муниципальное общеобразовательное учреждение
«Центр образования имени Николая Константиновича Розова»
Рассмотрено на заседании методического совета (протокол от 30.08.2019 №1) с изменениями (протокол от 09.10.2019 №2) |
Принято решением педагогического совета (протокол от 30.08.2019 №1) с изменениями, принятыми решением педагогического совета (протокол от 09.10.2019 № 2) с изменениями, принятыми решением педагогического совета (протокол от 12.05.2020 № 7)
|
УТВЕРЖДАЮ приказом от 30.08.2019 №140, с изменениями, утвержденными приказом от 09.10.2019 №160 изменениями, утвержденными приказом от 12.05.2020 № 60) Директор _____________(О.Н. Минасян) |
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности
«Кино и литература»
Программа рассчитана на учащихся 5-7 классов (возраст 11-14 лет)
Срок реализации программы – 1 год
Разработчик программы: Т.А. Широгорова,
педагог дополнительного образования
с.Чуровское
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Тайны текста: от чтения к пониманию» разработана на основании следующих документов:
1. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями);
2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644, от 31.12.2015 N 1577) (далее ФГОС ООО);
3. Примерные программы внеурочной деятельности / под ред. В.А.Горского. М.: Просвещение, 2010.
4. Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам (курсам, модулям) МОУ «Центр образования им.Н.К.Розова» по реализации ФГОС.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Кино и литература» в 5-7 классах
Пояснительная записка
Обоснование актуальности, новизны и значимости программы. Согласно методическим рекомендациям по вопросам введения ФГОС основного общего образования, разработанным Российской академией образования (письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России от 07 августа 2015 года № 08-1228[1]) внеурочная деятельность так же, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы, но при этом реализуется в формах, отличных от урочных на основании запросов обучающихся, выбора их родителей (законных представителей) (до завершения получения ребенком основного общего образования), а также с учетом имеющихся кадровых, материально-технических и иных условий.
Одним из основных результатов освоения обучающимися ООП ООО является сформированность у них умения самостоятельно ставить цель своей деятельности, планировать и осуществлять её; умения организовывать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками, выстраивать индивидуальную образовательную траекторию. Во внеурочной деятельности огромными возможностями по достижению намеченного результата обладает курс исследовательской направленности, в ходе которого обучающиеся могут сформулировать цель своего исследования, наметить пути её достижения, используя при этом научные методы: анализ, сопоставление, наблюдение, сопоставить свои выводы с мнением ученых, оформить выводы исследования, сделать публичную презентацию результатов своего исследования. В 7 классе предлагается обучающимся курс «В мире искусства. Кино и литература», рассчитанный на 17 часов. Какова причина возникновения такого курса?
Мы очень часто в последнее время говорим о необходимости формирования читательской грамотности и совсем забываем о необходимости формирования у современных детей медиаграмотности, владение которой поможет учащимся достаточно критично относится к медиатекстам, уметь грамотно их прочитывать, осознавать, понимать, интерпретировать, создавать на их основе вторичные тексты: рецензии, отзывы, эссе и т.д.. Данный курс - это попытка осуществлять работу по формированию и читательской грамотности, и медиаграмотности. Ю.М.Лотман, один из авторов книги «Диалог с экраном», писал, что «разные искусства, обладая каждый своим языком, воссоздают разные образы мира, но только два из них - искусство слова и кинематограф - пользуются целым набором языков, позволяющих воссоздать предельно полный образ реальности».
Цель курса - помочь учащимся в ходе исследования осознать, что у каждого вида искусства - у кинематографа и у литературы - есть свой набор языков, на котором они говорят с читателем и зрителем, и современная экранизация - это не буквальный перенос смысла словесного текста, но и диалог с текстом, на который она опирается.
Работа на занятиях курса «В мире искусства. Кино и литература» строится следующим образом: предлагается литературный текст, экранизация этого текста, учениками выдвигается проблема и план по решению выдвинутой проблемы. При этом учитель должен предварительно познакомить учащихся с теоретическими вопросами кинематографа для того, чтобы анализ фильма состоялся грамотным и охватывал пусть не все, но многие аспекты просмотренного фильма. Знакомство с понятиями: звук, ракурс, цвет, план изображения, расстановка героев, монтаж, характеристика движения - поможет учащимся постичь язык кинематографии, лучше понять фильм, оценить игру актеров, разобраться в главной идее картины.
В ходе анализа и сопоставления словесного текста и экранизации учащимся предлагается создать собственные мини-исследования, которые в конце изучения курса должны вылиться в самостоятельные законченные наблюдения за текстами кино и литературы.
Разработка программы «Литература и кино» обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических, коммуникативных качеств. Важным является научить школьников критически воспринимать информацию.
Курс «Литература и кино» обогащает детей новыми впечатлениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, разговорную речь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка, формирует социально активную личность, способную понимать общечеловеческие ценности.
Актуальность данного курса для пятиклассников и шестиклассников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью.
Дети должны увидеть различие между произведением литературы и экранизацией, т.е. восприятием художественного текста сценаристом, режиссером, актерами. Такое сопоставление окажет влияние на их собственное, творческое восприятие литературы и других видов искусства, будет способствовать общему и литературному развитию школьников, самоопределению их в выборе гуманитарного профиля образования.
Содержание курса выстраивается на уровне межпредметных связей (литература- кино) и позволяет учащимся увидеть новое произведение, произведение другого искусства – кино на материале художественной литературы.
Ничто так не оживляет образовательный процесс, как использование кино и видео-материалов. Современные фонды кино-видео-продукции характеризует разнообразие форматов, жанров, тематической направленности, качества, уровня, объемов, длительности созданных ресурсов. Вопрос верного отбора ресурсов для их использования в образовательном процессе достаточно сложен, так как связан с большими трудо- и время затратами. Классифицировать данный вид ресурсов можно следующим образом.
1. Художественные фильмы - игровое воплощение сценарных событий, источниками которых могут быть литературно-художественные произведения различных жанров; реальные события, по следам которых воссоздается и проигрывается действительность; факты жизни выдающихся знаменитых личностей; попытки сценаристов реконструировать прошлое; авторские фантазии о будущем и т.д. Точность и степень достоверности излагаемых в кино фактов может быть различна, и отражает лишь в той или иной степени реальность. На правдивость изображаемых событий оказывает влияние авторское видение сценаристов, режиссеров, актеров, художников, то есть всех, кто имеет отношение к творческому процессу создания фильма. Талантливо снятый фильм вне зависимости от степени реалистичности образов и событий, будет создавать сильное художественное впечатление и оказывать влияние на внутренний мир зрителя. В этом и заключаются одновременно и плюсы, и минусы использования художественных фильмов в образовательном процессе. Прежде чем показать фильм или отрывок фильма, учитель должен очень хорошо взвесить все "за" и "против", продумать эффекты от такой демонстрации, дать соответствующие пояснения.
2. Мультипликационные и анимационные фильмы - форма кинопродукции, которая ассоциируется в нашем сознании с детским миром. В начальной школе часто используются мультфильмы, снятые по детским литературным произведениям, учебные фильмы на иностранном языке, познавательные мультфильмы.
Укажем в качестве примеров такие мультфильмы по литературе:
5 класс: `У
лукоморья...`, `Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях`, `Сказка о царе
Салтане`(по А.С.Пушкину), `Чёрная курица` (по А. Погорельскому), `Муму`
(по И.С. Тургеневу), `Снежная королева` (по Г.Х. Андерсену), `Журавль и цапля`
(по русской народной сказке), `Бородино` (по М.Ю.Лермонтову), `Царевна-лягушка
(по русской народной сказке)`, `Двенадцать месяцев` (по С Я Маршаку, `Волшебное
кольцо` (по Платонову), `Тёплый хлеб` (по К. Паустовскому),`Ночь перед Рождеством`
(по Н.В. Гоголю)
6 класс:
`Малахитовая шкатулка` (по П.П. Бажову).
8 класс: `Капитанская
дочка` (по А.С. Пушкину), Василий Тёркин` (Анимированный мультфильм по
Твардовскому с фрагментами видеохроники), `Человек в футляре` (по Чехову),
`Песня о Соколе` (по М.Горькому)
7 класс: `Песнь о
вещем Олеге` (по А.С. Пушкину), `Как один мужик двух генералов
прокормил` (по русской народной сказке), `Очумелов` (по р-зу Чехова
`Хамелеон`)
3. Документальные фильмы - тематическая режиссерская подборка реально отснятых живыми свидетелями материалов. Степень достоверности исходного материала - максимальна, однако их трактовка, комментарии, сопоставление, взаимное расположение документальных фрагментов - дело рук режиссера. Такие фильмы можно использовать как целиком, сохраняя авторское режиссерское видение (если учитель с ним согласен), так и фрагментарно, и даже без звукового сопровождения, комментируя картинку по своему желанию в контексте урока.
4. Научно-популярные фильмы - аргументированный, иллюстрированный и комментируемый рассказ о каком-то событии, явлении, факте, гипотезе. Обычно фильмы такого рода построены на какой-то интриге, противопоставлении мнений, доказательствах и опровержениях гипотез. В качестве аргументов используются мнения крупных ученых, результаты экспериментов, свидетельства очевидцев. В таких фильмах используется научно-терминологическая лексика, формулы, схемы. В зависимости от темы и добросовестности авторов, в научно-популярных фильмах присутствуют научные факты, которым можно доверять, однако, нередко встречаются в большей или меньшей степени искаженные или подтасованные факты. Поэтому, подбирая фильмы этого типа для показа на уроке, следует поинтересоваться репутацией компании, выпустившей фильм, и обязательно критично просматривать его с точки зрения достоверности. Примерами очень интересных и познавательных научно-популярных фильмов, с потрясающими съемками в высоком качестве и уникальными кадрами из жизни на земле компании BBC. Достаточно назвать фильмы сериалов "Жизнь", "Планета Земля" и др.
5. Учебные фильмы - это специальные, снятые для образовательных целей, короткометражные фильмы, рассчитанные как правило на часть урока, освещающие конкретную тему на уровне, понятном школьникам. Учебные фильмы часто содержат: снятые в аудитории, классе, лаборатории фрагменты занятий, экспериментов; речь учителей, лекторов; мультипликацию, анимацию, графические иллюстрации, помогающие разъяснению материла, Такие фильмы как правило, проходят тщательную методическую экспертизу и грифуются. Тем ни менее, и здесь могут встретиться опечатки, неточности, а иногда и ошибки.
6. Фильмы-самоучители - появились позже остальных видов кинопродукции одновременно с широким распространением персональных компьютеров. Этого рода фильмы чаще всего представляют из себя компьютерные записи приемов работы в различных технологиях или с разными инструментами. Предметом таких самоучителей могут быть пользовательские компьютерные приложения, приемы декоративно-прикладного творчества , игра на музыкальных инструментах и т.д. Компьютерная обработка видеопотока позволяет сопроводить его голосом диктора, титрами, схемами, разъясняющими технологические тонкости. Формы распространения таких фильмов могут быть различны, от специально выпущенного мультимедийного диска, или приложения к книге, до интернет-ресурсов, доступных в глобальной сети.
7. Фильмы-уроки, фильмы-лекции, записи вебинаров - вариант современной удаленной поддержки образовательного процесса, который позволяет транслировать запись урока или лекции в любой момент и для любой аудитории. Возник недавно как следствие развития быстрого интернета. Наиболее часто встречается в высших учебных заведениях, но есть весьма интересные примеры поддержки средней школы http://interneturok.ru. В настоящее время на этом ресурсе в открытом доступе и без рекламы выложено более 3600 специально записанных видеоуроков по основным предметам школьной программы в записи опытных учителей Санкт-Петербурга и Москвы.
Разберем использование кино и видео-материалов в образовательной практике на примере предмета история, так как именно в этой предметной области весьма эффективно могут быть использованы разнообразные художественные фильмы исторической направленности, хроникальные ленты, документальные репортажи, научно-популярные реконструкции.
Процесс изучения истории в школе немыслим сегодня без работы с историческими художественными фильмами. Приступая к этой работе, прежде всего, выбираем тот фильм, который будут смотреть ученики.
При выборе фильма нужно руководствоваться следующими правилами:
Увы, часто бывает так, что фильмы, которые нравятся учителю, оказываются абсолютно невостребованными его учениками. Необходимо помнить, что современные школьники – это люди нового поколения. Им присуще несколько иная культура восприятия. Так, например, наше исследование показало, что почти половина подростков в возрасте до 15 лет не воспринимают чёрно-белое изображение на экране. Поэтому показ даже лучших, но чёрно-белых исторических фильмов, таких, например, как «Броненосец Потёмкин» или «Андрей Рублёв», возможен лишь в старших классах, где обучается много мотивированных учеников.
Когда учитель определился с выбором фильма, нужно задать себе вопрос о том, будут ли ученики смотреть фильм целиком или его отдельные фрагменты. Конечно, лучше, когда школьники смотрят весь фильм, целостно воспринимают произведение искусства. Однако, часто бывает оправдан показ отдельных фрагментов. Это происходит тогда, когда нет времени показать весь фильм или тогда, когда целесообразно проиллюстрировать показом фрагмента одно, конкретное,историческое событие, бытовые условия конкретного исторического периода, образ жизни различных социальных слоев и т.д. В этом случае учитель должен дать ученикам соответствующие разъяснения так, чтобы им было понятно всё происходящее на экране.
Далее необходимо решить, где будут смотреть фильм ученики – в классе или дома? Каждый из этих вариантов имеет свои "плюсы" и "минусы". С одной стороны, неплохо смотреть фильм в классе, всем вместе. Тогда восприятие становится более эмоциональным, можно получить незамедлительные разъяснения и комментарии от учителя, обсудить кино сразу после просмотра. С другой стороны, такой показ требует много времени, а время урока ограничено, и весь фильм дети посмотреть не успеют. Внеурочный просмотр организовать всегда сложно. Поэтому вполне допустима рекомендация просмотра фильма или его фрагментов учениками дома. Возможен ещё и смешанный вариант, когда мы показываем на уроке «для затравки» начало или какой-нибудь интересный фрагмент фильма, а весь фильм предлагаем посмотреть дома.
Если просмотр будет осуществлён в классе, целесообразно использовать для этой цели не интерактивную доску и проектор, а плазменную панель или специальный экран. Очень важно для восприятия художественного замысла картины иметь качественное видеоизображение. В этом случае просмотр возможно осуществлять при включённом свете, что делает возможным параллельную работу в тетрадях.
Если ученики будут смотреть фильм дома, учитель должен предоставить им ссылку на сайт в Интернете, где они смогут его посмотреть он-лайн. Эту ссылку целесообразно разместить на страничке в социальной сети или на блоге, который ведёт учитель. Необходимо выбирать такие сайты, которые предоставляют возможность смотреть фильмы в высоком качестве и не содержат материалов, которые могут нанести вред ребенку. Необходимо отметить, что социальная сеть Вконтакте, весьма популярная среди школьников, сегодня предоставляет возможность просматривать в он-лайн режиме практически любые исторические фильмы в хорошем качестве.
Перед просмотром фильма учителю следует:
Важно определиться, что будет итогом просмотра фильма – обсуждение его в классе или написание учениками рецензий, мини исследований, сочинений, эссе на фильм дома? И в том, и в другом случае учитель должен предоставить примерные вопросы для обсуждения или для написания рецензии до того, как ученики начнут просмотр фильма, для того, чтобы они были нацелены на внимательное и глубокое восприятие кинопроизведения.
ФОРМЫ ИТОГОВОЙ РАБОТЫ ПОСЛЕ ПРОСМОТРА ФИЛЬМА
Рецензия (от лат. recensio - обследование, рассмотрение)
1. — Жанр критики: газетный или журнальный отклик на художественное произведение с целью его анализа и оценки, может представлять собою анализ, содержащий критическую оценку научного, художественного и т. п. произведения..
2. — В современной школе - жанр ученического сочинения, носящий обязательный оттенок публицистичности и в силу этого требующий включения некоторых приемов "оживления" текста (см.стилистические фигуры, тропы).
Р. обычно включает:
а) минимальную информацию о содержании произведения;
б) явное или "подводное" соотнесение произведения с другими, сходными
по тематике и проблематике, столкновение разных суждений критиков и свой
вариант прочтения произведения.;
в) характеристику произведения с точки зрения проблематики, места в творчестве
автора;
г) оценку произведения рецензентом.
Исследование
1. — Внимательное изучение,
рассмотрение кого-, чего-либо.
2. — Научное сочинение, в котором изучается какой-л. вопрос.
Мини-исследование — в современной школе форма ученического сочинения, содержащая элементы, характерные для исследовательской деятельности (цель, задачи, описание работы, обобщение результатов и выводы).
Сочинение
— вид творческого задания, создание учащимися текста определённого типа, стиля, композиционной формы. С. - средство формирования связной речи школьников, закрепления приобретённых на уроках русского языка и литературы знаний, умений и навыков.
По тематике школьные С. делятся на две группы: С. на темы изучаемых учебных предметов (лингвистические, литературные, исторические, географические и другие) и С. на свободные темы. Особое место занимают С. на уроках литературы на основе изучения художественных произведений или знакомства с ними. Они основываются на умении анализировать произведение, требуют начальных литературоведческих знаний и навыков.
По типу создаваемых текстов различаются С. - повествования, описания, рассуждения и С. - рассказ, заметка и т.д.
По форме и стилю речи различаются устные и письменные С., сочинения на основе разговорного и книжных стилей - делового, научного, публицистического, художественного.
По источнику получения информации различаются С. на основе жизненного опыта, прочитанного и художественных произведений.
С. может быть осложнено дополнительным заданием: лексическим, грамматическим, стилистическим и др.
Сочинение-рассуждение
— письменное сочинение типа элементарного рассуждения.
Один из видов творческого письма обучающего или контрольного характера. Существуют различные образцы рассуждений: рассуждение – доказательство, рассуждение – объяснение, рассуждение – размышление. Сочинение на литературную тему целесообразнее писать в форме рассуждения – размышления. Обычно в рассуждение – размышление входит ряд композиционных частей: экспозиция (подведение к проблемному вопросу), система проблемных вопросов и ответы на них, выводы. Подготовительный этап, исполнительный и этап контроля за выполнением сочинения проводятся в соответствии с общепринятой схемой.
Эссе (от франц. essai - попытка, очерк) -
— прозаическое произведение небольшого объема, передающее субъективные впечатления и размышления автора по тому или иному поводу и изначально не претендующее на полноту изображения и исчерпывающую трактовку темы. Главная примета Э. как жанра - свободная композиция: последовательность изложения подчинена только внутренней логике авторских размышлений, мотивировки, связи между частями текста часто носят ассоциативный характер, что проявляется в особом синтаксисе - множестве неполных предложений, вопросительных и восклицательных конструкций и т. п.
Кроме того, эссеистический стиль обычно отличается образностью и афористичностью, непринужденной, в духе свободной беседы с читателем, манерой изложения, нередко - использованием разговорной лексики.
Встречаются литературно-критические (посвященные осмыслению произведений литературы), философские, историко-биографические, публицистические, научно-популярные и др. Э. Родоначальником Э. как самостоятельного литературного жанра считается М. Монтень, автор книги "Опыты", после появления которой жанр и получил свое название. В этом жанре писали Д. Дидро, Вольтер, Г. Гейне и др. В русской литературе эссеистический стиль нашел отражение в произведениях А.И. Герцена ("С того берега"), Ф.М. Достоевского ("Дневник писателя") и др. Жанр эссе разрабатывали также В. Розанов, И.Ф. Анненский, М.И. Цветаева, К.Г. Паустовский, И.Э. Эренбург, Лев Гинзбург и многие другие. Примером поэтического Э. является стихотворение В. Набокова "Толстой", демонстрирующее все признаки жанра.
Личностные и метапредметные результаты
• Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
• Формирование осознанного, уважительного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре.
• Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
• Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
• Умение соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действия в рамках предложенных условий и требований. Корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
• Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.
Предметные результаты:
· определять тему и основную мысль произведения кино и литературы;
· выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу произведения кино и литературы;
· характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики впроизведениях кино и литературы;
· находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции; выявлять особенности языка и стиля режиссера и поэта, писателя;
· объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений кино и литературы;
· выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» и со слушателем как адресатом произведения;
· пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями и основными терминами кино как инструментом анализа и интерпретации литературного текста и кинотекста;
· представлять развернутый текст как результат исследования; вести дискуссии;
· собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную тему,
· выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения (в каждом классе – на своем уровне);
· ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете ;
· характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства;
· различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, цвет, свет динамика в кино
· анализировать художественно-выразительные средства художественной литературы и кино.
Цель и задачи программы
Цель данного курса - общее и литературное развитие детей: обеспечение интеллектуального, нравственного и эстетического развития школьника, становление устойчивых зрительских интересов в области содержательного кинематографа, развитие способности критического мышления.
Задачи:
- при параллельном изучении литературы продолжить изучении искусства на материале кино;
- проследить «жизнь» литературного произведения в разные эпохи и поставить в связи с этим проблему интерпретации;
- активизировать интерес к обоим видам искусства;
- воспитывать зрительскую культуру, приобщать к лучшим традициям литературы и кино.
Нужно развить в ученике необходимость обдумать, понять и оценить фильм: его основные мысли, его соответствие действительности, его художественные качества, начиная с игры актёров и кончая тонкостями музыкального и цветового решения, композицией кадров, монтажа. Нужно учить видению сравнительного анализа произведения литературы и экранизации, восприятие текста сценаристом, режиссёром, актёрами. Такой вид работы будет способствовать творческому развитию детей.
Курс внеурочной деятельности рассчитан на 35 часов. Просмотр фильмов будет сопровождаться усиленной самостоятельной и практической работой учащихся.
Таким образом, планируемые задачи внеурочной деятельности способствуют формированию следующих результатов:
Личностные результаты
У учеников будут сформированы:
· уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению;
· потребность сотрудничества со сверстниками, бесконфликтное поведение;
· эстетические потребности, нравственные ценности на основе просмотра отечественных и зарубежных фильмов и прочтения художественных произведений;
Предметные результаты
Учащиеся научатся:
· составлять рецензию на произведение;
· сопоставлять поступки героев, давать им оценку;
· корректно выражать свое мнение;
· различать произведения по жанру;
· рассуждать о возможных вариантах судеб персонажей в произведениях с открытым финалом.
Метапредметные результаты
Познавательные
Обучающиеся научатся:
· пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
· понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
· проявлять индивидуальные творческие способности при написании сочинений, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные:
Обучающиеся научатся:
· формулировать собственное мнение и позицию, включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность;
· работать в группе, учитывать мнения партнёров;
· обращаться за помощью, формулировать причину затруднений;
· предлагать помощь и сотрудничество;
· договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
· осуществлять взаимный контроль;
· адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Регулятивные
Обучающиеся научатся:
· понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
· планировать свои действия на отдельных этапах работы над рецензией;
· осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
· анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится»
Этапы реализации программы
Данная программа реализуется в три этапа:
Для I этапа характерны беседы о кинематографе, знакомство с лучшими русскими режиссерами и актерами, знакомство с теоретическими основами кинематографа.
На II этапе ребята смотрят фильмы разных жанров, рассуждают о поведении героев, дают оценку персонажам, предлагают свои варианты развития событий.
На III этапе учащиеся систематизируют полученные знания, дают полный ответ, письменный или устный, выполняют тестирование на знание художественных фильмов.
Способы определения результативности:
Возможно использование следующих методов отслеживания результативности:
- Педагогическое наблюдение (анализ работ, статистика посещения занятий, анализ активности участия в коллективных работах, результаты участия в конкурсах).
- Мониторинг (педагогические отзывы, ведение журнала учета или педагогического дневника, самооценка воспитанника, оформление фотоотчётов).
Ожидаемые (прогнозируемые) результаты обучения детей
по программе:
Узнают
Научатся
- Особенности становления кинематографа.
- Основную терминологию искусства кинематографа.
- Давать устный и письменный отзыв о кинофильме, игре актёров.
- Составлять рецензию на фильм, делать доклады и сообщения.
- Создавать слайдовые презентации в мультимедийных приложениях.
- Определять замысел, идейную или литературную основы.
- Определять особенности драматургии кинопроизведения.
- Высказывать суждение о его эстетической ценности.
- Особенности жанров кинематографа (документальное, научное, художественное)
- Пользоваться интернет-ресурсами, справочной литературой, мультимедийными программами справочного характера;
- Делать смысловой, жанровый анализ кинофильма, выделять стилистические особенности кинопроизведения;
- «Золотой фонд» кинематографа
- Грамотно обсуждать и дискутировать,
- Высказывать ценностные суждения в рамках своей возрастной компетенции.
- Сравнивать разные жанры искусства: литературное произведение и кинофильм.
Содержание курса
Содержание курса составлено на основе программы по литературе Г.С. Меркина.
Введение в курс «Кино и литература». Определение литературы и кино как особых видов искусства со своими средствами выразительности. Существование два вида кинематографа, как и два вида литературы: одно- искусство, другое - доходная промышленность. Теоретические вопросы курса. Которые предстоит изучить: история кино, язык кинематографии.
Изобретение братьев Люмьер. Лев Кулешов. Географический эксперимент. Эффект Кулешова. Особенности первых фильмов братьев Люмьер: объективность изображения, линейность картинки, отсутствие анализа события. Понятие монтажа. Сущность эффекта Кулешова.
Анимационные фильмы Ю.Норштейна. Сказка «Цапля и журавль» в обратке В.И.Даля. Характеристика главных героев сказки. Языковые средства выразительности. Идея сказки. Фильм Ю.Норштейна «Цапля и журавль». Идея фильма. Средства выразительности кино. Сопоставление сказки и фильма. Выдвижение гипотезы о сущности экранизации. Написание мини-исследования: Сопоставление сказки «цапля и журавль» и одноименного фильма.
Фильм Ю.Норштейна «Ёжик в тумане» и сказка Ю.Козлова «Ёжик в тумане»: сопоставление двух видов искусства, написание мини-исследования.
Анимационные фильмы А. Петрова. Язык пространства: окна и двери в анимационном фильме А.Петрова «Корова» по одноименному рассказу А.Платонова. Особенности раскадровки, описание и анализ кадра, особенностей монтажа. Сопоставление рассказа Хемингуэя «Старик и море» и одноименного фильма.
Календарно-тематическое планирование (5 класс)
Содержание курса «Литература и кино» параллельно содержанию программы по литературе по УМК Г.С. Меркина и позволяет увидеть учащимся произведение другого вида искусства на материале художественной литературы, решая задачи развития, воспитания и социализации школьников, что соответствует ФГОС.
5 класс
№ занятия |
Тема |
Виды деятельности учащихся |
Дата по плану |
Дата по факту |
1 |
Вводное занятие. Что такое хорошее кино и как его делают? Экранизация как жанр киноискусства. |
Лекция, беседа, работа со справочной литературой, составление понятийного словаря, просмотр эпизодов. |
|
|
2 |
Особенности интерпретации мифа о Прометее. Мультипликационный фильм А. Снежко-Блоцкой, 1974. |
Просмотр мультипликационного фильма, оценка сценария, работы режиссеров, композитора, художника –аниматора, актера. |
|
|
3
|
Экранизация поэмы Гомера «Одиссея». Мультфильм Валентас Ашкинс «Разрушение Трои и приключения Одиссея», 1998. |
Просмотр художественного фильма. Анализ фрагментов и их сопоставление с художественным текстом. |
|
|
4
|
Экранизация сказки «Царевна-лягушка». Мультфильм Михаила Цехановского «Царевна-лягушка», 1954. |
Просмотр фильма. Сравнение композиции в медиа и печатном текстах. |
|
|
5 |
Викторина по басням И.А. Крылова с использованием анимационных фильмов. Н. Фёдорова «Стрекоза и муравей», 1961. А. Харжиновского «В мире басен», 1973. и др. |
Просмотр мультипликационных фильмов, выявление морали. Решение задач. Подготовка проекта по инсценированию басни. |
|
|
6
|
Экранизация «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях». Мультфильм И.П. Иванова-Вано, 1951. |
Просмотр фильма и его сопоставление с художественным текстом. |
|
|
7
|
Экранизация поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» А. Птушко, 1972. |
Просмотр фильма и его сопоставление с художественным текстом. Анализ игры актёров. |
|
|
8 |
Документальный фильм «Бородино». Выпуск «Галилео» «Бородино», 2012. |
Просмотр фильма. Оценка значимости документальной картины для понимания идейного смысла стихотворения Лермонтова «Бородино». |
|
|
9
|
Экранизация повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» А. Роу, 1961. |
Просмотр фильма и его сопоставление с художественным текстом. Отзыв на игру актера. Подготовка собственной постановки повести Гоголя. |
|
|
10 |
Экранизация рассказа И.С. Тургенева «Муму». Мультфильм В. Караваева «Муму», 1987. Фрагменты фильма Ю. Грымова «Му-му», 1998. |
Просмотр и анализ фильмов. Сопоставление мультипликационного и художественного фильмов. |
|
|
11
|
Экранизация повести Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» Г.Калатозишвили,1975. |
Просмотр фильма и его сопоставление с художественным текстом. Определение роли эпизодов, не вошедших в экранизацию. |
|
|
12. |
Экранизация рассказа А.П. Чехова «Злоумышленник». Сценки А.П. Чехов Лен. ТВ. 1973. |
Самостоятельная работы «Самая удачная экранизация рассказов». Подготовка проекта по инсценированию рассказа А.П.Чехова. |
|
|
13 |
Экранизация сказа П.П. Бажова «Каменный цветок». Художественный фильм А.Птушко, 1946. |
Просмотр фильма и его сопоставление с художественным текстом. |
|
|
14 |
Экранизация книги Д. Дэфо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» С. Говорухина, 1972 |
Просмотр фильма и его сопоставление с художественным текстом. |
|
|
15 |
Экранизация сказок Г.Х. Андерсена. Мультфильм «Соловей», Иосиф Доукша, Майя Бузинова, 1991. Худ. Фильм Н. Кошеверовой, 1979. |
Просмотр фильмов по выбору учащихся. Самостоятельная работы «Самая удачная экранизация сказки». |
|
|
16 |
Экранизация произведения М.Твена «Том Сойер» С. Говорухина, 1981. |
Просмотр фильма, оценка сценария, работы режиссеров, композитора, актера. |
|
|
17 |
Диалог литературы и киноискусства. |
Ответ на вопрос: читать или смотреть? |
|
|
6 класс
№ |
Тема |
Виды деятельности учащихся |
Дата по плану |
Дата по факту |
1 |
Экранизация. Мультипликационные фильмы на уроках литературы. |
Лекция, беседа, Работа со справочной литературой, составление понятийного словаря, просмотр эпизодов. |
|
|
2 |
Особенности интерпретации в кинематографе мифов Древней Греции. Особенности интерпретации мифа о Прометее. Киностудия «Союзмультфильм». |
Просмотр мультипликационного фильма, оценка сценария, работы режиссеров, композитора, художника–аниматора, актера. |
|
|
3 |
Экранизация сказки «Сказка о молодильных яблоках». Киностудия «Союзмультфильм». (автор сценария А.Сажин, режиссер И.Аксенчук,1974) |
Просмотр мультфильма и его сопоставление с художественным текстом. |
|
|
4 |
Экранизация «Повести временных лет». Мультипликационный фильм «Евпатий Коловрат» (1985) |
Просмотр фильмов, оценка работы композитора, художника – аниматора. |
|
|
5 |
Экранизация романа А.С. Пушкина «Дубровский» (эпизоды серия 1,2) «Благородный разбойник Владимир Дубровский» (1988) |
Просмотр фильма и его сопоставление с художественным текстом. |
|
|
6 |
Экранизация романа А.С. Пушкина «Дубровский» (эпизоды серия 3,4) «Благородный разбойник Владимир Дубровский» (1988) |
Просмотр фильма и его сопоставление с художественным текстом. |
|
|
7 |
Экранизация повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (эпизоды) (Режиссер Владимир Бортко,2009) |
Просмотр и анализ фильма и его сопоставление с художественным текстом. |
|
|
8 |
Экранизация рассказа И.С. Тургенева «Бирюк». (Режиссёр Р.Балаян, 1977). |
Просмотр и анализ фильма и их сопоставление с художественным текстом Беседа. Определение мотивов поступков героев и сущности конфликта. |
|
|
9 |
По мотивам одноименной автобиографической трилогии Л. Н. Толстого "Детство. Отрочество. Юность" (1973, режиссер Петр Фоменко) |
Просмотр и анализ фильма и их сопоставление с художественным текстом Беседа. Определение мотивов поступков героев и сущности конфликта. |
|
|
10 |
Рассказ Л.Н. Толстого «Бедные люди».Рисованный мультфильм по рассказу. |
Просмотр фильма и его сопоставление с художественным текстом. |
|
|
11 |
Короленко
В.Г. «В дурном обществе». |
Просмотр фильма и его сопоставление с художественным текстом. Творческая работа в группах. Самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы. |
|
|
12 |
А.П.Чехов
"Толстый и тонкий"- детский мультфильм |
Просмотр мультипликационного фильма, оценка сценария, работы режиссеров, композитора, художника–аниматора, актера. |
|
|
13 |
И.А. Куприн «Белый пудель» (Одесская киностудия, 1955, режиссер К Жуковский) |
Просмотр фильма и его сопоставление с художественным текстом. Творческая работа в группах. Самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы. |
|
|
14 |
М.Пришвин «Кладовая солнца». Иллюстративный материал -отрывок из фильма "Ветер странствий" (Киностудия им. Горького, 1978, режиссер Владимир Роговой) |
Просмотр фильма и его сопоставление с художественным текстом. |
|
|
15 |
Экранизация произведений о ВО войне. Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке» (Режиссёр А.Столпер, 1948)
|
Просмотр фильма и его сопоставление с художественным текстом. Творческая работа в группах. Самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы. |
|
|
16 |
«Синдбад: легенда семи морей». Мультипликационный фильм, 2003. |
Просмотр мультипликационного фильма, оценка сценария, работы режиссеров, композитора, художника–аниматора, актера. |
|
|
17 |
Экранизация произведения Дж.Лондона «Любовь к жизни». (Художественный фильм, 2012 ) |
Просмотр фильма, оценка сценария, работы режиссеров, композитора, актера. |
|
|
Календарно-тематическое планирование (7 класс)
№ |
Тема занятия |
Виды деятельности учащихся |
|
|
1. |
Изобретение братьев Люмьер. Документальные фильмы на уроках литературы. |
Лекция, беседа, Работа со справочной литературой, составление понятийного словаря, просмотр эпизодов. |
|
|
2. |
Повесть о Петре и Февронии Муромских. Мультфильм «Петр и Феврония». Документальный фильм «Храмы Петра и Февронии». |
Просмотр мультипликационного фильма, оценка сценария, работы режиссеров, композитора, художника–аниматора, актера. |
|
|
3 |
М.В.Ломоносов. Документальный фильм «Жизнь и деятельность М.В.Ломоносова» |
Просмотр фильма и его сопоставление со статьей в учебнике |
|
|
4. |
Д.И.Фонвизин «Недоросль» (Государственный Академический Малый театр, 1986) |
Просмотр спектакля и его сопоставление с художественным текстом. |
|
|
5. |
А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Видеоряд «Как ныне сбирается вещий Олег». |
Просмотр видеоряда и сопоставление с текстом. |
|
|
6. |
А.С.Пушкин «Полтава». Отрывок из художественного фильма «Полтавская битва». |
Просмотр отрывка из фильма и его сопоставление с художественным текстом. |
|
|
7. |
М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова (спектакль) |
Просмотр спектакля и его сопоставление с художественным текстом. |
|
|
8. |
Н.В.Гоголь «Шинель» (киностудия Ленфильм, 1959 год, режиссёр: Алексей Баталов) |
Просмотр фильма и его сопоставление с художественным текстом. Отзыв на игру актера (по выбору учащихся). |
|
|
9. |
М.Е.Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»". Мультипликационный фильм (1965, режиссёры: Иван Иванов-Вано, Владимир Данилевич) |
Просмотр мультипликационного фильма и его сопоставление с художественным текстом. |
|
|
10. |
Н.С. Лесков "Левша". Экранизация повести Н. Лескова об удивительном мастере Левше (1964, режиссер: Иван Иванов-Вано). |
Просмотр мультипликационного фильма и его сопоставление с художественным текстом. |
|
|
11. |
А.П.Чехов «Хамелеон». Экранизация рассказа (Игорь Ильинский) «Эти разные, разные, разные лица…», советский художественный телефильм (1971, производство творческого объединения Экран). |
Просмотр фильма и его сопоставление с художественным текстом. Оценка фильма «одного актера». |
|
|
12. |
М.Горький «Детство». Экранизация повести (1938, режиссер М.Донской ) |
Просмотр фильма и его сопоставление с художественным текстом. Отзыв на игру актера (по выбору учащихся). |
|
|
13. |
А.С.Грин «Алые паруса». Экранизация повести. Художественный фильм (киностудиия «Мосфильм», 1961, режиссёр Александра Птушко) |
Отзыв на игру актера (по выбору учащихся). |
|
|
14. |
А.Т. Твардовский «Василий Теркин». Спектакль. (Театр Моссовета , 1973, режиссеры: Б. Щедрин, И. Герасимова) |
Отзыв на игру актера (по выбору учащихся). |
|
|
15. |
Фильмы о Великой Отечественной войне. Б.Васильев «Маленький сержант». |
Просмотр фильма, оценка сценария, работы режиссеров, композитора, актера. |
|
|
16. |
Р.Л.Стивенсон «Остров сокровищ». Буктрейлер как вид экранизации. |
Просмотр эпизодов фильма, оценка буктрейлера. |
|
|
17. |
А.Де Сент-Экзюпери «Маленький принц». «Любимые герои экрана». |
Просмотр мультипликационного фильма, создание собственных иллюстраций- кадров. |
|
|
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей, воспитание уважения к отечественному искусству и культуре.
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни (в настоящее время происходит процесс национальной и культурной идентификации российского общества, и протекает он в условиях информационного и культурного противостояния во всех сферах жизни на фоне пробуждения интереса граждан России к истокам своей национально-культурной и религиозно-цивилизационной идентичности).
Цель программы – познакомить и приобщить восьмиклассников к отечественному искусству кинематографии, которое является синтезом литературы, живописи, музыки и других искусств.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя чего-то нового).
Раздел I. Вводное занятие (1 час).
Самое молодое искусство - кино настойчиво стремится определить свое место в человеческом обществе и в семье других искусств. Ощущая себя детищем двадцатого века, эпохи неслыханных технических достижений, кино осознает и свои неразрывные связи со всей многовековой художественной культурой, стремится унаследовать опыт и традиции литературы и других искусств, заявляет себя их продолжателем, наследником, а порою даже и заместителем в духовном мире человечества.
За три четверти века своего существования кино прошло сказочно плодотворный путь. От забавного феномена движущейся фотографии до синтетического - звукового, цветового, объемного, широкоэкранного зрелища, от робких попыток фиксировать внешнее движение до дерзкого проникновения в глубины человеческих характеров, в сущность исторических событий, в сложность социальных процессов. Развитие и обогащение выразительных возможностей кино еще далеко от завершения: стереоскопичность еще ждет своего технического усовершенствования, экран готовится менять свои очертания по воле художника, телевидение несет киноискусству и свою безграничную массовость и еще неизведанные творческие возможности. Поэтому кино непрерывно выдвигает новые и новые задачи как перед художниками, создающими произведения искусства, так и перед теоретиками, осмысляющими их сущность, специфику, значение, перспективы.
Взаимодействие и синтез разных видов искусств. Соотношение литературы и кино. Цели и задачи экранизации произведений классической литературы. Недостатки и преимущества экранизации. Кинематографические средства воздействия на зрителя: динамика развития сюжета, движение, свет, звук, музыка.
Раздел II. Древнерусская литература и кинематограф. (1 час)
Особенности документального (неигрового) кинематографа. Документальное (неигровое кино) - род кинематографа, снимающий реальных людей в реальном окружении реального мира, или сам этот мир с его событиями и явлениями.
Документальное кино может быть разных видов: событийная хроника, кинолетопись (съемки, создаваемые не для оперативных новостных журналов, а для истории), кинофиксация для специальных целей (научные съемки, милицейские протоколы, видеонаблюдение), авторская журналистика, наконец, искусство.
Документальный фильм «Святой благоверный князь Александр Невский» из серии «Петербургские заступники» (режиссёр-постановщик Алла Чикичева, автор и ведущий Борис Алмазов).
Яркие эпизоды х/ф «Александр Невский» («Мосфильм», 1938 г., режиссёр С. Эйзенштейн). В 1938 году Эйзенштейн написал сценарий историко-патриотического фильма «Александр Невский». За него получил учёную степень доктора искусствоведения (без защиты диссертации). На съёмках фильма началось творческое содружество С. Эйзенштейна с композитором С. Прокофьевым. Роль музыки в фильме.
Раздел III. Русская классическая литература в отечественном кинематографе (23 часа).
Воплощение идейного содержания комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» в телевизионном фильме на основе постановки Малого театра СССР (режиссеры постановки спектакля Виталий Иванов, Владимир Семаков; роли сыграли Сергей Харченко, Элла Далматова, Игорь Лях и др.). Премьера спектакля состоялась 6 января 1986 года, и с тех пор он прочно вошел в репертуар Малого театра. Картина «Недоросль» была выпущена в 1987 году и сразу завоевала внимание зрителей в разных уголках Земли. Киноленты из жанра комедия всегда пользовались особой популярностью, к тому же, когда их снимают такие именитые режиссеры, как Виталий Иванов.
Характеристика сходства и различия приёмов создания образов писателем и актерами. Возможности театрального искусства в раскрытии идеи произведения, анализ игры и речи актёров. Сравнительный анализ эпизода экзамена Митрофанушки в литературном произведении и телевизионной театральной постановке.
Воплощение идейного содержания повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкина в отечественном кинематографе в разные исторические периоды и разными режиссёрами. Художественный фильм «Капитанская дочка», снятый по повести А.С. Пушкина (автор сценария Н. Коварский, постановка В. Каплуновского, композитор Т. Хренников) на киностудии «Мосфильм» в 1958 году.
Существуют более поздние интерпретации произведения А.С. Пушкина (телеспектакль «Капитанская дочка» режиссера П. Резникова 1976 г.; «Русский бунт» – вольная экранизация повестей А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и «История Пугачева», созданная российским режиссером Александром Прошкиным в 2000 году при поддержке французской кинокомпании «StudioCanal»).
Художественный фильм «Ревизор», снятый на киностудии «Мосфильм» в 1952 году (режиссер В. Швелидзе, сценарий и постановка Владимира Петрова).
Все современные постановки комедии «Ревизор» подчеркивают её актуальность новому времени. После сочинения пьесы прошло почти два века, однако всё говорит о том, что это гоголевское произведение о произошедшем обыденном случае в русском уездном городке ещё долго не будет сходить с подмостков театров России, где по-прежнему процветает всё подмеченное Гоголем: казнокрадство, взяточничество, чинопочитание, равнодушие, безжалостность, грязь, провинциальная скука и т.д. А сам образ Хлестакова всегда соответствует духу времени.
Экранизации комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»:
Современный человек давно привык к таким явлениям, как промо-акции, фестивали, выставки, тизеры и трейлеры. Анонс на тот или иной фильм, передачу или мероприятие стал неотъемлемой частью программы, которая в том или ином виде презентуется зрителю. Потрясающие воображение визуальные эффекты, великолепное музыкальное сопровождение и самые яркие, запоминающиеся и интригующие кадры - вот обязательные составляющие любого трейлера
Буктрейлеры (от англ. book – книга, trailer - киноафиша, анонс о кинокартине, киноплакат) по книгам открылись современному обществу сравнительно недавно. Еще 10 лет назад подобная идея не приходила никому в голову, однако сейчас промо-ролики к шедеврам литературы стали явлением достаточно обыденным и многосторонним. Понятие о буктрейлере (англ. booktrailer) — это короткий видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге. Цель таких роликов – реклама свежевышедших книг и пропаганда чтения.
Практические занятия по изучению техники создания буктрейлеров на основе компьютерной программой Windows Movie Maker.
Экранизация рассказа Л.Н. Толстого «После бала» - художественный фильм, снятый в 1961 году Производством Центрального телевидения (автор сценария К. Рапопорт, постановка А. Дудорова). Сопоствление литературного персонажа с его воплощением в кинематографе (образ Вареньки, образ главного героя).
Просмотр и обсуждение видеороликов на стихи русских поэтов XIX века. Роль музыкального сопровождения и видеоряда к лирическим произведениям. Народное творчество в сети Интернет.
Просмотр и обсуждение буктрейлеров и видеоролика к рассказу А.И. Куприна «Куст сирени» и рассказу А.П. Чехова «О любви», созданных сверстниками. Выявление достоинств и недочётов в их работах. Критический анализ отсмотренного материала.
Практические занятия по созданию собственного видеоролика к стихотворению А.А. Блока «Россия». Подбор видеоряда, музыкального сопровождения. Запись собственного прочтения стихотворения.
Раздел IV. Зарубежная классическая литература в отечественном и зарубежном кинематографе (8 часов)
Художественный фильм «Ромео и Джульетта» - экранизация одноимённого произведения Уильяма Шекспира, двухсерийный художественный фильм производства Англия-Италия (режиссёр — Франко Дзеффирелли), снятый в 1968 году. Фильм завоевал две премии «Оскар», три премии «Золотой Глобус» и другие награды.
Просмотр и обсуждение х/ф, его художественных особенностей, способов воплощения исторического прошлого.
Просмотр и обсуждение художественного фильма «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго» — советского художественного фильма по мотивам романа английского писателя Вальтера Скотта«Айвенго», снятого режиссёром Сергеем Тарасовым в 1982 году( лидер проката 1983 года: 9 место; 28,4 млн зрителей).
Итоговое занятие по теме «Литература и кино».
Кино уже давно прочно вошло в нашу жизнь. Экранизация - это творческое видение литературного произведения коллективом авторов фильма, своеобразный «перевод» с языка литературы на язык кино, то, что называется «изложением». Нередко бывает так, что удачные постановки стимулируют обращение зрителя к исходному литературному произведению. Но в то же время неудачная экранизация художественного произведения отталкивает зрителя и совершенно отбивает желание продолжать смотреть тот или иной фильм, а самое главное - читать.
Художественное качество фильма во многом зависит от глубины проникновения в замысел экранизируемого произведения. Но это только половина дела. Окончательный успех экранизации зависит от качества художественного перевода литературного произведения на язык киноискусства.
Литература:
1. Дубин Борис. Старое и новое в трёх экранизациях 2005 года/НЛО, 2006 .№78
2. Каспэ Ирина. Рукописи хранятся вечно: телесериалы и литература // НЛО, 2006.№78
3. Лотман Ю.М. О природе искусства //Чему учатся люди: Статьи и заметки. М.: Рудомино, 2010. С.114-121.
4. Мила Фёдорова. Постсоветские экранизации литературы: кто хозяин смысла? //Литература - 2015. №11.- С.37
5. Павлова М. Анимация как взгляд на текст. // литература - №11. - 2015. - С.4
6. Норштейн.Ю. Снег на траве. / http://ihavebook.org/books/320763/sneg-na-trave.html
1. Скачано с www.znanio.ru
[1] http://www.edustandart.ru/metodicheskie-rekomendatsii-po-voprosam-vvedeniva-faos-ooo/
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.