Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» п. Усть - Лэкчим
Утверждаю:
Директор МОО «СОШ» п.Усть - Лэкчим
Программа внеурочной деятельности
«Начальная финансовая грамотность»
Направленность: социально – гуманитарная
Базовый уровень Срок реализации – 1 год
Возраст обучающихся – 8-11 лет
Разработчик:
Киселева Наталья Юрьевна
п. Усть - Лэкчим
2021г.
Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы
Программа внеурочной деятельности «Начальная финансовая грамотность».
Данная программа разработана с учетом следующих нормативных документов:
- Федерального Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;
- Санитарных правил 2.4.3648–20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 281;
- Санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685–21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 2;
- Приказа Министерства просвещения России от 09 ноября 2018 г. № 196 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых";
- Приказа Министерства образования, науки и молодёжной политики Республики Коми «Об утверждении правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Республике Коми» от 01.06.2018 года № 214-п;
- Приложения к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09–3242 «О направлении информации» (Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (включая разноуровневые программы);
- Приложения к письму Министерства образования, науки и молодёжной политики Республики Коми от 27 января 2016 г. № 07–27/45 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных - дополнительных
общеразвивающих программ в Республике Коми»;
- Устава МОУ «СОШ» п. Усть - Лэкчим
Финансовая грамотность – это умение жить по средствам, осознанный отказ от неразумных долгов, понимание экономических процессов и развитый навык осознанного включения в них. Все составляющие должны быть гармонично развиты.
Будучи финансово безграмотным, человек не только терпит убытки, теряет накопления, но также с трудом «вписывается» в общество. Без знаний основ рынка ребенок хуже проходит социализацию, потому что многообразное общество, словно лоскутное одеяло, сшито экономическими нитями. Не зная того, на чем держится общество, с трудом можно быть его активным участником.
Самым базовым инструментом, которым должен научиться владеть человек, являются деньги – средство обмена. Не чувствуя их, не зная им цену, обеспечивать себя, заботиться о себе становится сложно.
Невозможно вырастить гармонично развитого человека, не подготовив его к главной реалии современного рынка – товарно-денежным отношениям. Ребенок практически ежедневно слышит в семье, как деньги, товары, продукты, цены, дешево, дорого, экономить и т.п. поэтому проблема финансового воспитания становится актуальной применительно уже и к младшему школьному возрасту, так как это время, когда закладываются «азы» будущего финансового «здоровья».
При включении Программы в дополнительное образование следует понимать, что формируется не финансовая грамотность, а финансовая культура ребенка, т.е. закладываются индивидуальные особенности восприятия финансового мира.
Актуальность Программы по формированию финансовой культуры младших школьников обусловлена значимостью подготовки ребенка к жизни в целом, формированием правильной ориентации ребенка в экономических явлениях. Формирование финансовой культуры официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса. Финансовая грамотность активно включается в систему образования. Практика показала: чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее формируются полезные финансовые привычки, которые помогают избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни. Финансовая культура формируется в течение продолжительного периода на основе принципа «от простого к сложному», на основе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Финансовая культура и финансовые навыки прививаются также, как нравственность и правила этикета, следовать которым приходится всю жизнь. В раннем возрасте закладываются не только основы культуры, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни. Важно помнить, что сегодняшние дети – это будущие налогоплатильщики, вкладчики и заёмщики, участники финансового рынка. Поэтому формирование финансовой культуры обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что в ходе ее реализации у обучающихся, кроме предметных, формируются учебно-познавательные, коммуникативные и информационные компетенции. Систематично и последовательно формируются навыки финансовой грамотности, поиск рациональных путей его совершенствования, критическая оценка результатов.
Новизна Программы заключается в заложении основ финансовой культуры в младшем школьном возрасте в русле формирования здорового отношения к деньгам, совершенствования общения ребенка со взрослыми и сверстниками при реализации интереса к материальным ценностям.
Программа «Финансовая грамотность» адресована учащимся 8-11 лет. Специальной подготовки не предусматривается, учитываются индивидуальные особенности каждого обучающегося. Группы могут быть сформированы одного возраста или разных возрастных категорий. Объем программы – 72 часов за весь период обучения Сроки освоения программы – 36 недель (2 часа в неделю).
Отличительные особенности данной программы состоит в том, что учить детей младшего школьного возраста грамотно распоряжаться деньгами. Ведь каким бы ни было наше состояние, большим или не очень, мы всегда можем научиться извлекать из него максимальную пользу, стремясь к своей мечте. Правильно пользуясь вкладами и кредитами, мы экономим деньги, грамотно вложив, приумножаем, регулярно планируя и соблюдая свой бюджет, достигаем поставленных целей. В программе на понятных детям примерах показано, как научиться считать, экономить и защищать свои деньги, как планировать свой бюджет и как сделать из маленьких денег большие. С простых действий и привычек начинается путь к успеху, так же как со счетных палочек начиналась когда-то карьера каждого успешного финансиста.
Адресат программы «Начальная финансовая грамотность» - обучающиеся 8–11 лет. Набор в группы проводится по желанию и интересам детей (мальчики и девочки). Специальной подготовки не предусматривается, учитываются индивидуальные особенности каждого обучающегося. Группы могут быть сформированы одного возраста или разных возрастных категорий.
Объем программы – 72 часа за весь период обучения.
Форма обучения – очная, групповая. В период невозможности организации образовательного процесса в очной форме (карантин, актированные дни) может быть организовано самостоятельное изучение программного материала учащимися с последующим контролем со стороны педагога.
В процессе обучения используются различные формы занятий (индивидуальные, групповые) и различные виды занятий (практические занятия, выполнение самостоятельной работы и другие). Занятия включают в себя теоретическую и практическую части. Теоретические сведения даются на соответствующих занятиях перед новыми видами деятельности обучающихся. Для изложения теоретических вопросов используются такие методы работы как рассказ, беседа, сообщения. Практические занятия: защита проектов.
Занятия проводятся 2 раза в неделю: 2 академических часа (90 минут). Продолжительность одного часа занятий для учащихся составляет 45 мин.
Год обучения |
Количество неделю |
часов |
в |
год |
Количество часов в |
I |
2 |
|
|
|
72 |
Цели и задачи программы.
Цель программы: формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей начальных классов.
Задачи реализации Программы:
Образовательные:
- познакомить школьников с денежной сферой жизни;
- раскрыть взаимосвязь понятий: труд – продукт (результат труда) – деньги, подготовить к восприятию денег как жизненно необходимого, но ограниченного ресурса, труда как честного способа их заработать;
- сформировать у детей первоначальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;
- подготовить к принятию своих первых финансовых решений;
- заложить азы ответственного отношения к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;
- научить соотносить понятия надо, хочу и могу;
- обогатить словарный запас и познакомить с понятиями:
• трудиться, работать и зарабатывать;
• деньги, доходы;
• покупать, тратить, расходовать, транжирить;
• откладывать, копить, сберегать;
• одалживать, занимать, отдавать, возвращать;
• планировать, экономить. - способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, определяющие основы финансового экономических отношений между людьми и в обществе; - подготовить детей к жизненному этапу, когда будут появляться карманные (личные) деньги.
Воспитательные:
- активизировать коммуникативную деятельность детей;
- стимулировать интерес к изучению мира финансов;
- способствовать повышению ответственности и самоконтроля – качеств, необходимых для достижения успеха в жизни;
- обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой культуры ребенка.
Программа предусмотрена как дополнительное образование детей младшего школьного возраста.
Развивающие:
- развитие творческой инициативы и самостоятельности;
- развитие психофизиологических качеств учеников: памяти, внимания, способности логически мыслить, анализировать, концентрировать внимание на главном;
- развитие логического, абстрактного и образного мышления;
- развитие умения творчески подходить к решению задачи;
- развитие умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений
Содержание программы
№ |
Тема занятий |
|
|
|
|
|
всего |
|
теория |
|
практика |
||
1. |
Вводное занятие. |
|
2 |
|
1 |
1 |
2. |
Потребности |
|
6 |
|
3 |
3 |
3. |
Товары и услуги |
|
8 |
|
4 |
4 |
4. |
Деньги |
|
8 |
|
4 |
4 |
5. |
Торговля |
|
8 |
|
4 |
4 |
6. |
Занимательная экономика |
|
16 |
|
2 |
14 |
7. |
Банки |
|
8 |
|
4 |
4 |
8. |
Ценные бумаги. Штрафы. |
|
8 |
|
4 |
4 |
9. |
Современная экономика нашей страны. |
|
8 |
|
4 |
4 |
|
Итого: |
|
72 |
|
30 |
42 |
Темы |
Содержание |
Вводное занятие. |
Введение в экономику, основные экономические термины, главные вопросы экономики, типы экономических систем. |
Потребности |
Понятие потребностей. Какие бывают потребности. Домашнее хозяйство, главные потребности человека, желания: что необходимо человеку для жизни, Соотносим потребности, желания и возможности. Трудиться означает что - то делать, созидать для себя, на благо своей семьи, близких людей, друзей, домашних питомцев и пр. любой труд – это хорошо, сидеть без дела – это плохо. Виды домашнего труда. Беседа, ситуационные задачи, игра «Вот так заработали!», фотовыставка, конкурс проектов «Трудиться полезно и почетно». Профессии. Продукты труда: |
|
товары и услуги. Продукты труда используются человеком для себя и для продажи (товар) |
Товары и услуги |
Торговые предприятия: магазины, киоски, ларьки, базары, рынки, ярмарки. Разбираем цепочку товар-стоимость-цена. Понятие «Товары - заменители». Волшебные правила для покупателя и продавца, обмен, подарок, реклама. Создание «Экономной памятки» |
Деньги |
Деньги – мера оценки труда (вознаграждение за проделанную работу), универсальное средство обмена (инструмент обмена товаров и услуг). Изобретение внешнего вида денег. Виды денег (монета, банкнота, пятак, рубль и пр.). изготовление денег: печать, чеканка. Труд и доходы. Вознаграждение за честный труд, заработная плата родителей, пенсия дедушек и бабушек. Считай деньги в своем кармане, а не в чужом |
Торговля |
которые дети будут зарабатывать на занятиях, а потом менять на товар. |
Занимательная экономика |
Викторины, игры, терминологическое лото «Объясни своими словами». Игра в монополию. |
Банки |
Что такое банк. Обсуждаем русские пословицы: - Умей взять, умей и отдать! - Бери, да помни! Штука не взять, а штука отдать. - В долг брать легко, а отдавать тяжело. Знакомство с понятием кредит. Знакомство с понятие ипотека и автокредит. Беседа о неэкономических долгах, долг перед Отечеством, близкими, друзьями. |
Ценные бумаги. Штрафы. |
Что такое ценные бумаги. Виды ценных бумаг. Что такое штрафы. Виды штрафов. |
Современная экономика нашей страны. |
Деньги зарабатываются трудом, и поэтому тратить их необходимо только с пользой, относиться к ним бережливо. Бережливый человек всегда богаче. Воспитываем бережное отношение к труду и деньгам. Составляем бизнес – план. Определяем причины экономии семейного бюджета. |
Специфика младшего школьного возраста не позволяет требовать от ребенка достижения конкретных образовательных результатов и обуславливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры предназначены для педагогов и родителей. Их необходимо воспринимать как возрастные характеристики возможных достижений ребёнка и направление воспитательной деятельности взрослых.
Личностные результаты:
В итоге освоения Программы ученик сможет:
- разбираться в значении основных экономических и финансовых понятий, предусмотренных Программой;
- четко осознавать, что труд – основа жизни, любой труд – это хорошо, плохо – сидеть без дела;
- знать, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена; Понимать, что бережливость и экономия – это разумное отношение к расходам (они не бессмысленны, а направлены на достижение конкретных целей), умение ценить результаты труда, умение делиться и отдавать, в случае острой необходимости прийти на помощь ближнему, делиться сбережениями, порой абсолютно бескорыстно;
- осознавать необходимость выделение главного (умение видеть преимущества того или иного предмета или действия).
Предметные результаты:
- освоить начальные навыки обращения с деньгами, осознавать необходимость грамотно и бережливо относиться к ним;
- научиться принимать свои первые финансовые решения относительно расходов и трат, соотносить понятия хочу и могу. Понимать, что тратить можно мудро, с пользой для себя, а можно напрасно, бес толку, бесполезно, бессмысленно;
- освоить начальные навыки планирования: интересно и с пользой использовать свободное время, принадлежащие ребенку вещи (игрушки, канцтовары и пр.), денежные средства и пр.
- Заложить нравственно-этические привычки (возвращать долги, уважать свой и чужой труд, сопереживать, делиться и пр.), которые в будущем будут способствовать успешному управлению личными финансами.
Метапредметные результаты:
В итоге освоения Программы ученик сможет:
- принимать учебную задачу, планировать учебную деятельность;
- адекватно воспринимать оценочные суждения педагога и товарищей;
- различать способ и результат действия;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
- устанавливать аналогии, причинно-следственные связи; - планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Материально – техническое обеспечение: Наличие учебного кабинета. Кабинет должен иметь естественное и искусственное освещение, соответствовать санитарногигиеническим нормам для данного вида деятельности. Помещение должно обязательно проветриваться и хорошо освещаться. Оборудование. Столы, стулья, учительский стол, учебная доска, ноутбук или компьютер, проектор.
Методическое обеспечение: Информационно-методическое обеспечение Программа реализуется с методическим сопровождением:
- методические рекомендации для учителя (с темами и рекомендациями по организации и проведению занятий);
- пособие для родителей «Советы родителям: о чём и как говорить с ребенком»; - сборник мини-спектаклей по финансовой грамотности для школьников (обучающих сказок для знакомства с основами финансовой грамотности и формирования финансовой культуры детей в возрасте 6-9 лет);
- сборник ситуационных задач по финансовой грамотности для школьников;
- сборник игр для детей младшего школьного возраста «Азы финансовой культуры»;
- раздаточные и дидактические материалы по финансовой грамотности для организации обучения и воспитания младших школьников;
- художественная литература для организации занятий по финансовой грамотности в образовательных учреждениях.
- практический (создание планирования, бюджета, бизнес – плана) ;
- наглядный, объяснительно-иллюстративный (схемы, фото и видеоматериалы по финансовой грамотности);
- словесный (инструктажи, беседы, разъяснения);
- инновационные методы (поисковый, учебно-исследовательский, проектный,
игровой);
- работа с информационными источниками (литература, поисковые системы и
др.);
- креативные методы обучения (метод придумывания, метод случайных ассоциаций, мозговой штурм, метод морфологического ящика, метод проектов, метод рефлексии);
- метод авансирования успеха – создание ситуации успеха для каждого ребенка, стимулирование;
- метод самостоятельной работы обучающихся по осмысливанию и усвоение нового материала;
- метод работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: праздники, фестивали, концерты, конкурсы, открытые занятия;
- метод проверки и оценки знаний, умений и навыков обучающихся: повседневное наблюдение за воспитанниками, устный опрос (индивидуальный, групповой), контрольные занятия, соревнования). Принципы обучения
- Принцип научности, системности, последовательности;
- принцип доступности и посильности;
- принцип дифференциации;
- принцип наглядности;
- принцип сочетания различных форм обучения;
- принцип последовательного усложнения;
- принцип учета возрастных особенностей;
- принцип развивающей деятельности; - принцип психологической комфортности; - принцип вариативности.
Современные педагогические технологии, используемые в реализации образовательного процесса (личностно-ориентированные, в том числе игровые, проблемное обучение, проектная, учебно-исследовательская деятельность, элементы здоровьесберегающих технологий) в сочетании с современными ИКТ-технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед педагогом задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.
С целью формирования навыков и расширения опыта самостоятельной работы учащихся предусмотрены следующие формы деятельности: работа с информационными ресурсами, проекты, просмотр, прослушивание, упражнения и т. д.
Порядок аттестации учащихся регламентируется положением «Об аттестации учащихся» в МОУ «СОШ» п. Усть - Лэкчим. Аттестация учащихся включает в себя:
- входной контроль учащихся. Форма – собеседование, тестирование;
- промежуточную аттестацию успеваемости учащихся. Форма промежуточной аттестации – тестирование;
- итоговую аттестацию учащихся после освоения всего объема дополнительной общеразвивающей программы. Форма итоговой аттестации – защита творческого группового проекта.
Текущий контроль успеваемости осуществляется педагогом на каждом занятии методом наблюдения.
Виды аттестации, сроки проведения |
Цель |
Содержание |
Форма |
Контрольно- измерительные материалы Критерии |
Входной контроль. Сентябрь |
Определить исходный уровень подготовленности учащихся |
Входящая диагностика. |
Собеседование |
Приложение в УМК 2
|
Промежуточная аттестация. февраль |
Определить уровень усвоения пройденного материала по темам за первое полугодие 1-го года обучения |
Знание основных понятий.
|
Творческое задание |
Приложения в УМК 3 |
Итоговая аттестация май |
Определить уровень освоения программы |
Владение терминологией. Практические навыки, умения.
|
Тестирование |
Приложения в УМК 4 |
Список литературы
- Федеральный Закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;
- Санитарные правила 2.4.3648–20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 281;
- Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685–21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 2;
- Приказ Министерства просвещения России от 09 ноября 2018 г. № 196 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых";
- Приказ Министерства образования, науки и молодёжной политики Республики Коми «Об утверждении правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Республике Коми» от 01.06.2018 года № 214-п;
- Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09– 3242 «О направлении информации» (Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (включая разноуровневые программы);
- Приложение к письму Министерства образования, науки и молодёжной политики Республики Коми от 27 января 2016 г. № 07–27/45 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных - дополнительных общеразвивающих программ в Республике Коми»; - Устав МОУ «СОШ» п. Усть - Лэкчим.
Учебно-методическое обеспечение.
1. Гловели Г. Д. Финансовая грамотность: Материалы для учащихся (4 класс). – М.: ВИТАПРЕСС, 2014.
2. Федин С. Н. Финансовая грамотность: Материалы для учащихся (2-3 класс). – М.: ВИТАПРЕСС, 2014.
3. Корлюгова Ю. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
4. Корлюгова Ю. Финансовая грамотность: материалы для родителей. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
5. Корлюгова Ю. Финансовая грамотность: контрольно-измерительные материалы. – М.:
ВИТА-ПРЕСС, 2014.
1. Магнитная доска.
2. Демонстрационные таблицы.
3. Наборы сюжетных (и предметных) картинок по тематике курса. Технические средства обучения 1. Персональный компьютер с принтером.
2. Мультимедийный проектор.
3. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы по программе.
1. Сайт журнала «Семейный бюджет» http://www.7budget.ru;
2. Журнал «Работа и зарплата» - http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnal-rabota-i-zarplata;
3. Портал «Профориентир» «Мир профессий» - http://www.clskuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php;
4. Сайт «Все о пособиях» - http://subsidii.net/
Приложение 1
№ п/п |
Дата проведе ния (число, месяц, год) |
Раздел программы Тема занятия |
Всего кол-во часов |
Кол-во часов Теория |
Кол-во часов Практика |
|
Вводное занятие (2) |
|
|
||
1-2 |
|
Что такое экономика |
2 |
1 |
1 |
|
Потребности (6) |
|
|
||
3 |
|
Что такое потребности. |
1 |
1 |
|
4 |
|
Потребность в труде.
|
1 |
1 |
|
5 |
|
Практическое занятие «Труд – основа жизни» |
1 |
|
1 |
6 |
|
Работать и зарабатывать |
1 |
1 |
|
7 |
|
Практическое занятие «Работать и зарабатывать» |
1 |
|
1 |
8 |
|
Все работы хороши, выбирай на вкус |
1 |
|
1 |
|
Товары и услуги (8) |
|
|
|
|
9 |
|
Где покупают и продают разные товары |
1 |
1 |
|
10 |
|
Стоимость и цена товара |
1 |
1 |
|
11 |
|
Товар - заменитель |
1 |
1 |
|
12 |
|
Выгодно-невыгодно |
1 |
1 |
|
13 |
|
«Как старик корову продавал» - что может реклама, обсуждение |
1 |
|
1 |
14 |
|
Практическое занятие «Памятка потребителя» |
1 |
|
1 |
15 |
|
Практическое занятие «Сколько стоит завтрак, обед и ужин» |
1 |
|
1 |
16 |
|
Сколько стоит автомобиль? |
1 |
|
1 |
|
Деньги (8) |
|
|
||
17 |
|
Как придумали деньги |
1 |
1 |
|
18 |
|
Практическое занятие «Наш монетный двор» |
1 |
1 |
|
19 |
|
Какие бывают деньги, как они выглядят и откуда берутся |
1 |
1 |
|
20 |
|
Практическое занятие «Какими деньги были, какими стали?» |
1 |
1 |
|
21 |
|
Как деньги попадают к нам в дом. Трудовая денежка всегда крепка |
1 |
|
1 |
22 |
|
Практическое занятие «Идём в магазин» |
1 |
|
1 |
23 |
|
Практическое занятие «Как сэкономить деньги» |
1 |
|
1 |
24 |
|
Практическое занятие «Как сэкономить деньги» |
1 |
|
1 |
Торговля (8) |
||||||
25 |
|
Что такое торговля |
1 |
1 |
|
|
26 |
|
Реклама – двигатель торговли |
1 |
1 |
|
|
27 |
|
Учимся рекламировать свой товар |
1 |
1 |
|
|
28 |
|
Ярмарка |
1 |
1 |
|
|
29 |
|
Ярмарка |
1 |
|
1 |
|
30 |
|
Ярмарка |
1 |
|
1 |
|
31 |
|
Ярмарка |
1 |
|
1 |
|
32 |
|
Ярмарка |
1 |
|
1 |
|
Занимательная экономика (16) |
||||||
33 |
|
Викторина «Что я знаю про деньги» |
1 |
|
1 |
|
34 |
|
Викторина «Что я знаю про деньги» |
1 |
|
1 |
|
35 |
|
Терминологическое лото «Объясни своими словами» |
1 |
|
1 |
|
36 |
|
Терминологическое лото «Объясни своими словами» |
1 |
|
1 |
|
37 |
|
Играем в монополию. |
1 |
|
1 |
|
38 |
|
Играем в монополию. |
1 |
|
1 |
|
39 |
|
Фримаркет |
1 |
1 |
|
|
40 |
|
Фримаркет |
1 |
|
1 |
|
41 |
|
Экономические ребусы |
1 |
|
1 |
|
42 |
|
Экономические ребусы |
1 |
|
1 |
|
43 |
|
Копим и сберегаем |
1 |
|
1 |
|
44 |
|
Карманные деньги |
1 |
|
1 |
|
45 |
|
Остерегайся мошенников |
1 |
1 |
|
|
46 |
|
Практическое занятие «Остерегайся мошенников» |
1 |
|
1 |
|
47 |
|
Семейный бюджет |
1 |
|
1 |
|
48 |
|
Своё дело. |
1 |
|
1 |
|
Банки (8) |
||||||
49 |
|
Дом, где живут деньги. |
1 |
1 |
|
|
50 |
|
Практическое занятие «Пословицы о долгах» |
1 |
|
1 |
|
51 |
|
Кредит. Что это такое? |
1 |
1 |
|
|
52 |
|
Кредитная карта. |
1 |
1 |
|
|
53 |
|
Ипотека. Автокредит. |
1 |
1 |
|
|
54 |
|
Практическое занятие «Как научится жить без долгов» |
1 |
|
1 |
|
55 |
|
Практическое занятие «Делаем копилку» |
1 |
|
1 |
|
56 |
|
Беседа – рассуждение «Кому мы должны» |
1 |
|
1 |
|
Ценные бумаги. Штрафы. (8) |
||||||
57 |
|
Что такое ценные бумаги |
1 |
1 |
|
|
58 |
|
Что такое ценные бумаги |
1 |
1 |
|
|
59 |
|
Что такое штрафы |
1 |
1 |
|
|
60 |
|
Что такое штрафы |
1 |
1 |
|
|
61 |
|
Рисуем стенд о ценных бумагах |
1 |
|
1 |
|
62 |
|
Рисуем стенд о ценных бумагах |
1 |
|
1 |
|
63 |
|
Рисуем стенд «Азбука экономики» |
1 |
|
|
1 |
64 |
|
Рисуем стенд «Азбука экономики» |
1 |
|
|
1 |
|
Современная экономика нашей страны (8) |
|
|
|||
65 |
|
Тратим разумно, и экономим |
1 |
|
1 |
|
66 |
|
Практическое занятие «Составляем бизнес - план» |
1 |
|
|
1 |
67 |
|
Практическое занятие «Зачем планировать расходы семьи» |
1 |
|
|
1 |
68 |
|
«Советы богатых людей» |
1 |
|
1 |
|
69 |
|
Практическое занятие «План на жизнь» |
1 |
|
|
1 |
70 |
|
Интервью у взрослого «Ваши детские мечты» |
1 |
|
|
1 |
71 |
|
Игра «Финансы не поют романсы» |
1 |
|
1 |
|
72 |
|
Игра «Финансы не поют романсы» |
1 |
|
1 |
|
|
|
Итого: |
72 |
|
30 |
42 |
Приложение 2
1. Почему человек не может иметь всё, что ему хочется? Потому что:
а) слишком маленькая зарплата
б) всё дорого стоит
г) ему достаточно того, что у него ест
2. Проблема выбора стоит только перед:
а) государством или предприятием
б) людьми с небольшими доходами
в) только богатыми людьми
3. Сетка принятия решений основана:
а) на выборе лучшего варианта
б) на определении того, что больше нравится
в) на выделении самого дешёвого варианта
4. Основные вопросы экономики:
а) Что? Где? Когда?
б) Что? Как? Для кого?
в) Что? Как? Где?
г) Кто? Когда? Зачем?
5. Ресурсы наиболее эффективно используются:
а) в традиционной экономической системе
в) в командной экономической системе
г) в иной экономической системе
6. Целью предпринимательской деятельности является:
а) удовлетворение потребностей людей
в) общение с людьми
г) получение навыков работы
7. Что из предложенного нельзя отнести к природным ресурсам?
а) месторождение каменного угля
б) вода
г) буровая установка
8. Первая денежная единица Киевской Руси?
а) алтын
в) копейка
г) рубль
9. Биржа – это место, где…
а) только продают
б) только покупают
10. Примером товара (услуги) общественного пользования может служить: а) услуги швеи
б) услуги парикмахера
в) деревья в сквере
г) нет правильного ответа
Количество баллов |
Уровень |
8-10 (80-100%) |
Высокий уровень |
5-7 (50-79%) |
Средний уровень |
Меньшее 5 (меньше 50%) |
Низкий уровень |
Приложение 3
Тест. Выберите один правильный вариант
А1. Потребности - это:
А) то, без чего можно прожить;
В) психологические особенности человека;
А2. Чтобы показать разнообразие человеческих потребностей, американский психолог А. Маслоу предложил специальную пирамиду потребностей, которая описывает все разнообразие человеческих потребностей. Какие потребности не входят в его пирамиду?
А) физиологические;
В) в самосохранении;
Г) социальные;
Д) в признании личности; Е) в самовыражении.
А3. Расходы домашнего хозяйства - это:
А)покупка недвижимости
Б) денежный вклад в банке
А4. Если бюджет сбалансированный, то:
А) расходы превышают доходы
Б) доходы превышают расходы
В) расходы равны доходам
А5. Недвижимое имущество - это:
Б) аквариум
В) акция
А6. Доходом домашних хозяйств является:
Б) плата за кредит
В) налоги
А7. Определите, верны или неверны следующие утверждения:
В1. Налоги составляют доходную часть бюджета. (да)
В2. Движимое имущество - это деньги и ценные бумаги (нет)
В3. К финансам относятся только наличные деньги (нет)
В4. Заработная плата относится к основным доходам семьи (да)
Количество баллов |
Уровень |
7-10 (80-100%) |
Высокий уровень |
4-6 (50-79%) |
Средний уровень |
Меньшее 4 (меньше 50%) |
Низкий уровень |
Критерии |
Баллы |
Самостоятельное изготовление Изготовление с подсказки педагога Изготовление с помощью педагога |
3 2 1 |
Интересная информация в буклете Мало информации Информация не относится к теме |
2 1 0 |
Оформление красочное, работа выполнена аккуратно Выполнено одно из вышеперечисленных условий Работа выполнена неаккуратно |
2 1 0 |
Защита с применением теоретических знаний Защита затруднена, чтение доклада Защита проекта не состоялась |
3 1 0 |
Количество баллов |
Уровень |
8-10 (80-100%) |
Высокий уровень |
5-7 (50-79%) |
Средний уровень |
Меньшее 4 (меньше 50%) |
Низкий уровень |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.