Программа внеурочного курса "Краеведение"
Оценка 4.7

Программа внеурочного курса "Краеведение"

Оценка 4.7
PDF
26.02.2022
Программа внеурочного курса "Краеведение"
Краеведение.PDF

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 124» г. Перми

 

 

 

                                                                                                                                                Утверждаю

                                                                                                                                  И.о. директора 

                                                                                                                                                О.С. Назарова

                                                                                                                                  Приказ 058-08\82-02-10\4-255                                                                                                         от 01.09.02017

                                                                                                                                                           

Рабочая программа  по факультативному курсу

«Краеведение» для учащихся 1 Г класса на 2017-2018 уч.год

 

 

 

 

                                                                                 Составитель: 

Скворок Ольга Владимировна учитель начальных классов

 

г. Пермь  2017 г.

 

Программа по краеведению в начальной школе

«Маленький пермяк»

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Краеведение» разработана  на основе Концепции стандарта второго поколения,  с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

Данная программа разработана на основе «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование».  (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.

Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края.  Изучение краеведения в начальной школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.  Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.

 Известно, что этому нельзя научить, ограничиваясь рассказом или показом. Для этого нужна соответствующая деятельность учащихся. 

 В начальной школе изучение краеведческого материала может осуществляться как через компонент учебного плана, так и через внеурочную деятельность при сотрудничестве с учреждениями дополнительного образования.

Цели программы: 

      способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся;

      пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Пермского края; воспитание любви к природе родного края;

      формирование гражданского самосознания, чувства гордости за достижения своих земляков;

 

Задачи программы:

 

образовательные   

 1. формирование представлений о краеведении, как  о предмете исторического и культурного развития общества;  2. приобретение знаний о природе родного края, о  культуре, обычаях и традициях своего народа; 

3. закрепление этих знаний на практике.  

Воспитательные

1.  формирование уважительного,  бережного  отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе; 

2.  воспитание уважительного отношения к окружающим людям, усвоение общепринятых норм поведения в общественных местах, в кругу знакомых и близких;

3.  умение анализировать своё поведение и принимать правильное решение в различных жизненных  ситуациях.

Развивающие

 

1.  способствование развитию психических процессов (воображение, память, мышление, речь и т.д.)

2.  развитие кругозора учащихся. 

Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:

      системность и последовательность занятий: 1 раз в неделю по 1 часу в 1-4 классах; обеспечение преемственности обучения;

      научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии развития современных научных знаний; 

      доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов соответствующих данному возрасту детей и их развитию;

      наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;

      деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;

      активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, умение опираться не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;

      прочность знаний (завершённость обучения): завершение каждой темы итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и подготовить учащихся  к восприятию материала следующей темы, применение технологии сравнения, сопоставления, противопоставления;

      принципы уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы выбора, создание атмосферы раскованности и талантливости, умение педагога оценить художественные достоинства детских работ.

 

Во внеурочной деятельности спектр занятий по изучению краеведения обширен. Формы учебной работы весьма разнообразны:

викторины, экскурсии, праздники, походы, презентации, коллективные и индивидуальные проекты.

      Эти виды деятельности позволяют использовать такие методы обучения, как поиск, исследование, проекты, эксперименты и т. д. 

            В программах для каждого класса прослеживается:

      преемственность: происходит повторение тем основных разделов, где в каждый последующий год обучения осуществляется более глубокое изучение предмета с выполнением творческих заданий на более высоком уровне.

      теоретические сведения связаны с практической деятельностью, что помогает детям творчески подходить к выполнению разного рода занятий. 

      умение школьника из ненужных вещей и отходов растительного сырья, из природного материала создавать художественные изделия, панно, картины. 

Всё это помогает правильному восприятию окружающего мира, бережному отношению к природе, к людям. Это способствует

обогащению внутреннего мира ребёнка, позволяет детям с пользой провести своё свободное время.  Содержание программы Первый год обучения.

Программа первого года обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живёшь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, природа). Среда обитания и человек неразрывно связаны; необходимо для собственного блага и блага других людей грамотно взаимодействовать с окружающим микромиром. Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых, показывает разнообразие профессий, дает понятие родственных отношений в семье, знакомит с городом. При подготовке к урокам учитель предлагает детям заранее побеседовать с родителями, бабушками и дедушками, выяснить, какие традиции существуют в семье, как складываются взаимоотношения старшего поколения и младших, какие праздники отмечают дома. Дети рассказывают об этом всему классу, больше открываются друг другу.  Данный прием способствует формированию у детей уважительного отношения к своей семье, развитию интереса к истории жизни семьи.

Проводится беседа о том, какие домашние животные живут рядом с человеком, давно ли человек одомашнил некоторых из них. Рассказывают о своих домашних любимцах, о том, как о них заботятся, какую радость общения дают они человеку, комментируют принесенные иллюстрации, показывают друг другу книги о животных, фотографии.

Также дети учатся дружить, правильно вести себя в обществе, взаимопомощи и соучастию, применять эти знания на практике.

Знакомятся с историей микрорайона Запруд, с его достопримечательностями, природой. Следующим этапом идет знакомство уже с историей города Перми, гербом и флагом, с его достопримечательностями, природой и знаменитыми людьми, которые жили в нашем городе. И в завершении программы знакомство с историей и природой Пермского края, с нашими соседями, с картой Пермского края. 

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса

 

I.     Личностные универсальные учебные действия, обеспечивающие ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире.

 

Формируемые умения: формирование у детей мотивации к обучению, 

развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

 

Средства формирования: организация на занятии парно-групповой работы.

 

II.  Регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивающие организацию учащихся своей учебной деятельности.

 

Формируемые умения: учитывать выделенные учителем ориентиры действия для нового учебного материала (в сотрудничестве с учителем); планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

 

Средства формирования: задания на постановку новых учебных задач (в сотрудничестве с учителем), преобразование практической задачи в познавательную; упражнения на проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве.

 

III.              Познавательные универсальные учебные действия, включающие общеучебные, логические действия и действия постановке и решению про-блем.

 

Формируемые умения: умение учиться (навык решения творческих задач и навык поиска, анализа и интерпретации информации); добывать необходимые знания и с их помощью выполнять конкретную работу; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; формировать основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; организация возможности осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интеренета.

 

IV.             Коммуникативные универсальные учебные действия, обеспечивающие социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности.

 

Формируемые умения: учить выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); формировать умение координировать свои усилия с усилиями других; учить формулировать собственное мнение и позицию; учить договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов, формировать навык задавать вопросы; учить понимать, что возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учиться учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в рамках в сотрудничества; учить учитывать разные мнения, интересы и обосновывать собственную позицию, понимать относительность мнений и подходов к решению про-блемы; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников; с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия.

      1 класс (33 часа,1 час в неделю)

Примерное тематическое планирование на 1 год обучения.

Раздел 

Кол-во часов

Тема 

 

Колво часов

Введение в курс «Краеведение»

2

Что изучает «Краеведение»?

1

Я – маленький пермяк.

1

Моя школа

3

Экскурсия по территории школы.

1

Из истории школы.

1

Мой класс. С днем рождения, мой класс!

1

Моя семья

4

Я и моё имя.

1

Родословная семьи. Традиции моей семьи.

1

Наша дружная семья. Выставка семейных поделок.

1

Такие разные профессии. Профессии в моей семье.

1

Мой дом

3

Мой дом. Безопасный и короткий путь домой.

1

Название моей улицы.

1

Мои четвероногие друзья.

1

Я и мои друзья

 

3

 

О дружбе и товариществе. Мы все разные.

1

В гости к Этикету.

1

Праздник друзей.

1

Микрорайон Крохалева

3

Обзорная экскурсия по микрорайону

1

История микрорайона Крохалева. Достопримечательности.

1

Природа моего микрорайона.

1

Мой город

10

Обзорная экскурсия по городу.

1

Герб, флаг нашего города. История возникновения Перми.

1

Достопримечательности Перми.

1

Музеи.

1

Экскурсия в Краеведческий музей.

1

Театры. Афиша. Посещение ТЮЗа.

1

Знаменитые люди нашего города.

1

 

 

Пермские детские писатели.

1

День Победы. Памятники Великой Отечественной войны.

1

Зеленый наряд Перми. Сохраним нашу природу.

1

Пермский край

4

История возникновения Пермского края.

1

Основные города Пермского края. Достопримечательности нашего края.

1

Карта Пермского края. Народы, населяющие наш край.

1

Природа нашего края. Растения. Животные. Охранять природу – значит охранять родину.

1

Обобщение

1

Повторение и обобщение по программе «Маленький пермяк»

1

Праздник «Я – маленький пермяк»

1

Итого 

33

 

33

 

Результатами изучения первого года обучения курса краеведения являются умения:

      объяснять, что такое Краеведение, что оно изучает;

      называть государственных символах Перми и Пермского края;

      ориентироваться на карте Пермского края, называть 2-3 соседей нашего края, 2-3 национальности, населяющих наш край;

      называть 2-3 достопримечательности края, города, микрорайона, фамилии и произведения 3-5 пермских детских писателей;

      рассказывать о своей семье, друзьях, классе, школе, домашних животных;

      охранять природу родного микрорайона;

      наблюдать и выделять характерные особенности природных объектов Пермского края;

      соблюдать общепринятые правила поведения в обществе, правила дорожного движения;

      выбирать способ поведения в соответствии с этими правилами; 

      добросовестно выполнять обязанности учащихся школы;

      ставить перед собой цель и достигать ее самостоятельно или с помощью учителя;

      анализировать свою работу, исправлять ошибки, восполнять пробелы в знаниях из разных источников информации;

      создавать творческие работы, поделки, рисунки, доклады, фото-коллажи с помощью взрослых или самостоятельно;

      вести исследовательскую работу и участвовать в проектной деятельности самостоятельно или с помощью взрослых.

 

На  втором курсе обучения полученные умения  совершенствуются с учетом роста уровня подготовленности учащихся. По каждой теме дается более точная и объемная информация. От изучения своего микрорайона дети переходят к знакомству с городом, с его достопримечательностями, проводится экскурсия по «Зеленой линии». Дети знакомятся с предприятиями, с известными детскими писателями города. На втором году обучения дети знакомятся с картой края, учатся называть соседей и находить их местоположение, а также изучают герб, гимн, флаг страны, историю их возникновения. При работе используются такие методы как исследовательский, частично-поисковый, метод сравнения. При работе учитель использует дополнительно к основным формам работы заочные экскурсии, мини-сочинения, фотовыставки, конкурсы эрудитов, игры, тесты-самооценки.

 При работе на  третьем курсе обучения больше времени отводится на практическую работу с картой города, с его районами, улицами, музеями, театрами, цирком, планетарием, с историей их возникновения. Продолжается более углубленное изучение произведений пермских писателей, трудового подвига пермяков в годы Вов и в настоящее время. Знакомство с Красной книгой Пермского края, с животными и растениями, которые нужно беречь и охранять. Более подробно изучается история России, проводится интерактивное знакомство со столицей нашей Родины – Москвой, заочная экскурсия по городам «Золотого кольца», заочные встречи со знаменитыми людьми нашей страны. Составляются кроссворды по различным темам, презентации, выставки работ, поделок и фотографий, проводятся экскурсии по достопримечательностям  города и края, встречи с пермскими писателями, ветеранами.

На четвертом курсе обучения повторяются и совершенствуются знания по ранее изученным темам: «Природа Прикамья», «Экология Пермского края», «Население Прикамья», «По родному краю» (путешествие по карте), «Народное искусство Пермского края», «Пермские писатели», «Замечательные люди Прикамья», «Солдатская судьба».  А также изучается место Пермского края на карте нашей страны, значение и вклад Пермского края в историю, искусство, экономику и т.д.  России в целом. Дети готовят свои презентации, доклады,  проекты на одну из тем.  Значительная часть времени отводится на знакомство и изучение литературы Прикамья, в тесном сотрудничестве с библиотекой им. А.П.Гайдара. Совершенствуются умения читать, наблюдать, делать выводы, создавать свои произведения. У детей должно сложится представление о пермской детской литературе, ее создателях, тематике и содержании, должен быть сформирован устойчивый интерес к творчеству тех, кто жил и живет на Пермской земле.

Литература.

1.      «Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование».  (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.

2.      Агафонов Н.Н., Белавин А.М., Крыласова Н.Б. Страницы истории земли Пермской. – П.: «Книжный мир», 2003 

3.      Белавин А.М., Нечаев М.Г.  Губернская Пермь – П.: Издательство ПГТУ, 1996

4.      Обухова Л.А., Карпинский К.Т.  Прикамье. Век XX. – П.: «Книжный мир»,1999

5.      Хрестоматия для начальной школы «Литература Прикамья» - Пермь: «Книжный мир», 2001

6.      Суркова О.П. «Произведения пермских писателей» - Пермь, 2001

7.      Л.А.Боровская, Н.С. Жесткова, М.А.Быховская «Наш Пермский край», Пермь.ПГПУ.2010

8.      Верхоланцев В.С.город Пермь, его прошлое и настоящее.Пермь:Пушка, 2002

9.      Горбацевич Н.П.,Шатрова Н.В. Прикамье:странички далеких и близких времен. Пермь: Книжный  мир, 2003

10.  Зеленин А.С. Пермь и Пермский край:занимательное краеведение.Пермь:Пермский край,2009

11.  Князева Н.А.Маленький пермяк (азбука краеведа).Пермь:Книжный мир,2007

12.  Спешилова Е.А.Старая Пермь:Дома.Улицы.Люди.1723 – 1917. Пермь:Курсив,2003

13.  Твое Прикамье.Береги свой дом/Е.А.Черных, Т.В.Похожаева.Пермь:Пушка,2001

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 124» г

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 124» г

Программа по краеведению в начальной школе «Маленький пермяк»

Программа по краеведению в начальной школе «Маленький пермяк»

Воспитательные 1. формирование уважительного, бережного отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе; 2

Воспитательные 1. формирование уважительного, бережного отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе; 2

Во внеурочной деятельности спектр занятий по изучению краеведения обширен

Во внеурочной деятельности спектр занятий по изучению краеведения обширен

Также дети учатся дружить, правильно вести себя в обществе, взаимопомощи и соучастию, применять эти знания на практике

Также дети учатся дружить, правильно вести себя в обществе, взаимопомощи и соучастию, применять эти знания на практике

Формируемые умения: учить выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); формировать умение координировать свои усилия с усилиями других; учить формулировать собственное мнение и позицию;…

Формируемые умения: учить выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); формировать умение координировать свои усилия с усилиями других; учить формулировать собственное мнение и позицию;…

Мой город 10 Обзорная экскурсия по городу

Мой город 10 Обзорная экскурсия по городу

На втором курсе обучения полученные умения совершенствуются с учетом роста уровня подготовленности учащихся

На втором курсе обучения полученные умения совершенствуются с учетом роста уровня подготовленности учащихся

Хрестоматия для начальной школы «Литература

Хрестоматия для начальной школы «Литература
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2022