Программа внеурочной деятельности "Начальная финансовая грамотность"
Оценка 4.9

Программа внеурочной деятельности "Начальная финансовая грамотность"

Оценка 4.9
pdf
29.05.2023
Программа внеурочной деятельности "Начальная финансовая грамотность"
5. Финансовая грамотность.pdf

 

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа» п. Усть - Лэкчим

 

                                                                                                                                                            Утверждаю:

Директор  МОО «СОШ» п.Усть - Лэкчим

 

 

 

Программа внеурочной деятельности

«Начальная финансовая грамотность»

Направленность: социально – гуманитарная

Базовый уровень Срок реализации – 1 год

Возраст обучающихся – 8-11 лет

 

Разработчик:

Киселева Наталья Юрьевна

 

 

 

 

п. Усть - Лэкчим

2021г.

 

Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы

 

Пояснительная записка

 Программа внеурочной деятельности «Начальная финансовая грамотность».

Данная программа разработана с учетом следующих нормативных документов: 

-  Федерального Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-  Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р; 

-  Санитарных правил 2.4.3648–20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 281;

-  Санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685–21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 2; 

-  Приказа Министерства просвещения России от 09 ноября 2018 г. № 196 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 

-  Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых";

-  Приказа Министерства образования, науки и молодёжной политики Республики Коми «Об утверждении правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Республике Коми» от 01.06.2018 года № 214-п; 

-  Приложения к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09–3242 «О направлении информации» (Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (включая разноуровневые программы); 

-  Приложения к письму Министерства образования, науки и молодёжной политики Республики Коми от 27 января 2016 г. № 07–27/45 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных - дополнительных

общеразвивающих программ в Республике Коми»; 

-  Устава МОУ «СОШ» п. Усть - Лэкчим

Финансовая грамотность – это умение жить по средствам, осознанный отказ от неразумных долгов, понимание экономических процессов и развитый навык осознанного включения в них.  Все составляющие должны быть гармонично развиты.

Будучи финансово безграмотным, человек не только терпит убытки, теряет накопления, но также с трудом «вписывается» в общество. Без знаний основ рынка ребенок хуже проходит социализацию, потому что многообразное общество, словно лоскутное одеяло, сшито экономическими нитями. Не зная того, на чем держится общество, с трудом можно быть его активным участником.

Самым базовым инструментом, которым должен научиться владеть человек, являются деньги – средство обмена. Не чувствуя их, не зная им цену, обеспечивать себя, заботиться о себе становится сложно. 

Невозможно вырастить гармонично развитого человека, не подготовив его к главной реалии современного рынка – товарно-денежным отношениям. Ребенок практически ежедневно слышит в семье, как деньги, товары, продукты, цены, дешево, дорого, экономить и т.п. поэтому проблема финансового воспитания становится актуальной применительно уже и к младшему школьному возрасту, так как это время, когда закладываются «азы» будущего финансового «здоровья». 

При включении Программы в дополнительное образование следует понимать, что формируется не финансовая грамотность, а финансовая культура ребенка, т.е. закладываются индивидуальные особенности восприятия финансового мира. 

Актуальность Программы по формированию финансовой культуры младших  школьников обусловлена значимостью подготовки ребенка к жизни в целом, формированием правильной ориентации ребенка в экономических явлениях. Формирование финансовой культуры официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса. Финансовая грамотность активно включается в систему образования. Практика показала: чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее формируются полезные финансовые привычки, которые помогают избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни. Финансовая культура формируется в течение продолжительного периода на основе принципа «от простого к сложному», на основе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Финансовая культура и финансовые навыки прививаются также, как нравственность и правила этикета, следовать которым приходится всю жизнь. В раннем возрасте закладываются не только основы культуры, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни. Важно помнить, что сегодняшние дети – это будущие налогоплатильщики, вкладчики и заёмщики, участники финансового рынка. Поэтому формирование финансовой культуры обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте. 

 

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что в ходе ее реализации у обучающихся, кроме предметных, формируются учебно-познавательные, коммуникативные и информационные компетенции. Систематично и последовательно формируются навыки финансовой грамотности, поиск рациональных путей его совершенствования, критическая оценка результатов.

Новизна Программы заключается в заложении основ финансовой культуры в младшем школьном возрасте в русле формирования здорового отношения к деньгам, совершенствования общения ребенка со взрослыми и сверстниками при реализации интереса к материальным ценностям. 

Программа «Финансовая грамотность» адресована учащимся 8-11 лет. Специальной подготовки не предусматривается, учитываются индивидуальные особенности каждого обучающегося. Группы могут быть сформированы одного возраста или разных возрастных категорий. Объем программы – 72 часов за весь период обучения Сроки освоения программы – 36 недель (2 часа в неделю).

Отличительные особенности данной программы состоит в том, что  учить детей младшего школьного возраста грамотно распоряжаться деньгами.  Ведь каким бы ни было наше состояние, большим или не очень, мы всегда можем научиться извлекать из него максимальную пользу, стремясь к своей мечте. Правильно пользуясь вкладами и кредитами, мы экономим деньги, грамотно вложив, приумножаем, регулярно планируя и соблюдая свой бюджет, достигаем поставленных целей. В программе на понятных детям примерах показано, как научиться считать, экономить и защищать свои деньги, как планировать свой бюджет и как сделать из маленьких денег большие. С простых действий и привычек начинается путь к успеху, так же как со счетных палочек начиналась когда-то карьера каждого успешного финансиста.

 

Адресат программы «Начальная финансовая грамотность» -  обучающиеся 8–11 лет. Набор в группы проводится по желанию и интересам детей (мальчики и девочки). Специальной подготовки не предусматривается, учитываются индивидуальные особенности каждого обучающегося. Группы могут быть сформированы одного возраста или разных возрастных категорий.

Объем программы – 72 часа за весь период обучения. 

Сроки освоения программы36 недель Формы организации образовательного процесса

Форма обучения – очная, групповая. В период невозможности организации образовательного процесса в очной форме (карантин, актированные дни) может быть организовано самостоятельное изучение программного материала учащимися с последующим контролем со стороны педагога. 

В процессе обучения используются различные формы занятий (индивидуальные, групповые) и различные виды занятий (практические занятия, выполнение самостоятельной работы и другие). Занятия включают в себя теоретическую и практическую части. Теоретические сведения даются на соответствующих занятиях перед новыми видами деятельности обучающихся. Для изложения теоретических вопросов используются такие методы работы как рассказ, беседа, сообщения. Практические занятия: защита проектов.

 

Режим занятий

Занятия проводятся 2 раза в неделю: 2 академических часа (90 минут). Продолжительность одного часа занятий для учащихся составляет 45 мин. 

 

Год обучения

Количество неделю

часов

в

год

Количество часов в

I

2

 

 

 

72

 

 

Цели и задачи программы.

Цель программы: формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей начальных классов.

 Задачи реализации Программы: 

Образовательные:

-          познакомить школьников с денежной сферой жизни; 

-          раскрыть взаимосвязь понятий: труд – продукт (результат труда) – деньги, подготовить к восприятию денег как жизненно необходимого, но ограниченного ресурса, труда как честного способа их заработать; 

-          сформировать у детей первоначальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению; 

-          подготовить к принятию своих первых финансовых решений; 

-          заложить азы ответственного отношения к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам; 

-          научить соотносить понятия надо, хочу и могу; 

-          обогатить словарный запас и познакомить с понятиями: 

      трудиться, работать и зарабатывать;

      деньги, доходы; 

      покупать, тратить, расходовать, транжирить; 

      откладывать, копить, сберегать; 

      одалживать, занимать, отдавать, возвращать; 

      планировать, экономить. - способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, определяющие основы финансового экономических отношений между людьми и в обществе; - подготовить детей к жизненному этапу, когда будут появляться карманные (личные) деньги. 

Воспитательные: 

-          активизировать коммуникативную деятельность детей; 

-          стимулировать интерес к изучению мира финансов; 

-          способствовать         повышению   ответственности       и          самоконтроля       –          качеств, необходимых для достижения успеха в жизни; 

-          обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой культуры ребенка. 

Программа предусмотрена как дополнительное образование детей младшего школьного возраста. 

Развивающие:

-          развитие творческой инициативы и самостоятельности;

-          развитие психофизиологических качеств учеников: памяти, внимания, способности логически мыслить, анализировать, концентрировать внимание на главном;

-          развитие логического, абстрактного и образного мышления;

-          развитие умения творчески подходить к решению задачи;

-          развитие умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений

 

Содержание программы

Учебный план

Тема занятий

 

 

 

 

 

всего

 

теория

 

практика

1.  

Вводное занятие. 

 

2

 

1

1

2.  

Потребности

 

6

 

3

3

3.  

Товары и услуги

 

8

 

4

4

4.  

Деньги

 

8

 

4

4

5.  

Торговля

 

8

 

4

4

6.  

Занимательная экономика

 

16

 

2

14

7.  

Банки

 

8

 

4

4

8.  

Ценные бумаги. Штрафы.

 

8

 

4

4

9.  

Современная экономика нашей страны.

 

8

 

4

4

 

Итого:

 

72

 

30

42

 

Содержание учебного плана

 

Темы  

Содержание  

Вводное занятие. 

Введение в экономику, основные экономические термины, главные вопросы экономики, типы экономических систем.

Потребности

Понятие потребностей. Какие бывают потребности. Домашнее хозяйство, главные потребности человека, желания: что необходимо человеку для жизни, Соотносим потребности, желания и возможности. Трудиться означает что - то делать, созидать для себя, на благо своей семьи, близких людей, друзей, домашних питомцев и пр. любой труд – это хорошо, сидеть без дела – это плохо. Виды домашнего труда. Беседа, ситуационные задачи, игра «Вот так заработали!», фотовыставка, конкурс проектов «Трудиться полезно и почетно». Профессии. Продукты труда:

 

товары и услуги. Продукты труда используются человеком для себя и для продажи (товар)

Товары и услуги

Торговые предприятия: магазины, киоски, ларьки, базары, рынки, ярмарки. Разбираем цепочку товар-стоимость-цена. Понятие «Товары - заменители». Волшебные правила для покупателя и продавца, обмен, подарок, реклама. Создание «Экономной памятки»

Деньги

Деньги – мера оценки труда (вознаграждение за проделанную работу), универсальное средство обмена (инструмент обмена товаров и услуг). Изобретение внешнего вида денег. Виды денег (монета, банкнота, пятак, рубль и пр.). изготовление денег: печать, чеканка. Труд и доходы. Вознаграждение за честный труд, заработная плата родителей, пенсия дедушек и бабушек. Считай деньги в своем кармане, а не в чужом

Торговля

которые дети будут зарабатывать на занятиях, а потом менять на товар.

Занимательная экономика

Викторины, игры, терминологическое лото «Объясни своими словами». Игра в монополию.

Банки

Что такое банк. Обсуждаем русские пословицы: - Умей взять, умей и отдать! - Бери, да помни! Штука не взять, а штука отдать. - В долг брать легко, а отдавать тяжело. Знакомство с понятием кредит. Знакомство с понятие ипотека и автокредит. Беседа о неэкономических долгах, долг перед Отечеством, близкими, друзьями.

Ценные бумаги. Штрафы.

Что такое ценные бумаги. Виды ценных бумаг. Что такое штрафы. Виды штрафов. 

Современная экономика нашей страны.

Деньги зарабатываются трудом, и поэтому тратить их необходимо только с пользой, относиться к ним бережливо. Бережливый человек всегда богаче. Воспитываем бережное отношение к труду и деньгам. Составляем бизнес – план. Определяем причины экономии семейного бюджета.

 

 

Планируемые результаты освоения Программы 

Специфика младшего школьного  возраста не позволяет требовать от ребенка достижения конкретных образовательных результатов и обуславливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров. 

Целевые ориентиры предназначены для педагогов и родителей. Их необходимо воспринимать как возрастные характеристики возможных достижений ребёнка и направление воспитательной деятельности взрослых.

 Личностные результаты: 

В итоге освоения Программы ученик сможет:

-          разбираться в значении основных экономических и финансовых понятий, предусмотренных Программой; 

-          четко осознавать, что труд – основа жизни, любой труд – это хорошо, плохо – сидеть без дела; 

-          знать, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена; Понимать, что бережливость и экономия – это разумное отношение к расходам (они не бессмысленны, а направлены на достижение конкретных целей), умение ценить результаты труда, умение делиться и отдавать, в случае острой необходимости прийти на помощь ближнему, делиться сбережениями, порой абсолютно бескорыстно; 

-          осознавать необходимость выделение главного (умение видеть преимущества того или иного предмета или действия).

Предметные результаты: 

-          освоить начальные навыки обращения с деньгами, осознавать необходимость грамотно и бережливо относиться к ним;

-          научиться принимать свои первые финансовые решения относительно расходов и трат, соотносить понятия хочу и могу. Понимать, что тратить можно мудро, с пользой для себя, а можно напрасно, бес толку, бесполезно, бессмысленно; 

-          освоить начальные навыки планирования: интересно и с пользой использовать свободное время, принадлежащие ребенку вещи (игрушки, канцтовары и пр.), денежные средства и пр. 

-          Заложить нравственно-этические привычки (возвращать долги, уважать свой и чужой труд, сопереживать, делиться и пр.), которые в будущем будут способствовать успешному управлению личными финансами.

 

Метапредметные результаты:

 

В итоге освоения Программы ученик сможет:

-          принимать учебную задачу, планировать учебную деятельность;

-          адекватно воспринимать оценочные суждения педагога и товарищей;  

-          различать способ и результат действия;

-          в сотрудничестве с  учителем ставить новые учебные задачи;  

-          осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; 

-          проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;  

-          устанавливать аналогии, причинно-следственные связи;   -      планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

 

 

Комплекс организационно-педагогических условий Условия реализации программы

Материально – техническое обеспечение: Наличие учебного кабинета. Кабинет должен иметь естественное и искусственное освещение, соответствовать санитарногигиеническим нормам для данного вида деятельности. Помещение должно обязательно проветриваться и хорошо освещаться. Оборудование. Столы, стулья, учительский стол, учебная доска, ноутбук или компьютер, проектор. 

Методическое обеспечение: Информационно-методическое обеспечение Программа реализуется с методическим сопровождением: 

-          методические рекомендации для учителя (с темами и рекомендациями по организации и проведению занятий); 

-          пособие для родителей «Советы родителям: о чём и как говорить с ребенком»;  - сборник мини-спектаклей по финансовой грамотности для школьников (обучающих сказок для знакомства с основами финансовой грамотности и формирования финансовой культуры детей в возрасте 6-9 лет); 

-          сборник ситуационных задач по финансовой грамотности для школьников;

-          сборник игр для детей младшего школьного возраста «Азы финансовой культуры»;

-          раздаточные и дидактические материалы по финансовой грамотности для организации обучения и воспитания младших школьников; 

-          художественная литература для организации занятий по финансовой грамотности в образовательных учреждениях.

 

 

Методы и технологии обучения и воспитания

-          практический  (создание планирования, бюджета, бизнес – плана) ;

-          наглядный, объяснительно-иллюстративный (схемы, фото и видеоматериалы по финансовой грамотности);  

-          словесный (инструктажи, беседы, разъяснения);  

-          инновационные методы (поисковый, учебно-исследовательский, проектный,

игровой);  

-          работа с информационными источниками (литература, поисковые системы и

др.);

-          креативные методы обучения (метод придумывания, метод случайных ассоциаций, мозговой штурм, метод морфологического ящика, метод проектов, метод рефлексии);

-          метод авансирования успеха – создание ситуации успеха для каждого ребенка, стимулирование;

-          метод самостоятельной работы обучающихся по осмысливанию и усвоение нового материала;

-          метод работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: праздники, фестивали, концерты, конкурсы, открытые занятия;

-          метод проверки и оценки знаний, умений и навыков обучающихся: повседневное наблюдение за воспитанниками, устный опрос (индивидуальный, групповой), контрольные занятия, соревнования). Принципы обучения

-          Принцип научности, системности, последовательности;

-          принцип доступности и посильности;

-          принцип дифференциации;

-          принцип наглядности;

-          принцип сочетания различных форм обучения;

-          принцип последовательного усложнения;

-          принцип учета возрастных особенностей;

-          принцип развивающей деятельности; - принцип психологической комфортности; - принцип вариативности.

Современные педагогические технологии, используемые в реализации образовательного процесса (личностно-ориентированные, в том числе игровые, проблемное обучение, проектная, учебно-исследовательская деятельность, элементы здоровьесберегающих технологий) в сочетании с современными ИКТ-технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед педагогом задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.

С целью формирования навыков и расширения опыта самостоятельной работы учащихся предусмотрены следующие формы деятельности: работа с информационными ресурсами, проекты, просмотр, прослушивание, упражнения и т. д. 

 

Формы текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации

Порядок аттестации учащихся регламентируется положением «Об аттестации учащихся» в МОУ «СОШ» п. Усть - Лэкчим. Аттестация учащихся включает в себя:

-          входной контроль учащихся. Форма – собеседование, тестирование;

-          промежуточную аттестацию успеваемости учащихся. Форма промежуточной аттестации – тестирование;

-          итоговую аттестацию учащихся после освоения всего объема дополнительной общеразвивающей программы. Форма итоговой аттестации – защита творческого группового проекта.

Текущий контроль успеваемости осуществляется педагогом на каждом занятии методом наблюдения.

 

Виды аттестации, сроки проведения

Цель

Содержание

Форма

Контрольно- измерительные материалы

Критерии

Входной контроль.

Сентябрь

Определить исходный

уровень

подготовленности учащихся

Входящая диагностика.

Собеседование

Приложение  в

УМК 2

 

Промежуточная аттестация.  февраль

Определить уровень усвоения пройденного

материала по

темам за первое полугодие 1-го года обучения

Знание основных понятий.

 

Творческое задание

Приложения в УМК 3

Итоговая аттестация май

Определить уровень освоения программы

Владение терминологией.

Практические навыки, умения.

 

Тестирование  

Приложения в УМК 4

 

 

Список литературы

 

Нормативно-правовые документы

-          Федеральный Закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 

-          Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;

-          Санитарные правила 2.4.3648–20 «Санитарно-эпидемиологические требования к   организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 281;

-          Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685–21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 2;

-          Приказ Министерства просвещения России от 09 ноября 2018 г. № 196 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 

-          Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых"; 

-          Приказ Министерства образования, науки и молодёжной политики Республики Коми «Об утверждении правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Республике Коми» от 01.06.2018 года № 214-п; 

-          Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09– 3242 «О направлении информации» (Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (включая разноуровневые программы); 

-          Приложение к письму Министерства образования, науки и молодёжной политики Республики Коми от 27 января 2016 г. № 07–27/45 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных - дополнительных общеразвивающих программ в Республике Коми»;  - Устав МОУ «СОШ» п. Усть - Лэкчим. 

 

Литература для педагога Учебно-методический комплекс

 

Учебно-методическое обеспечение.

1.      Гловели Г. Д. Финансовая грамотность: Материалы для учащихся (4 класс). – М.: ВИТАПРЕСС, 2014.

2.      Федин С. Н. Финансовая грамотность: Материалы для учащихся (2-3 класс). – М.: ВИТАПРЕСС, 2014.

3.      Корлюгова Ю. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

4.      Корлюгова Ю. Финансовая грамотность: материалы для родителей. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

5.      Корлюгова Ю. Финансовая грамотность: контрольно-измерительные материалы. – М.:

ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Демонстрационные и печатные пособия

1.      Магнитная доска.

2.      Демонстрационные таблицы.

3.      Наборы сюжетных (и предметных) картинок по тематике курса. Технические средства обучения 1. Персональный компьютер с принтером.

2.      Мультимедийный проектор.

3.      Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы по программе.

Интернет-источники

1.      Сайт журнала «Семейный бюджет» http://www.7budget.ru;

2.      Журнал «Работа и зарплата» - http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnal-rabota-i-zarplata;

3.      Портал «Профориентир» «Мир профессий» - http://www.clskuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php;

4.      Сайт «Все о пособиях» - http://subsidii.net/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                           Приложение 1

Календарно-тематический план

 

п/п

Дата проведе

ния (число, месяц, год)

Раздел программы Тема занятия

Всего кол-во часов

Кол-во часов

Теория

Кол-во часов

Практика

 

Вводное занятие (2)

 

 

1-2

 

Что такое экономика

2

1

1

 

Потребности (6)

 

 

3

 

Что такое потребности.

1

1

 

4

 

Потребность в труде.

 

1

1

 

5

 

Практическое            занятие             «Труд – основа жизни»

1

 

1

6

 

Работать и зарабатывать

1

1

 

7

 

Практическое занятие «Работать и зарабатывать»

1

 

1

8

 

Все работы хороши, выбирай на

вкус

1

 

1

 

Товары и услуги (8)

 

 

 

9

 

Где покупают и продают разные товары

1

1

 

10

 

Стоимость и цена товара

1

1

 

11

 

Товар - заменитель

1

1

 

12

 

Выгодно-невыгодно

1

1

 

13

 

«Как старик корову продавал» - что может реклама, обсуждение

1

 

1

14

 

Практическое            занятие             «Памятка потребителя»

1

 

1

15

 

Практическое занятие «Сколько стоит завтрак, обед и ужин»

1

 

1

16

 

Сколько стоит автомобиль?

1

 

1

 

Деньги (8)

 

 

17

 

Как придумали деньги

1

1

 

18

 

Практическое        занятие         «Наш

монетный двор»

1

1

 

19

 

Какие бывают деньги, как они

выглядят и откуда берутся

1

1

 

20

 

Практическое занятие «Какими деньги были, какими стали?»

1

1

 

21

 

Как деньги попадают к нам в дом. Трудовая денежка всегда крепка

1

 

1

22

 

Практическое            занятие             «Идём             в магазин»

1

 

1

23

 

Практическое         занятие         «Как

сэкономить деньги»

1

 

1

24

 

Практическое         занятие         «Как

сэкономить деньги»

1

 

1

 

Торговля (8)

25

 

Что такое торговля

1

1

 

26

 

Реклама – двигатель торговли

1

1

 

27

 

Учимся рекламировать свой товар

1

1

 

28

 

Ярмарка 

1

1

 

29

 

Ярмарка 

1

 

1

30

 

Ярмарка 

1

 

1

31

 

Ярмарка 

1

 

1

32

 

Ярмарка

1

 

1

Занимательная экономика (16)

33

 

Викторина «Что я знаю про деньги»

1

 

1

34

 

Викторина «Что я знаю про деньги»

1

 

1

35

 

Терминологическое лото «Объясни своими словами»

1

 

1

36

 

Терминологическое лото «Объясни своими словами»

1

 

1

37

 

Играем в монополию. 

1

 

1

38

 

Играем в монополию. 

1

 

1

39

 

Фримаркет

1

1

 

40

 

Фримаркет

1

 

1

41

 

Экономические ребусы

1

 

1

42

 

Экономические ребусы

1

 

1

43

 

Копим и сберегаем

1

 

1

44

 

Карманные деньги

1

 

1

45

 

Остерегайся мошенников

1

1

 

46

 

Практическое занятие «Остерегайся мошенников»

1

 

1

47

 

Семейный бюджет

1

 

1

48

 

Своё дело.

1

 

1

Банки (8)

49

 

Дом, где живут деньги.

1

1

 

50

 

Практическое занятие «Пословицы о долгах»

1

 

1

51

 

Кредит. Что это такое?

1

1

 

52

 

Кредитная карта. 

1

1

 

53

 

Ипотека. Автокредит.

1

1

 

54

 

  Практическое         занятие        «Как

научится жить без долгов»

1

 

1

55

 

Практическое            занятие             «Делаем копилку»

1

 

1

56

 

Беседа – рассуждение «Кому мы должны»

1

 

1

Ценные бумаги. Штрафы. (8)

57

 

Что такое ценные бумаги

1

1

 

58

 

Что такое ценные бумаги

1

1

 

59

 

Что такое штрафы

1

1

 

60

 

Что такое штрафы

1

1

 

61

 

Рисуем стенд о ценных бумагах

1

 

1

62

 

Рисуем стенд о ценных бумагах

1

 

1

63

 

Рисуем стенд «Азбука экономики»

1

 

 

1

64

 

Рисуем стенд «Азбука экономики»

1

 

 

1

 

Современная экономика нашей страны (8)

 

 

65

 

Тратим разумно, и экономим

1

 

1

 

66

 

Практическое занятие «Составляем бизнес - план»

1

 

 

1

67

 

Практическое занятие «Зачем планировать расходы семьи»

1

 

 

1

68

 

 «Советы богатых людей»

1

 

1

 

69

 

Практическое занятие «План на жизнь»

1

 

 

1

70

 

Интервью       у     взрослого      «Ваши

детские мечты»

1

 

 

1

71

 

Игра «Финансы не поют романсы»

1

 

1

 

72

 

Игра «Финансы не поют романсы»

1

 

1

 

 

 

Итого: 

72

 

30

42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Оценочные материалы Содержание контроля  Входной контроль  Форма: тестирование

 

1. Почему человек не может иметь всё, что ему хочется? Потому что:

а) слишком маленькая зарплата

б) всё дорого стоит

в) ресурсы ограничены

г) ему достаточно того, что у него ест

2.   Проблема выбора стоит только перед:

            а) государством или предприятием

            б) людьми с небольшими доходами

            в) только богатыми людьми

            г) всеобщая проблема

       3.  Сетка принятия решений основана:

            а) на выборе лучшего варианта

            б) на определении того, что больше нравится

            в) на выделении самого дешёвого варианта

            г) на расчёте затрат

4.    Основные вопросы экономики:

            а) Что? Где? Когда?

            б) Что? Как? Для кого?

            в) Что? Как? Где?

            г) Кто? Когда? Зачем?

5.    Ресурсы наиболее эффективно используются:

            а) в традиционной экономической системе

            б) в рыночной экономической системе

            в) в командной экономической системе

            г) в иной экономической системе

   6.  Целью предпринимательской деятельности является:

           а) удовлетворение потребностей людей

           б) получение прибыли

           в) общение с людьми

           г) получение навыков работы

7.  Что из предложенного нельзя отнести к природным ресурсам?

       а) месторождение каменного угля

       б) вода

       в) участок земли

       г) буровая установка

8.  Первая денежная единица Киевской Руси?

       а) алтын

       б) гривна

       в) копейка

       г) рубль

9.  Биржа – это место, где…

       а) только продают

       б) только покупают

       в) делают и то и другое

10.   Примером товара (услуги) общественного пользования может служить:        а) услуги швеи

       б) услуги парикмахера

       в) деревья в сквере

       г) нет правильного ответа

 

 

Критерии оценивания

Количество баллов

Уровень

8-10 (80-100%)

Высокий уровень

5-7 (50-79%)

Средний уровень

Меньшее 5 (меньше 50%)

Низкий уровень

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Промежуточная аттестация  Форма: тестирование

 

Тест. Выберите один правильный вариант

 

А1. Потребности - это:

А) то, без чего можно прожить;

Б) нужда в чем-либо необходимом;

В) психологические особенности человека;

 

А2. Чтобы показать разнообразие человеческих потребностей, американский психолог А. Маслоу предложил специальную пирамиду потребностей, которая описывает все разнообразие человеческих потребностей. Какие потребности не входят в его пирамиду?

А) физиологические;

Б) материальные;

В) в самосохранении;

Г) социальные;

Д) в признании личности; Е) в самовыражении.

 

А3. Расходы домашнего хозяйства - это:

А)покупка недвижимости

 

Б) денежный вклад в банке

 

В) нет правильного ответа

 

А4. Если бюджет сбалансированный, то:

А) расходы превышают доходы

 

Б) доходы превышают расходы

 

В) расходы равны доходам

 

А5. Недвижимое имущество - это:

А) дача

 

Б) аквариум

 

В) акция

 

А6. Доходом домашних хозяйств является:

А) зарплата

 

Б) плата за кредит

В) налоги

 

А7. Определите, верны или неверны следующие утверждения:

В1. Налоги составляют доходную часть бюджета. (да)

 

В2. Движимое имущество - это деньги и ценные бумаги (нет)

 

В3. К финансам относятся только наличные деньги (нет)

 

В4. Заработная плата относится к основным доходам семьи (да)

 

Количество баллов

Уровень

7-10 (80-100%)

Высокий уровень

4-6 (50-79%)

Средний уровень

Меньшее 4 (меньше 50%)

Низкий уровень

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4 Итоговая аттестация по окончании учебного курса Форма: защита творческого проекта (буклет по экономии семейного бюджета) Создание буклета по экономии семейного бюджета

Критерии

Баллы 

 

Самостоятельное изготовление 

Изготовление с подсказки педагога 

Изготовление с помощью педагога 

 

3

2

1

 

Интересная  информация в буклете

Мало информации

Информация не относится к теме

 

2

1

0

 

Оформление красочное, работа выполнена аккуратно

Выполнено одно из вышеперечисленных условий

Работа выполнена неаккуратно

 

2

1

0

 

Защита с применением теоретических знаний

Защита затруднена, чтение доклада

Защита проекта не состоялась

 

3

1

0

 

Критерии оценивания

Количество баллов

Уровень

8-10 (80-100%)

Высокий уровень

5-7 (50-79%)

Средний уровень

Меньшее 4 (меньше 50%)

Низкий уровень

 

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» п

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» п

Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы

Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы

Устава МОУ «СОШ» п. Усть - Лэкчим

Устава МОУ «СОШ» п. Усть - Лэкчим

Систематично и последовательно формируются навыки финансовой грамотности, поиск рациональных путей его совершенствования, критическая оценка результатов

Систематично и последовательно формируются навыки финансовой грамотности, поиск рациональных путей его совершенствования, критическая оценка результатов

Режим занятий Занятия проводятся 2 раза в неделю: 2 академических часа (90 минут)

Режим занятий Занятия проводятся 2 раза в неделю: 2 академических часа (90 минут)

Воспитательные: - активизировать коммуникативную деятельность детей; - стимулировать интерес к изучению мира финансов; - способствовать повышению ответственности и самоконтроля – качеств, необходимых для достижения успеха…

Воспитательные: - активизировать коммуникативную деятельность детей; - стимулировать интерес к изучению мира финансов; - способствовать повышению ответственности и самоконтроля – качеств, необходимых для достижения успеха…

Ценные бумаги. Штрафы. 8 4 4 9

Ценные бумаги. Штрафы. 8 4 4 9

Современная экономика нашей страны

Современная экономика нашей страны

Заложить нравственно-этические привычки (возвращать долги, уважать свой и чужой труд, сопереживать, делиться и пр

Заложить нравственно-этические привычки (возвращать долги, уважать свой и чужой труд, сопереживать, делиться и пр

Методы и технологии обучения и воспитания - практический (создание планирования, бюджета, бизнес – плана) ; - наглядный, объяснительно-иллюстративный (схемы, фото и видеоматериалы по финансовой грамотности);…

Методы и технологии обучения и воспитания - практический (создание планирования, бюджета, бизнес – плана) ; - наглядный, объяснительно-иллюстративный (схемы, фото и видеоматериалы по финансовой грамотности);…

С целью формирования навыков и расширения опыта самостоятельной работы учащихся предусмотрены следующие формы деятельности: работа с информационными ресурсами, проекты, просмотр, прослушивание, упражнения и т

С целью формирования навыков и расширения опыта самостоятельной работы учащихся предусмотрены следующие формы деятельности: работа с информационными ресурсами, проекты, просмотр, прослушивание, упражнения и т

Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная

Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная

Наборы сюжетных (и предметных) картинок по тематике курса

Наборы сюжетных (и предметных) картинок по тематике курса

Приложение 1 Календарно-тематический план № п/п

Приложение 1 Календарно-тематический план № п/п

Какие бывают деньги, как они выглядят и откуда берутся 1 1 20

Какие бывают деньги, как они выглядят и откуда берутся 1 1 20

Практическое занятие «Пословицы о долгах» 1 1 51

Практическое занятие «Пословицы о долгах» 1 1 51

Приложение 2 Оценочные материалы

Приложение 2 Оценочные материалы

Основные вопросы экономики: а)

Основные вопросы экономики: а)

Меньшее 5 (меньше 50%) Низкий уровень

Меньшее 5 (меньше 50%) Низкий уровень

А) то, без чего можно прожить;

А) то, без чего можно прожить;

В2. Движимое имущество - это деньги и ценные бумаги (нет)

В2. Движимое имущество - это деньги и ценные бумаги (нет)

Приложение 4 Итоговая аттестация по окончании учебного курса

Приложение 4 Итоговая аттестация по окончании учебного курса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.05.2023