программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

  • docx
  • 02.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Программа внеурочной деятельности _Мир вокруг нас_.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Понизовская школа»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Школа социального проекта

«Мир вокруг нас»

 

 

Программа внеурочной деятельности

для обучающихся 1-4 классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

Кочкурова Ирина Николаевна

учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2022 год

 

     

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

    Рабочая программа внеурочной деятельности  «Мир вокруг нас» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией гражданско-патриотического воспитания граждан Российской Федерации, на основе примерных программ внеурочной деятельности. Программа разработана и предназначена для организации внеурочной деятельности младших школьников и направлена на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, повышению уровня мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знаниям.

 Программа внеурочной деятельности младших школьников «Мир вокруг нас» предназначена для обучающихся 1-4  классов и рассчитана на 68 часов, по 17 часов в год.

           Актуальность программы обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с детьми. Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности 

Ведущая идея программы: общая культура личности школьника, патриотизм и осознание  ответственности за будущее своей страны.

Программа «внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» направлена на вовлечение учащихся в активную деятельность:  участие в социально – значимых акциях, разработка и реализация социальных проектов, направленных на решение школьных, местных, общественных проблем. Патриотическое воспитание несёт в себе любовь и уважение к другим людям.

 

Цель: организация проектной деятельности патриотической направленности по формированию гражданской, социальной, этической, коммуникативной компетентности школьников.

Задачи:

·         формирование у  учащихся способности к организации исследовательской деятельности;

·         стимулирование интереса младших школьников к знаниям в разных областях современной науки, поддержка стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира;

·         формирование социальной и коммуникативной компетентности в сотрудничестве, развитие умения самостоятельно и совместно принимать решения (умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности), создание ситуаций комфортного межличностного взаимодействия;

·         формирование представлений о малой и большой Родине, развитие гордости за  героическое прошлое Отечества, интереса к отечественной культуре, освоение и развитие родного языка;

·         формирование  патриотизма,  активной гражданской  позиции;

·         формирование трудовой мотивации, приобретение  основных навыков  поведения в социуме;

·         формирование позитивной самооценки и взаимоуважения, социально адекватных способов поведения;

·         формирование творческих способностей, всестороннее развитие учащихся;

 

.

            Социально-педагогические возможности различных видов содержательной деятельности, в которые включаются дети в рамках программы, базируются на том, что они связаны с удовлетворением исключительно важных для детей познавательных, социальных и духовных потребностей.

Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы направлена не только на повышение компетенций обучающихся в определённых предметных областях и развитие творческих способностей ребёнка, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.

    Главная идея проектной деятельности – направленность учебно – познавательной деятельности школьников на результат.

          Работа над проектом даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности, развивает следующие общеучебные навыки:

·         мыслительные навыки  - обучение младшего школьника анализу и обобщению, сравнению, классификации и т.д.

·         исследовательские навыки направлены на формирование умения выполнять исследовательскую работу, наблюдать, выявлять, соотносить и т.д.

·         коммуникативные навыки направлены на формирование у ребёнка умения не только говорить, но и слушать и слышать собеседника, доказательно и спокойно отстаивать своё мнение или  принимать точку зрения и советы других.

·         социальные навыки предполагают развитие умения работать в группе, сотрудничать в мини – коллективе, выполняя разные роли: лидера или исполнителя. Учат ребёнка строить взаимоотношения в обществе: в коллективе, сверстниками – с людьми, которые его окружают;

 

Планируемые результаты

К концу четвёртого класса обучающиеся научатся:

  • формулировать тему, проблему, ставить цель и задачи, обосновывать актуальность проблемы определять гипотезу: доказывать или опровергать ее
  • изготовлять продукт проектной деятельности;
  • составлять содержание работы и план своих действий на каждом этапе;
  • составлять структуру своего проекта;
  • проводить исследование и делать выводы по его результатам;
  • работать с различными источниками информации;
  • составлять библиографию и список литературы;
  • структурировать материал, выделять главное для презентации;
  • грамотно презентовать свою работу;
  • проводить самооценку своей деятельности и оценку деятельности других участников.

Личностные и метапредметные результаты

·         развитие творческих способностей;

·         овладение навыками социальной активности

·         организация интересного, разнообразного, активного и познавательного досуга в рамках гражданско-патриотической  деятельности

·         формирование нравственно-патриотических качеств личности

  • формирование навыков социальной адаптации и приобретение нового социального опыта в гражданско-общественной деятельности
  • формирование коммуникативных навыков, навыков конструктивного, толерантного общения

Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.

Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:

Первый уровень результатов  предполагает приобретение обучающимися новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям.  Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

Второй уровень результатов предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию.  Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

Третий уровень результатов предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.

 

СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

 

 Блок «Широка страна моя родная» -  17ч.

Подготовка к проектной деятельности. (4ч)

Знакомство с понятиями «учебный проект», «цель», «сбор информации», «наблюдение»,  «публичное выступление». Первичное представление  о проектной деятельности.

Знакомство с понятиями «гипотеза», «план действий».

Знакомство с понятиями «обработка собранного материала».

Знакомство с понятиями «проблема», «сравнение».

Знакомство с понятиями  «актуальность проекта», «защита проекта».

 Практическая работа: коллективный мини-проект «Вот моя деревня»

 «Родная страна» (4ч)

Люди живущие вокруг нас. Восточно-славянские народы. Народы Северного Кавказа, Азии. Народы нашей страны. Праздник-фестиваль «Народов дружная семья».

Исследовательская работа «Русский народный костюм». Творческий проект «Кокошник».

Практическая работа (изготовление национального костюма) Выставка «Я горжусь своей национальностью».

 «Времена года» Творческая работа (2ч)

 Экскурсия в  парк. Наблюдение над изменениями в природе. Сбор информации, природного материала. Практическая работа – выставка «Дары осени». Осенний бал.

«Откуда я родом» (1ч)

«Моя малая родина» (3ч) Исследовательский проект «История местности, где родились и живем.

«По улицам Смоленска» (3ч)

Виртуальная экскурсия в г. Смоленск. Историческая справка. Создание презентации.

 

 

Блок «Я – гражданин России» -  17 ч.

Государственная символика. (2ч.)

 Москва – столица нашей Родины. Герб, флаг, гимн

Творческая работа «Россия-моя Родина» Создание альбома

Социальный проект «Сотвори добро» (2ч.).

Работа в школьной библиотеке (ремонт книг).

Социальный проект «Памяти павших» (2 ч.). 

 Экскурсия на мемориал в д. Распопы. Исследовательская работа по истории создания мемориала.

Операция «Дарить радость людям» (2ч.)

Концертно-поздравительные программы к Дню пожилого человека, Дню учителя, поздравления с Новым годом, Днём рождения, 8 Марта, 23 февраля , Днём Победы.

Российской армии сыны.(2ч)

 Армия России. Сбор информации, устный журнал. Практическая работа (изготовление поздравительной открытки к 23 февраля).

Русские народные праздники(2 ч.)

  Праздник Масленица (изготовление альбома для школьного музея).

 

Блок «Моя семья» -   17ч.

«История семьи в истории страны».  Творческая работа (3ч)

Семья – ячейка общества. Вклад семьи в развитие общества и страны. Сохранение традиций и реликвий своей семьи.

Постановка целей. Составление плана действий. Сбор информации. Оформление странички альбома. Устное выступление.

 «Моя родословная». Творческая работа (3ч)

Знакомство с понятиями «родословная», «генеалогическое древо». Беседа «Моя родословная».  Устное выступление. Работа над проектом «Моя родословная».

 «Праздники традиционные и семейные». Проектная деятельность. (3ч)

Праздники традиционные. Праздники  семейные. Подготовка и защита проекта об одном из праздников.

«Мой класс, моя школа» (2ч)

«Герб моей семьи» (3ч)

Постановка целей. Составление плана действий. Сбор информации. Оформление странички в альбоме.

 «Моя семья». Проектная деятельность (2 ч)

Постановка целей. Составление плана действий. Сбор информации. Оформление странички в альбоме. Устное выступление.

Знакомство с историей своей улицы. Оформление собранного материала (групповая работа). Защита проекта.

 

Блок «Мой край» - 17 ч.

«Без тебя мой край  родной, немыслима Россия» (4 ч.)

Край, в котором я живу. Символика Смоленской области и Руднянского района.

Исследовательская работа «Традиции и обычаи народов Смоленской области».

Индивидуальные проекты «Лекарственные растения нашей области».

Выставка рисунков «Моя малая родина».

Охранять природу – значит охранять Родину.(5ч.)

Исследовательская работа «Красная книга Смоленской области». Проект – макет книги «Животные Красной книги Смоленской области».

 «Экология глазами детей» (3ч) Экологические акции. Мероприятие «Путешествие по экологической тропе».

«Опасности повседневной жизни» (2ч) Техника безопасности в повседневной жизни. Создание буклета «Посмотри по сторонам»

«Здоровый образ жизни» (2ч) Соревнования «Спорт против вредных привычек»

 

Тематический план

 

№ п/п

Наименование тем

Количество

часов

 

Блок «Широка страна моя родная»       1 класс

17

1.

Подготовка к проектной деятельности

4

2.

«Родная страна»

4

3.

Времена года

2

4.

Откуда я родом

1

5.

Моя малая родина

3

6.

По улицам Смоленска

3

 

 

 

 

Блок  «Я – гражданин России»      2 класс

11

1

Государственная символика

2

2

Творческая работа «Россия- моя Родина»

2

3

Социальный проект «Сотвори добро»

2

4

Операция «Дарить радость людям»

2

5

Социальный проект «Памяти павших»

2

6

«Российской армии сыны»

2

7

Русские народные праздники

2

 

 

 

 

Блок «Моя семья»        3 класс

17

1.

«История семьи в истории страны»

3

2.

Творческая работа «Моя родословная»

3

3.

«Праздники традиционные и семейные»

3

4.

«Мой класс, моя школа»

2

6

«Герб моей семьи»

3

7

Проект «Моя семья».

3

 

 

 

 

Блок «Мой край»            4 класс

17

1.

«Без тебя, мой край родной немыслима Россия»

4

2.

«Охранять природу – значит охранять Родину»

5

3.

«Экология глазами детей»

3

4.

«Опасности повседневной жизни»

2

5.

«Здоровый образ жизни»

3

 

Всего

68

 

Тематический план является примерным и корректируется в зависимости от интересов детей, участия в конкурсах и проектах разного уровня (школьного, районного, регионального и Российского)