Программа внеурочной деятельности Основы туризма

  • docx
  • 18.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Туризм.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ивановская основная общеобразовательная школа»

муниципального образования «Лениногорский муниципальный район»

Республики Татарстан

 

 

 

ОДОБРЕНО

 

Руководитель ШМО

              /Шамсутдинов Ф.Д.

 

Протокол от 1 № 31.08.2023

СОГЛАСОВАНО

 

                    ЗДУВР

            _________/Балахонцева И.О.

 

28.08.2024

«УТВЕРЖДЕНО

 

Директор

МБОУ «Ивановская ООШ»

            ___________/Павлова В.В.

 

Приказ № 198 от 29.08.2024

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                                                                       

«Основы туризма и ориентирования»

5- 9 классы

 

Срок реализации: 5 лет  

 

 

 

 

            Учитель:

Московец Гузаль Наримановна,

учитель физической культуры

 

2024-2025 учебный год

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Пояснительная записка

 

Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:

-    Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» изменениями);

-    приказа Минпросвещения от 31.05.2021 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» изменениями);

-    письма Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022

№ТВ-1290/03 "О направлении методических рекомендаций" по организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования";

-    Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК- 295/06;

- СанПиН 1.2.3685-21;

-    Основной образовательной программы МБОУ «Ивановская ООШ», утвержденной 30.08.2022г. приказом № _______

 

Рабочая программа организации внеурочной деятельности обучающихся 5- 9 классов «Основы туризма и ориентирования» составлена с учетом требований ФГОС ООО на основе:

- Примерной программы внеурочной деятельности. Туристско-краеведческая деятельность. Спортивно-оздоровительная деятельность \ П.В.Степанов, С.В.Сизяев, Т.Н.Сафронов. – М.: Просвещение, 2011. – 80 с. – (Работаем по новым стандартам)

Программа рассчитана для учащихся 5 – 9  классов.

На реализацию курса «Основы туризма и ориентирования»   в 5-9 классах отводится 175 часов (по 35 ч. в каждом классе,  1 час в неделю).

Программа курса внеурочной деятельности разработана с  учётом рекомендаций примерной программы воспитания.

«Туризм – путь к развитию познавательной активности обучающихся».

Цели и задачи курса:

1. Мотивирование школьников к участию в туристско-краеведческой деятельности;

2. формирование и развитие подростковых общностей и коллективов, совместно участвующих в туристско-краеведческой деятельности;

3. обучение подростков способам овладения различными элементами туристско-краеведческой деятельности;

4. помощь подросткам в осуществлении ими самостоятельного планирования, организации, проведения и анализа наиболее значимых для них дел и проектов туристско-краеведческой деятельности.

Содержание программы

5 класс

Тема 1. Вводное занятие. Цели и значение занятий туризмом и краеведением. Неписаные этические правила туристов: трудовая этика

туриста, распределение общественного снаряжения в походе между мальчиками и девочками, отношение к слабым и отстающим в походе, поведение у вечернего костра и за столом. Отношение к памятникам истории и культуры, отношение к пожилым людям, отношение к природе.

Тема 2. Безопасность юного туриста. Правила поведения и техника безопасности во время занятий. Нормы поведения в горах, в лесу, у водоѐмов, на болоте. Нормы передвижения по дорогам. Правила обращения с огнем. Правила обращения с опасными инструментами и спецснаряжением. Правила общения с местными жителями; правила гигиены туриста.

Тема 3. Быт юного туриста. Туристское снаряжение: групповое и личное. Распределение группового снаряжения в походе между девочками мальчиками. Туристская одежда и обувь. Рюкзак. Укладка рюкзаков разного типа. Палатка, установка палаток разного типа. Походный лагерь. Место для костра. Топливо, правила хранения.

Тема 4. Кухня юного туриста. Продукты в походе. Походное меню. Упаковка и транспортировка продуктов. Туристская посуда. Приготовление пищи на костре.

Тема 5. Ориентирование на местности. Что делать, если заблудился в лесу; что нужно знать, чтобы не заблудиться в лесу. Север, юг, запад, восток. Компас и его назначение. Нахождение сторон света без компаса. Ориентиры на местности. Карты. Масштаб. Легенда карты. Чтение карт. Обращение с компасом и картой. Азимут. Азимутальный ход. Спортивное ориентирование: обучение и тренировки.

Тема 6. Топография. Топографические карты. Топографические знаки. Масштаб и легенда карты. Рисование топознаков. Топографические игры. Топографический диктант.

 Тема 7. Туристские узлы и их назначение). Узлы и их применение в туризме. Узлы: прямой, проводник, двойной проводник, австрийский проводник, восьмерка, стремя, прусик, булинь, удавка, карабинная удавка, академический, ткацкий, встречный, шкотовый, брамшкотовый, штык, схватывающий, грейпвайн и т.п. Отработка навыков завязывания туристских узлов.

Тема 8. Преодоление препятствий. Виды препятствий. Лесные завалы, овраги, крутые склоны, гари, болота, ручьи и реки, горные перевалы и т.п. Страховка и самостраховка. Страховочные обвязки. Правила преодоления лесных завалов. Переправа по кочкам и гатям. Переправа по бревну. Переправа рюкзаков. Отработка навыков преодоления препятствий.

 Тема 9. Туристские игры. Совместная подготовка, проведение и анализ проведения спортивно-туристских игр и краеведческих викторин. Тема 10. Краеведение. Рельеф и климатические особенности родного края. Животный и растительный мир родного края. История родного края. Краеведческая работа в походе. Правила сбора краеведческого материала. Правила оформления краеведческого материала.

Тема 11. Природоохранные акции. Анкетный опрос школьников, родителей и жителей микрорайона об экологических проблемах микрорайона. Совместная подготовка, осуществление и последующий анализ природоохранных акций.

Тема 12. Походы выходного дня. Совместная подготовка, осуществление и последующий анализ похода в осенний лес с целью созерцания красот осенней природы, сбора гербария, зарисовок родной природы. Совместная подготовка, осуществление и последующий анализ лыжного похода в зимний лес с целью изучения следов животных. Совместная подготовка, осуществление и последующий анализ лыжного похода в весенний лес с целью наблюдения за природой. Совместная подготовка, осуществление и последующий анализ лыжного похода вдоль небольшой лесной реки с целью отработки навыков преодоления препятствий.

          Совместная подготовка, осуществление и последующий анализ походов выходного дня с целью отработки навыков ориентирования, техники пешеходного туризма, сбора краеведческого материала и т.п.

 

6 класс

 Тема 1. Вводное занятие. Цели и значение занятий туризмом и краеведением. Неписаные этические правила туристов: трудовая этика туриста, распределение общественного снаряжения в походе между мальчиками и девочками, отношение к слабым и отстающим в походе, поведение у вечернего костра и за столом. Отношение к памятникам истории и культуры, отношение к пожилым людям, отношение к природе.

Тема 2. Краеведение История родного края. Краеведческая работа в походе. Правила сбора краеведческого материала. Правила оформления краеведческого материала. Презентация краеведческого материала. Краеведческий отчет туристской группы. Краеведческие викторины. Тема 3. Ориентирование на местности Компас и его назначение. Нахождение сторон света без компаса. Ориентиры на местности. Карты. Масштаб. Легенда карты. Чтение карт. Обращение с компасом и картой. Азимут. Азимутальный ход.

Тема 4. Преодоление препятствий Виды препятствий. Страховка и самостраховка. Страховочные обвязки. Переправа по кочкам и гатям. Переправа по бревну. Переправа по параллельно натянутым веревкам. Переправа по параллельно натянутым веревкам. Отработка навыков преодоления препятствий.

Тема 5. Топография Топографические карты и топографические знаки. Масштаб и легенда карты. Чтение топографических кат Рисование топознаков. Изображение высоты местности с помощью горизонталей. Определение крутизны склона и его высоты. Измерение расстояния до недоступных предметов.

Тема 6. Туристские узлы Узлы и их применение в туризме. Узлы: прямой, проводник, двойной проводник, австрийский проводник, восьмерка, стремя, прусик, булинь, удавка, карабинная удавка, академический, ткацкий, встречный, шкотовый, брамшкотовый, штык, схватывающий, грейпвайн и т.п. Отработка навыков завязывания туристских узлов.

Тема 7. Спортивное ориентирование Правила соревнований по спортивному ориентированию. Действия участника перед стартом, на старте, на дистанции, на КП, в финишном коридоре, после финиша. Техника ориентирования. Измерение расстояний на местности (шагами, по времени, визуально). Спортивный компас. Приемы пользования компасом. Определение сторон горизонта по компасу. Движение по азимуту. Спортивные карты.

Тема 8. Туристская стенгазета Виды газет, работа редакционной коллегии, название, газетные рубрики и заголовки, верстка, оформление.

Тема 9. Походы выходного дня Совместная подготовка, осуществление и последующий анализ походов выходного дня с целью отработки навыков ориентирования, техники пешеходного туризма, сбора краеведческого материала и т.п.

Тема 10. Спортивные походы Пешеходный, лыжный, горный, водный спортивные походы, комбинация. Протяженность спортивных походов, категории сложности спортивных походов. Принципы комплектования группы и требования к участникам спортивных походов.

 

7 класс

 Тема 1. Вводное занятие Цели и значение занятий туризмом и краеведением. Правила поведения и безопасности во время занятий. Нормы поведения в горах, в лесу, у водоемов, на болоте. Нормы передвижения по дорогам. Правила обращения с огнем.

Тема 2. Краеведение История родного края. Краеведческая работа в походе. Правила сбора краеведческого материала. Правила оформления краеведческого материала. Презентация краеведческого материала. Краеведческий отчет туристской группы. Краеведческие викторины. Тема 3. Ориентирование на местности Спортивное ориентирование. Обучение и тренировки.

Тема 4. Преодоление препятствий. Правила преодоления лесных завалов. Переправа рюкзаков. Отработка навыков преодоления препятствий.

Тема 5. Топография Измерение расстояния до недоступных предметов. Топографическая съемка местности.

Тема 6. Туристские узлы. Узлы: прямой, проводник, двойной проводник, австрийский проводник, восьмерка, стремя, прусик, булинь, удавка, карабинная удавка, академический, ткацкий, встречный, шкотовый, брамшкотовый, штык, схватывающий, грейпвайн и т.п. Отработка навыков завязывания туристских узлов.

Тема 7. Спортивное ориентирование Спортивный компас. Приемы пользования компасом. Определение сторон горизонта по компасу. Движение по азимуту. Спортивные карты. Определение и контроль направлений с помощью компаса и карты, по объектам местности.

Тема 8. Туристская стенгазета Выбор названия для туристской газеты. Социальные пробы: интервью, репортаж, соцопрос.

Тема 9. Природоохранные акции Определение круга проблем. Выбор дела. Распределение обязанностей. Подготовка инвентаря.

Тема 10. Походы выходного дня Совместная подготовка, осуществление и последующий анализ походов выходного дня с целью отработки навыков ориентирования, техники пешеходного туризма, сбора краеведческого материала и т.п.

Тема 11. Спортивные походы Принципы комплектования группы и требования к участникам спортивных походов. Ориентирование на маршруте. Краеведение на маршруте.

 

8 класс

Тема 1. Краеведение Подготовка, организация, проведение и анализ силами туристской группы школьной краеведческой олимпиады для учащихся 5-8 классов.

Тема 2. Туристские узлы Отработка навыков завязывания туристских узлов. Наведение и снятие веревочных перил для преодоления препятствий.

Тема 3. Спортивное ориентирование Спортивные карты. Определение и контроль направлений с помощью компаса и карты, по объектам местности. Технические приемы: азимут, линейное ориентирование.

Тема 4. Спортивное туристское многоборье Спортивное туристское снаряжение. Страховки и самостраховки. Преодоление препятствий. Тема 5. Природоохранные акции Реализация запланированного дела: проведение природоохранных мероприятий на улицах, в парке.

Тема 6. Походы выходного дня Совместная подготовка, осуществление и последующий анализ походов выходного дня с целью отработки навыков ориентирования, техники пешеходного туризма, сбора краеведческого материала и т.п.

Тема 7. Спортивные походы. Принципы комплектования группы и требования к участникам спортивных походов. Ориентирование на маршруте. Хронометраж на маршруте. Краеведение на маршруте: изучение исторических событий на местности, встречи с местными жителями.

 

9 класс

 Тема 1. Краеведение). Подготовка, организация, проведение и анализ силами туристской группы фотовыставки «Знай родной край!»

Тема 2. Спортивное ориентирование. Технические приемы: азимут, линейное ориентирование, точечное ориентирование. Тренировки и участие в соревнованиях по спортивному ориентированию.

 Тема 3. Спортивное туристское многоборье Страховки и самостраховки. Преодоление препятствий. Переправа по веревке с перилами (параллельные перила)

Тема 4. Природоохранные акции Реализация запланированного дела: проведение природоохранных мероприятий на улицах, в парке. Фоторепортаж о проведении акции. Анализ проведенного дела. Подведение итогов.

 Тема 5. Походы выходного дня Совместная подготовка, осуществление и последующий анализ походов выходного дня с целью отработки навыков ориентирования, техники пешеходного туризма, сбора краеведческого материала и т.п.

 Тема 6. Спортивные походы. Краеведение на маршруте: изучение исторических событий на местности, встречи с местными жителями. Подведение итогов похода, подготовка фотоотчета. Ознакомление с собранным краеведческим материалом обучающихся школы.

 

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

 

Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности

 Личностные результаты:

1.      воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2.        формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

3.      освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

4.      развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

5.       формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;

6.      формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

7.       воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.

Метапредметные результаты:

1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

 2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3. формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;

4. развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение.

Предметные результаты:

1. понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;

2. умения применять полученные теоретические знания на практике – принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

3. умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях;

 4. умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира; умение сохранять его;

5. умения оказывать первую медицинскую помощь;

6. формирование установки на здоровый образ жизни;

 7. развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки [6].

 

Ожидаемые результаты освоения программы Воспитательные результаты внеурочной туристско-краеведческой деятельности школьников распределяются по трем уровням:

 1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьником знаний о правилах ведения здорового образа жизни; о правилах поведения человека в лесу, у водоѐмов, на болоте, в горах; о правилах передвижения по дорогам; о правилах обращения с огнем; о правилах обращения с опасными инструментами; о правилах обращения с незнакомыми людьми; об основных нормах гигиены; о способах ориентирования на местности и элементарных правилах выживания в природе; о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры; о рисках и угрозах нарушения этих норм; о действенных способах защиты природы; об истории и культуре родного края; о гендерных нормах поведения мальчиков и девочек; об основах организации коллективной творческой деятельности.

 2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностного отношения школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре, к природе, к родному Отечеству, его истории и народу, к труду, к другим людям.

3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками; опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других людей, опыта волонтерской (добровольческой) деятельности [5]

 

Формы достижения воспитательных результатов во внеурочной деятельности

 

                      Уровень результатов

 

Вид внеурочной деятельности

Приобретение социальных знаний

Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Получение опыта самостоятельного общественного действия

Туристскокраеведческая деятельность

Кружковые, факультативные, секционные, клубные и другие занятия по отработке социальных умений; краеведческие экскурсии, туристические поездки

Походы выходного дня; туристские многодневные походы; спортивные туристские походы

Туристскокраеведческие экспедиции; поисковокраеведческие экспедиции; природоохранные экспедиции

 

 

Контроль и оценка планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности

                      Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной туристско-краеведческой деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: походы выходного дня, спортивные походы, природоохранные акции, краеведческая работа в походе, соревнования, викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры, школьная научнопрактическая конференция.

                      Подобная организация учета компетенции для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.

 

Календарно-тематическое планирование

5 класс

Тема

Кол-во часов

Дата

ЭОР

Тема № 1. Вводное занятие

1 ч

------------------

1

Цели и значение занятий  туризмом и краеведением.

1

 

http://stranymira.com/

Тема 2. Безопасность юного туриста

1 ч

----------------------

2

Правила поведения и техника безопасности во время занятий Нормы поведения в горах, в лесу, у водоѐмов, на болоте. Нормы передвижения по дорогам.

1

 

http://tourlib.net/

Тема 3. Быт юного туриста

1 ч

-----------------------

3

Туристское снаряжение: групповое и личное. Распределение группового снаряжения в походе между девочками, мальчиками.

1

 

http://tourlib.net/

Тема 4. Кухня юного туриста

 

1 ч

---------------

4

Продукты в походе. Походное меню. Упаковка и транспортировка продуктов.

1

 

http://window.edu.ru/

Тема 5. Ориентирование на местности

10 ч

----------------------

5

Что делать, если заблудился в лесу; что нужно знать, чтобы не заблудиться в лесу.

1

 

http://window.edu.ru/

6

Север, юг, запад, восток. Компас и его назначение.

1

 

http://www.knigafund.ru/

7

Нахождение сторон света без компаса.

1

 

http://www.knigafund.ru/

8

Ориентиры на местности.

1

 

http://www.mojgorod.ru/

9

Карты. Масштаб.

1

 

http://tourlib.net/

10

Легенда карты. Чтение карт.

1

 

http://www.knigafund.ru/

11

Обращение с компасом и картой.

1

 

http://www.iqlib.ru/

12

Обращение с компасом и картой.

1

 

http://www.mojgorod.ru/

13

Азимут. Азимутальный ход.

1

 

http://www.iqlib.ru/

14

Спортивное ориентирование: обучение и тренировки. Теория.

1

 

http://tourism.at.ru/

Тема 6. Топография

3 ч

 

15

Топографические карты. Презентация.

1

 

https://cyberleninka.ru/

16

Топографические знаки.

1

 

http://www.knigafund.ru/

17

Масштаб и легенда карты.

1

 

http://tourlib.net/

Тема 7. Туристские узлы и их назначение

2 ч

---------------------------

18

Узлы и их применение в туризме. Узлы: прямой, проводник, двойной проводник.

1

 

https://cyberleninka.ru/

19

Отработка навыков завязывания туристских узлов.

1

 

http://tourlib.net/

Тема 8. Преодоление препятствий

5 ч

-------------------

20

Виды препятствий. Лесные завалы, овраги, крутые склоны.

1

 

https://www.rsl.ru/

21

Виды препятствий. Гари, болота, ручьи и реки.

1

 

http://www.knigafund.ru/

22

Виды препятствий. Горные перевалы.

1

 

https://www.rsl.ru/

23

Правила преодоления лесных завалов.

1

 

http://catalog.fmb.ru/

24

Страховка и самостраховка.

1

 

http://www.mojgorod.ru/

Тема 9. Туристские игры

2 ч

-----------------------

25

Совместная подготовка, проведение и анализ проведения спортивно - туристских игр.

1

 

https://cyberleninka.ru/

26

Подготовка, проведение и анализ проведения спортивно -туристских игр.

1

 

http://catalog.fmb.ru/

 

Тема 10. Краеведение.

3 ч

 

http://tourlib.net/

27

Рельеф и климатические особенности родного края. История родного края.

1

 

http://catalog.fmb.ru/

28

Животный и растительный мир родного края.

1

 

http://www.mojgorod.ru/

29

Правила сбора краеведческого материала.

1

 

http://tourlib.net/

Тема 11. Природоохранные акции.

2 ч

---------------------

30

Анкетный опрос школьников, родителей и жителей микрорайона об экологических проблемах микрорайона.

 

 

http://tourlib.net/

31

Выбор дела, распределение обязанностей.

 

 

http://www.mir-geo.ru/

Тема 12. Походы выходного дня.

4 ч

---------------------------

32

Совместная подготовка, осуществление походов выходного дня.

1

 

http://www.mir-geo.ru/

33

Совместная подготовка, осуществление и последующий анализ похода в осенний лес с целью созерцания красот осенней природы, сбора гербария, зарисовок родной природы.

1

 

https://www.rsl.ru/

34

Отработка техники пешеходного туризма, сбора краеведческого материала.

1

 

http://tourlib.net/

35

Анализ походов выходного дня.

1

 

http://www.knigafund.ru/

 

6 класс

Тема

Кол-во часов

Дата

ЭОР

Тема № 1. Вводное занятие

1 ч

-----------------------

1

Цели и значение занятий туризмом и краеведением. Отношение к памятникам истории и культуры, отношение к пожилым людям, отношение к природе.

1

 

http://window.edu.ru/

Тема 2. Краеведение

2 ч

--------------------

2

История родного края. Краеведческая работа в походе. Правила сбора краеведческого материала.

1

 

http://window.edu.ru/

3

Правила оформления краеведческого материала. Презентация краеведческого материала. Краеведческий отчет туристской группы. Краеведческие викторины.

1

 

http://window.edu.ru/

Тема 3. Ориентирование на местности.

2 ч

----------------------

4

Компас и его назначение. Нахождение сторон света без компаса. Ориентиры на местности.

1

 

http://catalog.fmb.ru/

5

Карты. Масштаб. Легенда карты. Чтение карт. Обращение с компасом и картой. Азимут. Азимутальный ход.

1

 

http://catalog.fmb.ru/

Тема 4. Преодоление препятствий

4 ч

--------------------

6

Виды препятствий. Страховка и само - страховка. Страховочные обвязки.

1

 

http://www.knigafund.ru/

7

Переправа по кочкам и гатям. Переправа по бревну. Переправа по параллельно натянутым веревкам.

1

 

http://www.knigafund.ru/

8

Переправа по кочкам и гатям. Переправа по бревну. Переправа по параллельно натянутым веревкам.

1

 

https://www.rsl.ru/

9

Отработка навыков преодоления препятствий.

1

 

http://tourlib.net/

Тема 5. Топография

5 ч

-------------------

10

Топографические карты и топогра - фические знаки Масштаб и легенда карты.

1

 

http://www.encyclopedia.ru/

11

Чтение топографических карт.

1

 

http://www.encyclopedia.ru/

12

Рисование топо - знаков. Изображение высоты местности с помощью горизонталей.

1

 

http://www.mojgorod.ru/

13

Определение крутизны склона и его высоты.

1

 

http://catalog.fmb.ru/

14

Измерение расстоя - ния до недоступных предметов.

1

 

http://www.knigafund.ru/

Тема 6. Туристские узлы

4 ч

---------------------

15

Узлы и их применение в туризме. Узлы: прямой, проводник, двойной проводник, австрийский проводник.

1

 

https://www.rsl.ru/

16

Узлы: восьмерка, стремя, прусик, булинь, удавка, карабинная удавка.

1

 

https://www.rsl.ru/

17

Узлы: академический, ткацкий, встречный, шкотовый, брамшкотовый, штык, схватывающий, грейпвайн.

1

 

http://tourlib.net/

18

Отработка навыков завязывания туристских узлов.

1

 

http://www.mir-geo.ru/

Тема 7. Спортивное ориентирование

6 ч

--------------------

19

Правила соревнований по спортивному ориентированию.

1

 

http://tourism.at.ru/

20

Действия участника перед стартом, на старте, на дистанции, на КП, в финишном коридоре, после финиша.

1

 

http://tourism.at.ru/

21

Техника ориентирования.

1

 

http://www.knigafund.ru/

22

Измерение расстояний на мест - ности (шагами, по времени, визуально).

1

 

http://catalog.fmb.ru/

23

Спортивный компас. Приемы пользования компасом. Определение сторон горизонта по компасу.

1

 

http://tourlib.net/

24

Движение по азимуту. Спортивные карты.

1

 

http://tourism.at.ru/

Тема 8. Туристская стенгазета

2 ч

------------------

25

Виды газет, работа редакционной коллегии, название, газетные рубрики и заголовки, верстка, оформление.

1

 

http://www.encyclopedia.ru/

26

Виды газет, работа редакционной коллегии, название, газетные рубрики и заголовки, верстка, оформление.

1

 

http://www.encyclopedia.ru/

Тема 9. Походы выходного дня

5 ч

------------------

27

Совместная подготовка, осуществление походов выходного дня.

1

 

http://www.knigafund.ru/

28

Отработка навыков ориентирования, техники пешеходного туризма.

1

 

http://elib.bspu.by/

29

Отработка навыков ориентирования, техники пешеходного туризма.

1

 

http://elib.bspu.by/

30

Отработки техники пешеходного туризма, сбора краеведческого материала.

1

 

http://tourlib.net/

31

Анализ походов выходного дня.

1

 

https://www.rsl.ru/

Тема 10. Спортивные походы

4 ч

----------------------

32

Пешеходный, лыжный, горный, водный спортивные походы, комбинация.

1

 

http://tourism.at.ru/

33

Пешеходный, лыжный, горный, водный спортивные походы, комбинация.

1

 

http://tourism.at.ru/

34

Протяженность спортивных походов, категории сложности спортивных походов.

1

 

http://www.mir-geo.ru/

35

Принципы комплектования группы и требования к участникам спортивных походов.

1

 

http://tourism.at.ru/

 

 

 

 

 

 

 

7 класс

Тема

Кол-во часов

Дата

ЭОР

Тема № 1. Вводное занятие

1 ч

------------------

1

Цели и значение занятий туризмом и краеведением. Правила поведения и безопасности во время занятий. Нормы поведения в горах, в лесу, у водоемов, на болоте. Нормы передвижения по дорогам. Правила обращения с огнем.

1

 

http://window.edu.ru/

Тема 2. Краеведение

2 ч

---------------------

2

История родного края. Краеведческая работа в походе. Правила сбора краеведческого материала. Правила оформления краеведческого материала.

1

 

http://window.edu.ru/

3

Презентация краеведческого материала. Краеведческий отчет туристской группы. Краеведческие викторины.

1

 

http://window.edu.ru/

Тема 3. Ориентирование на местности

2 ч

-------------------

4

Спортивное ориентирование.

1

 

http://www2.unwto.org/en

5

Обучение и тренировки.

1

 

http://www2.unwto.org/en

Тема 4. Преодоление препятствий

2 ч

-------------------

6

Правила преодоления лесных завалов. Переправа рюкзаков.

1

 

http://catalog.fmb.ru/

7

Отработка навыков преодоления препятствий.

1

 

http://catalog.fmb.ru/

Тема 5. Топография

1 ч

----------------

8

Измерение расстояния до недоступных предметов. Топографическая съемка местности.

1

 

http://www.encyclopedia.ru/

Тема 6. Туристские узлы

4 ч

------------------

9

Узлы: прямой, проводник, двойной проводник, австрийский проводник.

1

 

http://www.knigafund.ru/

10

Узлы: восьмерка, стремя, прусик, булинь, удавка, карабинная удавка.

1

 

http://www.knigafund.ru/

11

Узлы: академический, ткацкий, встречный, шкотовый, брамшкотовый, штык, схватывающий, грейпвайн.

1

 

http://catalog.fmb.ru/

12

Отработка навыков завязывания туристских узлов.

1

 

http://tourlib.net/

Тема 7. Спортивное ориентирование.

6 ч

----------------

13

Спортивный компас. Приемы пользования компасом.

1

 

https://cloudappreciationsociety.org/

14

Определение сторон горизонта по компасу. Движение по азимуту.

1

 

http://www.knigafund.ru/

15

Спортивные карты.

1

 

http://tourism.at.ru/

16

Определение и контроль направлений с помощью компаса и карты, по объектам местности.

1

 

https://cloudappreciationsociety.org/

17

Определение и контроль направлений с помощью компаса и карты, по объектам местности.

1

 

http://catalog.fmb.ru/

18

Определение сторон горизонта по компасу. Движение по азимуту.

1

 

http://tourlib.net/

Тема 8. Туристская стенгазета

2 ч

-------------------

19

Выбор названия для туристской газеты. Социальные пробы: интервью, репортаж, соцопрос.

1

 

http://www.ecosystema.ru/

20

Выбор названия для туристской газеты. Социальные пробы: интервью, репортаж, соцопрос.

1

 

http://www.ecosystema.ru/

Тема 9. Походы выходного дня

8 ч

-----------------------

21

Совместная подготовка, осуществление походов выходного дня.

1

 

http://www.mir-geo.ru/

22

Совместная подготовка, осуществление походов выходного дня.

1

 

http://www.encyclopedia.ru/

23

Отработка навыков ориентирования, техники пешеходного туризма.

1

 

http://www.encyclopedia.ru/

24

Отработка навыков ориентирования, техники пешеходного туризма.

1

 

http://www.mojgorod.ru/

25

Отработка навыков ориентирования, техники пешеходного туризма.

1

 

http://elib.bspu.by/

26

Отработка навыков ориентирования, техники пешеходного туризма.

1

 

http://elib.bspu.by/

27

Отработки техники пешеходного туризма, сбора краеведческого материала.

1

 

http://catalog.fmb.ru/

28

Анализ походов выходного дня.

1

 

http://tourlib.net/

Тема 10. Спортивные походы

7  ч

------------------

29

Принципы комплектования группы и требования к участникам спортивных походов.

1

 

http://tourism.at.ru/

30

Ориентирование на маршруте.

1

 

http://tourism.at.ru/

31

Ориентирование на маршруте

1

 

https://www.rsl.ru/

32

Краеведение на маршруте.

1

 

http://www.mir-geo.ru/

33

Краеведение на маршруте.

1

 

http://www.mir-geo.ru/

34

Краеведение на маршруте.

1

 

https://www.rsl.ru/

35

Краеведение на маршруте.

1

 

http://www.heavens-above.com/

 

 

 

8 класс

Тема

Кол-во часов

Дата

ЭОР

Тема 1. Краеведение

2  ч

------------------

1

Подготовка, организация, проведение и анализ силами туристской группы школьной краеведческой олимпиады для учащихся 5-8 классов.

1

 

http://turcentrrf.ru/

2

Подготовка, организация, проведение и анализ силами туристской группы школьной краеведческой олимпиады для учащихся 5-8 классов

1

 

http://tyr-zo.narod.ru/met2.html

Тема 2. Туристские узлы

4 ч

---------------------

3

Отработка навыков завязывания туристских узлов.

1

 

http://www2.unwto.org/en

4

Отработка навыков завязывания туристских узлов.

1

 

http://www2.unwto.org/en

5

Наведение и снятие веревочных перил для преодоления препятствий.

1

 

http://www.mojgorod.ru/

6

Наведение и снятие веревочных перил для преодоления препятствий.

1

 

http://tourlib.net/

Тема 3. Спортивное ориентирование

6 ч

----------------

7

Спортивные карты.

1

 

 

8

Определение и контроль направлений с помощью компаса и карты, по объектам местности.

1

 

http://www.encyclopedia.ru/

9

Определение и контроль направлений с помощью компаса и карты, по объектам местности.

1

 

http://www.encyclopedia.ru/

10

Технические приемы: азимут, линейное ориентирование.

1

 

http://www.knigafund.ru/

11

Технические приемы: азимут, линейное ориентирование.

1

 

http://www.knigafund.ru/

12

Спортивные карты.

1

 

http://tourlib.net/

Тема 4. Спортивное туристское многоборье

6 ч

------------------

13

Спортивное туристское снаряжение.

1

 

http://stranymira.com/

14

Спортивное туристское снаряжение.

1

 

http://www.mojgorod.ru/

15

Страховки и самостраховки.

1

 

http://stranymira.com/

16

Страховки и самостраховки.

1

 

http://www.knigafund.ru/

17

Преодоление препятствий.

1

 

http://stranymira.com/

18

Преодоление препятствий.

1

 

http://elib.bspu.by/

Тема 5. Природоохранные акции

3 ч

----------------

19

Реализация запланированного дела: проведение природоохранных мероприятий на улицах, в парке.

1

 

http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Index

20

Реализация запланированного дела: проведение природоохранных мероприятий на улицах, в парке.

1

 

http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Index

21

Реализация запланированного дела: проведение природоохранных мероприятий на улицах, в парке.

1

 

http://www.mir-geo.ru/

Тема 6. Походы выходного дня

6 ч

------------------

22

Совместная подготовка, осуществление походов выходного дня.

1

 

http://www.iqlib.ru/

23

Отработка навыков ориентирования, техники пешеходного туризма.

1

 

http://www.iqlib.ru/

24

Отработка навыков ориентирования, техники пешеходного туризма.

1

 

http://tourism.at.ru/

25

Отработки техники пешеходного туризма, сбора краеведческого материала.

1

 

http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Index

26

Отработки техники пешеходного туризма, сбора краеведческого материала.

1

 

http://stranymira.com/

27

Анализ походов выходного дня.

1

 

http://elib.bspu.by/

Тема 7. Спортивные походы

8 ч

--------------------

28

Принципы комплектования группы и требования к участникам спортивных походов.

1

 

http://tourism.at.ru/

29

Ориентирование на маршруте.

1

 

http://tourism.at.ru/

30

Ориентирование на маршруте.

1

 

http://elib.bspu.by/

31

Ориентирование на маршруте.

1

 

http://window.edu.ru/

32

Ориентирование на маршруте. Хронометраж на маршруте.

1

 

http://window.edu.ru/

33

Краеведение на маршруте.

1

 

http://stranymira.com/

34

Изучение исторических событий на местности.

1

 

http://elib.bspu.by/

35

Встречи с местными жителями.

1

 

http://window.edu.ru/

 

9 класс

Тема

Кол-во часов

Дата

ЭОР

Тема 1. Краеведение

2  ч

------------------

1

Подготовка, организация, проведение и анализ силами туристской группы фотовыставки «Знай родной край!».  Теория.

1

 

http://window.edu.ru/

2

Подготовка, организация, проведение и анализ силами туристской группы фотовыставки «Знай родной край!». Практика.

1

 

http://window.edu.ru/

Тема 2. Спортивное ориентирование

4 ч

---------------------

3

Технические приемы: азимут, линейное, точечное ориентирование.

1

 

http://www2.unwto.org/en

4

Технические приемы: азимут, линейное, точечное ориентирование.

1

 

http://www2.unwto.org/en

5

Тренировки и участие в соревнованиях по спортивному ориентированию.

1

 

http://catalog.fmb.ru/

6

Тренировки и участие в соревнованиях по спортивному ориентированию.

1

 

http://catalog.fmb.ru/

Тема 3. Спортивное туристское многоборье

8 ч

-------------------

7

Страховки и самостраховки.

1

 

http://www.iqlib.ru/

8

Страховки и самостраховки.

1

 

http://www.iqlib.ru/

9

Преодоление препятствий.

1

 

http://tourism.at.ru/

10

Преодоление препятствий.

1

 

http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Index

11

Преодоление препятствий.

1

 

http://www.mojgorod.ru/

12

Преодоление препятствий.

1

 

http://elib.bspu.by/

13

Переправа по веревке с перилами.

1

 

http://window.edu.ru/

14

Переправа по веревке с перилами.

1

 

https://www.rsl.ru/

Тема 4. Природоохранные акции

3 ч

------------------

15

Реализация запланированного дела: проведение природоохранных мероприятий на улицах, в парке.

1

 

http://catalog.fmb.ru/

16

Фоторепортаж о проведении акции.

1

 

http://www.mir-geo.ru/

17

Анализ проведенного дела. Подведение итогов.

1

 

http://www.mojgorod.ru/

Тема 5. Походы выходного дня

8 ч

----------------

18

Совместная подготовка, осуществление походов выходного дня.

1

 

http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Index

19

Отработка навыков ориентирования, техники пешеходного туризма.

1

 

http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Index

20

Отработка навыков ориентирования, техники пешеходного туризма.

1

 

https://www.rsl.ru/

21

Отработка навыков ориентирования, техники пешеходного туризма.

1

 

http://catalog.fmb.ru/

22

Отработка навыков ориентирования, техники пешеходного туризма.

1

 

http://tourism.at.ru/

23

Отработки техники пешеходного туризма, сбора краеведческого материала.

1

 

http://window.edu.ru/

24

Отработки техники пешеходного туризма, сбора краеведческого материала.

1

 

http://window.edu.ru/

25

Анализ походов выходного дня.

1

 

https://www.rsl.ru/

Тема 7. Спортивные походы

10 ч

----------------

26

Краеведение на маршруте: изучение исторических событий на местности.

1

 

http://www.encyclopedia.ru/

27

Краеведение на маршруте: изучение исторических событий.

1

 

http://www.encyclopedia.ru/

28

Краеведение на маршруте: изучение исторических событий.

1

 

http://www.mir-geo.ru/

29

Краеведение на маршруте: встречи с местными жителями.

1

 

http://www.mir-geo.ru/

30

Краеведение на маршруте: встречи с местными жителями.

1

 

http://tourism.at.ru/

31

Краеведение на маршруте: изучение исторических событий на местности, встречи с местными жителями.

1

 

http://catalog.fmb.ru/

32

Подведение итогов похода, подготовка фотоотчета.

1

 

http://www.mojgorod.ru/

33

Подведение итогов похода, подготовка фотоотчета.

1

 

https://www.rsl.ru/

34

Ознакомление с собранным краеведческим материалом обучающихся школы.

1

 

http://www.mir-geo.ru/

35

Ознакомление с собранным краеведческим материалом обучающихся школы.

1

 

http://tourism.at.ru/

 

 

 

 

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического оснащения

Кол- во

Примечания

Печатные пособия

1

 

Глинский, М.И. Обеспечение жизнедеятельности в экстремальных ситуациях [Текст] \ М.И.Глинский. – М.: Армпресс, 2007. – 96 с.

Д

 

 

2

 

Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителей [Текст] \ Д.В.Григорьев, П.С.Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.

Д

 

 

3

 

Кузнецов, В.С. Основы безопасности жизнедеятельности: Методика преподавания предмета: 5-11 классы [Текст] \ В.С.Кузнецов, Г.А.Колодницкий, М.И.Хабнер. – М.: ВАКО, 2010. – 176 с.

Д

 

4

 Михайлов, А.А. Игровые занятия в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности». 5-9 классы [Текст] \ А.А.Михайлов. – М.: Дрофа, 2004.- 80 с.

Д

 

 

5

 

 

Степанов, П.В. Программы внеурочной деятельности. Туристско-краеведческая деятельность. Спортивно-оздоровительная деятельность. Пособие для учителей образовательных учреждений [Текст] \ П.В.Степанов, С.В.Сизяев, Т.Н.Сафронов. – М.: Просвещение, 2011. – 79 с.

Д

 

6

 

 

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования \ Министерство образования и науки Российской Федерации. – 2-е издание. – М.: Просвещение, 2013. – 48 с. – (Стандарты второго поколения)

Д

 

 

7

 

Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли. Система заданий: пособие для учителя [Текст] \ А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.; под. Ред. А.Г.Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.

Д

 

8

 

 Черныш, И.В. Энциклопедия выживания [Текст] \ И.В.Черныш. – М.: Айрис-пресс, 2002. – 432 с.

Д

 

9

Чеурин, Г.С. Самоспасение без снаряжения [Текст] \ Г.С.Чеурин. – М.: Армпресс, 2006. – 160 с.

Д

 

10

Шереметьева, У.М. Безопасный отдых и туризм: учебное пособие [Текст] \ У.М.Шереметьева. ГОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет». – Томск: Издательство ТГПУ, 2009. – 204 с.

Д

 

Технические средства обучения

1

2

3

4

5

6

7

Мультимедийный компьютер

 Сканер

Принтер лазерный

Цифровая фото- и видеокамера

Мультимедиа проектор

Экран настенный

Комплект аппаратуры по демонстрации ЭОИ

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

 

Средства программного обучения и контроля знаний

1

2

Географическая информационная система «ГЕОЭКСТРЕМУМ»

Компьютерное учебное пособие «Безопасность на улицах и дорогах»

Д

Д

 

Учебно-практическое оборудование

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

кабинет для аудиторных занятий

спортивный зал

площадка для организации спортивно-туристских игр на открытом воздухе

 площадка для проведения тренировок по спортивному туристскому многоборью

подсобное помещение для хранения инвентаря и оборудования

медицинская аптечка

палатки туристические

рюкзаки туристические

коврики туристические

компасы

топографические и спортивные карты местности

веревки, страховочные обвязки, страховочные карабины

 материалы для художественно-оформительских работ

Д

Д

Д

Д

Д

Ф

Ф

Ф

К

К

Ф

Ф

Ф

 

 

Для отражения количественных показателей в таблице использована следующая система условных обозначений:

 Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев);

К – комплект (из расчета на каждого обучающихся исходя из реальной наполняемости класса);

Ф – комплект, необходимый для практической работы в группах, на 5- 6 человек.


 

Скачано с www.znanio.ru