Программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 7 класс
Оценка 4.7

Программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 7 класс

Оценка 4.7
doc
07.10.2021
Программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 7 класс
фин грамотность 7 кл.doc

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4 им. В.В. Бианки»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

учителя высшей квалификационной категории

 

Завидовой Марины Васильевны

внеурочной деятельности

« Финансовая грамотность»

основное общее образование , 7 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020/2021 учебный год

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по внеурочной деятельности 7 класс составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (ч. 6 ст. 28; ст. 30; п. 5 ч. 3 ст. 47; п. 1 ч. 1 ст. 48);

2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010№1897(п.18.2.2.);

3. Федерального базисного учебного плана, утв. приказом Минобразования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 (в редакции приказов Минобрнауки РФ от 20.08.2008 № 241, от 30.08.2010 № 889, от 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74);

4. Письма Министерства образования и науки Российской Федерации (департамент государственной политики в сфере общего образования) от 28 октября 2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;

5. Учебного плана МБОУ «СОШ № 4 им. В. В. Бианки» на 2020-2021учебный год;

6. Основной образовательной программы основного общего образования, (ФГОС) МБОУ «СОШ №4»;

7. Положения о рабочей программе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4 им. В. В. Бианки»;

8. учебно-методического комплекта по учебному предмету «___финансовая грамотность ___» для __7__ классов авторов Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность. 5—7 классы: материалы для учащихся. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Финансовая грамотность – это отличный способ развития мотивации к получению доходов, развитию инициативы, самостоятельно

Целью программы курса «Основы финансовой грамотности» является формирование у граждан разумного финансового поведения при принятии обоснованных решений по отношению к личным финансам и повышение эффективности защиты их прав как потребителей финансовых услуг.

Основными задачами являются:

-  формирование базовых знаний о потреблении и потребителях, об общих принципах управления доходами и расходами семейного бюджета, свойствах и функциях денег;

- формирование у обучающихся умения вести элементарный учёт расходов и расходов личных финансов, навыков планирования семейного бюджета;

- формирование у обучающихся понимания необходимости долгосрочного финансового планирования.

Результатом освоения программы является развитие следующих основ финансовой грамотности:

- понимание смысла понятий потребности и экономические блага, ограниченность ресурсов;

- представления об основах действия рынка и сущности денег;

- сущность и необходимость кредитования и страхования;

- правила ведения учёта личных расходов и доходов, планирование;

- умение обращаться с банковской картой, оплачивать платежи через банкомат, отслеживать и контролировать коммунальные платежи, вычислять проценты по вкладу, сравнивать кредитные продукты, анализировать структуру расходов, пользоваться сетью Интернет для оплаты товаров, определять подлинность денежных единиц.

Мотивация изучения финансовой грамотности обучающимися формируется через интерактивные приёмы работы. Все занятия носят практико - ориентированный характер и позволяют научиться решать жизненные проблемы.

Основной формой организации процесса обучения является классно-урочная форма. При преподавании предмета акцент делается на развитие эстетической культуры, развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству.

Для достижения образовательных результатов по искусству при проведении занятий планируется использовать следующие формы, методы и педагогические технологии:

Формы организации учебной деятельности обучающихся

Групповые коллективные классные

Методы организации учебной деятельности

Проблемный метод обучения

Педагогические технологии:

личностно-ориентированная технология, проектная технология.

Формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения

Контроль и оценивание осуществляется в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ «СОШ №4» и Положением о нормах оценки знаний, умений и навыков обучающихся по учебным предметам в МБОУ «СОШ № 4» .

Формы и методы контрольно-оценочных процедур

Критерии оценивания

Предметные образовательные результаты

Вводный текущий итоговый периодический

кроссворд, деловая игра, практическая работа, творческая работа, проект, ролевая игра).

Итоговая работа по курсу: итоговая диагностика

1.                              Знание, понимание основных принципов экономической жизни семьи; понимание и правильное использование экономических терминов.

2.                              Обработка, анализ и представление информации в виде простых таблиц, схем и диаграмм.

3.                              Сравнение, обобщение, классификация, установление аналогий и причинно-следственных связей.

4.                              Исследовательские навыки: определение проблемы, постановка цели, подбор источников информации с помощью учителя.

5.                              Определение позитивных и негативных последствий решений и действий.

6.                              Представление результатов: соответствие темы и содержания, структурированный материал, логичное и понятное изложение, умение задавать вопросы и отвечать на них, использование видеоряда.

7.                              Творческий подход: оригинальность, разнообразие выразительных средств, качество оформления.

Предлагаемое распределение критериев является ориентировочным и может быть изменено учителем в зависимости от сложности того или иного задания.

Метапредметные образовательные результаты: ……регулятивные, познавательные

Вводный текущий итоговый периодический

·                                 Наблюдение за организацией проектной/ учебно-исследовательской деятельностью с последующей защитой полученных результатов

·                                 творческими работами

·                                  

Формы и методы работы с детьми, испытывающими трудности в обучении:

- разнообразные виды дополнительных тренировочных заданий с целью ликвидации

пробелов в знаниях;

- дифференцированное домашнее задание;

- консультационная поддержка и помощь;

- обеспечение эмоционально-психологического комфорта, создание ситуации успеха.

Количество учебных часов на реализацию курса

Рабочая программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).

 

 

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Личностные результаты:

Личностные результаты освоения программы должны отражать:

1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной;

2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок;

3) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;

4) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

5) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

6) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;

7) бюджетная грамотность позволит человеку не зависеть от обстоятельств, от воли других людей, системы.

1.2. Метапредметные результаты:

1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3) способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных экономических источников;

5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

6) умение определять назначение и функции различных экономических институтов;

7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;

8) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

1.3. Предметные результаты:

Должны обеспечить:

1) сформированность системы знаний о бюджете и финансах в жизни общества;

2) понимание сущности финансовых институтов, их роли в социально-экономическом развитии общества;

3) сформированность у обучающихся стандартов новой финансовой потребительской культуры, предусматривающей активное освоение гражданами современных способов сбережения и инвестирования личных средств на основе легитимных институтов и инструментов;

4) сформированность экономического мышления: умения принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;

5) развитие у обучающихся социального неприятия любых финансовых предложений и услуг, которые находятся вне сферы правового регулирования и выводят граждан из-под защиты Закона;

6) владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в реальной жизни;

7) умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, покупателя, продавца, заёмщика, вкладчика, застрахованного, налогоплательщика);

8) умение ориентироваться в текущих экономических событиях в России и в мире;

9) умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по социально-экономическим проблемам, по различным аспектам социально-экономической политики государства.

Изучение курса «Основы финансовой грамотности» может быть организовано в следующих формах учебной деятельности:

1. Экономический анализ, является обязательной составной частью каждого из разделов программы. Школьный экономический анализ может

проводиться:

- для всестороннего и детального изучения на основе всех имеющихся

источников информации проблемы;

- для оценки состояния экономики данного объекта, а также его текущей хозяйственной деятельности.

2. Учебная дискуссия:

- обмен взглядами по конкретной проблеме;

- упорядочивание и закрепление материала;

- определение уровня подготовки обучающихся и индивидуальных

особенностей характера, мышления, темперамента;

3. Деловые игры:

- освоение типичных экономических ролей через участие в обучающих

тренингах и играх, моделирующих ситуации реальной жизни.

4. Использование проблемных методов обучения: проблемное изложение, частично-поисковый метод:

- развитие творческого и теоретического мышления у обучающихся;

- активация их познавательной активности;

5. Встречи со специалистами финансовых организаций и институтов;

6. Экскурсионная деятельность:

- музеи: предпринимательства и меценатства, денег, музейно-

экспозиционный фонд Банка России;

- предприятия и объекты инфраструктуры города;

- учебные музеи образовательных организаций среднего и высшего

профессионального образования

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

 

Раздел 1. Страхование (6 час)

Страховой тариф. Страховая премия. Страховой случай. Стоимость страхового ущерба. Избыточное страхование. Недострахование. Страховщик. Страхователь. Застрахованный. Выгодоприобретатель. Посредники на страховом рынке. Агенты. Брокеры. Страховой фонд. Страховые резервы, их расчет и сохранение. Платежеспособность страховщиков. Сострахование и перестрахование. Личное страхование. Страхование жизни. Медицинское страхование. Обязательное и добровольное медицинское страхование. Страхование граждан, выезжающих за рубеж. Страхование имущества. Страховые накопительные программы. Мошенники на рынке страховых услуг.

Раздел 2. Налогообложение физических лиц.3часа

Налоги. виды налогов. Функции налогов.Налоговая ставка. Сроки уплаты налогов и сборов. Налоговые сборы. Налоговые сборы. Подоходный налог. Налог на имущество. Налогообложение операций с ценными бумагами. Налоговая декларация. Налоговые вычеты. Ответственность при неуплате налогов.

Раздел 3. Пенсии (3 часа)

Государственная пенсия. Страховая часть. Накопительная часть. Государственная управляющая компания. Частная управляющая компания. Негосударственный пенсионный фонд.

Раздел 4 Жилье в собственность: миф или реальность (4 часа)

Жилищные накопительные кооперативы. Первоначальный взнос. Договор социального найма жилья. Наимодатель. Наниматель. Жилищный кодекс.

Раздел 5 Банковская карта 5 час

Как защитить банковскую карту Какие бывают карты Основные правила безопасности Как пользоваться картой Особенности использования банковских карт за границей

Раздел 6 Интернет-мошенники 8 час

Аферы связанные с Интернет-магазинами осторожно- вирус! Интернет-мошенники- куда на них жаловаться? Правила Интернет-безопасности

Раздел 7 Мобильные мошенники 4 час

Технические способы кражи информации Как не стать жертвой мобильных мошенников, куда обращаться.

Защита творческих проектов «Мобильные и интернет-мощенники» 2ч

 

                                          Тематическое планирование

 

Название раздела

количество часов

1

Страхование

6

2

Налогообложение физических лиц

3

3

Пенсии

3

4

Жилье в собственность: миф или реальность

4

5

Банковская карта

5

6

Интернет-мошенники

8

7

Мобильные мошенники

4

8

Защита творческих проектов «Мобильные и интернет-мощенники»

2

 

Итого

35ч


Раздел

Тема уроков

Количество часов

Контроль

Дата

По факту

Страхование

6 час

 

 

 

 

 

 

  Тема 1. Виды страховых продуктов (в том числе страхование жизни, здоровья, автотранспорта, жилья).

 

2

 

 

 

 

Тема 2. Участники страхового рынка . Личное страхование

 

2

 

 

 

 

Тема 3. Страховые накопительные программы

 

2

 

 

 

Налогообложение физических лиц.3часа

 

 

 

 

 

 

Тема 1. Подоходный налог. Налог на имущество

 

1

 

 

 

 

Тема 2. Налогообложение операций с ценными бумагами. Налоговая декларация

 

1

 

 

 

 

Тема 3. Налоговые вычеты. Ответственность при неуплате налогов.

 

1

 

 

 

 Пенсии 3ч

 

 

 

Тема 1. Государственное пенсионное страхование

 

1

 

 

 

 

Тема 2. Профессиональные участники пенсионной системы

1

 

 

 

 

Тема 3. Негосударственные пенсионные фонды: как с ними работать

 

1

 

 

 

Жилье в собственность: миф или реальность 4ч

 

 

 

 

 

Тема 1. Жилищные накопительные кооперативы: как с их помощью решить квартирный вопрос

2

 

 

 

 

 

Тема 2. Социальный найм жилья

 

2

 

 

 

Банковская карта 5ч

 

 

 

 

 

 

Тема 1 Как защитить банковскую карту

 

1

 

 

 

 

 

Тема 2 Какие бывают карты

 

1

 

 

 

 

Тема 3 Основные правила безопасности

 

1

 

 

 

 

Тема 4 Как пользоваться картой

 

1

 

 

 

 

 

 

Тема 5 Особенности использования банковских карт за границей

 

1

 

 

 

Интернет-мошенники 8час

 

 

 

 

 

Тема 1 Аферы связанные с Интернет-магазинами

 

2

 

 

 

 

Тема 2 осторожно- вирус!

 

2

 

 

 

 

Тема 3 Интернет-мошенники- куда на них жаловаться?

 

2

 

 

 

 

Тема 4 Правила Интернет-безопасности

2

 

 

 

Мобильные мошенники 4 час

 

 

 

 

 

Тема 1 Технические способы кражи информации

 

2

 

 

 

 

Тема2 Как не стать жертвой мобильных мошенников, куда обращаться.

 

2

 

 

 

Защита творческих проектов «Мобильные и Интернет мошенники» 2час

 

 

 

 

 

 

Итого

 

35ч

 

 

 


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение для учащихся

Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность. 5—7 классы: материалы для учащихся. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение для учителя

Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5-7 классы: учебная программа. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5-7 классы: методические рекомендации для учителя. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Вигдорчик £., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5-7 классы: материалы для родителей. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Корлюгова Ю., Вигдорчик Е., Липсиц И. Финансовая грамотность. 5-7 классы: контрольные измерительные материалы. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

5.3 .Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети Интернет

Библиотеки:электронные

 

 

6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

6.1. Учебное оборудование

·                                 мультимедийный компьютер;

·                                 проектор;

·                                 экран;

 

Технические средства обучения:

Мультимедейный компьютер, экран

6.2. Оборудование для проведения практических работ

Набор наглядных пособий

 


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 им

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 им

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по внеурочной деятельности 7 класс составлена на основании следующих нормативно-правовых документов: 1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по внеурочной деятельности 7 класс составлена на основании следующих нормативно-правовых документов: 1

Для достижения образовательных результатов по искусству при проведении занятий планируется использовать следующие формы, методы и педагогические технологии:

Для достижения образовательных результатов по искусству при проведении занятий планируется использовать следующие формы, методы и педагогические технологии:

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

Закона; 6) владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая

Закона; 6) владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА Раздел 1

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА Раздел 1

РазделТема уроковКоличество часовКонтрольДатаПо факту

РазделТема уроковКоличество часовКонтрольДатаПо факту

Тема 1. Государственное пенсионное страхование 3ч 1

Тема 1. Государственное пенсионное страхование 3ч 1

Тема 4 Как пользоваться картой 1

Тема 4 Как пользоваться картой 1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.10.2021