Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №28 имени Молодова С.Г. г. Челябинска»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Функциональная грамотность: учение с увлечением»
Направление: общеинтеллектуальное
1-4 класс
Составитель: Сметанина Ю.В., учитель начальных классов
2023 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности для 1-4 класса «Функциональная грамотность: учение с увлечением» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к основной образовательной программе начального общего образования.
Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на
наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учение с увлечением» предназначена для реализации в 1-4 классах начальной школы и рассчитана на 135 часов за весь курс изучения.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 КЛАСС
Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских народных сказок, составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части, составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного.
Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10, составление числовых выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и истинные высказывания.
Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость.
Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и её свойства, вода и её свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2 КЛАССА
Читательская грамотность (1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29 занятия): понятия «художественный» и «научно-познавательный»; жанровое сходство и различия художественных и научно-познавательных текстов; составление характеристики героев прочитанных произведений; деление текстов на части, составление плана; ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного;
Математическая грамотность (2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30 занятия): нахождение значений математических выражений в пределах 100, составление числовых выражений и нахождение их значений. Состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, столбчатых диаграмм, календарь, логические задачи, ложные и истинные высказывания, построение геометрических фигур, нахождение длины ломаной, диаметр окружности, периметр треугольника.
Финансовая грамотность (3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31 занятия): деньги, аверс и реверс монеты, кредиты, вклады, банковская карта, правила безопасного использования банковских карт, фальшивые и повреждённые деньги, средства защиты российских банкнот, валюта.
Естественно-научная грамотность (4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32 занятия): наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, овощами, мёдом, лесной землей, песком, глиной. Состав почвы, перегной. Состав и свойства древесины. Названия овощей, выделение среди овощей корнеплодов. Названия частей растений, виды корней, свойства корней. Представление о позвоночных животных.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 3 КЛАСС
Читательская грамотность (1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 занятия): научно-познавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного.
Естественно-научная грамотность (2, 4, 6, 8, 10, 12, 14 занятия): особенности жизнедеятельности дождевых червей: кальций и его роль в организме человека, дрожжи, виды облаков, свойства мела, свойства мыла, восковые свечи, магнит и его свойства.
Финансовая грамотность (18, 20, 22, 24, 26, 28, 30, 32 занятия): бюджет, уровни государственного бюджета, семейный бюджет, заработная плата, пенсия, дополнительные доходы (выигрыш, клад, пособия). Обязательные, желаемые и непредвиденные расходы. Налоги. Экономия семейного бюджета.
Математическая грамотность (19, 21, 23, 25, 27, 29, 31, 33 занятия): нахождение значений математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, решение задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 4 КЛАСС
Читательская грамотность (занятия 1-8): научнопознавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного.
Естественно-научная грамотность (занятия 9-16): томат, болгарский перец, картофель, баклажаны, лук, капуста, горох, грибы. Работа с понятиями: многолетнее / однолетнее растение, части растений, условия и способы размножения, строение плодов, сроки посадки, возможности использования человеком.
Финансовая грамотность (занятия 18-25): потребительская корзина, состав потребительской корзины, прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда, страхование и его виды, распродажа, акция, скидка, бонусы, кешбэк, страховые риски, благотворительность, благотворитель, благотворительный фонд.
Математическая грамотность (занятия 26-33): нахождение значений математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», сравнение различных вариантов покупок; нахождение размера скидки на товар, нахождение цены товара со скидкой; чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками, умение пользоваться калькулятором.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
- осознавать личную ответственность за свои поступки;
- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса: Познавательные:
- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
- овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
- проявлять познавательную и творческую инициативу;
- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
- оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
- адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
- способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
- способность различать тексты различных жанров и типов;
- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
- умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
- умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
- способность проводить математические рассуждения;
- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления;
- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
- понимание и правильное использование экономических терминов;
- представление о банковских картах;
- умение правильно обращаться с поврежденными деньгами;
- представление о различных банковских услугах;
- проведение элементарных финансовых расчётов.
Предметные результаты изучения блока «Естественнонаучная грамотность»:
- способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
- способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
• степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
• поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
• результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
• косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и другим предметам.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
|
№ п/п |
Тема |
Предмет изучения |
Формируемые умения |
|
|
|
Блок «Читательская грамотность» |
|
|
1. |
Виталий Бианки. Лис и мышонок |
Содержание сказки. Качество: осторожность, предусмотрительность. |
- Определять жанр произведения; - называть героев сказки; - дополнять предложения, пользуясь информацией из текста; - давать характеристику героям; - определять последовательность событий и рассказывать сказку; - составлять из частей пословицы и определять их соответствие произведению; - различать научно-познавательный текст и художественный; - определять, чему учит сказка. |
|
2. |
Русская народная сказка. Мороз и заяц |
Содержание сказки. Качество: выносливость, упорство. |
- Определять национальную принадлежность сказки по информации в заголовке занятия; - отвечать на вопросы по содержанию сказки без опоры на текст; - давать характеристику героям сказки; - наблюдать над синонимами как близкими по значению |
|
|
|
|
словами (без введения понятия); - делить текст на части в соответствии с предложенным планом; - объяснять значение устойчивых выражений (фразеологизмов); - сопоставлять графическую информацию со сведениями, полученными из научно-познавательного текста; - устанавливать истинность и ложность высказываний; - подбирать из текста слова на заданную тему; - определять, чему можно научиться у героя сказки; - строить связное речевое высказывание в соответствии с учебной задачей. |
|
3. |
Владимир Сутеев. Живые грибы |
Содержание сказки. Качество: трудолюбие. |
- Давать характеристику героям; - дополнять предложения на основе сведений из текста; - определять последовательность событий и рассказывать сказку; - составлять вопросы по содержанию сказки; - на основе сведений из научно-познавательного текста выбирать верные высказывания. |
|
4 |
Геннадий Цыферов. Петушок и солнышко |
Содержание сказки. Качество: вежливость, умение признавать свои |
- Определять вид сказки; - называть героев сказки, находить среди них главного героя; - определять принадлежность реплик персонажам сказки (без опоры на текст); |
|
|
|
ошибки. |
- определять последовательность событий сказки; - находить необходимую информацию в тексте; - определять, на какие вопросы можно получить ответы из прочитанного текста; - соотносить события и поступки, описанные в сказке, с событиями собственной жизни, давать им оценку; - объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с прочитанной сказкой; - строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей; - определять, чему учит сказка. |
|
5. |
Михаил Пляцков- ский. Урок дружбы |
Содержание сказки. Дружба, жадность. |
- Определять лексическое значение слова; - анализировать содержание текста и составлять план; - определять по рисунку содержание отрывка из текста; - давать характеристику героям; - понимать, чему учит сказка; - составлять из частей пословицы и определять их соответствие произведению; - фантазировать и придумывать продолжение сказки. |
|
6 |
Грузинская сказка. Лев и заяц |
Содержание сказки. Качество: смекалка, находчивость, хитрость, |
- Определять жанр произведения; - называть героев сказки; - выбирать изображение, подходящее для иллюстрации героя сказки; - давать характеристику персонажам сказки; |
|
|
|
глупость. |
- наблюдать над словами близкими и противоположными по смыслу; - соотносить иллюстрации с событиями, описанными в сказке, с опорой на текст; - отвечать на вопросы по содержанию сказки; - определять, на какие вопросы можно получить ответы из прочитанного текста, находить ответы в тексте; - строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей. - объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с прочитанной сказкой. |
|
7 |
Русская народная сказка. Как лиса училась летать |
Содержание сказки. Качество: смекалка, находчивость, хитрость, глупость. |
- Давать характеристику героям; - определять по рисунку содержание отрывка из текста; - располагать в правильной последовательности предложения для составления отзыва на прочитанное произведение; - соединять части предложений; - задавать вопросы к тексту сказки; - объяснять главную мысль сказки; - дополнять отзыв на прочитанное произведение. |
|
8 |
Евгений Пермяк. Четыре брата |
Содержание сказки. Семейные ценности. |
- Определять жанр произведения; - называть героев сказки; - находить в тексте образные сравнения; - отвечать на вопросы по содержанию сказки; - определять, на какие вопросы можно получить ответы из |
|
|
|
|
прочитанного текста, находить ответы в тексте; - рассказывать, что понравилось/не понравилось в сказке и почему; - разгадывать ребусы; - объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с прочитанной сказкой; - строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей. |
|
|
|
Блок «Математическая грамотность» |
|
|
9 |
Про курочку Ря- бу, золотые и простые яйца |
Счёт предметов, составление и решение выражений, задачи. Многоугольники. |
- Определять количество предметов при счёте; - составлять и решать выражения с ответом 5; - решать задачу на уменьшение числа на несколько единиц; - соединять с помощью линейки точки и называть многоугольники; - решать задачу в два действия. |
|
10 |
Про козу, козлят и капусту |
Счёт предметов, составление и решение выражений, задачи. Ломаная. |
- Определять количество предметов при счёте; - образовывать число 8; - составлять и решать выражения с ответом 9; - решать задачу в два действия; - находить остаток числа; - соединять с помощью линейки точки и называть геометрическую фигуру - ломаную. |
|
11 |
Про петушка и жерновцы |
Состав числа 9, анализ данных и ответы на вопросы. |
- Раскладывать число 9 на два слагаемых; - отвечать на вопросы на основе условия задачи; - анализировать данные и отвечать на вопросы; - анализировать данные в таблице и отвечать на вопросы; - работать в группе. |
|
12 |
Как петушок и курочки делили бобовые зёр нышки |
Разложение числа 10 на два и три слагаемых. |
- Раскладывать число 10 на два слагаемых, когда одно из слагаемых больше другого; - раскладывать число 10 на два слагаемых, когда слагаемые равны; - раскладывать число 10 на три слагаемых; - раскладывать число 10 на три чётных слагаемых. |
|
13 |
Про наливные яблочки |
Увеличение числа на несколько единиц, сложение и вычитание в переделах 20. |
- Преобразовывать текстовую информацию в табличную форму; - находить недостающие данные при решении задач; - складывать одинаковые слагаемые в пределах 10; - овладевать практическими навыками деления числа на части на наглядно-образной основе; - выражать большие единицы измерения в более мелких и наоборот; - определять истинность/ложность высказываний. |
|
14. |
Про Машу и трёх медведей |
Состав чисел 9, 10, 11. Задачи на нахождение |
- Раскладывать числа 9, 10, 11 на три слагаемых; - решать задачи на нахождение суммы; - овладевать практическими навыками деления числа на части на наглядно-образной основе; |
|
|
|
суммы. |
- читать таблицы, дополнять недостающие в таблице данные; - устанавливать закономерности. |
|
15 |
Про старика, старуху, волка и лисичку |
Задачи на нахождение части. Состав числа 12. |
- Раскладывать число 12 на несколько слагаемых; - решать задачи на нахождение части числа: - читать таблицы; заполнять недостающие данные в таблице по самостоятельно выполненным подсчётам; - практически работать с круговыми диаграммами, сравнивать сектора круговой диаграммы; - сравнивать числовые выражения, составленные по рисункам; - находить прямоугольники на рисунке. |
|
16 |
Про медведя, лису и мишкин мёд |
Задачи на нахождение суммы. Состав чисел второго десятка. |
- Решать задачи на нахождение суммы, на увеличение числа на несколько единиц; - читать таблицы, заполнять недостающие данные в таблице по самостоятельно выполненным подсчётам; - раскладывать числа первого и второго десятка на несколько слагаемых; - читать простейшие чертежи. |
|
Блок «Финансовая грамотность» |
|||
|
17 |
За покупками |
Цена, товар, спрос. |
- Наблюдать над понятиями: цена, товар, спрос; - анализировать информацию и объяснять, как формируется стоимость товара, почему один и тот же товар может быть |
|
|
|
|
дешевле или дороже; - рассуждать об умении экономно тратить деньги. |
|
18 |
Находчивый Колобок |
Деньги, цена, услуги, товар. |
- Наблюдать над понятиями: товар и услуга; - определять необходимые продукты и их цены; - строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; - работать в группе. |
|
19 |
День рождения Мухи- Цокотухи |
Цена, стоимость, сдача, сбережения. |
- Наблюдать над различием цены и стоимости; - определять, какой товар можно купить на имеющиеся деньги; - определять стоимость покупки; - анализировать информацию и делать соответствующие выводы; - объяснять смысл пословиц. |
|
20 |
Буратино и карманные деньги |
Карманные деньги, необходимая покупка, желаемая покупка. |
- Наблюдать над понятиями: карманные деньги, необходимая покупка, желаемая покупка; - выбирать подарки для друзей на основе предложенных цен; - анализировать информацию и делать соответствующие выводы; - рассуждать о правильности принятого решения; - проводить оценку и, в случае необходимости, коррекцию собственных действий по решению учебной задачи. |
|
21 |
Кот Василий продаёт молоко |
Реклама. |
- Наблюдать над понятием «реклама»; - строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; - анализировать представленную информацию и выбирать надпись для магазина; - делать выбор на основе предложенной информации; - называть различные виды рекламы. |
|
22 |
Лесной банк |
Банк, финансы, банковские услуги, работники банка. |
- Наблюдать над понятием «банк»; - объяснять значение понятий на доступном для первоклассника уровне; - анализировать информацию, представленную в текстовом виде, и на её основе делать соответствующие выводы: - строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей. |
|
23 |
Как мужик и медведь прибыль делили |
Мошенник, сделка, доход, выручка, прибыль, продажа оптом. |
- Наблюдать над понятием «сделка»; - объяснять, что такое доход, затраты и как получают прибыль; - понимать, почему оптом можно купить дешевле; - выбирать товары для покупки на определенную сумму; - строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей. |
|
24 |
Как мужик золото менял |
Услуга, равноценный обмен, бартер. |
- Различать платную и бесплатную услугу; наблюдать над понятием «равноценный обмен»; - объяснять, что такое бартер; |
|
|
|
|
- формулировать правила обмена; - строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей. |
|
|
|
Блок «Естественно-научная грамотность» |
|
|
25 |
Как Иванушка хотел попить водицы |
Вода, свойства воды. |
- Наблюдать над свойством воды - прозрачность; - определять с помощью вкусовых анализаторов, в каком стакане вода смешана с сахаром; - определять, как уровень воды в стакане влияет на высоту звука; - объяснять, как плотность воды влияет на способность яйца плавать; - определять, как влияет вода на движение листа бумаги по гладкой поверхности; - использовать простейший фильтр для проверки чистоты воды; - делать самостоятельные умозаключения по результатам опытов. |
|
26 |
Пятачок, Винни- Пух и воздушный шарик |
Воздушный шарик, воздух. |
- Доказывать, что внутри шарика находится воздух, который легче воды; - показывать, что шарик можно наполнять водой; - объяснять, как можно надуть шарик с помощью лимонного сока и соды; - рассказывать о свойствах шарика плавать на поверхности |
|
|
|
|
воды; - объяснять, почему шарик не тонет в воде; - рассказывать, в каком случае шарик может летать; - делать самостоятельные умозаключения по результатам опытов. |
|
27 |
Про репку и другие корнеплоды |
Корнеплоды. |
- Описывать и характеризовать овощи-корнеплоды, называть их существенные признаки, описывать особенности внешнего вида; - осуществлять поиск необходимой информации из рассказа учителя, из собственного жизненного опыта; - планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; - контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания. |
|
28 |
Плывёт, плывёт кораблик |
Плавучесть предметов. |
- Определять плавучесть металлических предметов; - объяснять, что плавучесть предметов зависит от формы; - понимать, что внутри плавучих предметов находится воздух; - объяснять, почему случаются кораблекрушения; - объяснять, что такое ватерлиния; - определять направление ветра. |
|
29 |
Про Сне гурочку и |
Три состояния воды. |
- Объяснять, что такое снег и лёд; - объяснять, почему в морозный день снег под ногами |
|
|
превращения воды |
|
скрипит; - наблюдать за переходом воды из одного состояния в другое; - наблюдать над формой и строением снежинок; - составлять кластер; - проводить несложные опыты со снегом и льдом и объяснять полученные результаты опытов; - высказывать предположения и гипотезы о причинах наблюдаемых явлений. |
|
30 |
Как делили апельсин |
Апельсин, плавучесть, эфирные масла из апельсина. |
- Объяснять, почему лопается воздушный шарик при воздействии на него сока из цедры апельсина; - объяснять, почему не тонет кожура апельсина; - объяснять, как узнать количество долек в неочищенном апельсине; - определять в каком из апельсинов больше сока; - познакомиться с правилами выращивания цитрусовых из косточек; - проводить несложные опыты и объяснять полученные результаты опытов. |
|
31 |
Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду |
Зеркало, отражение, калейдоскоп. |
- Объяснять, когда можно увидеть своё отражение в воде; - определять, в каких предметах можно увидеть свое отражение, - наблюдать над различием отражений в плоских, выпуклых и вогнутых металлических предметах; |
|
|
|
|
- наблюдать многократность отражений; - проводить несложные опыты и объяснять полученные результаты опытов; - строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей. |
|
32 |
Иванова соль |
Соль, свойства соли. |
- Наблюдать свойства изучаемых объектов: сравнивать свойства соли и песка; - составлять связное речевое высказывание в соответствии с поставленной учебной задачей; - представлять результаты исследовательской деятельности в различных формах: устное высказывание, таблица, дополненное письменное высказывание; - анализировать условия проведения опыта и проводить опыт, аналогичный предложенному, с заменой одного из объектов; - проводить несложные опыты с солью и объяснять полученные результаты опытов; - строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей. |
|
33 |
Владимир Сутеев. Яблоко |
Яблоко. |
- Доказывать, как с помощью яблочного сока можно рисовать; - доказывать, что существует сила притяжения; - пользуясь информацией из текста, дополнять предложения; |
|
|
|
|
- соединять части текста и рисунки; - называть героев сказки; - отвечать на вопрос после выполнения арифметических действий; - давать характеристику герою; определять стоимость части от целого; - придумывать рекламу-упаковку; - определять профессию рабочего банка; - объяснять, чему учит сказка. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАССА
|
№ п/п |
Тема |
Предмет изучения |
Формируемые умения |
|
1. |
Михаил Пришвин. Беличья па мять |
Различия научнопознавательного и художественного текстов. |
- Определять жанр, тему, героев произведения; - объяснять значения выражений, встретившихся в тексте; - озаглавливать прочитанный текст; - находить необходимую информацию в прочитанном тексте; - задавать вопросы по содержанию прочитанного и отвечать на них; - давать характеристику герою произведения; - различать научно-познавательный текст и художественный; находить их сходство и различия. |
|
2. |
Про беличьи запасы |
Сложение одинаковых слагаемых, решение задач. |
- Работать с таблицами: интерпретировать и дополнять данные; - выполнять сложение и сравнение чисел в пределах 100; - объяснять графические модели при решении задач; - анализировать представленные данные, устанавливать закономерности; |
|
|
|
|
- строить ломаную линию. |
|
3. |
Беличьи деньги |
Бумажные и металлические деньги, рубль, копейка. |
- Объяснять значение понятий «покупка», «продажа», «сделка», «деньги»; - понимать, откуда возникло название российских денег «рубль» и «копейка»; - находить у монеты аверс и реверс; - выполнять логические операции: анализ, синтез и сравнение; - готовить небольшое сообщение на заданную тему. |
|
4 |
Про белочку и погоду |
Наблюдения за погодой. |
- Объяснять, что такое «погода», «хорошая и плохая погода», «облачность»; - объяснять, что такое «оттепель», «наст»; - работать с таблицами наблюдений за погодой; - высказывать предположения и гипотезы о причинах наблюдаемых явлений; - работать в парах. |
|
5. |
И. Соколов- Микитов. В берлоге |
Содержание рассказа. Отличия художественного, научнопознавательного и газетного стилей. |
Определять жанр, тему, героев произведения; - объяснять значения выражений, встретившихся в тексте; - отвечать на вопросы по содержанию текста цитатами из него; - составлять вопросы по содержанию текста для |
|
|
|
|
готовых ответов; - определять отрывок, к которому подобрана иллюстрация; - разгадывать ребусы; - устанавливать логические связи. |
|
6 |
Медвежье потомство |
Столбчатая диаграмма, таблицы, логические задачи. |
- Анализировать данные столбчатой диаграммы, представленные в явном и неявном виде; - дополнять недостающие на диаграмме данные; - отвечать на вопросы, ответы на которые спрятаны на диаграмме; - анализировать данные таблицы, устанавливая их истинность и ложность; - выполнять вычисления на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц; - решать логические задачи на практическое деление; - находить периметр треугольника; - строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей. |
|
7 |
Повреждённые и фальшивые деньги |
Наличные деньги, средства защиты бумажных денег, повреждённые деньги. |
- Объяснять на доступном для второклассника уровне, что такое фальшивые и поврежденные деньги; - знать правила использования поврежденных денег; - находить и показывать средства защиты на рос- |
|
|
|
|
сийских банкнотах; - находить необходимую информацию в тексте; - отвечать на вопросы на основе полученной информации. |
|
8 |
Лесные сладкоежки |
Медонос, настоящий и искусственный мёд |
- Проводить несложные опыты с мёдом; - определять последовательность действий при проведении опытов; - делать выводы по результатам опытов; - различать свойства настоящего и поддельного, искусственного мёда; - анализировать данные таблицы; - строить логические рассуждения и оформлять их в устной и письменной речи; - иметь представление о лечебных свойствах мёда. |
|
9 |
Лев Толстой. Зайцы |
Содержание рассказа. Сравнение научнопознавательного и художественного текстов. |
- Заполнять кластер на основе полученных сведений из текста; - определение лексического значения слова; - находить необходимую информацию в тексте; - определять объект на рисунке с помощью подсказки; - определять последовательность действий, описанных в рассказе; - различать художественный и научно- |
|
|
|
|
познавательный текст; - сравнивать авторский текст и текст из энциклопедии, находить общие сведения; - определять по высказываниям информацию, полученную из текста; - строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей. |
|
10 |
Про зайчат и зайчиху |
Единицы измерения времени: сутки, часы. Сложение в пределах 100. Логические задачи. Диаграмма. |
- Определять количество часов в сутках; - находить необходимую информацию в тексте и выполнять математические вычисления; - подбирать из предложенных чисел суммы чисел, состоящих из двух слагаемых, доказывать правильность выбранных чисел; - решать логические задачи по данному условию; - составлять элементарную диаграмму. |
|
11 |
Банковская карта |
Банковская карта. |
- Давать характеристику наличным деньгам; - рассказывать о дебетовой банковской карте; - объяснять, что обозначают надписи на карте; - объяснять, как производить покупку в магазине; - объяснять, как можно снять деньги в банкомате с помощью карты; - рассказывать о кредитной банковской карте. |
|
12 |
Про Зайчишку и овощи |
Морковь, огурец, помидор, свёкла, капу- |
- Определять по рисункам названия растений и находить среди них овощи; |
|
|
|
ста. |
- выделять среди овощей корнеплоды; - проводить опыт по проращиванию моркови; - определять цвет сока овощей опытным путём; - сравнивать свойства сырой и варёной моркови. |
|
13 |
Николай Сладков. Весёлая игра |
Содержание рассказа |
- Определять тип и тему текста, называть его персонажей; - понимать, что такое «цитата», использовать цитаты в качестве ответов на вопросы по содержанию прочитанного текста; - объяснять лексическое значение слов и выражений; - устанавливать истинность и ложность утверждений, подтверждая или опровергая их с помощью цитат; - составлять на доступном для второклассника языке инструкции/правила, грамотно оформлять их на письме. |
|
14 |
Лисьи забавы |
Решение логических задач с помощью таблицы; столбчатая диаграмма, чертёж. |
- Определять дату по календарю; - находить необходимую информацию в тексте и выполнять математические вычисления; - записывать краткую запись и решение задач; - решать логические задачи с помощью таблицы; - анализировать данные, представленные в столбчатой диаграмме, дополнять недостающие в диа- |
|
|
|
|
грамме данные; - составлять вопросы, ответы на которые можно узнать по данным столбчатой диаграммы; - читать простейшие чертежи, выполнять построения на чертеже в соответствии с данными задачи. |
|
15 |
Безопасность денег на банковской карте |
Правила безопасности при использовании банковских карт. |
- Иметь представление об элементах, расположенных на лицевой и оборотных сторонах банковской карты, объяснять их назначение; - находить необходимую информацию в тексте задания; - формулировать правила безопасности при использовании банковских карт. |
|
16 |
Лисьи норы |
Устройство лисьей норы, свойства лесной земли, песка и глины, состав почвы. |
- Иметь представление об устройстве лисьих нор; - проводить простейшие опыты по определению свойств лесной земли, песка и глины, состава почвы; - делать выводы по результатам проведенных наблюдений и опытов; - понимать и объяснять, от чего зависит плодородие почвы. |
|
17 |
Обыкновенные кроты |
Содержание научнопознавательного текста. |
- Определять тип текста; - составлять описание крота на основе прочитанного текста; - разгадывать ребусы и соотносить слова- |
|
|
|
|
ассоциации; - соединять линиями части предложений и определять их последовательность в тексте; - объяснять значение слова; - составлять вопросы по предложенным предложениям; - находить синонимы к предложенному слову; - писать сочинение-рассуждение по заданной теме; - определять название раздела, в котором может быть размещён текст. |
|
18 |
Про крота |
Сложение в пределах 100. Логические задачи. Диаграмма. |
- Решать задачи логического характера; - решать задачи с использованием данных таблицы; - решать задачи на основе данных диаграммы; - решать примеры на основе предложенной цепочки примеров; - определять цвета геометрических фигур на основе верных высказываний. |
|
19 |
Про кредиты |
Кредит. Ипотечный кредит. Автокредит. Кредит наличными. |
- Объяснять, что такое «кредит»; - определять виды кредитов; - понимать, чем отличаются друг от друга разные виды кредитов; - определять сумму переплаты по кредиту; - определять, какой кредит наиболее выгоден банку |
|
|
|
|
по срокам его оплаты; - определять, какой кредит наиболее выгоден клиенту банка по срокам его оплаты. |
|
20 |
Корень - часть растения |
Корень. Виды корневых систем. Видоизменённые корни. |
- Называть части цветочных растений; - объяснять, для чего растению корень; - доказывать, что рост растения начинается с корня; - называть виды корневых систем; - называть видоизменённые корни. |
|
21 |
Эдуард Шим. Тяжкий труд |
Содержание художественного текста. |
- Определять книгу, в которой можно прочитать предложенный художественный текст; - определение лексического значения слова; - находить необходимую информацию в тексте; - находить в тексте предложение по заданному вопросу; - разгадывать ребусы и соотносить полученные ответы со словами; - определять главную мысль текста; - определять, чему учит текст; - строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей. |
|
22 |
Про ежа |
Решение выражений, столбчатая и круговая диаграмма, |
- Находить значение выражений, соотносить полученные результаты с буквами и читать название насекомого; |
|
|
|
названия месяцев. |
- определять время с помощью скорости и расстояния; - определять данные столбчатой диаграммы, находить часть от числа и записывать результаты в таблицу, результаты таблицы переносить в круговую диаграмму; - отвечать на вопросы на основе полученных данных; - определять последовательность маршрута на основе схемы; - записывать слова с помощью кода; - называть месяцы, сравнивать количество месяцев. |
|
23 |
Про вклады |
Вклад, вкладчик, срочный вклад, вклад до востребования. |
- Давать определение вклада; - называть виды вкладов: срочный вклад, вклад до востребования; - объяснять, что такое банковский процент по вкладам; - объяснять, как считают банковский процент по вкладам; - объяснять, почему банки выплачивают проценты. |
|
24 |
Занимательные особенности яблока |
Яблоко, свойства яблока. |
- Объяснять, почему яблоко в месте разреза темнеет, а при покрытии разреза соком лимона не темнеет; - объяснять, почему яблоко плавает; - объяснять, почему яблоко отталкивается от магнита; - объяснять, почему неспелое яблоко кислое; - находить на срезе яблока рисунок звезды. |
|
|
|
|
|
|
25 |
Полевой хомяк |
Содержание научнопознавательного текста. |
- Определять вид текста; - составлять описание хомяка на основе прочитанного текста; - дополнять описание хомяка на основе рисунка; - придумывать сравнения; - составлять вопросы по данным предложениям; - отвечать на вопросы на основе полученных сведений; - разгадывать ребусы и объяснять значение слова; - определять сведения, которые удивили; - составлять план при подготовке к сообщению. |
|
26 |
Про полевого хомяка |
Решение выражений, столбчатая и круговая диаграммы, именованные числа, четырёхугольники. |
- Находить значение выражений, соотносить полученные результаты с буквами и читать название животного; - строить столбчатую диаграмму на основе имеющихся данных; - отвечать на вопросы на основе имеющихся данных; - находить путь хомяка на основе заданного условия, доказывать, что путь выбран правильно; - записывать именованные числа в порядке возрастания; - строить четырёхугольники по заданному условию. |
|
|
|
|
|
|
27 |
Ловушки для денег |
Доходы, расходы, прибыль, дефицит, профицит. |
- Определять доходы, расходы и прибыль; - отличать желаемые покупки от необходимых; - рассуждать, как поступать в различных ситуациях при покупке товара; - объяснять, что такое дефицит и профицит; - рассуждать, как не тратить напрасно деньги. |
|
28 |
Про хомяка и его запасы |
Горох, свойства прорастания гороха. |
- Называть растения, плоды которых составляют основу питания хомяка; - объяснять и доказывать, как влажность и воздух влияют на прорастание семян; - объяснять и доказывать, что для роста, особенно в первое время, проростки используют вещества, запасённые в самих семенах; - объяснять и доказывать, как влияет наличие света на прорастание семян; - объяснять и доказывать, как влияет температура на прорастание семян; - объяснять и доказывать, как влияет глубина посева на прорастание семян; - определять правильную последовательность прорастания семян гороха. |
|
|
|
|
|
|
29 |
Про бобров |
Содержание текста, текст-описание. |
- Определять тип текста, его тему; - находить выделенное в тексте словосочетание и объяснять его лексическое значение; - находить среди предложенных вариантов вопросы, на которые можно/нельзя найти ответы в прочитанном тексте; - задавать вопросы по содержанию прочитанного; - сравнивать тексты; - определять сведения, которые удивили; - составлять речевое высказывание в письменной форме. |
|
30 |
Бобры- строители |
Диаметр, длина окружности, решение практических задач. |
- Иметь представление о диаметре окружности; - анализировать данные таблицы, устанавливая закономерности её заполнения; - находить приблизительное значение диаметра окружности, зная длину окружности; - заменять умножение сложением одинаковых слагаемых; - выбирать нужные для проведения измерений инструменты; - работать с чертежом; - решать логические задачи. |
|
|
|
|
|
|
31 |
Такие разные деньги |
Валюта, курс для обмена валюты, деньги разных стран. |
- Иметь представление о валюте как национальной денежной единице; - находить необходимую информацию в тексте и на иллюстрациях к заданиям; - устанавливать принадлежность денежной единицы стране; - иметь представление о банковской операции «обмен валюты». |
|
32 |
Материал для плотин |
Строение древесины дерева, определение возраста дерева. |
- Иметь представление о составе древесины - проводить простейшие опыты по изучению свойств древесины разных пород деревьев; - делать выводы по результатам проведенных наблюдений и опытов; - понимать и объяснять, что такое твёрдые и мягкие породы деревьев. |
|
33 |
Позвоночные животные |
Рыбы, птицы, рептилии, амфибии, млекопитающие. |
- Называть группы позвоночных животных; - называть признаки пяти групп позвоночных животных; - определять название животного по описанию; - выбирать признаки земноводного животного; - выбирать утверждения, которые описывают при- |
|
|
|
|
знаки животного; - выбирать вопросы, на которые нельзя найти ответы в тексте; - составить описание внешнего вида рыбы с указанием признаков этого животного; - рассуждать об открытии, сделанном на занятии. |
|
34 |
Встреча друзей |
|
- Находить необходимую информацию в тексте задания; - понимать, что такое «валюта», «курс рубля», «кредит», «банковский вклад», «процент по вкладу»; - анализировать и дополнять недостающие в таблице данные; - выполнять письменное и устное сложение чисел в пределах 1000. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС
|
№ п/п |
Тема |
Предмет изучения |
Формируемые умения |
|
|
|
Блок «Читательская |
грамотность» |
|
1 |
Про дождевого червяка |
Тип текста. Содержание научно-познавательного текста. |
- Определять тип текста; - дополнять предложение словами из текста; - определять периоды развития дождевого червя на основе теста; - объяснять, почему дождевые черви - это настоящие сокровища, живущие под землёй; - определять на основе теста способ питания дождевых червей; - находить предложение, соответствующее рисунку; - выбирать утверждения, соответствующие тексту; - составлять вопрос по содержанию текста; - называть дополнительные вопросы, ответов на которые нет в тексте. |
|
3 |
Кальций |
Содержание научнопознавательного текста. |
- Работать с кластером; - Дополнять предложение словами из текста; - определять, что такое минерал; - называть стройматериалы, содержащие кальций; - объяснять значение слова; - выбирать утверждения, которые соответствуют прочитанному тексту; - составлять предложения по рисунку; - составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на составленный вопрос. |
|
5 |
Сколько весит облако? |
Тип текста. Главная мысль текста. Содержание текста |
- Определять тип текста; - определять, что вынесено в заглавие - тема или главная мысль; - находить ответ на вопрос в тексте; - объяснять значение слова; - дополнять предложения; - выбирать вопросы, на которые можно найти ответы в тексте; - дополнять план текста; - рассказывать о прочитанном произведении; - составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на составленный вопрос; - определять название книг с достоверными сведениями. |
|
7 |
Хлеб - всему го лова |
Тип текста. Главная мысль текста. Содержание текста |
- Определять тип текста; - определять, что вынесено в заглавие - тема или главная мысль; - записывать пословицы о хлебе; |
|
|
|
|
- записывать предложение, которое соответствует рисунку; - находить ответ на вопрос в тексте; - объяснять значение слова; - рассказывать о прочитанном произведении; - составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на составленный вопрос; - работать с толкованием слова; - определять порядок следования предложений; - называть хлебобулочные изделия. |
|
9 |
Про мел |
Главная мысль текста. Содержание текста. |
- Заполнять кластер о происхождении мела; - составлять вопрос по готовому ответу; - давать определение слова; - работать с толковым словарём; - работать с толкованием слова; - соединять части предложений и определять их порядок; - составлять план текста в виде вопросов; - составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на составленный вопрос. |
|
11 |
Про мыло |
Содержание научнопознавательного текста. |
- Дополнять предложение; - давать определение слова; - работать с толковым словарём; - соединять части предложений и определять их порядок; - находить в тексте предложение, которое соответствует рисунку; - находить в тексте предложение по заданному условию; - дополнять текст по заданному условию; - определять даты принятия гербов. |
|
13 |
История свечи |
Содержание научнопознавательного текста. |
- Давать определение слова; - записывать ответ на поставленный вопрос; - определять слово по его лексическому значению; - называть вещества, которые используют при изготовлении свечей; - выбрать вопросы, на которые можно найти ответ в тексте; - составлять вопросы и находить ответы в тексте; - соединять части предложений и определять их порядок; - заполнять кластер по рисункам на основе прочитанного текста; - называть правила безопасности при использовании свечей; - рассказывать о прочитанном произведе- |
|
|
|
|
нии; - отвечать на поставленный вопрос. |
|
15 |
Магнит |
Содержание научнопознавательного текста. |
- Давать определение слова; - дополнять предложение; - находить ответ на поставленный вопрос; - объяснять значение словосочетания; - с помощью текста находить отличия между предметами; - называть предметы, о которых говорится в тексте; - рассказывать о прочитанном произведении. |
|
Блок «Естественно-научная грамотность» |
|||
|
2 |
Дождевые черви |
Дождевые черви |
- Называть части тела дождевого червя; - объяснять, какую роль играют щетинки в жизни животного; - рассказывать, чем питается дождевой червь; - объяснять, почему во время дождя дождевые черви выползают на поверхность земли; - наблюдать, как дождевые черви создают плодородную почву; - заполнять таблицу-характеристику на дождевого червя. |
|
4 |
Полезный кальций |
Кальций |
- Заполнять таблицу; - дополнять предложение; - определять с помощью опытов, что происходит с костями и скорлупой яйца, если из них удалить кальций; - составлять суточное меню с молочными продуктами; - дописывать вывод о необходимости кальция для организма. |
|
6 |
Про облака |
Облака |
- С помощью опыта показывать образование облаков; - объяснять, почему облака увеличиваются в размере; - называть явления природы; - называть виды облаков; - определять погоду по облакам. |
|
8 |
Про хлеб и дрожжи |
Дрожжи. Хлеб. |
- Называть внешние признаки сходства и различия ржи и пшеницы; - описывать внешний вид ржаного и пшеничного хлеба; - определять наличие дырочек в хлебобулочных изделиях; - давать определение слову «дрожжи»; - проводить опыт, показывающий влияние температуры на процесс брожения; - проводить опыт, показывающий влияние сахара на процесс брожения; - проводить опыт, доказывающий образование углекислого газа при брожении; - проводить опыт, доказывающий, что вкус и качество хлеба зависят от выдержки теста. |
|
10 |
Интересное веще- |
Мел. |
- Определять внешние признаки мела; |
|
|
ство - мел |
|
- доказывать, что мел не растворяется в воде; - называть, из чего состоит мел; - доказывать, что мел содержит карбонат кальция; - определять состав мела; - называть области применения мела. |
|
12 |
Чем интересно мыло и как оно «работает» |
Мыло |
- Называть виды мыла; - исследовать мыло в сухом виде; - показывать, что при намокании мыла появляется пена; - проводить опыт, доказывающий, что мыло очищает воду от масла; - проводить опыт, доказывающий, что мыло уменьшает поверхностное натяжение воды; - исследовать с помощью лупы мыльные пузыри; - доказывать, что мыльные пузыри образуются из жидкого мыла. |
|
14 |
Про свечи |
Свеча |
- Рассказывать о строении свечи; - рассказывать о зонах пламени свечи; - объяснять, почему гаснет свеча; - объяснять, почему внутри ёмкости поднимается вода; - объяснять, почему происходит возгорание дыма. |
|
16 |
Волшебный магнит |
Магнит |
- Называть виды магнитов; - определять опытным путём, какие предметы притягивает магнит; - доказывать с помощью опыта, что магнитная сила действует через стекло и другие предметы; - показывать с помощью опыта, что магнит может намагничивать металлические предметы; - рассказывать о том, что магнит имеет два полюса; - показывать с помощью опыта, как можно создать компас. |
|
Проверочная работа забота |
|||
|
17 |
Проверь себя |
Материал, изученный в первом полугодии. |
- Ориентироваться в понятиях, изученных в первом полугодии; - применять полученные знания в повседневной жизни; - работать самостоятельно; - планировать и корректировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей. |
|
Блок «Финансовая грамотность» |
|||
|
18 |
Что такое «бюджет»? |
Федеральный бюджет, уровни бюджета, дефи- |
- Понимать и правильно использовать финансовые термины: «бюджет», «налоги»; |
|
|
|
цит, профицит. |
«дефицит», «профицит»; - понимать, из каких уровней состоит бюджетная система России; - объяснять, откуда берутся деньги в госбюджете и куда они расходуются; - выдвигать свои предположения и уметь аргументировать свой ответ; - уметь слушать и слышать собеседника. |
|
20 |
Семейный бюджет |
Семейный бюджет, доходы и расходы. |
- Объяснять значение понятия «семейный бюджет»; - понимать, как в семье появляются доходы; - делить расходы на «обязательные», «желаемые и «непредвиденные»; - заполнять кластер; - формулировать высказывание в устной и письменной речи на заданную тему. |
|
22 |
Откуда в семье берутся деньги? Зарплата |
Понятие заработной платы, виды зарплаты. |
- Понимать и правильно использовать финансовые термины: «заработная плата», «фиксированная зарплата», «аванс», «премия» и «гонорар»; - анализировать данные, представленные в виде графика; - приводить примеры различных профессий; - объяснять, отчего может зависеть размер заработной платы. |
|
24 |
Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия |
Пенсия, досрочная пенсия, пособия для разных категорий граждан. |
- Понимать и правильно использовать финансовые термины: «пенсия», «досрочная пенсия», «пособие»; - на доступном для третьеклассника уровне определять основание для назначения досрочной пенсии; - называть пособия, которые получают граждане нашей страны; - определять, какие пособия относятся к регулярным, а какие - к эпизодическим. |
|
26 |
Откуда в семье берутся деньги? Наследство, вклад, выигрыш |
Наследство, вклад, выигрыш. |
-- Понимать и правильно использовать финансовые термины: «случайный доход», «выигрыш», «клад», «наследство» и «движимое и недвижимое имущество»; - понимать, что выигрыш облагается налогом; - иметь представления о налогах, которые человек должен заплатить от доходов, полученных в виде выигрыша; - понимать, как должен поступить человек, нашедший клад; - называть предметы, которые человек может получить в наследство. |
|
28 |
На что тратятся семейные деньги? Виды расходов |
Классификация расходов по различным основаниям. |
-- Понимать и правильно использовать финансовые термины: «обязательные расходы», «желаемые расходы», «непредвиденные расходы», «текущие расходы», «капитальные расходы», «чрезвычайные расходы», «ежемесячные расходы», «ежегодные расходы», «сезонные расходы», «разовые расходы», - определять, к какой группе относятся те |
|
|
|
|
или иные расходы. |
|
30 |
На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи |
Виды обязательных платежей. |
- Понимать и правильно использовать финансовые термины: «коммунальные платежи», «тариф», «штрафы», «налоги»; - объяснять, почему обязательные платежи нужно платить вовремя; - на примере различных ситуаций определять вид обязательного платежа. |
|
32 |
Как сэкономить семейные деньги? |
Экономия семейного бюджета. |
- Понимать и правильно использовать финансовые термины: «экономия семейного бюджета», «продовольственные товары», «непродовольственные товары»; - формулировать простые правила экономии семейного бюджета; - на доступном для третьеклассника уровне объяснять, почему необходимо экономить семейный бюджет. |
|
Блок «Математическая грамотность» |
|||
|
19 |
Расходы и доходы бюджета |
Сравнение доходов и расходов. Дефицит и профицит. |
- Определять дефицитный и профицитный бюджет; - анализировать данные, представленные на инфографике, и на основе этих данных заполнять таблицу; - выполнять вычисления по таблице; - выполнять сложение и вычитание многозначных чисел; - составлять задачу по предложенному решению; - формулировать вопрос задачи. |
|
21 |
Планируем семейный бюджет |
Доходы и расходы в семейном бюджете. |
- анализировать данные, представленные в таблице, и по этим данным выполнять необходимые вычисления; - выполнять сложение и вычитание многозначных чисел, деление круглого числа на однозначное; - анализировать данные столбчатой диаграммы; - выполнять умножение двузначного числа на однозначное путём сложения одинаковых слагаемых; - выполнять чертёж к задаче и записывать её решение. |
|
23 |
Подсчитываем семейный доход |
Семейный доход в таблице, на диаграмме. |
- Анализировать график и по данным графика заполнять таблицу; - выполнять сложение круглых многозначных чисел; - находить с помощью калькулятора среднее арифметическое; - сопоставлять таблицу и круговую диаграмму; - анализировать данные таблицы и на основе этих данных дополнять недостающие подписи на круговой диаграмме; - самостоятельно составлять круговую диаграмму. |
|
25 |
Пенсии и пособия |
Прожиточный мини- |
- Анализировать данные, представленные в |
|
|
|
мум, минимальная пенсия, пособия. |
таблице; - выполнять сложение и вычитание многозначных чисел; - анализировать данные, представленные в виде гистограммы; - вычислять, на сколько увеличилась пенсия за определённый период; - заполнять таблицу на основе текстового материала; - подсчитывать доход семьи от детских пособий. |
|
27 |
Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы |
Налог на выигрыш, доход от выигрыша в лотерею. |
- Определять, с какой суммы и в каком размере нужно платить налог с выигрыша; - подсчитывать, чему равен реальный доход от выигрыша в лотерею; - под руководством учителя с помощью калькулятора находить процент от числа. |
|
29 |
Подсчитываем расходы |
Обязательные и непредвиденные расходы. |
- Анализировать данные инфографики; - находить в таблице информацию, необходимую для выполнения задания; - подсчитывать расходы на питание и определять, какую часть от семейного дохода они составляют; - подсчитывать, какую часть семья откладывает на непредвиденные расходы. |
|
31 |
Расходы на обязательные платежи |
Обязательные платежи |
- Определять, какие налоги должна платить семья; - анализировать данные диаграммы и на основе этих данных заполнять таблицу; - подсчитывать ежемесячные обязательные расходы; - пользоваться калькулятором; - объяснять причину уменьшения или увеличения обязательных платежей; - выполнять сложение и вычитание многозначных чисел. |
|
33 |
Подсчитываем сэкономленные деньги |
Экономия семейного бюджета. |
- Под руководством учителя решать составные задания на нахождения количества сэкономленных денег; - объяснять, что такое «скидка в 25%»; - определять, на сколько стал дешевле товар со скидкой; - находить часть от числа. |
|
Проверочная работа забота |
|||
|
34 |
Проверь себя |
Материал, изученный во втором полугодии. |
- Ориентироваться в понятиях, изученных во втором полугодии; - применять полученные знания в повседневной жизни; - работать самостоятельно; - планировать и корректировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
|
№ п/п |
Тема |
Предмет изучения |
Формируемые умения |
|
Блок «Читательская грамотность» |
|||
|
1 |
Старинная женская одежда |
Содержание научно-познавательного текста. |
- Определять лексическое значение слова; - озаглавливать текст; - определять тему; - определять главную мысль; - составлять план в виде вопросов; - с помощью текста определять название женской одежды; - с помощью рисунка вписывать в текст название старинной женской одежды; - объяснять значение слова; - приводить примеры современной женской одежды. |
|
2 |
Старинные женские головные уборы |
Содержание научно-познавательного текста. |
- Определять лексическое значение слова; - составлять план, используя слова из текста; - объяснять значения слов; - определять по описанию названия головных уборов; - приводить примеры современных головных уборов. |
|
3 |
Старинная мужская одежда и головные уборы |
Содержание научно-познавательного текста. |
- Определять лексическое значение слова с помощью словаря; - отвечать на вопросы по тексту; - вписывать пропущенные слова в текст; - находить ответ на вопрос в тексте; - объяснять значение слова; - оформлять план текста; - определять с помощью описания название предмета. |
|
4 |
Жилище крестьянской семьи на Руси |
Содержание научно-познавательного текста. |
- Определять лексическое значение слова с помощью словаря; - рассуждать и записывать своё мнение о различии между предметами; - отвечать на вопросы по тексту; - рассуждать, давать определение слова; - называть элементы оформления избы. |
|
5-6 |
Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы |
Содержание научно-познавательного текста. |
- Определять лексическое значение слова с помощью словаря; - письменно отвечать на вопросы; - называть предметы печной утвари; - работать с толковым словарём; - работать с толкованием слова; - рассуждать и записывать своё мнение о предложенном выражении; - соотносить описание предметов с их рисунками; - описывать назначение предметов; - составлять обобщающий план. |
|
7 |
История посуды на Руси |
Содержание научно-познавательного текста. |
- Определять лексическое значение слова с помощью словаря; - соотносить рисунок и его название; - работать с толковым словарём; - рассуждать и записывать ответ на вопрос; - записывать ответ на вопрос по его началу; - определять части предмета, называть их; |
|
|
|
|
- определять порядок предложений в тексте; - дополнять текст по заданному условию. |
|
8 |
Какие деньги были раньше в России |
Содержание научно-познавательного текста. |
- Определять лексическое значение слова с помощью Википедии; - называть опорные фразы, с помощью которых можно дать ответ на вопрос; - определять тему текста; - составлять план текста; - находить информацию в Интернете; - записывать названия монет в порядке их возрастания; - указывать названия современных денег. |
|
Блок «Естественно-научная грамотность» |
|||
|
9 |
Томат |
Томат. |
- Называть части растения; - объяснять, что значит «многогнёздная ягода»; - определять горизонтальный и вертикальный срез; - указывать количество гнёзд; - объяснять, почему плоды у помидора - это ягода; - называть части плода помидора; - объяснять, что такое пасынок у помидора; - работать с таблицей. |
|
10 |
Болгарский перец |
Болгарский перец. |
- Объяснять, что такое паприка; - называть части растения; - рассказывать о строении плода перца; - определять форму плода перца; - рассказывать о строении семени перца; - делать выводы на основе полученной информации. |
|
11 |
Картофель |
Картофель. |
- Называть части растения; - объяснять, чем отличаются плоды картофеля от плодов томата; - объяснять, какой вывод сделали и почему; - объяснять, почему после нарезки картофеля на разделочной доске остаются белые следы; - объяснять, почему нужно сажать разные сорта картофеля; - объяснять, что такое крахмалистость; - определять срок созревания картофеля; - объяснять, почему нельзя использовать в пищу позеленевший картофель; - называть способы размножения картофеля. |
|
12 |
Баклажан. Семейство Паслёновые |
Баклажан. |
- Называть представителей семейства Паслёновые; - объяснять, что такое соланин; - называть благоприятные условия для прорастания семян; - определять условия, необходимые для прорастания семени баклажана; - определять глубину посева семян; - заполнять таблицу наблюдений за ростом растений. |
|
13 |
Лук |
Лук. |
- Называть части лука; - называть способы выращивания лука зимой на подоконнике; - называть этапы выращивания лука; - наблюдать за ростом лука и записывать данные в таблицу. |
|
14 |
Капуста |
Капуста. |
- Называть виды капусты; - отвечать на вопросы по содержанию текста; |
|
|
|
|
- называть части капусты; - исследовать капусту в разрезе; - рассказывать о размножении капусты; - проводить опыты с цветной капустой. |
|
15 |
Горох |
Горох. |
- Рассказывать о строении гороха; - рассказывать о строении семени гороха; - объяснять, почему горох обладает взрывной силой; - определять, что горох является холодостойким растением; - проводить опыт по проращиванию гороха, сравнивать результаты двух опытов. |
|
16 |
Грибы |
Грибы. |
- Называть части гриба; - называть виды грибов; - рассказывать о плесневых грибах; - называть грибы-невидимки; - проводить опыт по выращиванию плесени; - называть грибы-паразиты. |
|
Творческое занятие |
|||
|
17 |
Творческая работа |
По выбору. |
- Выбрать тему для творческой работы; - выполнять творческую работу; - представлять классу творческую работу. |
|
Блок «Финансовая грамотность» |
|||
|
18 -19 |
Потребительская корзина |
Состав потребительской корзины. |
- Объяснять на доступном для четвероклассника уровне, что такое «потребительская корзина»; - понимать, почему подсчитывается прожиточная корзина для трёх категорий населения; - объяснять, почему различается стоимость потребительской корзины в разных регионах нашей страны; - объяснять, что входит в состав потребительской корзины россиянина. |
|
20 |
Прожиточный минимум |
Назначение прожиточного минимума. |
- Понимать значение и правильно использовать термины «прожиточный минимум», «минимальный размер оплаты труда»; - объяснять, на что влияет прожиточный минимум; - объяснять, почему различается размер прожиточного минимума в разных регионах нашей страны; - объяснять, почему различается размер прожиточного минимума для разных категорий населения нашей страны. |
|
21 |
Инфляция |
Инфляция. |
- Понимать значение и правильно использовать термины «прожиточный минимум», «инфляция»; - анализировать данные, представленные в виде гистограммы; - называть уровни инфляции; - понимать значение инфляции для экономики. |
|
22 23 |
Распродажи, скидки, бонусы |
Акции, распродажа, скидки, бонусы, кешбэк. |
- Понимать значение и правильно использовать термины: «распродажа», «скидка», «бонусная программа», «программа лояльности», «бонусы», «кешбэк»; - понимать, что все акции, проводимые торговыми точками, предназначены для увеличения доходов магазинов и привлечения покупателя; - понимать, что чем больше процент скидки, тем меньше мы платим за товар; - формировать навыки грамотного покупателя. |
|
24 |
Благотворительность |
Благотворительность. |
- Понимать значение и правильно использовать термины «благотворительность», «благотворительный фонд»; |
|
|
|
|
- называть группы населения, которые могут нуждаться в благотворительной помощи; - объяснять необходимость оказания благотворительной помощи тем, кто в ней нуждается. |
|
25 |
Страхование |
Виды страхования. |
- Понимать значение и правильно использовать термины «страхование», «страховка», «полис»; - называть виды страхования; - называть различные страховые риски. |
|
Блок «Математическая грамотность» |
|||
|
26 |
В бассейне |
Расписание занятий, выгодная покупка. |
- Анализировать расписание занятий с целью определения свой занятости; - решать задачи на определение стоимости покупки; - определять, какая из двух покупок является более выгодной; - решать задачи на определение скорости плавания; - решать логические задачи. |
|
27 28 |
Делаем ремонт |
Смета ремонта, расчёт стоимости строительных материалов. |
- Понимать, что такое «смета»; - решать задачи на расчёт количества необходимого материала для ремонта кухни; - решать задачи на расчёт стоимости необходимого материала для ремонта кухни; - читать простые чертежи и наносить на них известные размеры. |
|
29 |
Праздничный торт |
Рецепт торта, задачи на тройку величин «цена, количество, стоимость». |
- Работать с таблицами; - подсчитывать стоимость продуктов для торта; - определять, какие продукты выгоднее купить для того, чтобы уменьшить стоимость затрат на приготовление торта; - сравнивать цену различных товаров, выполняя необходимые преобразования; - использовать полученные умения и навыки в практической жизни. |
|
30 |
Обустраиваем участок |
Расходы на обустройство участка, площадь и периметр |
- Читать простой чертеж и определять его масштаб; - находить площадь и периметр участка и построек на нём; - решать задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость»; - использовать полученные умения и навыки в практической жизни. |
|
31 32 |
Поход в кино |
Расходы на поход в кино. |
- Находить заданные временные промежутки с помощью календаря; - решать задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость»; - использовать полученные умения и навыки в практической жизни. |
|
33 |
Отправляемся в путешествие |
Расходы на путешествие. |
- Находить заданные временные промежутки с помощью календаря; - решать задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость»; - использовать полученные умения и навыки в практической жизни. |
|
Творческая работа |
|||
|
34 |
Составляем словарик по финансовой грамотности |
Понятия по финансовой грамотности, изученные в 1-4 классах. |
- Понимать значение и правильно использовать финансовые термины; - иллюстрировать изученные понятия; - составлять математические задачи с изученными |
|
|
|
|
финансовыми терминами; - работать самостоятельно и в парах; - планировать и корректировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей. |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.