Программа внеклассного чтения 1-4 классов " ПроЧтение"
Оценка 5

Программа внеклассного чтения 1-4 классов " ПроЧтение"

Оценка 5
doc
01.02.2022
Программа внеклассного чтения 1-4 классов " ПроЧтение"
ПРОчтение программа 2020-21 Мовшевич.doc

Муниципальное  бюджетное образовательное учреждение

«Гимназия № 25 имени А. С. Пушкина»

 

 

Согласовано

Заместитель директора по ВР

_______________/Н.А.Кочетова/

«____»  ____________2020                                                   Утверждаю

«___»____________2020

Директор ____________Т.В.Калмыкова

 

 

 

 

 

 

Проект

Театра Книги

«ПРОчтение»

 

 

Срок реализации: 4года.

 

 

 

 

                                                             Составитель

                                                                      Заведующая библиотекой гимназии                                         

                                                                         Н. Н. Мовшевич                     

                                                                                             

 

Принять  на педсовете

Протокол №

От

 

 

 

 

 

Нижний Новгород

2020год

 

Пояснительная записка

                                                                                               “Скажи мне – я забуду,
                                                                                                  Покажи мне – я запомню,
                                                                                                 Дай мне сделать это
                                                                                                И это станет моим навсегда”

 

 

ПРОЕКТ«Клуб «Волшебник» (сказочно-библиотечно-театральный) использует методику сказкотерапии (стыка литературы, психологии, этики, библиотековедения). Вернуть детям любовь к чтению методом игры, чтения за круглым столом, ролевой педагогикой.

ПРОЕКТ актуален в рамках «Национального проекта программы поддержки и развития чтения»

Сказки, мифы, басни, притчи, истории использовались в народе как средство воспитательного и терапевтического воздействия задолго до возникновения научной психотерапии. В настоящее время сказкотерапия представляет собой сочетание терапии сказкой, искусством, игрой.

«Игра»- по определению Л. С. Выгодского,- «пространство внутренней социализации ребёнка, средство усвоения социальных установок».

Требование федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) начального общего образования к формированию читательской компетентности младших школьников повышает актуальность использования обучающих сказок на уроках в начальной школе.

Как педагогическое средство сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания учащихся. Посредством сказок учащиеся постигают многообразие мира, развивают опыт самопознания.

 Анализируя, как и что читают наши дети, я пришла к выводу, что чтение становится проблемой.  Дети очень мало читают, утрачены традиции семейного и громкого чтения. Поэтому я решила создать такую программу, которая помогла бы нашим гимназистам постепенно расширить читательский кругозор  и привить любовь к чтению, используя классические сказки и рассказы, проверенные временем, на котором выросло не одно поколение, а так же познакомить ребят с современными детскими мировыми  писателями за страницами учебника. Дать ребенку тот багаж знаний, эмоций, нравственности необходимый  человеку для творческого взросления и «жажды жизни».

Сверхзадачей вижу в реализации проекта  участие и взаимодействие родителей и детей (часто слышу от мам «не о чем разговаривать, он  для меня как инопланетянин»), а совместное чтение даёт массу поводов поговорить сначала о книге, а потом обо всем, что так важно для маленького человека.

ПОКАЗ стыка литературы с другими искусствами даёт ребенку понятие о многогранности мира, воображения, творчества - а это способствует развитию научного и творческого потенциала во всех областях знаний.

 

Цель сказочников: «Цель сказочников …воспитать в человеке человечность-эту дивную способность волноваться чужими несчастьями, радоваться радостями другого, переживать чужую судьбу как свою.» /К. И. Чуковский/.

 

Задачи:

·    Открыть ребёнку мир литературы за страницами учебника, воспитать любовь к вдумчивому систематическому чтению. («Чтение-образ жизни»)

·    Укрепить интерес к познанию окружающего мира, к учебным предметам, расширить информационный кругозор.

·    Скорректировать этико-поведенческие ситуации методом театрально-игровой педагогики.

·    Дать ребёнку через метод сказкотерапии почувствовать свою ценность и значимость.

                                      А также:                       

·        Развивать интерес к сценическому искусству

·        Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность

·        Снимать зажатость и скованность

·        Активизировать познавательный интерес

·        Воспитывать доброжелательность и контактность в отношении со сверстниками

·        Развивать способность искренне верить в воображаемую ситуацию

·        Пополнять словарный запас

·        Учить строить диалог

·        Воспитывать культуру поведения в театре

·        Знакомить с театральной терминологией

·        Научить осмысливать: как же рождается произведение, формируется и предстает перед нами таким, какое оно есть

 

Предполагаемый результат:

«Вовремя прочитанная книга - огромная удача. Она способна изменить жизнь, как не изменяют её лучший друг и наставник». /П. Н. Павленко/

Речевая направленность обучения в Клубе через общение. Формирование умения высказывать своё мнение, понимать, принимать или отвергать чужое мнение, осуществлять конструктивную критику, уметь «докапываться» до истины, искать позиции, объединяющие различные точки зрения.

 

Книги делают человека лучше, а это одно из основных условий, чуть ли не единственная цель искусства. Сегодня ученые установили, что активное и продуктивное чтение, особенно чтение художественной литературы, - неотъемлемая часть жизни цивилизованного человека, формирующая и развивающая его образное мышление и творческие способности в любой сфере деятельности, а значит, и создающая имидж каждого. Наукой доказано, что человек, активно и серьезно читающий, является более успешным и конкурентоспособным.

 

Театр в библиотеке является действенным средством привлечения ребенка к книге.

По силе эмоционального воздействия на детей театр несравним ни с чем, а в союзе с книгой его возможность увеличивается многократно.

 

    

В реализации проекта Клуба «Волшебник» принимают участие гимназисты 1-5 классов, а также все, кто хотел бы участвовать в его деятельности (играть, разрабатывать мероприятия, проводить их, рисовать, делать декорации и костюмы к спектаклю и т.д.), а также их родители.

 

Срок реализации: 4 года (разбит на 4 этапа).

 

Форма занятий: громкое чтение за круглым столом, ролевое чтение, игра обязательна в каждом занятии, аукционы, ассамблеи, бал, вечер, именины, литературное кафе, викторины, суаре, салоны, ёлка, литературные путешествия, концерты, суд над героем, гостиные, театр книги, книжные выставки, вернисажи поделок и рисунков. Конечная цель – спектакль.

к концу года дети

 знают:

1. Что такое театр

2. С чего зародился театр

3. Какие виды театра существуют

4. Кто создает спектакли

5. Что такое выразительные средства

6.Умеют разбирать произведение и излагать

7. Определять основную мысль произведения и формировать ее в сюжет

8. О нормах поведения на сцене и в зрительном зале

Имеют понятия

1.     Об элементарных технических средствах сцены

2.     О рождении сюжета произведения

3.     О сверхзадаче и морали в произведении

 

умеют:

1.     Направлять свою фантазию по заданному руслу

2.     Образно мыслить

3.     Концентрировать внимание

4.     Ощущать себя в сценическом пространстве

5.     Понимать искусство как течение жизненного процесса

 

имеют навыки:

1.     Общение с партнером (одноклассниками)

2.     Элементарного актерского мастерства

3.     Образного восприятия окружающего мира

4.     Коллективного творчества

5.     Выстраивать логическую цепочку жизненного событийного ряда.

 

А также избавляются от излишней стеснительности, боязни общества, приобретают открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.

 

Способы проверки: спектакль, викторины, обсуждения, творческие и исследовательские проекты.

 

Форма подведения итогов: спектакль, проекты.

 В рамках проекта существуют еще несколько общегимнастических проектов «ПРОчтение»

 

 

                   Программа основных мероприятий

ПРОЕКТ «ПРОчтение»

1-4классы

 

Гимназические Театральные Фестивали.

 

2015/2016уч.г.

 

1класссы:   «Детское чтение – семейное чтение»

ПРОЕКТ«ХОРОВОД  АЗУК»

·        1.Изучение стихотворных азбук  + творчество детских поэтов.

·        2. Составляем свою азбуку ( цветов, Фамилий, профессий, машин и т.п.)

·        3. Ирина Токмакова « Аля, Кляксич и буква А»

·        4. Рисуем «свою букву» по книге.

·        5. Ставим  мини-спектакли по  книге.( 3 класса)

·        6. Общий «Хоровод букв»  (совместно с О.Е. Еременко, родителями, учителями

4классы:   2015-16

 « Мы читаем – размышляем»

ПРОЕКТ  «СЧАСТЬЕ, ЧТО ОНО ТАЖЕ ПТИЦА»

( К 110-летию книги М.Метерлинка

«Синяя птица»)

·       Читаем, слушаем, смотрим, анализируем

·        Индивидуальные проекты – эссе « СЧАСТЬЕ»

·         Рисуем образ счастья.

·        Ставим мини-спектакль. ( Совместно с О.Е. Еременко, родителями, учителями)

Проект « ПРОЧтЕНИЕ  А.С. Пушкина «Сказка о попе и его работнике Балде»

·Современен ли Балда?

·Спектакль

Проект к Недели Детской Книги 2016 «Как тебе, Земля живется?»

 «Озеро Светлояр в легендах, стихах, искусствах»

·    Компьютерная презентация

·    Легенды Китеж-града.(Инсценировка)

·    Литературно – музыкальная композиция «Венок Светлояру»

·    Статья в сборник «Чудо света»

2016-17уч.г.

Гимназический театральный Фестиваль-2017
«Алиса в стране чудес»

4дня.

2 – 3 классы:     « Дорога, что сам нашел, вовек не позабудется»

Проект  «Это наша Алиса?»

(К 150-летию написания книги Л.Кэрролла «Алиса в Стране чудес») .

.Читаем, слушаем, смотрим, анализируем- создаем свою Алису и Страну Чудес.

·        Рисуем иллюстрации к вернисажу « У каждого своя Страна Чудес» ( то, что не нарисовал художник)

·         Ставим Алису. « 12 классов – 12 Алис».  Конкурс  сцен «И бегают фантазии на тоненьких ногах». ( совместно с О.Е. Еременко, родителями, учителями)

·         Спектакль в 2-х действиях и 11 картинах  «УЛЫБКА ЧЕШИРСКОГО КОТА» по пьесе Ю.Немцова Театра «Вера»  по мотивам произведений Льюиса Кэрролла.

 

В 2017-18 уч.году

ГИМНАЗИЧЕСКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ-2018:

« Там на неведомых дорожках…»

·   Спектакль И.Токмаковой

 « Аля, Кляксич и букваА»

К Дню прощания с азбукой (1а,1б)

·   Спектакль по Н.Носову( к 110-летию писателя)

   « Приключения Незнайки»

3а- «Незнайка в Цветочном городе»;

3б – «Незнайка путешествует»;

2б- сценки«Незнайка в Солнечном городе»;  -

2а- сценка «Незнайка на Луне»  -

·   МюзиклпоГ.Х.Андерсену «Старая,старая,сказка»(«Огниво»)

(4в+5а+5б)

 

Проект на 2018-19 учебный год

1а,1б, 1в( Леттер Ю.В., Кнуль Н.А.,Горохова Е.С.) – И.Токмакова « Аля, Кляксич и буква А» к Дню Азбуки.

2а (И.В.Сизова ) – Спектакль по С.Я.Маршаку «Кошкин дом»;

2б( С.Г.Жукова)- Миниатюра поС.Я.Маршаку «Багаж»;

Мини-спектакль  по Б.Заходеру « Буква Я» к Дню Азбуки.

4а,4б (О.А.Зимина, Ю.В.Родионова) – Спектакль «Таинственный остров» по оригинальному сценарию О.Е. Еременко;5-6классы ( О.Ю.Виноградова)-

Театрализированный  интегрированный урок  в 3-х частях по роману А.Дюма « Три мушкетра»; ( К юбилею книги)

 

 2-10кл – Спектакль-Ёлка « Зимняя Сказка» по оригинальному сценарию О.Е. Еременко;

 

10 кл ( Ермакова Н.В.) Спектакль  по сценарию Л.Филатова « Сказ про Федота Стрельца- удалого молодца»

 

В рамках проекта «ПРОчтение» разработаны списки по внеклассному чтению для 1-4 классов литературы, необходимой для их возраста, по всем произведениям разработаны игровые компьютерные  уроки различной методологии.

 Создана к/папка презентаций по детским писателям ( более 3000материалов) и статейная листовая картотека разработок уроков.

Интеграция:

·    Литература

·    История

·    Литературоведение

·    Руководство летним чтением

·    Внеклассное чтение

·    ИЗО

·    Эстетика

·    Этика

·    Театральная педагогика

·    Труд

·    Информатика

УМП:

·    Стрелкова Л. П. Уроки сказки//любое издание.

·    Щербакова Т. Н. Сказкотерапия//Школьные технологии, 1997, №1.

·    Мовшевич Н. Н. Презентация сказочно-театрально-библиотечного Клуба «Волшебник»//CD.

·    Веб-сайт «Сказкотерпия».

·    Буклет «Волшебник».

·    И.Ильин. Духовный смысл сказки./Берлин. 3.05.1934.

·     ЖуковаТ.А. Обучающая сказкам на уроках в начальной школе.// Управление начальной школой ,2017.              

 

«Вечером слушаю сказки и вознаграждаю тем недостатки проклятого нашего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма…».

 

                     А.С.Пушкин

 

В контексте требований ФГОС

Требование федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) начального общего образования к формированию читательской компетентности младших школьников повышает актуальность использования обучающих сказок на уроках в начальной школе.

Как педагогическое средство сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания учащихся. Посредством сказок учащиеся постигают многообразие мира, развивают опыт самопознания.

Обучающее воздействие имеют:

  • композиция сказки, которая строится на противопоставлении добра и зла, использовании фантастических, но конкретизированных по своей нравственной сути образов;
  • нравственный подтекст сказки; открытость его для проекций на внутренний мир самих учащихся; способность сказки стимулировать процессы самовоспитания;
  • динамизм сюжетных линий, делающий сказку особенно интересной и волнующей для учащихся.
  • Сказка дает возможность педагогу превратить процесс обучения в увлекательный, желанный и ожидаемый ребенком. Она помогает мотивировать учащихся на решение сложных учебно-познавательных задач и формирует у них опыт соучастия в поиске способов решения таких задач.

Понятие обучающей сказки

Обучающей считается сказка, текст которой используется в процессе обучения как средство обучения. К такой сказке можно отнести и готовый текст, и текст, созданный самим учителем или учеником.

Это полезно знать
Принято считать, что на искусственно созданных сюжетах сказки ребенок проигрывает в своей психике взаимоотношение внутренних психических объектов и тем самым обучается, как взаимодействовать в будущем с внешними объектами. Горский А.В. утверждает, что сказка учит преодолению конфликта противоположностей. Без такого опыта все новое уже взрослый человек воспринимает с большей тревогой.

 

Обучающие функции сказки реализуются при соблюдении следующих условий:

  • текст сказки осмыслен педагогом и адаптирован для его трансляции в процессе учебного занятия (урочного или внеурочного);
  • заранее продумано обучающее воздействие сказки на учащихся, особенно в части мотивации их познавательной деятельности;
  • подготовлена наглядность, сопровождающая работу со сказкой в процессе учебного занятия;
  • ход урока разработан в деталях, определено место обучающей сказки в решении триединой дидактической цели урока;
  • продумано содержание подготовительной работы с учащимися, обеспечивающей обучающее воздействие сказки.

Далеко не каждая, даже самая содержательная сказка станет обучающей без должной подготовительной работы. От учителя будет зависеть и то, насколько доступным для учащихся окажется смысл сказки, и то, насколько сильной будет ее воздействие на познавательную мотивацию учащихся.

Фактор познавательной мотивации

Поскольку сформированность познавательной мотивации является одной из причин проблем в успеваемости учащихся, учителю необходимо развивать познавательную мотивацию так же системно и планово, как он развивает предметные умения и навыки. Задача учителя – создать у школьников устойчивую мотивацию достижения успеха.

Посредством обучающих сказок можно редуцировать позицию неуспевающего и повысить самооценку каждого школьника. Обучающая сказка содействует созданию в учебном коллективе атмосферы творчества и демократического сотрудничества между учителем и учеником.

Так, например, на уроках обучения грамоте используются русские народные сказки «Теремок» и «Репка». Учащиеся с увлечением пересказывают и обыгрывают эти сказки. В игровой форме закладываются основы читательской компетентности учащихся: понимание темы и идеи текста, осознание роли использованных изобразительно-выразительных средств, диалог с автором текста.

Сказки, создаваемые конкретным педагогом

Особым обучающим воздействием обладают сказки, которые пишет сам педагог под цели отдельно взятого учебного занятия. Эффект таких сказок трудно переоценить, поскольку их текст органично входит в содержание всего учебного материал

Обучающая сказка – это разновидность повествовательного текста, речевой жанр, который создается в соответствии с конкретными задачами обучения и воспитания. Обучающая сказка – особое сказочное повествование, которое раскрывает для ребенка удивительный мир – математических понятий, экологических терминов, является примером правильного произношения тех или иных звуков, обогащает его словарный запас, выполняет познавательную функцию, а также учит навыкам самостоятельного логического мышления и умения составлять и сочинять сказки.

 

Специально написанные сказки интегрируются в содержание учебного занятия посредством намеренно подобранных сюжетов и действующих лиц.

Роль сказки в формировании функциональной грамотности учащихся

Как показывает опыт анализа результатов комплексных контрольных работ по курсу начальной школы, большие успехи демонстрируют учащиеся, обладающие функциональной грамотностью, с развитым умением находить нужную информацию в тексте и проецировать ее на субъективные познавательные потребности.

С целью развития у учащихся функциональной грамотности можно предложить учащимся комплексную работу со сказкой.

Сказки, создаваемые учащимися

Обучающая сказка отвечает всем требованиям развивающего обучения. Ее основной целью является – знакомить, развивать, воспитывать.

Умение сочинять самостоятельно формируется не сразу, конечно, учащиеся используют похожие сюжеты, калькируют сказки, меняя имена героев, место и т. д. Задача учителя – помочь ребенку абстрагироваться от уже знакомых сюжетов. На уроках литературного чтения регулярно следует давать задания на развитие умения фантазировать, предвидеть, предугадать.

 В качестве разминок на уроке литературного чтения учащимся можно дать задание сочинить сюжет сказки по определенной теме. Желающие могут продолжить работу над сказкой дома. Если такие задания давать в системе, то проблема с написанием сочинения в старших классах отпадет.

Приемы работы со сказками

Приемы работы со сказками различны.

К наиболее общим приемам следует отнести:

·         чтение по ролям;

·         инсценирование;

·         создание иллюстраций;

·         постановку вопросов (беседа с героем сказки);

·         письмо сказочному герою.

Выбор приема работы должен быть обусловлен его планируемым обучающим воздействием.

Для достижения обучающего эффекта необходим «разогрев», для которого можно использовать игры, предметы, создающие соответствующую обстановку. При переходе к работе над сказкой учитель может «изменить» свою внешность, добавив какую-либо «сказочную» деталь, или обыграть любой имеющийся предмет как сказочный. Прием костюмирования можно применить и к учащимся.

Если работа над сказкой проходит в течение нескольких учебных занятий, то можно сделать «Пропуск в сказку», который учащиеся группы должны получить каким-либо необычным способом (по жребию, на нитке воздушного шарика, пойманного каждым участником, сорвать с «древа желаний» и т. п.).

Обучающий эффект можно усилить приемом «призывания» сказки, когда учащиеся как бы приглашают ее (например, мелодичным, чуть монотонным пением; минутой

внутреннего сосредоточения в тишине и др.).

 

Одним из ярких воспоминаний из детства практически каждого взрослого человека является погружение в мир сказок. Между тем само количество таких взрослых сокращается, как это ни печально. Любящие родители еще с младенчества (а иногда и до рождения малыша) начинают ненавязчиво приобщать свое чадо к миру литературы через колыбельные, стихи и, конечно же, сказки.

Существует мнение, что именно этот литературный жанр помогает деткам в соответствии с их уровнем развития познавать окружающий мир, а родителям – показывать маленькому человеку разнообразные схемы человеческих взаимоотношений, оставляя при этом положительные впечатления у ребёнка.

Сказка для младенца                                                                                                                       

Но мало кто знает, что в разном возрасте дети воспринимают сказки по-разному. Сказанное выше про старших дошкольников. А самые маленькие разве способны что-то понять? Оказывается, для них сказки очень важны.

Пример (из жизни). Одна бабушка рассказала такую историю. Она приехала в гости к сыну, чтобы познакомиться с полугодовалым внуком. Когда малыша посадили ей на руки, тот разревелся. Бабушка в растерянности стала рассказывать плачущему ребёнку первое, что пришло в голову – небезызвестную «Репку». Мальчик стал явно вслушиваться и затих. Оказалось, отец рассказывал ему эту сказку, начиная с 2 двух месяцев.

Что же слышит такая кроха? Ребёнок и постарше понимает лишь отдельные слова. Маленькие детки слышат эмоциональную окраску речи взрослого и осваивают ритмический рисунок родного языка. Это главное. Поэтому и крошкам стоит рассказывать сказки.

Сказочные герои и их жизнь способствуют:

1. Развитию у малыша воображения: современным детям рекомендуют после прочтения книжки рассказать о её содержании близким людям или младшим детям. Как отмечают специалисты, иногда детям, пересказывающим сюжет занимательного рассказа, свойственно дополнять сказку разнообразными сюжетными элементами, не наблюдающимися в оригинале.

2. Закреплению в памяти разнообразных жизненных ситуаций, которые могут проявиться и вреальной жизни. Порой ребёнок только благодаря сказкам может подобрать ту модель поведения, что приемлема определенной ситуации, в которой он оказался.

3. Обучению ребенка нравственным и моральным принципам, то есть он воспринимает и запоминает на «сказочных» примерах «хорошо» и «плохо».

4. Открытости чувств ребенка: во время прочтения сказки взрослые могут наблюдать у малыша разнообразные эмоциональные проявления, ребёнок учится сопереживать, а это залог того, что в будущем родители станут гордиться отзывчивым и чутким человеком, которого воспитали.

5. Правильному формированию личности. Наравне с нравственностью дети черпают из сказок что-то своё, например, мальчики часто сравнивают себя с добрыми молодцами, пытаясь перенять у них смелость и силу, что подталкивает их к занятиям спортом и ведению здорового образа жизни, а девочки желают быть похожи на всё умеющую Василису Премудрую, помогая по хозяйству мамам (а ещё больше на Василису Прекрасную). Также множество сказок подталкивает «враждующих» братьев и сестёр к созданию благоприятных отношений, взаимопониманию и поддержке друг друга в трудных ситуациях.

Прежде всего поэтому родителям, которые считают, что ребёнок должен знать всю правду о реальной жизни, и игнорирующих сказки в любом их виде (будь то проза или стихи) стоит пересмотреть свое понимание о воспитании и вспомнить, что дети не любят прямых наставлений. Прямолинейные взрослые нотации мало кому в пользу.

Учить ребёнка жизни будет крайне сложно без использования в процессе воспитания старых добрых сказок, таких богатых жизненными примерами.

 

 

 

Списки литературы с игровыми занятиями.

      1 класс.  Читаем

 

1.       Б.Житков«Как я ловил человечков»

2.      Феликс Зальтен«Бемби»

3.      В.Г.Сутеев

4.      Н.Носов  « Бобик в гостях у Барбоса». « Незнайка 1 часть»

5.      А.Толстой «Золотой ключик».+ К.Коллоди « Пиноккио»

6.      Б.В.Заходер  «Мохнатая азбука»

7.      Джанни Родари)«Чипполино».

8.     Даль В.И «Старик-годовик».

9.      Григорий Остер«Вредные советы».

10.  «Морозко».

11.   Милн Алан  «Винни Пух».

12.  Перро Ш«Рике с хохолком» ( 11 сказок « Сказки матушки Гусыни»)

13.  Бр.Гримм « Белоснежка» и др.

14.  Агния ЛьвовнаБарто  « Школьные стихи»

15.  Бианки В.В«Лесная газета».

16.  Чуковский К.И. «Айболит»(проза).+ ХьюЛофтинг «История доктора Дулитла»

17.   Андерсен К.Х.«Снежная королева».. «Русалочка». «Принцесса на горошине»

18.  Берестов В.Д. «Катя в игрушечном городе».

19.  Пушкин  А.С«Руслан и Людмила». «Сказка о царе Салтане»,

20.  Сергей ВладимировичМихалков «Праздник непослушания»

21.  «АЗБУКИ».Б.Заходер, И.Токмакова..С.Маршак и мы

22. Ирина Петровна Токмакова«Аля,Кляксич и буква А»,«Может ноль не виноват?», «Счастливо Ивушкин»«Маруся ещё вернется»

23. Успенский Э. «Дядя Федор,кот и пес»

24. Валерий Медведев «Баранкин, будь человеком»

25.  ХаррисДжоэльЧанлер(09.12.1848-03.07.1908)«СказкиДядюшки Римуса».

26. Беатрис Поттер « Ухти- Тухти»

27.  АлександрСемёновичКушнер (14 сентября 1936г) Детский поэт. стихи

 

 

библиотечные знания

1.     Сказка глазами художников.

2.     Иллюстрация.

3.     Библиотека. Экскурсия.

4.     Библиотеки древности.

5.     Материалы для письма.

6.     Структура книги. 1 часть.

7.     СБА

8.     Читательский дневник.

 

 Список может в течении года дополниться.

 

 

2 класс.  Читать.

1.      Былины и сказы. Героические былины.  «Садко». «Илья Муромец».

2.      В.Б.Шергин  «Сказки»+ А.Н.Афанасьев  « Сказки»+ С.Г.Писахов «Сказки»

3.      В.Губарев(30.08.1912) «Королевство кривых зеркал», « В тридевятом царство»

4.      Киплинг Р. « Рики –Тиви- Тави»

5.      Дональд Бисет (30.08.1911)«Забытый день рождения».

6.      Туве М. Янсон(09.08.1914)«Мумми Тролли».

7.      Гауф Вильгельм(29.11.1802)«Три цикла сказок».

8.      Ершов П.П.(22.11.1815)«Конёк-горбунок».

9.      Носов Н.Н (23.11.1908)«Приключения Незнайки».  ( трилогия)

10.  Мамин-Сибиряк Д.Н. (06.11.1852)«Алёнушкины сказки».

11.  Бажов Павел Петрович (28.01.1879)«Серебряное копытце».  + сказы

12.  Гофман Э.Т.А.(24.01.1776)«Щелкунчик».

13.  Братья Гримм (04.01.1785) (24.02.1786)«Белоснежка»,«Госпожа Метелица».

14.  Крылов И.А.(13.02.1769)Басни.

15.  Жуковский « Сказка о царе Берендее», «Сказка о Сером волке» « Спящая Царевна»

16.  Распэ Р.Э.(1737) «Мюнхаузен».

17.  Чаплина Вера Васильевна(Михайлова) « Питомцы зоопарка».

18.  Вл.Ф.Одоевский  (1803-1869) «Городок в табакерке» .

19.  Юрий Михайлович Дружков «Приключения Карандаша и Самоделкина»

20.  Погорельский А.(21.07.1787)«Чёрная курица».

21.  Пушкин  А.С.(06.06.1799) «Сказки Лукоморья».

22.  Паустовский К.Г.(31.05.1892)

23.  Аксаков « Аленький цветочек»,Лепренс де Бомон « Красавица и чудовище»

24.  Чарушин Е.И (11.11.1901) «Про Томку», «Волчишка»              

25.   Лагерлёф Сельма Лувиса Оттилия  (20.11.1858) «Путешествие Нильса Хольгерсона с дикими гусями по Швеции».

26.  Отфрид Пройслер( 20.10.1923)-«Маленькая Баба-Яга»

27.   Коваль Ю.И. «Приключения Васи Куролесова».«Недопесок»

28. . Маршак С.Я. «12 месяцев»

29.    Кэрролл Льюис(27.01.1832)  «Алиса в Стране Чудес»; «Алиса в Зазеркалье»

30.  Любовь ФёдоровнаВоронкова (30 сентября 1906–1976) « Девочка в городе»

31.   Ян Экхольм. Тутта Карлссон Первая и единственная, Людвиг Четырнадцатый и др.

 

библиотечные знания

  1. Сказка глазами художников.
  2. Иллюстрация и иллюстраторы.
  3. Сутеев.Чарушин. Ватагин.
  4. Конашевич. Маврина. Билибин.
  5. Васнецов
  6. Библиотека. Древние книги
  7. Письменность.( Килинг « Как было придумано  первое письмо. Как был придуман алфавит»
  8. Библиотеки древности.
  9. Материалы для письма.
  10. Структура книги. 1 часть.2 часть
  11. СБА
  12. Читательский дневник.
  13. Энциклопедии.

Список может в течении года дополниться

     3класс.   Читаем

1.      Кэннет Грэм(8.03.1859) «Ветер в ивах».

2.      Линдгрен Астрид Анна Эмилия(29.11.1907) «Пеппи», «Карлсон».«Рони- дочь разбойника».

3.      Зощенко М.М.  « Самое главное»

4.      Портер « Поллианна»

5.      Бернет Френсис Элида(24.11.1849)«Маленький лорд Фаунтлерой».

6.      Льис Клайв Стейлз(29.11.1898) «Хроники Нарнии».

7.      Свифт Джонатан(30.11.1667) «Гулливер».

8.      ГогольН. «Ночь перед Рождеством»

9.      Гайдар А.П.(22.01.1904) «Тимур и его команда».

10.  Барри Дж.М.(09.05.1860) «Питер Пэн». 

11.  Волков А.В.(14.06.1891)  «Волшебник Изумрудного города». ( 7 частей)

12.  Баум Лайм Френк «Страна Оз».  ( по желанию)

13.  Виктор ЮзефовичДрагунский ( 1913-  1972) «Денискины рассказы»

14.  Михаэль Энде( 12.11.1929 – 29.02.1955.)  «Бесконечная книга»

15.  Сергей Козлов  22.08.1939«Зимняя сказка»

16.  Андрей С.Некрасов. « Приключения капитана Врунгеля»

17.  Вадим Николаевич Коростылев 3.08.1923«Честное волшебное». «Вовка в тридевятом царстве».

18.  Софья Леонидовна Прокофьева(14.05. 1928) «Лоскутик и облако»; «Приключения желтого чемоданчика» .

19.  Анатолий Алексеевич Алексин (3.08.1924«В стране вечных каникул»

20.  Лия Борисовна Гераскина (16 октября 1910г.- 14 марта 2010г)«В стране невыученных уроков».

21.  Ирина Михайловна Пивоварова«Рассказы Люси Синицыной, ученицы третьего класса»,

22.  Киплинг « Как было придумано  первое письмо. Как был придуман алфавит» «Маугли»

23.  Героический эпос ( Русские былины. Герои Эллады. Калевалла)

24.  Ларри. «Приключения Карика и Вали»

25.  Джоан Кэтлинг Роллинг(31.07.1965).«Гарри Поттер».

26.  Отфрид Пройслер( 20.10.1923-«Маленькая Баба-Яга»,

27.  Акимушкин И.И.Энциклопедии о животном мире

28.  Габбе Т.Г.(16.03.1903).«Авдотья-Рязаночка».«Город мастеров».

29.  Стивенсон «Остров сокровищ»

32.КатаевВ. « Волны Черного Моря"

33. Ян Бжехва «Академия пана кляксы» трилогия.

библиотечные знания

1.        Сказка глазами художников.

2.        Иллюстрация и иллюстраторы.

3.        Сутеев.Чарушин. Ватагин.

4.        Конашевич. Маврина. Билибин.

5.        Васнецов

6.        Библиотека. Древние книги. История книги.

7.        Письменность.( Килинг « Как было придумано  первое письмо. Как был придуман алфавит»

8.        Библиотеки древности.

9.        Материалы для письма.

10.     Структура книги. 1 часть.2 часть

11.     СБА

12.     Читательский дневник.

13.     Энциклопедии.

14.     Аннотация- рецензия, отзыв – эссе.

15.     Библиографическая запись.

16.     СБА книги.

Список может в течении года дополниться.

4 класс   Читаем

1.       Д.Дефо(06.1660). «Робинзон Крузо».

2.       Ле Гуин Урсула Крёбер(21.10.1929)«Волшебник Земноморья».

3.       Уайльд Оскар Фиигал(16.10.1854)«Звёздный мальчик».

4.       Крапивин В.Б (14.10.1938) «Кешка Оруженосец»».

5.       Киплинг Д.Р. (30.12.1865) «Маугли». « Как было придумано  первое письмо. Как был придуман алфавит»

6.       А.Волков «Царьградская пленница»

7.       Лагин Лазарь Иосифович (04.12.1903). «Старик Хоттабыч»

8.      Толкиен Джон Рональд(03.01.1892) «Хоббит».

9.       Чарская Л.А.(19.01.1878). «Волшебные сказки». «Сибирочка».

10.   Жозе Рони (старший) (17.02.1856-1940)  «Борьба за огонь»

11.     Адамс Ричард Джордж(09.05.1920) «Обитатели холмов».

12.    Олеша Ю.К.(03.03.1899) «Три толстяка».     

13.    Гершензон М.Н.(08.06.1900)«Робин Гуд».

14.    Доде А.(13.05.1840) «Тартарен из Тараскона».

15.    Кассиль Л.А.(10.07.1905) «Кандуит и Швамбрания», « Будьте готовы, Ваше Высочество»

16.    Сент-Экзюпери Антуан мари Роже(29.06.1900) «Маленький принц».

17.    УильямГолдинг(19.09.1911г). «Повелитель мух»

18.    А.Н.Островский (12.04.1823). «Снегурочка»

19.    Памела Трэверс(9.08.1899-1996) «Мэри Поппинс» .

20.   Легенды и были нижегородского края. Сергей Васильевич Афоньшин.

21.     Мили́ца Э́двиновна Матье́ « Приключения египетского мальчика» .

22.    Эрнст д'Эрвильи  « Приключения доисторического мальчика» .

23.   Евге́ний Серафи́мович Велти́стов Тетралогия  «Приключения Электроника»

24.   Лондон Джек«Белый клык». + « Зов предков».  сравнить

25.   Клиффорд Саймак«Пересадочная станция», «Заповедник гоблинов», сборник« Почти как люди».

26.   Осеева В. «Динка»

27.   Метерлинк « Синяя птица»

28.   Бр.Стругацкие  « Трудно быть богом», « Малыш»

29.   В.Гюго «Собор Парижской Богоматери»

30.   Додж М. «Серебряные коньки»

31.    Ж.Верн «20 тысяч лье под водой»

32.   М.Твен «Принц и нищий», « Том Сойер»

 

библиотечные знания

1.     Сказка глазами художников.

2.     Иллюстрация и иллюстраторы.

3.     Сутеев.Чарушин. Ватагин.

4.     Конашевич. Маврина. Билибин.

5.     Васнецов

6.     Библиотека. Древние книги. История книги.

7.     Письменность.( Килинг « Как было придумано  первое письмо. Как был придуман алфавит»

8.     Библиотеки древности.

9.     Материалы для письма.

10. Структура книги. 1 часть.2 часть

11. СБА

12. Читательский дневник.

13. Энциклопедии.

14. Аннотация- рецензия, отзыв – эссе.

15. Библиографическая запись.

16. СБА книги.

17. Печатные книги.

18. Словарь Даля.

Список может в течении года дополниться.

 

 

СПИСОК  ВНЕКЛАССНОГО ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПРОЧТЕНИЯ   К  5 классу

1.       Мифы Древнего Востока( Японии, Китая, Кореи)+ Сказки

2.       Мифы и легенды Древнего Египта.

3.       Мифы и легенды Древней Греции

4.       «Калевала». Финно-угорский эпос;

5.       «Повесть о Евпатии Коловрате»;

6.       Бажов « Малахитовая шкатулка» ( весь цикл);

7.       Крылов И. А. «Лебедь, Рак и Щука», «Свинья под дубом», «Осёл и Соловей», «Петух и жемчужное зерно»( в сопоставлении с басней Эзопа «Петух и Алмаз»), «Волк и Ягнёнок» (в сопоставлении с басней Сумарокова А. П. «Волк и Ягнёнок»)-по выбору учителя и учащихся.

8.       А.С.Пушкин « Повести Белкина»;

9.       Н..Гоголь « Страшные повести»;

***************************************************

10.   Волков А. М. «Царьградская пленница».

11.   Осеева В. «Динка»; « Динка прощается с детсвом»;

12.   Катаев «В. Волны Черного моря»;

13.   Кассиль  « Будьте готовы, Ваше Высочество»;

14.   Ан. Алексин « Повести и рассказы»;

15.   Кир Булычев « Люди  как люди»;

16.   Велтистов Е. С. Трилогия об Электронике;

17.   А. Беляев « Голова профессора Доуэля»;

18.   Бр. Стругацкие « Понедельник начинается в субботу»; « Полдень 21  века»; « Пикник на обочине»; «Малыш»; « Трудно быть богом»;

*****************************************************************************

19.   Гершензон « Робин Гуд»;

20.   Р.Сабатини « Одиссея капитана Блада»;

21.   Дюма А. «Три мушкетера»;

22.   Уэллс Г. « Это было в каменном веке».

23.   Твен М. « Янки из Коннектикута при дворе короля Артура».

24.   Додж « Серебряные коньки»;

25.   О, Генри. Новеллы ( по выбору).

26.   По Э. Новеллы ( по выбору).

27.   Кл.Саймак « Пересадочная станция»; «Заповедник гоблинов»; сб. « Почти как люди».

28.   Льюис К. С. «Хроники Нарнии»: «Племянник чародея», «Лев, колдунья и платяной шкаф», «Конь и его мальчик», «Принц Каспиан», «Странствие к свету», «Серебряное кресло», «Последняя битва».(если не прочитано в 4кл);

29.   Михаэль Энде « История, конца которой нет»;

30.   Экхольм Я. « Тута Карлсон, Людвиг четырнадцатый и совсем другие», «Тута Карлсон, первая и единственная».

31.   Эмар Г. «Твёрдая рука».

32.   Эмден Э. «Дом с волшебными окнами».

33.   Ж.Верн «20 тысяч лье под водой»;

Поэзия:

33.У.Шекспира «Сонеты»;

34..Б.Ахмадулиной;

35.  А.Вознесенского;

36.  Е.Евтушенко;

 

 

 

 


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия № 25 имени

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия № 25 имени

Пояснительная записка “Скажи мне – я забуду,

Пояснительная записка “Скажи мне – я забуду,

Дать ребенку тот багаж знаний, эмоций, нравственности необходимый человеку для творческого взросления и «жажды жизни»

Дать ребенку тот багаж знаний, эмоций, нравственности необходимый человеку для творческого взросления и «жажды жизни»

Научить осмысливать: как же рождается произведение, формируется и предстает перед нами таким, какое оно есть

Научить осмысливать: как же рождается произведение, формируется и предстает перед нами таким, какое оно есть

Что такое театр 2. С чего зародился театр 3

Что такое театр 2. С чего зародился театр 3

Гимназические Театральные Фестивали

Гимназические Театральные Фестивали

Гимназический театральный Фестиваль-2017 «Алиса в стране чудес» 4дня

Гимназический театральный Фестиваль-2017 «Алиса в стране чудес» 4дня

И.В.Сизова ) – Спектакль по С

И.В.Сизова ) – Спектакль по С

Мовшевич Н. Н. Презентация сказочно-театрально-библиотечного

Мовшевич Н. Н. Презентация сказочно-театрально-библиотечного

Это полезно знать Принято считать, что на искусственно созданных сюжетах сказки ребенок проигрывает в своей психике взаимоотношение внутренних психических объектов и тем самым обучается, как…

Это полезно знать Принято считать, что на искусственно созданных сюжетах сказки ребенок проигрывает в своей психике взаимоотношение внутренних психических объектов и тем самым обучается, как…

Специально написанные сказки интегрируются в содержание учебного занятия посредством намеренно подобранных сюжетов и действующих лиц

Специально написанные сказки интегрируются в содержание учебного занятия посредством намеренно подобранных сюжетов и действующих лиц

Прием костюмирования можно применить и к учащимся

Прием костюмирования можно применить и к учащимся

Закреплению в памяти разнообразных жизненных ситуаций, которые могут проявиться и вреальной жизни

Закреплению в памяти разнообразных жизненных ситуаций, которые могут проявиться и вреальной жизни

Даль В.И «Старик-годовик». 2

Даль В.И «Старик-годовик». 2

Братья Гримм (04.01.1785) (24

Братья Гримм (04.01.1785) (24

Сергей Козлов 22.08.1939«Зимняя сказка» 2

Сергей Козлов 22.08.1939«Зимняя сказка» 2

Памела Трэверс(9.08.1899-1996) «Мэри

Памела Трэверс(9.08.1899-1996) «Мэри

Н..Гоголь « Страшные повести»; *************************************************** 2

Н..Гоголь « Страшные повести»; *************************************************** 2

Программа внеклассного чтения 1-4 классов " ПроЧтение"

Программа внеклассного чтения 1-4 классов " ПроЧтение"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.02.2022