Программа внеурочной деятельности «Малые народы» по направлению краеведение для обучающихся 1-4 классов (срок обучения 1 год)
Оценка 4.8

Программа внеурочной деятельности «Малые народы» по направлению краеведение для обучающихся 1-4 классов (срок обучения 1 год)

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
окружающий мир
7 кл
22.06.2022
Программа внеурочной деятельности «Малые народы»  по направлению краеведение для обучающихся  1-4 классов (срок обучения 1 год)
Программа внеурочной деятельности «Малые народы» по направлению краеведение для обучающихся 1-4 классов (срок обучения 1 год)
Внеурочка с тематическим для Е.В.doc

 

Комитет образования и науки администрации Новокузнецкого городского округа

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №99"

654086, Россия, Кемеровская область, г. Новокузнецк, ул. Монтажная, д.35

т/ф. 31-16-77, 31-20-44, 31-00-54;  e-mail: [email protected], www.school-mmm.ucoz.ru

                       

 

УТВЕРЖДАЮ:

 ДИРЕКТОР МAОУ «СОШ № 99»

______________Н. П. Скрипцова 

Приказ № 204_от 30.08.2021

СОГЛАСОВАНО:

Пеадгогическим советом

Протокол  №11 от 30.08.2021

 

 

 

 

 

Программа внеурочной деятельности

«Малые народы»

 по направлению краеведение

для обучающихся  1-4 классов

(срок обучения 1 год)

 

 

 

                                                                                                                  Составитель программы:

учитель МАОУ «СОШ № 99»                 

                             Сапега Н.Н.

                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новокузнецк, 2021

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.Планируемые результаты освоения программы                               3-5 стр.

2.Содержание программы                                                                      6-14 стр.

          3.Тематическое планирование                                                               15-16 стр.


 

 

1. Планируемые результаты освоения курса

1.Общие учебные умения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные результаты:

-готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

- сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно- смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально – личностные позиции, социальные компетентности, личные качества;

- сформированность российской, гражданской идентичности.

- осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;

-осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности); чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;

·                                 -осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всём разнообразии культур, национальностей, религий России;

·                                 -уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

·                                 - уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

·                                 -расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;

·                                 -способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;

- установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим, умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.

Метапредметные:

Регулятивные:

– определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий;

– учиться высказывать своё предположение (версию);
– учиться работать по предложенному учителем плану;

- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса.

Познавательные:

-  наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;

•владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;

– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты;

- делать предварительный отбор источников информации.
Коммуникативные:

·                                 –оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
–слушать и понимать речь других;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

2.Специальные предметные умения

·                                 усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);

·                                 • сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религии;

•владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин;

• умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;

•владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;

·                                 • овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

·                                 • понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в ее современной жизни;

·                                 • понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;

·                                 • понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед.

 

Курс помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

 Формы подведения итогов

Формы подведения итогов реализации данной программы являются:

Участие в конкурсах различного уровня (школьного, муниципального, регионального, Всероссийского);

Участие в социальных акциях;

Создание и реализация социальных проектов.

Формы работы с детьми

Особенностью организации внеурочной деятельности по краеведению является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации занятий заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем, пришкольный участок, музей, улица, дом, место отдыха, учреждения, предприятия и т. д.). Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, т.е. необходимо расширение образовательного пространства. В ходе воспитательной работы потребуется глубокое изучение систем правил поведения и жизнедеятельности детей. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии, краеведческая деятельность.

 


 

2. Содержание программы по курсу

1класс

Тема 1.Наша Родина – Россия.

Россия - страна, в которой мы живём. Территория России, столица России, глава Российского государства, денежная единица России, народы - населяющие Россию,  конституция - основной закон страны.

Тема 2.Государственные символы.

Что такое государственные символы? Герб России, флаг - символ государственной власти, знамя Победы, государственный гимн Российской Федерации, конституция основной закон страны, декларация о правах ребёнка.

Результатом совместной работы над историей российского флага станет  выставка рисунков

Тема 3. Страницы история родного края.

Первые поселенцы на территории нашего края. Волков первооткрыватель каменного угля. Исследователи и путешественники нашего края. Коренное население Кемеровской области. Первые города области. Почетные граждане Кемеровской области.

Практические занятия: экскурсии, выставки, беседы, встречи с интересными людьми, викторины.

Тема 4. Символы Кузбасса.

Гербы Кемерово и Кемеровской области, флаги города и области, гимн города и области.

Результат работы над историей символов Кузбасса станет выставка рисунков.

Тема 5. Я и моя семья.

Семейные традиции. Мои родители. Моя родословная. Мое имя. Что оно означает? Мои обязанности в семье. Семейные праздники. Семейная библиотека. Профессии моих родителей.

Перед первым занятием даем учащимся выяснить, где и в каком качестве трудятся их родители. Дети либо устно рассказывают об этом, либо могут попытаться нарисовать своих близких дома или на работе. Далее выясняем, кто у них из родных воевал, какие имеет награды. Можно пригласить кого— либо из семей для беседы или небольшого рассказа "Моя родословная".

Тема 6. Моя школа - моя судьба.

В самых простых формах учащиеся знакомятся с традициями, историей своей школы. Знакомство с биографиями знаменитых выпускников школы. Права и обязанности школьника. Взаимоотношения в классе. Бережное отношение к книгам и школьным принадлежностям.

Практические занятия: экскурсии, конкурсы, разработка правил классного сообщества.

Тема 7. С любовью к городу.

Что я знаю о своем районе, городе? Село Щеглово, город Щегловск, город Кемерово. Обращается внимание на название города, историю его названия, его размеры, значение.

Улица, на которой я живу. История улиц района: исторические объекты на улице, интересные люди, проживающие на улице, мемориальные доски.      

Практические занятия: экскурсии, встречи со старожилами, фотоконкурсы, составление безопасного маршрута от школы до дома, заочные путешествия. В результате прохождения темы учащиеся должны уяснить, для чего следует знать о прошлом, почему надо беречь то, что осталось от прошлого. Важно, чтобы с занятий дети вынесли практическое желание сделать что либо для того, чтобы их город стал еще краше.

Попутно решаются задачи обучения правилам поведения вне дома.

Тема 8. Наш край в годы Великой Отечественной войны.

Данная тема предполагает изучение событий истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края и города.

Практические занятия:     Детям предлагается узнать, кто из героев или членов их семей проживает рядом. Встречи с ветеранами, героями Великой Отечественной войны, тружениками трудового фронта.

Тема 9. В гармонии с природой.

Территория и географическое положение области. Знакомство с картой области. Природа родного города. Изучение местной топонимики,

Практические занятия: экскурсия на природу (общение с живой природой);

- с участием родителей посадить деревья и кустарники у школы, у подъезда, у себя в саду, на даче, уход за ними;

- разведение комнатных растений, цветов в школе и дома, уход за ними;

- в зимний период делать кормушки и подкармливать птиц;

- в весенний период организовывать рейды по защите берез от любителей березового сока. (Вести разъяснительную работу о том, какой вред это наносит деревьям);

- операция "Чистый двор"

Тема 10. Уникальные природные объекты России.

Ознакомление на занятиях с основными заповедными зонами России. Красная книга России.

Практические занятия: просмотр фильмов.

Тема 11. Что дает наш край стране.

Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством края и города, его предприятиями, их историей. Памятники истории и культуры. Мы - будущее нашего города: Что такое сам? Кем я хочу быть?

Тема 12. Культурное наследие Кузбасса.

Знакомство с народными умельцами, местными поэтами, интересными людьми, краеведами.

Тема 13. Традиции, обряды, ритуалы земли родной.

В данной теме предполагается изучение народных праздников и традиций как средства приобщения детей к общечеловеческим ценностям, к труду. "Месяцеслов" - сокровищница народной культуры, где приметы времен года, пословицы, поговорки, присказки, поверья и т.д.

Задача: познакомить с историей возникновения и развития праздничных ритуалов края, помочь осмыслить праздники, традиции.

2 класс

Тема 1.Наша Родина – Россия.

Россия - страна, в которой мы живём. Территория России, столица России, глава Российского государства, денежная единица России, народы - населяющие Россию,  конституция - основной закон страны.

Тема 2.Государственные символы.

Что такое государственные символы? Герб России, флаг - символ государственной власти, знамя Победы, государственный гимн Российской Федерации, конституция основной закон страны, декларация о правах ребёнка.

Результатом совместной работы над историей российского флага станет буклет включающий изображение российского флага в различные периоды истории с краткими пояснениями. 

Тема 3. Страницы история родного края.

Первые поселенцы на территории нашего края Волков первооткрыватель каменного угля. Исследователи и путешественники нашего края. Коренное население Кемеровской области. Первые города области. Почетные граждане Кемеровской области.

Практические занятия: экскурсии, выставки, создание и реализация социальных   проектов,   конкурсы,   участие   в   конференциях,   игра путешествие, беседы, встречи с интересными людьми, викторины. 

Тема 4. Символы Кузбасса.

Гербы Кемерово и Кемеровской области, флаги города и области, гимн города и области.

Результат работы над историей символов Кузбасса станет буклет включающий изображение символов в различные периоды истории с краткими пояснениями.

Тема 5. Я и моя семья.

Семейные традиции. Мои родители. Моя родословная. Мое имя. Что оно означает? Мои обязанности в семье. Семейные праздники. Семейная библиотека. Профессии моих родителей.

Перед первым занятием даем учащимся выяснить, где и в каком качестве трудятся их родители, близкие. Дети либо устно рассказывают об этом, либо могут попытаться нарисовать своих близких дома или на работе. Далее выясняем, кто у них из родных воевал, какие имеет награды. Можно пригласить кого— либо из семей для беседы или небольшого рассказа "Моя родословная". 

Тема 6. Моя школа - моя судьба.

В самых простых формах учащиеся знакомятся с традициями, историей своей школы. Знакомство с биографиями знаменитых выпускников школы. Права и обязанности школьника. Взаимоотношения в классе. Бережное отношение к книгам и школьным принадлежностям.

Практические занятия: экскурсии, конкурсы, игра путешествие, разработка правил классного сообщества, выпуск газет, подготовка лекторских групп.

Тема 7. С любовью к городу.

Что я знаю о своем районе, городе? Село Щеглово, город Щегловск, город Кемерово.

Ярмарка в Щегловке. Школа и больница в Щегловке.

Культурные учреждения города. Их история. Правила поведения в
общественных местах.                                      

Практические занятия: экскурсии, конкурсы, встречи со старожилами, фотоконкурсы, викторины, составление безопасного маршрута от школы до дома, заочные путешествия по городу. В результате прохождения темы учащиеся должны уяснить, для чего следует знать о прошлом, почему надо беречь то, что осталось от прошлого. Важно, чтобы с занятий дети вынесли практическое желание сделать что либо для того, чтобы их город стал еще краше.

Попутно решаются задачи обучения правилам поведения вне дома. 

Тема 8. Наш край в годы Великой Отечественной войны.

Данная тема предполагает изучение событий истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края и города.

Практические занятия:     Детям предлагается узнать, кто из героев или членов их семей проживает рядом, взять над ними шефство Встречи с ветеранами, героями Великой Отечественной войны, тружениками трудового фронта.

Составление экспозиции «Дедушкины ордена и медали». Экскурсия в музей боевой славы, чтение Книги памяти.

Тема 9. В гармонии с природой.

Территория и географическое положение области. Растительный и животный мир; внутренние воды (реки, озера, пруды, подземные воды), их практическое значение; объекты природы своей области. Изучение местной топонимики,

Практические занятия: работа с источниками в библиотеке - составление кратких сообщений, сбор материалов, экскурсия на природу (общение с живой природой);

- с участием родителей посадить деревья и кустарники у школы, у подъезда, у себя в саду, на даче, уход за ними;

- разведение комнатных растений, цветов в школе и дома, уход за

ними;

- в зимний период делать кормушки и подкармливать птиц;

- в весенний период организовывать рейды по защите берез от любителей березового сока. (Вести разъяснительную работу о том, какой вред это наносит деревьям);

- операция "Чистый двор".

Тема 10. Уникальные природные объекты России.

Ознакомление на занятиях с основными заповедными зонами России. Красная книга России.

Практические занятия: работа с источниками в библиотеке, просмотр фильмов.

Тема 11. Что дает наш край стране.

Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством края и города, его предприятиями, их историей. Памятники истории и культуры. Мы - будущее нашего города: Что такое сам? Кем я хочу быть?

Практические занятия: Экскурсии на предприятия.  Выставки детских достижений, фестивали «Мир моих увлечений», «Юные дарования». 

Тема 12. Культурное наследие Кузбасса.

Знакомство с народными умельцами, местными поэтами, интересными людьми, краеведами. Выясняется, кто из деятелей культуры и науки был связан с родным краем.

Практические занятия: конкурсы, посещение музеев, театров, дома художников. Встречи с поэтами, художниками, литературные и музыкальные гостиные, создание сборника стихов о городе, мини проекты, поделки, участие в акциях, выставки, викторины. 

Тема 13. Традиции, обряды, ритуалы земли родной.

В данной теме предполагается изучение народных праздников и традиций как средства приобщения детей к общечеловеческим ценностям, к труду.

Годовой    цикл    христианских    праздников        Рождество,  Крещение, Благовещение,   Масленица,   их  значение   в   нравственном   становлении человека. Престольные праздники (праздники города, праздники на улице).

Задача: познакомить с историей возникновения и развития праздничных ритуалов края, помочь осмыслить праздники, традиции.

 

 

 

3класс

Тема 1.Наша Родина – Россия.

Россия - страна, в которой мы живём. Территория России, столица России, глава Российского государства, денежная единица России, народы -населяющие Россию,  конституция - основной закон страны.

Тема 2.Государственные символы.

Что такое государственные символы? Герб России, флаг - символ государственной власти, знамя Победы, государственный гимн Российской Федерации, конституция основной закон страны, декларация о правах ребёнка.

Результатом совместной работы над историей российского флага станет буклет «Прошлое и настоящее флага России», выполненный с использованием     информационных     технологий. Буклет     включает изображение российского флага в различные периоды истории с краткими пояснениями.

Тема 3. Страницы история родного края.

Первые поселенцы на территории нашего края Волков первооткрыватель каменного угля. Исследователи и путешественники нашего края. Коренное население Кемеровской области. Первые города области. Почетные граждане Кемеровской области.

Практические занятия: экскурсии, выставки, создание и реализация социальных   проектов,   конкурсы,   участие   в   конференциях,   игра путешествие, беседы, встречи с интересными людьми, викторины.

Тема 4. Символы Кузбасса.

Гербы Кемерово и Кемеровской области, флаги города и области, гимн города и области.

Результат работы над историей символов Кузбасса стал буклет «Прошлое и настоящее символов Кузбасса и города Кемерово», выполненный с использованием информационных технологий. Буклет включающий различные периоды истории с краткими пояснениями.

Тема 5. Я и моя семья.

Семейные традиции. Мои родители. Моя родословная. Мое имя. Что оно означает? Мои обязанности в семье. Семейные праздники. Семейная библиотека. Профессии моих родителей.

Можно пригласить кого— либо из семей для беседы или небольшого рассказа "Моя родословная".  Работа ученика "Генеалогическое древо".

Тема 6. Моя школа - моя судьба.

В самых простых формах учащиеся знакомятся с традициями, историей своей школы. Знакомство с биографиями знаменитых выпускников школы. Права и обязанности школьника. Взаимоотношения в классе. Бережное отношение к книгам и школьным принадлежностям.

Практические занятия: экскурсии, конкурсы, игра путешествие, разработка правил классного сообщества, выпуск газет, подготовка лекторских групп.

Тема 7. С любовью к городу.

Что я знаю о своем районе, городе?

История заводов. Памятники города. Почетные граждане города Кемерово.
Правила поведения в общественных местах.     

Практические занятия: экскурсии, конкурсы, встречи со старожилами, фотоконкурсы, викторины, составление безопасного маршрута от школы до дома, заочные путешествия, презентации классных коллективов В результате прохождения темы учащиеся должны уяснить, для чего следует знать о прошлом, почему надо беречь то, что осталось от прошлого.

Попутно решаются задачи обучения правилам поведения вне дома.

Тема 8. Наш край в годы Великой Отечественной войны.

Данная тема предполагает изучение событий истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края и города.

Практические занятия:     Детям предлагается узнать, кто из героев или членов их семей проживает рядом, взять над ними шефство Встречи с ветеранами, героями Великой Отечественной войны, тружениками трудового фронта.

Экскурсия в музей боевой славы, чтение Книги памяти.

Тема 9. В гармонии с природой.

Территория и географическое положение области. Красная книга Кузбасса. Памятники природы района; охранять природу - значит охранять Родину. Изучение местной топонимики,

Практические занятия: работа с источниками в библиотеке - составление кратких сообщений, сбор материалов, экскурсия на природу (общение с живой природой);

- с участием родителей посадить деревья и кустарники у школы, у подъезда, у себя в саду, на даче, уход за ними;

- разведение комнатных растений, цветов в школе и дома, уход за ними;

- в зимний период делать кормушки и подкармливать птиц;

- в весенний период организовывать рейды по защите берез от любителей березового сока. (Вести разъяснительную работу о том, какой вред это наносит деревьям);

- операция "Чистый двор".

Тема 10. Уникальные природные объекты России.

Ознакомление на занятиях с основными заповедными зонами России. Красная книга России.

Практические занятия: работа с источниками в библиотеке, просмотр фильмов.

Тема 11. Что дает наш край стране.

Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством края и города, его предприятиями, их историей. Памятники истории и культуры. Мы - будущее нашего города: Что такое сам? Кем я хочу быть?

Практические занятия: Экскурсии на предприятия. Встречи с передовиками производства, ветеранами труда. Выставки детских достижений, фестивали «Мир моих увлечений», «Юные дарования»

Тема 12. Культурное наследие Кузбасса.

Знакомство с народными умельцами, местными поэтами, интересными людьми, краеведами. Выясняется, кто из деятелей культуры и науки был связан с родным краем.

Практические занятия: конкурсы, посещение музеев, театров, дома художников. Встречи с поэтами, художниками, литературные и музыкальные гостиные, создание сборника стихов о городе, мини проекты, поделки, участие в акциях, выставки, викторины.

Тема 13. Традиции, обряды, ритуалы земли родной.

В данной теме предполагается изучение народных праздников и традиций как средства приобщения детей к общечеловеческим ценностям, к труду. "Месяцеслов" - сокровищница народной культуры, где приметы времен года, пословицы, поговорки, присказки, поверья и т.д.

Годовой    цикл    христианских    праздников        Рождество,  Крещение, Благовещение,   Масленица,   их  значение   в   нравственном   становлении человека. Престольные праздники (праздники города, праздники на улице). Задача: познакомить с историей возникновения и развития праздничных ритуалов края, помочь осмыслить праздники, традиции.

 

4 класс

Тема 1.Наша Родина – Россия.

Россия - страна, в которой мы живём. Территория России, столица России, глава Российского государства, денежная единица России, народы -населяющие Россию,  конституция - основной закон страны.

Тема 2.Государственные символы.

Что такое государственные символы? Герб России, флаг - символ государственной власти, знамя Победы, государственный гимн Российской Федерации, конституция основной закон страны, декларация о правах ребёнка.

Результатом совместной работы над историей российского флага станет буклет «Прошлое и настоящее флага России», выполненный с использованием     информационных     технологий.     Буклет     включает изображение российского флага в различные периоды истории с краткими пояснениями.

Тема 3. Страницы история родного края.

Первые поселенцы на территории нашего края. Волков первооткрыватель каменного угля. Исследователи и путешественники нашего края. Коренное население Кемеровской области. Первые города области. Почетные граждане Кемеровской области.

Практические занятия: экскурсии, выставки, создание и реализация социальных   проектов,   конкурсы,   участие   в   конференциях,   игра путешествие, беседы, встречи с интересными людьми, викторины.

Тема 4. Символы Кузбасса.

Гербы Кемерово и Кемеровской области, флаги города и области, гимн города и области.

Результат работы над историей символов Кузбасса стал буклет «Прошлое и настоящее символов Кузбасса и города Кемерово», выполненный с использованием информационных технологий. Буклет включающий различные периоды истории с краткими пояснениями. 

Тема 5. Я и моя семья.

Семейные традиции. Мои родители. Моя родословная. Мое имя. Что оно означает? Мои обязанности в семье. Семейные праздники. Семейная библиотека. Профессии моих родителей.

Конкурс на лучшую краеведческую находку из семейного архива «Семейная реликвия».

Тема 6. Моя школа - моя судьба.

Учащиеся продолжают знакомиться с традициями, историей своей школы. Знакомство с биографиями знаменитых выпускников школы. Права и обязанности школьника. Взаимоотношения в классе. Бережное отношение к книгам и школьным принадлежностям.

Практические занятия: экскурсии, конкурсы, игра путешествие, разработка правил классного сообщества, выпуск газет, подготовка лекторских групп.

Тема 7. С любовью к городу.

Что я знаю о своем районе, городе? Село Щеглово, город Щегловск, город Кемерово. Обращается внимание на название города, историю его названия, его размеры, значение.

Ярмарка в Щегловке. Школа и больница в Щегловке.

Улица, на которой я живу. История улиц района: исторические объекты на улице, интересные люди, проживающие на улице, мемориальные доски.
История заводов. Памятники города. Почетные граждане города Кемерово.
Культурные учреждения города. Их история. Правила поведения в
общественных местах.                                      

Практические занятия: экскурсии, конкурсы, встречи со старожилами, фотоконкурсы, викторины, заочные путешествия, презентации классных коллективов. Важно, чтобы с занятий дети вынесли практическое желание сделать что либо для того, чтобы их город стал еще краше. 

Тема 8. Наш край в годы Великой Отечественной войны.

Данная тема предполагает изучение событий истории, жизни и деятельности героев войны, живших и живущих на территории края и города.

Практические занятия:     Детям предлагается узнать, кто из героев или членов их семей проживает рядом, взять над ними шефство Встречи с ветеранами, героями Великой Отечественной войны, тружениками трудового фронта.

Составление экспозиции «Дедушкины ордена и медали». Экскурсия в музей боевой славы, чтение Книги памяти.

Тема 9. В гармонии с природой.

Территория и географическое положение области. Знакомство с картой области. Природа родного города. Красная книга Кузбасса. Растительный и животный мир; внутренние воды (реки, озера, пруды, подземные воды), их практическое значение; объекты природы своей области; памятники природы района; охранять природу - значит охранять Родину. Изучение местной топонимики.

Практические занятия: работа с источниками в библиотеке - составление кратких сообщений, сбор материалов, экскурсия на природу (общение с живой природой);

- с участием родителей посадить деревья и кустарники у школы, у подъезда, у себя в саду, на даче, уход за ними;

- разведение комнатных растений, цветов в школе и дома, уход за ними;

- в зимний период делать кормушки и подкармливать птиц;

- в весенний период организовывать рейды по защите берез от любителей березового сока. (Вести разъяснительную работу о том, какой вред это наносит деревьям);

- операция "Чистый двор".

Тема 10. Уникальные природные объекты России.

Ознакомление на занятиях с основными заповедными зонами России. Красная книга России.

Практические занятия: работа с источниками в библиотеке, просмотр фильмов.

Тема 11. Что дает наш край стране.

Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством края и города, его предприятиями, их историей. Памятники истории и культуры. Мы - будущее нашего города: Что такое сам? Кем я хочу быть?

Практические занятия: Экскурсии на предприятия. Встречи с передовиками производства, ветеранами труда. Выставки детских достижений, фестивали «Мир моих увлечений», «Юные дарования».

Тема 12. Культурное наследие Кузбасса.

Знакомство с народными умельцами, местными поэтами, интересными людьми, краеведами. Выясняется, кто из деятелей культуры и науки был связан с родным краем.

Практические занятия: конкурсы, посещение музеев, театров, дома художников. Встречи с поэтами, художниками, литературные и музыкальные гостиные, создание сборника стихов о городе, мини проекты, поделки, участие в акциях, выставки, викторины.

Тема 13. Традиции, обряды, ритуалы земли родной.

В данной теме продолжается изучение народных праздников и традиций как средства приобщения детей к общечеловеческим ценностям, к труду. "Месяцеслов" - сокровищница народной культуры, где приметы времен года, пословицы, поговорки, присказки, поверья и т.д.

Годовой    цикл    христианских    праздников        Рождество,  Крещение, Благовещение,   Масленица,   их  значение   в   нравственном   становлении человека. Престольные праздники (праздники города, праздники на улице). Задача: познакомить с историей возникновения и развития праздничных ритуалов края, помочь осмыслить праздники, традиции.

Перечень ключевых слов

Родина. Россия.

Символика. Герб, флаг, гимн: России, Кемеровской области. Конституция. Народы.

История. Первооткрыватели. Города. Почетные граждане. Семья. Родословная. Профессии.

Права. Обязанности. Взаимоотношения. Биография. Школа,

Город. Район. История города Кемерово.

Великая Отечественная война. События. Судьба героев.

Географическое положение. Карта. Природа. Красная книга. Внутренние воды. Охрана природы. Памятники природы. Промышленность. Сельское хозяйство. Предприятия. Культура. Наука. Краеведы. Традиции. Обряды. Ритуалы края.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Тематический план

1 класс

№ п\п

Название тем курса

Кол-во часов

Всего

1

Наша Родина - Россия

4

2

Государственные символы

4

3

Страницы истории родного края.

4

4

Символы Кузбасса

4

5

Я и моя семья

4

6

 Моя школа – моя судьба

4

7

С любовью к городу

3

8

Наш край в годы Великой Отечественной войны

1

9

В гармонии с природой

1

10

Уникальные природные объекты России

1

11

Что дает наш край стране

1

12

Культурное наследие Кузбасса

1

13

Традиции, обряды, ритуалы земли родной

1

 

Итого

33

 

2 класс

№ п\п

Название тем курса

Количество часов

Всего

1

Наша Родина - Россия

3

 

2

Государственные символы

3

 

3

Страницы истории родного края.

3

 

4

Символы Кузбасса

3

 

5

Я и моя семья

3

 

6

 Моя школа – моя судьба

3

 

7

С любовью к городу

4

 

8

Наш край в годы Великой Отечественной войны

2

 

9

В гармонии с природой

2

 

10

Уникальные природные объекты России

2

 

11

Что дает наш край стране

2

 

12

Культурное наследие Кузбасса

2

 

13

Традиции, обряды, ритуалы земли родной

2

 

 

Итого

34

 

 

3 класс

№ п\п

Название тем курса

Количество часов

Всего

1

Наша Родина - Россия

2

2

Государственные символы

2

3

Страницы истории родного края.

2

4

Символы Кузбасса

2

5

Я и моя семья

2

6

 Моя школа – моя судьба

2

7

С любовью к городу

4

8

Наш край в годы Великой Отечественной войны

3

9

В гармонии с природой

3

10

Уникальные природные объекты России

3

11

Что дает наш край стране

3

12

Культурное наследие Кузбасса

3

13

Традиции, обряды, ритуалы земли родной

3

 

Итого

34

 

 

4 класс

№ п\п

Название тем курса

Количество часов

Всего

1

Наша Родина - Россия

1

2

Государственные символы

1

3

Страницы истории родного края.

1

4

Символы Кузбасса

1

5

Я и моя семья

1

6

 Моя школа – моя судьба

1

7

С любовью к городу

4

8

Наш край в годы Великой Отечественной войны

4

9

В гармонии с природой

4

10

Уникальные природные объекты России

4

11

Что дает наш край стране

4

12

Культурное наследие Кузбасса

4

13

Традиции, обряды, ритуалы земли родной

4

 

Итого

34

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Комитет образования и науки администрации

Комитет образования и науки администрации

СОДЕРЖАНИЕ 1.Планируемые результаты освоения программы 3-5 стр

СОДЕРЖАНИЕ 1.Планируемые результаты освоения программы 3-5 стр

Планируемые результаты освоения курса 1

Планируемые результаты освоения курса 1

Личностные результаты : -готовность и способность обучающихся к саморазвитию; - сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно- смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально…

Личностные результаты : -готовность и способность обучающихся к саморазвитию; - сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно- смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально…

Курс помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных…

Курс помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных…

Содержание программы по курсу 1класс

Содержание программы по курсу 1класс

Попутно решаются задачи обучения правилам поведения вне дома

Попутно решаются задачи обучения правилам поведения вне дома

Результатом совместной работы над историей российского флага станет буклет включающий изображение российского флага в различные периоды истории с краткими пояснениями

Результатом совместной работы над историей российского флага станет буклет включающий изображение российского флага в различные периоды истории с краткими пояснениями

Составление экспозиции «Дедушкины ордена и медали»

Составление экспозиции «Дедушкины ордена и медали»

Тема 1.Наша Родина – Россия.

Тема 1.Наша Родина – Россия.

Тема 8. Наш край в годы Великой

Тема 8. Наш край в годы Великой

Тема 1.Наша Родина – Россия.

Тема 1.Наша Родина – Россия.

Практические занятия: экскурсии, конкурсы, встречи со старожилами, фотоконкурсы, викторины, заочные путешествия, презентации классных коллективов

Практические занятия: экскурсии, конкурсы, встречи со старожилами, фотоконкурсы, викторины, заочные путешествия, презентации классных коллективов

В данной теме продолжается изучение народных праздников и традиций как средства приобщения детей к общечеловеческим ценностям, к труду

В данной теме продолжается изучение народных праздников и традиций как средства приобщения детей к общечеловеческим ценностям, к труду

Тематический план 1 класс № п\п

Тематический план 1 класс № п\п

Название тем курса Количество часов

Название тем курса Количество часов

Программа внеурочной деятельности «Малые народы» по направлению краеведение для обучающихся 1-4 классов (срок обучения 1 год)

Программа внеурочной деятельности «Малые народы»  по направлению краеведение для обучающихся  1-4 классов (срок обучения 1 год)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.06.2022