, ведущему методисту Центральной библиотеки имени Ю. Гагарина города Новочебоксарск  О. П. Федотовой в предоставлении документов,  фотоматериалов из личных архивов.     

 


Программа урока с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)

Программа урока с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)

Мамина музыка всюду со мной –

Мамина музыка всюду со мной –

Дети слушают в исполнении Николая и

Дети слушают в исполнении Николая и

Голос детворы: Чувашские народные песни для детей /Сост

Голос детворы: Чувашские народные песни для детей /Сост
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.02.2023