Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №76» г. Перми
Принято на заседании Педагогического совета
Протокол № 1 от 30.08.2021г
Программа внеурочного курса
«Азбука здоровья»
составитель программы Некрасова Е.А.
Пояснительная записка
При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование здорового образа жизни, что ведёт к успешному обучению.
Данная программа создана для учащихся образовательного учреждения 3-4классов. Рассчитана на 30 часов.
Состояние здоровья школьников требует особенно внимательного отношения к организации их школьной жизни: режиму учебных занятий, учебной нагрузки, разумного сочетания труда и отдыха, методическим требованиям, эмоциональному климату в классе.
На фоне сложных экономических условий нашего времени особенно остро стоит проблема здоровья. Именно поэтому в школе важно научить детей осознавать себя как часть природы и понимать ответственность перед обществом за состояние своего здоровья.
Данная программа построена по линейному принципу. Она включает в себя: диагностику, физическое здоровье, нравственное воспитание и формирование навыков здорового образа жизни.
Цель: Формирование здорового образа жизни и профилактика социально значимых заболевании – гигиеническое обучение и воспитание школьников, формирование у учащихся ценностного отношения к себе, к своему здоровью и здоровью окружающих людей, формирование знаний, умений и навыков здорового образа жизни.
Программа направлена на решение следующих задач:
1.Ознакомление ребёнка с анатомо–физиологическими
особенностями организма человека.
2.Научить ребёнка, познанию самого себя, т.е. пониманию глубинных мотивов своего поведения, осознанию своей ценности и индивидуальности, умению анализировать свои желания и поступки, самоуважению.
3.Помочь ребёнку, по возможности в более полном выявлении и развитии своих личностных качеств, личных возможностей.
4.Обучение важнейшим социальным навыкам, способствующим успешной социальной адаптации – «навыкам жизни»:
• Умению эффективно, бесконфликтно общаться (коммуникативные навыки), умению использовать позитивные методы решения конфликтных вопросов, ситуации;
• Практическим методам самостоятельного принятия решений с чётким сознанием собственного поведения и с ответственным отношением к социальным и культурным требованиям общества; Умению сделать положительный выбор в сложной жизненной ситуации; Навыка самозащиты и предупреждения проблем.
5.Информировать учащихся об основных неинфекционных и инфекционных заболеваниях, социально-значимых заболеваниях, представляющих опасность для жизни и здоровья, и методах их профилактики.
6.Сформировать правильные представления о здоровье и ЗОЖ, знания, умения, навыки здоровьесберегающего поведения, здорового образа жизни.
7.Сформировать умения, навыки использования методов валеологического самоанализа, самоконтроля своего здоровья, методов сохранения и укрепления здоровья, естественных способов саморегуляции.
Форма проведения занятий.
Занятия проводятся по принципам тренинговых групп. Общение строится по принципу «здесь и теперь», с учётом актуального психологического состояния, с учётом чувств, желаний и физического состояния учащихся. Безоценочное восприятие личности, восприятие другого как равного, общение – разговор от своего имени – основные правила взаимодействия ученика и учителя на данных уроках.
Программа «Азбука здоровья» состоит из следующих основных разделов:
1.Познай себя |
2.Здоровье – всему голова. |
3.Советы доктора Айболита. |
4.Движение – основа жизни. |
5.Вредные привычки. |
6.Правильное питание – залог здоровья. |
7.Моя безопасность. |
При составлении планирования была использована литература:
Матвеева Е.М. Азбука здоровья. Профилактика вредных привычек. М. 2007г.
Планируемый результат
Раз-дел |
Учащиеся должны знать |
Учащиеся должны уметь |
1 |
1.Основные состовляющие тела человека; 2.Выполняемую работу основных органов человека; |
1.Проводить гигиенические процедуры; 2.Бережно относиться к органам чувств; 3.Выполнять упражнения по снятию напряжения и усталости. |
2 |
1.Что такое «здоровье»; 2.Виды одежды |
1.Одеваться по погоде; 2.Состовлять индивидуальный режим дня; |
|
3.Что хорошо, а что плохо для здоровья; 4.Что такое инфекция; 5.О том, что чистота является залогом здоровья. |
3.Чередовать умственную и физическую нагрузку; 4.Выполнять гигиенические процедуры; |
3 |
1.Значение воды для всего живого на Земле; 2.Правила бережного отношения к органам чувств; 3.Виды упражнений по снятию напряжений с глаз; 4.Виды упражнений и правила выполнения этюдов для снятия напряжения и восстановления психологической уравновешенности. |
1.Выполнять гигиенические процедуры; 2.Чередовать физическую и умственную работу; 3.Проводить самомассаж волшебных точек; 4.Составлять и выполнять режим дня; 5.Разумно чередовать труд и отдых. |
4 |
1.Значение двигательной активности в жизни человека; 2.О роли подвижных игр, физкультминуток, динамических пауз в повышении работоспособности, в снятии напряжении и усталости. |
1.Выполнять комплексы упражнений для разминок на занятиях; 2.Выполнять комплексы утренней гимнастики;
|
5 |
1.Полезные и вредные для здоровья привычки; 2.Знать самого себя и свои возможности; |
1.Критически относиться к вредным привычкам; 2.Принимать решения в ситуациях, связанных с соблазном; |
|
3.Способы взаимодействия с людьми;4 4.Шаги принятия решений; 5.Виды и способы давления;4 6.Сущность понятий «лекарство», «яд». |
3.Находить друзей по интересам; 4.Оценивать самого себя, отстаивать свою точку зрения. |
6 |
1.Полезные и вредные для здоровья продукты; 2.Зачем человек ест; 3.Знать значение белков, углеводов, жиров в питании; 4.Блюда, приготовляемые из овощей и фруктов. |
1.Соблюдать умеренность в питании; 2.Дифференцировать вредные и полезные продукты; 3.Соблюдать правила культурного поведения за столом. |
7 |
1.Что такое болезнь; почему люди болеют; 2.Правила поведения во время болезни; 3.Правила приёма лекарств; правила закаливания; 4.Как вести себя в случае пожара; 5.Как вести себя во время опасных контактов с незнакомыми людьми. |
1.Выполнять элементарные правила поведения во время болезни; 2.Вызвать, в случае необходимости, «МЧС»; 3.Читать инструкции по применению лекарств; 4.Найти выход из опасной ситуации, связанной с контактами незнакомых людей. |
Учебный план
Раз-дел |
Наименование |
Кол. час. |
Форма контроля |
1 |
Познай себя Цель: Психологически настроить детей на познание самого себя. Вызвать у уч-ся интерес к формированию образа «Я». Формировать представления о необходимости бережного отношения к органам чувств. |
4 |
Игры: «Смена – перемена», «Стой на месте», «Будь устройством», «Куколка в коробке», (развитие координации движений, воображения, наблюдательности; знание частей своего тела и владение ими). Игра «Хорошо – плохо»(из чего я сделан). Решение логических задач. Психогимнастика. Самооценка. Обоснование своих суждений. |
2 |
Здоровье – всему голова Цель: Разъяснение важности организованной жизни и деятельности человека как одного из основных факторов здоровья. |
4 |
Составление и выполнение режима дня. Игры: «Одежда и времена года», «Что я надену». Последовательность действий при одевании. Программированные задания. Определение своего собственного мнения, своих собственных действий, связанных со здоровьем. |
3 |
Советы доктора Айболита Цель: Воспитывать практические навыки и приёмы, направленные на сохранение и укрепление здоровья в повседневной жизни. |
4 |
Игры: «Я умываюсь», «Я принимаю душ».Осведомлённость детей в вопросах ухода за собой. Работа с поговорками, пословицами. Фантазирование. Психогимнастика. Выполнение гигиенических процедур по уходу за своим телом. |
4 |
Движение – основа жизни Цель: Разъяснение важности организованной жизни и деятельности человека как одного из основных факторов здоровья. Пропаганда здорового образа жизни. Укрепление здоровья детей через их занятия физкультурой, спортом. |
5 |
Систематический контроль за выполнением утренней гимнастики. Соревнования. Дни здоровья. Подвижные игры. Игры на расслабление. |
5 |
Вредные привычки Цель: Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о вредных привычках. Помочь в предупреждении приобщения учащихся начальной школы к вредным привычкам.
|
4 |
«Мозговой штурм» - стимуляция высказывания детей по теме, Ролевое моделирование. Программные задания. Приобщение к полезным привычкам, отказ от вредных привычек, пагубно влияющих на здоровье. Принятие верного решения в ситуации выбора. |
6 |
Правильное питание – залог здоровья Цель: Формировать представления о значимости правильного |
4 |
Знание продуктов питания. Игры: «Спрятанные слова», «Что полезно детям», «Классификация», «Что лишнее». Решение кроссвордов. Программированные задания. |
|
питания на растущий организм. Воспитывать потребность в заботливом и внимательном отношении к своему здоровью. |
|
|
7 |
Моя безопасность Цель: Способствовать овладению детьми правильными формами поведения в различных жизненных ситуациях |
5 |
Составление рассказа по картинкам. Правила поведения на прогулке. Признаки заболевания. Правила обращения с лекарствами. Игры:»Медикаменты», «Составь слово»,»Что лишнее», «Продолжи определение». Ролевые игры:»На приёме у врача», «Вызов скорой помощи», «Это следует запомнить». Знание и выполнение правил поведения на улице. |
Тематическое планирование
Раздел |
Тема занятий |
Кол.час |
1 |
1.«Я». Каким я был. Какой я сейчас. 2.Моя кожа. Значение кожи. Гигиена кожи. 3.Какой я внутри. 4.Вживой природе всё растёт. |
4 |
2 |
1.Здоровье и учебная нагрузка (режим дня). 2.Как воздух влияет на здоровье. |
4 |
|
3.Человек и здоровье. Можешь ли ты сам заботиться о своём здоровье. 4.Что такое хорошо и что такое плохо. |
|
3 |
1.Красивые зубы – красивая улыбка. 2.Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. 3.Питание – необходимое условие для жизни человека. 4.Сон – лучшее лекарство. |
4 |
4 |
1.Роль спорта в укреплении физического и душевного здоровья. 2.Движение – основа жизни. 3.Подвижные игры на внимание. 4.Подвижные игры с прыжками. 5.Чередование труда и отдыха. |
5 |
5 |
1.Я – неповторимый человек. 2.Учись находить новых друзей и интересные занятия. 3.Умей сказать «НЕТ!». 4.Мой характер. |
4 |
6 |
1.Полезная пища – вредная пища. 2.Овощи. Блюда из овощей. Фрукты. Мой любимый сок. 3.Значение витаминов для роста и развития. 4.Неправильное питание и заболевание. |
4 |
7 |
1.Чтобы нам не болеть (осознание необходимости укреплять своё здоровье). 2.Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми. 3.Как уберечь себя от болезней. 4.Скорая помощь. 5.Как вести себя в случае пожара. |
5 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.