Приложение№ 2
к основной образовательной программе
среднего общего образования
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Новомалыклинская средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза М.С. Чернова
(МОУ Новомалыклинская СОШ)
СОГЛАСОВАНА
Заместитель директора по УВР:
Тутарова С.Н.
26.08.2021 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование курса внеурочной деятельности |
Я – исследователь |
Направление развития личности школьника, в рамках которого будет реализовываться программа внеурочной деятельности |
Общеинтеллектуальное
|
Возраст школьников: указание параллели, класса |
10 класс |
Количество часов – недельных и годовых |
2 раза в неделю, 68 часов в год |
Срок реализации программы |
2021-2022 учебный год
|
Сведения об учителях- разработчиках рабочей программы (одного или нескольких) |
Миллер Н.В., учитель физики
|
1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные результаты:
1. Российская гражданская идентичность;
2. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6.Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9. Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11.Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8. Смысловое чтение;
9. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты:
Выпускник научится:
· соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;
· понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое явление, физическая величина, единицы измерения;
· распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;
· ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования; проводить опыт и формулировать выводы.
· понимать роль эксперимента в получении научной информации;
· проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений: при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;
· проводить косвенные измерения физических величин: при выполнении измерений собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной точности измерений;
· анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения;
· понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их безопасного использования в повседневной жизни;
· использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет.
Выпускник получит возможность научиться:
· осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни;
· использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
· сравнивать точность измерения физических величин по величине их относительной погрешности при проведении прямых измерений;
· самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических величин с использованием различных способов измерения физических величин, выбирать средства измерения с учетом необходимой точности измерений, обосновывать выбор способа измерения, адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности полученных результатов;
· воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
· создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
Система контроля включает само-, взаимо-, учительский контроль и позволяет оценить знания, умения и навыки учащихся комплексно по следующим компонентам:
· умения и навыки (предметные и общие учебные);
· способы деятельности (познавательная, информационно-коммуникативная и рефлексивные);
· включенность учащегося в учебно-познавательную деятельность и уровень овладения ею (репродуктивный, конструктивный и творческий);
· взаимопроверка учащимися друг друга при комплексно-распределительной деятельности в группах;
· содержание и форма представленных реферативных, творческих, исследовательских и других видов работ;
· публичная защита и презентация творческих работ, исследований и проектов.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения школьников проходит через участие их в беседах по разным темам, тематическое тестирование, участие в научно – исследовательских конференциях и конкурсах исследовательских работ, реализацию исследовательских проектов.
Обучающиеся выбирают тему исследования и выполняют исследовательскую работу, которая представляется на итоговой конференции. При этом возможно выполнение творческого отчёта как индивидуально, так и в группе из 3-4 человек. Курс рассчитан на группу из 10-12 человек.
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТЕМА 1. Электромагнитные явления
Электростатические заряды. Бытовые электроприборы. Домашняя электропроводка. Техника безопасности при работе с «бытовым электричеством». Знакомство с работой индикаторной отверткой, электрическим тестером; исследование квартирной проводки на пожароопасность, составление принципиальной и монтажной схемы электропроводки, основы элементарного ремонта бытовых электроприборов. Электрические свойства тела человека. Биоэлектричество. Фоторецепторы. Электрорецепторы. Биоэлектричество сна. Магнитное поле и живые организмы. Использование магнитов в быту. Использование магнита как металлоискателя. Радио. Телевидение. Влияние электромагнитного излучения на живой организм. Исследование интенсивности электромагнитного излучения электробытовых приборов с помощью рентгеновской пленки.
Формы организации деятельности: классно-урочная, регламентированная дискуссия, работа в малых группах
Виды деятельности: чтение и обсуждение текста статей интернет-сайтов, обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач, обсуждение способов решения (подготовка к ОГЭ по физике).
ТЕМА 2. Механические колебания и волны
Механические колебания и человек. Происхождение биоритмов. Сердце и звуки, сопровождающие работу сердца и легких, их запись. Стетоскоп и фонендоскоп. Выстукивание – как один из способов определения размеров внутренних органов и их состояния. Звук как средство восприятия и передачи информации. Орган слуха. Область слышимости звука. Голосовой аппарат человека. Характеристики голоса человека. Ультразвук и инфразвук. Физические основы ультразвукового исследования человека. Звуки природы.
Формы организации деятельности: классно-урочная, регламентированная дискуссия, работа в малых группах
Виды деятельности: чтение и обсуждение текста статей интернет-сайтов, обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач, обсуждение способов решения (подготовка к ОГЭ по физике).
ТЕМА 3. Тепловые явления
Виды теплопередачи в быту. Диффузия. Кипение. Вопросы безопасности в тепловых процессах. Способы измерения температуры. Терморегуляторы. Значение цвета для оформления бытовых приборов, посуды; проверка работы вентиляции; ароматизация помещения, изготовление волосяного гигрометра. Насыщенный, ненасыщенный пар. Влажность. Значение температурного режима и влажности для жизнедеятельности человека.
Формы организации деятельности: классно-урочная, регламентированная дискуссия, работа в малых группах
Виды деятельности: чтение и обсуждение текста статей интернет-сайтов, обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач, обсуждение способов решения (подготовка к ОГЭ по физике).
ТЕМА 4. Оптические явления
Фотометрия. Световой поток. Законы освещенности. Законы геометрической оптики. Зеркало. Построение изображения в плоском зеркале и в системе зеркал. Тонкая линза: нахождение объекта по ходу лучей. Формула тонкой линзы. Строение глаза человека. Физические основы зрения человека. Дефекты зрения и способы их исправления. Расчет параметров линзы и изображения. Спектральная и энергетическая чувствительность глаза. Полное внутреннее отражение. Волновая оптика. Дисперсия света. Интерференция и дифракция света. Световые явления в природе.
Формы организации деятельности: классно-урочная, регламентированная дискуссия, работа в малых группах.
Виды деятельности: чтение и обсуждение текста статей интернет-сайтов, обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач, обсуждение способов решения (подготовка к ОГЭ по физике).
3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КОНКРЕТНОЙ ТЕМЫ
№ п/п |
Название раздела, темы |
Общее количество часов |
Из них |
|
Часы аудиторных занятий |
Часы внеаудиторных занятий |
|||
1 |
Электромагнитные явления |
16 |
16 |
- |
2 |
Механические колебания и волны |
4 |
4 |
- |
3 |
Тепловые явления |
18 |
18 |
- |
4 |
Оптические явления |
30 |
30 |
- |
|
Итого |
68 |
68 |
- |
4. Приложение к рабочей программе курса внеурочной деятельности «Я - исследователь» на 2021-2022 учебный год
4.1. Календарно - тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Я - исследователь»
на 2021-2022 учебный год
№ п/п |
Дата занятия |
Название разделов, тема занятия |
Корректировка программы |
|
По плану |
По факту |
|||
Тема 1. Электромагнитные явления (16 часов) |
||||
1. |
7.09 |
|
Электрические заряды и живые организмы. Влияние электрического поля на живые организмы. Биоэлектричество |
|
2. |
7.09 |
|
Электрические заряды и живые организмы. Влияние электрического поля на живые организмы. Биоэлектричество |
|
3. |
14.09 |
|
Лабораторная работа «Определение сопротивления тканей человека» |
|
4. |
14.09 |
|
Лабораторная работа «Определение сопротивления тканей человека» |
|
5. |
21.09 |
|
Природные и искусственные электрические токи |
|
6. |
21.09 |
|
Природные и искусственные электрические токи |
|
7. |
28.09 |
|
История энергетики. Энергия электрического тока и ее использовани |
|
8. |
28.09 |
|
История энергетики. Энергия электрического тока и ее использование. |
|
9. |
5.10 |
|
Конференция «Электрические сети проблемы и перспективы. Альтернативные источники энергии» |
|
10. |
5.10 |
|
Конференция «Электрические сети проблемы и перспективы. Альтернативные источники энергии» |
|
11. |
19.10 |
|
Магнитное поле Земли и его влияние на человека |
|
12. |
19.10 |
|
Магнитное поле Земли и его влияние на человека |
|
13. |
26.10 |
|
Свойства электромагнитных волн низкой частоты. Радиоволны и человек |
|
14. |
26.10 |
|
Свойства электромагнитных волн низкой частоты. Радиоволны и человек |
|
15. |
2.11 |
|
Биологические свойства электромагнитных волн высокой частоты |
|
16. |
2.11 |
|
Биологические свойства электромагнитных волн высокой частоты |
|
Тема 2. Механические колебания и волны (4 часа) |
||||
17. |
9.11 |
|
Колебания и волны в живых организмах. Колебания и человек. Биоритм |
|
18. |
9.11 |
|
Колебания и волны в живых организмах. Колебания и человек. Биоритм |
|
19. |
16.11 |
|
Звук как средство восприятия и передачи информации. Ультразвук и инфразвук |
|
20. |
16.11 |
|
Звук как средство восприятия и передачи информации. Ультразвук и инфразвук |
|
Тема 3. Тепловые явления (18 часов) |
||||
21. |
30.11 |
|
Энергия топлива. Теплоэнергетика. Влияние температурных условий на жизнь человека |
|
22. |
30.11 |
|
Энергия топлива. Теплоэнергетика. Влияние температурных условий на жизнь человека |
|
23. |
7.12 |
|
Лабораторная работа «Изменение температуры вещества при переходе c твердого в газообразное состояние. Построение графика зависимости температуры тела от времени» |
|
24. |
7.12 |
|
Лабораторная работа «Изменение температуры вещества при переходе c твердого в газообразное состояние. Построение графика зависимости температуры тела от времени» |
|
25. |
14.12 |
|
Тепловое загрязнение атмосферы. Решение задач |
|
26. |
14.12 |
|
Тепловое загрязнение атмосферы. Решение задач |
|
27. |
21.12 |
|
Виды транспорта. Применение различных видов транспорта в нашем регионе. Влияние работы тепловых двигателей на экологические процессы |
|
28. |
21.12 |
|
Виды транспорта. Применение различных видов транспорта в нашем регионе. Влияние работы тепловых двигателей на экологические процессы |
|
29. |
28.12 |
|
Круглый стол: «Изменение климата - парниковый эффект и глобальное потепление климата» |
|
30. |
28.12 |
|
Круглый стол: «Изменение климата - парниковый эффект и глобальное потепление климата» |
|
31. |
11.01 |
|
Тепловые процессы в теле человека |
|
32. |
11.01 |
|
Тепловые процессы в теле человека |
|
33. |
18.01 |
|
Лабораторная работа «Определение дыхательного объёма легких человека» |
|
34. |
18.01 |
|
Лабораторная работа «Определение давления крови человека» |
|
35. |
25.01 |
|
Решение экспериментальных задач. (Основное уравнение МКТ, количество вещества) |
|
36. |
25.01 |
|
Решение экспериментальных задач. (Основное уравнение МКТ, количество вещества) |
|
37. |
1.02 |
|
Решение экспериментальных задач. (Уравнение состояния идеального газа. Влажность воздуха) |
|
38. |
1.02 |
|
Решение экспериментальных задач. (Уравнение состояния идеального газа. Влажность воздуха) |
|
Тема 4. Оптические явления (30 часов) |
||||
39. |
8.02 |
|
Фотометрия. Световой поток. Законы освещенности. Лабораторная работа «Определение уровня освещённости в классе» |
|
40. |
8.02 |
|
Фотометрия. Световой поток. Законы освещенности. Лабораторная работа «Определение уровня освещённости в классе» |
|
41. |
15.02 |
|
Искусственное освещение. Виды электрических ламп |
|
42. |
15.02 |
|
Искусственное освещение. Виды электрических ламп |
|
43. |
1.03 |
|
Зеркальное и рассеянное (диффузное) отражение света. Экспериментальная работа: «Построение изображения в плоском зеркале» |
|
44. |
1.03 |
|
Зеркальное и рассеянное (диффузное) отражение света. Экспериментальная работа: «Построение изображения в плоском зеркале» |
|
45. |
8.03 |
|
Экспериментальная работа: “Многократное изображение предмета в плоских зеркалах” |
|
46. |
8.03 |
|
Экспериментальная работа: “Многократное изображение предмета в плоских зеркалах” |
|
47. |
15.03 |
|
Линзы. Глаз как оптическая система. Дефекты зрения |
|
48. |
15.03 |
|
Линзы. Глаз как оптическая система. Дефекты зрения |
|
49. |
22.03 |
|
Построение изображения в системе зеркал |
|
50. |
22.03 |
|
Построение изображения в системе зеркал |
|
51. |
29.03 |
|
Поле зрения |
|
52. |
29.03 |
|
Поле зрения |
|
53. |
5.04 |
|
Способы исправления дефектов зрения |
|
54. |
5.04 |
|
Способы исправления дефектов зрения |
|
55. |
19.04 |
|
Лабораторная работа: «Определение фокусного расстояния и оптической силы очков». Решение экспериментальных задач |
|
56. |
19.04 |
|
Лабораторная работа: «Определение фокусного расстояния и оптической силы очков». Решение экспериментальных задач. |
|
57. |
26.04 |
|
Световые явления в природе (радуга, миражи, гало) |
|
58. |
26.04 |
|
Световые явления в природе (радуга, миражи, гало) |
|
59. |
3.05 |
|
Оптические иллюзии нашего зрения |
|
60. |
3.05 |
|
Оптические иллюзии нашего зрения |
|
61. |
10.05 |
|
Биологическая оптика. (Живые зеркала, глаз-термометр, растения - световоды) |
|
62. |
10.05 |
|
Биологическая оптика. (Живые зеркала, глаз-термометр, растения - световоды) |
|
63. |
17.05 |
|
Живой свет. (Свечение моря, светящиеся организмы, хемилюминесценция, биолюминесценция) |
|
64. |
17.05 |
|
Живой свет. (Свечение моря, светящиеся организмы, хемилюминесценция, биолюминесценция) |
|
65. |
24.05 |
|
Экологические проблемы и обеспечение устойчивости биосферы, связанные с рассеянием и поглощением света |
|
66. |
24.05 |
|
Экологические проблемы и обеспечение устойчивости биосферы, связанные с рассеянием и поглощением света |
|
67. |
31.05 |
|
Защита проектов |
|
68. |
31.05 |
|
Защита проектов |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.