Программа внеурочной деятельности «Маленький исследователь»

  • docx
  • 29.01.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Выписка_Маленький исследователь.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

Курс внеурочной деятельности

«Маленький исследователь»

 

 

1 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель:

учитель начальных классов

     Матросова И.М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выписка из программы внеурочной деятельности «Маленький исследователь»

 

Учёные утверждают, что у ребёнка биологически обусловлена потребность познавать мир, исследовать его. Важнейшие черты поведения ребёнка — это любознательность, стремление к наблюдениям, экспериментам и открытиям, потребность в получении свежих впечатлений, самостоятельная поисковая активность. Именно эта направленность детского поведения порождает потребность в нахождении способов успешной организации такой исследовательской деятельности. С созданием необходимой среды для реализации потребностей в поисковой деятельности отлично справляется проектно-исследовательский метод.

Ученическое исследование — это маленькое открытие уже открытых научных закономерностей, но поскольку ребёнок проходит практически все этапы настоящей научной работы, проходит самостоятельно, лишь направляемый учителем, поэтому она ценна возможностью раскрыть творческие способности школьника.

Ценность ученической научно-исследовательской работы заключается в том, что дети получают навыки научной работы еще до поступления в вуз. Они учатся работать с литературой, критически подходить к материалам газет, журналов и Интернета, выполнять физический эксперимент, анализировать результаты.

 

 

Специфика курса

 

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века. Специфической особенностью занятий проектной деятельностью является их направленность на обучение детей элементарным приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов. Следует учитывать отсутствие у первоклассников навыков совместной деятельности, а также возрастные особенности детей данной группы. В связи с этим занятия составлены с учётом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой активности. Большинство видов работы, особенно на первых уроках цикла, представляет собой новую интерпретацию уже знакомых детям заданий. В дальнейшем они всё больше приобретают специфические черты собственно проектной деятельности. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.

 

Назначение программы

Учебно-познавательный проект – это ограниченное во времени, целенаправленное изменение определённой системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблемы учащимися.

 

 

 

 

 

 

 

 

Место проектной деятельности «Маленький исследователь» в учебном плане

 

Программа «Маленький исследователь» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. В соответствии с учебным планом на проектную деятельность в 1- 4  классах отводится 1 внеаудиторный час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 33 часа в 1 классе, 34 часа – во 2-4 классах внеаудиторной занятости.

 

Формы  организации учебного процесса

 

       Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю  в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, проектная деятельность  включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в научной литературе, справочниках, книгах, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди.

 

Основные методы и технологии

 

           Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

          Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.

         Технологии, методики:

×                      уровневая дифференциация;

×                      проблемное обучение;

×                      моделирующая деятельность;

×                      поисковая деятельность;

×                      информационно-коммуникационные технологии;

×                      здоровьесберегающие технологии;

 

 

 

 

 

 

 Приложение 1

Викторина «Дедушка русского флота» (дела Петра I)

 

 

 

Пётр I провёл серию реформ, направленных на преодоление отрыва России от западноевропейского пути развития и усиление влияния страны на международную экономику и политику.

 

1. Как звали первого сына Петра I?

 

 Александр Петрович

 Алексей Петрович

 Павел Петрович

 Петр Петрович

 

2. Какое нововведение, в числе прочих, принес Петр I в Россию после возвращения из Европы в августе 1698 года?

 

 Летоисчесление по юлианскому календарю

 Новые названия месяцев

 Новую русскую азбуку

 Новые сельскохозяйственные культуры: сою и маис

 

3. В годы правления Петра I были такие войны, как: Северная война, Русско – турецкая война, Персидский поход и т.д. Какой войны не было при Петре I?

 

 Войны со Швецией

 Войны против Османской империи

 Войны с Францией

 Войны в Средней Азии

 

4. К кому перешел престол после Петра I?

 к внуку Петру

 к дочери Анне

 к дочери Елизавете

 к жене Екатерине

5. Какое из перечисленных событий произошло в период правления Петра I в 1701 году?

 

 открытие школы математических и навигационных наук

 открытие Царскосельского лицея

 открытие памятника «Тысячелетие России» в Новгороде

 открытие памятника Петру Первому в Петербурге («Медный всадник»)

 

6. Какие из перечисленные мер были предприняты в период правления Петра I?

 

 отмена внутренних таможенных пошлин, учреждение министерств

 отмена местничества, образование негласного комитета

 учреждение губерний, начало рекрутских наборов в армию

 ликвидация Тайной канцелярии, отмена крепостного права

 

 

 

7. Какое военное сражение для Петра I стало первым?

 морское сражение у острова Гренгам

 Азовские походы Петра I

 штурм крепости Измаил

 Прутский поход Петра I

 

8. В сентябре 1698 года Петр I принял первые меры, направленные на изменение внешних признаков, отличающих старославянский уклад жизни от западноевропейского. О каких мерах идет речь?

 указ, обязывающий всех придворных дам обриться наголо и носить черные парики установленного образца

 запрет на ношение широкополосных французских шляп

 запрет на ношение буклей и челок

 указ «О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии»

9. Почему Петр I перенес столицу из Москвы в Санкт-Петербург?

 потому что в Санкт-Петербурге Петру I больше нравился климат

 потому что в Санкт-Петербурге дольше световой день

 потому что Санкт-Петербург обладал стратегически важным местоположением, это был кратчайший путь от России к Европе

 потому что в Санкт-Петербурге было больше возможностей для создания и процветания флота

 

10. Какую цель преследовал Петр I, организовывая Великое посольство?

 

 создать коллегию иностранных дел

 найти союзников для войны с Турцией

 создать антианглийскую коалицию

 обеспечить российскую Академию наук кадрами