РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Знакомство с Японией»
5 класс
Руководитель: Ф.И.О. Ходжер Валерия Валерьевна
Учитель английского и японского языков
2021 - 2022 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
1) Пояснительная записка, в которой конкретизируются:
1.1. общие цели соответствующего уровня общего образования с учетом специфики курса внеурочной деятельности, дополнительного образования;
1.2. общая характеристика курса внеурочной деятельности, дополнительного образования;
2) личностные и метапредметные результаты освоения курса;
3) содержание курса;
4) календарно-тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности, дополнительного образования обучающихся;
5) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса
1. Пояснительная записка.
Программа внеурочной деятельности «Японский язык и культура Японии» разработана в соответствии с Федеральный закон от 29.12.2012 г № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”.
Программа является модифицированной, разработана на основе примерных программ по японскому языку для основного общего образования в соответствии с методическими рекомендациями «Об изучении редких иностранных языков в системе общего образования» Комитета образования правительства Санкт-Петербурга от 01.06.2007 и пособия «Читаем, пишем говорим по-японски» Струговой Е.В. и Шефлевич Н.С и Голомидовой М. «Учебник японского языка для детей» ч.1. На занятиях применяются преимущественно коммуникативные методы обучения, а также карточки, иллюстрации, звуковое сопровождение.
Программа «Знакомство с Японией» разработана с учетом требований профессионального стандарта, предназначена для реализации новых федеральных образовательных стандартов в общеобразовательных школах, где созданы условия для полноценных занятий по данному направлению.
Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.
1.2 Актуальность предлагаемой программы обусловлена тем, что она направлена не только на обучение школьников японскому языку, но и на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование.
1.3 Практическая значимость
В процессе обучения иностранным языкам решаются не только задачи практического владения языком, но и воспитательные и общеобразовательные, поскольку они самым тесным образом взаимосвязаны. Владение иностранным языком обеспечивает возможность выражать одну и ту же мысль посредством разных лексических и грамматических единиц не только на иностранном, но и на родном языке, делает мыслительные процессы более гибкими, развивает речевые способности учащихся, привлекает внимание учащихся к различным языковым формам выражения мысли в родном и иностранном языках. Не секрет, что овладевая иностранным, ученики лучше понимают родной язык. Изучая иностранный язык, учащиеся развивают и тренируют память, волю, внимание, трудолюбие; расширяется кругозор, развивают познавательные интересы, формируют навыки работы с текстами любого типа.
1.4 Цели и задачи образовательной программы
Цель: развитие и воспитание у школьников понимания важности иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации.
Задачи: Обучающие:
- Сформировать интерес к иностранному языку и повысить мотивацию к его изучению;
- Расширить страноведческие знания;
- Создать основу для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, к изучению второго/третьего иностранного 4 языка, к использованию иностранного языка как средства, позволяющего расширять свои знания в других предметных областях;
- Сформировать и развить коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности;
Развивающие:
- Развить фонетический слух и правильное произношение; накопить, закрепить и активизировать словарь; овладеть грамматическими структурами; - Развить творческие способности, воображение, фантазию, самостоятельность мышления детей;
Воспитательные:
- Развить национальное самосознание, стремление к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантное отношение к проявлениям другой культуры;
2. Личностные и метапредметные результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса «Знакомство с Японией» являются:
1. Сформированность российской гражданской идентичности и уважения, как к своему народу, так и к народу страны изучаемого языка, а также уважения к государственным символам стран;
2. Сформированность мировоззрения, основанного на диалоге культур и соответствующего современному уровню;
3. Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества
4. Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире;
5. Нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
6. Принятие ценностей активного и безопасного образа жизни.
Метапредметными результатами изучения курса «Знакомство с Японией» яляется формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД: умение самостоятельно оценивать и принимать решения,умение выбирать успешные стратегии в различных ситуациях, умение самостоятельно осуществлять и корректировать деятельность, а также самостоятельно определять цели деятельности и составлять ее план;
Познавательные УУД: умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать информацию, владение навыками познавательной, учебно-исследовательской, творческой и проектной деятельности.
Коммуникативные УУД: владение языковыми средствами, умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности.
Учебные результаты:
1. Школьник сможет приобрести следующие знания:
азбука хирагана, звуки японского языка;
значения 10 иероглифов и их сочетаний, отобранных в соответствии с предусмотренным программой лексиконом;
особенности интонации основных типов предложений;
особенности культуры страны изучаемого языка, название страны и её столицы;
Школьник сможет приобрести следующие умения:
понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание облегченных, доступных по объему текстов с опорой на зрительную наглядность,
умение участвовать в элементарном этикетном диалоге (знакомство, поздравление, благодарность, приветствие),
умение расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы («кто?», «что?», «какой?», «когда?» и отвечать на них);
умение кратко рассказывать о себе, своей семье, друге;
умение списывать текст, вставляя в него пропущенные слова в соответствии с контекстом
умение писать краткое поздравление в открытке с опорой на образец; использовать приобретенные знания, умения, навыки в элементарных коммуникациях с носителями иностранного языка;
Проверка достигаемых учениками общеобразовательных результатов проводится в следующих формах:
текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка учащимися выполняемых заданий;
взаимооценка учащимися работ друг друга или работ, выполненных в группах; текущая диагностика и оценка учителем деятельности школьников;
итоговая оценка индивидуальной деятельности учащихся учителем, выполняемая в форме образовательной характеристики.
Воспитательные результаты:
Школьник сможет приобрести следующие социально значимые знания:
-формирование представления о структуре японского языка (отличный от других языков порядок слов в предложении, три вида письменности):
- знание базовой лексики и грамматики для элементарного общения в рамках ситуаций, свойственных возрасту учащихся;
- сведения об истории, культуре и этикете страны изучаемого языка
3. Содержание курса
1. «Давайте познакомимся!»
2. «Школа и класс: что вокруг нас?»
3. «Япония — страна вежливости»
4. «Моя семья»
5. «В гостях в японском доме»
6. «Что вы любите, а что — нет?»
7. «Путешествуем вместе!»
8. «Покупки и развлечения»
9. «Сколько время?»
4. Тематическое планирование
№/п |
Темы |
Количество часов |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||
1 |
«Давайте познакомимся!» |
4 |
2 |
2 |
2 |
«Школа и класс: что вокруг нас?» |
4 |
2 |
2 |
3 |
«Япония — страна вежливости» |
4 |
2 |
2 |
4 |
«Моя семья» |
4 |
2 |
2 |
5 |
«В гостях в японском доме» |
3 |
2 |
1 |
6 |
«Что вы любите, а что — нет?» |
4 |
2 |
2 |
7 |
«Путешествуем вместе!» |
4 |
2 |
2 |
8 |
«Покупки и развлечения» |
4 |
2 |
2 |
9 |
«Сколько время?» |
3 |
2 |
1 |
|
Всего |
34 |
18 |
16 |
№ урока |
Дата |
Тема |
Содержание занятия |
Характеристика основных видов деятельности учащихся |
«Давайте познакомимся!» |
||||
1 |
|
Что вы знаете о Японии? |
Основные факты о Японии. Флаг, география, флора и фауна. Легенда о происхождении островов. Символика. |
Беседа |
2 |
|
Как познакомиться на японском языке |
Приветствие. Как японцы ведут себя при первой встрече. Как правильно представиться. |
Творческое занятие, ролевые диалоги. |
3 |
|
Японская письменность |
Знакомство с письменностью японского языка: кана, иероглифы, ромадзи. Отработка обиходных фраз. |
Лекция, работа с карточками, письмо. |
4 |
|
Личная карточка для знакомства |
Обобщение по теме знакомства |
Проект |
Школа и класс: что вокруг нас? |
||||
5 |
|
Школа и класс |
Введение ЛЕ, родительный падеж, интересуемся делами и самочувствием своих товарищей. Как называть числа от 1 до 10? |
Работа с карточками, ролевые диалоги. Изучение новой лексики. |
6 |
|
Указательные местоимения |
Изучаем, как назвать нужный предмет. Введение ЛЕ. Лексика японского языка: ваго (японские слова), канго (китайские слова), гайрайго (заимствованные слова). |
Теоретическое занятие, эвристическая беседа. |
7 |
|
Продолжение изучения азбуки |
Ряд КА и ГА. Введение нигори. |
Презентация-практикум, работа с карточками, знакомство с новыми буквами. |
8 |
|
Японское искусство икэбана |
Знакомство с этим видом искусства |
Творческий проект |
Япония- страна вежливости |
||||
9 |
|
Японский этикет |
Структура вежливости в Японском языке |
Лекция |
10 |
|
Указательные местоимения с функцией прилагательного |
Называем предметы по цветам |
Лекция, эвристическая беседа |
11 |
|
Указательные местоимения с функцией прилагательного |
Называем предметы по цветам, притяжательный падеж. |
Практика |
12 |
|
Японская письменность: ряд СА и ДЗА |
Изучаем, как показать долготу звука или его удвоение |
Практикум, работа с карточками |
Моя семья |
||||
13 |
|
Семья и друзья |
Лексика по теме. |
Работа с карточками и иллюстрациями, выполнение заданий |
14 |
|
Счет от 10 до 30 |
Знакомство со сложными числительными |
Теория, работа с карточками, иллюстрациями. |
15 |
|
Японская письменность: ряд ТА и ДА |
Изучаем, как показать долготу звука или его удвоение. Отработка лексики по теме «семья» |
Практикум, работа с карточками |
16 |
|
Японское искусство каллиграфии |
|
Творческий мастер-класс |
В гостях в японском доме |
||||
17 |
|
Устройство японского дома |
Лексика по теме «мебель» |
Работа с карточками и иллюстрациями, кроссворд, упражнение |
18 |
|
Грамматическая конструкция ИМАС/АРИМАС |
Знакомимся с конструкцией местонахождения. Описываем местонахождение предметов в классе. |
Творческое занятие, ролевые диалоги, работа с иллюстрациями |
19 |
|
Домик для Юми нэко |
Знакомимся с японскими именами и фамилиями |
Творческий проект |
Что вы любите, а что нет? |
||||
20 |
|
Выражаем предпочтения |
Конструкция СКИ/КИРАЙ. Лексика по теме «хобби» |
Работа с карточками, ролевые диалоги. |
21 |
|
Японская письменность: ряд ХИ и ПИ |
Изучаем как показать оглушение. Лексика по теме «животные» |
Теория, работа с карточками, иллюстрациями. |
22 |
|
Японская письменность: ряд МА |
Изучение слогов, Лексика по теме «растения» |
Теория, работа с карточками, иллюстрациями. |
23 |
|
Продолжаем изучать каллиграфию |
Пишем новые иероглифы |
Творческий мастер-класс |
Путешествуем вместе |
||||
24 |
|
Учреждения и транспорт |
Лексика по теме |
Работа с карточками, лексическая игра |
25 |
|
Глаголы направления. Падежи ДЭ/НИ/Э |
Глаголы ИКУ/КАЭРУ/КУРУ/МОДОРУ |
Теоретическое занятие, упражнения |
26 |
|
Глаголы направления. Падежи ДЭ/НИ/Э |
Глаголы ИКУ/КАЭРУ/КУРУ/МОДОРУ Падежи ДЭ/НИ/Э |
Аудирование, практика |
27 |
|
Японская письменность: ряд РА |
Лексика по теме «страны и национальности» |
Практикум, работа с карточками |
Идем за покупками |
||||
28 |
|
Одежда и продукты |
Лексика по теме |
Работа с карточками, дидактическая игра |
29 |
|
Особенности счета |
Знакомство со счетными суффиксами, НЛЕ |
Теория, Дидактическая игра |
30 |
|
Японская письменность: Я,Ю,Ё |
Актуализация лексики со счетными суффиксами, слоги с буквами Я,Ю,Ё |
Презентация практикум, работа с карточками |
31 |
|
Делаем оригами «журавлик и кимоно» |
Особенности надевания кимоно, его виды, название элементов. |
Творческий мастер класс |
Сколько время? |
||||
32 |
|
Дни недели |
Лексика по теме, Падежи КАРА и МАДЭ |
Теоретическое занятие |
33 |
|
Сколько время? |
Называем часы по-японски. Составляем свое расписание на день. |
Мини-прект. |
34 |
|
Японская письменность: ряд ВА |
Чтение небольшого текста, подведение итогов, обобщение знаний. |
Презентация практикум, работа с карточками |
5. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса
1. Стругова Е В., Шефтелевич Н. С «Читаем, пишем, говорим по-японски». Москва: Восток Запад, 2004.-432 с.
2. Стругова Е в, Шефтелевич н. С «Читаем, пишем, говорим по- японски», Пособие по иероглифике Москва: Восток Запад, 2004.-128с.
3. Голомилова Марина «Учебник японского языка для детей» ч 1 Екатеринбург. Издательство Уральского Университета» 2001.- 227 с
4. «Весёлый японский с Хироко-сан I», Токио: Бондзинся, 1995.-162 с
Дополнительно:
1. Карточки азбуки «Хирагана ка дов. -Токио. Кумонсюппан, 1998
2. Курияма Масако, Итимару Киоко Дориру тоситэ-но гэ: му ке:дзай годзю: (50 игр в стиле брейн-шторма для обучения японскому языку)-ARC, 1999-260 с.
3. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.