Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Понизовская школа»
Школа социального проекта
«Мир вокруг нас»
Программа внеурочной деятельности
для обучающихся 1-4 классов
Подготовила:
Кочкурова Ирина Николаевна
учитель начальных классов
2022 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией гражданско-патриотического воспитания граждан Российской Федерации, на основе примерных программ внеурочной деятельности. Программа разработана и предназначена для организации внеурочной деятельности младших школьников и направлена на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, повышению уровня мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знаниям.
Программа внеурочной деятельности младших школьников «Мир вокруг нас» предназначена для обучающихся 1-4 классов и рассчитана на 68 часов, по 17 часов в год.
Актуальность программы обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с детьми. Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности
Ведущая идея программы: общая культура личности школьника, патриотизм и осознание ответственности за будущее своей страны.
Программа «внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» направлена на вовлечение учащихся в активную деятельность: участие в социально – значимых акциях, разработка и реализация социальных проектов, направленных на решение школьных, местных, общественных проблем. Патриотическое воспитание несёт в себе любовь и уважение к другим людям.
Цель: организация проектной деятельности патриотической направленности по формированию гражданской, социальной, этической, коммуникативной компетентности школьников.
Задачи:
· формирование у учащихся способности к организации исследовательской деятельности;
· стимулирование интереса младших школьников к знаниям в разных областях современной науки, поддержка стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира;
· формирование социальной и коммуникативной компетентности в сотрудничестве, развитие умения самостоятельно и совместно принимать решения (умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности), создание ситуаций комфортного межличностного взаимодействия;
· формирование представлений о малой и большой Родине, развитие гордости за героическое прошлое Отечества, интереса к отечественной культуре, освоение и развитие родного языка;
· формирование патриотизма, активной гражданской позиции;
· формирование трудовой мотивации, приобретение основных навыков поведения в социуме;
· формирование позитивной самооценки и взаимоуважения, социально адекватных способов поведения;
· формирование творческих способностей, всестороннее развитие учащихся;
.
Социально-педагогические возможности различных видов содержательной деятельности, в которые включаются дети в рамках программы, базируются на том, что они связаны с удовлетворением исключительно важных для детей познавательных, социальных и духовных потребностей.
Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы направлена не только на повышение компетенций обучающихся в определённых предметных областях и развитие творческих способностей ребёнка, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.
Главная идея проектной деятельности – направленность учебно – познавательной деятельности школьников на результат.
Работа над проектом даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности, развивает следующие общеучебные навыки:
· мыслительные навыки - обучение младшего школьника анализу и обобщению, сравнению, классификации и т.д.
· исследовательские навыки направлены на формирование умения выполнять исследовательскую работу, наблюдать, выявлять, соотносить и т.д.
· коммуникативные навыки направлены на формирование у ребёнка умения не только говорить, но и слушать и слышать собеседника, доказательно и спокойно отстаивать своё мнение или принимать точку зрения и советы других.
· социальные навыки предполагают развитие умения работать в группе, сотрудничать в мини – коллективе, выполняя разные роли: лидера или исполнителя. Учат ребёнка строить взаимоотношения в обществе: в коллективе, сверстниками – с людьми, которые его окружают;
Планируемые результаты
К концу четвёртого класса обучающиеся научатся:
Личностные и метапредметные результаты
· развитие творческих способностей;
· овладение навыками социальной активности
· организация интересного, разнообразного, активного и познавательного досуга в рамках гражданско-патриотической деятельности
· формирование нравственно-патриотических качеств личности
Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов: Первый уровень результатов предполагает приобретение обучающимися новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи. Второй уровень результатов предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации. Третий уровень результатов предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению. Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Блок «Широка страна моя родная» - 17ч. Подготовка к проектной деятельности. (4ч) Знакомство с понятиями «учебный проект», «цель», «сбор информации», «наблюдение», «публичное выступление». Первичное представление о проектной деятельности. Знакомство с понятиями «гипотеза», «план действий». Знакомство с понятиями «обработка собранного материала». Знакомство с понятиями «проблема», «сравнение». Знакомство с понятиями «актуальность проекта», «защита проекта». Практическая работа: коллективный мини-проект «Вот моя деревня» «Родная страна» (4ч) Люди живущие вокруг нас. Восточно-славянские народы. Народы Северного Кавказа, Азии. Народы нашей страны. Праздник-фестиваль «Народов дружная семья». Исследовательская работа «Русский народный костюм». Творческий проект «Кокошник». Практическая работа (изготовление национального костюма) Выставка «Я горжусь своей национальностью». «Времена года» Творческая работа (2ч) Экскурсия в парк. Наблюдение над изменениями в природе. Сбор информации, природного материала. Практическая работа – выставка «Дары осени». Осенний бал. «Откуда я родом» (1ч) «Моя малая родина» (3ч) Исследовательский проект «История местности, где родились и живем. «По улицам Смоленска» (3ч) Виртуальная экскурсия в г. Смоленск. Историческая справка. Создание презентации.
Блок «Я – гражданин России» - 17 ч. Государственная символика. (2ч.) Москва – столица нашей Родины. Герб, флаг, гимн Творческая работа «Россия-моя Родина» Создание альбома Социальный проект «Сотвори добро» (2ч.). Работа в школьной библиотеке (ремонт книг). Социальный проект «Памяти павших» (2 ч.). Экскурсия на мемориал в д. Распопы. Исследовательская работа по истории создания мемориала. Операция «Дарить радость людям» (2ч.) Концертно-поздравительные программы к Дню пожилого человека, Дню учителя, поздравления с Новым годом, Днём рождения, 8 Марта, 23 февраля , Днём Победы. Российской армии сыны.(2ч) Армия России. Сбор информации, устный журнал. Практическая работа (изготовление поздравительной открытки к 23 февраля). Русские народные праздники(2 ч.) Праздник Масленица (изготовление альбома для школьного музея).
Блок «Моя семья» - 17ч. «История семьи в истории страны». Творческая работа (3ч) Семья – ячейка общества. Вклад семьи в развитие общества и страны. Сохранение традиций и реликвий своей семьи. Постановка целей. Составление плана действий. Сбор информации. Оформление странички альбома. Устное выступление. «Моя родословная». Творческая работа (3ч) Знакомство с понятиями «родословная», «генеалогическое древо». Беседа «Моя родословная». Устное выступление. Работа над проектом «Моя родословная». «Праздники традиционные и семейные». Проектная деятельность. (3ч) Праздники традиционные. Праздники семейные. Подготовка и защита проекта об одном из праздников. «Мой класс, моя школа» (2ч) «Герб моей семьи» (3ч) Постановка целей. Составление плана действий. Сбор информации. Оформление странички в альбоме. «Моя семья». Проектная деятельность (2 ч) Постановка целей. Составление плана действий. Сбор информации. Оформление странички в альбоме. Устное выступление. Знакомство с историей своей улицы. Оформление собранного материала (групповая работа). Защита проекта.
Блок «Мой край» - 17 ч. «Без тебя мой край родной, немыслима Россия» (4 ч.) Край, в котором я живу. Символика Смоленской области и Руднянского района. Исследовательская работа «Традиции и обычаи народов Смоленской области». Индивидуальные проекты «Лекарственные растения нашей области». Выставка рисунков «Моя малая родина». Охранять природу – значит охранять Родину.(5ч.) Исследовательская работа «Красная книга Смоленской области». Проект – макет книги «Животные Красной книги Смоленской области». «Экология глазами детей» (3ч) Экологические акции. Мероприятие «Путешествие по экологической тропе». «Опасности повседневной жизни» (2ч) Техника безопасности в повседневной жизни. Создание буклета «Посмотри по сторонам» «Здоровый образ жизни» (2ч) Соревнования «Спорт против вредных привычек» |
|
Тематический план
№ п/п |
Наименование тем |
Количество часов |
|
Блок «Широка страна моя родная» 1 класс |
17 |
1. |
Подготовка к проектной деятельности |
4 |
2. |
«Родная страна» |
4 |
3. |
Времена года |
2 |
4. |
Откуда я родом |
1 |
5. |
Моя малая родина |
3 |
6. |
По улицам Смоленска |
3 |
|
|
|
|
Блок «Я – гражданин России» 2 класс |
11 |
1 |
Государственная символика |
2 |
2 |
Творческая работа «Россия- моя Родина» |
2 |
3 |
Социальный проект «Сотвори добро» |
2 |
4 |
Операция «Дарить радость людям» |
2 |
5 |
Социальный проект «Памяти павших» |
2 |
6 |
«Российской армии сыны» |
2 |
7 |
Русские народные праздники |
2 |
|
|
|
|
Блок «Моя семья» 3 класс |
17 |
1. |
«История семьи в истории страны» |
3 |
2. |
Творческая работа «Моя родословная» |
3 |
3. |
«Праздники традиционные и семейные» |
3 |
4. |
«Мой класс, моя школа» |
2 |
6 |
«Герб моей семьи» |
3 |
7 |
Проект «Моя семья». |
3 |
|
|
|
|
Блок «Мой край» 4 класс |
17 |
1. |
«Без тебя, мой край родной немыслима Россия» |
4 |
2. |
«Охранять природу – значит охранять Родину» |
5 |
3. |
«Экология глазами детей» |
3 |
4. |
«Опасности повседневной жизни» |
2 |
5. |
«Здоровый образ жизни» |
3 |
|
Всего |
68 |
Тематический план является примерным и корректируется в зависимости от интересов детей, участия в конкурсах и проектах разного уровня (школьного, районного, регионального и Российского)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.