Программа внеурочной деятельности 1-4 классы "Функциональная грамотность"

  • docx
  • 06.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала программа функциональная грамотность.docx

Муниципальное   бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №28  имени   Молодова С.Г. г. Челябинска»

 

 

 

 

           РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

   «Функциональная грамотность: учение с увлечением»

 

Направление: общеинтеллектуальное

1-4 класс

 

 

 

 

 

 

Составитель: Сметанина Ю.В., учитель начальных классов

 

                                                   2023 год

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса внеурочной деятельности для 1-4 класса «Функциональная грамотность: учение с увлечением» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного обра­зовательного стандарта начального общего образования, требовани­ями к основной образовательной программе начального общего об­разования.

Программа учитывает возрастные, общеучебные и психоло­гические особенности младшего школьника.

Цель программы: создание условий для развития функцио­нальной грамотности.

Целью изучения блока «Читательская грамотность» явля­ется развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для до­стижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чте­ния и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.

Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказы­вать хорошо обоснованные математические суждения и использо­вать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыс­лящему гражданину.

Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответ­ственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Целью изучения блока «Естественно-научная грамот­ность» является формирование у обучающихся способности ис­пользовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на


наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для пони­мания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих ре­шений.

Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учение с увлечением» предназначена для реализации в 1-4 классах начальной школы и рассчитана на 135 часов за весь курс изучения.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 КЛАСС

Читательская грамотность: анализ текстов авторских и рус­ских народных сказок, составление характеристики героев прочи­танных произведений, деление текстов на части, составление кар­тинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного.

Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10, составление числовых выражений и нахождение их значений, со­став чисел первого и второго десятка, задание на нахождение сум­мы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таб­лиц, круговых диаграмм, ложные и истинные высказывания.

Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость.

Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апель­сином; воздух и его свойства, соль и её свойства, вода и её свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2 КЛАССА

Читательская грамотность (1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29 занятия): понятия «художественный» и «научно-познавательный»; жанровое сходство и различия художественных и научно-познавательных текстов; составление характеристики героев прочитанных произве­дений; деление текстов на части, составление плана; ответы по со­держанию прочитанных произведений, эмоциональная и личност­ная оценка прочитанного;

Математическая грамотность (2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30 за­нятия): нахождение значений математических выражений в пре­делах 100, составление числовых выражений и нахождение их значений. Состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, столбчатых диаграмм, календарь, логические задачи, ложные и истинные высказывания, построение геометри­ческих фигур, нахождение длины ломаной, диаметр окружности, периметр треугольника.

Финансовая грамотность (3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31 занятия): деньги, аверс и реверс монеты, кредиты, вклады, банковская карта, правила безопасного использования банковских карт, фальшивые и повреждённые деньги, средства защиты российских банкнот, валю­та.

Естественно-научная грамотность (4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32 занятия): наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, ово­щами, мёдом, лесной землей, песком, глиной. Состав почвы, пере­гной. Состав и свойства древесины. Названия овощей, выделение среди овощей корнеплодов. Названия частей растений, виды кор­ней, свойства корней. Представление о позвоночных животных.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 3 КЛАСС

Читательская грамотность (1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 занятия): научно-познавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на во­просы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного.

Естественно-научная грамотность (2, 4, 6, 8, 10, 12, 14 заня­тия): особенности жизнедеятельности дождевых червей: кальций и его роль в организме человека, дрожжи, виды облаков, свойства ме­ла, свойства мыла, восковые свечи, магнит и его свойства.

Финансовая грамотность (18, 20, 22, 24, 26, 28, 30, 32 занятия): бюджет, уровни государственного бюджета, семейный бюджет, за­работная плата, пенсия, дополнительные доходы (выигрыш, клад, пособия). Обязательные, желаемые и непредвиденные расходы. Налоги. Экономия семейного бюджета.

Математическая грамотность (19, 21, 23, 25, 27, 29, 31, 33 за­нятия): нахождение значений математических выражений в преде­лах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи на нахождение ча­сти числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, решение задачи с тройкой величин «цена, количество, сто­имость», чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диа­грамм, работа с графиками.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 4 КЛАСС

Читательская грамотность (занятия 1-8): научно­познавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деле­ние текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного.

Естественно-научная грамотность (занятия 9-16): томат, болгарский перец, картофель, баклажаны, лук, капуста, горох, гри­бы. Работа с понятиями: многолетнее / однолетнее растение, части растений, условия и способы размножения, строение плодов, сроки посадки, возможности использования человеком.

Финансовая грамотность (занятия 18-25): потребительская корзина, состав потребительской корзины, прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда, страхование и его виды, рас­продажа, акция, скидка, бонусы, кешбэк, страховые риски, благо­творительность, благотворитель, благотворительный фонд.

Математическая грамотность (занятия 26-33): нахождение значений математических выражений в пределах 100000, составле­ние числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», сравнение различных вариантов покупок; нахождение размера скидки на товар, нахождение цены товара со скидкой; чте­ние и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками, умение пользоваться калькулятором.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Программа обеспечивает достижение следующих личност­ных, метапредметных результатов.

Личностные результаты изучения курса:

-      осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии реше­ний о семейном бюджете;

-      овладевать начальными навыками адаптации в мире финан­совых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вы­числения в области семейных финансов;

-       осознавать личную ответственность за свои поступки;

-      уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.

Метапредметные результаты изучения курса: Познавательные:

-      осваивать способы решения проблем творческого и поиско­вого характера: работа над проектами и исследования;

-      использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

-      овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

-      использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;

-      ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

-      делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;

-      добывать новые знания: находить ответы на вопросы, ис­пользуя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;

-      перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;

-       преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные:

-       проявлять познавательную и творческую инициативу;

-      принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;

-      контролировать и оценивать свои действия, вносить соот­ветствующие коррективы в их выполнение;

-      уметь отличать правильно выполненное задание от невер­ного;

-      оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.

Коммуникативные:

-      адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;

-      доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или не­большого текста);

-       слушать и понимать речь других;

-       совместно договариваться о правилах работы в группе;

-      учиться выполнять различные роли в группе (лидера, испол­нителя, критика).

Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:

-      способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;

-       способность различать тексты различных жанров и типов;

-      умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;

-      умение задавать вопросы по содержанию прочитанных тек­стов;

-      умение составлять речевое высказывание в устной и пись­менной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.

Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:

-      способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;

-       способность проводить математические рассуждения;

-       способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления;

-       способность понимать роль математики в мире, высказы­вать обоснованные суждения и принимать решения, которые необ­ходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.

Предметные результаты изучения блока «Финансовая гра­мотность»:

-       понимание и правильное использование экономических терминов;

-       представление о банковских картах;

-       умение правильно обращаться с поврежденными деньгами;

-       представление о различных банковских услугах;

-       проведение элементарных финансовых расчётов.

Предметные результаты изучения блока «Естественно­научная грамотность»:

-       способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формули­рования основанных на научных доказательствах выводов;

-      способность понимать основные особенности естествозна­ния как формы человеческого познания.

ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Обучение ведется на безотметочной основе.

Для оценки эффективности занятий можно использовать сле­дующие показатели:

    степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;

    поведение детей на занятиях: живость, активность, заинте­ресованность обеспечивают положительные результаты;

результаты выполнения тестовых заданий и заданий из кон­курса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;

косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и другим предметам.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

                          1 КЛАСС

№ п/п

Тема

Предмет

изучения

Формируемые умения

 

 

Блок «Читательская грамотность»

1.

Виталий Бианки. Лис и мышонок

Содержание сказки.

Качество: осто­рожность, предусмотри­тельность.

-    Определять жанр произведения;

-   называть героев сказки;

-   дополнять предложения, пользуясь информацией из тек­ста;

-   давать характеристику героям;

-   определять последовательность событий и рассказывать сказку;

-   составлять из частей пословицы и определять их соответ­ствие произведению;

-   различать научно-познавательный текст и художествен­ный;

-   определять, чему учит сказка.

2.

Русская народная сказка. Мороз и заяц

Содержание сказки. Качество: вы­носливость, упорство.

-    Определять национальную принадлежность сказки по ин­формации в заголовке занятия;

-   отвечать на вопросы по содержанию сказки без опоры на текст;

-   давать характеристику героям сказки;

-   наблюдать над синонимами как близкими по значению


 

 

 

 

словами (без введения понятия);

-   делить текст на части в соответствии с предложенным планом;

-   объяснять значение устойчивых выражений (фразеоло­гизмов);

-   сопоставлять графическую информацию со сведениями, полученными из научно-познавательного текста;

-   устанавливать истинность и ложность высказываний;

-   подбирать из текста слова на заданную тему;

-   определять, чему можно научиться у героя сказки;

-   строить связное речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.

3.

Владимир

Сутеев.

Живые грибы

Содержание сказки. Качество: тру­долюбие.

-   Давать характеристику героям;

-   дополнять предложения на основе сведений из текста;

-   определять последовательность событий и рассказывать сказку;

-   составлять вопросы по содержанию сказки;

-   на основе сведений из научно-познавательного текста вы­бирать верные высказывания.

4

Геннадий Цыферов.

Петушок и солнышко

Содержание сказки. Качество: веж­ливость, умение признавать свои

-   Определять вид сказки;

-   называть героев сказки, находить среди них главного ге­роя;

-   определять принадлежность реплик персонажам сказки (без опоры на текст);


 

 

 

ошибки.

-   определять последовательность событий сказки;

-   находить необходимую информацию в тексте;

-   определять, на какие вопросы можно получить ответы из прочитанного текста;

-   соотносить события и поступки, описанные в сказке, с со­бытиями собственной жизни, давать им оценку;

-   объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с про­читанной сказкой;

-   строить связное речевое устное или письменное высказы­вание в соответствии с учебной задачей;

-   определять, чему учит сказка.

5.

Михаил Пляцков- ский. Урок дружбы

Содержание сказки. Дружба, жад­ность.

-   Определять лексическое значение слова;

-   анализировать содержание текста и составлять план;

-   определять по рисунку содержание отрывка из текста;

-   давать характеристику героям;

-   понимать, чему учит сказка;

-   составлять из частей пословицы и определять их соответ­ствие произведению;

-    фантазировать и придумывать продолжение сказки.

6

Грузин­ская сказ­ка. Лев и заяц

Содержание сказки. Качество: сме­калка, находчи­вость, хитрость,

-   Определять жанр произведения;

-   называть героев сказки;

-   выбирать изображение, подходящее для иллюстрации ге­роя сказки;

-   давать характеристику персонажам сказки;


 

 

 

глупость.

-   наблюдать над словами близкими и противоположными по смыслу;

-   соотносить иллюстрации с событиями, описанными в сказке, с опорой на текст;

-   отвечать на вопросы по содержанию сказки;

-   определять, на какие вопросы можно получить ответы из прочитанного текста, находить ответы в тексте;

-   строить связное речевое устное или письменное высказы­вание в соответствии с учебной задачей.

-   объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с про­читанной сказкой.

7

Русская народная сказка.

Как лиса училась летать

Содержание сказки. Качество: сме­калка, находчи­вость, хитрость, глупость.

-   Давать характеристику героям;

-   определять по рисунку содержание отрывка из текста;

-   располагать в правильной последовательности предложе­ния для составления отзыва на прочитанное произведение;

-   соединять части предложений;

-   задавать вопросы к тексту сказки;

-   объяснять главную мысль сказки;

-   дополнять отзыв на прочитанное произведение.

8

Евгений Пермяк. Четыре брата

Содержание сказки. Семейные цен­ности.

-   Определять жанр произведения;

-   называть героев сказки;

-   находить в тексте образные сравнения;

-   отвечать на вопросы по содержанию сказки;

-   определять, на какие вопросы можно получить ответы из


 

 

 

 

прочитанного текста, находить ответы в тексте;

-   рассказывать, что понравилось/не понравилось в сказке и почему;

-   разгадывать ребусы;

-   объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с про­читанной сказкой;

-   строить связное речевое устное или письменное высказы­вание в соответствии с учебной задачей.

 

 

Блок «Математическая грамотность»

9

Про ку­рочку Ря- бу, золо­тые и про­стые яйца

Счёт предметов, составление и решение выра­жений, задачи. Многоугольни­ки.

-   Определять количество предметов при счёте;

-   составлять и решать выражения с ответом 5;

-   решать задачу на уменьшение числа на несколько единиц;

-   соединять с помощью линейки точки и называть много­угольники;

-   решать задачу в два действия.

10

Про козу, козлят и капусту

Счёт предметов, составление и решение выра­жений, задачи. Ломаная.

-   Определять количество предметов при счёте;

-   образовывать число 8;

-   составлять и решать выражения с ответом 9;

-   решать задачу в два действия;

-   находить остаток числа;

-   соединять с помощью линейки точки и называть геомет­рическую фигуру - ломаную.


 

11

Про пе­тушка и жерновцы

Состав числа 9, анализ данных и ответы на во­просы.

-   Раскладывать число 9 на два слагаемых;

-   отвечать на вопросы на основе условия задачи;

-   анализировать данные и отвечать на вопросы;

-   анализировать данные в таблице и отвечать на вопросы;

-   работать в группе.

12

Как пету­шок и ку­рочки де­лили бо­бовые зёр­

нышки

Разложение числа 10 на два и три слагае­мых.

-   Раскладывать число 10 на два слагаемых, когда одно из слагаемых больше другого;

-   раскладывать число 10 на два слагаемых, когда слагаемые равны;

-   раскладывать число 10 на три слагаемых;

-   раскладывать число 10 на три чётных слагаемых.

13

Про наливные яблочки

Увеличение числа на не­сколько единиц, сложение и вы­читание в пере­делах 20.

-   Преобразовывать текстовую информацию в табличную форму;

-   находить недостающие данные при решении задач;

-   складывать одинаковые слагаемые в пределах 10;

-   овладевать практическими навыками деления числа на части на наглядно-образной основе;

-   выражать большие единицы измерения в более мелких и наоборот;

-   определять истинность/ложность высказываний.

14.

Про Машу и трёх медведей

Состав чисел 9,

10, 11.

Задачи на

нахождение

-   Раскладывать числа 9, 10, 11 на три слагаемых;

-   решать задачи на нахождение суммы;

-   овладевать практическими навыками деления числа на части на наглядно-образной основе;


 

 

 

суммы.

-   читать таблицы, дополнять недостающие в таблице дан­ные;

-   устанавливать закономерности.

15

Про ста­рика, ста­руху, вол­ка и ли­сичку

Задачи на нахождение ча­сти.

Состав числа 12.

-   Раскладывать число 12 на несколько слагаемых;

-   решать задачи на нахождение части числа:

-   читать таблицы; заполнять недостающие данные в табли­це по самостоятельно выполненным подсчётам;

-   практически работать с круговыми диаграммами, сравни­вать сектора круговой диаграммы;

-   сравнивать числовые выражения, составленные по рисун­кам;

-   находить прямоугольники на рисунке.

16

Про мед­ведя, лису и мишкин мёд

Задачи на нахождение суммы.

Состав чисел второго десятка.

-   Решать задачи на нахождение суммы, на увеличение числа на несколько единиц;

-   читать таблицы, заполнять недостающие данные в табли­це по самостоятельно выполненным подсчётам;

-   раскладывать числа первого и второго десятка на несколь­ко слагаемых;

-   читать простейшие чертежи.

Блок «Финансовая грамотность»

17

За покуп­ками

Цена, товар, спрос.

-   Наблюдать над понятиями: цена, товар, спрос;

-   анализировать информацию и объяснять, как формируется стоимость товара, почему один и тот же товар может быть


 

 

 

 

дешевле или дороже;

- рассуждать об умении экономно тратить деньги.

18

Находчи­вый Коло­бок

Деньги, цена, услуги, товар.

-   Наблюдать над понятиями: товар и услуга;

-   определять необходимые продукты и их цены;

-   строить речевое высказывание в соответствии с постав­ленной задачей;

-   работать в группе.

19

День рож­дения Мухи- Цокотухи

Цена, стои­мость, сдача, сбережения.

-   Наблюдать над различием цены и стоимости;

-   определять, какой товар можно купить на имеющиеся деньги;

-   определять стоимость покупки;

-   анализировать информацию и делать соответствующие выводы;

-   объяснять смысл пословиц.

20

Буратино и карман­ные день­ги

Карманные деньги, необхо­димая покупка, желаемая по­купка.

-   Наблюдать над понятиями: карманные деньги, необходи­мая покупка, желаемая покупка;

-   выбирать подарки для друзей на основе предложенных цен;

-   анализировать информацию и делать соответствующие выводы;

-   рассуждать о правильности принятого решения;

-   проводить оценку и, в случае необходимости, коррекцию собственных действий по решению учебной задачи.


 

21

Кот Васи­лий продаёт молоко

Реклама.

-   Наблюдать над понятием «реклама»;

-   строить речевое высказывание в соответствии с постав­ленной задачей;

-   анализировать представленную информацию и выбирать надпись для магазина;

-   делать выбор на основе предложенной информации;

-   называть различные виды рекламы.

22

Лесной банк

Банк, финансы, банковские услуги, работ­ники банка.

-   Наблюдать над понятием «банк»;

-   объяснять значение понятий на доступном для первоклас­сника уровне;

-   анализировать информацию, представленную в текстовом виде, и на её основе делать соответствующие выводы:

-   строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.

23

Как мужик и медведь прибыль делили

Мошенник, сделка, доход, выручка, при­быль, продажа оптом.

-   Наблюдать над понятием «сделка»;

-   объяснять, что такое доход, затраты и как получают при­быль;

-   понимать, почему оптом можно купить дешевле;

-   выбирать товары для покупки на определенную сумму;

-   строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.

24

Как мужик золото ме­нял

Услуга, равно­ценный обмен, бартер.

-   Различать платную и бесплатную услугу; наблюдать над понятием «равноценный обмен»;

-   объяснять, что такое бартер;


 

 

 

 

-   формулировать правила обмена;

-   строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.

 

 

Блок «Естественно-научная грамотность»

25

Как Ива­нушка хо­тел попить водицы

Вода, свойства воды.

-   Наблюдать над свойством воды - прозрачность;

-   определять с помощью вкусовых анализаторов, в каком стакане вода смешана с сахаром;

-   определять, как уровень воды в стакане влияет на высоту звука;

-   объяснять, как плотность воды влияет на способность яй­ца плавать;

-   определять, как влияет вода на движение листа бумаги по гладкой поверхности;

-   использовать простейший фильтр для проверки чистоты воды;

-   делать самостоятельные умозаключения по результатам опытов.

26

Пятачок, Винни- Пух и воз­душный шарик

Воздушный ша­рик, воздух.

-   Доказывать, что внутри шарика находится воздух, кото­рый легче воды;

-   показывать, что шарик можно наполнять водой;

-   объяснять, как можно надуть шарик с помощью лимонно­го сока и соды;

-   рассказывать о свойствах шарика плавать на поверхности


 

 

 

 

воды;

-   объяснять, почему шарик не тонет в воде;

-   рассказывать, в каком случае шарик может летать;

-   делать самостоятельные умозаключения по результатам опытов.

27

Про репку и другие корнепло­ды

Корнеплоды.

-    Описывать и характеризовать овощи-корнеплоды, назы­вать их существенные признаки, описывать особенности внешнего вида;

-   осуществлять поиск необходимой информации из рассказа учителя, из собственного жизненного опыта;

-   планировать совместно с учителем свои действия в соот­ветствии с поставленной задачей и условиями ее реализа­ции;

-   контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

28

Плывёт, плывёт кораблик

Плавучесть предметов.

-    Определять плавучесть металлических предметов;

-   объяснять, что плавучесть предметов зависит от формы;

-   понимать, что внутри плавучих предметов находится воз­дух;

-   объяснять, почему случаются кораблекрушения;

-   объяснять, что такое ватерлиния;

-   определять направление ветра.

29

Про Сне­

гурочку и

Три состояния воды.

-    Объяснять, что такое снег и лёд;

-   объяснять, почему в морозный день снег под ногами


 

 

превраще­ния воды

 

скрипит;

-   наблюдать за переходом воды из одного состояния в дру­гое;

-   наблюдать над формой и строением снежинок;

-   составлять кластер;

-   проводить несложные опыты со снегом и льдом и объяс­нять полученные результаты опытов;

-   высказывать предположения и гипотезы о причинах наблюдаемых явлений.

30

Как дели­ли апель­син

Апельсин, пла­вучесть, эфир­ные масла из апельсина.

-   Объяснять, почему лопается воздушный шарик при воз­действии на него сока из цедры апельсина;

-   объяснять, почему не тонет кожура апельсина;

-   объяснять, как узнать количество долек в неочищенном апельсине;

-   определять в каком из апельсинов больше сока;

-   познакомиться с правилами выращивания цитрусовых из косточек;

-   проводить несложные опыты и объяснять полученные ре­зультаты опытов.

31

Крошка

Енот и

Тот, кто сидит в пруду

Зеркало, отра­жение, калейдо­скоп.

-   Объяснять, когда можно увидеть своё отражение в воде;

-   определять, в каких предметах можно увидеть свое отра­жение,

-   наблюдать над различием отражений в плоских, выпуклых и вогнутых металлических предметах;


 

 

 

 

-   наблюдать многократность отражений;

-   проводить несложные опыты и объяснять полученные ре­зультаты опытов;

-   строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.

32

Иванова соль

Соль, свойства соли.

-   Наблюдать свойства изучаемых объектов: сравнивать свойства соли и песка;

-   составлять связное речевое высказывание в соответствии с поставленной учебной задачей;

-   представлять результаты исследовательской деятельности в различных формах: устное высказывание, таблица, допол­ненное письменное высказывание;

-   анализировать условия проведения опыта и проводить опыт, аналогичный предложенному, с заменой одного из объектов;

-   проводить несложные опыты с солью и объяснять полу­ченные результаты опытов;

-   строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.

33

Владимир Сутеев. Яблоко

Яблоко.

-   Доказывать, как с помощью яблочного сока можно рисо­вать;

-   доказывать, что существует сила притяжения;

-   пользуясь информацией из текста, дополнять предложе­ния;


 

 

 

 

-   соединять части текста и рисунки;

-   называть героев сказки;

-   отвечать на вопрос после выполнения арифметических действий;

-   давать характеристику герою;

определять стоимость части от целого;

-   придумывать рекламу-упаковку;

-   определять профессию рабочего банка;

-   объяснять, чему учит сказка.


 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАССА

№ п/п

Тема

Предмет изучения

Формируемые умения

1.

Михаил Пришвин.

Беличья па­

мять

Различия научно­познавательного и художественного текстов.

-   Определять жанр, тему, героев произведения;

-   объяснять значения выражений, встретившихся в тексте;

-   озаглавливать прочитанный текст;

-   находить необходимую информацию в прочитан­ном тексте;

-   задавать вопросы по содержанию прочитанного и отвечать на них;

-   давать характеристику герою произведения;

-   различать научно-познавательный текст и худо­жественный; находить их сходство и различия.

2.

Про беличьи запасы

Сложение одинако­вых слагаемых, ре­шение задач.

-   Работать с таблицами: интерпретировать и допол­нять данные;

-   выполнять сложение и сравнение чисел в преде­лах 100;

-   объяснять графические модели при решении за­дач;

-   анализировать представленные данные, устанав­ливать закономерности;


 

 

 

 

- строить ломаную линию.

3.

Беличьи деньги

Бумажные и метал­лические деньги, рубль, копейка.

-   Объяснять значение понятий «покупка», «прода­жа», «сделка», «деньги»;

-   понимать, откуда возникло название российских денег «рубль» и «копейка»;

-   находить у монеты аверс и реверс;

-   выполнять логические операции: анализ, синтез и сравнение;

-   готовить небольшое сообщение на заданную тему.

4

Про белочку и погоду

Наблюдения за погодой.

-   Объяснять, что такое «погода», «хорошая и пло­хая погода», «облачность»;

-   объяснять, что такое «оттепель», «наст»;

-   работать с таблицами наблюдений за погодой;

-   высказывать предположения и гипотезы о причи­нах наблюдаемых явлений;

-   работать в парах.

5.

И. Соколов- Микитов.

В берлоге

Содержание рассказа. Отличия художе­ственного, научно­познавательного и газетного стилей.

Определять жанр, тему, героев произведения;

-   объяснять значения выражений, встретившихся в тексте;

-   отвечать на вопросы по содержанию текста цита­тами из него;

-   составлять вопросы по содержанию текста для


 

 

 

 

готовых ответов;

-   определять отрывок, к которому подобрана иллю­страция;

-   разгадывать ребусы;

-   устанавливать логические связи.

6

Медвежье потомство

Столбчатая диаграм­ма, таблицы, логиче­ские задачи.

-   Анализировать данные столбчатой диаграммы, представленные в явном и неявном виде;

-   дополнять недостающие на диаграмме данные;

-   отвечать на вопросы, ответы на которые спрятаны на диаграмме;

-   анализировать данные таблицы, устанавливая их истинность и ложность;

-   выполнять вычисления на увеличение и умень­шение числа на несколько единиц;

-   решать логические задачи на практическое деление;

-   находить периметр треугольника;

-   строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей.

7

Повреждён­ные и фаль­шивые деньги

Наличные деньги, средства защиты бу­мажных денег, по­вреждённые деньги.

-   Объяснять на доступном для второклассника уровне, что такое фальшивые и поврежденные деньги;

-   знать правила использования поврежденных денег;

-   находить и показывать средства защиты на рос-


 

 

 

 

сийских банкнотах;

-   находить необходимую информацию в тексте;

-   отвечать на вопросы на основе полученной ин­формации.

8

Лесные слад­коежки

Медонос, настоящий и искусственный мёд

-   Проводить несложные опыты с мёдом;

-   определять последовательность действий при проведении опытов;

-   делать выводы по результатам опытов;

-   различать свойства настоящего и поддельного, искусственного мёда;

-   анализировать данные таблицы;

-   строить логические рассуждения и оформлять их в устной и письменной речи;

-   иметь представление о лечебных свойствах мёда.

9

Лев Толстой. Зайцы

Содержание рассказа. Сравнение научно­познавательного и художественного текстов.

-   Заполнять кластер на основе полученных сведе­ний из текста;

-   определение лексического значения слова;

-   находить необходимую информацию в тексте;

-   определять объект на рисунке с помощью под­сказки;

-   определять последовательность действий, опи­санных в рассказе;

-   различать художественный и научно-


 

 

 

 

познавательный текст;

-   сравнивать авторский текст и текст из энциклопе­дии, находить общие сведения;

-   определять по высказываниям информацию, по­лученную из текста;

-   строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей.

10

Про зайчат и зайчиху

Единицы измерения времени: сутки, часы. Сложение в пределах 100.

Логические задачи. Диаграмма.

-   Определять количество часов в сутках;

-   находить необходимую информацию в тексте и выполнять математические вычисления;

-   подбирать из предложенных чисел суммы чисел, состоящих из двух слагаемых, доказывать правиль­ность выбранных чисел;

-   решать логические задачи по данному условию;

-   составлять элементарную диаграмму.

11

Банковская карта

Банковская карта.

-   Давать характеристику наличным деньгам;

-   рассказывать о дебетовой банковской карте;

-   объяснять, что обозначают надписи на карте;

-   объяснять, как производить покупку в магазине;

-   объяснять, как можно снять деньги в банкомате с помощью карты;

-   рассказывать о кредитной банковской карте.

12

Про Зайчиш­ку и овощи

Морковь, огурец, по­мидор, свёкла, капу-

- Определять по рисункам названия растений и находить среди них овощи;


 

 

 

ста.

-   выделять среди овощей корнеплоды;

-   проводить опыт по проращиванию моркови;

-   определять цвет сока овощей опытным путём;

-   сравнивать свойства сырой и варёной моркови.

13

Николай Сладков. Ве­сёлая игра

Содержание рассказа

-   Определять тип и тему текста, называть его пер­сонажей;

-   понимать, что такое «цитата», использовать цита­ты в качестве ответов на вопросы по содержанию прочитанного текста;

-   объяснять лексическое значение слов и выражений;

-   устанавливать истинность и ложность утвержде­ний, подтверждая или опровергая их с помощью цитат;

-   составлять на доступном для второклассника язы­ке инструкции/правила, грамотно оформлять их на письме.

14

Лисьи забавы

Решение логических задач с помощью таблицы; столбчатая диаграмма, чертёж.

-   Определять дату по календарю;

-   находить необходимую информацию в тексте и выполнять математические вычисления;

-   записывать краткую запись и решение задач;

-   решать логические задачи с помощью таблицы;

-   анализировать данные, представленные в столб­чатой диаграмме, дополнять недостающие в диа-


 

 

 

 

грамме данные;

-   составлять вопросы, ответы на которые можно узнать по данным столбчатой диаграммы;

-   читать простейшие чертежи, выполнять построе­ния на чертеже в соответствии с данными задачи.

15

Безопасность денег на банковской карте

Правила безопасно­сти при использова­нии банковских карт.

-   Иметь представление об элементах, расположен­ных на лицевой и оборотных сторонах банковской карты, объяснять их назначение;

-   находить необходимую информацию в тексте за­дания;

- формулировать правила безопасности при ис­пользовании банковских карт.

16

Лисьи норы

Устройство лисьей норы, свойства лес­ной земли, песка и глины, состав почвы.

-   Иметь представление об устройстве лисьих нор;

-   проводить простейшие опыты по определению свойств лесной земли, песка и глины, состава почвы;

-   делать выводы по результатам проведенных наблюдений и опытов;

-   понимать и объяснять, от чего зависит плодоро­дие почвы.

17

Обыкновен­ные кроты

Содержание научно­познавательного текста.

-    Определять тип текста;

-   составлять описание крота на основе прочитанно­го текста;

-   разгадывать ребусы и соотносить слова-


 

 

 

 

ассоциации;

-   соединять линиями части предложений и опреде­лять их последовательность в тексте;

-   объяснять значение слова;

-   составлять вопросы по предложенным предложе­ниям;

-   находить синонимы к предложенному слову;

-   писать сочинение-рассуждение по заданной теме;

-   определять название раздела, в котором может быть размещён текст.

18

Про крота

Сложение в пределах 100.

Логические задачи.

Диаграмма.

-   Решать задачи логического характера;

-   решать задачи с использованием данных таблицы;

-   решать задачи на основе данных диаграммы;

-   решать примеры на основе предложенной цепоч­ки примеров;

-   определять цвета геометрических фигур на основе верных высказываний.

19

Про кредиты

Кредит. Ипотечный кредит. Автокредит. Кредит наличными.

-    Объяснять, что такое «кредит»;

-   определять виды кредитов;

-   понимать, чем отличаются друг от друга разные виды кредитов;

-   определять сумму переплаты по кредиту;

-   определять, какой кредит наиболее выгоден банку


 

 

 

 

по срокам его оплаты;

- определять, какой кредит наиболее выгоден кли­енту банка по срокам его оплаты.

20

Корень - часть расте­ния

Корень. Виды корне­вых систем. Видоиз­менённые корни.

-   Называть части цветочных растений;

-   объяснять, для чего растению корень;

-   доказывать, что рост растения начинается с корня;

-   называть виды корневых систем;

-   называть видоизменённые корни.

21

Эдуард Шим.

Тяжкий труд

Содержание художе­ственного текста.

-   Определять книгу, в которой можно прочитать предложенный художественный текст;

-   определение лексического значения слова;

-   находить необходимую информацию в тексте;

-   находить в тексте предложение по заданному во­просу;

-   разгадывать ребусы и соотносить полученные от­веты со словами;

-   определять главную мысль текста;

-   определять, чему учит текст;

-   строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей.

22

Про ежа

Решение выражений, столбчатая и круго­вая диаграмма,

- Находить значение выражений, соотносить полу­ченные результаты с буквами и читать название насекомого;


 

 

 

названия месяцев.

-   определять время с помощью скорости и расстояния;

-   определять данные столбчатой диаграммы, нахо­дить часть от числа и записывать результаты в таб­лицу, результаты таблицы переносить в круговую диаграмму;

-   отвечать на вопросы на основе полученных данных;

-   определять последовательность маршрута на ос­нове схемы;

-   записывать слова с помощью кода;

-   называть месяцы, сравнивать количество месяцев.

23

Про вклады

Вклад, вкладчик, срочный вклад, вклад до востребования.

-   Давать определение вклада;

-   называть виды вкладов: срочный вклад, вклад до востребования;

-   объяснять, что такое банковский процент по вкладам;

-   объяснять, как считают банковский процент по вкладам;

-   объяснять, почему банки выплачивают проценты.

24

Заниматель­ные особен­ности яблока

Яблоко, свойства яб­лока.

-   Объяснять, почему яблоко в месте разреза темнеет, а при покрытии разреза соком лимона не темнеет;

-   объяснять, почему яблоко плавает;

-   объяснять, почему яблоко отталкивается от магнита;

-   объяснять, почему неспелое яблоко кислое;

-   находить на срезе яблока рисунок звезды.


 

 

 

 

 

25

Полевой хомяк

Содержание научно­познавательного текста.

-   Определять вид текста;

-   составлять описание хомяка на основе прочитан­ного текста;

-   дополнять описание хомяка на основе рисунка;

-   придумывать сравнения;

-   составлять вопросы по данным предложениям;

-   отвечать на вопросы на основе полученных све­дений;

-   разгадывать ребусы и объяснять значение слова;

-   определять сведения, которые удивили;

-   составлять план при подготовке к сообщению.

26

Про полевого хомяка

Решение выражений, столбчатая и круго­вая диаграммы, име­нованные числа, че­тырёхугольники.

-   Находить значение выражений, соотносить полу­ченные результаты с буквами и читать название животного;

-   строить столбчатую диаграмму на основе имею­щихся данных;

-   отвечать на вопросы на основе имеющихся данных;

-   находить путь хомяка на основе заданного усло­вия, доказывать, что путь выбран правильно;

-   записывать именованные числа в порядке возрас­тания;

-   строить четырёхугольники по заданному условию.


 

 

 

 

 

27

Ловушки для денег

Доходы, расходы, прибыль, дефицит, профицит.

-   Определять доходы, расходы и прибыль;

-   отличать желаемые покупки от необходимых;

-   рассуждать, как поступать в различных ситуациях при покупке товара;

-   объяснять, что такое дефицит и профицит;

-   рассуждать, как не тратить напрасно деньги.

28

Про хомяка и его запасы

Горох, свойства про­растания гороха.

-   Называть растения, плоды которых составляют основу питания хомяка;

-   объяснять и доказывать, как влажность и воздух влияют на прорастание семян;

-   объяснять и доказывать, что для роста, особенно в первое время, проростки используют вещества, за­пасённые в самих семенах;

-   объяснять и доказывать, как влияет наличие света на прорастание семян;

-   объяснять и доказывать, как влияет температура на прорастание семян;

-   объяснять и доказывать, как влияет глубина посе­ва на прорастание семян;

-   определять правильную последовательность про­растания семян гороха.


 

 

 

 

 

29

Про бобров

Содержание текста, текст-описание.

-   Определять тип текста, его тему;

-   находить выделенное в тексте словосочетание и объяснять его лексическое значение;

-   находить среди предложенных вариантов вопро­сы, на которые можно/нельзя найти ответы в про­читанном тексте;

-   задавать вопросы по содержанию прочитанного;

-   сравнивать тексты;

-   определять сведения, которые удивили;

-   составлять речевое высказывание в письменной форме.

30

Бобры- строители

Диаметр, длина окружности, решение практических задач.

-   Иметь представление о диаметре окружности;

-   анализировать данные таблицы, устанавливая за­кономерности её заполнения;

-   находить приблизительное значение диаметра окружности, зная длину окружности;

-   заменять умножение сложением одинаковых сла­гаемых;

-   выбирать нужные для проведения измерений ин­струменты;

-   работать с чертежом;

-   решать логические задачи.


 

 

 

 

 

31

Такие разные деньги

Валюта, курс для об­мена валюты, деньги разных стран.

-   Иметь представление о валюте как национальной денежной единице;

-   находить необходимую информацию в тексте и на иллюстрациях к заданиям;

-   устанавливать принадлежность денежной едини­цы стране;

-   иметь представление о банковской операции «об­мен валюты».

32

Материал для плотин

Строение древесины дерева, определение возраста дерева.

-   Иметь представление о составе древесины

-   проводить простейшие опыты по изучению свойств древесины разных пород деревьев;

-   делать выводы по результатам проведенных наблюдений и опытов;

-   понимать и объяснять, что такое твёрдые и мяг­кие породы деревьев.

33

Позвоночные животные

Рыбы, птицы, репти­лии, амфибии, мле­копитающие.

-   Называть группы позвоночных животных;

-   называть признаки пяти групп позвоночных жи­вотных;

-   определять название животного по описанию;

-   выбирать признаки земноводного животного;

-   выбирать утверждения, которые описывают при-


 

 

 

 

знаки животного;

-   выбирать вопросы, на которые нельзя найти отве­ты в тексте;

-   составить описание внешнего вида рыбы с указа­нием признаков этого животного;

-   рассуждать об открытии, сделанном на занятии.

34

Встреча дру­зей

 

-   Находить необходимую информацию в тексте задания;

-   понимать, что такое «валюта», «курс рубля», «кре­дит», «банковский вклад», «процент по вкладу»;

-   анализировать и дополнять недостающие в табли­це данные;

-   выполнять письменное и устное сложение чисел в пределах 1000.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

                  3 КЛАСС

№ п/п

Тема

Предмет изучения

Формируемые умения

 

 

Блок «Читательская

грамотность»

1

Про дождевого червяка

Тип текста. Содержание научно-познавательного текста.

-    Определять тип текста;

-   дополнять предложение словами из тек­ста;

-    определять периоды развития дождевого червя на основе теста;

-    объяснять, почему дождевые черви - это настоящие сокровища, живущие под зем­лёй;

-    определять на основе теста способ пита­ния дождевых червей;

-    находить предложение, соответствующее рисунку;

-    выбирать утверждения, соответствующие тексту;

-    составлять вопрос по содержанию текста;

-    называть дополнительные вопросы, отве­тов на которые нет в тексте.

3

Кальций

Содержание научно­познавательного текста.

-   Работать с кластером;

-   Дополнять предложение словами из тек­ста;

-    определять, что такое минерал;

-    называть стройматериалы, содержащие кальций;

-    объяснять значение слова;

-    выбирать утверждения, которые соответ­ствуют прочитанному тексту;

-    составлять предложения по рисунку;

-    составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на составленный во­прос.

5

Сколько весит облако?

Тип текста. Главная мысль текста. Содержа­ние текста

-    Определять тип текста;

-    определять, что вынесено в заглавие - тема или главная мысль;

-    находить ответ на вопрос в тексте;

-    объяснять значение слова;

-   дополнять предложения;

-    выбирать вопросы, на которые можно найти ответы в тексте;

-   дополнять план текста;

-   рассказывать о прочитанном произведе­нии;

-    составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на составленный во­прос;

-    определять название книг с достоверны­ми сведениями.

7

Хлеб - всему го­

лова

Тип текста. Главная мысль текста. Содержа­ние текста

-    Определять тип текста;

-    определять, что вынесено в заглавие - тема или главная мысль;

-    записывать пословицы о хлебе;


 

 

 

 

-    записывать предложение, которое соот­ветствует рисунку;

-    находить ответ на вопрос в тексте;

-    объяснять значение слова;

-   рассказывать о прочитанном произведе­нии;

-    составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на составленный во­прос;

-   работать с толкованием слова;

-    определять порядок следования предло­жений;

-    называть хлебобулочные изделия.

9

Про мел

Главная мысль текста. Содержание текста.

-   Заполнять кластер о происхождении ме­ла;

-    составлять вопрос по готовому ответу;

-   давать определение слова;

-   работать с толковым словарём;

-   работать с толкованием слова;

-    соединять части предложений и опреде­лять их порядок;

-    составлять план текста в виде вопросов;

-    составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на составленный во­прос.

11

Про мыло

Содержание научно­познавательного текста.

-   Дополнять предложение;

-   давать определение слова;

-   работать с толковым словарём;

-    соединять части предложений и опреде­лять их порядок;

-    находить в тексте предложение, которое соответствует рисунку;

-    находить в тексте предложение по задан­ному условию;

-   дополнять текст по заданному условию;

-    определять даты принятия гербов.

13

История свечи

Содержание научно­познавательного текста.

-   Давать определение слова;

-    записывать ответ на поставленный во­прос;

-    определять слово по его лексическому значению;

-    называть вещества, которые используют при изготовлении свечей;

-    выбрать вопросы, на которые можно найти ответ в тексте;

-    составлять вопросы и находить ответы в тексте;

-    соединять части предложений и опреде­лять их порядок;

-    заполнять кластер по рисункам на основе прочитанного текста;

-    называть правила безопасности при ис­пользовании свечей;

-   рассказывать о прочитанном произведе-


 

 

 

 

нии;

- отвечать на поставленный вопрос.

15

Магнит

Содержание научно­познавательного текста.

-   Давать определение слова;

-   дополнять предложение;

-    находить ответ на поставленный вопрос;

-    объяснять значение словосочетания;

-    с помощью текста находить отличия между предметами;

-    называть предметы, о которых говорится в тексте;

-   рассказывать о прочитанном произведе­нии.

Блок «Естественно-научная грамотность»

2

Дождевые черви

Дождевые черви

-   Называть части тела дождевого червя;

-    объяснять, какую роль играют щетинки в жизни животного;

-    рассказывать, чем питается дождевой червь;

-    объяснять, почему во время дождя дож­девые черви выползают на поверхность земли;

-    наблюдать, как дождевые черви создают плодородную почву;

-    заполнять таблицу-характеристику на дождевого червя.

4

Полезный каль­ций

Кальций

-   Заполнять таблицу;

-   дополнять предложение;

-    определять с помощью опытов, что про­исходит с костями и скорлупой яйца, если из них удалить кальций;

-    составлять суточное меню с молочными продуктами;

-   дописывать вывод о необходимости кальция для организма.

6

Про облака

Облака

-    С помощью опыта показывать образова­ние облаков;

-    объяснять, почему облака увеличиваются в размере;

-    называть явления природы;

-    называть виды облаков;

-    определять погоду по облакам.

8

Про хлеб и дрожжи

Дрожжи. Хлеб.

-   Называть внешние признаки сходства и различия ржи и пшеницы;

-    описывать внешний вид ржаного и пше­ничного хлеба;

-    определять наличие дырочек в хлебобу­лочных изделиях;

-   давать определение слову «дрожжи»;

-    проводить опыт, показывающий влияние температуры на процесс брожения;

-    проводить опыт, показывающий влияние сахара на процесс брожения;

-    проводить опыт, доказывающий образо­вание углекислого газа при брожении;

-    проводить опыт, доказывающий, что вкус и качество хлеба зависят от выдержки теста.

10

Интересное веще-

Мел.

- Определять внешние признаки мела;


 

 

ство - мел

 

-   доказывать, что мел не растворяется в воде;

-    называть, из чего состоит мел;

-   доказывать, что мел содержит карбонат кальция;

-    определять состав мела;

-    называть области применения мела.

12

Чем интересно мыло и как оно «работает»

Мыло

-   Называть виды мыла;

-    исследовать мыло в сухом виде;

-    показывать, что при намокании мыла по­является пена;

-    проводить опыт, доказывающий, что мы­ло очищает воду от масла;

-    проводить опыт, доказывающий, что мы­ло уменьшает поверхностное натяжение воды;

-    исследовать с помощью лупы мыльные пузыри;

-   доказывать, что мыльные пузыри обра­зуются из жидкого мыла.

14

Про свечи

Свеча

-   Рассказывать о строении свечи;

-   рассказывать о зонах пламени свечи;

-    объяснять, почему гаснет свеча;

-    объяснять, почему внутри ёмкости под­нимается вода;

-    объяснять, почему происходит возгора­ние дыма.

16

Волшебный маг­нит

Магнит

-   Называть виды магнитов;

-    определять опытным путём, какие пред­меты притягивает магнит;

-   доказывать с помощью опыта, что маг­нитная сила действует через стекло и дру­гие предметы;

-    показывать с помощью опыта, что магнит может намагничивать металлические пред­меты;

-   рассказывать о том, что магнит имеет два полюса;

-    показывать с помощью опыта, как можно создать компас.

                                                   Проверочная работа

забота

17

Проверь себя

Материал, изученный в первом полугодии.

-   Ориентироваться в понятиях, изученных в первом полугодии;

-    применять полученные знания в повсе­дневной жизни;

-   работать самостоятельно;

-    планировать и корректировать свои дей­ствия в соответствии с поставленной учеб­ной задачей.

Блок «Финансовая грамотность»

18

Что такое «бюд­жет»?

Федеральный бюджет, уровни бюджета, дефи-

- Понимать и правильно использовать фи­нансовые термины: «бюджет», «налоги»;


 

 

 

цит, профицит.

«дефицит», «профицит»;

-    понимать, из каких уровней состоит бюджетная система России;

-    объяснять, откуда берутся деньги в гос­бюджете и куда они расходуются;

-    выдвигать свои предположения и уметь аргументировать свой ответ;

-   уметь слушать и слышать собеседника.

20

Семейный бюд­жет

Семейный бюджет, до­ходы и расходы.

-   Объяснять значение понятия «семейный бюджет»;

-    понимать, как в семье появляются доходы;

-   делить расходы на «обязательные», «же­лаемые и «непредвиденные»;

-    заполнять кластер;

-   формулировать высказывание в устной и письменной речи на заданную тему.

22

Откуда в семье берутся деньги?

Зарплата

Понятие заработной платы, виды зарплаты.

-   Понимать и правильно использовать фи­нансовые термины: «заработная плата», «фиксированная зарплата», «аванс», «пре­мия» и «гонорар»;

-    анализировать данные, представленные в виде графика;

-    приводить примеры различных профес­сий;

-    объяснять, отчего может зависеть размер заработной платы.

24

Откуда в семье берутся деньги?

Пенсия и соци­альные пособия

Пенсия, досрочная пен­сия, пособия для разных категорий граждан.

-   Понимать и правильно использовать фи­нансовые термины: «пенсия», «досрочная пенсия», «пособие»;

-    на доступном для третьеклассника уровне определять основание для назначения до­срочной пенсии;

-    называть пособия, которые получают граждане нашей страны;

-    определять, какие пособия относятся к регулярным, а какие - к эпизодическим.

26

Откуда в семье берутся деньги? Наследство, вклад, выигрыш

Наследство, вклад, вы­игрыш.

-- Понимать и правильно использовать финансовые термины: «случайный доход», «выигрыш», «клад», «наследство» и «дви­жимое и недвижимое имущество»;

-    понимать, что выигрыш облагается нало­гом;

-    иметь представления о налогах, которые человек должен заплатить от доходов, по­лученных в виде выигрыша;

-    понимать, как должен поступить человек, нашедший клад;

-    называть предметы, которые человек мо­жет получить в наследство.

28

На что тратятся семейные деньги? Виды расходов

Классификация расхо­дов по различным осно­ваниям.

-- Понимать и правильно использовать финансовые термины: «обязательные рас­ходы», «желаемые расходы», «непредви­денные расходы»,

«текущие расходы», «капитальные расхо­ды», «чрезвычайные расходы», «ежемесяч­ные расходы», «ежегодные расходы», «се­зонные расходы», «разовые расходы», - определять, к какой группе относятся те


 

 

 

 

или иные расходы.

30

На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи

Виды обязательных платежей.

-   Понимать и правильно использовать фи­нансовые термины: «коммунальные плате­жи», «тариф», «штрафы», «налоги»;

-    объяснять, почему обязательные платежи нужно платить вовремя;

-    на примере различных ситуаций опреде­лять вид обязательного платежа.

32

Как сэкономить семейные деньги?

Экономия семейного бюджета.

-   Понимать и правильно использовать фи­нансовые термины: «экономия семейного бюджета», «продовольственные товары», «непродовольственные товары»;

-    формулировать простые правила эконо­мии семейного бюджета;

-    на доступном для третьеклассника уровне объяснять, почему необходимо экономить семейный бюджет.

Блок «Математическая грамотность»

19

Расходы и доходы бюджета

Сравнение доходов и расходов. Дефицит и профицит.

-   Определять дефицитный и профицитный бюджет;

-    анализировать данные, представленные на инфографике, и на основе этих данных заполнять таблицу;

-    выполнять вычисления по таблице;

-    выполнять сложение и вычитание много­значных чисел;

-    составлять задачу по предложенному ре­шению;

-    формулировать вопрос задачи.

21

Планируем се­мейный бюджет

Доходы и расходы в семейном бюджете.

-    анализировать данные, представленные в таблице, и по этим данным выполнять не­обходимые вычисления;

-    выполнять сложение и вычитание много­значных чисел, деление круглого числа на однозначное;

-    анализировать данные столбчатой диа­граммы;

-    выполнять умножение двузначного числа на однозначное путём сложения одинако­вых слагаемых;

-    выполнять чертёж к задаче и записывать её решение.

23

Подсчитываем семейный доход

Семейный доход в таб­лице, на диаграмме.

-   Анализировать график и по данным гра­фика заполнять таблицу;

-    выполнять сложение круглых многознач­ных чисел;

-    находить с помощью калькулятора сред­нее арифметическое;

-    сопоставлять таблицу и круговую диа­грамму;

-    анализировать данные таблицы и на ос­нове этих данных дополнять недостающие подписи на круговой диаграмме;

-    самостоятельно составлять круговую диа­грамму.

25

Пенсии и пособия

Прожиточный мини-

- Анализировать данные, представленные в


 

 

 

мум, минимальная пен­сия, пособия.

таблице;

-    выполнять сложение и вычитание много­значных чисел;

-    анализировать данные, представленные в виде гистограммы;

-    вычислять, на сколько увеличилась пен­сия за определённый период;

-    заполнять таблицу на основе текстового материала;

-    подсчитывать доход семьи от детских пособий.

27

Подсчитываем случайные (нере­гулярные) доходы

Налог на выигрыш, до­ход от выигрыша в ло­терею.

-   Определять, с какой суммы и в каком размере нужно платить налог с выигрыша;

-    подсчитывать, чему равен реальный до­ход от выигрыша в лотерею;

-    под руководством учителя с помощью калькулятора находить процент от числа.

29

Подсчитываем расходы

Обязательные и непредвиденные расхо­ды.

-   Анализировать данные инфографики;

-    находить в таблице информацию, необ­ходимую для выполнения задания;

-    подсчитывать расходы на питание и определять, какую часть от семейного до­хода они составляют;

-    подсчитывать, какую часть семья откла­дывает на непредвиденные расходы.

31

Расходы на обяза­тельные платежи

Обязательные платежи

-   Определять, какие налоги должна платить семья;

-    анализировать данные диаграммы и на основе этих данных заполнять таблицу;

-    подсчитывать ежемесячные обязательные расходы;

-    пользоваться калькулятором;

-    объяснять причину уменьшения или уве­личения обязательных платежей;

-    выполнять сложение и вычитание много­значных чисел.

33

Подсчитываем сэкономленные деньги

Экономия семейного бюджета.

-   Под руководством учителя решать со­ставные задания на нахождения количества сэкономленных денег;

-    объяснять, что такое «скидка в 25%»;

-    определять, на сколько стал дешевле то­вар со скидкой;

-    находить часть от числа.

                                                      Проверочная  работа

забота

34

Проверь себя

Материал, изученный во втором полугодии.

-   Ориентироваться в понятиях, изученных во втором полугодии;

-    применять полученные знания в повсе­дневной жизни;

-   работать самостоятельно;

-    планировать и корректировать свои дей­ствия в соответствии с поставленной учеб­ной задачей.


 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

                 4 КЛАСС

п/п

Тема

Предмет изучения

Формируемые умения

Блок «Читательская грамотность»

1

Старинная жен­ская одежда

Содержание науч­но-познавательного текста.

-   Определять лексическое значение слова;

-    озаглавливать текст;

-    определять тему;

-    определять главную мысль;

-    составлять план в виде вопросов;

-    с помощью текста определять название женской одежды;

-    с помощью рисунка вписывать в текст название ста­ринной женской одежды;

-    объяснять значение слова;

-    приводить примеры современной женской одежды.

2

Старинные жен­ские головные уборы

Содержание науч­но-познавательного текста.

-   Определять лексическое значение слова;

-    составлять план, используя слова из текста;

-    объяснять значения слов;

-    определять по описанию названия головных уборов;

-    приводить примеры современных головных уборов.

3

Старинная муж­ская одежда и головные уборы

Содержание науч­но-познавательного текста.

-   Определять лексическое значение слова с помощью словаря;

-    отвечать на вопросы по тексту;

-    вписывать пропущенные слова в текст;

-   находить ответ на вопрос в тексте;

-    объяснять значение слова;

-    оформлять план текста;

-    определять с помощью описания название предмета.

4

Жилище кре­стьянской семьи на Руси

Содержание науч­но-познавательного текста.

-   Определять лексическое значение слова с помощью словаря;

-   рассуждать и записывать своё мнение о различии между предметами;

-    отвечать на вопросы по тексту;

-   рассуждать, давать определение слова;

-    называть элементы оформления избы.

5-6

Внутреннее убранство и предметы оби­хода русской избы

Содержание науч­но-познавательного текста.

-   Определять лексическое значение слова с помощью словаря;

-    письменно отвечать на вопросы;

-   называть предметы печной утвари;

-   работать с толковым словарём;

-   работать с толкованием слова;

-   рассуждать и записывать своё мнение о предложен­ном выражении;

-    соотносить описание предметов с их рисунками;

-    описывать назначение предметов;

-    составлять обобщающий план.

7

История посуды на Руси

Содержание науч­но-познавательного текста.

-   Определять лексическое значение слова с помощью словаря;

-    соотносить рисунок и его название;

-   работать с толковым словарём;

-   рассуждать и записывать ответ на вопрос;

-    записывать ответ на вопрос по его началу;

-    определять части предмета, называть их;


 

 

 

 

-    определять порядок предложений в тексте;

-   дополнять текст по заданному условию.

8

Какие деньги были раньше в России

Содержание науч­но-познавательного текста.

-   Определять лексическое значение слова с помощью Википедии;

-    называть опорные фразы, с помощью которых мож­но дать ответ на вопрос;

-    определять тему текста;

-    составлять план текста;

-    находить информацию в Интернете;

-    записывать названия монет в порядке их возраста­ния;

-   указывать названия современных денег.

Блок «Естественно-научная грамотность»

9

Томат

Томат.

-   Называть части растения;

-     объяснять, что значит «многогнёздная ягода»;

-    определять горизонтальный и вертикальный срез;

-   указывать количество гнёзд;

-    объяснять, почему плоды у помидора - это ягода;

-    называть части плода помидора;

-    объяснять, что такое пасынок у помидора;

-   работать с таблицей.

10

Болгарский пе­рец

Болгарский перец.

-   Объяснять, что такое паприка;

-    называть части растения;

-   рассказывать о строении плода перца;

-    определять форму плода перца;

-   рассказывать о строении семени перца;

-   делать выводы на основе полученной информации.

11

Картофель

Картофель.

-   Называть части растения;

-    объяснять, чем отличаются плоды картофеля от пло­дов томата;

-    объяснять, какой вывод сделали и почему;

-    объяснять, почему после нарезки картофеля на раз­делочной доске остаются белые следы;

-    объяснять, почему нужно сажать разные сорта кар­тофеля;

-    объяснять, что такое крахмалистость;

-    определять срок созревания картофеля;

-    объяснять, почему нельзя использовать в пищу по­зеленевший картофель;

-    называть способы размножения картофеля.

12

Баклажан. Се­мейство Паслё­новые

Баклажан.

-   Называть представителей семейства Паслёновые;

-    объяснять, что такое соланин;

-    называть благоприятные условия для прорастания семян;

-    определять условия, необходимые для прорастания семени баклажана;

-    определять глубину посева семян;

-    заполнять таблицу наблюдений за ростом растений.

13

Лук

Лук.

-   Называть части лука;

-    называть способы выращивания лука зимой на под­оконнике;

-    называть этапы выращивания лука;

-    наблюдать за ростом лука и записывать данные в таблицу.

14

Капуста

Капуста.

-   Называть виды капусты;

-    отвечать на вопросы по содержанию текста;


 

 

 

 

-    называть части капусты;

-   исследовать капусту в разрезе;

-   рассказывать о размножении капусты;

-    проводить опыты с цветной капустой.

15

Горох

Горох.

-   Рассказывать о строении гороха;

-   рассказывать о строении семени гороха;

-    объяснять, почему горох обладает взрывной силой;

-    определять, что горох является холодостойким рас­тением;

-    проводить опыт по проращиванию гороха, сравни­вать результаты двух опытов.

16

Грибы

Грибы.

-   Называть части гриба;

-    называть виды грибов;

-   рассказывать о плесневых грибах;

-    называть грибы-невидимки;

-    проводить опыт по выращиванию плесени;

-    называть грибы-паразиты.

Творческое занятие

17

Творческая ра­бота

По выбору.

-   Выбрать тему для творческой работы;

-    выполнять творческую работу;

-    представлять классу творческую работу.

Блок «Финансовая грамотность»

18

-19

Потребитель­ская корзина

Состав потреби­тельской корзины.

-   Объяснять на доступном для четвероклассника уровне, что такое «потребительская корзина»;

-    понимать, почему подсчитывается прожиточная кор­зина для трёх категорий населения;

-    объяснять, почему различается стоимость потреби­тельской корзины в разных регионах нашей страны;

-    объяснять, что входит в состав потребительской корзины россиянина.

20

Прожиточный

минимум

Назначение прожи­точного минимума.

-   Понимать значение и правильно использовать тер­мины «прожиточный минимум», «минимальный раз­мер оплаты труда»;

-    объяснять, на что влияет прожиточный минимум;

-    объяснять, почему различается размер прожиточно­го минимума в разных регионах нашей страны;

-    объяснять, почему различается размер прожиточно­го минимума для разных категорий населения нашей страны.

21

Инфляция

Инфляция.

-   Понимать значение и правильно использовать тер­мины «прожиточный минимум», «инфляция»;

-    анализировать данные, представленные в виде ги­стограммы;

-    называть уровни инфляции;

-    понимать значение инфляции для экономики.

22

23

Распродажи, скидки, бонусы

Акции, распродажа, скидки, бонусы, кешбэк.

-   Понимать значение и правильно использовать тер­мины: «распродажа», «скидка», «бонусная програм­ма», «программа лояльности», «бонусы», «кешбэк»;

-    понимать, что все акции, проводимые торговыми точками, предназначены для увеличения доходов ма­газинов и привлечения покупателя;

-    понимать, что чем больше процент скидки, тем меньше мы платим за товар;

-    формировать навыки грамотного покупателя.

24

Благотвори­тельность

Благотворитель­ность.

- Понимать значение и правильно использовать тер­мины «благотворительность», «благотворительный фонд»;


 

 

 

 

-    называть группы населения, которые могут нуж­даться в благотворительной помощи;

-    объяснять необходимость оказания благотворитель­ной помощи тем, кто в ней нуждается.

25

Страхование

Виды страхования.

-   Понимать значение и правильно использовать тер­мины «страхование», «страховка», «полис»;

-    называть виды страхования;

-    называть различные страховые риски.

Блок «Математическая грамотность»

26

В бассейне

Расписание занятий, выгодная покупка.

-   Анализировать расписание занятий с целью опреде­ления свой занятости;

-   решать задачи на определение стоимости покупки;

-    определять, какая из двух покупок является более выгодной;

-   решать задачи на определение скорости плавания;

-   решать логические задачи.

27­

28

Делаем ремонт

Смета ремонта, рас­чёт стоимости стро­ительных материа­лов.

-   Понимать, что такое «смета»;

-   решать задачи на расчёт количества необходимого материала для ремонта кухни;

-   решать задачи на расчёт стоимости необходимого материала для ремонта кухни;

-   читать простые чертежи и наносить на них извест­ные размеры.

29

Праздничный торт

Рецепт торта, зада­чи на тройку вели­чин «цена, количе­ство, стоимость».

-   Работать с таблицами;

-    подсчитывать стоимость продуктов для торта;

-    определять, какие продукты выгоднее купить для того, чтобы уменьшить стоимость затрат на приготов­ление торта;

-    сравнивать цену различных товаров, выполняя необ­ходимые преобразования;

-    использовать полученные умения и навыки в прак­тической жизни.

30

Обустраиваем участок

Расходы на обу­стройство участка, площадь и периметр

-   Читать простой чертеж и определять его масштаб;

-    находить площадь и периметр участка и построек на нём;

-   решать задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость»;

-    использовать полученные умения и навыки в прак­тической жизни.

31­

32

Поход в кино

Расходы на поход в кино.

-   Находить заданные временные промежутки с помо­щью календаря;

-   решать задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость»;

-    использовать полученные умения и навыки в прак­тической жизни.

33

Отправляемся в путешествие

Расходы на путеше­ствие.

-   Находить заданные временные промежутки с помо­щью календаря;

-   решать задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость»;

-    использовать полученные умения и навыки в прак­тической жизни.

Творческая работа

34

Составляем сло­варик по финан­совой грамотно­сти

Понятия по финан­совой грамотности, изученные в 1-4 классах.

-   Понимать значение и правильно использовать фи­нансовые термины;

-    иллюстрировать изученные понятия;

-    составлять математические задачи с изученными


 

 

 

финансовыми терминами;

-   работать самостоятельно и в парах;

-    планировать и корректировать свои действия в соот­ветствии с поставленной учебной задачей.

 


 

Скачано с www.znanio.ru