ПРОГРАММА ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ «МИР ВОКРУГ МЕНЯ»
Оценка 4.7

ПРОГРАММА ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ «МИР ВОКРУГ МЕНЯ»

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
обществознание +2
6 кл—7 кл
10.04.2020
ПРОГРАММА  ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ «МИР ВОКРУГ МЕНЯ»
В нашем мире страшно жить: страшно потерять сознание на улице, страшно идти вечером домой, страшно открывать дверь незнакомцу, страшно лететь на самолете. Но еще страшнее от мысли, что и наши дети, и наши внуки всю свою жизнь будут испытывать чувство недоверия и нетерпимости по отношению к окружающим. Поэтому в последнее время все чаще и чаще возникают разговоры о толерантном мире, т.е. мире без насилия и жестокости, мире, в котором самой главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность. Каждый человек это отдельный мир, со своими эмоциями и чувствами, взлетами и падениями. Было бы очень здорово, если бы все люди относились друг к другу терпимее, не наносили боль и вред другим. Мы все разные, но у нас много общего!
ПРОГРАММА-Мир вокруг меня.doc

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 56 «Искорка»

 

 

 

ПРОГРАММА

 

ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

«МИР ВОКРУГ МЕНЯ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сургут, ХМАО-ЮГРА

 

 

 «Теперь, когда мы научились

                                                                 Летать по воздуху, как птицы,

                                                                  Плавать под водой, как рыбы,

                                                                   Нам не хватает только одного:

                                                                  Научиться жить на земле, как люди»

                                                                                              Бернард Шоу

Пояснительная записка

Декларация принципов толерантности утверждена резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года. Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен, придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим. Согласно принципам этой декларации, мы должны с уважением относиться к людям, имеющим какие-либо проблемы со здоровьем. Они тоже имеют точно такие же права, что и все остальные.

Воспитание толерантности сегодня является одной из важнейших проблем.

В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность.

Актуальность проблемы

Россия находилась, да и находится до сих пор, на стыке двух великих цивилизаций, образно называемых Востоком и Западом. Но никогда русское общество не было только западным или только восточным. Конечно, Россия чутко воспринимала, влияние и той и другой стороны. Историки, изучающие прошлое нашей Родины, постоянно сравнивают Россию то с европейскими странами, то с восточными державами.

Российский президент Владимир Путин убежден, что в нашей стране не может быть никакой иной национальной идеи, кроме патриотизма. Об этом глава государства заявил в ходе встречи с Клубом лидеров, который является объединением средних и мелких предпринимателей. Встреча была посвящена состоянию российской экономики и проблемам бизнеса.

Владимир Путин, президент РФ: «У нас нет и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма. И вы сейчас именно это и сказали. И чиновники, и бизнес, и вообще все граждане работают для того, чтобы страна была сильнее. Потому что если так будет, каждый из нас, каждый гражданин будет жить лучше, и достаток будет больше, и комфортнее будет».

 Россия – одно из самых многонациональных государств мира. Ее населяют свыше 100 больших и малых народов, различных по происхождению, языку, культуре, особенностям быта, но тесно связанных общностью исторических судеб.

Этнический состав населения страны непрерывно меняется, о чем свидетельствуют данные, о численности народов России.

 Так и наш Сургут, уникальный, многоликий город, поликультурный социум, стал родным домом, как для нескольких поколений, так и для вновь прибывших, представителей многих народностей и национальностей нашей огромной страны. И люди, которые каждый день трудятся на благо и процветание нашей Родины, объединенные в одно прекрасное сочетание, своеобразную «радугу», состоящую из различных языков, традиций, вероисповеданий, и мировоззрений, преломляющихся в призме повседневной жизни - главное богатство Сургута.

У каждой сургутской семьи - своя история, свои дороги, которые привели в эти северные земли. Но дети, родившиеся и живущие ныне в Сургуте, точно знают, что у них всех, где-то, есть своя малая Родина.

В условиях роста миграционных и демографических процессов особую актуальность приобретают вопросы интернационального воспитания, а именно - воспитания детей дошкольного возраста в духе толерантности, с формированием адекватных, доброжелательных и уважительных отношений к людям других национальностей, необходимых для успешной социализации ребенка в многонациональном обществе.

К дошкольному возрасту уже применимо понятие «социальная компетентность». Начиная со старшего дошкольного возраста, мы создаем условия для формирования нравственной основы чувства патриотизма как общечеловеческой ценности – любви к родному краю, стране, людям, населяющим ее; формировать представления о стремлении всех людей жить в мире; о чувстве собственной безопасности в поликультурном социуме.

В основу программы положена идея создания системы, обеспечивающей активное усвоение детьми седьмого года жизни ценностей, норм и правил толерантности на интегрированной методологии, совмещающей личностно-ориентированный, деятельностный, компетентностный подходы в образовании.

Объективным выражением именно таковых подходов к воспитанию у детей толерантности в программе стали следующие стратегические документы:

·       Декларация прав ребенка  от 20.11. 1959 г.

·       Конвенция ООН о правах ребенка  от 20.11.1989 г.

·       Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развитии детей  от 30.09.2000 г.

·       Семейный кодекс РФ  от 30.12.2015 г.

·       Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»  от 24.07.1998 г.

·       Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования; Конституция Российской Федерации.

·       «Национальная доктрина образования Российской Федерации» от  04.10. 2000г.

·       Программа по воспитанию детей и молодежи Министерства образования РФ.

·       Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года.

Новизна программы

Новизной и отличительной особенностью программы является сконструированная  система формирования толерантности, в которой определены организационно- педагогические условия, пути и способы реализации комплексной образовательно – воспитательной деятельности, состоящей из целевой (цели, задачи, принципы, подходы, направления деятельности), содержательного (основные и специфические факторы  формирования толерантности), операционально-действенного (формы, методы, средства, развивающая предметно – пространственная среда воспитания), оценочно – регулятивного (уровни и критерии сформированности толерантности).

Цель программы: Формирование основ толерантной культуры личности дошкольника седьмого года жизни.

Задачи:

·       формировать  представления ребенка о себе, как уникальной самоценной,      неповторимой личности и индивидуальности  других детей;

·       воспитывать позитивное отношение к себе и окружающим, терпимости к непохожести толерантности;

·       формировать у детей навыки социальной ответственности;

·       развивать понимание таких нравственно обусловленных ценностей как честность,  справедливость, доброжелательность, взаимопомощь, сострадание;

·       обеспечить воспитание достойного гражданина России;

·       знакомить с другими странами и народами, особенностями их культуры;

·       воспитывать интерес и уважение к людям разных стран и национальностей, к их культуре и деятельности;

·       способствовать осознанию того, что все люди на Земле – одна большая семья, а сама Земля – общий дом.

Знать:

·       правила гостеприимства; профессии родителей; имя и отчество родителей, полный  домашний адрес и телефон; родственные связи и  свою социальную роль в них; сходство и различие между детьми и взрослыми; что поступки взрослых и  детей могут быть положительными и  негативными.

·       Сведения об истории города, в котором живёт, достопримечательностях, главных улицах; что Россия – большая многонациональная страна. Она расположена в двух частях света: Европе и Азии (находить её на карте и глобусе), что столица нашей Родины – Москва (узнавать её на карте)

·       Что такое милосердие, сострадание, прощение, принятие другого; игры, любимые занятия детей других стран; правила общения с детьми разных национальностей;

·       Почему мы говорим, что Земля – наш общий дом; что существуют разные версии  происхождения  человека на Земле; чем прославились  некоторые учёные, композиторы, писатели (российские и зарубежные) известные всему миру; что кроме России есть и другие страны (называть некоторые из них); что все эти страны и Россия находятся на Земле – нашей планете; что на Земле живёт много разных людей, они похожи друг на друга, но и очень отличаются друг от друга; что такое мир, что такое война; песни, сказки, пляски, игры своей страны и каких – то других стран; что у разных народов, в разных странах есть разные традиции отдыха.

Уметь:

·       управлять своими чувствами, настроением; анализировать свои поступки и поступки других людей; оказывать помощь другому человеку; договариваться, устанавливать  неконфликтные отношения  со сверстниками; дружить, не обижать сверстников и младших детей.

·       Осознавать связь между настроением взрослых и поведением детей; анализировать разные ситуации общения  и взаимодействия детей и взрослых; выбирать правильную линию поведения по отношению к людям разного возраста; проявлять чуткость к эмоциональному и физическому состоянию взрослых; задавать вопросы о своей родословной, о жизни своих родителей и близких;

·       Словесно выражать своё отношение к городу, стране; выражать желание  узнать о стране, в которой живёт.

·       Понимать и принимать другую культуру; проявлять интерес  к событиям жизни детей разных народов; организовывать игры  народов мира; выполнять правила общения с детьми разных национальностей.

·       Мечтать о добрых делах для всех народов; проявлять интерес к народной культуре; выражать желание узнать о жизни разных народов.

·       Применять знания о семье, городе, стране, мире в разных видах продуктивной деятельности.

Принципы формирования толерантности, используемые при реализации программного материала

·       Принцип адекватности требует соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс (т.е. особенностям экономики, политики, духовности общества). Воспитание толерантности должно строиться с учётом разнообразных факторов окружающей социальной среды (национальных, религиозных, семейных, типа поселения, особенностей учебного заведения и т.д.);

·       Принцип индивидуализации предполагает определение индивидуальной траектории воспитания индивидуального сознания и поведения, выделение специальных задач, соответствующих индивидуальным особенностям и уровню сформированности  толерантности у ребёнка; раскрытие потенциалов личности, как в учебной, так и во внеучебной работе, предоставление возможности каждому ребёнку для самореализации и самораскрытия;

·       Принцип рефлексивной позиции предполагает ориентацию на формирование у детей осознанной устойчивой системы отношений к какой-либо значимой для них проблеме, вопросу, проявляющихся в соответствующем поведении и поступках;

·       Принцип создания толерантной среды требует формирования в дошкольном учреждение гуманистических отношений, т.е. предполагает взаимную ответственность участников педагогического процесса, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудности. Этот принцип также означает, что в группе и социальном окружении доминируют творческие начала при организации учебной и внеучебной деятельности.

Принципы содержания работы:

·       Комплексно- тематический подход к планированию.

·       Личностно- ориентированное взаимодействие участников образовательно- воспитательного процесса.

·       Интеграция образовательных областей.

·       Использование форм работы с детьми, соответствующих возрастной группе.

·       Обеспечение эмоционального и практического компонентов этнотолерантности.

·       Построение предметно-развивающей среды с учетом современных требований.

          Были использованы следующие образовательные технологии:

·       Технология проектной деятельности

·       Личностно – ориентированная технология              

·       Обучающие технологии

·       Игровые технологи

·       Информационно – коммуникационные технологии

·       Использование ИКТ при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми.

Для повышения познавательной активности детей используются следующие методы и приёмы обучения:

·       упражнения детей в элементарном анализе и сравнении  предметов (дома тёплых и холодных регионах; одежда для различного климата и т.д.);

·       моделирование (составление карты – схемы, макета города, «деревья – характеры»);

·       постановка вопросов проблемного характера и самостоятельный поиск ответов на свои же вопросы;

·       наблюдение – живое общение с окружающим миром и природой, которое способствует эмоциональному отклику детей, расширяет их кругозор;

·       создание игровых ситуаций (воображаемое путешествие, рассказ от имени воображаемого героя), использование сюрпризных моментов (появление сказочного персонажа);

·       использование цикла бесед, игр- диалогов;

·       чтение художественной литературы, драматизация, проигрывание инсценировок на правила поведения в общественных местах;

·       прослушивание музыкальных произведений разных народов.

Методические приёмы:

1. Игры и игровые упражнения, направленные на:

·       развитие умений невербального общения: «Угадай-ка», «Любимый сказочный герой»;

·       развитие чувства близости с другими детьми: «Ласковое имя», «Комплименты»;

·       развитие умений, направленных на распознавание чувств других людей: «Море волнуется»:

·       гармонизацию осознания своего имени, фамилии: «Как можно нас назвать по-разному», «Угадай, кто это?»;

·       развитие умения соблюдать дистанцию в общении: «Стоящие и сидящие»;

·       развитие умения понимать настроение окружающих: «Что можно сделать для друга»;

·       регулирование своего поведения: «Выдержанный человек»;

·       проявление чувства милосердия, сострадания к другим людям: «Солнышко милосердия», «Добрый лесник».

2. Обсуждение и проигрывание ситуаций (проблемных ситуаций), направленных на практическое применение навыков культурного поведения в игре, на занятиях, в общественных местах, на умение выражать сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам.

3. Этюды и упражнения направленные на:

·       на воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми: «Подарок»;

·       воспитание уважения к людям различных национальностей и рас: «Спиной друг к другу», «Хоровод дружбы».

4. Использование художественного слова: стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира.

5. Использование наглядных пособий: сюжетных картин, фотографий, иллюстраций к сказкам, рисунков, схем и карт.

6. Продуктивный вид деятельности– рисование, на темы: «Автопортрет», «Я и моё настроение», «Моё имя», «Цветок милосердия», «Дети планеты Земля»,

7. Вспомогательный приём – слушание музыки, детских песен, национальной музыки разных народов.

Формы работы:

·  специально организованные фронтальные занятия;

·  индивидуальные занятия;

·  совместная деятельность взрослого и детей;

·  проектная деятельность;

·  самостоятельная деятельность детей;

·  видеопросмотры;

·  целевые прогулки;

·  беседы (индивидуальные, групповые, фронтальные);

·  подвижные игры разных народов;

·  трудовые поручения (акции «Сделаем чище нашу планету», «В чистом небе голубом»);

·  создание выставок, мини – музеев, альбомов, посвящённых национальной культуре и традициям, мировой культуре;

·  проведение досугов, развлечений, праздников, театрализованных представлений;

·  смотры, конкурсы, викторины;

·  совместные вечера с родителями.

Средства  обучения и воспитания:

·  первым, самым объёмным средством является социальная действительность, которая понятна, доступна, лично значима для ребёнка  семилетнего возраста

·  (семья, детский сад, библиотека, школа, улицы города, музей ит.д);

·  общение;

·  предметы рукотворного мира:  игрушки разных народов, технические игрушки, национальные куклы;

·  художественная литература, произведения устного народного творчества других народов.

·  изобразительное искусство других народов;

·  музыка других народов;

·  случайная информация, полученная ребёнком из общения со сверстниками, старшими детьми, из собственных наблюдений окружающей действительности.

Предметно – развивающая  среда:

·  произведения детских писателей и поэтов разных народов, произведения устного народного творчества людей разных национальностей;

·  репродукции картин великих художников России и других народов и стран;

·  куклы в одежде людей разных национальностей; народные игрушки;

·  картотеки подвижных и досуговых  игр народов мира, дидактических игр на формирование у детей толерантности;

·  музыкальные произведения  композиторов мира;

·  альбомы, фотографии, иллюстрации, видеоматериал, демонстрационный и раздаточный материал  по темам : «»Моя семья», «Мой город», «Моя страна», «Планета людей», «Дружат дети на планете», «Мои друзья»;

·  уголок мира; уголок округа;

·  карты (России, мира, округа, города), глобус.

Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников

Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников

Сотрудничество ДОУ с семьей является приоритетным в формировании толерантного поведения у дошкольников, обеспечивая воспитательный процесс и реальное взаимодействия ребенка родителей и социума.

Работа по воспитанию у детей толерантности предполагает тесное сотрудничество педагогов детского сада и родителей.

Формы работы с родителями:

·        Анкетирование

·        Совместные праздники

·        Круглые столы

·        Конкурс «Моя родословная»

·        Конкурсы совместных рисунков

·        Выставки

·        Мероприятия с родителями:

·        круглый стол;

·        тренинги, семейные игротеки;

·        тематические дни в ДОУ;

·        консультативный пункт;

·        «Школа для родителей»;

·        целевые экскурсии совместно с детьми по городу.

Такая согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребёнка, формирования у него нравственных форм поведения, правовой культуры.

Проектная деятельность

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования. Основная функция проектирования – наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий.

Процесс проектирования состоит из трех этапов: 1 этап - разработка проекта,  2 этап - его  реализация, 3 этап -  анализ результатов. Условием освоения каждого этапа является коллективная мыслительная деятельность воспитателей, что позволяет:

·       ориентироваться на творческое развитие ребенка в образовательном  пространстве ДОУ;

·       усвоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от запросов детей;

·       уметь без амбиций подключаться к целям и задачам детей;

·       объединять усилия всех субъектов педпроцесса, в том числе родителей.

Творчески – исследовательский проект

«Многонациональный Сургут»

Вид проекта: комбинированный (информационный, творчески – исследовательский)

По количеству участников: групповой

Характер контактов:  среди детей одной группы

По  продолжительности: долгосрочный

Участники проекта  - дети  старшей  логопедической группы  (6-7 лет), родители, воспитатели

Цель Проекта:   Формирование у детей чувства толерантности, интереса, дружбы и единства с людьми различных национальностей.

Задачи Проекта.

Обобщение  и расширение  знания детей о традициях, обычаях, праздниках, играх народов

России (русских, татар, молдаван, азербайджанцев, украинцев, узбеков).

Формировать культуру межличностного взаимодействия детей в группе.

Воспитывать уважение к культуре и обычаям других народностей.

Воспитывать доброжелательное отношение  к сверстникам.

Сбор материала по теме «Дружба народов» для реализации проекта.

Оформление папки-передвижки в родительский уголок по патриотическому воспитанию.

Оформление выставки  рисунков «Дружба народов».

Оформление картотеки  литературного материала – стихи, пословицы, поговорки  народов   России.

Проведение спортивно-развлекательного мероприятия для детей «Игры Народов России».

Наша миссия.

Нашей миссией является воспитывать у детей любовь и уважение к людям разных национальностей, умножать жизненные познания, обычаи, развивать способности эмоционального восприятия художественного материала и отражать его в художественной деятельности.

Участники проекта:

В реализации данного проекта примут участие дети подготовительной группы, их родители.

Реализация проекта – его практической части будет проходить на базе МБДОУ детский сад

№11 г. Сургута и дома в семьях воспитанников.

Стратегия и механизм реализации проекта:

Проект «Дружба народов» будет реализован в 6 месяцев.

Проектом будет руководить Бердияну Л. В., воспитатель МБДОУ детский сад №11 г. Сургут и координатор-воспитатель МБДОУ детский сад №11  Крауялис Н.А.

Проект будет осуществляться в три этапа:
Организационный
этап – направлен на сбор информационных и дидактических материалов о Сургуте, толерантности, национальном разнообразии, о методах и способах закрепления материала у дошкольников. На сбор материалов для изготовления картотек, методических разработок и пособий. Составление рабочего плана и распределения обязанностей по проекту. Разработка сценария досугового мероприятия.

Основной этап – направлен на составление конспектов бесед и консультаций на нравственно-патриотическую тему. Оформление папки-передвижки. Создание познавательной выставки, разработка сценария досугового мероприятия, подборка мультфильмов, фильмов.

Завершающий этап - на этом этапе состоится подведение итогов: проведено итоговое мероприятие, основанное на совместной деятельности, и носящее закрепляющий характер, развлекательное мероприятие для детей и «Игры Народов Сургута». Поздравление наиболее активных участников проекта и вручение памятных сувениров.

Рабочий план реализации проекта.

Подготовительный этап.

Мероприятия

Ответственный

Ресурсы

Подбор

информации, дидактических материалов

выявление проблемы проекта.

Руководитель

проекта:

Бердияну Л.В.

Литература,

Интернет

ресурсы

Беседы по нравственно-патриотическому воспитанию

Руководитель

проекта,

Участники проекта

Иллюстрации

Сбор мультипликационных фильмов, презентаций из серии «Гора самоцветов»

Руководитель

проекта,

Участники проекта

Интернет

ресурсы

Сбор материалов для познавательной выставки «Дружба народов»

Руководитель

Проекта:

Бердияну Л.В.

Интернет-ресурсы, методические пособия

Разработка сценария развлекательного мероприятия – «Народные игры»

Руководитель

Проекта

Координатор

 

Литература,

Интернет

ресурсы

Основной этап

Мероприятия

Ответственный

Ресурсы

Оформление выставки рисунков  «Дружба народов»

Руководитель

проекта,

Бумага, канцелярские принадлежности

Оформление выставки рисунков  «Дружба народов»

Руководитель

проекта,

Принтер, бумага, канцелярские принадлежности

Оформление картотеки литературных произведений о России

 

 

Создание картотеки народных подвижных игр

 

Инструктор по ФИЗО, Руководитель

проекта,

Компьютер, принтер, бумага

Интернет-ресурсы

Создание и оформление макета

Руководитель

проекта, координатор

участники проекта

Подручные и приобретенные материалы, канцелярские принадлежности

 

Завершающий этап

Мероприятия

Ответственный

Ресурсы

Презентация познавательной выставки «Дружба народов».

Руководитель проекта,

Компьютер, проектор, принтер, бумага.

Проведение спортивно-развлекательное мероприятие для детей «Игры Народов России».

 Руководитель проекта,

координатор

Музыкальный центр, атрибуты.

Поздравление наиболее активных участников проекта и вручение памятных подарков.

Руководитель проекта.

Сувениры.

          Риски и пути их преодоления

Возможные риски

Пути преодоления

 

Подбор творческой группы

Повышение интереса по работе по проекту.

Вовлечение заинтересованных ребят.

Нехватка материалов для сборника.

Привлечение консультантов: библиотекарей, педагогов ДОУ, музыкального руководителя.

Низкая активность родителей

Консультации по актуальности нравственно-патриотическому воспитанию.

Большая активность родителей.

Создание дополнительных пособий.

 

Конкретные ожидаемые результаты

В ходе реализации проекта будет найдены интересные и занимательные методы усвоения и закрепления нравственно-патриотических норм поведения.

Будет оформлены папка – передвижка, познавательная выставка, по которым дети и родители смогут расшить свой кругозор в рамках нравственно-патриотического воспитания. Таким образом, будут решены поставленные в проекте задачи.

Участники и разработчики проекта, при работе над проектом, с одной стороны, расширят свой кругозор и пополнят словарный запас об окружающем мире, с другой стороны, разовьют эмоционально-творческие навыки.

В результате использования познавательной выставки дети познакомятся с национальностями нашего города.

Результат данной работы – проведение развлечения для детей «Игры Народов Сургута».

Структура управления проектом

1

Организаторы-разработчики проекта несут ответственность за реализацию проекта в целом. Организаторы проекта, координатор проекта и руководитель согласуют всю деятельность по проекту между собой. Организаторы и руководитель проекта готовят отчёт и проводят анализ работы по реализации проекта.

Участники проекта – творческая группа выполняют различную деятельность по реализации проекта. Участвуют в совещаниях группы, анализируют и делают выводы, высказывают предложения, замечания по разделам проекта.

Заключение

Развитие проекта.

Созданные в ходе пособия, картотеки и сценарии позволят заинтересовать детей дошкольного возраста элементами нравственно-патриотического воспитания, предметом «ребенок и окружающий мир» и усвоить различные знания о правилах поведении в обществе.

Простая и доступная информация изложенная в папке - передвижке для родителей будет опубликована на сайте детского сада, что позволит детям узнавать полезную информацию;

Собранная картотека будет помещена в методический кабинет и может быть использована педагогами.

Критерии оценки эффективности реализации программы «Мир вокруг меня»

Критерии оценки усвоения программы детьми, практические умения и навыки

Код ребенка

начало года

конец года

Наличие  представлений о семье, о семейных и родственных отношениях.

 

 

Наличие знаний стихов, пословиц, поговорок, в которых отражены забота и любовь детей к близким, труд людей, семьи, добрые и героические поступки старших.

 

 

Наличие знаний о русских и зарубежных писателях, поэтах, композиторах;

 знание  сказок разных народов.

 

 

Наличие  представлений о многообразии народов мира; о некоторых особенностях их внешнего вида, национальной одежде, типичных занятиях.

 

 

Наличие представлений о Декларации прав ребёнка; правил общения со сверстниками.

 

 

Уровень знаний об истории города, в котором живёт, достопримечательностях,   главных улицах

 

 

Уровень; знаний о России  (месторасположение, название столицы, и т.д.).

 

 

Знает, что такое мир, что такое война, что надо делать, , чтобы на нашей планете был мир.

 

 

Умеет анализировать  разные ситуации общения и взаимодействия детей с взрослыми (в жизни, на картинке, в книгах).

 

 

Проявляет уважение к старшим, чуткость,

вежливость, сострадание.

 

 

Уровень эмпатии к людям  и группам, имеющим определенные отличия.

 

 

Уровень умения управлять своими чувствами, настроением.

 

 

Умеет оказывать помощь другому человеку; договариваться, устанавливать  неконфликтные отношения  со сверстниками; дружить, не обижать сверстников и младших детей., принимать их такими, какие они есть.

 

 

 Уровень умения словесно выражать своё отношение к городу, стране.

 

 

Понимает и принимает  другую культуру; проявляет интерес  к событиям жизни детей разных народов.

 

 

Уровень активности, самостоятельности при организации со сверстниками игр  народов мира.

 

 

Уровень владения  разными формами и способами культурного  общения с детьми разных национальностей.

 

 

Уровень речевой активности  в процессе выражения мыслей о своих  мечтах, планах на будущее, как готовится к школе; рассказов о своих достижениях, сравнивания результаты; анализе своих поступков и поступков других людей.

 

 

Уровень познавательного интереса к своей стране, миру, к  жизни, культуре народов разных национальностей.

 

 

Уровень применения знания во всех видах продуктивной деятельности.

 

 

Уровни развития толерантности у детей седьмого года жизни

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Высокий уровень  умения детей проявлять вербально и в своем поведении основные сущностно-содержательные качества толерантной личности:

 -знание своих достоинств и недостатков,

-критичность к себе,

 -способность сопереживания,

 -способность к рефлексии,

 -легкая адаптация в коллективе детей,

- способность взять на себя ответственность за происходящее, отсутствие предрассудков,

-стремление к личной независимости,

-обладание чувством юмора,

- высокая социальная активность(дифференцированная иинтегральные оценки в диапазоне 8-10 баллов).

 

Средний уровень и неустойчивость умения детей проявлять в своем поведении основные сущностно-содержательные качества толерантной личности,

 средним уровнем сформированности таких нравственных и этических социальных качеств,

 как честность,

 справедливость, доброжелательность, взаимопомощь,

сострадание (дифференцированная и интегральные оценки в диапазоне 4-7 баллов).

 

Недостаточность и неустойчивость умения ребенка проявлять в своем поведении основные сущностно-содержательные качества личности.

 В этом случае можно говорить о присущих ребенку качествах интолерантной личности, а именно:

- ребенок замечает у себя больше достоинств, чем недостатков;

- у ребенка гипертрофированная самооценка;

-во всех проблемах ребенок чаще обвиняет окружающих,

-ябедничает;

-способность ребенка к эмпатии практически не выражена,

-агрессивность к утешению другого ребенка;

- тяжелая адаптация в коллективе детей,

 -застенчивость,

-замкнутость;

-стремление ребенка снять с себя ответственность за происходящее, даже ценой лжи;

- большая потребность в похвале, хвастовство,

-ревность к успехам других детей;

- повышенная обидчивость на дразнилки. (дифференцированная и интегральные оценки в диапазоне 1-3 балла

.

Формы контроля и методы оценки и диагностик:

Диагностика проводится два раза в год. Для оценки результативности применяется входной и итоговый контроль. Цель входного контроля: диагностика имеющихся знаний и умений дошкольника. Формы оценки: устный опрос, собеседование с детьми и родителями, наблюдения педагога. Формы оценки итогового контроля: итоговые тестовые задания, диагностическое анкетирование детей и родителей, выставки, оформление альбомов  и т.д.

Используя перечисленные показатели, можно в условиях детского сада оценить, каким образом происходит  усвоение содержания программы, выявить те сферы, в которых у ребенка наблюдаются трудности, и определить, насколько продвинулся уровень   толерантности за тот или иной период пребывания в детском саду.

 Как уже было отмечено, наиболее адекватным методом педагогической оценки является наблюдение за поведением ребенка в естественных условиях его жизни в детском саду: режимные моменты, в процессе организованной деятельности (учебной, спортивной, развлекательной) и свободной игры. Во всех перечисленных ситуациях имеет место, как индивидуальная деятельность, так и взаимодействие с окружающими, взрослыми и сверстниками. Выделение этих моментов определяется тем, что они соответствуют распорядку дня детского сада и не предполагают создания каких-то специальных экспериментальных ситуаций.                   

 Диагностика уровня толерантности включает различные методики, обладающие комплексными диагностическими возможностями. Суть диагностики состоит в проведении специализированных игровых тестов, призванных различить грани толерантного сознания и оценить уровень толерантности детей, таких как:

·       игровые тестовые упражнения «Сказка», целью которых является наблюдение за спонтанно возникающими эмоциональными явлениями (К.Тейлор);

·       игровая диагностическая методика М.И.Лисиной, позволяющая выявить уровень развития коммуникативной деятельности дошкольников;

·       игровой тест «Секрет» (Я.Л.Коломинский), позволяющий вычислить «уровень благополучия взаимоотношений» в детском коллективе,

·       наблюдение,  

·       контрольный опрос.

Содержательная часть

Структура программы

Структура программы построена в соответствии с видами деятельности и  состоит из 4 циклов: Первый цикл  «Школа толерантного взаимодействия» - специально организованные занятия.

Второй цикл «Родник дружбы»игровая, художественная деятельность, общение.  Цель: освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия.

        Третий цикл «Веселый марафон»  культурно – досуговая деятельность.

 Цель: знакомство детей с культурой и традициями своего народа и народов мира.

Четвёртый цикл «Волшебный калейдоскоп»-  театрализованная деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира.

Отбор материала по циклам произведён с учетом возрастных особенностей детей. Все циклы  взаимосвязаны, дополняют друг друга, хотя и имеют свою воспитательно-образовательную ценность, цель и специфику.

       Цикл  «Школа толерантного взаимодействия», включает в себя шесть блоков. Объём учебной нагрузки цикла «Школа толерантного взаимодействия» составляет 40 занятий в год,  пять специально организованных занятий в месяц.

·       Первый блок «Моя семья» - Цель: осознание родственных связей и отношений в семье; игровое освоение традиций общения в семье; знакомство с основами генеалогии.

·       Второй блок «Я и другие» - Цель: осознание себя как личности и своего места в окружающем мире,       формирование поло-ролевой идентификации, осознание назначения роли мальчика будущего мужчины – защитника мамы и Родины, воспитание в детях мужества и смелости (в мальчиках – желание подражать богатырям)умения  дружить и помогать друг другу в сложных ситуа­циях.

·       Третий блок «Мой город, моя страна» - Цель: обогащение понятия “город” историко-культурным и экологическим содержанием; гордость за своих соотечественников, создавших и оберегающих это наследие; осознание неразрывной связи истории и развития города и края с историей и развитием всего нашего государства.

·       Четвёртый блок «Планета людей» - Цель данного цикла – воспитывать интерес и уважение к людям, их деятельности, культуре, быту. Формировать представление о Земле и жизни людей на Земле. Воспитывать чувство гражданственности, патриотизма, толерантное отношение к жителям Земли.

·       Пятый блок «Дружат дети на планете» - Цель: сформировать некоторые представления о жизни  детей в других странах, об играх, любимых занятиях детей разных народов, об использовании свободного времени. Развивать стремление детей совершать добрые поступки для всех народов  (избавить людей от болезней, войн, голода). Развивать стремление детей совершать добрые поступки для всех народов  (избавить людей от болезней, войн, голода). Развивать активную позицию детей, желание принимать участие в защите  мира; воспитывать интерес к детям других национальностей.

·       Шестой блок »Воспитание сказкой» - Цель: решение проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях; сочинение сказок и историй самими детьми.

Технология проведения занятий

В работе с детьми применяются  педагогические технологии, ориентированные на развитие толерантности. К  ним относятся личностно-ориентированые технологии, такие как: диалог, дискуссия, сотрудничество. Диалог является одним из ведущих компонентов современной гуманистической парадигмы. Диалог – способ познания себя и окружающей действительности в условиях субъектно-смыслового общения. В рамках этой технологии передается разнообразная информация, как по существу разговора, так и о собеседниках, об их внутреннем мире и уровне сформированности коммуникативной и диалоговой культуры. В сфере диалогового общения специфическое место занимает дискуссия. Главная цель дискуссии – развитие коммуникативной и дискуссионной культуры в процессе поиска истины. Умело организованная дискуссия является важнейшей методической формой развития толерантности.

Следующей педагогической технологией является сотрудничество, которое подразумевает совместное определение целей деятельности, совместное планирование, распределение сил и средств на основе возможностей каждого.

Занятия строятся на гуманистической позиции, субъект-субъектно

подходе во взаимодействии с детьми, что предполагает:

·       свободу высказываний и поведение ребенка в разных формах педагогического процесса,

·       проявление взаимных оценок и суждений взрослого и ребенка по разным поводам, воспроизведение по ходу такого взаимодействия индивидуального опыта,

·       недопущение насильных, жестоких мер, ограничивающих порывы и желания детей.

Данные занятия позволят реализовать стратегию обществоведческого образования и сконструировать педагогический процесс,  предусматривающий  учёт минимальной нагрузки на детей, баланс между специальными организованными видами деятельности и двигательной, интеллектуальной активностью дошкольника.

 Занятия, имеют определенную структуру: начинаются приветствием, включают несколько игр, проводимых взрослыми, практическую деятельность и завершаются ритуальным прощанием.

Учебно-тематический план цикла

 «Школа толерантного взаимодействия (1 год обучения)

«Моя семья» (4 занятия в год)

Программное содержание

Название темы

Количество занятий,

время проведения

Название методического пособия

Подвести детей к осознанию  слова  «семья» в  его широком значении, то есть семья – это род, к которому они принадлежат; помочь ориентироваться в родственных связях; своей родословной.

Воспитывать в детях любовь, ласковое и чуткое отношение к самым близким людям, чувство семейной сплочённости, потребности радовать близких людей добрыми делами и заботливым отношением к ним. Дать представления о способах поддержания родственных связей.

 

 

«Семья – 7 Я»

 

 

1занятие,

сентябрь

2 неделя

С.А. Козлова «Мы имеем право!», стр. 113.

О.И. Давыдова «Беседы  об ответственности и правах ребёнка».стр.46

 

Учить детей понимать, что недопустимо проявление грубости, чёрствости к своим близким, к воспитателю, к другим людям. Раскрыть значение вежливых слов

«Право на любовь и заботу»

1 занятие

сентябрь

3 неделя

С.А. Козлова «Мы имеем право!», стр. 131.

С.А. Козлова «Мой мир»стр.42

Познакомить детей с правилами гостеприимства, вырабатывать умение дарить и принимать подарки.

«Принимаем гостей»

1 занятие

сентябрь

4 неделя

О.Н. Демидова «Будьте вежливы всегда», О.Н. Демидова «Будьте вежливы всегда», стр.65-69

Дать детям представление о профессиях взрослых. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых и желание оказывать посильную помощь близким людям.

«Все профессии нужны – все профессии важны»

1 занятие

октябрь

1 неделя

О.Н. Демидова «Будьте вежливы всегда», стр.85 – 89

«Я и другие»  (10 занятий в год)

Программное содержание

Название темы

Количество

занятий.

Время

проведения

Название методического пособия

Формировать у ребёнка положительное отношение к своему «Я», познакомить с правами на имя, отчество, фамилию. Дать детям  возможность почувствовать собственную значимость  и радость дружбы.

Воспитывать уважительное отношение к людям, потребность называть их по имени.

 «Что в имени тебе моём»?

 

1занятие

октябрь

2 неделя

С.А. Козлова «Мы имеем право!», стр. 81, 85, 91.

О.И. Давыдова «Беседы  об ответственности и правах ребёнка»,стр.58

 

Развивать умение рассказывать  о себе, о своих мечтах, желаниях, планах.

Развивать интерес к своему детству, к своему будущему.

»Мои  мечты»

1занятие

октябрь

3 неделя

С.И. Семенака «Уроки добра»,стр.74

Воспитывать чувство собственного достоинства,

 самоуважения, стремление не повторять действия

или поступки, которые вызывают отрицательное

 отношение окружающих.

 

«Учимся анализировать поведение, управлять своими эмоциями в конфликтной ситуации»

1 занятие

октябрь,

 4 неделя

С.И. Семенака «Уроки добра», стр. 55 -62

О.И. Давыдова «Беседы  об ответственности и правах ребёнка»,стр.37

Развивать способность понимать эмоциональное состояние сверстников; формировать социальное доверие; развивать внутреннюю активность, коммуникативные навыки.

«Самый сказочный и небывалый, самый волшебный цветок»

1 занятие

октябрь

5 неделя

 

 

 

Е.Н. Юрчук «Эмоциональное развитие дошкольников»

Обратить внимание детей на особенности характера и поведения сверстников в группе. Учить детей понимать необходимость учитывать настроение сверстника в общении с ним (успокоить обиженного, разделить радость, выразить восхищение).

«Учимся понимать чувства других людей»

1занятие

ноябрь

1 неделя

С.И. Семенака «Уроки добра», 46

О.И. Давыдова «Беседы  об ответственности и правах ребёнка»,стр.40

 

Побуждать детей проявлять интерес к событиям жизни детей разного возраста. Дать знания о том, в чём конкретно может проявляться внимание и забота старших детей о малышах (в помощи, в обучении, в положительных примерах).

«Присматривай за малышами»

1занятие

ноябрь

2 неделя

О.Н. Демидова «Будьте вежливы всегда», стр.29

Содействовать освоению культуры общения со сверстниками.

 

«Ласковое словечко  - доброе сердечко

1 занятие

ноябрь

 3 неделя

Н.Е. Ефремчина «Формирование толерантности у детей дошкольного возраста»

Формировать у детей представления о добре и зле, о хороших и плохих поступках, нормах и правилах поведения и общения друг с другом. Воспитывать щедрость, честность, справедливость, умение сопереживать и сочувствовать другим людям, чувство взаимопомощи.

«Добрые и злые поступки»

1 занятие

ноябрь

 4 неделя

С.И. Семенака «Уроки добра «

О.И. Давыдова «Беседы  об ответственности и правах ребёнка»,стр.31

 

Формировать у детей представления о сходствах и различиях между мальчиками и девочками. Дать представление о том, что внешность является и показателем воспитанности человека. Воспитывать у мальчиков желание защищать девочек.

«Леди и джентльмены» или

 

«Мальчик и девочка»

 

 

1 занятие

декабрь

1 неделя

З.С. Дыникова  «Сейте разумное, доброе, вечное», стр.31

Л.М. Шипицына «Азбука общения», стр.367-376

Иметь представление о школе, жизни школьников. Проявлять стремление к школьному обучению.

 

«Учиться – всегда пригодиться»

1 занятие

декабрь

2 неделя

С.А. Козлова «Мы имеем право!», стр.144

А.В. Аджи «Конспекты интегрированных занятий в подготовительной к школе группе», стр.84

«Мой город, моя страна» (5 занятий в год)

Программное содержание

Название темы

Количество занятий,

время

проведения

 

Название методического пособия

Развивать интерес к городу, в котором живёт. Формировать

представления о его истории, достопримечательностях

«Это город мой, это город твой, это город наш родной»

1 занятие

декабрь

3 неделя

В.Н. Волчкова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада (познавательное развитие), стр.107

Содействовать возникновению желания узнать о

стране, в  которой живёт.

«Наша страна – Россия»

1занятие

январь

3 неделя

Н.Г. Зеленова «Мы живём в России» (подготовительная группа), стр. 24

Содействовать возникновению желания узнать о

некоторых фактах истории страны.

«Как жили славяне»

1занятие

январь

4 неделя

Н.Г. Зеленова «Мы живём в России» (подготовительная группа), стр. 26

С.А. Козлова «Мы имеем право!», стр.116

О.И. Давыдова «Беседы  об ответственности и правах ребёнка».стр.71

 

Познакомить детей с многонациональным составом населения России, воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей.

«Какие народы живут в России»

1 занятие

февраль

1 неделя

Н.Г. Зеленова «Мы живём в России» (подготовительная группа), стр.47

Сформировать понимание, что все народы  чтят своих  предков, великих людей, прославивших страну и своё имя.

«О людях, прославивших своё имя»

1 занятие

февраль

2 неделя

С.А. Козлова «Мы имеем право», стр.86

С.А. Козлова «Мой мир», стр.106

«Планета людей»  (7 занятий в год)

Программное содержание

Название темы

Количество

занятий.

Время проведения

Название методического пособия

Сформировать представление о прошлом, настоящем и будущем людей на земле.

«Как появился человек на земле»

1 занятие

февраль

3 неделя

С.А. Козлова «Мой мир»,стр. 132

Формировать интерес к самобытности и неповторимости других народов; развивать навыки работы в группе; воспитывать уважение, толерантное отношение  ко всем людям, чувство гражданственности, патриотизма.

«Наши соседи»

1 занятие

февраль

4 неделя

Н.Е. Ефремчина «Формирование толерантности у детей дошкольного возраста», стр.26

Познакомить с потребностью людей разных стран в жилье, систематизировать  знания детей о жарких странах, о том, как могут выглядеть дома в зависимости от климата; развивать интерес к другим культурам; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

«У  каждого человека есть свой дом»

1 занятие

март

2 неделя

Н.Е. Ефремчина «Формирование толерантности у детей дошкольного возраста», стр.34

Вызвать  у детей желание узнавать о традициях народов разных стран.

 

«О праздниках народов мира»

1 занятие

март

3неделя

С.А. Козлова «Мы имеем право!». Стр.156

Познакомить детей с особенностями национальных костюмов некоторых народов; показать сходство и различие  в облике разных народов;

развивать интерес к другим народам, их быту, традициям;

воспитывать патриотические чувства.

«Как Мальчик с пальчик покупал себе наряд»

1 занятие

март

4неделя

Н.Е. Ефремчина «Формирование толерантности у детей дошкольного возраста», стр.38

Сформировать понимание, что все люди стремятся к миру, выступают против войны.

 

«Мир на всей планете»

1занятие

апрель

1 неделя

В.Н. Волчкова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада» (познавательное развитие), стр.127

Сформировать понимание, что все люди на земле охраняют природу;

 

Как люди на земле природу охраняют

1занятие

апрель

2 неделя

Л.Г. Горькова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию», стр.135

«Дружат дети на планете» (6 занятий в год)

Программное содержание

Название темы

Количество

занятий,

время

проведения

Название методического пособяи

Сформировать некоторые представления о жизни  детей в других странах, об играх, любимых занятиях детей разных народов, об использовании свободного времени.

«Дети мира»

 

 

1занятие

апрель

3 неделя

С.А. Козлова «Мы имеем право!», стр.169,149

С.А. Козлова «Мой мир», стр.135

О.И. Давыдова «Беседы  об ответственности и правах ребёнка».стр.25

 

Н.Е. Ефремчина «Формирование толерантности у детей дошкольного возраста», стр.46

Сформировать у детей представление о том, как можно выразить всем детям  на земле свои дружеские чувства, как можно помочь голодающим  или бедным  детям.

«Что такое милосердие»

1занятие

апрель

4 неделя

С.А. Козлова «Мой мир», стр.49

Развивать стремление детей совершать добрые поступки для всех народов  (избавить людей от болезней, войн, голода)

Пусть добро навеки побеждает зло

1 занятие

май

1 неделя

О.И. Давыдова «Беседы  об ответственности и правах ребёнка».стр.14,17,32

 

Сформировать понятие о том, что дети всех стран оберегают всё живое на Земле.

«Береги всё живое на земле»

1 занятие

май

2 неделя

О.Н. Демидова «Будьте вежливы всегда», стр.34-40

Развивать умение детей расссуждать, воображать себя в разных ролях (путешественник, космонавт, вождь племени).

«Новогодние

приключения»

1занятие

декабрь

4 неделя

Н.Е. Ефремчина «Формирование толераннтности у детей дошкольного возраста», стр.28

Продолжить знакомить детей с Днём защиты детей;

развивать активную позицию детей, желание принимать участие в защите  мира; воспитывать интерес к детям других национальностей.

«В чистом небе голубом»

1 занятие

май

3 неделя

Н.Е. Ефремчина «Формирование толерантности у детей дошкольного возраста», стр.50

«Воспитание сказкой» - 8 занятий в год

Программное содержание

Название темы

Количество

занятий,

время

проведения

Название методического пособия

Показать, что толерантность –одна из  основных мотивов действий главных героев.

Воспитывать у детей уважительное, почтительное отношение к другому существу.
Учить проявлять терпеливое отношение к внутреннему состоянию другого человека.

 Чтение «Аленький цветочек»

Аксакова

 

сентябрь

4 неделя

 

Воспитывать умение помогать малышам, развлекать их, учить добру, умению идти на компромиссы, развивать искусство уживаться с взрослыми и сверстниками.

 Чтение датской сказки «Белоснежка и семь гномов»

октябрь

2 неделя

 

Показать на примере сына царя Салтана образец толерантного отношения к отцу, проявление мудрого терпения.
 

 Чтение «Сказка о царе Салтане» А.С. Пушкина
 

 

 

ноябрь

2 неделя

 

Воспитывать у детей национальную терпимость.

 Чтение «Гадкий утенок» Г.Х. Андерсена

декабрь

2 неделя

 

Способствовать восприятию образа голубки как образца внимания и доброты к окружающим.

Способствовать развитию милосердного внимательного отношения к людям.

Воспитывать желание детей подражать герою сказки в добродетелях взаимопомощи и благодарности.

Чтение

«Муравей и голубка»

 

январь

3 неделя

 

Воспитывать дружелюбное отношение ко всем людям.

Чтение «Винни Пух и все, все, все…» Алана Александр Милна

февраль

2 неделя

 

 Воспитывать чувство взаимопомощи, умение приходить людям на помощь .

«Дюймовочка»

март

 2 неделя

 

Воспитывать уважительное  отношение к родителям,  настоящей дружбе и преданности.
Учить мириться  с маленькими слабостями друзей.

 Чтение «Карлсон, который живет на крыше» Астрид Линдгрен

 апрель

3 неделя

 

  Воспитывать у детей терпение, умение прислушиваться к мнению других людей, проявлять верность и преданность друзьям.

 Чтение Ш. Перро «Кот в сапогах»

май, 2 неделя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы,

рекомендуемый для чтения дома и в детском саду

1.Андерсен Х.К.. Дикие лебеди: Сказки / Х.К. Андерсен; пер. с дат.; худож. В.П. Славук, Мн., 1990.

 2.Бажов П. Малахитовая шкатулка/ П. Бажов; предисл. И примеч. Л. Скорино , М., 1992.

3.Воронин С. Сказки и ассказы/ С. Воронин, М., 1976.

4. Гримм В.Сказки в 2т./ В, Гримм, Я. Гримм; худож. В. Приешкин ,М. 1992.

5. Кестнер Э. Мальчик из спичечной коробки / Э. Кестнер, М., 1985.

6.Киплинг Р. Любимые сказки/ сост.М. Лиознова; худож. С. Мохов, М., 1992.

7.Линдгрен А. Малыш и Карлсон /А. Линдгрен, М., 1993.

8.Пляцковский М. Солнышко на память / М. Пляцковский , СПб, 1993.

9. Самое главное: Сказки / сост. А.И. Гурский, Мн. 1992.

10. Французские народные сказки, М., 1974.

 11.Японские народные сказки, М., 1969.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы:

1. Амоношвили.Ш.А «Как живёте, дети?», Москва, 1986.

2. Ашиков С.  «Прикоснись ко мне добротой» / С. Ашикова / / «Дошкольное воспитание», 2003 №2.

3. Давыдова О.И «Беседы об ответственности и правах ребёнка», Москва. Творческий центр «Сфера», 2010.

4. Демидова О.Н. «Будьте вежливы всегда», Москва, Творческий центр «Сфера», 2008.

5. Дюнн Маргарет «Всё о детской вечеринке», Москва, ТОО Центр «ПРО», 1996.

6. Загвоздкин В. «Вальдорфский детский сад», Москва – СПб, 2005.

7.Зеленова.Н.Г., Осипова Л.Е.  «Мы живём в России», Москва, ООО »Издательство Скрипаторий 2003», 2007.

8. Злакоманова М. «Давайте слушать и слышать своих детей»/ М. Злакоманова,

9. ХужинаН./ / «Дошкольное воспитание», 2007 №6.

10. ЕфремоваН.Е. «Формирование толерантности у детей дошкольного возраста», Мозырь, ООО «Великий ветер»,2000.

11 КапскаяА.Ю. «Подарки фей», Санкт – Петербург, «Речь», 2006 (глава «Методы диагностики  и исследования нравственной сферы дошкольника»).

12. КенеманВ.А. «Детские подвижные игры народов СССР»/ В.А. Кенеман, Т.И. Осокина,  М., 1988.

13. КозловаС.А. «Мой мир». Москва, «Линка-Пресс»,2000.

14. Логинова В.И., Бабаева Т.И «Детство», Санкт – Петербург,»Детство- Пресс»,2006.

15. Семенака С.И «Уроки добра»,Москва,Творческий центр «Сфера», 2009.

16.Смирнова Е. «Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений/ 17. СмирноваЕ. , ХолмогороваВ./ /Дошкольное воспитание, 2003, №9.

18. Чернецкая Л.В.«Развитие коммуникативных способностей у дошкольников», Ростов на Дону, «Феникс»,2005.

 


Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 56 «Искорка»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 56 «Искорка»

Теперь, когда мы научились

Теперь, когда мы научились

Российский президент Владимир Путин убежден, что в нашей стране не может быть никакой иной национальной идеи, кроме патриотизма

Российский президент Владимир Путин убежден, что в нашей стране не может быть никакой иной национальной идеи, кроме патриотизма

К дошкольному возрасту уже применимо понятие «социальная компетентность»

К дошкольному возрасту уже применимо понятие «социальная компетентность»

Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года

Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года

Земле – одна большая семья, а сама

Земле – одна большая семья, а сама

Осознавать связь между настроением взрослых и поведением детей; анализировать разные ситуации общения и взаимодействия детей и взрослых; выбирать правильную линию поведения по отношению к людям…

Осознавать связь между настроением взрослых и поведением детей; анализировать разные ситуации общения и взаимодействия детей и взрослых; выбирать правильную линию поведения по отношению к людям…

Принцип рефлексивной позиции предполагает ориентацию на формирование у детей осознанной устойчивой системы отношений к какой-либо значимой для них проблеме, вопросу, проявляющихся в соответствующем поведении и…

Принцип рефлексивной позиции предполагает ориентацию на формирование у детей осознанной устойчивой системы отношений к какой-либо значимой для них проблеме, вопросу, проявляющихся в соответствующем поведении и…

Информационно – коммуникационные технологии ·

Информационно – коммуникационные технологии ·

Как можно нас назвать по-разному», «Угадай, кто это?»; · развитие умения соблюдать дистанцию в общении: «Стоящие и сидящие»; · развитие умения понимать настроение окружающих: «Что…

Как можно нас назвать по-разному», «Угадай, кто это?»; · развитие умения соблюдать дистанцию в общении: «Стоящие и сидящие»; · развитие умения понимать настроение окружающих: «Что…

Сделаем чище нашу планету», «В чистом небе голубом»); · создание выставок, мини – музеев, альбомов, посвящённых национальной культуре и традициям, мировой культуре; · проведение досугов,…

Сделаем чище нашу планету», «В чистом небе голубом»); · создание выставок, мини – музеев, альбомов, посвящённых национальной культуре и традициям, мировой культуре; · проведение досугов,…

Предметно – развивающая среда: · произведения детских писателей и поэтов разных народов, произведения устного народного творчества людей разных национальностей; · репродукции картин великих художников

Предметно – развивающая среда: · произведения детских писателей и поэтов разных народов, произведения устного народного творчества людей разных национальностей; · репродукции картин великих художников

Сотрудничество ДОУ с семьей является приоритетным в формировании толерантного поведения у дошкольников, обеспечивая воспитательный процесс и реальное взаимодействия ребенка родителей и социума

Сотрудничество ДОУ с семьей является приоритетным в формировании толерантного поведения у дошкольников, обеспечивая воспитательный процесс и реальное взаимодействия ребенка родителей и социума

Процесс проектирования состоит из трех этапов: 1 этап - разработка проекта, 2 этап - его реализация, 3 этап - анализ результатов

Процесс проектирования состоит из трех этапов: 1 этап - разработка проекта, 2 этап - его реализация, 3 этап - анализ результатов

Оформление выставки рисунков «Дружба народов»

Оформление выставки рисунков «Дружба народов»

Создание познавательной выставки, разработка сценария досугового мероприятия, подборка мультфильмов , фильмов

Создание познавательной выставки, разработка сценария досугового мероприятия, подборка мультфильмов , фильмов

Презентация познавательной выставки «Дружба народов»

Презентация познавательной выставки «Дружба народов»

Организаторы-разработчики проекта несут ответственность за реализацию проекта в целом

Организаторы-разработчики проекта несут ответственность за реализацию проекта в целом

Критерии оценки усвоения программы детьми, практические умения и навыки

Критерии оценки усвоения программы детьми, практические умения и навыки

Высокий уровень умения детей проявлять вербально и в своем поведении основные сущностно-содержательные качества толерантной личности: -знание своих достоинств и недостатков, -критичность к себе, -способность сопереживания,…

Высокий уровень умения детей проявлять вербально и в своем поведении основные сущностно-содержательные качества толерантной личности: -знание своих достоинств и недостатков, -критичность к себе, -способность сопереживания,…

Выделение этих моментов определяется тем, что они соответствуют распорядку дня детского сада и не предполагают создания каких-то специальных экспериментальных ситуаций

Выделение этих моментов определяется тем, что они соответствуют распорядку дня детского сада и не предполагают создания каких-то специальных экспериментальных ситуаций

Четвёртый цикл «Волшебный калейдоскоп »- театрализованная деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира

Четвёртый цикл «Волшебный калейдоскоп »- театрализованная деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира

Развивать стремление детей совершать добрые поступки для всех народов (избавить людей от болезней, войн, голода)

Развивать стремление детей совершать добрые поступки для всех народов (избавить людей от болезней, войн, голода)

Данные занятия позволят реализовать стратегию обществоведческого образования и сконструировать педагогический процесс, предусматривающий учёт минимальной нагрузки на детей, баланс между специальными организованными видами деятельности и двигательной,…

Данные занятия позволят реализовать стратегию обществоведческого образования и сконструировать педагогический процесс, предусматривающий учёт минимальной нагрузки на детей, баланс между специальными организованными видами деятельности и двигательной,…

Дать детям представление о профессиях взрослых

Дать детям представление о профессиях взрослых

Формировать у детей представления о сходствах и различиях между мальчиками и девочками

Формировать у детей представления о сходствах и различиях между мальчиками и девочками

Формировать интерес к самобытности и неповторимости других народов; развивать навыки работы в группе; воспитывать уважение, толерантное отношение ко всем людям, чувство гражданственности, патриотизма

Формировать интерес к самобытности и неповторимости других народов; развивать навыки работы в группе; воспитывать уважение, толерантное отношение ко всем людям, чувство гражданственности, патриотизма

Сформировать понятие о том, что дети всех стран оберегают всё живое на

Сформировать понятие о том, что дети всех стран оберегают всё живое на

Воспитывать уважительное отношение к родителям, настоящей дружбе и преданности

Воспитывать уважительное отношение к родителям, настоящей дружбе и преданности

Линдгрен А. Малыш и Карлсон /А

Линдгрен А. Малыш и Карлсон /А

Загвоздкин В. «Вальдорфский детский сад»,

Загвоздкин В. «Вальдорфский детский сад»,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2020