Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Березовская средняя общеобразовательная школа №2»
Программа внеурочной деятельности
«Литературный мир Прикамья»
для учащихся 7 класса
Автор-разработчик:
Терентьева Елена Анатольевна
педагог-библиотекарь
Letean@yandex.ru
Пермский край, с. Березовка, 2021
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Литературный мир Прикамья» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, с учётом планируемых результатов основного общего образования, в соответствии с целями и задачами основной образовательной программы МБОУ «Берёзовская СОШ №2».
Программа является частью образовательного процесса и направлена на общее развитие обучающихся. При составлении программы учтены требования к содержанию программ в соответствии с целями основного общего образования.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной.
Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей - личности самого ребенка. Очень важно с юных лет прививать любовь к литературе, поэзии родного края. Внимание к литературе родного края на внеурочных занятиях развивает интерес детей к литературе, способствует развитию художественного вкуса, воспитанию нравственно-эстетических чувств, расширению кругозора учащихся, приобретению прочных навыков работы с книгой, любовь к малой родине.
Краеведение воспитывает в людях патриотизм, гордость за свой край и людей, которые жили и живут в нём. Малая родина даёт человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать.
Краеведение – это связующая нить между прошлым, настоящим и будущим родной земли. Краеведение помогает понять духовную сущность современного человека, воспитанного на изучении культуры и литературы родного края.
В связи с этим изучение литературы родного края имеет наибольшую значимость, актуальность в процессе развития, внутреннего обогащения учащихся.
Программа внеурочной деятельности дает возможность системного изучения региональной литературы в школе.
Изучение литературы родного края сегодня востребовано самой жизнью, и внедрение данного курса носит актуальный и современный характер.
Данный курс предусматривает изучение произведений талантливых Пермских писателей и поэтов прошлого и настоящего.
Изучение произведений этих авторов даст основание для формирования серьезных представлений об особенностях изображения Прикамья, которые преломили их индивидуальное восприятие природы, истории, уклада края, обычаев народа.
Аудитория: учащиеся 7 классов.
Продолжительность: 8 часов. 1 час в неделю.
Цель: Развитие интереса к литературе родного края, чтению, активизация творческих способностей учащихся.
Задачи:
- познакомить учащихся с жизнью и творчеством пермских писателей и поэтов
- расширить представление учащихся о литературе и поэзии родного края
- развивать интерес к творчеству писателей Пермского края
- воспитывать чувство любви и уважения к родному краю
- отрабатывать навыки выразительного чтения и чтения наизусть.
Актуальность программы:
1. включает в себя произведения художественной литературы, историко-литературные сведения, тем самым расширяет, углубляет знания учеников по литературе, знакомит с фактами жизни и творчества писателей и поэтов Пермского края;
2. способствует интеллектуальному, эмоциональному развитию учащихся, предполагает использование активных форм обучения;
3. формирует у школьников высокую гражданскую позицию;
4. способствует развитию речевой культуры.
Формы организации занятий:
-индивидуальные,
- парные,
- групповые.
Формы проведения занятий:
- лекции
- практические работы
- викторины
- экскурсии
- книжные выставки
- презентации
В результате обучения учащиеся должны знать:
имена известных писателей
Пермского края и их произведения.
Учащиеся должны уметь:
1) работать с книгой
2) определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
3) выявлять авторскую позицию;
4) выражать свое отношение к прочитанному;
5) выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
6) строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
7) участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
· чувство патриотизма, любовь к родному краю
· способствовать развитию культурной и этнической толерантности.
Предметные результаты:
· Знать творчество писателей и поэтов Прикамья.
Метапредметные результаты:
· самостоятельно формулировать проблему и цели занятия, прогнозировать, корректировать свою деятельность, самостоятельно искать материал для подготовки к занятиям, работать в группе и индивидуально, отстаивать свою точку зрения, выступать перед аудиторией сверстников.
Познавательные УУД:
· самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации;
· пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
· извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
· осуществлять анализ
· строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
· учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
· уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
· уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
· уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
· уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
· осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
· оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание.
Регулятивные УУД:
· самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели занятия;
· самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
· самостоятельно составлять план решения проблемы;
· работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
· в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Способы и средства определения результативности
Средствами определения результативности являются викторины, составление кроссвордов ,письменный, либо устный отзыв о произведениях Пермских писателей. Способы: защита реферата. Данные виды работ позволяют оценить знания, умения, навыки учащихся, приобретенные в течение данного курса.
Критерии
Критерии |
Результат |
1.Знание авторов и умение соотнести с творчеством |
Знают да нет Могут соотнести да нет |
2.Умение определить проблему авторского замысла |
Определяет Не определяет |
3. Умение аргументировать на основе текста |
Умеет Не умеет |
4. Публичное выступление |
Соответствует Частично Не соответствует |
Тематическое планирование
7 класс
«Литературный мир Прикамья»
№пп |
Тема |
|
|
1 |
Творчество Пермского писателя - Е.Пермяка. Рассказ «Мама и мы» |
1 час |
Чтение и анализ рассказа. |
2. |
Природолюб. Мастер слова и доброты Б.С.Рябинин |
1час |
Заочная экскурсия по творчеству писателя. Чтение рассказов о собаках.Анализ. |
3. |
Тема памяти в рассказе В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет».
|
1 |
«Прошлое – родина души человека».Чтение и анализ произведения |
4. |
Литературные сказки Прикамья Творчество Натали Куртог, С.Силина, Людмилы Пановой, Галины Перовой |
1 |
Воспитание доброты, дружбы, стремления идти к своей мечте. Знакомство с творчеством писателей и чтение произведений. |
5 |
Маленькие открытия в рассказе М.А. Осоргина «Пенсне».
|
1 час |
Сочетание реальности и фантастики. Чтение рассказа.Анализ.Отзыв. |
6 |
Занимательное краеведение А.Зеленин |
1 час |
Знакомство с творчеством писателя. Разгадывание кроссвордов из книги А.Зеленина Пермь и Пермский край: занимательное краеведение. Составление кроссвордов. |
7 |
Рассказы и стихи о войне Пермских писателей и поэтов |
1 |
Воспитание патриотизма и любви к родному краю, дневники писателей. Писатели Пермской области : библиогр.справочник. Знакомство с писателями, выразительное чтение стихов.Учить стихотворение наизусть по выбору. |
8. |
Обобщение по разделу Литературный мир Прикамья |
1 |
Зачетная работа. Реферат. |
Литература:
1. Зеленин А.С. Пермь и Пермский край: занимательное краеведение. Пермь: Пермский край, - Пермь,2009
2. Суркова О.П. «Произведения пермских писателей» - Пермь, 2001
3. Пермяк Е.А. «Надежный человек»:Рассказы и сказки.-М.:Дет.лит.,1988
4. Зубков В.А. Наедине с Виктором Астафьевым - Пермь:,2011
5. Астафьев В.П. Повести.Рассказы,-М.:Дрофа:Вече,2002
6. Натали Куртог Сказки,-Пермь,2013
7. На пути к Победе.Пермские писатели о войне и Победе,-Пермь,2010
8. Писатели Пермской области : библиогр.справочник. – Пермь, 1996.
9.Селянкин
О. Друзья-однополчане: Рассказы. – Пермь: Кн. изд-во, 1951
10.Селянкин О. Мужество: Рассказы. – М.:
Воениздат, 1952
11. Сердце матери : стихи / А. А. Гребенкин ; худож. Е. Д. Шелонников. - Пермь : [б. и.], 2001. - 111 с.
12. Родное Прикамье: Хрестоматия по литературному краеведению / Авт.-сост.: Д. А. Красноперов, Н. Н. Гашева. Пермь: Кн. мир, 2001
13. Астафьев В. П. Повести и рассказы. — М.: Советский писатель, 1984.
14. Родное Прикамье:Учебная хрестоматия по литературному краеведению для7-9классов Пермской области.-Пермь,1997
15. Мой Пермский край. Следствие ведут пермяки: литературные расследования.-М.:ВЛАДОС,2017
16. Интернет ресурсы.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.