Программа внеурочной деятельности "Начальная финансовая грамотность"

  • pdf
  • 29.05.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 5. Финансовая грамотность.pdf

 

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа» п. Усть - Лэкчим

 

                                                                                                                                                            Утверждаю:

Директор  МОО «СОШ» п.Усть - Лэкчим

 

 

 

Программа внеурочной деятельности

«Начальная финансовая грамотность»

Направленность: социально – гуманитарная

Базовый уровень Срок реализации – 1 год

Возраст обучающихся – 8-11 лет

 

Разработчик:

Киселева Наталья Юрьевна

 

 

 

 

п. Усть - Лэкчим

2021г.

 

Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы

 

Пояснительная записка

 Программа внеурочной деятельности «Начальная финансовая грамотность».

Данная программа разработана с учетом следующих нормативных документов: 

-  Федерального Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-  Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р; 

-  Санитарных правил 2.4.3648–20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 281;

-  Санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685–21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 2; 

-  Приказа Министерства просвещения России от 09 ноября 2018 г. № 196 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 

-  Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых";

-  Приказа Министерства образования, науки и молодёжной политики Республики Коми «Об утверждении правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Республике Коми» от 01.06.2018 года № 214-п; 

-  Приложения к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09–3242 «О направлении информации» (Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (включая разноуровневые программы); 

-  Приложения к письму Министерства образования, науки и молодёжной политики Республики Коми от 27 января 2016 г. № 07–27/45 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных - дополнительных

общеразвивающих программ в Республике Коми»; 

-  Устава МОУ «СОШ» п. Усть - Лэкчим

Финансовая грамотность – это умение жить по средствам, осознанный отказ от неразумных долгов, понимание экономических процессов и развитый навык осознанного включения в них.  Все составляющие должны быть гармонично развиты.

Будучи финансово безграмотным, человек не только терпит убытки, теряет накопления, но также с трудом «вписывается» в общество. Без знаний основ рынка ребенок хуже проходит социализацию, потому что многообразное общество, словно лоскутное одеяло, сшито экономическими нитями. Не зная того, на чем держится общество, с трудом можно быть его активным участником.

Самым базовым инструментом, которым должен научиться владеть человек, являются деньги – средство обмена. Не чувствуя их, не зная им цену, обеспечивать себя, заботиться о себе становится сложно. 

Невозможно вырастить гармонично развитого человека, не подготовив его к главной реалии современного рынка – товарно-денежным отношениям. Ребенок практически ежедневно слышит в семье, как деньги, товары, продукты, цены, дешево, дорого, экономить и т.п. поэтому проблема финансового воспитания становится актуальной применительно уже и к младшему школьному возрасту, так как это время, когда закладываются «азы» будущего финансового «здоровья». 

При включении Программы в дополнительное образование следует понимать, что формируется не финансовая грамотность, а финансовая культура ребенка, т.е. закладываются индивидуальные особенности восприятия финансового мира. 

Актуальность Программы по формированию финансовой культуры младших  школьников обусловлена значимостью подготовки ребенка к жизни в целом, формированием правильной ориентации ребенка в экономических явлениях. Формирование финансовой культуры официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса. Финансовая грамотность активно включается в систему образования. Практика показала: чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее формируются полезные финансовые привычки, которые помогают избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни. Финансовая культура формируется в течение продолжительного периода на основе принципа «от простого к сложному», на основе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Финансовая культура и финансовые навыки прививаются также, как нравственность и правила этикета, следовать которым приходится всю жизнь. В раннем возрасте закладываются не только основы культуры, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни. Важно помнить, что сегодняшние дети – это будущие налогоплатильщики, вкладчики и заёмщики, участники финансового рынка. Поэтому формирование финансовой культуры обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте. 

 

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что в ходе ее реализации у обучающихся, кроме предметных, формируются учебно-познавательные, коммуникативные и информационные компетенции. Систематично и последовательно формируются навыки финансовой грамотности, поиск рациональных путей его совершенствования, критическая оценка результатов.

Новизна Программы заключается в заложении основ финансовой культуры в младшем школьном возрасте в русле формирования здорового отношения к деньгам, совершенствования общения ребенка со взрослыми и сверстниками при реализации интереса к материальным ценностям. 

Программа «Финансовая грамотность» адресована учащимся 8-11 лет. Специальной подготовки не предусматривается, учитываются индивидуальные особенности каждого обучающегося. Группы могут быть сформированы одного возраста или разных возрастных категорий. Объем программы – 72 часов за весь период обучения Сроки освоения программы – 36 недель (2 часа в неделю).

Отличительные особенности данной программы состоит в том, что  учить детей младшего школьного возраста грамотно распоряжаться деньгами.  Ведь каким бы ни было наше состояние, большим или не очень, мы всегда можем научиться извлекать из него максимальную пользу, стремясь к своей мечте. Правильно пользуясь вкладами и кредитами, мы экономим деньги, грамотно вложив, приумножаем, регулярно планируя и соблюдая свой бюджет, достигаем поставленных целей. В программе на понятных детям примерах показано, как научиться считать, экономить и защищать свои деньги, как планировать свой бюджет и как сделать из маленьких денег большие. С простых действий и привычек начинается путь к успеху, так же как со счетных палочек начиналась когда-то карьера каждого успешного финансиста.

 

Адресат программы «Начальная финансовая грамотность» -  обучающиеся 8–11 лет. Набор в группы проводится по желанию и интересам детей (мальчики и девочки). Специальной подготовки не предусматривается, учитываются индивидуальные особенности каждого обучающегося. Группы могут быть сформированы одного возраста или разных возрастных категорий.

Объем программы – 72 часа за весь период обучения. 

Сроки освоения программы36 недель Формы организации образовательного процесса

Форма обучения – очная, групповая. В период невозможности организации образовательного процесса в очной форме (карантин, актированные дни) может быть организовано самостоятельное изучение программного материала учащимися с последующим контролем со стороны педагога. 

В процессе обучения используются различные формы занятий (индивидуальные, групповые) и различные виды занятий (практические занятия, выполнение самостоятельной работы и другие). Занятия включают в себя теоретическую и практическую части. Теоретические сведения даются на соответствующих занятиях перед новыми видами деятельности обучающихся. Для изложения теоретических вопросов используются такие методы работы как рассказ, беседа, сообщения. Практические занятия: защита проектов.

 

Режим занятий

Занятия проводятся 2 раза в неделю: 2 академических часа (90 минут). Продолжительность одного часа занятий для учащихся составляет 45 мин. 

 

Год обучения

Количество неделю

часов

в

год

Количество часов в

I

2

 

 

 

72

 

 

Цели и задачи программы.

Цель программы: формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей начальных классов.

 Задачи реализации Программы: 

Образовательные:

-          познакомить школьников с денежной сферой жизни; 

-          раскрыть взаимосвязь понятий: труд – продукт (результат труда) – деньги, подготовить к восприятию денег как жизненно необходимого, но ограниченного ресурса, труда как честного способа их заработать; 

-          сформировать у детей первоначальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению; 

-          подготовить к принятию своих первых финансовых решений; 

-          заложить азы ответственного отношения к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам; 

-          научить соотносить понятия надо, хочу и могу; 

-          обогатить словарный запас и познакомить с понятиями: 

      трудиться, работать и зарабатывать;

      деньги, доходы; 

      покупать, тратить, расходовать, транжирить; 

      откладывать, копить, сберегать; 

      одалживать, занимать, отдавать, возвращать; 

      планировать, экономить. - способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, определяющие основы финансового экономических отношений между людьми и в обществе; - подготовить детей к жизненному этапу, когда будут появляться карманные (личные) деньги. 

Воспитательные: 

-          активизировать коммуникативную деятельность детей; 

-          стимулировать интерес к изучению мира финансов; 

-          способствовать         повышению   ответственности       и          самоконтроля       –          качеств, необходимых для достижения успеха в жизни; 

-          обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой культуры ребенка. 

Программа предусмотрена как дополнительное образование детей младшего школьного возраста. 

Развивающие:

-          развитие творческой инициативы и самостоятельности;

-          развитие психофизиологических качеств учеников: памяти, внимания, способности логически мыслить, анализировать, концентрировать внимание на главном;

-          развитие логического, абстрактного и образного мышления;

-          развитие умения творчески подходить к решению задачи;

-          развитие умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений

 

Содержание программы

Учебный план

Тема занятий

 

 

 

 

 

всего

 

теория

 

практика

1.  

Вводное занятие. 

 

2

 

1

1

2.  

Потребности

 

6

 

3

3

3.  

Товары и услуги

 

8

 

4

4

4.  

Деньги

 

8

 

4

4

5.  

Торговля

 

8

 

4

4

6.  

Занимательная экономика

 

16

 

2

14

7.  

Банки

 

8

 

4

4

8.  

Ценные бумаги. Штрафы.

 

8

 

4

4

9.  

Современная экономика нашей страны.

 

8

 

4

4

 

Итого:

 

72

 

30

42

 

Содержание учебного плана

 

Темы  

Содержание  

Вводное занятие. 

Введение в экономику, основные экономические термины, главные вопросы экономики, типы экономических систем.

Потребности

Понятие потребностей. Какие бывают потребности. Домашнее хозяйство, главные потребности человека, желания: что необходимо человеку для жизни, Соотносим потребности, желания и возможности. Трудиться означает что - то делать, созидать для себя, на благо своей семьи, близких людей, друзей, домашних питомцев и пр. любой труд – это хорошо, сидеть без дела – это плохо. Виды домашнего труда. Беседа, ситуационные задачи, игра «Вот так заработали!», фотовыставка, конкурс проектов «Трудиться полезно и почетно». Профессии. Продукты труда:

 

товары и услуги. Продукты труда используются человеком для себя и для продажи (товар)

Товары и услуги

Торговые предприятия: магазины, киоски, ларьки, базары, рынки, ярмарки. Разбираем цепочку товар-стоимость-цена. Понятие «Товары - заменители». Волшебные правила для покупателя и продавца, обмен, подарок, реклама. Создание «Экономной памятки»

Деньги

Деньги – мера оценки труда (вознаграждение за проделанную работу), универсальное средство обмена (инструмент обмена товаров и услуг). Изобретение внешнего вида денег. Виды денег (монета, банкнота, пятак, рубль и пр.). изготовление денег: печать, чеканка. Труд и доходы. Вознаграждение за честный труд, заработная плата родителей, пенсия дедушек и бабушек. Считай деньги в своем кармане, а не в чужом

Торговля

которые дети будут зарабатывать на занятиях, а потом менять на товар.

Занимательная экономика

Викторины, игры, терминологическое лото «Объясни своими словами». Игра в монополию.

Банки

Что такое банк. Обсуждаем русские пословицы: - Умей взять, умей и отдать! - Бери, да помни! Штука не взять, а штука отдать. - В долг брать легко, а отдавать тяжело. Знакомство с понятием кредит. Знакомство с понятие ипотека и автокредит. Беседа о неэкономических долгах, долг перед Отечеством, близкими, друзьями.

Ценные бумаги. Штрафы.

Что такое ценные бумаги. Виды ценных бумаг. Что такое штрафы. Виды штрафов. 

Современная экономика нашей страны.

Деньги зарабатываются трудом, и поэтому тратить их необходимо только с пользой, относиться к ним бережливо. Бережливый человек всегда богаче. Воспитываем бережное отношение к труду и деньгам. Составляем бизнес – план. Определяем причины экономии семейного бюджета.

 

 

Планируемые результаты освоения Программы 

Специфика младшего школьного  возраста не позволяет требовать от ребенка достижения конкретных образовательных результатов и обуславливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров. 

Целевые ориентиры предназначены для педагогов и родителей. Их необходимо воспринимать как возрастные характеристики возможных достижений ребёнка и направление воспитательной деятельности взрослых.

 Личностные результаты: 

В итоге освоения Программы ученик сможет:

-          разбираться в значении основных экономических и финансовых понятий, предусмотренных Программой; 

-          четко осознавать, что труд – основа жизни, любой труд – это хорошо, плохо – сидеть без дела; 

-          знать, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена; Понимать, что бережливость и экономия – это разумное отношение к расходам (они не бессмысленны, а направлены на достижение конкретных целей), умение ценить результаты труда, умение делиться и отдавать, в случае острой необходимости прийти на помощь ближнему, делиться сбережениями, порой абсолютно бескорыстно; 

-          осознавать необходимость выделение главного (умение видеть преимущества того или иного предмета или действия).

Предметные результаты: 

-          освоить начальные навыки обращения с деньгами, осознавать необходимость грамотно и бережливо относиться к ним;

-          научиться принимать свои первые финансовые решения относительно расходов и трат, соотносить понятия хочу и могу. Понимать, что тратить можно мудро, с пользой для себя, а можно напрасно, бес толку, бесполезно, бессмысленно; 

-          освоить начальные навыки планирования: интересно и с пользой использовать свободное время, принадлежащие ребенку вещи (игрушки, канцтовары и пр.), денежные средства и пр. 

-          Заложить нравственно-этические привычки (возвращать долги, уважать свой и чужой труд, сопереживать, делиться и пр.), которые в будущем будут способствовать успешному управлению личными финансами.

 

Метапредметные результаты:

 

В итоге освоения Программы ученик сможет:

-          принимать учебную задачу, планировать учебную деятельность;

-          адекватно воспринимать оценочные суждения педагога и товарищей;  

-          различать способ и результат действия;

-          в сотрудничестве с  учителем ставить новые учебные задачи;  

-          осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; 

-          проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;  

-          устанавливать аналогии, причинно-следственные связи;   -      планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

 

 

Комплекс организационно-педагогических условий Условия реализации программы

Материально – техническое обеспечение: Наличие учебного кабинета. Кабинет должен иметь естественное и искусственное освещение, соответствовать санитарногигиеническим нормам для данного вида деятельности. Помещение должно обязательно проветриваться и хорошо освещаться. Оборудование. Столы, стулья, учительский стол, учебная доска, ноутбук или компьютер, проектор. 

Методическое обеспечение: Информационно-методическое обеспечение Программа реализуется с методическим сопровождением: 

-          методические рекомендации для учителя (с темами и рекомендациями по организации и проведению занятий); 

-          пособие для родителей «Советы родителям: о чём и как говорить с ребенком»;  - сборник мини-спектаклей по финансовой грамотности для школьников (обучающих сказок для знакомства с основами финансовой грамотности и формирования финансовой культуры детей в возрасте 6-9 лет); 

-          сборник ситуационных задач по финансовой грамотности для школьников;

-          сборник игр для детей младшего школьного возраста «Азы финансовой культуры»;

-          раздаточные и дидактические материалы по финансовой грамотности для организации обучения и воспитания младших школьников; 

-          художественная литература для организации занятий по финансовой грамотности в образовательных учреждениях.

 

 

Методы и технологии обучения и воспитания

-          практический  (создание планирования, бюджета, бизнес – плана) ;

-          наглядный, объяснительно-иллюстративный (схемы, фото и видеоматериалы по финансовой грамотности);  

-          словесный (инструктажи, беседы, разъяснения);  

-          инновационные методы (поисковый, учебно-исследовательский, проектный,

игровой);  

-          работа с информационными источниками (литература, поисковые системы и

др.);

-          креативные методы обучения (метод придумывания, метод случайных ассоциаций, мозговой штурм, метод морфологического ящика, метод проектов, метод рефлексии);

-          метод авансирования успеха – создание ситуации успеха для каждого ребенка, стимулирование;

-          метод самостоятельной работы обучающихся по осмысливанию и усвоение нового материала;

-          метод работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: праздники, фестивали, концерты, конкурсы, открытые занятия;

-          метод проверки и оценки знаний, умений и навыков обучающихся: повседневное наблюдение за воспитанниками, устный опрос (индивидуальный, групповой), контрольные занятия, соревнования). Принципы обучения

-          Принцип научности, системности, последовательности;

-          принцип доступности и посильности;

-          принцип дифференциации;

-          принцип наглядности;

-          принцип сочетания различных форм обучения;

-          принцип последовательного усложнения;

-          принцип учета возрастных особенностей;

-          принцип развивающей деятельности; - принцип психологической комфортности; - принцип вариативности.

Современные педагогические технологии, используемые в реализации образовательного процесса (личностно-ориентированные, в том числе игровые, проблемное обучение, проектная, учебно-исследовательская деятельность, элементы здоровьесберегающих технологий) в сочетании с современными ИКТ-технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед педагогом задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.

С целью формирования навыков и расширения опыта самостоятельной работы учащихся предусмотрены следующие формы деятельности: работа с информационными ресурсами, проекты, просмотр, прослушивание, упражнения и т. д. 

 

Формы текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации

Порядок аттестации учащихся регламентируется положением «Об аттестации учащихся» в МОУ «СОШ» п. Усть - Лэкчим. Аттестация учащихся включает в себя:

-          входной контроль учащихся. Форма – собеседование, тестирование;

-          промежуточную аттестацию успеваемости учащихся. Форма промежуточной аттестации – тестирование;

-          итоговую аттестацию учащихся после освоения всего объема дополнительной общеразвивающей программы. Форма итоговой аттестации – защита творческого группового проекта.

Текущий контроль успеваемости осуществляется педагогом на каждом занятии методом наблюдения.

 

Виды аттестации, сроки проведения

Цель

Содержание

Форма

Контрольно- измерительные материалы

Критерии

Входной контроль.

Сентябрь

Определить исходный

уровень

подготовленности учащихся

Входящая диагностика.

Собеседование

Приложение  в

УМК 2

 

Промежуточная аттестация.  февраль

Определить уровень усвоения пройденного

материала по

темам за первое полугодие 1-го года обучения

Знание основных понятий.

 

Творческое задание

Приложения в УМК 3

Итоговая аттестация май

Определить уровень освоения программы

Владение терминологией.

Практические навыки, умения.

 

Тестирование  

Приложения в УМК 4

 

 

Список литературы

 

Нормативно-правовые документы

-          Федеральный Закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 

-          Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;

-          Санитарные правила 2.4.3648–20 «Санитарно-эпидемиологические требования к   организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 281;

-          Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685–21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 2;

-          Приказ Министерства просвещения России от 09 ноября 2018 г. № 196 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 

-          Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых"; 

-          Приказ Министерства образования, науки и молодёжной политики Республики Коми «Об утверждении правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Республике Коми» от 01.06.2018 года № 214-п; 

-          Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09– 3242 «О направлении информации» (Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (включая разноуровневые программы); 

-          Приложение к письму Министерства образования, науки и молодёжной политики Республики Коми от 27 января 2016 г. № 07–27/45 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных - дополнительных общеразвивающих программ в Республике Коми»;  - Устав МОУ «СОШ» п. Усть - Лэкчим. 

 

Литература для педагога Учебно-методический комплекс

 

Учебно-методическое обеспечение.

1.      Гловели Г. Д. Финансовая грамотность: Материалы для учащихся (4 класс). – М.: ВИТАПРЕСС, 2014.

2.      Федин С. Н. Финансовая грамотность: Материалы для учащихся (2-3 класс). – М.: ВИТАПРЕСС, 2014.

3.      Корлюгова Ю. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

4.      Корлюгова Ю. Финансовая грамотность: материалы для родителей. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

5.      Корлюгова Ю. Финансовая грамотность: контрольно-измерительные материалы. – М.:

ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Демонстрационные и печатные пособия

1.      Магнитная доска.

2.      Демонстрационные таблицы.

3.      Наборы сюжетных (и предметных) картинок по тематике курса. Технические средства обучения 1. Персональный компьютер с принтером.

2.      Мультимедийный проектор.

3.      Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы по программе.

Интернет-источники

1.      Сайт журнала «Семейный бюджет» http://www.7budget.ru;

2.      Журнал «Работа и зарплата» - http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnal-rabota-i-zarplata;

3.      Портал «Профориентир» «Мир профессий» - http://www.clskuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php;

4.      Сайт «Все о пособиях» - http://subsidii.net/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                           Приложение 1

Календарно-тематический план

 

п/п

Дата проведе

ния (число, месяц, год)

Раздел программы Тема занятия

Всего кол-во часов

Кол-во часов

Теория

Кол-во часов

Практика

 

Вводное занятие (2)

 

 

1-2

 

Что такое экономика

2

1

1

 

Потребности (6)

 

 

3

 

Что такое потребности.

1

1

 

4

 

Потребность в труде.

 

1

1

 

5

 

Практическое            занятие             «Труд – основа жизни»

1

 

1

6

 

Работать и зарабатывать

1

1

 

7

 

Практическое занятие «Работать и зарабатывать»

1

 

1

8

 

Все работы хороши, выбирай на

вкус

1

 

1

 

Товары и услуги (8)

 

 

 

9

 

Где покупают и продают разные товары

1

1

 

10

 

Стоимость и цена товара

1

1

 

11

 

Товар - заменитель

1

1

 

12

 

Выгодно-невыгодно

1

1

 

13

 

«Как старик корову продавал» - что может реклама, обсуждение

1

 

1

14

 

Практическое            занятие             «Памятка потребителя»

1

 

1

15

 

Практическое занятие «Сколько стоит завтрак, обед и ужин»

1

 

1

16

 

Сколько стоит автомобиль?

1

 

1

 

Деньги (8)

 

 

17

 

Как придумали деньги

1

1

 

18

 

Практическое        занятие         «Наш

монетный двор»

1

1

 

19

 

Какие бывают деньги, как они

выглядят и откуда берутся

1

1

 

20

 

Практическое занятие «Какими деньги были, какими стали?»

1

1

 

21

 

Как деньги попадают к нам в дом. Трудовая денежка всегда крепка

1

 

1

22

 

Практическое            занятие             «Идём             в магазин»

1

 

1

23

 

Практическое         занятие         «Как

сэкономить деньги»

1

 

1

24

 

Практическое         занятие         «Как

сэкономить деньги»

1

 

1

 

Торговля (8)

25

 

Что такое торговля

1

1

 

26

 

Реклама – двигатель торговли

1

1

 

27

 

Учимся рекламировать свой товар

1

1

 

28

 

Ярмарка 

1

1

 

29

 

Ярмарка 

1

 

1

30

 

Ярмарка 

1

 

1

31

 

Ярмарка 

1

 

1

32

 

Ярмарка

1

 

1

Занимательная экономика (16)

33

 

Викторина «Что я знаю про деньги»

1

 

1

34

 

Викторина «Что я знаю про деньги»

1

 

1

35

 

Терминологическое лото «Объясни своими словами»

1

 

1

36

 

Терминологическое лото «Объясни своими словами»

1

 

1

37

 

Играем в монополию. 

1

 

1

38

 

Играем в монополию. 

1

 

1

39

 

Фримаркет

1

1

 

40

 

Фримаркет

1

 

1

41

 

Экономические ребусы

1

 

1

42

 

Экономические ребусы

1

 

1

43

 

Копим и сберегаем

1

 

1

44

 

Карманные деньги

1

 

1

45

 

Остерегайся мошенников

1

1

 

46

 

Практическое занятие «Остерегайся мошенников»

1

 

1

47

 

Семейный бюджет

1

 

1

48

 

Своё дело.

1

 

1

Банки (8)

49

 

Дом, где живут деньги.

1

1

 

50

 

Практическое занятие «Пословицы о долгах»

1

 

1

51

 

Кредит. Что это такое?

1

1

 

52

 

Кредитная карта. 

1

1

 

53

 

Ипотека. Автокредит.

1

1

 

54

 

  Практическое         занятие        «Как

научится жить без долгов»

1

 

1

55

 

Практическое            занятие             «Делаем копилку»

1

 

1

56

 

Беседа – рассуждение «Кому мы должны»

1

 

1

Ценные бумаги. Штрафы. (8)

57

 

Что такое ценные бумаги

1

1

 

58

 

Что такое ценные бумаги

1

1

 

59

 

Что такое штрафы

1

1

 

60

 

Что такое штрафы

1

1

 

61

 

Рисуем стенд о ценных бумагах

1

 

1

62

 

Рисуем стенд о ценных бумагах

1

 

1

63

 

Рисуем стенд «Азбука экономики»

1

 

 

1

64

 

Рисуем стенд «Азбука экономики»

1

 

 

1

 

Современная экономика нашей страны (8)

 

 

65

 

Тратим разумно, и экономим

1

 

1

 

66

 

Практическое занятие «Составляем бизнес - план»

1

 

 

1

67

 

Практическое занятие «Зачем планировать расходы семьи»

1

 

 

1

68

 

 «Советы богатых людей»

1

 

1

 

69

 

Практическое занятие «План на жизнь»

1

 

 

1

70

 

Интервью       у     взрослого      «Ваши

детские мечты»

1

 

 

1

71

 

Игра «Финансы не поют романсы»

1

 

1

 

72

 

Игра «Финансы не поют романсы»

1

 

1

 

 

 

Итого: 

72

 

30

42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Оценочные материалы Содержание контроля  Входной контроль  Форма: тестирование

 

1. Почему человек не может иметь всё, что ему хочется? Потому что:

а) слишком маленькая зарплата

б) всё дорого стоит

в) ресурсы ограничены

г) ему достаточно того, что у него ест

2.   Проблема выбора стоит только перед:

            а) государством или предприятием

            б) людьми с небольшими доходами

            в) только богатыми людьми

            г) всеобщая проблема

       3.  Сетка принятия решений основана:

            а) на выборе лучшего варианта

            б) на определении того, что больше нравится

            в) на выделении самого дешёвого варианта

            г) на расчёте затрат

4.    Основные вопросы экономики:

            а) Что? Где? Когда?

            б) Что? Как? Для кого?

            в) Что? Как? Где?

            г) Кто? Когда? Зачем?

5.    Ресурсы наиболее эффективно используются:

            а) в традиционной экономической системе

            б) в рыночной экономической системе

            в) в командной экономической системе

            г) в иной экономической системе

   6.  Целью предпринимательской деятельности является:

           а) удовлетворение потребностей людей

           б) получение прибыли

           в) общение с людьми

           г) получение навыков работы

7.  Что из предложенного нельзя отнести к природным ресурсам?

       а) месторождение каменного угля

       б) вода

       в) участок земли

       г) буровая установка

8.  Первая денежная единица Киевской Руси?

       а) алтын

       б) гривна

       в) копейка

       г) рубль

9.  Биржа – это место, где…

       а) только продают

       б) только покупают

       в) делают и то и другое

10.   Примером товара (услуги) общественного пользования может служить:        а) услуги швеи

       б) услуги парикмахера

       в) деревья в сквере

       г) нет правильного ответа

 

 

Критерии оценивания

Количество баллов

Уровень

8-10 (80-100%)

Высокий уровень

5-7 (50-79%)

Средний уровень

Меньшее 5 (меньше 50%)

Низкий уровень

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Промежуточная аттестация  Форма: тестирование

 

Тест. Выберите один правильный вариант

 

А1. Потребности - это:

А) то, без чего можно прожить;

Б) нужда в чем-либо необходимом;

В) психологические особенности человека;

 

А2. Чтобы показать разнообразие человеческих потребностей, американский психолог А. Маслоу предложил специальную пирамиду потребностей, которая описывает все разнообразие человеческих потребностей. Какие потребности не входят в его пирамиду?

А) физиологические;

Б) материальные;

В) в самосохранении;

Г) социальные;

Д) в признании личности; Е) в самовыражении.

 

А3. Расходы домашнего хозяйства - это:

А)покупка недвижимости

 

Б) денежный вклад в банке

 

В) нет правильного ответа

 

А4. Если бюджет сбалансированный, то:

А) расходы превышают доходы

 

Б) доходы превышают расходы

 

В) расходы равны доходам

 

А5. Недвижимое имущество - это:

А) дача

 

Б) аквариум

 

В) акция

 

А6. Доходом домашних хозяйств является:

А) зарплата

 

Б) плата за кредит

В) налоги

 

А7. Определите, верны или неверны следующие утверждения:

В1. Налоги составляют доходную часть бюджета. (да)

 

В2. Движимое имущество - это деньги и ценные бумаги (нет)

 

В3. К финансам относятся только наличные деньги (нет)

 

В4. Заработная плата относится к основным доходам семьи (да)

 

Количество баллов

Уровень

7-10 (80-100%)

Высокий уровень

4-6 (50-79%)

Средний уровень

Меньшее 4 (меньше 50%)

Низкий уровень

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4 Итоговая аттестация по окончании учебного курса Форма: защита творческого проекта (буклет по экономии семейного бюджета) Создание буклета по экономии семейного бюджета

Критерии

Баллы 

 

Самостоятельное изготовление 

Изготовление с подсказки педагога 

Изготовление с помощью педагога 

 

3

2

1

 

Интересная  информация в буклете

Мало информации

Информация не относится к теме

 

2

1

0

 

Оформление красочное, работа выполнена аккуратно

Выполнено одно из вышеперечисленных условий

Работа выполнена неаккуратно

 

2

1

0

 

Защита с применением теоретических знаний

Защита затруднена, чтение доклада

Защита проекта не состоялась

 

3

1

0

 

Критерии оценивания

Количество баллов

Уровень

8-10 (80-100%)

Высокий уровень

5-7 (50-79%)

Средний уровень

Меньшее 4 (меньше 50%)

Низкий уровень