Программа внеурочной деятельности по физике "Я-исследователь", 10 класс
Оценка 4.7

Программа внеурочной деятельности по физике "Я-исследователь", 10 класс

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
физика
10 кл
04.10.2021
Программа внеурочной деятельности по физике "Я-исследователь", 10 класс
Внеурочная деятельность Я-исследователь 10 класс.docx

                                                                                                                                                             Приложение№ 2

                                                                                                                                                                                       к основной образовательной программе

                                                                                                                                                                                       среднего общего образования

                                                                                                   

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Новомалыклинская средняя общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза М.С. Чернова

                                                                                                    (МОУ Новомалыклинская СОШ)

 

СОГЛАСОВАНА

Заместитель директора по УВР:

 Тутарова С.Н.  

 26.08.2021 г.                                       

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

Наименование курса внеурочной деятельности

Я – исследователь

Направление развития личности школьника, в рамках которого будет реализовываться программа внеурочной деятельности

Общеинтеллектуальное

 

Возраст школьников: указание  параллели, класса

10 класс

Количество часов –  недельных и годовых

2 раза в неделю, 68 часов в год

Срок реализации программы

2021-2022 учебный год

 

Сведения об учителях- разработчиках рабочей программы (одного или нескольких)

Миллер Н.В., учитель физики

 

 

 

 


 

1.      РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Личностные результаты:

1. Российская гражданская идентичность;

2. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6.Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9. Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11.Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

 

Метапредметные результаты:

1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8.  Смысловое чтение;

9. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11.  Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

12. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

 

Предметные результаты:

Выпускник научится:

·                     соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;

·                     понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое явление, физическая величина, единицы измерения;

·                     распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;

·                     ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования; проводить опыт и формулировать выводы.

·                     понимать роль эксперимента в получении научной информации;

·                     проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений: при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;

·                     проводить косвенные измерения физических величин: при выполнении измерений собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной точности измерений;

·                     анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения;

·                     понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их безопасного использования в повседневной жизни;

·                     использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет.

Выпускник получит возможность научиться:

·                     осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни;

·                     использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

·                     сравнивать точность измерения физических величин по величине их относительной погрешности при проведении прямых измерений;

·                     самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических величин с использованием различных способов измерения физических величин, выбирать средства измерения с учетом необходимой точности измерений, обосновывать выбор способа измерения, адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности полученных результатов;

·                     воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;

·                     создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.

 

            Система контроля включает само-, взаимо-, учительский контроль и позволяет оценить знания, умения и навыки учащихся комплексно по следующим компонентам:

·        умения и навыки (предметные и общие учебные);

·        способы деятельности (познавательная, информационно-коммуникативная и рефлексивные);

·        включенность учащегося в учебно-познавательную деятельность и уровень овладения ею (репродуктивный, конструктивный и творческий);

·        взаимопроверка  учащимися друг друга при комплексно-распределительной деятельности в группах;

·        содержание и форма представленных реферативных, творческих, исследовательских и других видов работ;

·        публичная защита и презентация творческих работ, исследований и проектов.

 

Система отслеживания и оценивания результатов обучения школьников   проходит через участие их в беседах по разным темам, тематическое тестирование, участие в научно – исследовательских конференциях и конкурсах исследовательских работ, реализацию исследовательских проектов.

Обучающиеся выбирают тему исследования и выполняют исследовательскую работу, которая представляется на итоговой конференции.  При этом возможно выполнение творческого отчёта как индивидуально, так и в группе из 3-4 человек. Курс рассчитан на группу из 10-12 человек.

 


 

2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТЕМА 1. Электромагнитные явления

Электростатические заряды. Бытовые электроприборы. Домашняя электропроводка. Техника безопасности при работе с «бытовым электричеством».   Знакомство с работой индикаторной отверткой, электрическим тестером; исследование квартирной проводки на пожароопасность, составление принципиальной и монтажной схемы электропроводки, основы элементарного ремонта бытовых электроприборов. Электрические свойства тела человека. Биоэлектричество. Фоторецепторы. Электрорецепторы. Биоэлектричество сна. Магнитное поле и живые организмы. Использование магнитов в быту. Использование магнита как металлоискателя. Радио. Телевидение. Влияние электромагнитного излучения на живой организм. Исследование интенсивности электромагнитного излучения электробытовых приборов с помощью рентгеновской пленки.

Формы организации деятельности: классно-урочная, регламентированная дискуссия, работа в малых группах

Виды деятельности: чтение и обсуждение текста статей интернет-сайтов, обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач, обсуждение способов решения (подготовка к ОГЭ по физике).

 

ТЕМА 2.  Механические колебания и волны

Механические колебания и человек. Происхождение биоритмов. Сердце и звуки, сопровождающие работу сердца и легких, их запись. Стетоскоп и фонендоскоп. Выстукивание – как один из способов определения размеров внутренних органов и их состояния. Звук как средство восприятия и передачи информации. Орган слуха. Область слышимости звука. Голосовой аппарат человека. Характеристики голоса человека.     Ультразвук и инфразвук. Физические основы ультразвукового исследования человека. Звуки природы.

Формы организации деятельности: классно-урочная, регламентированная дискуссия, работа в малых группах

Виды деятельности: чтение и обсуждение текста статей интернет-сайтов, обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач, обсуждение способов решения (подготовка к ОГЭ по физике).

 

ТЕМА 3. Тепловые явления

        Виды теплопередачи в быту. Диффузия. Кипение. Вопросы безопасности в тепловых процессах.  Способы измерения температуры. Терморегуляторы.  Значение цвета для оформления бытовых приборов, посуды; проверка работы вентиляции; ароматизация помещения, изготовление волосяного гигрометра. Насыщенный, ненасыщенный пар. Влажность. Значение температурного режима и влажности для жизнедеятельности человека.

Формы организации деятельности: классно-урочная, регламентированная дискуссия, работа в малых группах

Виды деятельности: чтение и обсуждение текста статей интернет-сайтов, обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач, обсуждение способов решения (подготовка к ОГЭ по физике).

 

ТЕМА 4. Оптические явления

        Фотометрия. Световой поток. Законы освещенности. Законы геометрической оптики. Зеркало. Построение изображения в плоском зеркале и в системе зеркал. Тонкая линза: нахождение объекта по ходу лучей. Формула тонкой линзы.  Строение глаза человека. Физические основы зрения человека. Дефекты зрения и способы их исправления. Расчет параметров линзы и изображения. Спектральная и энергетическая чувствительность глаза. Полное внутреннее отражение. Волновая оптика. Дисперсия света. Интерференция и дифракция света. Световые явления в природе.

Формы организации деятельности: классно-урочная, регламентированная дискуссия, работа в малых группах.

Виды деятельности: чтение и обсуждение текста статей интернет-сайтов, обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач, обсуждение способов решения (подготовка к ОГЭ по физике).

 

 

 

 

 

 


 

3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КОНКРЕТНОЙ ТЕМЫ

 

№ п/п

Название раздела, темы

Общее количество часов

Из них

Часы аудиторных занятий

Часы внеаудиторных занятий

1

Электромагнитные явления

16

16

-

2

Механические колебания и волны

4

4

-

3

Тепловые явления

18

18

-

4

Оптические явления

30

30

-

 

Итого

68

68

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

4. Приложение к рабочей программе курса внеурочной деятельности «Я - исследователь» на 2021-2022 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

4.1. Календарно -  тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Я - исследователь»

на 2021-2022 учебный год

№ п/п

Дата занятия

Название разделов, тема занятия

Корректировка

программы

По плану

По факту

Тема 1.  Электромагнитные явления (16 часов)

1.       

7.09

 

Электрические заряды и живые организмы. Влияние электрического поля на живые организмы. Биоэлектричество

 

2.       

7.09

 

Электрические заряды и живые организмы. Влияние электрического поля на живые организмы. Биоэлектричество

 

3.       

14.09

 

Лабораторная работа «Определение сопротивления тканей человека»

 

4.       

14.09

 

Лабораторная работа «Определение сопротивления тканей человека»

 

5.       

21.09

 

Природные и искусственные электрические токи

 

6.       

21.09

 

Природные и искусственные электрические токи

 

7.       

28.09

 

История энергетики. Энергия электрического тока и ее использовани

 

8.       

28.09

 

История энергетики. Энергия электрического тока и ее использование.

 

9.       

5.10

 

Конференция «Электрические сети проблемы и перспективы.  Альтернативные источники энергии»

 

10.   

5.10

 

Конференция «Электрические сети проблемы и перспективы.  Альтернативные источники энергии»

 

11.   

19.10

 

Магнитное поле Земли и его влияние на человека

 

12.   

19.10

 

Магнитное поле Земли и его влияние на человека

 

13.   

26.10

 

Свойства электромагнитных волн низкой частоты. Радиоволны и человек

 

14.   

26.10

 

Свойства электромагнитных волн низкой частоты. Радиоволны и человек

 

15.   

2.11

 

Биологические свойства электромагнитных волн высокой частоты

 

16.   

2.11

 

Биологические свойства электромагнитных волн высокой частоты

 

Тема 2.   Механические колебания и волны (4 часа)

17.   

9.11

 

Колебания и волны в живых организмах. Колебания и человек. Биоритм

 

18.   

9.11

 

Колебания и волны в живых организмах. Колебания и человек. Биоритм

 

19.   

16.11

 

Звук как средство восприятия и передачи информации. Ультразвук и инфразвук

 

20.   

16.11

 

Звук как средство восприятия и передачи информации. Ультразвук и инфразвук

 

Тема 3.  Тепловые явления (18 часов)

21.   

30.11

 

Энергия топлива. Теплоэнергетика. Влияние температурных условий на жизнь человека

 

22.   

30.11

 

Энергия топлива. Теплоэнергетика. Влияние температурных условий на жизнь человека

 

23.   

7.12

 

Лабораторная работа «Изменение температуры вещества при переходе c твердого в газообразное состояние. Построение графика зависимости температуры тела от времени»

 

24.   

7.12

 

Лабораторная работа «Изменение температуры вещества при переходе c твердого в газообразное состояние. Построение графика зависимости температуры тела от времени»

 

25.   

14.12

 

Тепловое загрязнение атмосферы. Решение задач

 

26.   

14.12

 

Тепловое загрязнение атмосферы. Решение задач

 

27.   

21.12

 

Виды транспорта. Применение различных видов транспорта в нашем регионе. Влияние работы тепловых двигателей на экологические процессы

 

28.   

21.12

 

Виды транспорта. Применение различных видов транспорта в нашем регионе. Влияние работы тепловых двигателей на экологические процессы

 

29.   

28.12

 

Круглый стол: «Изменение климата - парниковый эффект и глобальное потепление климата»

 

30.   

28.12

 

Круглый стол: «Изменение климата - парниковый эффект и глобальное потепление климата»

 

31.   

11.01

 

Тепловые процессы в теле человека

 

32.   

11.01

 

Тепловые процессы в теле человека

 

33.   

18.01

 

Лабораторная работа «Определение дыхательного объёма легких человека»

 

34.   

18.01

 

Лабораторная работа «Определение давления крови человека»

 

35.   

25.01

 

Решение экспериментальных задач. (Основное уравнение МКТ, количество вещества)

 

36.   

25.01

 

Решение экспериментальных задач. (Основное уравнение МКТ, количество вещества)

 

37.   

1.02

 

Решение экспериментальных задач. (Уравнение состояния идеального газа. Влажность воздуха)

 

38.   

1.02

 

Решение экспериментальных задач. (Уравнение состояния идеального газа. Влажность воздуха)

 

Тема 4.  Оптические явления (30 часов)

39.   

8.02

 

Фотометрия. Световой поток. Законы освещенности. Лабораторная работа «Определение уровня освещённости в классе»

 

40.   

8.02

 

Фотометрия. Световой поток. Законы освещенности. Лабораторная работа «Определение уровня освещённости в классе»

 

41.   

15.02

 

Искусственное освещение. Виды электрических ламп

 

42.   

15.02

 

Искусственное освещение. Виды электрических ламп

 

43.   

1.03

 

Зеркальное и рассеянное (диффузное) отражение света.

Экспериментальная работа: «Построение изображения в плоском зеркале»

 

44.   

1.03

 

Зеркальное и рассеянное (диффузное) отражение света.

Экспериментальная работа: «Построение изображения в плоском зеркале»

 

45.   

8.03

 

Экспериментальная работа: “Многократное изображение предмета в плоских зеркалах”

 

46.   

8.03

 

Экспериментальная работа: “Многократное изображение предмета в плоских зеркалах”

 

47.   

15.03

 

Линзы. Глаз как оптическая система. Дефекты зрения

 

48.   

15.03

 

Линзы. Глаз как оптическая система. Дефекты зрения

 

49.   

22.03

 

Построение изображения в системе зеркал

 

50.   

22.03

 

Построение изображения в системе зеркал

 

51.   

29.03

 

Поле зрения

 

52.   

29.03

 

Поле зрения

 

53.   

5.04

 

Способы исправления дефектов зрения

 

54.   

5.04

 

Способы исправления дефектов зрения

 

55.   

19.04

 

Лабораторная работа: «Определение фокусного расстояния и оптической силы очков». Решение экспериментальных задач

 

56.   

19.04

 

Лабораторная работа: «Определение фокусного расстояния и оптической силы очков». Решение экспериментальных задач.

 

57.   

26.04

 

Световые явления в природе (радуга, миражи, гало)

 

58.   

26.04

 

Световые явления в природе (радуга, миражи, гало)

 

59.   

3.05

 

Оптические иллюзии нашего зрения

 

60.   

3.05

 

Оптические иллюзии нашего зрения

 

61.   

10.05

 

Биологическая оптика. (Живые зеркала, глаз-термометр, растения - световоды)

 

62.   

10.05

 

Биологическая оптика. (Живые зеркала, глаз-термометр, растения - световоды)

 

63.   

17.05

 

Живой свет. (Свечение моря, светящиеся организмы, хемилюминесценция, биолюминесценция)

 

64.   

17.05

 

Живой свет. (Свечение моря, светящиеся организмы, хемилюминесценция, биолюминесценция)

 

65.   

24.05

 

Экологические проблемы и обеспечение устойчивости биосферы, связанные с рассеянием и поглощением света

 

66.   

24.05

 

Экологические проблемы и обеспечение устойчивости биосферы, связанные с рассеянием и поглощением света

 

67.   

31.05

 

Защита проектов

 

68.   

31.05

 

Защита проектов

 

 


 

Приложение№ 2 к основной образовательной программе среднего общего образования

Приложение№ 2 к основной образовательной программе среднего общего образования

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать…

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать…

Интернет. Выпускник получит возможность научиться: · осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни;…

Интернет. Выпускник получит возможность научиться: · осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни;…

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Виды деятельности : чтение и обсуждение текста статей интернет-сайтов, обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач, обсуждение способов решения (подготовка к

Виды деятельности : чтение и обсуждение текста статей интернет-сайтов, обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач, обсуждение способов решения (подготовка к

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ

Приложение к рабочей программе курса внеурочной деятельности «Я - исследователь» на 2021-2022 учебный год

Приложение к рабочей программе курса внеурочной деятельности «Я - исследователь» на 2021-2022 учебный год

Календарно - тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Я - исследователь» на 2021-2022 учебный год № п/п

Календарно - тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Я - исследователь» на 2021-2022 учебный год № п/п

Биологические свойства электромагнитных волн высокой частоты

Биологические свойства электромагнитных волн высокой частоты

Тепловые процессы в теле человека 2

Тепловые процессы в теле человека 2

Построение изображения в системе зеркал 2

Построение изображения в системе зеркал 2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.10.2021