Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Твори добро»
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка………………………………………………………
2. Планируемые результаты……………………………………………………
3. Содержание программы ……………………………………………………..
4. Учебно-тематический план ……………………………………………...….
5. Список литературы ………………………………………………………….
Проблема формирования сознательного гражданина с прочными убеждениями по праву стоит основной проблемой воспитания. Важно воспитывать с ранних лет коллективизм, требовательность к себе и друг к другу, честность и правдивость, стойкость, трудолюбие, потребность приносить пользу окружающим, целенаправленно формировать мотивационную сферу растущего человека.
Трудовые и нравственные качества не даются человеку от природы, они воспитываются в нём в течение жизни, начиная с детства. Школьник приобретает их через самообслуживание, бытовой и учебный труд и общественно – полезный труд. Активное участие детей в общественной деятельности имеет глубокий смысл. Дети учатся понимать, что любая деятельность требует усилий, напряжения, но вместе с тем доставляет радость, приносит пользу.
Общественно – полезная работа строится на основе инициативы и заинтересованности школьников, способствует формированию коллективного мнения, учит самокритично оценивать свои поступки, учиться руководить и самому выполнять распоряжения других.
Во внеурочное время представляются возможности включать детей в разнообразные виды коллективного труда, развивать у них на этой основе чувство причастности к общественной жизни и труду взрослых, воспитывать коллективизм, общественную активность и сознательную дисциплину. При выполнении общественно полезных деятельностей успешно решаются многие воспитательные задачи: ребенок живет заботами о важном деле, стремится добиться определенных результатов в работе, знает, что для этого надо делать, проявляет инициативу, ответственность и самостоятельность.
Самое главное - научить человека делать добро и уметь его принимать. Школа - это одна большая семья, где каждый нужен и дорог.
Актуальность программы внеурочной деятельности по социальному направлению «Твори добро» заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его добрые дела - это ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, воспитанным, трудолюбивым, готовым нести людям добро.
В программе внеурочной деятельности по социальному направлению «Твори добро» предусмотрено выполнение школьниками творческих и проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности обучающихся, их внимание акцентируется на потребительском назначении продукта труда или того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.
Цель программы: создание максимально благоприятных условий для развития личности ребенка.
Задачи:
1.Приобрести общественно – организаторские умения, почувствовать ответственность не только за свою, но и за общую работу.
2.Привлечь всех детей к активному участию в делах класса.
3. Учить детей навыкам общественной работы.
4. Развивать организационные и коммуникативные компетенции.
5. Реализация общественно – значимых инициатив.
6. Сделать территорию школы комфортной для учебы и отдыха.
Описание ценностных ориентиров содержания программы внеурочной деятельности по социальному направлению «Твори добро»
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Основные принципы реализации программы.
Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Твори добро» направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка. Разработана по циклическому принципу для обучающихся в начальной школе и рассчитана на три года, во 2-4 классах – по 34 часа соответственно в каждом классе.
II. Планируемые результаты реализации программы.
Программа будет способствовать:
-созданию условий для развития нравственных качеств, познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации социально-значимых проектов «Наши добрые дела» и «Наши руки не знают скуки»;
-формированию личности ребенка, способной действовать в коллективе и с коллективом; выработке современного мировоззрения, способного разрешить личные и общественные проблемы;
-содействовать укреплению связи школа-семья, укреплению внутрисемейных отношений;
-формированию устойчивого интереса к трудовой деятельности, к общению с природой;
-расширению ботанических знаний о декоративных растениях для оформления клумбы; развитию художественного вкуса, фантазии в реализации проекта «Школа- цветущий сад».
В программе заложены возможности формирования у обучающихся универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных) и ключевых компетенций; воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
• ценностное отношение к труду и творчеству, трудолюбие;
• первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
• осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
• первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
• потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
• мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Формы и средства контроля
˗ Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью по методике А.А.Андреева;
˗ социометрия;
˗ Диагностика нравственной воспитанности по методике М. И.Шиловой;
˗ Методика для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой
˗ Методика «Рукавички»(Г.А. Цукерман)
˗ Методика «Дерево» Л.П.Пономаренко
˗ методика – тест «Хороший ли ты сын (дочь) (Л. И.Лаврентьева);
˗ конкурс рисунков «Я и мой класс»;
2 класс «Твори добро» - 34 ч.
Общий годовой план работы составляет - 34 ч., из них: теоретических – 9 ч., практических -25 ч.
Разделы программы.
1. «Добрые дела для моего класса, школы» Введение. Знакомство с обязанностями дежурного в классе. Ремонт книг из школьной библиотеки. Экскурсия на пришкольный участок. Изготовление пакетов для семян с помощью оригами. Сбор семян в пакетики. Уход за комнатными растениями в классе. Операция «Чистый класс». Операция « Покормите птиц зимой»
Проекты: « О чём может рассказывать школьная библиотека», «Профессия моей мамы (папы)», «Моя родословная», газета «9 Мая».
2. «Не забыть нам этой даты» Международный день мира. Мы - за мир! Изготовление голубя - символа мира. Международный день толерантности. Доброта в каждом из нас. День памяти неизвестного солдата, День Героев России. «Акция «Кораблик Победы»
3. «Наши руки не знают скуки». Изготовление поздравительных открыток ко Дню пожилого человека, Дню Матери, к 23 февраля и 8 Марта. Работа мастерской Деда Мороза «Твори, выдумывай, пробуй». Украшения классного кабинета.
4. «Цветы для школьного двора» Моя первая клумба. Высадка семян цветов на рассаду. Уход за рассадой цветов. Высадка рассады в грунт на территории школьного двора.
iV. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 класс « Твори добро» - 34 ч.
№ |
Тема |
Теория |
Практика |
1. |
«Добрые дела для моего класса, школы» Введение. Знакомство с обязанностями дежурного в классе. |
1 |
|
2. |
Проект « О чём может рассказывать школьная библиотека». |
0,5 |
0,5 |
3. |
«Добрые дела для моего класса, школы» Ремонт книг из школьной библиотеки |
0,5 |
0,5 |
4. |
«Добрые дела для моего класса, школы» Экскурсия на пришкольный участок. Изготовление пакетов для семян с помощью оригами. Сбор семян в пакетики. |
1 |
|
5. |
«Не забыть нам этой даты» Международный день мира. Мы - за мир! Изготовление голубя - символа мира. |
0,5 |
0,5 |
6. |
Почему пожилым людям нужна твоя помощь. «Наши руки не знают скуки». Изготовление поздравительной открытки ко Дню пожилого человека |
1 |
|
7. |
Богатство человеческого сердца. |
1 |
|
8. |
«Добрые дела для моего класса, школы» Уход за комнатными растениями в классе. |
1 |
|
9. |
«Добрые дела для моего класса, школы» Операция «Чистый класс» |
1 |
|
10. |
«Не забыть нам этой даты» День памяти неизвестного солдата, День Героев России |
1 |
|
11. |
«Не забыть нам этой даты» Международный день толерантности. Доброта в каждом из нас. |
0,5 |
0,5 |
12. |
«Наши руки не знают скуки» Изготовление поздравительной открытки ко Дню Матери |
1 |
|
13. |
Спешите делать добро |
1 |
|
14. |
«Наши руки не знают скуки» Мастерская Деда Мороза |
1 |
|
15. |
«Наши руки не знают скуки» Работа мастерской Деда Мороза «Твори, выдумывай, пробуй». Украшения классного кабинета |
1 |
|
16. |
«Добрые дела для моего класса, школы» Операция «Чистый класс» |
1 |
|
17. |
«Добрые дела для моего класса, школы» Уход за комнатными растениями в классе. |
1 |
|
18. |
Операция « Покормите птиц зимой» |
1 |
|
19. |
Проект «Профессия моей мамы (папы)» |
1 |
|
20. |
Традиции и ценности семьи |
1 |
|
21. |
Традиции и ценности семьи . Проект «Моя родословная» |
1 |
|
22. |
«Наши руки не знают скуки» Изготовление поздравительной открытки к 23 февраля |
1 |
|
23. |
Порадовать близких - как это просто .Что есть забота? |
1 |
|
24. |
«Наши руки не знают скуки» Изготовление поздравительной открытки к 8 Марта |
1 |
|
25. |
Просто я работаю волшебником |
1 |
|
26. |
«Добрые дела для моего класса, школы» Операция «Чистый класс» |
1 |
|
27. |
«Добрые дела для моего класса, школы» Благоустройство территории школьного двора, класса. |
1 |
|
28. |
«Цветы для школьного двора» Моя первая клумба. Высадка семян цветов на рассаду |
0,5 |
0,5 |
29. |
«Цветы для школьного двора» Моя первая клумба. Уход за рассадой цветов |
1 |
|
30. |
«Цветы для школьного двора» Моя первая клумба. Уход за рассадой цветов |
1 |
|
31. |
«Не забыть нам этой даты «Акция «Кораблик Победы» |
0,5 |
0,5 |
32. |
«Наши руки не знают скуки». «Газета ко Дню Победы» |
1 |
|
33. |
«Цветы для школьного двора» Моя первая клумба. Высадка рассады в грунт на территории школьного двора |
1 |
|
34. |
«Добрые дела для моего класса, школы» Операция «Чистый класс» |
1 |
V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Изд-во Ростов. ун-та, 1983
2.Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968
3.Глущенко А. Г. Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе. М.: Просвещение. 1990
4.Гульянц Э. К., Базик И. Я.Что можно сделать из природного материала: Кн. для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1991
5.Костенков П. П. Воспитание интереса к сельскохозяйственному труду.
6 . Мирошкина М. Учимся создавать социально значимые проекты. Нар. образование. – 2006.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.