Программа внеурочной деятельности
«Очумелые ручки»
(общекультурное направление)
3 класс
адаптирована для работы с детьми ОВЗ
Составитель: Жирякова В.В.,
учитель I квалификационной категории
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Очумелые ручки» общекультурной направленности рассчитана на 1 год обучения (третьего из четырех), ориентирована на обучающихся 3 класса составлена в качестве приложения к основной образовательной программе начального общего образования МКОУ Юмасинская СОШ на основе:
· Авторской программы "Художественное творчество" Просняковой Т.Н.
В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ , Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья программа создает условия для достижения планируемых результатов освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО; выявления и развития способностей обучающихся , расширения социального опыта и социальных контактов обучающихся, в том числе со сверстниками, не имеющими ограничений здоровья .
Назначение программы. Занятия внеурочной деятельности «Очумелые ручки» развивают творческие способности - процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
Цель программы:
· гармоничное развитие учащихся средствами художественного творчества.
Задачи программы:
· способствовать разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания;
· развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;
· воспитывать интерес к активному познанию истории материальной культуры своего и других народов, уважительное отношение к труду.
Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю, 34 занятия за учебный год. Продолжительность занятий: 40 минут;
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
у обучающегося будут сформированы:
Регулятивные универсальные учебные действия:
обучающийся научится:
Познавательные универсальные учебные действия:
обучающийся научится:
Коммуникативные универсальные учебные действия:
учащиеся смогут:
Содержание курса внеурочной деятельности
Учебно-тематический план
№ |
Разделы программы |
Количество часов |
1 |
Введение |
1 |
2 |
Работа с бумагой |
8 |
3 |
Работа с пластилином |
7 |
4 |
Работа с текстильным материалом |
10 |
5 |
Работа с бросовым материалом |
8 |
Итого |
34 |
Предметное содержание
Введение.
Разнообразие технологий и материалов для созданий изделий декоративно – прикладного искусства. Знакомство с правилами техники безопасности на занятиях внеурочной деятельности «Очумелые ручки»
Работа с бумагой.
Рассматривание разнообразных техник работы с бумагой. Правила работы с ножницами. Вырезание. Способы сгибания бумаги. Знакомство с искусством оригами. Подвижная игрушка. История игрушек. Моделирование из бумажных салфеток. Простое торцевание на бумажной основе
Работа с пластилином.
Знакомство с приёмами раскатывание, резание. Использование этих приёмов при изготовлении изделий.
Работа с текстильным материалом.
Знакомство с нитками (швейные, штопальные, для вышивания, толстые, тонкие) их применением. Обучение приемам работы с нитками. Рациональное и экономное расходование материалов, цветовое сочетание деталей, аккуратность. Изготовление поделки из нового материала (разноцветных ниток). Куклы из ниток. Что такое театр кукол?
Работа с бросовым материалом.
Знакомство с видами бросового материала, их свойствами и способами работы с ними (скорлупа, пластмассовые трубочки, стаканчики из под йогурта, носок). Анализ образцов изделий и технических рисунков их деталей. Крепление деталей нитками, веревкой, скотчем, пластилином. Оформление работы. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с разными материалами.
Тематическое планирование
№ п/п |
Название раздела. Тема занятия |
Кол-во часов |
Основные виды учебной деятельности обучающихся |
Дата |
|
План |
Факт |
||||
1 четверть Введение (1 час)
|
|||||
|
Чему будем учиться на занятиях.
|
1 |
С помощью учителя: - знакомиться с разнообразием технологий и материалов для созданий изделий декоративно – прикладного искусства; с правилами техники безопасности. |
02.09 |
|
Работа с бумагой (8 часов) |
|||||
2 |
Объёмные изделия в технике оригами |
1 |
Самостоятельно: - организовывать рабочее место для работы с бумагой.
С помощью учителя: -формировать несложные формы из бумаги; - создавать образы животных с помощью средств бумажной пластики; - передавать образы цветом, формой, объемом; - выделять характерное в образе средствами бумажной пластики; -дополнять деталями изображение. - создавать образы подвижных игрушек с помощью средств бумажной пластики; - читать схему изделия;
|
09.09 |
|
3 |
Симметричное вырезание |
1 |
16.09 |
|
|
4 |
Игрушки из картона с подвижными деталями |
1 |
23.09 |
|
|
5 |
Моделирование из конусов. |
1 |
30.09 |
|
|
6 |
Объёмное конструирование из деталей оригами |
1 |
07.10 |
|
|
7 |
Моделирование из бумажных салфеток |
1 |
14.10 |
|
|
8 |
Простое торцевание на бумажной основе |
1 |
21.10 |
|
|
9 |
Цветочные фантазии. |
1 |
Самостоятельно: - организовывать рабочее место для работы с бумагой.
С помощью учителя: - рассматривать правила составления панно; - создавать панно |
28.10 |
|
2 четверть Работа с пластилином (7 часов) |
|||||
10 |
Раскатывание пластилина, получение плоских изображений. |
1 |
Самостоятельно: - организовывать рабочее место для работы с пластилином.
С помощью учителя: - отбирать необходимые материалы для изделий, обосновывать свой выбор; - понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного; - изготавливать изделия с опорой на рисунки; - отбирать пластилин по цвету, придавать деталям нужную форму;
|
11.11 |
|
11 |
Разрезание пластилина. Мозаика из разрезных деталей |
1 |
18.11 |
|
|
12 |
Обратная аппликация из пластилина на прозрачной основе |
1 |
25.11 |
|
|
13 |
Пластилиновые нити. |
1 |
02.12 |
|
|
14 |
Разрезание пластилина, аппликация |
1 |
09.12 |
|
|
15 |
Лепка на каркасе |
1 |
16.12 |
|
|
16 |
Фантазийное занятие. |
1 |
Самостоятельно: - организовывать рабочее место для работы с пластилином.
С помощью учителя: - отбирать необходимые материалы для изделий, обосновывать свой выбор; - понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного; - изготавливать изделия по замыслу; - придавать деталям нужную форму. |
23.12 |
|
3 четверть Работа с текстильным материалом (10 часов)
|
|||||
17 |
Аппликация из резаных нитей |
1 |
Самостоятельно: - организовывать рабочее место для работы с текстилем (рационально размещать материалы и инструменты). - выбирать рисунок для выполнения работы; - планировать практическую работу и работать по составленному плану; - отбирать необходимые материалы для изделий, обосновывать свой выбор;
С помощью учителя: - отделять известное от неизвестного; - открывать новые знания и умения; -решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения, обсуждения, исследование ; - анализировать образцы изделий по памятке; - составлять план предстоящей практической работы и работать по составленному плану; - выполнять работу по технологической карте; - искать дополнительную информацию в книгах, энциклопедиях, журналах, Интернете (с помощью взрослых); - оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность разметки деталей, аккуратность, общая эстетичность; оригинальность: выбор цвета, иной формы); - проверять изделие в действии; - корректировать при необходимости его конструкцию, технологию изготовления; - наблюдать и сравнивать разные аппликации, выполненные из нитяных валиков и распущенного трикотажа;
|
13.01 |
|
18 |
Нитяная бахрома |
1 |
20.01 |
|
|
19 |
Приклеивание ниток по спирали |
1 |
27.01 |
|
|
20 |
Аппликация из нитяных валиков |
1 |
03.02 |
|
|
21 |
Аппликация из нитяных валиков |
1 |
10.02 |
|
|
22 |
Аппликация из распущенного трикотажа |
1 |
17.02 |
|
|
23 |
Аппликация из распущенного трикотажа |
1 |
24.02 |
|
|
24 |
Кукла из ниток. «Мартинички» |
1 |
03.03 |
|
|
25 |
Кукла из ниток. «Осьминог» |
1 |
10.03 |
|
|
26 |
Фантазийное занятие |
1 |
Самостоятельно: - организовывать рабочее место для работы с текстилем (рационально размещать материалы и инструменты); - выбирать рисунок для выполнения работы;
С помощью учителя: - составлять план предстоящей практической работы и работать по составленному плану; - выполнять работу по технологической карте; - искать дополнительную информацию в книгах, энциклопедиях, журналах, Интернете (с помощью взрослых). |
17.03 |
|
4 четверть Работа с бросовым материалом (8 часов)
|
|||||
27 |
Аппликация из яичной скорлупы. |
1 |
Самостоятельно: - организовывать рабочее место для работы (рационально размещать материалы и инструменты); - выбирать рисунок для выполнения работы;
С помощью учителя: - составлять план предстоящей практической работы и работать по составленному плану; - выполнять работу по технологической карте;. |
31.03 |
|
28 |
Аппликация из яичной скорлупы. |
1 |
07.04 |
|
|
29 |
Изделия из пластмассовых трубочек |
1 |
14.04 |
|
|
30 |
Изделия из пластмассовых трубочек |
1 |
21.04 |
|
|
31 |
Изготовление поделок из стаканчиков из-под йогурта. |
1 |
28.04 |
|
|
32 |
Игрушки из носка. |
1 |
05.05 |
|
|
33 |
Игрушки из носка. |
1 |
12.05 |
|
|
34 |
Выставка работ. |
1 |
19.05 |
|
Информационно-методическое обеспечение
Источники, использованные при подготовке образовательной программы
1. Г.И. Долженко. 100 поделок из бумаги-Ярославль: Академия развития, 2006.
2. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
3. Сайт Страна Мастеров
4. Т.Н. Проснякова Творческая мастерская – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
5. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
6. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.