Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основании следующих нормативных документов:
· Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29.12.2012
· Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373
· Приказ Минобрнауки России от 22.09.11 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 г. №373
·
Федерального
государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья (Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации
от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья»).
· Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 10. 07. 2015 г № 26
· «Положение о рабочей программе муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы
· «Положение о взаимодействии психолого-педагогической службы школы и педагогов СОШ»
· Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования СОШ , вариант 7.2 (приказ от 30.08.2016 г № 01-05/86-02).
Целью программы является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники.
Задачи программы:
-формирование у обучающихся устойчивых навыков соблюдения и выполнения ПДД;
-привитие культуры безопасного поведения на дорогах;
-обучение школьников ПДД;
-обеспечение гармоничного, эстетического и физического воспитания;
- развитие творческих способностей;
-формирование общечеловеческих нравственных ценностных ориентаций ;
-привитие первичных навыков оказания первой медицинской помощи при ДТП;
- формировать личностный и социально – значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах;
- развивать мотивацию к безопасному поведению;
- формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице.
УМК программы
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы «Я – пешеход и пассажир» и сборника программ внеурочной деятельности, автор Н.Ф. Виноградова, - Издательский центр: «Вентана - Граф», 2015 г.
Основы безопасности жизнедеятельности 1-11 классы, под общей редакцией А.Т.Смирнова Москва «Просвещение» 2006 год.
Место курса «Моя безопасность» в учебном плане
На изучение курса «Моя безопасность» в 1 классе отводится 33 часа -1 час в неделю (33 учебные недели)
Содержание тем курса внеурочной деятельности
№ |
Разделы |
Кол-во часов |
Моя Безопасность |
||
1 |
Защита человека в чрезвычайных ситуациях |
1 |
2 |
Основы здорового образа жизни |
2 |
3 |
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи |
2 |
4 |
Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся |
5 |
Я- пешеход и пассажир |
||
5 |
Ориентировка в окружающем мире |
13 |
6 |
Ты – пешеход |
6 |
7 |
Ты – пассажир |
4 |
|
Итого: |
33 |
Организация образовательного процесса.
Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности младших школьников «Моя безопасность» реализуется в группе обучающихся младшего школьного возраста и рассчитана на детей 1 класса. Основная идея курса - формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Основная форма образовательной работы с детьми: музыкально-тренировочные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и танцевальных способностей каждого ребенка.
Программа «Моя безопасность» ведется в рамках школьного компонента и не предусматривает оценивание обучающихся. Процесс обучения курса в основном построен на peaлизации дидактических принципов.
Основные принципы реализации программы:
1 . Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учёт личностных, возрастных особенностей обучающихся начальных классов и уровня их психического и физического развития.
2. Принцип взаимодействия «Дети – дорожная среда». Чем меньше возраст школьников, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения.
3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия. Обучающиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде.
4. Принцип социальной безопасности. Обучающиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия школьника на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих.
Формы и методы работы обучения обучающихся Правилам дорожного движения очень разнообразны:
· тематические занятия
· беседы
· конкурсы
· соревнования
· викторины на лучшее знание правил дорожного движения
· экскурсии
· демонстрация фильмов и видеороликов
· беседы с инспекторами дорожного движения
Основные методы проведения занятий:
· Словесные:
устное изложение, беседы с разбором и анализом дорожного происшествия;
· Наглядные:
показ иллюстраций, картин, схем, табличек по правилам дорожного движения;
· Практические:
практические занятия, игровые занятия, конкурсы, соревнования и викторины.
Ожидаемые результаты освоения курса.
Формирование универсальных учебных действий:
Личностные:
· принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
· самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
· уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
· осознание ответственности человека за общее благополучие;
· этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
· положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Ты - пешеход и пассажир»»;
· способность к самооценке;
· начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные:
· навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
· умение ставить и формулировать проблемы;
· навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
· установление причинно-следственных связей;
Регулятивные:
· использование речи для регуляции своего действия;
· адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
· умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
· умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
Коммуникативные:
В процессе обучения дети учатся:
· работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
· ставить вопросы;
· обращаться за помощью;
· формулировать свои затруднения;
· предлагать помощь и сотрудничество;
· слушать собеседника;
· договариваться и приходить к общему решению;
· формулировать собственное мнение и позицию;
· осуществлять взаимный контроль;
· адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Форма подведения итогов: тестирование, праздник на тему: «Мы знаем правила дорожного движения».
Обучающиеся должны знать:
1. Элементы дороги и их назначение – проезжая часть, тротуар, разделительная полоса, обочина, кювет. Назначение бордюра и пешеходных ограждений.
2. Что такое остановочный путь, его составляющие.
3. Что такое пешеходный переход (нерегулируемый, регулируемый, подземный, надземный). Обозначения переходов. Правила пользования переходами.
4. Правила перехода проезжей части дороги вне зоны видимости пешеходного перехода или перекрестка.
5. Что такое перекресток. Типы перекрестков. Различие между регулируемым и нерегулируемым перекрестками. Правила перехода проезжей части на них.
6. Значение сигналов светофора и регулировщика. Правила перехода проезжей части по этим сигналам.
7. Значение предупредительных сигналов, подаваемых водителями транспортных средств.
8. Назначение и название дорожных знаков и дорожной разметки.
9. Правила поведения пешехода на тротуаре. Правила поведения при движении в группе.
10. Правила пользования городским маршрутным транспортом и другими видами транспорта.
11. Особенности поведения пешеходов на загородной дороге. Правила перехода через железнодорожные пути.
12. Типичные ошибки пешеходов при пересечении проезжей части.
13. Безопасный путь в школу.
14. Где разрешается играть. Где можно ездить на самокатных средствах.
15. Возможности и особенности своего зрения и слуха.
Обучающиеся должны уметь:
1. Определять места перехода через проезжую часть.
2. Переходить через проезжую часть дороги под наблюдением и в сопровождении взрослого.
3. Обращаться за помощью к взрослым в случаях затруднений при переходе дороги, если уронил какой-либо предмет на проезжую часть и т. п.
4. Пользоваться городским маршрутным транспортом в сопровождении взрослого.
5. Пользоваться безопасной дорогой в школу, кружок, магазин и т. п.
6. Определять безопасные места для игр и езды на велосипеде и других самокатных средствах.
7. Оценивать дорожную ситуацию визуально (при помощи глазомера).
8. Определять величину своего шага и скорость своего движения.
9. Определять признаки движения автомобиля.
10. Ориентироваться на дороге и определять опасные ситуации в темное время суток.
Программа призвана способствовать формированию у младших школьников культуры безопасности жизнедеятельности.
Знать |
Уметь |
- правила дорожного движения |
- пользоваться правилами дорожного движения |
- сигналы светофора и жесты регулировщика |
- переходить проезжую часть, пользуясь сигналами светофора или регулировщика движения |
- правила пользования общественным транспортом |
- правильно пользоваться общественным транспортом: входить в транспорт, выходить, переходить проезжую часть вблизи транспорта |
- знать наиболее значимые дорожные знаки, разметки проезжей части |
- переходить проезжую часть, пользуясь дорожной разметкой |
- наиболее безопасные места для движения пешехода и перехода проезжей части |
- выбирать наиболее безопасные места для перехода проезжей части |
- правила передвижения пешехода при отсутствии пешеходных дорожек и тротуаров |
- передвигаться по улице при отсутствии пешеходных дорожек и тротуаров |
- места предназначенные для игр и катания на велосипеде и роликовых коньках |
|
- о последствиях неконтролируемого поведения на проезжей части и нарушениях правил дорожного движения |
- уметь предвидеть результаты неконтролируемого поведения и нарушения правил дорожного движения на улице |
Планируемые результаты
К концу 1 класса учащиеся должны знать:
Общие понятия опасности и чрезвычайной ситуации. Что такое авария на производстве, экологическая катастрофа, стихийное бедствие; основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни». Режим дня, необходимые условия, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья. Как ухаживать за своим телом; основные виды травм у детей. Что такое «Первая медицинская помощь» — на примере ожога. Как уберечься от порезов и ожогов; общие правила оказания первой медицинской помощи при порезах, ожогах, укусах насекомых, кровотечениях; возможные опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома; опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми; наиболее безопасный путь в школу и домой.
Правила перехода дороги. Правила перехода дороги при высадке из транспортного средства; правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
Где можно и где нельзя играть; правила безопасного поведения при возникновении пожара в доме; влияние на здоровье человека температуры окружающего воздуха и погодных условий (ветер, дождь, снег). Что такое «одеться по сезону», правила поведения; чистый воздух, его значение для здоровья человека, причины загрязнения; правила безопасного поведения в парках, скверах, в лесу, понятие об ориентировке на местности; опасные животные и насекомые. Правила безопасного сведения и меры защиты.
Практическая работа: к концу 1-го класса учащиеся должны уметь:
Составить распорядок дня, ухаживать за полостью рта, руками, ногами; оказать медицинскую помощь при порезах, ожогах, укусах насекомых. Первая медицинская помощь при небольших кровотечениях, ожогах; безопасно общаться с незнакомыми людьми на улице, в подъезде дома, по телефону; выбрать наиболее безопасный путь в школу и домой. Правильно переходить дорогу, перекресток. Различать сигналы светофора и регулировщика; правильно переходить дорогу при высадке из транспортного средства. Уметь принять безопасную позу при аварийной ситуации; самостоятельно одеться по сезону; самостоятельно ориентироваться и правильно вести себя в парках, скверах, в лесу; правильно вести себя при встрече с животными и насекомыми (пчелами, осами). Оказать первую медицинскую помощь при укусах насекомых.
Календарно - тематическое планирование 1(1) класс
№ урока |
Тема |
Характеристика основных видов деятельности ученика
|
|
Моя безопасность |
|
||
Защита человека в чрезвычайных ситуациях (1ч.) |
|
||
1. |
Чрезвычайные ситуации. |
Общие понятия Общие понятия опасности и чрезвычайной ситуации. Авария на производстве, экологическая катастрофа, стихийное бедствие.
|
|
Основы здорового образа жизни. (2 ч.)
|
|
||
2. |
Основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни»
|
Режим дня первоклассника, необходимые условия, обеспечивающие сохранение и укрепление его здоровья, умственная и физическая работоспособность, нарушение режима дня, профилактика переутомления. |
|
3. |
Основы личной гигиены. |
Умывание и купание. Как ухаживать за своим телом. |
|
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи. (2 ч.) |
|
||
4. |
Основные виды травм у детей младшего школьного возраста Ожоги. Как уберечься от ожогов.
|
Виды травм. Профилактика школьного травматизма. Степени ожогов. Как помочь при ожогах разной степени. |
|
5. |
Первая медицинская помощь |
Оказание медицинской помощи при порезах, ожогах, укусах насекомых. Первая медицинская помощь при кровотечениях, ожогах, укусах насекомых.
|
|
Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся (5ч.) |
|
||
6. |
Безопасное поведение дома
|
Возможные опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома. Их профилактика. Как вести себя, когда ты дома один? Не торопись быть взрослым. Электричество и газ как источники возможной опасности. Лекарства и средства бытовой химии как источники опасности. «Опасная высота» — опасности, возникающие при нарушении правил поведения в жилище, на балконах и лестничных клетках.
|
|
7. |
Пожарная безопасность и поведение при пожаре
|
Огонь и человек. Причина возникновения пожаров в доме. Дым и его опасность. Правила безопасного поведения при возникновении пожара в доме. |
|
8. |
Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера.
|
Опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми. Правила безопасного общения с незнакомыми людьми на улице, в подъезде дома, по телефону, если незнакомый человек стучится или звонит в дверь. Где можно и где нельзя играть. |
|
9. |
Безопасное поведение на улицах и дорогах.
|
Наиболее безопасный путь в школу и домой. Правила перехода дорог. Движение пешеходов. Дорожные знаки. Сигналы светофора и регулировщика. Мы — пассажиры, обязанности пассажира. Безопасная поза при аварийной ситуации в транспорте. |
|
10 |
Безопасное поведение на природе.
|
Температура окружающего воздуха, ее влияние на здоровье человека. Одежда по сезону. Погодные условия (ветер, дождь, снег), правила поведения.
|
|
Я-пешеход и пассажир |
|
||
Ориентировка в окружающем мире (8 ч.) |
|
||
11 |
Для чего мы учим правила дорожного движения. |
Пересказывает и понимает тексты и графические изображения о правилах дорожного движения. Изображает путь от дома до школы с помощью условных обозначений. Описывает увиденные дорожные ситуации. Определяет пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе-дальше и др.).
Характеризует поведение участников дорожного движения. Исследует (на основе непосредственных жизненных наблюдений) связи поведения участников дорожного движения и частотой ДТП. Проводит групповые наблюдения во время практических занятий.
Характеризует поведение участников дорожного движения. Исследует (на основе непосредственных жизненных наблюдений) связи поведения участников дорожного движения и частотой ДТП. Проводит групповые наблюдения во время практических занятий. |
|
12 |
Форма предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат). Цвет (цветовые оттенки) предметов. |
|
|
13 |
Пространственные положения: близко-далеко; рядом, около и т.д. Форма и цвет знаков дорожного движения. Цвет и форма запрещающих знаков. |
|
|
14 |
Адрес местожительства. Дорога от дома до школы, магазина и пр. |
|
|
15 |
Практическое занятие «Дорога домой». |
|
|
16 |
Транспорт. Наземный, подземный, воздушный, водный. |
|
|
17 |
Транспортное средство. Участники дорожного движения. |
|
|
18 |
Мы идем по улице (экскурсия).
|
|
|
Ты – пешеход (9 ч.)
|
|
||
19 |
Дорога. Тротуар как часть дороги. Правила движения по тротуару. |
Различает дорожные знаки и дорожную разметку. Группирует дорожные знаки по назначению. Анализирует дорожную обстановку. Обсуждает в группах и объясняет правила поведения в различных дорожных ситуациях (в городе, за городом, в транспорте). Оценивает конкретные примеры поведения на дороге. Приводит примеры различных дорожных ситуаций. Определяет виды перекрѐстков. Характеризует условия, обеспечивающие безопасность при переходе дорог. Составляет рассказ по итогам практического занятия (тренинга). Оценивает конкретные примеры поведения на дороге. Приводит примеры различных дорожных ситуаций. Определяет виды перекрёстков. Сравнивает и различает сигналы светофора, регулировщика и водителей транспортных средств. Характеризует условия, обеспечивающие безопасность при переходе дорог. Составляет рассказ по итогам практического занятия (тренинга). Проводит групповые наблюдения во время экскурсий по селу. Моделирует и оценивает различные ситуации поведения на дороге ив транспорте. Различает формы поведения, которые допустимы на дороге и в транспорте. |
|
20 |
Нас увидят в темноте. Знаки «пешеходный переход», «пешеходная дорожка» |
|
|
21 |
Знаки «подземный пешеходный переход», «надземный пешеходный переход» |
|
|
22 |
Знаки «место остановки автобуса (троллейбуса)», «место остановки трамвая». Экскурсия. |
|
|
23 |
Игра «Живые знаки» |
|
|
24 |
Правила перехода дороги при разных знаках пешеходного перехода. |
|
|
25 |
Перекресток. Ролевая игра «Переходим дорогу» |
|
|
26 |
Светофор пешеходный. Светофор транспортный. |
|
|
27 |
Особенности сигналов светофора и действия пешеходов. |
|
|
Ты – пассажир ( 6 ч.)
|
|
||
28 |
Правила поездки в автомобиле. |
Выявляет потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека в условиях дорожного движения. |
|
29 |
Правила поездки в автобусе, троллейбусе.
|
|
|
30 |
Правила поездки в электричке. Правила поездки в метро. |
|
|
31 |
Опасные ситуации. Ролевая игра «Едем в гости». |
||
Выявляет потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека в условиях дорожного движения. Ориентируется в основных вопросах изученных тем. Объясняет правила безопасного движения в автомобиле, правила перехода дороги. |
|||
32 |
Подготовка к проекту ««Правила движения — достойны уважения!» |
|
|
33 |
Презентация проектов «Правила движения — достойны уважения!» Урок-игра «Азбука безопасности». |
|
Средства контроля
- организация тестирования и контрольных опросов;
- проведение викторин, смотров знаний;
- организация игр-тренингов на базе «городка безопасности».
Методическое обеспечение программы
В курсе обучения применяются традиционные методы обучения: использования слов, наглядного восприятия и практические методы. Метод использования слова - универсальный метод обучения. С его помощью решаются различные задачи: раскрывается содержание занятия, и объясняются элементарные основы ПДД и личной безопасности. Это определяет разнообразие методических приёмов использования слова в обучении:
- рассказ;
- беседа;
- обсуждение;
- объяснение.
Методы наглядного восприятия способствуют более быстрому, глубокому и прочному усвоению учащимися программы курса обучения, повышения интереса к изучаемым темам. К этим методам можно отнести: практические задания, демонстрацию плакатов, рисунков, видеозаписей, просматривание презентаций видеороликов о ПДД и личной безопасности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.